знаменательная годовщина

С большим удовлетворением Красная Ар-
мия и армии англо-американеких союзни-
ков могут оглянуться назад — на путь,
пройденный ими е того дня — тому ров-
HO год, — когда по миру пронеслась весть,
ur в Тегеране состоялась  ковферен-
ция руководлтелей трех союзных  дер-
mas — Советекого Союза, Соединенных
Штатов Америки и Великобратании. За этот
год Врасная Армия, нанеся немцам после-
довательно десять могучих ударов, одер-
жала нал гитлеровской Германией победы
крупнейшего исторического значения. Она
прошла огромный путь — от Жлобина и
Днепропетровска до Белграда, до Варшавы
и до Тильзита. 38 этот же год союзные
армии не только прошли в юта на север
Апеннинского полуострова, нои в 1е-
зультате вторженяя ‘на европейский кон-
тинент создали на Западе новый большой
военный театр, пройдя от берегов da
Манша до Аахена и верхнего течения Рей-
на. Таким образом Красная Армия изгна-
ла немцев не только с территории Совет-
ского Союза, но и с территории Румынии,
Финляндии, Болгарии, большей части Вен-
грии, освободила значительную часть
Польши, Югославии, часть Чехослова-
кии и Норвегия, вступила на Tep-
риторию Восточной Пруссии и угрожа-
ет жизненным центрам Южной Германии
и Австрии. В то же время англо-амери-
канские войска освободили большую часть
Италии, почти полностью Францию, Бель-
THO, значятельную часть Голландии и
вступили на территорию Западной Герма-
нии, угрожая ев жизненным центрам —
Рейнской и Рурекой областям.

Как бы ни был значителен путь, прой-
денный Красной Армией и армиями на-
ших союзников, он не исчисляется только
километрами. Он знаменует релтительный
поворот в ходе войны свободолюбивых иа-

родов против гитлеровской Германии, и
теперь уже не может быть сомнения в
том, что близок чае полного и ‘оконча-

тельного разгрома общего врага. Гитлеров-
ская Германия потеряла всех евоих евро-
пейских союзников и вассалов, кроме
Венгрии. Находясь на грани катастрофы,
испытывая неразрешимые трудности, эко-
номические и политические, и прежде
всего кризис резервов, она стоит перед
лицом мощной коалиции демократических
держав, силы которой продолжают нафа-
стать. Зажатая в тисках между двумя
фронтами, гитлеровская Германия еще
ожесточенно сопротивляется, но это Compo-
тивление обреченного на гибель. Так оеу-
ществляются решения Тегеранской комфе-
ренции. ;

В Декларации трех держав, подписан-
ной в Тегеране 1 декабря 1943 г. Руз-
вельтом, Сталиным и Черчиллем, было
сказано: «Мы согласовали наши планы
уничтожения германских вооруженных
сил... Никакая сила в мире не сможет
помешать нам уничтожать германские ар-
мии на суше, их подводные лодки на мо-
ре и разрушать их военные заводы © воз-
духа. Наше наступление будет беспощад-
ным и нарастающим». После тяжелых по-
ражений, нанесенных немецким войскам
Красной Армией зв 1941—43 тг., эти
слова восприняты были во всем мире как
смертный приговор, вынесенный гитлеров-
ской Германии. Их выполнение было обе-
спечено не только гигантской военной
мощью союзных держав, но и тем духом
боевого содружества, который нашел свое
воплошение в военных и политических
решениях, принятых зв Тегеране. «Мы
прибыли сюда е надеждой и решимостью.
Мы уезжаем отсюда действительными дру-
зъями по духу и цели», — эти  заклю-
чительные слова Декларации знаменовали,
что великие демократические державы,
об’единенные стремлением в возможно ко-
роткий срок разгромить общего врага —
титлеровскую Германию, укрепили свой
боевой союз. Этот союз, сложившийся в
ходе войны, скреплен кровью,  пролитой
на полях еражения.

