Th,

pa

(a

‘

$ декабря 1944 г., воскресенье. № 285 (5955).

бьет КРАСНАЯ ЗВЕЗДА hg

Противоэпидемическая работа
в войсках Красной Армии

` Успехи медицинской службы Красной
1рини в великую Отечественную войну
сбщеизвестны, Небывало высокий процент
раненых, Возвращающихся, в строй, яв-
алетя важнейшим показателем качества
ы военно-медицинских учреждений.
(нако успех работы  определяелея не
млько этлм показателем. Медицинская
саба армии должна также сохранить
ска И от массовых эпидемических за-
бфолеваний. ‘
Как известно, ни одна из прошлых
мйн не обходилась без крупных  эпиде-
yal, вырывавших из рядов армли десят-

лагерей за выкуп телкой, поросенком
ит. п. при непременном, однако, условии

Ной болезнью. В Харькове гитлеровцы
оставляли заразных больных без мехицин-
ской помощи, чем способетвовали широко-
му распространению болезней. Налтрямер, в
1943 году из числа заболевших сыпным
тифом 1.175 человек в больницы было
принято только 387, а из 174 больных
орюшным тифом могли лечиться р боль-
ницах только 35 чел.

Немцы преследовали заболевитих зараз-
ными болезнями. Вот почему населеняе

—_ если военнопленный заболевал зараз-

Государственное издательство политиче-
ской литературы издало к 10-летию со
дня смерти С. М. Кирова отдельной кни-
гой его избранные статьи и речи. В книгу
включены, наряду с популярными высту-
пленнями пламенного народного трибуна,
его малоизвестные речи и статьи, относя-
щиеся к периоду становления советской
власти.

Каждая речь, письмо, доклад, помещен-
ные в книге, — яркий документ, воссоз-
дающий облик незабвенного Мироныча —
великого гражданина советской Родины,
талантливого строителя социалистического
государства, верного соратника Ленина и
Сталина.

Сборник открывается речью Кирова, про-
изнесенной им на демонстрации в годовщи-

ИЗДАНИЕ ИЗБРАННЫХ СТАТЕЙ И РЕЧЕЙ
С. М. КИРОВА

ОБЗОР

вами дорога только вперед, и- только к
победам!»

Кировский сборник служит ценным по-
собием при изучении истории нашей пар-
тии, коренных изменёний, произошедших в
промышленности и сельском хозяйстве в
результате осуществления ‘сталинских пя-
тилеток. Доклад на“ об’единенной 4-й об-
ластной и городской Ленинградской парт-
конференции 23 января 1932 года’ — «На
историческом рубеже между первым и вто-
рым пятилетним’ планом», речь на совеща-
нии секретарей райкомов ВКП(б) и пред-
седателей райисполкомов, речь об органи-
зации труда в колхозах и многие другие
пронизаны подлинно кировским проникно-
вением в сущность происходящих событий,
содержат конкретные задачи, выходящие из

В левом углу первой страницы газе-
ты «За счастье Родины» помещен рису-
нок. На нем изображен герой боя за один
из перевалов в Карпатах. Этим портретом
Rak бы начинается передовая.
первые строки:

; «Командир орудия гвардии старший
сержант Панфилов,
помещен выше, имеет богатый боевой
опыт. В недавнем бою его расчет ист-
ребил до 20 гитлеровцев и сжег два
танка».

Газета спрашивает:

«Как это  произошло?»
Вся передовица посвящена ответу на

Читаем

портрет которого.

ПЕЧАТИ

Живая, интересная газета

ма достает документы, письма, фотогра*
OHH, изобличающие немцев в их злохея-
ниях, и умело разжигает у советских вои-
нов неназиеть к врагу. Е
Под заголовком «Их orem утнан в
рабство» в газете’ напечатана фотография
двух- девочек. Е
«Воины! — обращается газета к чи-
тателям. — Перед вами две девочки—
‘Люба и Марийка. Это дочки кресть-
янина Стефана Салика из села Буты-
ны, Великомостовецкого района, Львов-
ской области. Эти дети — сейчас си-
роты. Немцы лишили их отца. Стефан
Салик томится на фашистской катор“

ди Е сотни тысяч жертв. Нередко этиле-
упческие заболевания, получивитие итиро-
yo распространение, резко  полрывали

