i)

Маневр в глу
противника

Это было незадолго до вторжения на-
ших войск в Восточную Пруссию. М стрел-
ковая дивизия находилась в это время в
обороне на правом берегу реки Шешу-
па восточнее литовского города Наумие-
стис. Ежедневно под вечер один или два
батальона этого соединения снимались с
позиций и уходили километров на десять
вверх по течению реки. Туда же выезжали
командир дивизии, командиры полков и
штабные офицеры. На берегах Шешупы
они проводили тактические занятия.
Стрелки, пулеметчики, артиллеристы обу-
чались форсированию водной преграды в
ночное время, почти у самого переднего
края обороны противника.

Ёзк преодолеть Шешупу скрытно, как
зыйти неожиданно для противиика на ле-
вый берег реки? На ночных тактических
занятиях командиры практически разре-
шали эти вопросы. Прежде всего присту-
пили к подготовке переправочных средств.
Штурмовые мостики, предназначенные для
пехоты, в процессе занятий претерпели
ряд конструктивных изменений. Раньше
эти мостики составляли из легких дере-
вянных щитов, Саперы и пехотинцы на-
водили их быстро и бесшумно. Но на оче-
редном ночном учении  наблюдатели-по-
средники, сидевшие на левом берегу реки
почти у самой воды, забраковали легкие
птурмовые мостики. Дело в том, что при
движении пехотинцев через реку по TOH-
ким деревянным щитам наблюдатели улав-
ливали шумы. Это заставило сапер строить
основание мостиков из тяжелых бревен.
Более массивная конструкция усложняла
работы, но зато обеспечила звуковую мас-
кировку. Тренировочные занятия продол-
хались лю тех пор, пока командир ди-
визии убедился, что его войска могут бес-
шумно форсировать реку.

В пегурме пограничной укрепленной по-
лосы противника на долю М стрелковой ди-
визии выпала своеобразная задача. Она дей-
ствовала на фланге наступающих частей.
По замыелу старшего начальника, пол-
ки дивизин стремительным ударом проры-
рали немецкую укрепленную линию на реке
`Шептупа и развивали наступление в юго-.
западном направлении. Таким образом на-
ша дивизия выходила во фланг и тыл ве-
мецкой группировки, которая, опираясь на
сильную полевую оборону, защищала под-
етуны к Ширвиндту.

Несколько слов 0б обстановке на уча-
стке М дивизии. Накануне штурма полки
этого соединения занимали выгодные” пози-
ции на правом высоком берегу Шепупы,
на северном и северо-восточном участках
Котовщизнинской излучины,  выгнутой в
сторону наших войск. Большую часть из-
лучины занимал лесной массив. Кромку
западного берега немпы минировали и оп-
лели проволокой. Находясь на низком бе-
регу, они вынуждены были на этом уча-
стке отодвинуть первую траншею от русла
peru ва 50, а кое-где и на 150 метров.
Противник оборонял излучину сравнитель-
но небольшими силами, возлатая надежды
на взрывные и проволочные препятствия.
Кроме того, немцы держали русло. реки
под огнем пулеметов, минометов, артилле-
рии, занимавших позиции в соседней из-
лучине,

Подготовляя фланговый удар по не-
мецкой обороне в Вотовщизнинекой излу-
чине, командир продумал план предстоя-
шего боя во всех деталях. Форсировать
Шенупу он решил ночью. Но одна вне-
запность атаки еще не обеспечивала
решения задачи. Надо было разгромить не-
мецкие укрепления в излучине, овладеть
лесным массивом, выйти на шоссейную
дорогу Волковышки—Наумиестие, связы-
вавшую предграиичную и. пограничную
укрепленные полосы немцев, и врезаться
между этими оборонительными рубежами.
Штури немецкой приграничной оборони-
тельной полосы на пгироком - фронте был
назначен на 11 ‘часов утра. Нанести про-
тивнику фланговый удар изолированно, без
взаимодействия с частями, наступающими
© фронта, было очень трудно. Само собой
разумеется, что немцы примут все меры,
чтобы удержать этот, участок, подбросят
свежие части и сосрелоточат. здесь. макси-
мальный огонь. Таким образом дивизии
придется драться в невыгодных условиях
с превосходящими силами противника.

