ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ И МЕДАЛЕЙ CCCP
ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Вчера, 15 ноября, первый заместитель
Председателя Президиума Верховного Co-
вета СССР тов. Н. М. Шверник вручил
трупие маршалов и генералов ордена и
медали за выелугу лет.

Ордена Краеного Знамени были вруче-
ны маршалам авиации Ф. А. Астахову и
Н. С. Скрипво, маршалу бронетанковых
войск П. А. Ротмистрову, генералу армии
А. В. Хрулеву, генерал-полковникам П. А.
Артемьеву, В. Е. Белоноснову, ` тенерал-
позковнику артиллерии В. 9. Тарановичу,
генерал-полковникам авиации Г. Г. Гурь-
янову, А. В. Никитину, генерал-полковни-
ку инженерно-авиационной службы А. Н.
Репину, тенерал-полковнику  интендант-
ской службы П. И. Драчеву, генерал-пол-
ковнику юстиции В. В. Ульриху, гене-
рал-лейтенантам Д. А. Гапановичу, В. К.
Мордвинову, генерал-лейтенанту инженер-
но-авиационной службы А. С. Яковлеву,
генерал-лейтенантаи технических войск
М. В. Данченне, Н. А. Просвирову, тене-
рал-лейтенанту юстиции Н. М. Рычнозу,
генерал-майорам А. И. Борисову, М. И.
Изотову, генерал-майору авиации П. fl.

Кобелеву, генерал-майору инженерно-ар-
тиллерийской службы А. Н. Сергееву, те-
нерал-майору юстиции И. Т. Никитченно,
диввоенюристу И. Т. Голякову, получив-
шему одновременно орден Трудового Ерас-
ного Знамени, и диввоенюристу П. А. Ка-
мерону; ордена Врасной Звезды — гене-
рал-полковнику ‘танковых войск ВБ. М.
Коробкову,  генерал-полковиику медицин-
ской службы Е. И. Смирнову и генерал-  ’
лейтенанту И. И. Ильичеву; медали «За
боевые. заелуги» — генерал-полковнику
А. И. Шахурину, генерал-лейтенантам ин-
женерно-авиациониой службы П. В. Де-
ментьеву, А. И. Нузнецову, генерал-майору
технических войск Н, Г. Жунову и инже-

вер-полковнику`А. Я. Цыско. з

Тов. Н. М. Шверник после вручения
орленов и медалей сердечно поздравил на-
гражденных маршалов и генералов и по-
желал им успехов в разрешении задач,
поставленных Верховным Главнокомандую-
щим Маршалом Советского Союза товари-
шем Сталиным перед Красной Армией.

КРАСН

ЛЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Подвеска кассет с бомбами перед боевым вы-

(ТАСС).

Бои на территории Венгрии

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 ноября.
(По телеграфу от наш. корр.). Ha терри-
топии Венгрии наши войска, продолжающие
вести наступательные бои, добились се-
тодня новых успехов. Преодолевая упор-
ное вопротивление противника, они с бо-
ем овладели городом и железнодорожной
станцией Ясберень. Занято также более
50 других населенных пунктов, среди ко-
торых нужно отметить пункты Эмед, Вата,
Абрань, Дорманд, Хевеш, Яедожа, Тапио-
сече.

То на одном, то на, другом участке
враг испытывает удары, приносящие ему
больной урон в живой силе и технике.
На дорогах, ведущих в столипе Венгрий—
Будапешту, валяются сожженные немеп-
кие автомашины, танки, штурмовые ору-
дия. Один вражеский дивизион штурмо-
вых орудий, претпринимая контратаки,
лишилея почти всей своей материальной
части. Многие солдаты этого дивизиона
сейчас находятся в плену. Они рассказы-
вают, что все их ковлралаки была Oec-
плодны, потому что веякий раз наталки-
вались на интенсивный огонь советской
артиллерии.

Неприятель, продолжая  ожесточенно
сопротивляться, вводит в бой новые pe-
зервы. Только вчера было отмечено появ-
ление на фронте свежей пехотной диви-
зни немцев. Но и ее силы уже начали
таять под губительным огнем частей
Врасной Армии. Сегодня из состава этой
дивизии взято в плен свыше 100 солдат
и офицеров.

