,
=

ll,

bey
a

И
Ci

py
Ath
Cina
о
о
On.
Bey,
Из.
Monn)
Daa
€

Bao,
thay
ЧУ.
IM, iy ?
( 00%
 ВеВЫА
ВЫ,
Е
В
ТИТ,
Ч

У»
ть
1. Cel

ropes
Daath:

fiero
TON
» TOUT
NOM Tis
HL
KOT ORAL
OBE

вв
H Ret
1 Mie
CORT
я
им

тат
дом
1a,
нок
1 Tee
МИ,
aa obi
ПВ №
фи
‚ 000%
м
y
Бим
с у
Г рп,

тт

call
ИИ
ИВС
ол
Гр ya
nyt}

pane
ВИ №
И

в

АСВ.

р

{1

if et
4 poet
gong

5 декабря 1344 г. вторнин. № 237 (5957).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА   3

аменем Сталинской

онституции к

AHOMy разгрому врага!

\ spyrosyt0

Конституция социалис

` Виечь лет TOMY назад, Б декабря
1936 года, после всенародного обеуждения
Чрезвычайный УШ Всесоюзный с’езд Co-
зетов принял новый основной закон совет-
ского государства —— Конституцию СССР.
Ham народ назвал ее Сталинской Консти-
туцией — по имени ее гениального вдох-
новителя и творца.

Сталинская Конституция — основной
затон страны победившего социализма. Ома
отразила и закрепила грандиозное  co-
пиалистическое преобразование нашей Po-
дивы, ставшей могучей индустриальной и
толхозной державой. Победа социалистиче-
ского строя в нашей стране, отобра-
хонная Сталинской Конституцией, ‚ спасла
хашу Отчизну в великой Отечественной
poise. В исторических победах Красной
\руни сказалась тромадная сила, заложен-
ная в советском строе, воплошением ко-
торй является Сталинская Конетитуция.
«Вполне вероятно, — товорил товарищ
(талин в своем докладе 6 ноября 1941 то-
1, — 410 любое другое государство, имея
лакне потери территории, какие мы имеем
зеперь, не выдержало бы испытания и
дитло бы в упадок. Если советский
стий так легко выдержал испытание и
ще больше укрепил свой тыл, то это
значит, что советский строй является те-
перь наиболее прочным строем».

(оветское  тосударетво — мобилизовало
циив врага невиданную боевую и
энергию  советекото народа,
отившегося вокруг  большевистекой
mpm. Советский народ полностью 0со-
знал, что вероломно напавигий на нас враг
утожаст всем достижениям социалиетиче-
кото строительства. Советские бойпы, из-
авшие врага из родной земли, защищают
8 то, что создано ими на этой земле и
о получило свое законодательное закрел-
ление в Сталинской Конституции,

«Советский строй оказался не толь-
ро лучшей формой  ортанизации ^экено-
ческого и культурного под’ема страны
згоды мирного строительства, но и луч-
пей формой мобилизации всех сил наро-
и Ha отпор врагу в военное время»
(Сталин).

В арсенале нашей победы не только
технически совертценная боевая техника,
ю п Сталинская Конституция, великие
ег которой воодущевляют. победоносные
зетекие полки.

(палинекая Конституция воплощает в
08 принципы нового исторического типа
тосударетва сопиалистического. Это
jocyiapeTBO являет собою и новый ието-
ческий тли демократии, при которой
прот в лице Советов депутатов трудящих-
м выступает полновластным хозяином.
оаптичеекую оснозу СССР составляют
(веты депутатов трудящихся, выросптие
топрепиие в результате свержения вла-
(п помещиков и капиталистов и завоева-
ия диктатуры пролетариата». (Конетиту-
ma CCCP, статья 2). Мы видим, какую
антскую творческую активность нарол-
в №26с порождают советские органы
засти и какую великую роль сыграла
зп активность Mace B Отечественной
wine,

(уть советекой демократии заключается
18 только в подлинно демократическом по-
‹тиении органов зласти и управления, не
млько в последовательно демократической
вирательной системе, но и в материаль-
HOM обеспечении демократических прав
пахлан. Советская демократия не просто
возлагает права граждан, но перено-
CHT центр тяжести на вопрос о гарантиях
этих прав. Советский демократизм, как
№ подчеркнул товарищ Сталин в своем
икладе о прозкте Конституции СССР,
«ляется не «обычным» и  «общеприз-
мнным» демократизмом вообще, а демо-
Натизмом есциалистическим». a

Материальная база coBeTCROTO демокра-
пыма охарактеризована в статье 4-й Кон-
еттугии: «Экономическую основу СССР
‘отавляют сопиалистическая система хо-
заства и сопиалистическая собственность
в удия и средетва производства, утвер-
неся в результате ликвидации капи-
талистической системы хозяйства, отмены
частной собственности на орудия и ©ред-
ства производства и уничтожения экеплоа-
нии человека человеком».

