a

KPACH

АЯ ЗВЕЗДА

Подготовка к зиме на

1 денабря 1944 г.

пятница. № 284 (5924).

ae

Первое задание

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Ефрейтор Василий Ляхов посмотрел на
светящуюся стрелку компаса, а потом
оперся руками о бруствер и одним толч-
ком легко выбросил свое тело за траншею.
Осмотрелея, прислушалея. Вокруг ни зву-
ка. Нагнулея над траншеей, чтобы про-
ститься с командиром, пожал его мягкую,
теплую руку и почувствовал, что эта
теплота словно передается всему его телу.
Он выпоямилея во весь рост и уверенно
направилея . вперед, ступая осторожно,
будто на земле были рассычаны осколки
стекла.

Лейтенант Пилипенко долго смотрел
вслед ефрейтору, которого не было видно в
темноте. Ляхов ушел сегодня Ha задание
последним и должен вернуться следующей
ночью. Майборода, Волгин и Мурзубаев
ушли раньше. Лейтенант будет встречать
их всех вместе. Он, лучший разведчик в
дивизии, лично готовил их к заданию, и
они его не подведут. Не напрасно же ге-
нерал называет лейтенанта отцом лазут-
чиков, а его воинов— невидимками,

Лазутчик — это и есть воин-невидих-
ка, виртуоз разведки. В нем сочетаютея
все лучшие воинские качества: твердая
воля и физическая выносливость, смелость
и умение, непреклонная стойкость и го-
товность к подвигу. Лазутчик действует
один. Куда, с какой целью и надолго ли
он уходит, — 06 этом знает только ко-
мандир. А потом лазутчик проверенных
путем ведет разведывательную партию или
целое подразделение к намеченному 0б’ек-
ту. Именно такие бойцы в группе лазут-
чиков У лейтенанта Цилипенко.

...Cerolns лейтенант больше всего бес-
поколтся о Ляхове. Не может быть. чтобы
месяц доротого времени, потраченный на
обучение Ляхова специальности лазутчи-
ка, прошел впустую. На учебных заняти-
ях ефрейтор понимал своего командира с
полуслова. ЛДейтенанту было приятно ви-
деть, как он легко управлял своим силь-
ным телом, заставляя его то приникать к
земле, то изгибаться, то делать быстрый
бросок вперед и снова камнем падать на
землю. Но то было учебное поле, а сейчас
ефрейтор нахолитея где-то между нашей
и немецкой обороной, на так называемой
ничейной земле, каждый метр которой на-
чинен минами, опутан проволокой, про-
стреливается отнем всех видов оружия.
Лейтенант беспокоится, потому что его
ученик держит в эту ночь самый строгий
экзамен. Он выполняет первое боевое за-
дание как лазутчик.

..Лем временем Ляхов подошел к глу-
бокому оврагу. Остались позади наши про-
волочные заграждения и минные поля.
Пологий восточный склон оврага был по-
хрыт тонким слоем снега. Внизу шумел
невидимый ручей. С шипением и треском
взлетела ракета, осветившая овраг мерт-
венвю-бледным светом. Показался запад-
ный склон — крутой, е неровными чер-
ными выступами. За ним, на возвышен-
ности — низкие ряды немецких ирово-
лочных заграждений и похожий на опу-
холь бруствер траншеи. Через минуту
снова всё погрузилось в непроницаемую
темноту.

Ляхов  распласталея на снегу и стал
медленно спускаться в овраг. Сначала он
осторожно прощупывал руками вокруг
себя, а потом, опершиеь на локти, подтя-
гивал тело вперед. Так он добралея до
ОО:
етым дном. Берега его заросли густой тра-
вой, и теперь она плотным слоем покры-
вала землю. Такие места немцы обычно
минируют. Действительно рука ФЛяхова
звекоре прикоснулась в чему-то тверлому,
холодному. Мина! А вот еще одна. Десять
млн обезвредил он, тшательно спрятанных
в траве и запорошенных первым снегом.
Потом пополз дальше,