История знает немало примеров веле-
ния коалиционных войн против общего
врага. Эти примеры показывают, kak
часто возникающие в ходе войны полити-
ческие трещины приводят или к ослабле-
нию общих военных усилий или даже к
распаду коалиции прежде чем достигнута
общая цель —— фазгром врага. Эти при-
меры показывают далее, с каким трудом
участникам коалиции удается координиро-

} >
Проф. А. ЕРУСАЛИМСКИЙ
>

вать стратегические планы и с еще боль-
шим трудом осуществлять их на ede.
Они показывают, наконец, что обычно де-
ло сводилось к операциям более или ме-
нее ограниченного значения. В Тегеране
были согласованы широкие стратегические
планы полного я окончательного разгрома
германских вооруженных сил. Как указа-
но было в Декларации, руководители
трех союзных держав «пришли к пол-
ному соглашению относительно масштаба
и сроков операций, которые будут пред-
приняты с востока, запала, и юга».
Это соглашеняе по стратегическим воп-
росам небывалых в истории войн ма-
сштабов. знаменовало начало нового этапа
больших военных операций против обще-
го врага — гитлеровской Германии.

Не всем дано оценивать значение собы-
тий своевременно, правильно и точно. Но
Ha сей раз свободолюбивые народы всего
мира сразу уяснили значение военных ре-
шений Тегеранской конференции, и © yi-
военной энергией они отдались делу вы-
полнения этих решений. Только небсльшая
кучка профашистских «маловеров» не хоте-
ла понять, как несокрупима воля вели-
ких демократических держав к дости-
жению общей победы, условия которой
были предначертаны в исторических pe-
шениях Тегеранской конференции. Эти
«маловеры» и «скептики» давала пишу
гитлеровской клике, которая на протяже-
нии всей войны стремилась разобщить
участников противогерманской коалиции,
посеять между ними недоверие и рознь,
противопоставить их один другому и тем
самым ослабить или даже вовсе сорвать
их совместные военные усилия. С другой
стероны, иомецко-фашистская пропатаяда
всячески пыталась преуменьшить или да-
же вовсе отрицать военное значение те-
геранских решений. Земмлер, один из клев-
ретов Геббельса, 6 декабря 1943 года
пыталея утверждать, что «терманекий
фронт на востоке стоит и будет стоять
прочно». Отто Кригк, другой его клеврет,
заявлял, что «решения Тегеранской кон-
ференции — это новый блеф». Газета
«Берлинер Берзенцейтунг», близкая к гер-
манскому генеральному штабу, писала:
«Конференция в Тегеране свидетельствует
$ резком паденяи военного курса наших
противников, — они не знают, где бы им
предпринять наступление». Берлинское ра-
дио 9 декабря 1943 года заявило:
«Все вопросы, освещенные в Декларации
трех держав, вызвали здесь, в Берлине,
улыбку. Вопрос о втором фронте немало
развлек наш народ». Трудно сказать, что
преобладало в этих словах: тупая и наг-
лая самоуверенность немецко-фашистеких
бандитов или же отчаянный страх, кото-
рый они пытались таким образом скрыть?
Во всяком случае теперь они уже не
только не могут, но и не пытаютея
скрыть свой смертельный страх. «Фель-
кишер беобахтер» от 25 октября 1944 г.
пишет: «Положение, несомненно  серьез-
ное, очень серьезное... Грозная опасность,
навиютая над Восточной Пруссией и над
Германией, не уменьшается». В призывах
гитлеровской прессы звучит отчаяние. В
своем последнем обращения к немдам Гит-
лер вынужден был признать, что в ре-
зультате могучих ударов Красной Армии
«последовал развал фронтов» и что удары
англо-американоких армий еще более
ухудптили военное положение Германии.

Таким образом, немцы испытали вею
силу и значение  тегеранских решений.
Вее надежды гитлеровской клики предот-
вратить или сорвать выполнение этих ре-
шений полностью обанкротились. Все ее
планы ослабить удары © востока, запада
ий юга постигла та же участь. Вак отме-
тил товарищ Сталин, «решение Terepan-
ской конференции © совместном ударе по
Германии е запада, востока и юга стало
осуществляться с поразительной  точно-
стью». Это означало крах политических и
стратегических расчетов  гитлеровекоге
командования. Это означало побелу стра-
тегических планов великих демократиче-
ских держав, планов, коорлинированных в
Тегеране. «Не может быть сомнения, —
товорит товарищ Сталин, — что без нали-
чия единства взглядов и согласованности

ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА БОЙЦАМ КРАСНОЙ АРМИИ

<“

БЕЛГРАД, 30 ноября. (ТАСС). В Бел-
граде состоялось открытие памятника со-
ветским воинам. павшим в “боях 3a OCBO-
бождение Белграда. Задолго до открытия
памятника на площади собрались жители
Белграда — старики, молодежь, женщины
и дети. Многие принесли с собой букеты
цветов:

На открытии памятника присутствовали
представители верховного штаба Народно-
освободительной армии Югославии, Анти-
фашистского Веча Народного Освобожде-
ния Сербии, об’единенного союза антифа-
шистской молодежи Югославии и другие.