Учтя всё это, командир дизизии пришел
к выводу, что наиболее удобным моментом
для броска в атаку явится сигнал, по во-
торому на штурм немецких укренлений
поднимучея части, действующие с фрон-
та, — то-веть 11 часов утра. Но тут воз-
ник вопрос, как увязать ночную перепра-
ву се длительным выжиданием начала o6-
щего штурма на левом берегу Шешупы в
непосредственной близости от противника.
Проведя ряд организационных мероприятий,
командир дивизии удачно решил и эту за-
дачу, как мы увидим из хода наступления.

Полки дивизии переправлялись через
Iemyny темной ночью по штурмовым мо-
стикам и вброд. Ночь была сравнительно
тиха. Лишь на отдельных участках шла
артиллерийская перестрелка да наши ноч-
ные бомбардировщики обрабатывали Шир-
виндт и другие укрепленные районы не-
мецкой обороны. Пехотные подразделения
перешли реку и закрепились. Мостики не-
медленно убрали и перетянули за с0б0й.

С пойкость гвардейцев-артиллеристов

2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ,
’ (По телетону от наш. корр.). Беспример-
вый подвиг в боях с немецко-фашистскими
захватчиками совершили командир артди-
визиона гвардии капитан Демьянов, гвар-
дии лейтенант Аникин и гвардии рядовые
Савельев и Анисимов.

Немпы неоднократно переходили в
контратаки против подразделений, поддер-
живаемых артдивизноном. Чтобы лучше
управлять огнем, Демьянов расположил
2 наблютательный пункт в доме, етояв-
шем у большой дороги Ha танкоопаеном
направлении. В разгар боя к дому вплот-
ную подошли пять «фердинандов». На.
блюдательный пункт оказаЛея отрезанным
от наших подразделений. Гвардии капитан
Лемьянов передал по радио команду на
батареи: «Огонь на меня».

По домику, возле котороге стояли не-
мецкие самоходные орудия, открыла огонь
батарея, гвардии лейтенанта

Наумиестис—Волковьншки, немецкие части,

1 декабря ‚Одна самоходная пушка противника была

бине обороны

Beto moun бойцы стояли под отвесным
невысоким берегом, ‘чесно прижавшись
друг к другу, по колено в воде. Нока было
темно, противник не мог обнаружить нашу
пехоту, бесшумно переправившуюся через
Шешупу. Но < рассветом положение ус-
ложнилось. Под невысоким берегом можно
легко укрыть взвод или роту, но спрятать
здесь днем несколько батальонов — труд-
ное дело, тем более, что противник ¢
фланговых наблюдательных пунктов из
района Ширвиндта хорошо просматривал
места переправ, а также северный и севе-
ро-западный изгибы излучин. Необходимо
было подавить фланговые наблюдательные
пункты противника. Эту задачу возложили
на заранее выделенные артиллерийские и
минометные батареи,

В предрасеветный час они начали бить
по наблюдательным пунктам противника и
держали их под неослабным огнем. Всё
утро—и в час артиллерийской подготовки
й во время штурма—артиллериеты ослен-
ляли немецких наблюдателей. „Во всяком
случае, ни один ответный немецкий снаряд
не упал у кромки левого берега Шешупы,
где укрывались наши пехотные подразде-
ления. В ночные часы саперные взводы,
приданные каждой стрелковой роте, расчи-
стили проходы в минных полях, установ-
ленных противником вдоль берега.

После артиллерийской подготовки, кото-
рая велась по веему фронту немецкой
пограничной полосы, проходившей южнее
Шешгупы, нанти войска поднялись в атаку.
Подразделения № стрелковой дивизии етре-
мительным броском ворвались в немецкие
окопы.

Чтобы окончательно  дезориентировать
противника, командир дивизии одним ба-
тальоном атаковал немецкие укрепления
на правом берегу Шешупы в соседней из-
лучине по ее юго-западному изгибу. Пока
этот батальон, привлекая на себя внима-
ние немцев, вгрызался В0 вражескую обо:
рону и очищал правый берег реки, дру-
гой батальон, старшего лейтенанта Сухо-
дольского, соверптил обходный маневу. В 11
часов утра он внезанно ворвался в немец-
кие окопы, уничтожил и пленил сидевших
в них немцев, а затем повел наступление
вдоль левого берега.

‚ Не менее стремительно действовали и
пругие подразлеления. Внезапное. появление
наших пехотинцев на левом берегу Шешу-
пы отшеломило немцев. Они не ©могли
оказать на этом участке серьезного сопро-
тивления. Противник отступил в лес, но
здесь обрушились на него наши минометы
и вся артиллерия, поддерживающая М ди-
визию. Одновременно лес © обеих сторон
обходили наши пехотные части.