ВЕНЕ ОТРЕЗКИ

Тактическая

Впереди, на краю оврага показалось
одиночное деревцо, расщепленное тяжелым
снарядом. На языке разведчиков оно на-
зывалось ориентиром № 2. Здесь  окоп
боевого охранения немцев. Значит, надо
ползти левее. Теперь овраг остался поза-
ди. Переползая через дорогу, ведущую в
деревню и давно неезженную, Ляхов обна-
ружил противотанковый футас. Не успел
он продвинуться и на десяток шатов, как
почувствовал, что сползает в какую-то
канаву. Берег был неровным, обрывиетым,
я нетрудно было определить, что канава
глубока. Ефрейтор во-время опохватилея и
стал карабкаться кверху. И вдруг страш-
ная мыель славила виски. Он почувство-
вал, что в темноте нечаянно схратилеся за
толовку вмерзшей в землю мины. Но уже
в следующую секунду Ляхов успокоился.
Мина —— противотанковая,  нажимного
действия, Если б он даже навалилсея на
нее всем телом, и то ничего бы не случи-
ЛоСЬ.

Вдруг неподалеку скользнул луч кар-
манного фонаря. Это были немцы. Они
молча шли в колонне по одному. Пример-
HO через час злесь прошла другая груп-
па немцев, равная по численности пео-
вой, но в обратном направлении. Эти шли
быстрее, о чем-то переговаривались. Ba-
димо, они сменились и сменили отлыхать.
Ляхов лежал под разлапистым кустом и
думал: каждый ли день у них происхо-
дит смена боевого охранения? Вот есля 6
это разузнать! Что ж, когда известно, кз-
ким путем ходят немцы, то он узнает,
чего бы это ни стоило, каждый ли день
они здесь ходят.

Утро застало Ляхова в тылу боевого
охранения немцев. Он лежал в кустарни-
ке, укрывшись под ящиком от разбитой
повозки. Чтобы согреться, лазутчик потя-
нул из фляжкл спирта, закусил колбасой
и хлебом, затем зажег спиртовую ‹вечку
(она хоропго обогревает), достал блокнот
и изобразил свой путь в виде ломаной ли-
ний © замысловатыми ответвлениями,
кружочками, квадратиками. Тут же он от-
метал только что обнаруженные нять не-
мепких пулеметных точек, позиции двух
противотанковых орудий.

..Шла, третья ночь. Ляхов дождался,
когда еменившаяся группа немпев двину-
лась на отдых, выбрался из-под ящика,
спуетялся в овраг и пошел знакомым, раз-
веданным путем к своим окопам. Шел в
полный рост, усталый и промерзший.
Мыель о том, что он хоропю справилея ©
работой, придавала ему сил, и он всё
ускорял шаг. }

— Стой, кто идет?

— Ефрейтор Дяхов.

— Пора, пора. Давно жду.

Это был лейтенант Виктор Пилипенко,
уже третью ночь не смыкавший очей в
ожидании Ляхова и, наконец, дождавигай-
ся этого самого молодого, «самого ловкого
и сильного своего ученика.

В землянке за. ужином Ляхов подробно
доложил командиру © результатах раз-
ведки. г

— Надо было установить, кажлую ли
ночь немцы сменяют  6б0ев0е охранение.
Потому я и решил задержаться на суткл.
Тенерь это установлено точно.

— Вот и хорошо. Поведешь туд груп-
пу в засаду.

..Юменивигиеся немцы привычным пу-
тем шли в колонне по одному. Шли бы-
стро, разговаривали, предвкушая близкий
отдых. Й вдруг, словно нежданный гром,
обрушился на их головы удар из засады.
В короткой рукопашной схватке наши
разведчики уничтожили 18 гитлеровцев, а
троих захватили в плен.

Капитан М. МАНУХИН.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,

a ee

подготовка

в военном училише

Во всей системе обучения и воспита- ! таком занятии удается подтотовить пре-

ния курсантов военных училищ тактиче-
ская подготовка занимает одно. из первых
мест. На занятиях по тактике будущие
офицеры учатся применять на практике
всю сумму военных знаний, налапливае-
мых ими в стенах учебного заведения,
приобретают навыки, нужные командирам
при управлении боем подразделений. Моло-
дой офицер, впервые попавитий в действую-
щую армию, сможет быстро определить свое
место в бою только при том условии, еели
его обучали военному делу в обстановке,
максимально приближенной к боевой.
Военные училища укомплектованы штат-
ными преподавателями тактики. Это офи-
перы, в своем большинстве  участни-
ки Отечественной войны, на практике
познавшие природу современного боя. Так-

тичегкий цикл обязан помочь им глуб-
хе освоить собственный опыт и попол-
нить его данвыми сегодняшних боев.