Одна наша часть отлично провела бой
но ликвидации немецкого гарнизона, за-
пимавшего оборону на речном оетрове.
Стрелковые подразделения, форсировавшие
несколько дней назад реку в двух местах,

Действительные члены Академии медицинских наук СОР

Постановлением Совета Народных Ко-
миссаров СССР учреждена Академия ме-
дипинеких наук СССР.

Совет Народных Комиссаров. СССР ут-
вердил в звании действительных членов
первого состава Академии медицинских
наук СССР А. И. Абрикосова, И. 0. Бери-
ташвили, А. А. Богомольца, Н. Н. Бур-
хенко, Ю. Ю. Джанелидзе, А. А. Завар-
‚зина, Б. И. Збарекого, J. А. Орбели,
`А. В. Палладина, Я. 0. Парнаеа, 0. Н.
Подвыюоцкую, И. НП. Разенкова, А. Г. Са-
винных, Н. А. Семашко, А. Д. Сперанеко-
го; Н. Д. Стражеско, В. Н. Тонкова, В. П.
Филатова, Л. С. Штерн, 0. С. Юдина и
других, всего 60 человек.

Вародный комиссар здравоохранения
СССР — председатель оргбюро Академий
мелипинеких нзук СССР тов. Г. А. Мя-
терев заявил в беседе е корреспондентом

В успехе прорыва сильно укрепленной
обороны особенно велика роль разведки и
инженерного обеспечения. Что касается
разведки, то наиболее ее важной задачей
является изучение характера долговремен-
ных сооружений и прежде всего тех, ко-
торые намечено paspymuTs. 0 каждом со-
оружении следует собрать данные, необ-
ходимые артиллерии, авиации и саперам-
подрывникам, осуществляющим  разруше-
ние. Имеются в вилу следующие давные:
назначение того или иного сооружения,
как оно расположено на местности, кон-
структивные данные, тип амбразуры, сек-
тор огня, вооружение, характер загражде-
ний на подступах ий Т. д,

Несомненно, вести развелку  долговре-
менных течек трулно. Однако правильная
организания дела позволяет преодолевать
трудности и достигать необходимых ре-
зультатов. Пол\`Ленингралом и Севастополем
наши разведчики векрыли до 75 процен-
тов всех долговременных сооружений про-
тивника на направлении главного удара
советских войск. Это в большой мере спо-
собетвовало прорыву немедкой обороны:

Следует улелять серьезное внимание не-
полвижному наблюдению. Оно, как прави-
ло, ведется непрерывно. Наземное наблю-
дение целесообразно дублировать работой
звуко-светометрических станций и наблю-
дением с возлуха. Именно так поступали
наши командиры при прорыве немецкой
обороны пол Ленинградом. Здесь наблюде-
ние не прекрашалось ни хнем, ни ночью.
Оно не нарушалось даже с началом
атаки.

Плотность расположения  наблюдатель-
ных постов различна. На Перекопеком пе-
решейке и у Севастополя, где обзор 0бо-
роны противника был сравнйтельно  сво-
бодным, создавалось три-четыре поста на
1 км. фронта. В среднем каждый пост вел
наблюление в полосе 300—400 метров.
На Ленинградеком фронте количество по-
стов было ббльшим. Нерелко посты  на-
ряжалиеь для изучения отдельных об`ек-
тов, например, крупных зданий, отдельных

>

стали энергично продвигаться вперед. В
результате в руках противника осталась
только дорога, подходящая к берегу, &
затем по переправе ведущая на остров.
Образовалея клин, по 0бе стороны которо-
го находилиев напги войска. Чтобы упре-
дить отход противника, наступающие
предприняли двусторонний удар. Особен-
но успешно действовала рота под коман-
дованием лейтенанта Банкова. Она одной
из первых приблизилась к дороге, а 3з3-
тем ворвалась в населенный пункт и в
рукопашных схватках истребила более 40
немпев. В общем неприятель потерял
здесь более 200 человек убитыми и ране-
ными. Его гарнизон, находившийся на
острове, полностью едалея в плен.