Вея зомля, все нелра, все фабрики, за-
мы, шахты, рудники и другие богалства
ны принадлежат созетекому народу
Bane ero госуларства. Народ, познавитий
муть свободного труда, под руководством
больтозистекой паотий в рекордно корот-
№ срок преобразовал нашу страну из
тины аграрной, отеталой в техническом
1 культурном отнолтениях, какой она была
3 прошлом, в передовую, КулЬТурнуЮю, ©
Коко развитой техникой. Бесповоротво
иквилирована у нас эксплоатация чело-
Beka человеком, а вместе с ней и эксплоа-
mtopenue клаеы. Советское общество об-
возываетея ‘на нерасторжимом OpaTCKoM
0038 IBYX говых по своему характеру
вл1есов — рабочих и крестьян и вышед-
Шей из среды этих класеов  интеллиген-
Wn,
Экономичестая победа советского народа

СЫНЫ НАРОДОВ СО
М. Хухданбеглиев, старший сержант
С. Каримов,

государетвенность. В состав
дит

равноправных союзных республик, кото-

политическом, культурном

всех народов. Это. колосеально
силу советекото многонационального госу-
дарства, силу патриотизма
павшего такие блестящие результаты
Отечественной войне.

что ее заветные стремления совнадают
такими же стремлениями других вародов
CCCP. Каждый из народов CCCP сознает,
что вне Союза нет и не может быть для
него свободы и независимости. Й слово Ро-
дина одинаково чувствуют русский и ук-
раинец, белорусс и казах и другие много-
члеленные нации нашей страны. В этом
прежде всего историческая заслуга Белико-
го руеского народа, который первый пто-
тянул братскую руку помощи бывшим от-
сталым -народам, призвал их совместно ©

товорит товарищ Сталин,
в TOM,

гармонически

СОВЕТСКОГО СОЮЗ
Л. Азим

kk *

+>
Академик И. ТРАЙНИН
>

в Отечественной войнё основана прежхе
всего на жизненности экономической ос-

новы СССР, на величайнгих пренмущест-

вах социалистической плановой системы
хозяйства, социалистической собственности

— государственной и кооперативно-колхоз-

ной.

ВКП(б), как передовой отряд трудящихся
в их борьбе за укрепление 4 развитие

социалистического строя, как руковюдящее

Ядро всех организаций трудящихея — об-
щественных и государственных. В ходе
войны авторитет большевиетекой партии в
народе еще больше вырос, ена еще больше
<роднилась с народными массами. Партия
Ленина—Сталина соединила воедино все
усилия народных масс, направив их на
разгром врага.

Советское государство последовательно
осуществляет принцип равноправия наций
и рае. Сталинская Конституция закрепля-
ет право наций на свою  папиональную
CCCP  вхо-

16 9б’единившихся

добровольно
рые в свою очередь об’единяют ряд авто-
номных республик и областей. Конститу-
ция СССР, как и Еонституции всех союз-

ных и автономных республик, указывает,
Зо всякие национальные и расовые огра-

ничения, равно как проповедь расовой и
национальной исключительности или He-
нависти и пренебрежения, караются зако-

HOM.

Советское тосударетво, осуществляя ле-

нинско-сталинскую национальную полити-

ку, ликвидировало отсталость угнетав-
шихея при царизме народов нашей Роди-
ны. Оно обеспечило ’ исключительный
под’ем наших национальных республик в
и экономиче-
ском отношениях. В нашей стране достиг-
нут расцвет напиональной по форме и co-
циалистической по содержанию культуры
укрепило
его народов,
B

Каждая нация нашей Родины убедилась,
с

ним строить новое социалистическое обще-
ство, боротьея за его укрепление. Ленин В

свое время говорил о «чувстве националь-
ной гордости», понимая под этим ©10еоб-

ность великорусской Hala «дать челове-
честву великие образпы борьбы за свобоху

и за социализм», стремление к «свободной
и незавиеямой, самостоятельной, демокра-
тической, роепубликанской, гордой Велико-

россии, строящей свои отношения к с0се-

IMM на человеческом принципе равенетва,
а не на унижающем веллкую напию кре-
постническом принципе привилегий».

На этой основе росла и укрегплялась

лоужба народов СССР, морально-политиче-
ekoe единство всего советского народа, что
с особенной силой сказалось в Отечествен-

ной войне.
«Сила

—-

патриотизма,
состоит
что он имеет своей основой
не расовые или надионалистические пред-
рассулки, а глубокую преданность и вер-
ность народа своей советской Родине, брат-
ское содружество трудящихся всех наций
нашей страны. В советеком  Иатриотизме
сочетаются. национальные
и общие жизненные
Советекого

советского

традиции народов.
интересы всех трудящихся
Союза».

Красная Армия и Военно-Морской флот
— важнейшие составные части советского
государства. В них, как в зеркале, отра-
жается сущность налиего советскоге строя.
Массовый героизм свойственен всем наро-
дам СССР, которые плечом к плечу вы-
полняют свою почетную обязанность по
защите Родины. Русские и украинцы,
белорусеы и татары, грузины и армяне,
узбеки, туркмены, таджики, казахи и
другие народы Советского Союза крепят
силу Красной Армии, умножают число
беззаветных героев, возвеличивают славу
своего советского Отечества.