Многие офицеры пришли на преподава-
тельскую работу впервые. Они нуждаются
в повышении своих теоретических  зна-
ний, им необходимы методические навыки.
Таким образом работа с преподавательеким
составом является главным звеном во всей
деятельности тактического цикла.
Естественно, что для занятий с препо-
давателями надо иметь время, особенно в
TOM случае. если начальник цикла 00-
ставит себе за правило готовить препода
вателей в поле и по каждой теме, кото-
рую они изучают е курсантами. Опыт ра-
боты тактического цикла нашего училища
показырает, что это время можно вы-
кроить. Для этого надо только, чтобы на-
чальник цикла принимал  непосредетвен-
ное участие в планировании всей боевой
полготовки курсантов. Составляя график
прохождения диециилин, мы оттянули на-
чало занятий по тактике на 15 дней.
Этим удалось лостичь двойной выгоды.
Курсанты успели получить начальные зна-
ния по другим дисцинлинам, необходимые
им при прохождении первого же урока по
тактике. Эти лве недели офицеры-препо-
даватели использовали лия подготовки Е
предстоящей работе, обстоятельно подгото-
вив несколько тем на 20—25 дней вперед.
Запас отработанных заранее тем вое-
полряетея на плановых завятиях. которыг
проводятся 4 раза в месяц. На каждом

подавателей по 3—4 темам предстоящих
уроков с куреантами. При планирований
всей программы боевой подготовки курсан-
тов нами предусмотрен некоторый зазор
во времени между окончанием первого и
началом второго периода обучения. В этот
промежуток  тактическай цикл будет
иметь возможность заниматься в препода-
вателями ежедневно. Тем самым ему уда-
ется снова подготовить их к занятиям с
курсантами на ‘несколько недель вперед.

Участие начальника цикла и стар-
ших преподавателей в планировании
всей боевой подготовки курсантов позво-
ляет нам не только выделить необходи-
мый запас времени, но и достигнуть тес-
ной увязки при прохождении различных
дисциплин. На первых порах у нас быва-
ли некоторые недочеты в раепиеаниях
занятий. Они вызывали излишние хожде-
ния взводов с одного участка на другой и
нарушали последовательность в изучений
предмета. Например, курсанты строили
збаронительные сооружения в одном ме-
сте, в то время, как занятия по изучению
боя в траншеях выгоднее было проводить
в другом. Бывало и так, что при вклю-
чении в расписание ночных занятий не
предусматривалось светлое время, ° тогда
как обучению многим тактическим дейст-
виям в темноте должна предшествовать
хневная подготовка. Конечно, составители
расписания не могли, да и не обязаны
были знать подробно содержание каждой
темы. Они отводили время для занятий,
руководетвуяеь названием темы. [о стои-
л0 старшим преподавателям поближе по-
зойти к планированию боевой подготовки.
как эти неувязки были полностью лик-
вилирозаны.

В настоящее время между прохождени-
ем различных дисциплин достигнуто тес-
ное взаимодействие. Вогда, например, от
курсантов требуется по содержанию так-
тического урока составление графического
токумента или. другие топографические по-
знания, они предварительно получают их
на занятиях по топографии. Отрывка око-
нов, оборудование оборонительных  райо-
нов, вебе работы курсантов по инженерно-
му делу проводятся там, где эти соору-
жения можно применить с пользой на 38-
HATHAX по тактике.

НА Н-СКОМ ЗАВОДЕ БОЕПРИПА-
СОВ. Осмотр готовой продукции в отделе

технического контроля.
Снимок Л. ПЕТРОВА.

УМЕЛЫЕ ДЕЙСТВИЯ
СОВЕТСКИХ АВТОМАТЯНКОВ

1-й БЕЛОРУССЕИЙ ФРОНТ, 20 ноя-
бря. (По телеграфу от Haw. Kopp). Ночью
пятнадцать автоматчиков из  подразделе-
ния капитана Батурина отправились в
тыл врага. По болоту они обошли тран-
пеи немцев и вышли на дорогу. Оборона
противника осталась в полувилометре по-
зади разведчиков. Вся группа во тлаве
со старшим лейтенантом Ивушкиных и
лейтенантом Помарчук © тыла начала

продвигаться Ев вражескому переднему
краю.