Дождливая погода ограничивает дейет-
вия нашей птурмовой и бомбардировочной
авиации. Однако при малейшем проясне-
иии немедленно организуются атаки с
воздуха. Вчера группа штурмовиков под
командованием офицера Ковшикова, дейст-
вуя с высоты 200 метров, дважды атако-
вала скопление автомашин и гужевого
транспорта противника в районах двух
важных железнодорожных станций. Этот
улар был исключительно метким, Не ме-
нее 50 вражеских машин сгорело под
воздействием пулеметного огия наших лет-
чиков. Другая группа самолетов, ведомая
старшим лейтенантом Рябовым, разгроми-
ла немецкую колонну, состоявшую из 35
автомашин.

Участились случаи добровольной сдачи
в плен венгерских солдат и офицеров. Вее
они в один голос заявляют, что им опро-
тивела связь © немцами, которые увозят
в Германию оборудование вентерских фаб-
рик и заводов, а также другие ценности.

Подполковник И. АГИБАЛОВ.

— (Совет Народных Комиссаров Союза
ССР утвердил в звании действительных
членов первого состава Академии меди-
цинских наук 60 лучших, выдающихея
представителей медицинской мыели нашей
страны. Среди них 16 действительных
членов и членов-корреспондентов  Акаде-
мии наук СССР. Имя каждото нового ака-
демика нераздельно евязано е предетав-
лением о славных делах советекой меди-
Цинской науки и ее достижениях.

В начале декабря оргбюро Академия
уедипинских наук созывает общее собра-
ние. На первой сессии тей выборы
президиума академии и бюро ОЗделений,
будут утверждены директоры институтов.
установлены вакансии для дополнитель-
ных выборов действительных членов в
членов-корреспондентов. На общем собра-
нии будет заслушан ряд научных докла-

дов.
` (ТАСС).

летом на аэродроме Н-ской авиачасти. о
’ Снимок старшего техника-лейтенанта Н. Соловьева.

2-й. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 15 ноября.
(По телеграфу ст наш. нкорр.). В боях за
один крупный населенный пункт против-
ник, создав на узком участке фронта боль-
шой перевес сил, перешел в наступление.
Танки и мотопехота врага были ветрече-
ны сильным огнем наших частей. Особен-
Но стойко в этом бою сражались наши
артиллеристы. Ожестеченный бой за на-
селенный пункт продолжалея трое cy-
ток. Противник напрягал все силы, чтобы
сломить сопротивление советских частей,
‘пробиться вперед и овладеть важным уз-
лом поссейных и железных дорог. Но все
его попытки терпели неудачу.

Бесстрашие и. самоотверженность проя-
вил орудийный расчет сержанта комму-
ниста Петрова. На позинию шло шееть
вражеских танков. Артиллеристы приняли
неравный бой. Они поднустили танки на
150 метров и первым же выстрелом под-
били головную машину. В это время ог-
нем из второго танка был ранен Петров.
Превозмогая боль, он ветупил в единобор-
ство со вторым вражеским танком и не-
сколькими выстрелами поджег ero. Tem
временем остальные четыре танка оботли
орудие с разных сторон. Меняя огневые
позиции, отважные артиллеристы вели
б0й до последнего снаряда. Когда вышли

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 ноября.
(От наш. корр.). Эта высота с отметкой
252,1 играла немаловажную роль для
дальнейшего продвижения наших частей.
Отсюда противник просматривал наше рас-
положение на несколько километров в
глубину. Именно здесь он пытался задер-
жать нас. Задача овладеть высотой была
возложена на часть офицера Кононенко.

Некоторое время велись пристрелка и
наблюдение за передним краем противни-
ка. В это время батальон, которому пред:
стояло штурмовать высоту, был отведен в
тыл, где готовился к решению предстоя-
щей операции. На учебном поле были вы:
рыты траншеи — точная копия немецких.
С утра до вечера тренировались бойцы,
чтобы быстрым броском преодолеть рас-
стояние, отделявшее их от немецких пози-
ций. Вначале на это уходило 7—8’ ми:
нут. Упорная тренировка привела к тому,
что расстояние в 150 метров батальон ‘стал
преололевать за три минуты.

Задача штурма была доведена до каж-
дого командира взвода, до каждого бой-
ца. Всё было готово к штурму. Люди

Героические подвиги советских
артиллеристов

ШТУРМ ВЫСОТЫ

тах высоты.