Представитель организации антифашист-

_В БЕЛГРАДЕ

ской молодежи Симич, обращаясь к мате-
рям и сестрам советских героев, павших
за освобождение Белграда, заявил: «Наши
матери и „сестры будут, как родные, бе-
речь и охранять могилы ваших бессмерт-
ных сыновей».

Газеты поместили подробное описание
торжественного открытия памятника. Газе-
та «Политика» пишет: «Великая любовь к
свободе привела красноармейцев в наши
края. Борясь за свободу всех угнетенных
фашизмом, они прошли тысячи километ=
ров, преодолели многие горные хребты,
глубокие реки, широкие равнины. Неоце-
нимы их жертвы, беспримерна их борьба».

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕРЧИЛЛЯ

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, Черчилль сооб-
щил в палате общин, что в результате
переговоров, происходивших в Вашингтоне
между английской миссией, возглавляемой
лордом Кейнсом, и американским прави-

тельством, поставки на основе ленд-лиза
(закона о передаче взаймы или в аренду)
в Англию из США сократятся после раз-
грома Германии почти наполовину. Эти
поставки будут ограничены материалами,
необходимыми для ведения войны.

НОВЫМ СОСТАВ ПОЛЬСКОГО ЭМИГРАНТСКОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). _ После
провала попыток Квапинского  сформиро-
вать новое эмигрантское польское прави-

тельство, эмигрантский «президент» Рач-
кевич назначил премьер-министром Томаша
Арцишевского. Последний сформировал
правительство, в состав которого в числе

других вошли Кукель в качестве министра
обороны и Квапинский — в качестве ми-
нистра промышленности, торговли и судо-
ходства. Три министерских поста не заме-
щены, так как они предназначаются для
представителей крестьянской партии (к
которой принадлежит Миколайчик), отка-
завшейся участвовать в правительстве.

УСПЕХ ЗАЙМА ОСВОБОЖДЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ

ПАРИЖ, 30 ноября. (ТАСС).

«Либерасьон» сообщает,

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6, ул. Чехова, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К-4-42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб. 76. Бюро жал

Газета зуется большим успехом. Ежедневно раз-
что выпущенный [мер подписки достигает в среднем 4 мил-
правительством заем освобождения поль-

лиардов франков.

i

действий трех велаких держав Тегеранское
решение не могло быть резлизовано с та-
кой полнотой и точностью. Несомненно
также, с друтой стороны, что успешное
осуществление Тегеранского решения He
могло не послужить делу упрочения фрон-
та 0б’единенных Наций».

Это упрочение имеет особое значение
не только потому, что оно приближает чае
разгрома гитлеровской Германии, но и по-
тому, что оно создает условия, которые
могли бы обеспечить безопасность и дли-
тельный мир между народами в поелево-
енный период. Оно необходимо прежде
всего для того, чтобы не дать возможноети
терманским империалистам подготовить и
в будущем развязать новую войну. Исто-
рия — суровый учитель. Ho она дает
возможность на опыте пропьлого раеноз-
нать методы, при помощи которых агрес-
сивные державы подготовляют войну. Ur-
ра на разногласиях между державами яв-
ляется одним из обычных и наиболее
неудачных методов, которые  применя-
лись немпами. Немцы пыталлеь  при-
менять эти методы и на протяжении

всей нынешней войны. После Toro,
как Красная Армия, По выражению
Черчилля, вышгибла дух из  герман-