Справа OT дороги двяталась группа
Ивушкина, слева — Помарчука. Вскоре

автоматчики увидели свет сквозь малень-
кие окошки трех немецких блиндажей.
Они направились туда, чтобы одновре-
менно ударить по всем трем блиндажам
и пулеметным позиниям. Группа раздели-
лась па три части. Во главе мелких
групп, действовавших против двух край-
них блиндажей, были младший сержант
Конобаев и рядовой Авдеев. Остальные
напали на центральный бляндаж и пу-
лемет.

Когда автоматчики были уже совсен
близко, ефрейтор Иванов бросил в блин-
даж гранату. Шосле этого вся группа
ринулась вперед, забрасывая противотан-
ковыми гранатами вражеские блиндажи и
пулеметы. Разгром немецких укреплений
длился не более пяти минут.

Славные советские автоматчики уни-
чтожили 15 немцев, два пулемета, разру-
шили три блиндажа и без потерь © плен-
ным неменким офицером вернулись в <в0е
подразделение.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ У ДАЛЬНОМЕРА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 ноября.
{От наш. корр.). Иван Викулов служил
дальномерщиком на Дальнем Востоке, уча-
ствовал в войне с белофиннами в 1939
году. С первого дня Отечественной войны
он снова Встал у дальномера на зенитной
батарее.

За эти годы он работал на оптических
приборах всех систем. В его умелых ру-
ках техника всегда действовала безотказ-
но. В осенних боях-на Неве в 1942 году,
в сражениях по прорыву блокады Ленин-
града батарея, на которой служит Вику-
лов, сбила 10 самолетов противника. В
этом немалая заслуга младшего сержанта.

На-днях зенитчики батареи тов. Кири-
ченко отметили 10-ю годовщину службы
младшего сержанта Ивана Викулова.

У нас стало правилом прохождение всех
военных дисциплин согласовывать в заня-
тиями по тактике. Мы стараемся по веем
вопросам добиться единства в требованиях
специалистов и преподавателей тактики.
Этого удается достигнуть путем участия
тактического цикла в планировании всей’
учебы курсантов, а также путем привле-
чения офицеров-—епециалистов различных
военных дисциплин-—на занятия препода-
вателей тактики. Известно; что многие.
общие вопросы военного дела входят в.
содержание нескольких дисциплин. Ничто
так не подрывает авторитета преподавате=
лей, как противоречивые раз‘яснения од-:
них и тех же военных понятий, даваемые
руководителями, скажем, на уроках по
тактике и во время огневой подготовки.
Постоянный и тесный контакт в работе
различных циклов и прежде всего на
предварительных занятиях е  преподава-
тельским составом помогает установить
единство взглядов по всем вопросам, вхо-
дящим в содержание занятий, и пред’яв-
лять курсантам одинаковые требования.

В нашем тактическом цикле предвари-
тельные занятия © преподавателями про-
водятся по каждой теме, которую им пред-
стоит провести < курсантами. Раескажем,
как это делается. По первому занятию на
тему «Боец в наступлении» я провел но-
казательный урок, разобрав е пренподава-
телями не только содержание темы, но и
метод работы руководителя при составле-
нии коненекта, а также методику проведе-
ния занятия. Носледующие темы я pac-
пределил между преподавателями. Разуме-
ется, что при этом я учитывал инливиду-
альные качества преподавателя. Получив
отправные сведения и указания, на какой
местности следует провести занятия, пре-
подаватели намечали предварительный
план занятия, полбирали пособия, кото-
рые слеловало рекомендовать для изучения
преподавательскому составу и курсантам.

По многим темам тактической — полго-
товки курсантов от преподавателя тре-
буется личный показ приемов. В чаетно-
ети, каждый преподаватель тактики в
военном училище обязан безукоризненно
владеть всеми приемами лействий олиноч=
ното бойца. Такие занятия с преподава-
тельеким составом я поручал проводить
тем из офицеров. которые умели вами об-
разпово выполнять приемы. Особенно по-
учительно было проведено занятие на те-
му «Боец в атаке», которым руководил
старший лейтенант Мазанов. Высокое ка-
чество показательного урока было резуль-
татом того, что этот офицер умел точно
по уставу вышолнять все приемы.