скрывало больных,
дальнейшем
1942 г. в

а это приводило к
у распространению эпитемий. В
Мариуполе оккупанты paceTpe-

боеспособность войск. Эпидемия  евиреп-
ствовали в войсках Наполеона. Из 30.009
зиннопленных французов, захваченных
pyeckuM войсками в г. Вильно, 25.000
вазалиь больными сыпным тифом.
французская армия, осаждавшая Севасто-
10158 1853—54 г.г., потеряла умершими
тоько от сышного тифа свыше 10 ты
человек. .
3a два © половиной гола войны 1914—
11 гг, русская армия потеряла больными
тыко от пяти тлавнейших инфекций
(брюшного, сылного и возвратного тифов,
увентерин и холеры) 289.218 человек,
п воорых умерло более 42.000 человек.
(хранение войск Ерасной Армии or
этиемяческих заболеваний в Отечествен-
yy) войну составило важнейшую и в то
в время исключительно трудную задачу.
№ъвалая в истории войн протяженность
фунтов, многомиллионная армия,  огром-
mi масштаб разрушений, произвеленных
вуцауи на временно захваченных ими
  трраториях, связанное с войной массовое
пудвижение населения, тяжелейшее салти-
тарео-эпидемиологическое состояняе patio-
кв подвергиихея оккупации,  исключи-
тельно бедственное положение населения
их районов — вот еботановка, в кото-
к хлжна была развермутЬся противо-
упдемическая работа. ee
(себенно реальной утпроза эпихемических
уболезаний стала с того момента, котла
ити войска в результате блестящих на-
иутательных операщий начали массовое
HTH оккупантов из пределов нашей
станы, За сравнительно короткий сток
цууации враг сумел превратить. замя-
8 иг территория в сплошные очаги
унтемичееких заболеваний. Население,
потазженное гитлеровцами в невыноси-
и Теловия существования, ограбленное,
иленное крова, пищи, одежды, оставлен-
№ 063 медлцинской, помопти, сотало в о©к-
иированных районах жертвой многочис-
Внных эпидемий.
Заразные заболевания местами’ достига-
п мромных размеров. В некоторых селах
}ебокюй и Смоленской областей при
тах вс6 население поголовно переболе-
и сыты тяфом. Небывалого расиростра-
THA достигли заболевания дизеитерией,
фиитеным иифом. Появилась даже  нату-
явная оспа, давно уже исчезнутая ec.
ища советской земли. Весной 1942 г.
ука Брянского фронта обнаружили на
зобжденных ими территориях в Орлов-
`шй я Тульской областях 6.870 бельных
уных телей. Войска Западного Фронта,
поко в течение марта-—мая 1943 г.
HIE B освобожденных районах Смолен-
шй и Калужской областей около 4.000
ъных, Части Калининского фронта с
mapt по май 1943 г. подобрали более
wx 12.000 больных советских граждан,
`божденных из немецкого плена.
Подобных примеров можно привести
зножество. Установлено, что в ряде слу-
18 немцы принимали  епепиальные
id для распространения заболеваний
eM населения. Они_тфаспуекали из ла-
  №1 так мазываемых «военнопленных»
 - мирных жителей как Таз тотда, когда
I еде развивались массовые заразные
иболевания. Выпущенные из лагерей люди
шт куда глаза глядят и сеяли по пути
#ра3у.
Heuer освобождати военнопленных

ЕЕ В

из

ВЕЕТ НТН

‘’На аэродромах

ляли несколько десятков женщин,

леваниями. (сенью 1943 г.
лее 300 больных сыпным тифом женщин
стариков и детей и сожгли их живем.

водивигими боевые

НИЯМИ.

лены тысячи военных врачей и фельд-
птеров, сотни эпидемиологических  бригат,
снадженных транспортом, хезинфекционны-
ми средствами, медикаментами, бельем,
мылом. Следуя за наступающими войска-
мл, эти бригады отыекивали больных, на-
правляли их в полевые госпитали и в в0с-
станавливаемые гражданские больницы. В
очагах эпидемий производилаюь лезинфек-
ция жилищ м имущества жителей. Мил-
лионы людей подвергались саниталной об-
работке. Войска строили для советских
граждан тысячи бань, восстанавливали
прачечные, дезинфекционные камеры. Само
наюеление привлекалось к работе по очл-
стке населенных пунктов от грязи, отбро-
сов м пр.