ского чудовища, гитлеровские империз-
листы усилили свои происки, направлен-
ные к тому, чтобы подорвать ехинетво В
рядах коалиции демократических держав.
Тем самым они хотели бы не только от-
срочить час своей неизбежной гибели, но
и, после окончательного поражения, с03-
цать благоприятные условия, чтобы снова
разжечь пожар войны. Вот почему прин-
ципы согласия, провозтлашенные PYKOBO-
дителями трех великих. лержав в Тегера-
не. остаются актуальными и поныне и
надолго виредь. Эти принципы формули-
пованы были в следующих словах: «Что
касается мирного времени, то мы увеле-
ны, что. существующее между нами согла-
сие обеспечит прочный мир». 633
Ответственность за создание такого’ ми-
ра лежит на всех демократических cTpa-
нах, больших и малых, которые должны
быть привлечены в Международную Opra-
низацию Безопасности... Однако главная
ответственность за обеспечение безопаено-
сти во всем мире ложится на плечи тех
великих держав — СОСР, США и Вези-
кобританий, — которые играют главную
роль в нынешней войне и которые облада-
ют ресурсами, необходимыми для выпол-
нения возложенной на них исторической
задачи. Конференция в Думбартон-Оксе,
которая, по выражению Рузвельта, —
«заложила превосходное начало разрете-
нию задачи по разработке великих планов
безопасности мира», является поэтому
крупным вкладом в дело реализащии
принципов, формулированных на, Моеков-
ской м на Тегеранской конференциях.
од знаком этих принципов укрепле-
ния единства коалипий — демократиче-
ских держав прошли и переговоры, е0-
стоявшиеся в Москве между :
Сталиным и В. М. Молотовым, с одной
стороны, и У. Черчиллем и А. Иденом, с
другой стороны. Как известно, эти перего-
воры прошли в атмосфере полного еди-
нолушия. :

Успехи, которые в последние дни и не-
дели одержали советские войска в При-
балтике и в Венгрии; а также ‘англий-
ские, американские ис французские ^ вой-
ска -на подступах к «линии Зигфрида»
являются предзнаменованием тех сокру-
шительных ударов, под тяжестью которых
гитлеровская Германия рухнет полностью
и навсегда. День окончательной победы
над гитлеровской Германией будет днем
полного торжества военных фешений,
принятых в Тегеране. И если на пути Е
этой. победе, для достижения которой еще
потребуются большиесусилия всех евобо-
долюбивых народов, . противогерманекая
коалиция растет и крепнет, то нет ника-
ких оснований преднолагать, что она не
сможет осуществлять свою  благогеорную
деятельность тогда, когда будут решаль-
ся проблемы обеспечения мира м безопаю-
ности народов. Наоборот, путь, пройленный
великими демократическими державами к
первой годовщине Тегеранской  конферен-
ции, путь, озаренный. болышимя побелами
над общим вратом — тглтлеровекой  Гер-
манией,. указывает на добрые предзнамено-
вания относительно будущего.

ПОЛОЖЕНИЕ

В БЕЛЬГИИ

ПАРИЖ, 30 ноября. (ТАСС). Как пе-
редает парижское радио, бельгийское пра-
вительство продолжает принимать резкие
меры для того, чтобы заставить организа?
ции сопротивления сдать оружие. Много-
численные полицейские отряды патрулиру-
ют в Брюсселе, производят обыски и-кон-
фискуют обнаруженное оружие. Полипей-
ские, встретив колонну, направлявшуюся
из Монса в Брюссель, разоружили ее и
произвели многочисленные аресты,

ЛОНДОН. 30 ноября. (ТАСС). Спепи-
альный корреспондент агентства Рейтер в
Брюсселе сообщает, что вчера продолжа-
лась забастовка трамвайщиков. В городе
состоялись политические демонстрации.

Обыски с целью из’ятия оружия произ-
водятся по всей стране. Вчера ‘утром`в
различных районах Брюсселя двигались
автомашины с вооруженной полицией. По-
магают, что конфисковано много винтовок
и патронов.

ПАРИЖ, 29 ноября. (ТАСС). Француз-
ская печать продолжает обсуждать поло-
жение в Бельгии.

В газете «Паризьен либере» помещена
статья вернувшегося из поездки в Бель-
гию  Блок-Маскарта, ‘который — воздает
должное бельгийскому сопротивлению и
заявляет, что в период немецкой оккупа-
ции Бельгии правительство Пьерло не по-

могало организациям сопротивления, не
ободряло их. Автор пишет, что позиция
Пьерло не благоприятствует участию

бельгийского народа в войне,

Газета «Фран-тирер» помещает статью
под болышим заголовком: «Отныне Пьерло
представляет только реакционеров».

КАЗНЬ УБИЙЦ ЖОРЖА МАНДЕЛЯ

ПАРИЖ. 30 ноября. (ТАСС). Париж-
ское радио сообщает, что приведен в нс-
полнение смертный приговор над Боеро и
Нарони — убийцами бывшего француз-
ского министра внутренних дел Жоржа
Манделя.