военных дорогах

В беседе с корреспондентом «Ёрасной
звезды» ‘ заместитель начальника Глав-
ного дорожного управления Ерасмой Ар-
мии генерал-майор технических войск
В. Т. Федоров сообщил о мероприятиях
по подготовке военных дорог к зимнему
периоду.

— Предстоящую зиму, — ‹казал Тов.
Федоров, — военные дорожники встречают
в условиях, когда Красная Армия ведет
победоносное наступление за рубежами на-
шей страны. Нашим дорожникам придется
этой зимой вести работу в новых клима-
тических условиях, при. значительно уд-
линившихея коммуникациях и резко из-
менившемея ландшафте местности. Ho
дорожникя Красной Армии стремятся ©
честью выполнить возложенную Fa HEX
залачу. Они быстро восстанавливают раз-
рушенные отступающим противником мо-
сты и дороги, очищают их от вражеских
мин и приводят в полный порядок. На
коммуникациях фронта от Баренцова до
Черного моря военные дорожники подгото-
Buia Е зиме около 20.000 километров
фроятовых дорог.

На всех дорогах оборудованы мощные
снегоочистительные станции, на их базы
завезены необходимые механизмы и рабо-
чие инструменты: тракторные и автомо-
бильные снегоочистители, треугольники,
залоразбрасыватели, льлоскалыватели,
кирки и лопаты. При наличии этой тех-
ники каждая из  снегоочистительных
станций может обеспечить снегоочистку
на участке до 200 километров и заме-
нить работу нескольких дорожных под-

разделений. В базам  снегоочиетительных

станций и на участки дорот, имеющих
узкие дефиле, крутые под’емы и спуски,
завезены в необходимом количестве песок
и гравий. Только по нескольким военно-
автомобильным дорогам на зиму завезено
свыше 12 тысяч кубометров песка. На
тысячи километров расставлены по до-
рогам ориентирные вехи и снегозащит-
ные щиты.
Особое

значение приобретает Зимой

‚работа этапно-комендантских пунктов 0б-

служивания. От_них зависит нормальное
продвижение воинских частей, следующих
к линии фронта, перевозка боевой тех-
ники и вооружения. Хорошо подготовле-
вы к работе в зимних условиях этапно-
комендантские ‘пункты обелуживания на
военно-автомобильных дорогах, где на-
чальниками дорог подполковник Протасов,
майоры Данько и Файнгольх. На продо-
вольственно-питательных и обогреватель-
ных пунктах этих дорог лля бойцов и
офицеров устроены комнаты отдыха,
парикмахерские, бани, мастерские по ре-
MOHTY одежды и обуви. Спепиальные

бригады оказывают техническую помощь в
ремонте автомашин.

На многих военных дорогах наряду с
обслуживанием военнослужащих обеспечи-
ваются также нужды советских граждан,

‘зозврашающихся на родину из немецкого

плена. Им предоставляют транепорт, по-
мещения тля ‘обогрева, выдают горячую
пищу, оказывают медицинскую помощь.

— Как готовятся дорожники Красной
Армии встретить зиму на зарубежной тер-
ритории?

— Многим дорожным частям и подраз-
делениям придется обеспечивать работу
дорог в странах, где действуют войска
Брасной Армии в чрезвычайно слож-
ных и трудных условиях. особые  гео-
графические и климатические условия
злесь создают дополнительные трудности в
работе дорожников.

Исключительно сложна работа военных
дорожников в Карпатах. Высокогорные
участки дорог и перевалы отличаются
весьма тяжелым снеговым режимом. Уже
сейчас в Карпатских горах нашим дорож-
ным частям и подразделениям приходится
вести борьбу со снежными завалами, 9б-
леденениями, обеспечивать продвижение
наступающих войск и сопутствующего им
транспорта п крутым обледенелым изги-
бам дорог.

Обеспечение бесперебойного движения
воинских частей в горных условиях тре
бует специальных методов организации
снегоборьбы. На всех снегозаносимых и
опасных для движения горных участках
советские дорожники установили указате-
ли и лорожные знаки, доставили сюда
аварийные материалы. На крутых под’е-
мах и спусках дорог расставлены дежур-
ные тракторы, которые оказывают помощь
проходящему автотранспорту. На снегоочи-
стительные станции, расположенные в
горах, завезоно оборудование, топливо,
продовольствие.