Главное, что должна была сделать №
дивизия, 3т0, не теряя времени, развить
удар и оседлать дорогу, сВязывающую
Ширвиндт с пограничной укрепленной но-
лосой немцев. Быстрота действий приобре-
тала решающее значение. В предельно ко-
роткий срок была переброшена через
реку артиллерия. № моменту, когда один
из полков дивизии занял лес, а батальон
Суходольского ворвался в селение Котов-
щизна, большинство батарей уже включи-
лось в боевые порядки пехоты. В эти ми-
нуты командиры батальонов и полков
стремились как можно быстрее вывести
свои подразделения во фланг и тыл про-
тивнику, оборонявшему  предграничный
рубеж.

Первоначально
ограниченная задача — вклиниться

№ ливизии ставилась
е

фланга между двумя рубежами немецкой! :

обороны. Но когда полки дивизии вышли
на дорогу Наумиестис-—Волковышки и про-
двинулись на юго-запад, они ветретилв
огороженные минные поля, увидели окопы,
огневые точки, не занятые противником.
И несмотря на то, что дивизия свою зада-
чу выполнила, командир дивизии решил,
не теряя времени, продолжать наступление,
использовать благоприятный момент для
разгрома немецкой обороны.

Во второй половине дня части дивизии
вели бой за Наумиестие, & затем громили
Ширвиндтекий узел немецких укреплений.
В этих боях наступающие полки столкну-
лись с возросшим сопротивлением против-
ника. Им пришлось вести борьбу с не-
мецкими гарнизонами, засевшими в долго-
временных укреплениях. Батальоны офице-
ров Суходольского и Арсеньева в ожесто-
ченных уличных боях дрались за каждый
дом.

Фланговый удар М дивизии, как уже
сказано, явился для немцев полной не>
ожиданноетью. Смелый маневр полков Е
глубине обороны противника в значитель-
HOH мере предрептил судьбу левого фланга
немепких войск, которые обороняли здесь
приграничные укрепления. После того, как
полки ДИВИЗИИ перехватили дорогу

оборонявитие рубеж к югу от Шешупы,
боясь окружения, поспешили отойти за
границу. Занятие Наумиестиса заставило
немцев также бросить позиции в соседней
излучине на правом берегу Шешупы. Ре-
шительным совместным ударом пехоты й
артиллерии, переброшенной на левый бэ
рег, дивизия пробила брешь и в погранич-
ной полосе обороны противника.

Подполновник Н. ПРОКОФЬЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

подбита, остальные отошли назад.

Через 15 минут немецкие автоматчики
стали окружать дом; Снова последовала
команда: «Огонь на меня». Ценою больших
потерь противнику удалось вплотную
подойти к наблюдательному пунуту. Гит-
леровцы предложили отважной  четверке
артиллеристов сдаться. Но в ответ послы-
шалея голос капитана Демьянова: «Назад,
гады! Гвардеец умирает, но не сдается».
Четыре храбреца выскочили на улипу н
пачали отбиваться от наседавших немцев
и венгров.

Семь часов вели неравный бой артилле-
ристы Демьянов, Аникин, Савельев и Ани-
симов. Двое из них были тяжело ранены.

В критический момент боя подошли наши

разведчики и отбросили немцев, В этой

схватке горстка смельчаков подожгла две

самоходных пушки и уничтожила более 40

Дранкиня.   вражеских солдат и офицеров,

`наседали на наши позиции. `В отражении

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

Ерасная Армия осуществила ряд опе-
раций окружения, сыгравших огромную
роль в Отечественной войне и далеко дви-
нувиих вперед современное военное искуе-
ство. Помимо окружения отдельных групп
противника и ето гарнизонов в тех
или иных пунктах, совелекие войска раз-
вертывали операции окружения на боль-
ших пространствах. Это были гигавтские
поединки, В которых советское военное
искусство брало верх над искусством
противника, и он оказывалея в железном
кольце.