районе
Линниха
очистили от противника Кослар.и продви-
нулись в других местах в этом секторе.

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 1 декабря 1944 г., пятница. № 284 (9984).

Военные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). В се

годняшнем сообщении штаба верховного
командования экспедиционных сил союзни-
ков говорится:

«Войска союзников предприняли атаку в
Гейленкирхен—Юлих, западнее
(Германия). Войска союзников

Истребители-бомбардировщики, — поддер-

живая операции наземных войск, атаковали
вражеские об’екты в районе Линниха
уничтожили склад боеприпасов в Штет-
тернихе.
союзников действовала на всем протяже-
нии от побережья Ла-Манша до долины
Рура. Средние ‘и легкие бомбардировщики,
а также истребители-бомбардировщики со-
вершали налеты на укрепления и позиции
противника в районе Дюнкерка. Истреби-
тели-бомбардировщики
ракетными установками совершали’ налеты
на коммуникации противника в Северной и
Восточной Голландии.
были повреждены железнодорожные линии.
Самолеты союзников подвергли бомбарди-
ровке железнодорожные мосты в Зволле
и Девентере. Во второй половине дня лег-
кие бомбардировщики совершили налет на
об’екты в Дортмунде.

И

Севернее этого района авиация

и истребители с

Во многих местах

В районе Дюрен-—Гюртген (Германия)

войска союзников отбили контратаки про-
тивника у Индена и Ламмерсдорфа, север-
нее Френца: В обоих городах продолжа-
ются бои. Неприятель прекратил сопроти-
вление в Юнгерсдорфе. После ожесточен-
ных боев очищен от противника Лангер-
вее.
Дюрена, войска союзников добились успе-
хов. Южнее этого района союзники про-
должали вытеснять противника из леса
Гюртген. Заняты Клейнгау и Гюртген.

Атакуя в районе Мероде, западнее

Средние бомбардировщики совершали на-

леты на сконления вражеских войск севе-
ро-западнее Дюрена, а также в Эльсдорфе
и
подвергли. бомбардировке и пулеметному

Пире. — Истребители-бомбардировщики

об’екты в деревнях

бстрелу вражеские
Вы   Винден и Гейх (Рейн-

Лухерберг, Мероде,
ская область).

В долине Саара войска союзников 3a”
крепились на занятых позициях и продви-
нулись на восток. Части войск союзников
находятся вблизи Карлингена (Лотарингия),
а другие части подошли к Сааруниону,
где удерживают высоту.

Средние и легкие бомбардировщики со-
вершали налеты на военные склады про-
тивника восточнее Кобленца, военные
об’екты в Виттлихе, северо-восточнее
Трира, и склады в Ландау и Раштатте.

Войска союзников добились успехов BO
многих местах западнее Гагенау, в районе
Вогез и на Эльзасской равнине, западнее
Рейна. Подразделения, которые прошли
через Вогезы, заняли Андлау, несмотря на
сильное сопротивление противника. В ре-
зультате продвижения на юг от Страсбур-
га занят Эрштейн. Части войск союзников
подошли к  Матценгейму. Достигнуты
успехи также на высотах в южном районе
Вогез». :

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба вооруженных сил. союзников
на средиземноморском театре военных дей-
ствий говорится, что на фронте в Италии
шли бои местного значения. В секторе 8-й
армии противник предпринял ряд незначи-
тельных контратак; все они были отбиты.
В горном секторе юго-западнее города
Фаэнцы противник отстунил Ha незначи-
тельное расстояние. В этом секторе актив-
но действовали патрули союзников. На
основном участке 5-й армии противник
предпринял ряд контратак и несколько
продвинулся в районе возвышенности Мон-
те Кастелларо (юго-восточнее Болоньи).
Части союзников были вынуждены OCTa-
вить также возвышенность Монте Бельве-
дере. На других участках фронта контр”
атаки противника были отбиты. Операции
войск союзников ограничивались артилле-
рийской перестрелкой и действиями патру-
лей.

ДЕЙСТВИЯ АНГЛИЙСКОЙ АВИАЦИИ

редает агентство Рейтер, английские са-
молеты
второй половине дня налет на об’екты в
районе Дуисбурга (Германия).

«Москито» совершили вчера во

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Офици-
ально об’явлено, что английские самолеты
«Спитфайр» совершили 29 ноября налет на
ряд германских стартовых станций .ракет-
ных снарядов — «Ф-2» в Голландии. В
нескольких пунктах возникли пожары.