0собое внимание на торных дорогах
уделяется службе регулировамия. На труд-
но-проезжих участках дорог между
постами регулирования установлена теле-
фонная связь, организована четкая работа
световой сигнализации,

Хорошо несут свою службу  дорежни-
кл Красной Армии`и ча других участках
фронта: в Венгрии, Восточной Пруссии
и AD.

— Какую помошь в работе советских
дорожников оказывает население районов,
освобожденных от  вемецко-фашистских
захватчиков?

— Местное ‘каселение оказывает нам
большую помощь, особенно на Карпатах.
Жители тор участвуют в расчистке от
снега горных перевалов. Они охотно пре-
доставляют свои жилища для обогрева
бойцов. BcemepHoe содействие и помошь
оказывает нам и польское население. Так
жители Любартовского уезда приняли ак-
тивное участие в оборудовании дорог к зи-
ме. Они нодвозили на своих подводах пе-
сок, строительные материалы, а также
помотали в установлении щитов от снега.
Блатодаря этому теперь все военные до-
роги на территории освобожденных райо-
нов Польши полностью подготовлены к
встрече зимы.

В заключение генерал-майор техниче-
ских войск В. Т. Фелоров указал, что
предстоящей зимой военные дорожники
приложат все усилия, чтобы обеспечить
наступающую Врасную Армию херопю 0бо-

фрудованными коммуникациями.

Встреча пехотинцев с артиллеристами

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 ноября.
(По телеграфу). Кончился день напряжен-
ной боевой учебы. Артиллеристы и пехо-
тинцы собрались в ленинский уголок под-
разделения офицера Мосолова. Здесь со-
о: товарищеская встреча боевых дру-
зей.

Кавалер ордена Славы стрелок Дмитрий
Мищенко, старые гвардейцы Герасимчук и
Перских, бронебойщик Никулекко, офицеры
Страх, Хайдапов и Федосеев в своих вы-
ступлениях подчеркивали огромную роль
артиллерии в боях с немецкими захватчи-

чками.

На преподавателей, разрабатывающих
TY или иную тему, возлагается  обязан-
ность подобрать примеры на опыте Ore-
чественной войны и другие материалы,
необходимые для построения урока на
опыте современных боев. Содержание ме-
тодической разработки, — подготовленной
преподавателем ‘по данной теме, рассмат-
риваетея на забедании тактического цик-
ла. Если есть необходимость, на эти‘ за-
седания привлекаются офицеры других
специальностей: артиллеристы, связисты,
ваперы, топографы и т. д. Они дают пре-
подавателям тактики справки и раз’яс-
нения по интересующим их вопросам.
Здебь же договариваются 0б единообраз-
ном толковании на занятиях с курсанта-
ми тех положений, которые могли быть
спорными или не всеми офицерами поня-
TH ОДИНАКОВО.

Тактический цикл пользуется помощью
офицеров других родов войск и тогда,
когда нужно провести с преподавателями
специальные занятия. Например, мы гото-
вились обучать курсантов бою в транше-
ях. Выяснилось, что часть преподавате-
лей нуждалась в повторении приемов ру-
копаптного боя. Этот пробел был восполнен.
Руководитель физической подготовки про-
вел с преподавателями тактики несколько
занятий по рукопашному бою. Получив
такую зарядку, они справились неплохо
в этой темой и при обучении курсантов.

Поеле того, как методические разработ-
ки рассмотрены на заседании цикла, ав-
торы их проводят е преподавательским с0-
ставом занятия на местности. На заня-
тиях проверяется «жизненность» разра-
ботки, устанавливается, насколько в ней
предусмотрены все вопросы темы, Уточня-
ются методика проведения занятия и ма-
теризльная сторона дела (пособия, сиг-
нальные средства и т. д.). Утвержденная
начальником учебного отдела илн началь-
ником училища методическая  разра-
ботка является для преподавателя  доку-
ментом, который определяет готержание и
организацию занятия. Каждый преподава-
тель обязан точно выполнить ее содержа-
ние. Этим мы добиваемся елинства при
прохождении всех тактических тем.