В приказе от 7 ноября 1944 г. Вер-
ховный Главнокомандующий Маршал 0о-

ветекого Союза товарищ Сталин отметлл
возросшее воинокое мастерство Ётасной

Армни: «Воины Красной Армпи умело
взламывали укрепленные полосы  вротив-
ника, стремительно преследоваля,  окру-
жали и уничтожали врага».
Вак правило, Красная Армия окружала
немецкие войска в обстановке общего на-
ступления на широнсм фронте, в резуль-
тате последовательных спераций. В ходе
широких наступательных кампаний ряд
труппировок противника одновременно . ста-
Е BHAICA под постоянную угрозу концентри-
БОЙ ЗА ОВЛАДЕНИЕ ТРАНШЕЯМИ   “бо” Ут.
Методы двустороннего охвата и OK-
PPOTHBHHYA ружения больших масс неприятельских
= войск в обстановке еплошных @ронтов
ДЕЙСТВУЮШАЯ АРМИЯ. } декабря, лучше всего разработаны и претворены
(По телеграфу от наш. корр.). Подразде- ца практике Ерасной Армией. Операции с
ление, которым командует офицер Погреб- целью окружения, как правило, разверты-
няк, получило задачу овладеть ии HG  раютея на пгироком фронте ий в системе
мецких траншей. После артиллерийской последовательных ударов наших войск. Ox.

подготовки бойцы пошли в наступление. =
Успех боя обеспечил комсомолец Шуку- РУжению и разгрому труппы войск
Паулюса способствовали  круп-

ров. Он вывел свой Взвод во фланг про-  ФН
тивнику и стремительным броском ворвал- Нейшие операции, развертывавшиеся на
ся в его боевые порядки. соседних ‚Фронтах. В Белоруссии одновре-

Разведчик комсомолец Бондарь выдви-  М@ННО леиствовало три фронта на участке
нулся вперед, незаметно подобрался к нем-  Протяжением более трехсот километров
цам и открыл по ним сильный огонь. Гит- (частично при содействии четвертого фрон-
леровцы укрылись в траншеи. Воспользо-  та =— войск генерала армии Баграмяна)
вавшись этим, бойцы Шукурова усилили Зщесь одновременно развернулось несколь-
натиск и выбили немцев с занятых пози-  ко операций, тесно связанных между со-
ций. В этом бою. особо отличился красно- бой и приведнтих к окружениям сильных
армеен Паганский, который проник в тран- неприятельских труттировок. Ясско Випги-
ры We ae бою УНИчЧТо-  новекая операция также происходила на

ATS фашистов, захватив вражеский
пулемет. нтироком фронте.

Отвага и. воинское умение Шукурова, Лля охвата больших группировок вкли-
Бондаря и Паганского вдохновили осталь-   Чение в немецкую оборону производилось
ных бойцов. Подразделение офицера По- На участках, значительно удаленных друг
гребняка успешно выполнило задачу. от друга. Под Сталинградом оба охватываю-
щих клина были вбиты в оборону немпев

на расстоянии до 300 километров друг от
друга, под Корсунь-Шевченковским
110 200 километров, под Кишиневом — 70
300 километров (считая вдоль линии

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 декабря.  фронта). Таким образом, взлом фронта в
(По телеграфу от наш. корр.). Стрел-  результате оперании окружения приобре-
ковый батальон встретил яростное сопро- тал крупный масптаб и значение.

тивление противника на подступах к важ-
ной шоссейной дороге. Вскоре гитлеровцы Удары, наносивииеся на разных направ-

перешли в контратаку. Дружным огнем Лениях, рассредоточивали усилия против-
стрелков, пулеметчиков, автоматчиков си  Ника на широком фронте, не давали ему
минометчиков они были отброшены в перегруппировывать войска (особенно тан-
исходное положение. а ки) и, что самое главное, — сковывали

Приведя себя в порядок, немцы через   неприятельские оперативные резервы. Этим
foe ae вторую контратаку. создавалась общая предпосылка для завер-
О кой, похоти, пепшя мановра окружения там, то вам

:    gano советское командование. Не лишне

этой контратаки исключительную  роль  ОТМЕТИТЬ, ЧТо резервы противнака нерехко
сыграла инициатива командира пулеметной попадали В окружение вместе © его груп-
роты старшего лейтенанта Игуменова. пировкой, находившейся на позициях 060-

Предвидя возможность очередного на- ронительной полосы. Можно для примера
скока неприятеля, старший лейтенант вы-  сослаться на Ясеко-Кишиневскую omeda-
вел свою роту во фланг вероятного на- цию. Подвижные клинья сомкнулаеь здесь

правления контрудара и замаскировал пу- позади района расположения немецких
леметы в зарослях кустарника. Когда нем-

В ВЕНГРИИ.