АЯ ЗВЕЗДА

боеприпасы, бойцы расчета противотанко-
выми гранатами подбили еще два немеп-
ких танка. В неравном бою весь расчет
пал смертью храбрых, но не отошел на-
зад. : :

Как истинные герои сражались коман-
дир орудия старший сержант коммунист
Чесноков и наводчик сержант Алексанх-
ровский. № их орудию шло семь танков
противника. Александровский с первого же
выстрела поджег передовую машину, ос-
тальные шесть вражеских танков откры-
ли сильный огонь по орудию. Александров-
ский был ранен, но не отошел от орудия.
Он выпустил еще пять снарядов, которы-
мй поджег второй танк.

Пять танков противника ворвались на
огневые позиции. Личным оружием отби-
вались от немецких автоматчиков  героп-
артиллеристы. Александровский был еше
дважды ранен, но когда ему предложили
отправиться в госпиталь, он заявил:

— Пока у меня действует хоть одна
рука и вилят глаза, я булу воевать.

Стойкость, мужество и отвага совет-
ских артиллеристов, их воинское умение
ретили исход трехдневного сражения.

Несмотря па многократные атаки врага,
важный населенный пункт остался в на-
ших руках.

ждали сигнала, чтобы броском овлалеть
двумя траншеями противника, одна из ко-
торых была расположена на обратных ска-

Наступила минута штурма. Вся высота
была покрыта разрывами снарядов и мин.
Для подавления артиллерийских огневых
точек противника над полем боя появи-
лись наши штурмовики. Бойцы выскочи-
ли из траншей и следом за разрывами на-
ших снарядов рванулись вперед. В корот-
кий срок они овладели первой, а затем и
второй траншеей. р

Ночью противник предпринял попытку
вернуть высоту. До батальона  нем-
цев пошли в контратаку. Встреченные
мощным огнем и потеряв много солдат
убитыми и ранеными, немцы откатились
Последующие контратаки врага также не
дали успеха. На поле боя осталось до
двухсот трупов вражеских солдат и офи-
перов.

На высоте 252,1 и сейчас развевается
красное знамя, водруженное бойцами во
время штурма.

\

TAH HAH

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 ноября.
(По телеграфу от наш. корр.). Коммуни-
сты разведчик Королев и автоматчик ря-
довой Шляпников заметили, что у`одного
из подбитых немецких танков начал ра-

вопросы подготовки прорыва.

оборонительных сооружений противника и
т. д. В среднем в полосе каждой дивизии
насчитывалось вовемь — десять — две-
надпать постов. На хорошо просматривав-
шихея участках местности в батальоне
воздавалея один пост в районе командного
пункта (300-—400 метров от противни-
ка). На участках, сильно пересеченных,
выставляли вспомогательный пост. ‹ Штаб
стрелкового полка выставлял, как прави-
ло, два наблюдательных поста, штаб ди-
визиИ — один,

Местоположение фортификационных co-
оружений противника обнаруживалось по
ряду наиболее характерных признаков: по
амбразурам, вбпышкам стреляющего ору-
дия, присохшей или сожженной траве,
земляным осыпям, лесным  вырубкам.
тропам и т. д. Немцы тщательно маекиру-
ют свои долговременные сооружения и
строят ложные. Поэтому наблюдатели дол-
жны быть особенно бдительны. На грани-
пе Восточной Пруссии некоторых coopy-
жений, даже хорошо оборудованных, нем-
цы не занимали, используя их как лож-
ные. Вместе с тем вблизи их находились
искусно замаскированные под разбитый
танк или автомашину железобетонные co-
оружения, откуда враг и открывал огонь.

Следует широко использовать наблюда-
телей-лазутчиков. Действуя группами в
3—5 человек, они ночью проникают в
расположение противника и, замаскировав-
шись, если нужно, в течение несколь-
ких дней ведут наблюдение. Бывало rar,

что обстановка не позволяла нашим 2a-

зутчикам проникнуть в расположение про-
тивника. Тогда их забрасывали к нему во
время разведки боем или под прикрытием
артиллерии и бомбардировочной авиации.