Весной 1942 года части Брянекого
фронта, ликвидируя очаги эпидемий в Ор-
ловекой области, полвергли санитарной об-
работке более 1,2 миллиона человек, от-
крыли 10 больниц, построили 2.260 ‘бань
и 1.278 дезинфекционных камер.

Эпилемиологические бригады частей
1-го Белорусского фронта только в течение
4 месяцев 1944 года обеледовали 7.500
населенных пунктов Белеруссии, обнару-
жив при этом 45.600 белькых. Ве» ona
были помешены в полевые госпитали
фронта. Одновременио средствами войск
фронта быхо полвергнуто санитарной 05-
работке свыше 1 миллиона. человек, про-
хезинфицировано более 1,2 миллиона штук
одежды и другого имушества, построено
1.118 бань и 790 дезинфекционных ка-
мер.

Советские военные медики, всегда и во
всех случаях поддерживаемые командова-
нием, проявили исключительную организо-
ванность, оперативность, знание дела и
преданность Родине. Они бесстралино шли
в самую гущу эпидемических очагов. Ра-
ботая в исключительно тяжелых уеслови-
ях, оторванные от своих баз, преслолевая
пешком многие десятки километров по без-
дорожью и непролазной грязи, они само-
отверженно вышолняля свой долг.

Эпидемии среди освобожденного населе-
ния были ликвидированы в рекордно ко-
роткий срок. Армия избавилась от навис-
шей над ней  эпидемической опасности.
Вряд ля какая-либо другая зрмия в ана-
логичных условиях смогла бы уберечь
себя от эпидемий. Вряд ли какая-либо
другая армия оказала бы населению такую
колоссальную помощь. Это была способна
сделать чолько наша Красная Армия с ее
мошной противоэпидемической ортанизажи-
ей, армия, связанная кровными узамт сс
всем напгим советским народом. .

Задачей медицинской службы и в даль-
нейшем является зоркое наблюдение 3a
всем, что может представлять эпядемиче-
скую опасность для войск и населения.

Т. БОЛДЫРЕВ,
генерал-майор медицинской службы.

EE eee Sees

ПУТЕВЫЕ
ЗАМЕТКИ

3apa-
женных немцами же венерическими за59-
BOSH
г. Ярцево фашисты затнали в бараки бо-

Угроза эпидемических заболеванаяй на-
висла над войсками Красной Армии, про-
операции в районах,
сплошь пораженных заразными ззаболева-

На борьбу е эплдемиями были направ-

наших союзников

> состав выполняет все функции, связанные
; ] : По юЮжнои со службой обеспечения перелетов. Опера-
] тивные дежурные, работники  метеостан-

ций и всего азродромного обелуживания—

трассе всё это сержанты. Они старательны и ис-

Прбивтись через грозу, наш самолет   полнительны.

хил к горам Ирана. Через несколько   Сержант-метеоролог внимательно pac-
98 мы должны были оказаться на но- сматривал нашу форму и сокрушенно за-
  № трассе — южном воздушном пути,   метил, что нам будет очень жарко в Аф-
  бщиняющем налгу страну с базами союз-   рике. Сам он носит короткие штаны и ру-
  ив, действующих в Италии. Продолжа-   башку с открытым воротом. Цветная лен-
`Ы моти навигационное счисление и вни-   точка на груди означала, что за службу
  Втыьно вглядываемея в незнакомый в отдаленных местах он награжден орде-
  ицшафт. Помню, кто-то говорил, ЧТо   ном.
  luz — это страна контрастов. Действи- — Я обязан уведомить вас, — сказал
а, под крыльями нашей машины П0- он, вручая метеорологический бюллетень,
Зились то медленно двигавлеиеся кара-  — что с одного нашего об’екта оторвался
MEN верблюдов, то окутанные — НЫЛЬЮ   зэростат. Будьте осмотрительны...

Инны амеряканских военных автомоби-  __ Он, наверно, уже давно в Индии, —
1. Эти маптиты шли своим ходом из пор- уемехнулжись * MEI.

и — Может быть... Но мое дело предупре-

Тетеран контрастен, как и вся страна.   лить...