Некоторое отклонение от этого правила
вызывается тем. что батальоны занима-
ются на разных учебных палях. Если тот
пли иной батальон проводит запятия не
там, где проходила прехварительная 102б0-
та, старший преподаватель тактики обя-
зан подобрать на своем участке  мест-
ность, соответствующую содержанию те-
мы, и, как мы говорим, — «привязать» Е
ней методическую разработву. Если в свя-

Затем слово взял знатный артиллерист
гвардии старший сержант Петр Дадычан,
награжденный шестью орденами и медаля-
ми. Из своей пушки он уничтожил 11 дзо-
тов, 3 танка, 3 полевых орудия, бронема-
шину, истребил до 500 немецких солдат и
офицеров. О боевых успехах, достигнутых
во взаимодействии с пехотой, рассказали
артиллеристы Колесников и Юдин. Они
призывали к еще большему укреплению
боевого содружества и воинского товари-
щества пехотинцев и артиллеристов.

зи с этим понадобится внести в методику
незначительные поправки, он делает это,
однако, не нарушая содержания занятия
и порядка его проведения.

В нашем училище есть тактический
кабинет. Это рабочее место преподавателя.
Он может получить здесь справочный ма-
териал, пользоваться пособиями, прокон-
сультироваться по интересующим его воп-
росамх у специалистов. В кабинете разве-
шены плакаты, схемы, чертежи, имеются
вырезки из газет, показаны образцовые
оперативные и графические документы. Де-
журные преподаватели тактики и привле-
каемые эпизодически специалисты призва-
ны помогать в учебе не только офицерам
тактического цикла, но и - командирам
подразделений.

В каждой курсантской роте имеются
учебные классы. Они снабжены некоторы-
ми пособиями. Классы, предназначенные
тля занятий по тактике, пополняются на-
глядными пособиями при помощи такти-
ческого кабинета. Эта помощь имеет из-
вестное значение и для внедрения едино-
го понимания тактических вопросов. При-
мерный приказ командира отделения или
стрелковая карточка, вывешенные в так-
тическом кабинете, попадают в копиях в
учебные классы. Курсанты, командиры
подразделений и преподаватели обучаются
на одинаковых формах документов. Это по-
вышает организованность и гарантирует
твердый порядок во всей учебе.

Работа кабинета еше только развора-
чиваетея, у него еще мало опыта. В
дальнейшем предполагается  накаплизать
пособия и развернуть здесь возможную в
рамках училища исследовательскую рабо-
ту тактического цикла. Целому ряду пре-
подавателей даны дополнительные  зада-
НИЯ. H готовят материалы для высту-
пления на заседании цикла с докладами
«Атака огневой точки ночью», «Органи-
запия ззапмолействия при бопьбе в глу-
бяне обороны противника». Кроме того.
тактическим циклом будут просмотрены
учебные кинофильмы «Бой в населенном
пункте» и «Атака дота».

Работа тактического цикла военного учи-
лища—новое лело. Мы остро нужлаемся в
накапливании опыта. Обмен опытом на
страницах печати поможет  преподавате-
лям быстрее освоить лучшие приемы и
методы тактической подготовки будущих
советских офицеров.

Полковник Г. ЛОШЕНОВ,

начальник тантичесного цикла

Ярославсного военного пехотного
училища.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Расчет !
тяжелого миномета на огневой позиции,
Снимок нашего спец. фотокорр.

О. Кнорринга.

ПИСЬМО ТАЙТАНТ

СУХОМБАЕВОЙ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 ноября.
(По телеграфу от наш. корр.). Имя Ага-
дила Сухомбаева широко известно среди
воинов фронта. Он совершил героический
подвиг, закрыв своим телом вражеский пу-
лемет и тем самым обеспечив подразделе-
нию выполнение боевой задачи. На родину
героя было послано письмо с описанием
бессмертного подвига Сухомбаева. В’ ответ
прибыло \множество писем.

Мать героя Тайтант Сухомбаева пишет:
«Я верю, что вы, боевые друзья Агадила,
отомстите фашистским извергам за смерть
моего сына. Вы донесете знамя, выпавшее
из его рук, до Берлина. Дорогие мои сы-
новья, воины Красной Армии! Обрадуйте
меня, старуху, своими боевыми подвигами,
смелее идите вперед и добейте врага в
его берлоге. Слава вам, идущим вперед»

Прислала также письмо невеста Агадила
и многие колхозники сельскохозяйственной  \
‘артели, в которой до войны состоял Су-
хомбаев. Они обещают однополчанам героя
не покладая ‘рук трудиться на помощь

фронту.