Особое место занимает. команлирская
разведка. Вомандиры батальонов, полков и
хивизий должны систематически  прибы-
вать на свои наблюдательные пунЕты и
лично изучать оборону противника. В на-
шей практике в командирской развелке не
раз учасузовали командиры высших е0е-

динений,

Опыт показал, что наиболее Эффектив-
на разведка боем. Она ведется либо раз-
ведывательными партиями, которые скрыт-
но ночью проникают к сооружениям вра-
га, либо сильными отрядами пехоты при
поддержке танков, артиллерии и авиации.
В состав тех и других, как правило, вклю-
чались офиперы-разведчики от артилле-
рии, танков и инженерных войск. Развед-
ка боем сильно укрепленной обороны про-
тивника часто сопровождалась захватом
отдельных сооружений .или опорных пун-
кТов врага. В таких случаях саперы-под-
рывники, действовавшие в составе разве-
дывательных отрядов, взрывали захвачен-
ные сооружения, С началом разведки боем
состав наземного наблюдения усиливается,
главным образом, за счет штабных офице-
ров.

Для успеха разведки  холговременной
обороны необходимо вскрывать вражеские
сооружения огнем артиллерии и авиапии,
Т.-е. снимать маски. Это производитея
eTporo по плану, разрабатываемому сов-
местно с командующим артиллерией. По-
сле того, как сняты маски и оборонятель-
ные сооружения отчетливо наблюдаются,
артиллерия приступает к разрушению. Ес-
ли разрушить векрытую долговременную
точку еразу не удается, ее следует под-
вергать систематическим огневым налетам,
чтобы противник не восстановил маски-
ровки.

Основным сп0с0бош воздушной разведки
является фотографирование. Из опыта ви-
дно, что в большинстве случаев произво-
дятея с’емки всей площади укрепленного
района противника. На Ленинградском
фронте, например, перед прорывом вра-
жеской обороны было произведено три

площалных аэрофотос”емки. Первая — пе-

ред началом разработки планз прорыва,
вторая — 82а семь-восемь хней ло атаки
й вонтрольная — за один-лва дня до нз-
чала артиллерийской подготовки. Это по-
могло проверить, имеются ли в наличии за-
сеченные ранее сооружения. Вновь вскры-
тые цели наносились на схемы. Аэрофото-
с‘емка обычно производилась ¢ разных

Е УШЕЛ

ботать мотор. Оба бойца скрытно подполз-
ли к танку. Уничтожив трех немцев, они
забрали у них документы, подожгли вра-
жескую машину и благополучно вернулись
в расположение своей части.

высот. На направлении главного удара
с’емки производились в более крупных
масштабах.

Велико значение перспективных фото-
с’емок. Перед штурмом в районе Праги
многие участки обороны были полностью
засняты. На фотоснимках были подняты
и четко обозначены все долговременные
сооружения противника, а также огневые
точки, обнаруженные в постройках. Сним-
ки направлялись командирам полков, 6б-
тальонов, рот, батарей ‘и дивизионов.

Перейдем теперь к вопросам инженер-
ного обеспечения. Основная задача здесь—
подвести атакующие войска возможно
ближе к переднему краю обороны против-
ника, сохранив их от`излишних потерь и
обеспечив им атаку. Для этого впереди
своего переднего края отрываются тран-
шеи. Под Прагой путем траншей отдель-
ные похразделения приблизилиеь к немеп-
ким укреплениям на 50—70 метров. В
Сталинграде  улавалось даже подводить
траншеи непосредетвенно к немецким со-
оружениям и взрывать их. Такое сближе-
ние позволяло нашей пехоте в началом
атаки, буквально через несколько секунд,
одним броском блокировать вражеские со-
оружения и уничтожать их. Отрывая
траншеи, надо учитывать направление ог-
ня противника. Траншей следует подводить
перпендикулярно к направлению амбразу-
ры долговременной точки. OHTh их еле-
дует, как правило, короткими фасами.