‚ (Швлящему асфальту движется нотоК Принесли карты и материалы по радно-
туобилей. И тут же ИЗВОЗЧИКИ В ВЫ-   авигации, сигнальные ракеты. Англий-
 их фуражках. В козлам пролеток У НИХ   хие навигационные карты представляют
Чивязаны автомобильные гудки. Вдоль ряд удобств дяя штурмана. Гипсометри-
тов па маленьких горных лошадках  ческая раскраска этих карт наглядно по-
  Чщрют иранские конники. Проходит мУл-   хазывает рельеф местности. На карте на-
и в халате и чалме. Мелькает женская  песено магнитное склонение и через каж-
ИГура, закутанная в белое покрывало. Ее дые два градуса — опорные пункты, по-
тоняет группа английских солдат. зазывающие широту и холготу местноети.

С раннего утра мы на аэродроме. Это   Таким образом, в полете ee os
глийская авиабаза, лежащая на новой   развертывать, чтобы читать спр + TO
Ия нас воздушной трассе. В дежурной   мещаемые иногда на полях.
Хомнате («офис») нас приветливо встрети-  Вскоре же после старта с аи 7
11 два сержанта. Прежде всего они 0еве- базы пейзаж изменился. Мы держали al
Aue, He MyyaeT ли нас жажда. Тог-   на Багдад. Зеленый ковер местности ae
34 же появились бутылки с ледяной во-   чился у города Мандали. Отсюда начал V2
#1 для лимонала, Иракская пустыня. В ее желтых песка)

прогляхывались темные прожилки — ру-

ну Февральской революции 12 марта (27
февраля) 1918 года, в момент, когла Тер-
ская область присоздинилась к советской
Россин.

Большой интерес представляют три
письма В. И. Ленину, написанные Киро-
вым в 1920 году в бытность его полно-
мочным представителем РСФСР в Грузии
после заключения мирного договора с гру-
зинским меньшевистским правительством.

Неутомимую борьбу, которую вел Киров
за укрепление единства ленинско-сталин-
ской партии, характеризуют его речи, про-
изнесенные на 23-й Чрезвычайной ленин-
градской партконференции 12 февраля 1996
года, доклад о работе Ленинградского
губкома ВКП(б) на 24-й губернской парт-
конференции 27 января 1927 года, страстная,
саркастическая, пронизанная гневом против
врагов партии речь на ХУ с’езде ВКП(б),
озаглавленная «Всё; ‘что путается под но-
гами, должно быть отброшено, а нам с

?

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, % хекабря.
(По телеграфу от наш. норр.). Командова-
нче частей Красной Армии принимает все
меры к тому, чтобы советские люли с
первых же дней своего освобождения из
гитлеровского плена погучгли всяческую
поддержку для возвращения на родную
землю.

Вот один из сборных пунктов советских
тражтан. Стрелка указывает на большое.
белое здание. Широкие лестницы ведут на
второй этаж.

— Это — комната отдыха, — об’яе-
няет начальник пункта капитан Козлов,
— это столовая. На 10й стороне — баня.

В светлой просторной комнате отлыхает
семья киевского плотника Петрова. состоя-
щая из пяти человек. Желтые, истощенные
лица, преждевременная седина свилетель-

эта семья в
Только на-лнях Петровы вырвались
фашистской каторги.

из

В ВЕНГРИИ. Разбитые нашей артил
вые точки.

Снимок

т ЕЕ

бах чувствовался песок. Я понял, что ебы-
вается предупреждение тегеранского мете-
‘оролога о песчаной буре. Это была одна
из новинок для нашего экипажа.
Песчаная буря для летчика, пожалуй,
хуже тумана или зимней пурги. Обычно
она сопровождается порывистым ветром.
Наблюдение становится возможным только
по вертикали. Несок — бич мотора. Он
может попасть в фильтр, вызвать перебои,
вывести двигатель из строя. Поэтому мы
набрали большую высоту, чтобы итти вы-
ше бури. Но здесь сильно возрос угол
сноса. Пришлось внести крупную поправ-
ку в куре. Наконец, на высоте в 3.500
метров болтанка прекратилась, но зато ви-
димость еще больше ухудшилась.

Нас волновало то, что расхождение кур-
са © заданным достигало целых 25 гра-
дусов. Это очень большое расхождение,
оеобенно, когда местность не имеет ориен-
тиров и покрыта к тому же клубами пе-
сечаной пыли. Но, веря в свои расчеты и
точно пилотируя самолет по приборам, мы
выдержали встречу с несчаной бурей. Но-
степенно видимость несколько улучши-
лась. Показались воды. Тигра. Мы были в
стороне от маршрута всего на три кило-
метра. Летчику пришлось даже немного
развернуть машину, чтобы обойти Багдад
стороной и начать планирование на посад-
БУ.