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

БЕЛГРАД, 30 ноября. (ТАСС). Верхов-
ный штаб Народно-освободительной армии
Югославии сообщает, что части Народно-
освободительной
Сербии, очищая долину реки Западная Мо-
рава, приближаются к городу Чачак. Вся
железнодорожная линия в долине Ибар
находится в руках югославских частей.
Кольцо югославских частей вокруг осаж-
денных в районе Нови Пазар немцев всё
более сжимается.

армии, наступающие в

В Черногории части Народно-освободи-

тельной армии освободили Ульцин и пре-
следуют разбитые немецкие части, отсту-
пающие к Скадар. Новые попытки окру-
женной в
группировки пробиться в Санджак отбиты
с большими потерями для немцев. Актив-
ность окруженных в секторе Даниловград
немецких частей всё более слабеет.
этом районе за 10 дней убито и ранено

более 3 тыс. немецких солдат и офицеров,

районе Подгорица немецкой

В

захвачено свыше 1.000 винтовок и много
другого военного имущества.

В Восточной Боснии югославские. части
заняли город Яня и очищают долину реки
Дрина, преследуя отступающих к Биелина
и Зворник немцев. Идут сильные бои с
немецкой колонной, пытающейся пробить-
ся из Соколаца к Власенице. На дороге
Рогатина—Вишеград разгромлена немец-
кая моторизованная колонна, отступавшая
к Сараево. Уничтожено 117 автомашин,
истреблено более 500 немцев.

В Далмации продолжаются операции по
уничтожению окруженной в секторе Книн
немецкой группировки. За три дня здесь
убито и ранено более 1.000 немецких,
усташеких и четнических солдат и офице-
ров.

В Лике продолжаются бои в секторе
Грачан—Госпич—Ловинац.

В Хорватии отбиты вылазки немецких
гарнизонов Карловаца и Сисака на осво-
божденную территорию.

Суд над участниками злодеяний в Майданеке

ЛЮБЛИН, 30’ ноября. (ТАСС). После

открытия заседания суда- над гитлеров-
скими палачами — Участниками злодеяний
в Майданеке адвокаты сделали суду за-
явление о том, что они отказываются от
защиты подсудимых, так как считают для
себя позором защищать врагов польского
народа — убийц мирных жителей.
Выступивший вслед за этим прокурор
Чеслюк указал, что мотивы защитников
следует признать заслуживающими внима-
ния. Тем не менее он настаивал, чтобы в
соответствии с законами польской демо-
кратической республики была обеспечена
защита обвиняемых. Суд постановил оста-
вить присутствующих на судебном про-
цессе адвокатов в качестве официальной

защиты.

Первый день судебного разбирательства
был посвящен допросу обвиняемых. Всяче-
ски стараясь преуменьшить свою непо-

средственную ответственность, подсудимый

Тернес показал, что за время его пребы-
вания в Майданеке только путем удуше-
ния газами было убито свыше 60 тысяч
человек.

Подсудимый Отальд, не спеша, с холод-

ной педантичностью рассказывает о суще-

ствовавшей на Майданеке системе уничто-
жения заключенных.
Прокурор спрашивает Отальда — видел

ли он в лагере детей?

Подсудимый отвечает, что он видел там

детей всех возрастов, до грудных вклю-

чительно.

— Расскажите, как душили детей? —
спрашивает прокурор.

— К газовым камерам, — говорит под-
судимый Отальд, — детей подвозили на
автомашинах и здесь же их сгружали.
Дети не хотели итти в камеру смерти,
OHH о чем-то догадывались. Приходилось
уговаривать детей: «там будет лучше, там
будет хорошо». :

Нередко к крематорию привозили для
сожжения живых людей. По этому пово-
ду подсудимый Отальд показал, что он
видел людей, привезенных к крематорию
в кандалах. Mx собирали в специально
огороженном колючей проволокой месте
возле крематория и оттуда партиями по
50 человек отправляли поочередно в печи
крематория. По заявлению подсудимого,
среди привозившихся для сожжения лю-
дей были и советские военнопленные.

Подсудимый Герстенмайер показал, что,
когда он прибыл на Майданек, то ему
сказали, что в печах лагеря уже ‘было
истреблено около 200 тысяч человек. В
этом отношении, говорит подсудимый,
Майданек походит на Дахау.