Немецкие
разбитые огнем наших войск.

Снимок нашего фотокорр. капитана
С. Раскина.

opy AHA,

Инициатива младшего.
офииера

резервов,
цы стали наседать, пулеметчики подпусти-  ‘  3
ли их на близкое расстояние и открыли Нашим крупным операциям всегда со
по ним кинжальный огонь. Гитлеровцы за-  ПУТствует внезапность, Что обусловли-

легли и стали отползать назад. вается прежде всего неожиданным для
Пулеметчики усилили огонь, расстрели-  врага выбором общего направления  уда-
вая отступающего врага. Больше 70 сол- ров. Так было под Сталинградом. Не пред-
дат и офицеров противника истребила пу- видели немцы наших ударов и под Кор-
леметная рота, остальных обратила в бег- сунь-Шевченковеким. Противник считал,
ство. Воспользовавшись успехом пулемет- что войска мартала Конева, нацелены н&
чиков, батальон атаковал врага и продви- юго-запад. Сосредоточение He их ceBep-
more eerie нее произошло скрытно, ч10 и ввело
противника в обман. Ясеко-Вишалневская
операция явилась для немцев громом
среди бела дня, ибо ‘они были уверены,
910 наши силы © юга отвлечены для боев
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,  1 декабря.   в» Белоруссии. Внезапноеть является так-
О ый ше [Жо пы бетоны Шуе та
ной овладеть железнодорожной станцией. и es Pts ita ee
Из-за опушки леса показались 17 враже- iP ны Daa Е и
ских танков и самоходных орудий. Ви в одном из окружений протизник не
успевал своевременно определять ваправ-

Огневые позиции на этом направлении :
занимали самоходные орудия под коман- ение наших главных усилий. Враг выяв-

дой старшего лейтенанта Шепетовского.  ЛЯл это лишь в ходе боев, когда было

Боевой успех подразделения
офицера Шепетовского

Артиллеристы стойко встретили атаку У®е поздно.
немецких танков. Командир экипажа `Советекме операции окружения плани-
младший лейтенант Касаткин. один ‘за  ровались и обеспечивались в неваданно

другим зажег три немецких танка, а за- . и Е
тем подбил самоходную пушку. Экипажи ee ee ee

‘лейтенанта Крылова и Стромилова, дей- рае ide немецкой a

ствуя согласованно, зажгли еше один  ИЗ окруженных группировок не удавалось

танк и подбили вражеское самоходное  ВЫрваться из кольца.

орудие. Во вбех наступательных операпиях, и
Понеся серьезные потери, противник от- 9бобенно при окружении противнака, е0-

ступил. Отважные артиллеристы записали  ветекие воен
Е ачальники достигали высоких
на свой боевой счет четыре сожженных `“ ene С т

немецких танка и два подбитых орудия,

Миномет имени Алексея

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 1 декабря,
Кухарева

(По телеграфу от наш. корр.). В М тан-
: KOBOH части состоялась техническая кон-
1-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 1 де-  ференция  механиков-водителей,  обсудив-
кабря. (По телеграфу от наш. корр.).   шая вопрос об `‘удлинении сроков службы
Командира минометной батареи лейтенан-  танка. В работе конференции приняли
та Кухарева знали и любили, как бес- участие ремонтники и заместители коман-
страшного, умелого офицера. Не раз в  диров по технической части.
трудных боях, в тяжелых походах он  С рассказом о своем опыте ухода’ за
своим примером подбадривал бойцов, всз-  танком выступил механик-волитель стар-
лял в них твердую веру в победу. шина Пугачев. Его танк прошел большой
Однажды во время боя за переправу
лейтенант Кухарев выдвинулся вперед и
на близком расстоянии от противника кор-
ректировал огонь своей батареи. Не вы-
держав огня, немцы отступили, оставив на
поле боя более двухсот трупов своих сол-. Высшая аттестационная комиссия Коми-
дат и офицеров. Бой за переправу был  тета по делам высшей школы при Сов-
выигран, но лейтенант Кухарев не. вер- Наркоме СССР удовлетворила ходатайство
нулся на батарею, он спал смертью героя.   Московской государственной консерватории
Недавно на собрании батареи старший   Имени П. И. Чайковского о присуждении
сержант Иванов выступил с предложением   Степени доктора искусствоведения без за-
купить миномет и присвоить ему имя лей-   Щиты диссертации Народной  артистке
тенанта Алексея Кухарева. Минометчики   СССР А. В. Неждановой — выдающемуся
собрали деньги и послали их в адрес од- мастеру вокального искусства, А. В. Неж-
ного из заводов, попросив изготовить ми-  Данова выступает на русской оперной сцене
номет с гравированной надписью «Алек- Свыше 40 ‘лет, сейчас принимает активное
сей Кухарев». От стахановцев завода по- Участие ‘в обучении студентов-вокалистов,
лучено письмо, в котором они обязуются Ей также присвоено звание профессора по
быстро изготовить миномет. Он будет вру- кафедре сольного’ пения.
чен лучшему расчету.