Едва мы успели приземлиться, в на-
шему самолету под’ехала группа англий-
ских офицеров. Они пригласили нас Ha
завтрак за несколько километров от аэро-
хрома. В’ехали в оазис — спасительный
островок зелени ереди песков пустыни.
Светлорозовые олеандры, виноградные ло-
зы. Мы вошли в здание и заметили, что
влоль стен идут трубы парового отопле-
ния. Потрогав калорифер, я почувствовал
теплоту. Отопление при такой жаре? Ока-
зывается, англичане определенной сиете-
мой вентиляторов поддерживают в своих
помещениях постоянную температуру в
18—20 градусов. Когда снаружи слишком

исторических решений, намеченных нашей
партией.
«Наша партия тверда, как гранит», —

этот вопрое. Газета обстоятельно разби-
рает опыт мастера меткого выстрела,
делает поучительные выводы и призы-

ге... Рубая уголь для проклятого нем-
ца, тоскует о своих дочках, о своей
родной Украине Стефан Салик. О сво-

ОСВОБОЖДЕННЫЕ ИЗ ФАШИСТСКОЙ НЕВОЛИ

ствуют о том, как много горя пережила, сылают горячую благодарность  доблест-
руках немецких палачей. ным воинам Красной Армии,

так озаглавлена речь, пронзнесенная Ки-
ровым по поручению ХУП с’езда ВКП(б)
на Красной площади в Москве 31 января
1934 года. Зажигательные кировские слова
о великих победах, одержанных Советским
Союзом под руководством партии Ленина—
Сталина, его призыв к советскому народу
неустанно крепить мощь нашей Родины 3a-
пали глубоко в сердца советских людей,
они звучат и сегодня, не утратив своей
страстности и мобилизующей силы.

Сборник хорошо оформлен. Он иллю-
стрирован снимками, относящимися к’ раз-
личным периодам деятельности. С. М. Ки-
рова, портретами и репродукциями картин
художников Бродского, Соколова-Скаля,
Кочергина.

Тираж книги 15 тысяч экземпляров.

‘ (TACC).

Baer:
«Бейте гитлеровцев так, как бьет
их расчет Панфилова».

В другом номере газеты передовая «Пу-
лемет в горах» также иллюстрирована
удачно выполненным рисунком.

«Вот они, герои горных боев, — го-
ворится в статье, — младший сержант
Алексей Хуторной, рядовые Гавриил
Слободенюк и Парм Бешимов».

Читатель видит на рисунке героев-пу-
леметчиков, опыту которых посвящена
передовица.

(Со вкусом, живо и интересно делается
армейская газета «За счастье Родины»
(редактор А. Кочкуров). Чувствуется, что
редакция любовно работает Hal каждым
номером, проявляя немало инициативы и
хорошей выдумки. Это позволяет ей из-
бежать серости и той однотонности, ко-
торой страдают многие армейские газеты
и которую 3. И. Ленин считал «несов-
местимой © газетным делом».

Части Н-ской армии воюют в лесиетых
горах, на Карпатах. Газета «За счастье
Родины» из номера в номер помещает
интересные материалы 0б опыте боев в
этих сложных условиях. Сетодня она пе-
Чатает статью «Действуй зв лесу, как боец
Пинчук!» Молодой красноармеец много
почерпнет из этой дельной статьи, иллю-
стрипованной к тому же удачными ри-
сунками. Назавтра «За счастье Родины»
печатает передовую ^` статью «Этот бой
протекал так...» Газета нашла для пока-
3a чрезвычайно поучительный пример и
рассказала о нем в передовице и в за-
метках отличившихся воинов понятно и
просто, однако без лишнего упрощения.
На странице, посвященной описанию это-
го боя, выделяется нарисованный редак-
ционным художником перспективный план
местиости со схемой. Даже мало подготов-
ленному бойцу этот рисунок поможет по-
HATH, как, в какой конкретной обетанов-
ке протекал бой. Внизу страницы напе-
чатана заметка «Чему учит этот бой». В
кратко сформулированных выводах редак-
ция излагает основы боя в лесистых
горах.