БОЕВОЕ ДВУХЛЕТИЕ

БОМБАРДИРОВОЧНОЙ ЧАСТИ *

3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 30 ноября,
(По телеграфу от наш. корр.). Летчики
Н-ской бомбардировочной части торжест-
венно отметили двухлетний юбилей боевой
работы на фронтах Отечественной войны
под гвардейским знаменем.

Своими сокрушительными ударами с воз-
духа они нанесли врагу тяжелые потери,
Летчики части истребили более 350 враже-
ских танков и бронемашин, до 2 пехотных
немецких дивизий, уничтожили на земле и
в воздухе 237 самолетов противника. Кро:
ме того, советские бомбардировщики раз- “
били 53 вражеских эшелона, разрушили 18
переправ и мостов, потопили два транспор-
та. Сейчас летчики непрерывно бомбят же- й
лезнодорожные узлы, боевую технику врага
в Восточной Пруссии.

В полку выросло 13 Героев Советского
Союза. Имена героев. — гвардии майора
Косякина, гвардии капитана Шарапа, гвар-
дии майора Трусова широко известны всем
летчикам фронта.

В одном из боев над германской тёрри-
торией исключительную отвагу проявил
Герой Советского Союза гвардии майор
Трусов. Во время бомбежки вражеского
эшелона зенитным снарядом был подбит
самолет, который вел гвардии старший лей-
тенант Мазаев. Летчик пытался довести го-
рящую машину к линии фронта, но ему
это не удалось. Он приземлился на вра-
жеской земле. Первым заметил это веду :
щий группы гвардии майор Трусов. Он раз-
вернулся и быстро пошел на посадку к
месту приземления советского самолета,
Остальные летчики, построившись в круг,
прикрывали огнем из пушек и пулеметов
действия своего командира. Трусов благо-
получно сел, перенес в свой самолет ране-
ных товарищей и на глазах у немцев под-
нялся в воздух. Офицер Мазаев и его эки-
паж были спасены.

За этот подвиг твардии’ майор Трусов
был награжден орденом.

ЗАХВАТ НАСЕЛЕННОГО }

ПУНКТА
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 ноября =,
(По телеграфу от наш. корр.). Враг у

держал под сильным огнем все подступы
к населенному пункту, которым необходимо
было овладеть. Атака в лоб не могла иметь
успеха. Тогда командир батальона гвардии
майор Боронин приказал командиру подраз-
деления гвардии лейтенанту  Кутеневу
пройти в тыл противника и внезапным уда
ром захватить населенный пункт, удержи
вая его до подхода главных сил.

Смелый маневр удался. Ночью через 60
лота, по лесу Кутенев провел своих б0й
цов мимо немецкого боевого охранения И
подошел с тыла к немецкому гарнизону
По сигналу бойцы “бросились в атаку:
Семь немцев были захвачены в плен,
остальные бежали.

Бойцы быстро закрепились в’ каменный
постройках населенного пункта. Немцы
вскоре перешли в контратаку, но были
встречены огнем из автоматов и пулеметов,
Враг оставил на поле боя до 80 трупов,
часть немецких солдат во главе с обер:
лентенантом была окружена и захвачена
в плен.

Участники этого успешного боя награж:
дены орденами и медалями.

ВЫСТРЕЛЫ СНАЙПЕРОВ

3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 30 нояб-
ря. (По телеграфу от наш. корр.). Успешно
действуют снайперы в М части. Немцы
неоднократно пытались разведать позиции
ern занимаемые ею в Восточной Прус*

и.

Однажды, во время густого тумана,
используя кустарник и высоты, гитлеров-
цы пытались по одиночке приблизиться К
позициям части. Снайпер Беломостов заме-
тил, как два немца пробирались в его
сторону. Улучив удобный момент, Бело“
мостов выстрелил, и гитлеровец неподвиж-
но растянулся на земле. . Другой солдат
пытался скрыться, но меткая пуля снай-
пера поразила и его.

Метко брют по врагу и другие снайпе
ры части, течение дня снайпер Бромен-
ко убил 3` немцев, Медведев — 9. В те-
чение трех дней снайперы части уничто-
жили 20 гитлеровцев.