ТУРБИНА ДЛЯ ЗУ
ДЛЯ ЗУЕВСКОЙ ГРЭС На военном факультете горюче-смазочных

ХАРЬКОВ, 1 декабря. (ТАСС). Вчера во материалов началась защита дипломных
второй смене коллектив Харьковского тур-   проектов, Государственная экзаменацион-

бостроительного завода имени С. М. Кирова
abe на
закончил восстановление мощной турбины ae ea

для Зуевской ГРЭС (Донбасс). В ближай.  ПРоектов на актуальные темы, связанные
шне дни турбина будет отправлена заказ- ® производством и применением горюче-

чику. смазочных материалов в Красной Армии,

темпов, имеющих главенствующее значе-
ние на полях современных сражений. Что-
бы завершить операцию окружения в вы-
соких темпах, без чего она обречена на
провал, необходимо создать условия, кото-
рые бы позволяли с максимальным зффек-
том использовать подвижные войска: На
это и направлены советекие методы про-
рыва позиционной обороны, который обыч-
ко предшествует окружению. Прорыв —
органическая составная часть операции
окружения. В нем уже должны быть за-
ложены основы глубокогсе маневра. OT
темпов прорыва зависит и теми маневра
окружения. Подобная завлеимость — ‹а-
мая характерная черта нынешней вейны.

Красная Армия произведит прорыв по-
зиниснной немецкой обороны с необычай-
ной стремительностью и в этом выражает-
ся прежде всего ее блестящее мастерство.
Ha участках прорыва  <осредоточиваются
большие массы артиллерии и авиации,
способетвующие пехоте и танкам быстро
преодолевать главную полосу обороны
противника. Наше артиллерийское превос-
ходство на участках прорыва всюду было
подавляющим. В Ясско-Кишиневской оне-
Украинского

рации ва участке 3-го
фронта наши войска имели на километр
фпонта против 30—40 орудий немцев

220—230 орудий и тяжелых минометов.
Это большое превосходство об’яеняется HE
только богатым насышением наших войсЕ
боевой техникой, но и искусством органи-
зации прорыва. Каждый из охватывающих
клиньев вбивалея на широком участке, —
фронт прорыва редко был меньше 30 ки-
лометрев. На избранном фронте прорыва
наносились удары  неодикаковой силы.
Основные массы технических средств
скрытно сосредоточивались на узких уча-
стках, что проиеходило благодаря маеки-
POBRe и  демонстративным действиям.
Скрытность еосредоточения превосходящих

at

сил на узких участках при широком
фронте прорыва — основа  такгической
внезапности.

Мощное артиллерийское и авиационное
обеспечение танков и пехоты позволяет
прерывать вражескую оборону стремитель-
ными темпами. Вместе с тем Hall шдвиж-
ные части, не дожилаясь полного очищения
вражеских позицяй, устремляются вперед.
Высокий темп дает возможность лоетитать
полного разгрема противника, позволяет
опережать врага стремительным выходом
на его тылы, а также локализовать уда-
ры ето резервов.

Подвижные  соединевия,  прелназна-
ченные для маневра окружения, вступают
в действие, не имея порой расчитенных
ворот прорыва. Эти соединения иногда
сами довершают пробивание бреши с

тем, чтобы опередить оперативные `ре-
зервы врага и совершить намеченный
маневр охвата. Именно Tak развива-

лись, налример, события при окружении
немецкой группировки в районе Иерсунь-
Шевченковского. Здесь танки маршала
бронетанковых войск Ротмистрова и кон-
ница генерала Селиванова выдержали ско-
ротечный, но напряженный бой в самых
воротах прорыва. Танкиеты и конники
вели бой с авангардом немецкой танковой
группировки, спешившей на выручку
окруженным. Если бы наши подвижные
части дожидались полной расчистки во-
рот, им пришлось бы иметь дело не
авангардом танковой группировки вра-
га: & с главными силами. Эшелон. совер-
шающий прорыв, заранее планирует вззи-
модействие с подвижными родами войск
эшелона развития уепеха. чтобы помочь
ему с хода довершить пробивание торот и
возможно быстрее выйти на оперативный
простор.