Отрывка траншей сопряжена © больши-
ми трудностями. Однако это не должно oc-
танавливать выполнение задачи. Войска
Ленингралекого фронта в январеком  на-
етуплении 1944 г, рыли траншей путем
взрыва промерзшего грунта, нередко пол
неприятельским огнем. Эта работа етори-
цей окупилась, ибо способствовала успеху
атаки. 4

Наиболее оправдал себя сапной способ
отрывки траншей. Пол Витебском был при-
менен другой способ Пол прикрытием
сильного огня нашей авизпяи и артилле-
рии пехота стремительно выбегала вне-
ред, залегала и немедленно отрывала от-
дельные ячейки, затем — окопы, которые
впоследствии соединялись ходами сообще-
вия. Так получались сплошные траншеи,

16 ноября 1944 г., четверг. № 271 (5951),

Авианаводчики

ко густой пыли, сверкали вспышки Cur-

Благодарность и
пехоты — Прозевали! — раздраженно крикнул
к очередной Поляков, вызывая передовой наблюдатель-

Наша пехота готовилась nek avant:

атаке. В воздухе над полем боя устано-
вилоеь некоторое затишье, и На смену
большим группам истребителей были выз-
ваны «охотники». Барражируя на большой
выеоте, они всё время держали связь C
радиостанцией наведения.

На горизонте появились белые инвер-
сионные полосы. Это означало, что какой-
то немецкий самолет пересекает линию
фронта на максимальной высоте. Шел
«Хейнкель-111». Углубившись на нашу
территорию, он развернулся и с0 сниже-
нием направился к полю боя, видимо,
собираясь произвести аэрофотос’емку.

Командир поста наведения старший лей-
тенант Поляков, не спуская глаз с не-
мецкого разведчика, запросил своих:
«Кто в воздухе?» Ведущий пары «Яков-
левых-3» тотчас же ответия: «Я Лункин.
Нахожусь в квадрате 65».

Авианаводчики определили это ‘место по
карте. Получилось, что «охотники» нахо-

— Никак нет, — спокойно ответили 6
поста, — у нас всё в порядке..,

— А «Юнкерсы»? — векипел Поляков,

— Так ведь они же по своим бьют, —
засмеялся наблюдатель.

Ла! Лункин, таранивший вчера Hexen.
кий разведывательный еамолет, не напрас-
но погорячился. Очевидно, немцы до от
пор не разобрались в обстановке. Но всё
же следовало быть наетороже. B Kom
концов противник мог уточнить подоже-
ние своих разобщенных частей, и тогда
визит его бомбардировщиков, несомненно,
принял бы иной характер. Поддерживая
связь с общевойсковым штабом, авиана-
водчики внимательно следили за полем
боя. На линию фронта были вызваны воз-
душные патрули. Вроме того, на ближай-
ших аэродромах дежурили специальные
группы ‘истребителей.

...Вскоре после ухода «Юнкерсов», от
бомбившихея по своим войскам, начала

дятся в. 15 ‘километрах от «Хейнкеля».
— Курсом 60 градусов, к линии фрон-

та, на высоте 3000 метров — вражеский

разведчик. Перехват! — скомандовал По-
JAKOB.

Наращивая скорость,
стали срезать курс разведчику. Пока они
сокращали просвет между собой и «Хейн-

келем», немецкий экипаж уже приступил

к аэрофотос’емке. Потом, заметив наши
истребители, вражеский пилот резко раз-
вернулся на запад. Он бешено форсировал
моторы, и сзади «Хейнкеля» появились
струи черного дыма.

пеп, сократив просвет, Лункин выпустил

руя, стал уходить на <вою территорию.

Еще несколько секунд, и зенитные

чение наших истребителей.
“Один из ««Яковлевых-3»
машина Лункина) в

оказался рядом с «Хейнкелем». Сделав ед-

(это была

ударил винтом своего самолета по крылу

Мелькнули зонты парашютов.
— Не ушел! — вырвалось у авиана-

BOATHKOB,
Спустя некоторое время пилот немепко-

обер-ефрейтор вместе с документами и фо-

тоаппаратами были доставлены на рапию

наведения. Любопытно, что немцы были в
nITaTCKOM.
кой части? — спросил Поляков

1 вражеского пилота.

— Из картографического отряда, —
сухо ответил немец. — Мы вылетели на
с’емку местности, уклонились от маршру-
та и потеряли ориентировку...

Немецкий капитан, видимо, собирался
доказать, что он человек не военный и

его полет вовсе не связан © боевыми дей-

ствиями. К тому же ведь он был в штат-
ском. Авианаводчики иронически yeMexa-

ЛИСЬ.
— Точнее?
Немец, блуждая глазами: промолчал.