По делу привлечено 12 свидетелей из
числа тех немногих оставшихся в живых
заключенных в Майданеке, которых немцы
не успели расстрелять, спасаясь бегством
от наступающих частей Красной Армии и
Польского Войска. Десятки людей o6pa-
тились к суду с просьбой допросить их
для изобличения престунной деятельности

гитлеровских палачей, сидящих на скамье
подсудимых.

ЧЛЕН КОНГРЕССА США О НАКАЗАНИИ

ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ

НЬЮ-ЙОРК, 29 ноября. (ТАСС). В

связи с заявлением управления по делам

беженцев о зверствах нацистов член юри-

дической комиссии палаты представителей

Селлер (демократ, от штата Нью-Йорк)
опубликовал в «Конгрешнл рекорд» спе-
циальное заявление, в котором резко кри-

тикует неэффективность работы союзной

комиссии по расследованию военных пре-
ступлений, находящейся в Лондоне, и
призывает к более быстрому расследова-
нию, составлению списков военных пре-
ступников и ‘провозглашению принципа
неограниченного наказания виновных в во-
енных преступлениях. Несмотря на то, го-
ворится в заявлении Селлера, что обду-
манное систематическое истребление мил-
лнонов ‘людей и необузданные зверства на-
цистской клики возлагают высокую ответ-

ственность на лондонскую комиссию по
расследованию военных преступлений, по-
следняя не достигла серьезных результа-
тов ни в составлении списков военных
преступников, ни в расследовании военных

НЬЮ-ИОРК, 30 ноября. (ТАСС). Как
передает агентство Юнайтед Прессе из
Монтевидео, — межамериканский — комитет
политической обороны Западного полуша-
рия опубликовал заявление, в котором от-
мечается, что позиция Аргентины по
внешнеполитическим вопросам после пан-
амернканской конференции в Рио-де-Жа-

преступлений. Вместо этого комиссия пре-
вратилась в запутавшуюся организацию,
занимающуюся поисками легальных пре-
цедентов из юридической практики.

Предостерегая против повторения оши-
бок прошлой войны, когла список из 900
военных преступников сократился до 19,
Селлер указал, что, если комиссия по рас-
следованию военных преступлений посвя-
тила свою деятельность выполнению пу-
стых формальностей, пренебрегая своей
основной задачей, нацистские преступни-
ки, в том числе Гитлер, Гиммлер и их
сообщники, могут избегнуть наказания и
таким образом будут вновь угрожать миру
н безопасности. Преступники из стран оси
должны быть судимы в соответствии с
принципами цивилизации. Однако справед-
ливость не допускает, чтобы им была пре-
доставлена возможность избегнуть наказа-
ния из-за академических диспутов по по-
воду юридической процедуры. Провозгла-
шение принципа наказания военных пре-

ступников и суд над ними не должны быть
задержаны.

ПОЗИЦИЯ АРГЕНТИНЫ

нейро (январь 1942 года) подрывала един-
ство стран Американского континента. Она
«не только мешала создать прочный фронт
против политической агрессии оси, но и
поддерживала те элементы, которые тота-
литарные державы могли использовать в

Западном полушарии для осуществления
своих целей».

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
eee виню

НАЛЕТ АМЕРИКАНСКОЙ
`АВИАЦИИ НА ТОКИО

ВАШИНГТОН, 30 ноября. (ТАСС),
Военное министерство США опубликовало
сообщение о том, что в ночь на 30 ноября
американские бомбардировщики — «5-2»,
стартовавшие с острова Сайпан, соверши.
ли первый ночной налет на Токио и сбро.
сили бомбы на промышленные об’екты,
Бомбардировка осуществлялась при помо-
ши прицельных приборов. Результаты на-
лета вследствие облачности установить м
удалось. Огонь японской зенитной артил.
лерии был слабым и неточным. Ни один
из американских самолетов не пострадал,

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Шт
об’единенного командования вооруженными
силами союзников в юго-западной чабти
Тихого океана сообщает, что авиация со-
юзников уничтожила японский караван су.
дов в составе 10 транспортов и 3 эсмин.
пев, направлявшихбя к острову Лейе
(Филиппины) с целью доставки туда пол.
креплений. Всего японцы при попытки
доставить Ha остров подкрепления note.
ряли 21 тысячу солдат, а также 26 тран
портов и’17 кораблей.