Получая свежий номер, читатель-—боеп
и сержант — уверен, что в газете он
найдет материалы, которые интересно
прочесть и над которыми можно пораз-
мыслить. И, как правило, он не оши-
бается в своих надеждах. Релакция каж-
дый день находит сказать читателям что-
нибудь новое, преподносит материал так,
что он привлекает внимание и заюми-
нается.

Большое место в газете занимают ма-
териалы о зверствах неменких захватчи-
ков. Редакция «3a счастье Родины» не
ограничивается  опубликованием одних
только официальных сообщений. Ona ca-

— Я не могу товорить без волненяя, —
заявляет глава семьи со слезами на гла-
зах, — нас ‘встретили, как родных, на-
кормили, одели. Нам предоставляют все
условия для возвращения Ha любимую
Киевщину.

Работники соборного пункта лейтенант
Мазов и лейтенант медяпинокой службы
Бобров рассказывалот:

— На-днях к нам явились две левуш-
ки, угнанные немцами при отступлении. У
одной из них сохранилась ее старая фото-
графия. Это была цветущая,  жизнерало-
стная белорусская девушка, а на еборном
пункте мы увидели старуху. Трудно было
поверить, что ей всего 18 лет.

Из сборного пункта copeTcKae граждане
направляются по месту жительства. Им
выдают питание, предоставляют транспорт.
Освобожденные из фапистекой неволи по-

вернувшим
жизнь многим тысячам советских  граж-
дан.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 декабря.
(По телеграфу от наш. корр.). Путь наету-
пающим войскам преградила полноводная
и быстрая река. Мосты были взорваны,
понтонов не было, а обстановка требовала
стремительного продвижения.

Боец Васильев попытался преодолеть ре-
ку вплавь, но его отнесло течением, и OK
вынужден был вернуться назад.

— Тащите бревна! — приказал лейте

лерией вражеские долговременные `огне-
нашего фотокорр. капитана С. Раскина.

ЕЕ ee

В прибрежной части моря из воды торча-
ли мачты затонувших немецких кораблей.
Все портовые здания и военные об’екты

...Багдад, а за ним и Каир остались по-
зади. Мы прошли уже значительную
часть южной воздушной трассы. Она

Мы пришли в «офис», чтобы уточнить
МТ вопросов, связанных с ‘картами даль-
1йтего маршрута, указаниями о запрет-
ЕЫХ зонах; опознавательных сигналах, дан-
   IX для радионавигации. Ha все 8TH BO-
  Mocs мы получили от сержантов вполне
Повлетворительные ответы. В дальнейшем
0 же самое повторялось на других авиа-

ax. В английской авиации сержантский

Мы вели  самолет  жарко, то в комнате, ввиду разности
каждые четверть   температур, могут образоваться  испаре-
са. Через некоторое   ния. Чтобы избежать их, здесь и приме-
тьея тем-   няют ‘паровое отопление. Стол был уже

олоса. похожая на низкую  облач-   накрыт. Несмотря на жару. нам подавали
ee te ближе мы подходили к ней,   горячие супы и бульоны. Многим из Hac
нь становилась видимость.   захотелось именно здесь отведать холодной

Самолет начало болтать, во рту и на зу-   русской окрошви.

сла высохших рек.
компасной навигацией,
часа измеряя угол ено
втемя впереди стала вырисовыва

очень утомительна для экипажа. Внизу
ветер гонит и гонит песок. Это похоже на
снежную поземву. Пустыня кажется без-
брежнымх океаном. Время от времени ее
однообразие  скраниваетея появлением
крупных автомобильных колонн. Обгоняя
их, мы приветствуем союзников тради-
ционным покачиванием крыльев самолета.

Тридцать третья параллель. Солнце
здесь поднимается быстро и долго стоит
в зените. Наконец, мы пересекли грани-
цу Триполитании. Ландшафт тот же —
пустыня, но уже чаше встречаются желез-
ные дороги, Шоссе, летные площадки,
аэродромы. Вот и Средиземное море. По-
лет над участком моря — хорошая тре-
нировка для предстоящего пути. Упражня-
юсь в измерениях угла сноса по бараш-
кам волн. Для проверки своей работы за-
прашиваю пеленг с аэродрома  Бенгази.
Линия пеленга показала, что полет совер-
шается правильно.