Затем, чуветвуя, что его хитрость разга-,

дана, ответил: irae
Мы из разведывательной эскадры,
Я послан, чтобы уточнить линию фронта.
Нашему командованию непонятно положе-
ние частей...

— Вот это похоже на правду, — ве-
село заметил. Поляков. — А нашему
командованию, наоборот, веё понятно.
Уточнять не надо...

Немец молчал. Первый опрос был окон-
чен. Уже вечерело, и авианаводчики то-
ропилиеь. Рапия «Тигр» за ночь должна
была перейти на новое место.

...На рассвете, заканчивая развертьтва-
ние рации, авианаводчики увидели. что в
дымке пожара над передним краем кру-
жилась стая немепких  пикировшиков
«Юнкерс-87». Над ними вздымалось обла-

Этот способ обеспечивает нзиболее быст-
poe сближение с противником. Третий спо-
06 — рытье траншеи путем взрывов,
что было также удачно применено войека-
ми Ленинградского фронта. Этот способ
неизбежен при сильно промерзшем или
каменистом грунте. Производятся взрывы
следующим образом. Саперы ночью закла-
дывают в нейтральной зоне на большом
протяжении заряды, а затем одновременно
подрывают их. Так образовывается глубо-
кая канава. Под прикрытием огня артил-
лерии или под покровом ночной темноты
пехота выдвигается к канаве, очишает ее
от осыпавшегоея грунта и приспосабли-
вает к ебороне.

Чтобы скрыть направление
Удара, траншеи подводятся к переднему
краю обороны противника на широком
фронте. Обычно отрывка траншей ведется
силами частей, занимавших на данном
участке оборону. По окончании работ они
сменяются войсками, предназначенными
тля атаки.

Полоса долговременной обороны обычно
насыщается всякого рода взрывными за-
граждениями и различными препятетвия-
ми. На некоторых направлениях немцы на
1 километр фронта устанавливали 4—6
тысяч мин. Отсюда ясно, сколь важны
работы по устройству проходов в препят-
ствиях противника. Опыт показал, что
создавать нроходы за 6—8 и более суток
10 начала атаки непелесообразно. Про-
тивник получает возможность вновь вос-
ътановить свои заграждения. Поэтому на
Ленинградеком фронте саперы приступили
5 созданию проходов за два-три дня до
начала наступления. На некоторых участ-
ках проходы в минных полях и проволо-
ке были проделаны накануне хня атаки.
Саперы не извлекали из грунта мины, a
обезвреживали их, вывинчивая взрывате-
ли. Это ускоряло процеее разминирования,
a главное — способствовало маскировке,
так как внешний облик минного поля He
изменялся.

Под Севастополем, Прагой и в других
боях широко применялось уничтожение
проволоки и отдельных МИННЫХ полей пу-
тем взрывов, артиллерийского обстрела и
воздушного бомбометания, Один наш бом-

главного

«Яковлевы-3»

«Яковлевы-3» рванулись вперед. Нако-

несколько очередей. Однако немец, пики-
ба-
тареи противника откроют огонь на отее-
несколько секунд
Ра уловимый клевок снизу вверх, летчик
вражеского разведчика. В воздухе мельк-
нули куски дюраля. Потеряв устойчивость,

«Хейнкель» пошел вниз. Правое крыло его
вместе с мотором отвалилось в сторону.

го самолета капитан и стрелок-радист

действовать наша артиллерия. Авнанавод-
чики ждали штурмовиков, которые должЕн
были сопровождать пехоту при прорыве
вражеской обороны. Тут была необходима
буквально ювелирная работа, требующая
отромного внимания со стороны летчиков,
Штурмовики появились как только стал
смолкать грохот &ртиллерии.

Головная группа, которой
летчик Вийк, приняв сигнал пехоты,
пошла в атаку. Начала бить вражеская
зенитка, и разрывы ее снарядов повиели
перед «Ильюшиными-2». Второй эшелон
штурмовиков быстро заставил Hemenkyw
пушку замолчать. Встав в круг, «Илью-
шины-2» около тридпати минут действ-
вали над полем боя.