Патрульные самолеты союзников под
вергли бомбардировке японские позиции на
островах Тимор, Кай и Банда,

ВАШИНГТОН, 30 ноября. (ТАСС). Мо
ское министерство США сообщает, чт
американские самолеты сбросили 165 тонн
бомб на японские аэродромы на острове
Иводзима (острова Волкано), а также под.
вергли бомбардировке японские об’екты на
островах Бонин, Палау, Марианских y
Маршальских. _

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Ши
командования войск союзников в Юго-Во.
сточной Азии сообщает, что 29 ноября
авиания союзников совершила налет ta
японские военные об’екты в рай
Бангкока (Таи).

НАЗНАЧЕНИЕ НЕЛЬСОНА
ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОВЕТНИКОМ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КИТАЯ

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Чунция.
ский корреспондент агентства Рейтер co
общает, что личный представитель прези.
‘дента Рузвельта в Чунцине Дональ
Нельсон, по сведениям из хорошо инфор
мированных кругов, занял пост экономи
ческого советника при правительстве
Китая.

МЕРОПРИЯТИЯ РУМЫНСКИХ
ВЛАСТЕЙ

БУХАРЕСТ, 29 ноября. (ТАСО). В py
мынских газетах опубликовано распоряже
ние министерства просвещения, запрещаю-
щее, в соответствии с 16-й статьей cori
шения о перемирии, распространение гео.
рафических карт Румынии в границах, ‹}.
ществовавших на 28 июня 1940 года
включающих в состав Румынии Северную
Буковину и Бессарабию. Учреждена ro
миссия для просмотра школьных учеб
ков. Пользование старыми учебниками, в
просмотренными комиссией, воспрещен,
Воспрещено также использование и pat
пространение литературы, направленной
против Об’единенных наций. Это распой.
жение распространяется на школьные 1
университетские библиотеки.

БОЛГАРСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ В США

0 БОЛГАРСКОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

НЬЮ-ЙОРК, 30 ноября. (ТАСС). Cexpe
тарь «Болгаро-американского конгресса»
в США Шаренков, выступая на пресс-кон
ференции, охарактеризовал болгарское пра
вительство, как подлинно народное, (я
заявил, что это правительство выполнят
условия соглашения о перемирии, н пе
звал все прогрессивные демократически
силы поддержать болгарское правитель
ство, так как оно является важным фае
тором установления мира и демократии в
Балканах. Шаренков подробно рассказал о
деятельности Отечественного фронта. 0
напомнил, что нынешнее болгарское пра
вительство состоит из ветеранов борьбы
против гитлеровского господства в Бол
рии.

К ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМУ

КРИЗИСУ В ИТАЛИИ

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Ди
матический обозреватель агентства Рейт?
Рендел Нил передает, что’ авторитетные
английские круги 29 ноября подтвердили,

что граф Карло Сфорца ‘был бы перо

нон грата (нежелательным) для англий
ского правительства. как министр HHOCT
ранных дел или премьер-министр Италии.
Назначение графа Сфорца на какой-нибул

] другой правительственный пост не ветре

тило бы подобного отрицательного от
шения. i

ЗАЯВЛЕНИЕ СТЕТТИНИУСА

НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

ВАШИНГТОН, 29 ноября. (ТАСС). 0
вечая на пресс-конференции на вопросы кор
респондентов о том, участвовали ли С
в действиях англичан, которые, по имею:
щимся сообщениям, протестовали протиз
назначения Сфорца министром иностранных
дел, и одобрили ли США эти действия
Стеттиниуе сказал, что государственный
департамент узнал об этих сообщениях 18
газет и теперь изучает вопрос.

В ответ на вопрос, когда государствен
ный департамент опубликует сведения 10
поводу доклада Европейской  консульта
THBHOH комиссии об участии различных
европейских правительств в ‘управления
Германией, Стеттиниус заявил, что он ®
может указать, когда государственный де

партамент сможет опубликовать эти сведе
ния.

eS

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета СССР
освободил тов. Седина И. К. от обязавно-
стей Народного Комиссара нефтяной 1
мышленноети.

°K

*

Президиум Верховного Совета (CU?

назначил Народным Комиссаром нефтяной
промышленности тов. Байбанова Николая
Константиновича.

Н. А. ТАЛЕНСКИЙ.

об подписной конторы — К-4-00-70, доб. 31

Г 542239. Типография центрального органа Народного комиссариата обороны СССР «Красная звезда», Москва, улица Чехова, 16.