Самолет огибает Тунис, и летчик напе-
ливаегся на посадочную полосу. Еше в
воздухе мы видим, что аэродром принад-
лежит американской авиации. Снова перех
нашим самолетом «Виллис» — одна из
самых популярных машин в армиях с0юз-
ников. Американцы называют его «джинс»
— одна четверть грузовой машины. Из
автомобиля выскочил сержант:

— Ду ю спик инглиш?

Мы отрицательно покачали головами.
Сержант исчез и вскоре появился с ка-
KHM-TO человеком в замасленном комбине-
зоне. :

— Здравствуйте! — приветствовал нас
он на чистом русском языке. — Я есть
капрал Сорока.

Оказалось, что Сорока родился на
Укранне, но его родители эмигрировали в
Америку лет тридцать пять тому назад.
Капрал Сорока на веб время посадки в
Тунисе стал нашим гидом.

Офицер американского штаба пригласил
нас в кабинет, где показал запретные з5-
ны и предложил несколько вариантов
мартрута. Мы выбрали один из них.

— 0’кей! — отобрил он. — К десяти
часам веё будет готово.

После обеда мы посхали в город Пас,
летчиков, интересовали результаты бом-

бархировочных действий союзной авлации,

‚внизу — голубое, сверкающее на солнце

были уничтожены, но горох не имел ни-
каких следов разрушения. Это свидетель-
ствовало о высокой точности  бомбомета-
ния. Несколько позднее нам пришлось
убедиться в том же самом при осмотре
Неаполя. Весь тамошний порт разручген,
а примыкающие к нему жилые здания
стоят целыми. На западной окраине Неа-
поля находился в низине крупный метал-
лургический завол. Вблизи, почти на уров-
не его крыш, проходит выющееся но скло-
нам горы посее. На месте завода видны
лишь скелеты построек, но дорога и ок-
ружающие ее жилые дома невредимы.

Вот и последний отрезок нашего мар-
шрута Туние— Италия. Приятно греет юж-
Hoe солнце. После пустыни здесь веб
ласкает глаз. Вверху — голубое небо,
Средиземное море. ‘

В воздухе и на море оживленно. На го-
ризонте показываются три кильватерные
колонны кораблей. Наш самолет подает
сигнал: «Я свой!» и проходит своим кур-
сом мимо. Навстречу нам идет группа.
«Либерейторов», попадаются английские и
американские патрульные самолеты.

Уже видна Сицилия. Ее берега окаймле-
ны пестреющей листвой цитрусов и пальм.
С борта самолета хорошо видны  крохот-
ные полоски земли, на которых копошатся
люди, видны крошечные белые домики.
Разбегаются в стороны ленты автомобиль-
ных дорог, обсаженных эвкалиптами, пла-
танами, буковыми деревьями. Сицилийские
деревни отчасти напоминают нангу Украи-
ну.

Особенностью последнего отрезка юж-
ной воздушной трассы в емыеле навига-
ции было то, что мы не могли отклонять-
ся от маршрута более чем на три— пять
километров. Если на пути нам  веяреча-
лись военные суда, мы должны были их
обходить. стороной. Всё это требовало от

их земляках из села Бутыны думает
он, на них надеется»...

Редакция разыскала земляков Стефана
Салика. В ним она направляет свой при-
3BIB?

«Бойцы Михаил Батюк, Владимир
Микелита, Владииир Клуб, Владимир
Павлишин! Дело вашей чести и сла-
вы освободить своего односельчанина
от рабства, вернуть отна Любе и Ма-

рийке».
«Но разве Стефан Салик один? —
продолжает газета. — Ведь нет семья,

нет села, нет города, где бы побывав-
шие проклятые фашисты не оставили
кровавого следа»...

Не найдется человека, которого бы не
тронули эти волнующие, правдивые сло-
ва. Разжигая ненависть к врагу, тазета
ставит задачу, чтобы это священное
чувство находило выражение в конкрет-
ных делах.

В редакцию поступило письмо от
группы молодых бойцов, в котором они
рассказывают 0 -зверствах немцев в их,
родных местах, ® своей ненависти к гит-
леровцам. В эти дни на фронте шли же-
етокие бои. Нашим частям при движении
вперед приходилось отбивать контратаки
крупных танковых сил противника. Ре-
дакция` опубликовала вместе е письмем
молодых бойцов заметку © том, как бы-
валые воины подбивают немецкие танки,

Дальше следует крупный заголовок за-
метки — «Советы иетребителю танков».
Такой продуманной вереткой редакция до-
стигла того, что вся страница, богатая по
евоему содержанию, обрела большую силу
Убеждения, бьет в одну точку.