— Слдельная работа, — шутливо 3a-
метил кто-то на станции наведения.

Блеск ракет, появлявшихея © разных
направлений (немпы тоже пускали раке-
ты, чтобы ввести в заблуждение штурмо-
виков), временами смущал летчиков. Тог-
да вмешивалась рация наведения:
Говорит «Ворон». Бейте по холм,
Немцы мешают пехоте!

Довольно по холму... Ударьте около
мельницы!

Вскоре авианаводчики получили новую
заявку. Пехота просила перенести атаки
на окраину поселка, где немпы, силью
укрепивиись, задерживали наше продви
жение. «Ворон» направил тула свежую
группу штурмовиков. Бой был в сами
разгаре. На помощь авианаводчикам вклю-
чилась в сеть «Радуга» — рация пехот-
ного командира:
Штурмуйте около дома голубой
крышей! Бейте у сараев!

Правильно поданные команды помогали
штурмовикам разбираться в хаосе боя,
быстро находить противника и подавлять
его огнем с воздуха. Вот наша пехота,
пользуясь непрерывной поддержкой с воз-
духа, ворвалась на окраину населенного
пункта. Но противник открыл сильный
огонь с фланга. В этот решающий мо-
мент штурмовики услышали голое пехот-
ной радиостанции:

— Сделайте еше по заходу!

Ведущий группы пгтурмовиков офицер
Лауков дал повять «земле», что боепри“
пасы на исходе, но пехота настаивала на
повторной атаке с воздуха. Порехватив
этот радиоразговор, «Ворон» скомандовал
ттурмовикам, собравшимся покинуть поле
боя:

— Еще одна атака!

Лауков со своими ведомыми снова 0б-
рушилея на немцев, расходуя последние
боеприпасы. Немпы еще раз быля opi
жаты к земле, и атакующая пехота ста-
ла просачиваться на улицы поселка.

«Радуга» опять заговорила:

— Молодцы, летчики, хорошо дейст-
вуете! Спасибо!

Это была самая высокая благодармость,
какую может заслужить летчик. — 63
годарносеть лехоты, по достоинетву опе-
нившей стремительные атаки штурмови-

ков.
Майор С. РЫБАНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

—

a Eko Se anette a

бардировщик бомбами среднего калибра
создал проход в минном поле на площади
1012 метров. Перешедшие в наступие-
ние танки сбросили фашины и легко про-
шли через воронки, не потеряв на минах
ни одной машины.

Бывали случаи, когда противнику удз-
валось вновь минировать разминированные
Участки. Поэтому проделанные проходы
должны обязательно охраняться спедизль
но выделенными автоматчиками и мино
метчиками. При веех обстоятельствах не-
обходимо в ночь перед началом атаки
вновь проверить состояние сделанных про
ходов.

Если характер местности или повышен“
ная бдительность противника лишают в03-
можности скрытно проделать проходы, ра-
оота сапер лолжна—нрикрываться  огнек
артиллерии, а если нужно, то и авиация.
Следует широко применять дымы.

Необходимо особое внимание обращать
на изучение минных полей, установленных
противником в`глубине его обороны, He-
посредетвенно перед долговременными 60-
оружениями и между ними. В Восточной
Пруссии немцы вокруг своих сооружений
закладывают множество мин, устанавливая
малозаметные препятствия. На отдельных
участках они выкапывают большие про-
тивотанковые рвы. Если оказывается не-
возможным заблаговременно создать про-
ходы в загражлениях и препятствиях, то
нужно это делать с началом наступления,
На подобных паправлениях в состав пе
хоты и танковых частей нужно 0обяза-
тельно включать команты сапер. Оня и
обезвреживают вновь обнаруженные 38°
граждения противника.

Опыт боев настоятельно требует орга
низации четкой комендантской службы в
проходах. Их создается большое количеет-
во. Под Ленинградом, например, на комен-
данта (обычно назпачалея он в масшта-
бе стрелкового полка) возлагалась 3ада-
ча — регулировать движение танков и
пехоты через проходы, охранять послед-
ние, а также расширять их для пропуска
вторых эшелонов. В распоряжение комен-
данта выделялась команда сапер и
стрелковых частей.

Полновник П. БЕЛДЫРЕВ.

командовал .

м
 .

к
№