Подвижные рода войск стремятея избе-
жать затяжных боев. Самая операция ок-
руження строится так, чтобы оградать эти
войска от длительных стычек е контр-
атакующими группами противника. Наши
танки и конница, устремляясь к пунктам,
в которых должно заверпеиться оператив-
ное окружение вражеской группировки,
смело обходят ето очаги обороны на тыло-
вых рубежах и отступающие колонны или
наносят по ним удары -е хода. Искуено
организуя взаимодействие, наше командо-
вание в большинстве случаев отражало
контратаки и контрудары противника си-
лами, опециально для этого презназначен-
ными, и прежде всего благодаря выеокой
подвижности и маневренности Halle ap-
тиллерии. Что касается танков, мотонехо-
ты и конницы, то они успешно заверита-
ли маневр окружения, достигая полной его
непрерывности и высокого темпа.

Четкая  последовательность ввода
действие всех элементов армейского б08-
зого  порядна красной нитью  прохо-
дит через все эти операции окруже-
ния. Создается непрерывное наращивание
ударов на главном надтравлении и одновре-

КОНФЕРЕНЦИЯ МЕХАНИКОВ -ВОДИТЕЛЕЙ

путь и находится сейчас в отличном со-
стоянии. Пугачев тщательно следит за мо-
тором и другими агрегатами.

Старшина Горбушко, отработавший на
своем танке вдвое болыше против гаран-
тийного срока, обратил внимание участ-
ников конференции на необходимость ухо-
да за главным фрикционом.

Конференция наметила мероприятия по
лучшему сбережению материальной части.

—

Присуждение ученых степевей и званий выдающимся
деятелям искусства

Звание доцента по кафедре скрипки при-
суждено М. С. Козолуповой — талантли-
вой исполнительнице и педагогу.

Высшая аттестационная комиссия при-
своила звание профессора по кафедре
актерского мастерства артисту и режиссе-
ру Ленинградского государственного ака-
демического театра драмы имени Пушкина
Б. Е. Жуковскому. Как педагог Ленин-
градского театрального института, он под-
готовил около 200 актеров совэтской сцены
и несколько коллективов для националь-
ных театров. (ТАСС).

Выпуск военных инженеров-технологсв

Успешно защитили дипломы ‘техник-лей-
тенант А. 3. Горский’ на тему «Разработка
единой смазки для танков» и техник-лей-
тенант И. М. Пекарь — об установке для

очистки авиамасел из сураханской нефти.
Оба защищали дипломы ва анеслийском
языке Всего на иностранном язике защи-

щают дипломы восемь офицеров.

2 дэнабря 1944 г., суббота. №

скусство окружения

MeHHO сковызаются неприятельские войч
ска и прежде всего его подвижные груп
пы, которые пытаются пресечь путь Has
им танкам и коннице, совершающим мам
невр оперативного окружения. Строгая
последовательноеть использования вводим
мых в дело эшелонов обеспечивает стреми®
тельность оперативного окружения. Благо=
даря этому обстоятельству, & также уме-
лому взаимодействию родов войск и гибя
кому управлению, противник подвергается
одновременному воздействию на вею глу-
бину задуманной операции как © вездуха,
так и силами наземных частей всех вве-
ленных в дело эшелонов.

Нередко темп продвижения наших таня
ков, мотопехоты и конницы при опера
тивном маневре окружения достигал 25—
50 километров в день, что служит самых
ярким показателем высокого мастерства в
развертывании современной  наступатель-
ной операции. Под Сталинградом  опера-
тивное окружение армии фон Паулюса за=
кончилось на четвертые сутки после про
рыва главной полосы. В Ясско-Бишинев-
ской операции наши подвижные части
прошли 80-—110 километров со скоростью
20—25 километров в день. Маневр нз
оперативное окружение бобруйской  груп-
пировки закончился через два дня после
прорыва. Танки генерала Панова прошли
около 100 километров при средней скоро-
сти 45—50 километров в день. [рутпши-
ровка немцев восточнее Минска была
взята в кольцо оперативного окружения на
девятый день наступления В Белоруссии,
Подвижные войска 3-го  Белоруеекогюо
фронт» за это время прошли около
250 километров, что составляет 25—30
километров в день.