Редакциям армейских газет, чрезвы-
чайно стесненных газетной площадью,
бывает трудно поместить весь нужный
материал на лвух маленьких странипах.
Нехваткой «места» многие редакторы об?-
яеняют, например, то, что в их газетах
исключительно рехко освещается работа
советского тыла. Газета «За счастье Ро-
дины» 3—4 раза в месяц помещает
в помощь агитатору обзоры пот’ заголов-
ком «Героический тыл». В этих обзорах
рассказывается о самоотверженном труле
севетского народа; © вновь пущенных
шахтах, домнах, ® восстановлении разру-
шенных гитлеровцами городов, об yene-
хах колхозного крестьянетва. Еженелель-
но печатает газета «За счастье Родины»
также обзоры «На фронтах Отечественной
войны». Эти обзоры занимают в газете
сравнительно немного места, но пользу
приносят огромную.

«У нас не должно быть скучных газет,
— писал М. И. Калинин, — скучная
газета наполовину теряет евою ценность».
Редакция «За счастье Родины» не за-
бывает этого указания, ее коллектив
делает газету с большим старанием.

НА БРЕВНАХ ЧЕРЕЗ БЫСТРУЮ РЕКУ

нант Казаков, указав на разрушенный сна-
рядом сарай.

Вскоре нг берегу реки под огнем про-
тивника бойцы связали плотик и спустили
его на воду.

Энергично работая шестом, первым пере-
правился лейтенант Казаков, а за ним всё
подразделение. Оно закрепилось на запад-
ном берегу реки и огнем обеспечило пере-
праву всей части.

варвареки разрушили все важнейние пред-
приятия на юге Италии, пустив по миру
десятки тысяч рабочих и их семей. Охин
английский летчик-истребитель, с которым
мы познакомились на аэродроме поблед-
ней посадки, побывал в Риме на второй
день после его освобождения от немцев.
Он рассказал нам, что отступавшие нем-
цы сожтли городскую электростанцию и
взорвали водопровод. За время оккупация
Рима они разграбили город, увезли из не-
то массу ценностей.

Закончив свой путь по южной воздуш-
HOH трассе возле одного итальянского го-
родка, мы получили возможность немного
отдохнуть. № вечеру всем экипажем от-
правились в город. Нас приятно удивили
многочисленные надписи на домах: «Вива
Сталин!» и «Плунжа Россия!» 0 той сим-
патии, которую проявляет итальянский
народ к Советскому Союзу и борьбе Rpac-
ной Армии с немпами, можно было судить
по многим уличным эпизодам. В толпе
раздавались выкрики газетчикев:

— Врасная Армия наступает! — кри-
чали они, потрясая кипами газет.

— Прямая дорога на Берлин!

— Русские танки готовы ветупить в
Терманию!

На одной из площадей городка вывеше-
на большая карта. На ней дважлы в лень
отмечаются линии фронта — Восточного,
Западного и Итальянского. Tho вечерам
карта освещается. Когда мы полошли к
ней, здесь уже стояла толпа в несколько
сот человек. Какой-то сержант, забрав-
шись на лестницу, отмечал новую линию
фронта на Севере, где наши войска в то
время перешли в наступление и разгро-
мили немцев.

Рано утром нас разбудил страшный рев
моторов. Быстро набросив на себя одеж-
ду, весь экипаж выскочил на балкон. Это
было красивое зрелище. С нашего аэродро-
ма и с других ближайших баз стартовали
тяжелые американские бомбардировщики,

600 «Летающих крепостей», построившись
в плотный боевой порядок, прошли над
нашими головами. Флагманская группа
взяла курсе на север. «Крепости» вышли
на свою очередную боевую операцию —
улар по военно-промышиленным об’ектам в
Южной Германии. :

UWitypman 1-ro xnacea B. COMONCB,

экипажа большой внимательности и стро-
гого контроля курса. Тщательно ориенти-
руясь, выводим свою мапетну точно на
самый «носок итальянского сапога».
Италия —= страна больнгих поместий и
крестьянской бедности. Хозяйничание нем-
цев еще больше усилило упадок сельеко-
го хозяйства и промышленности. Немцы