Таким образом, обеспечивая стремитель-
ность прорыва обороны, советское коман-
дование затем осуществляет быстрый мэ-
невр оперативного окружения нодвижныхи
соелинениями, состоящими Из танков,
мотопехоты и конницы, пои полном гос-
подетве нашей авиации. В этом  заклю-
чается один из секретов успеха советских
операций окружения.

Велед за полвижными войсками  неук-
лонно продвигаются общевойсковые 606
линения. Пехота и артиллерия оелко от
стают от танков и конницы более чем н%
суточный переход. Происходит быстрое
уплотнение беевых перятков наступающих
вонруг заватого в кольце противника.

Искусством быетрого уплотнения боевых
HONATEOB войек, окружающих противника,
и об’ясняется тот факт, что немцы, какие
бы яростные контратаки они ни предпря-
нимали, не мотут пробиться изнутри коль-
ра, и их контрудары извне неизменно за-
хлебываются. Это также важная прелпо-
сылка успеха советских операций окру-
жения.

Высетрота уплотнения боевых порядков
наступающих войск обеспечивает возмож-
ность немедленвото перехода от оператив-
ного окружения н тактическому — Елвз
замкнулось кольшо оперативного окруже-
ния вокруг кишиневской немепкой груп- _
пировки, как уже подоспела масса нашей
пехоты и артиллерия, начавших конпен-
трическое наступление и рассекавнигих эту
группировку противника на части.

Сжимание кольца, дробление и разгром
окруженного противника во всех наших
операциях являются единым неразрывным

процессом. Это требует исключительно
четкого взаимодействия. По мере совер-
шенствования методов одновременного
сжимания кольца и дробления  про-

тивника Убыетрялись и темпы разгрома
окруженных — группировок. Например,
27 июня тлавные силы 9-й алмии
немцев под Бобруйском были окружены, а
29-го — целиком разгромлены. Так же
быстро происходили события и в районе
Витебска. г

Советские войска уже не раз показыва-
ли высокую маневроспособность, без кото-
рой невозможно достигать необходимого
темпа окружения. Напти генераль-—масте-
ра глубокого прорыва, умеющие создавать
своим войскам широкую свободу маневра.
Их высокая инициалива —— одна из 0с-
нов гибкого управления, что позволяет
совершать стремятельный маневр в слож-
ной обстановке, когла  перемептивают-
ся свой войска © войсками противника и
все бои вехутся с обнаженными флангами
и тылом. Наши генералы в самых труд-
ных условиях не теряют оперативной
ориентировки.

Советское искусство окружения —
свидетельство непрестанного роста опера-
тивного и тактического мастерства Ерас-
ной Армии. Этот рост целиком основан Ha
сталинской тактике маневрирования, на
сталинской стратегии.

„Майор Б. НОРОЛЬ.

Совещание работников
войсковых подсобных

хозяйств

В Московском военном округе состоя-
лось совещание начальников сельскохо-
зяйственных групп и руководителей пере:
довых войсковых подсобных. хозяйств. Со-
вещание обсудило итоги прошлого сель
скохозяйственного сезона и наметило пу-
ти повышения урожайности картофеля“ и
овощей, а также развития животноводства.

Подеобные хозяйства частей и училищ
МВО успешно закончили прошлый сель-
скохозяйственный год. Почти половина
овощей и картофеля, поступивших на пла-
новое снабжение частей округа, выращена
в подсобных хозяйствах. Многие хозяйства
собрали весьма высокий урожай. Так, в
Муромском училище связи урожай карто-
феля составил 20 тонн с гектара, капу-
сты — 50 ‘тонн, зерновых культур — 15
центнеров. Это училище обеспечило себя
своим картофелем и овощами на весь год,
заложило семенные фонды и полностью
Удовлетворило потребность столовых офи?
церского и вольнонаемного состава, Из:
лишки овощей училише связи передало на
плановое снабжение другим войсковым ча-
стям.

Участники совещания рассмотрели KOH-
трольные цифры сельскохозяйственной кам-
пании 1945 года и наметили агро-зоотехни-
ческие, финансовые и другие мероприятия.