Сталинская Конституция гарантирует
фактическое равноправие женшин и муж-
чин`во всех областях хозяйственной, го-
сударственной, культурной и общтественно-
политической жазни. В этом источник ве-
тиких подвигов советской женщины B
Отечественной войне. Советекая женщина
ороим героическим самоотверженным тру-

ЗАШИЩАЮТ СВО
в, лейтенант С. Мурадян,

Ю СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ. РОДИНУ. На снимке:
старший сержант А. Таганов, старший сержант Г. Габитов,

тического государства

дом приближает день окончательной побе-
ды над врагом. «Неоценимые заслуги в
деле зашиты Отечества, — говорит  т0-
варищ Сталин, — лмеют советекие жен-
щины, самоотверженно работающие в ин-
тересах фронта, мужественно перенесящие
все трудности военного времени, влохнов-
ляющие на ратные подвиги воиноз Крас-

ной Армии — освободителей нашей Ро-
Дины». :
Забота 9 человеке, о труженике — В

центре вниманля Сталинской Конетатуции.
Советеким гражданам обеспечено веё то,
что поднимает достоинство человека, —
право на труд, на отдых, на образование,
на материальное обеспечение в староети, а
также на случай болезни и потери тру-
хоспособноети. Народ познал блага социа-
лизма. Он увидел, как социализм высоко
поднял достоинство человека-труженика.

Терол побед на фронтах,  стахановцы
фабрик и заводов, мастера высоких уро-
жаев — это люди, которые воспитаны Co-
ветекии государством; большевистской
партией, влохнувшими в них веру в свол
силы и способности, вооружавшими HX
знанием и воспитавшими их отвату и Му-
жество в войне, упорство и героизм в
труде.

Еще при принятии Конституции то-
варищ Сталин говорил, что «теперь, когда
мутная волна фапгизма оплевывает социа-
листическое движение рабочего класса Ч
смешивает © грязью демократические
устремления лучигих людей цивилизован-
ного мира, новая Конституция СССР будет
обвинительным актом против фашиязма, го-
воряптим о том, что социализм и лемокра-
тия непобедимы».

Сталинская Конститупия накладывает
на каждого советского гражданина 06я-
занности беречь и защишать всё то, что
в тяжелых боях и в труде хлобыто и
завоевано советскими людьми. Консти-
тупия устанавливает равную для всех
граждан обязанность крепить мощь
Советского государства, охранять и заши-
щать достояние народа, ето свободу и Ee-
зависимость от посягательств врагов.

«Защита отечества, — гласит Консти-
туция СССР, — есть священный дог
каждого гражданина СССР».

Исторические — победы, одержанные
Красной Ариней над немецко-фапеистекими
захватчиками, великий трудовой подвиг
нашего рабочего класса, колхозного кре-
стьянства,. интеллигенции в Отечественной
войне показывают, с каким беззаветным
героизмом советский народ выполняет эту
свою священную обязанность. «Наш нарот,
— говорил товарищ Сталин. — по праву
стяжал cede славу героического народа».

Конституция устанавливает равную для
всех священную обязанность трудиться.

«Труд в СССР’ является обязанностью и
делом чести каждого способного к труду
тражданина» (статья 12 Конетлтуции
СССР). И эту свою обязанность зоветекий
налох выполняет с доблестью и герьизуом,
создав слаженное и быстро растущее воен-
ное хозяйство, снабжающее Красную Ap-
мню рсем необходимым и давшее ей могу-
чую военную технику,  превосходящую
технику врага.

То, что записано в Сталинской `Консти-
туции, -—— еоциалистическое поеобразова-
ние нашей Родины — и дало Советскому
Союзу победу в Отечественной войне.
«Сопиалистический строй, порожденный
Октябрьской революцией, дал нашему Ha-
роду и нашей армии великую и непреобо-
римую еилу» (Сталин).

У советского народа нет сейчас тругой,
бслее высокой пели, чем разгром ненави-
стного врага. Этот разгром являетгя необ-
холимым условием прочного м длительного
уира п безопасности. Нужно, чтобы бу-
лущие поколения были освобождены от
кошмара, подобного титлеризму. Фолному.
военному разгрому фаптизма должен сопут-
ствовать полный его морально-политиче-
ский разгром. В этом историческая задача
советского и союзных © ким народов.

Социалиетическое преобразование нашей
Родины, отраженное в Сталинской Конети-
тупии, дало нашему государетву полное и.
всестороннее превосходетво над врагом В
Отечественной вайне. Благодаря этому
СССР поставил титлеровекую Германию на
край катастрофы и спас человечество от
фашистского рабства. Социалистический
строй дает советскому народу и ето ге-
роической Красной Армии великую силу
тля выполнения и заключительной миссии
наших войск по довершению разгрома не-
мецко-фашистской армии. И эта заключи-
тельная миссия будет выполнена героиче-
ской Красной Армией совместно с армия-
ми евоюзников с полным успехом.

Когда: советскяе бойпы идут в атаку.
когда трудящиеся тыла соревнуются, что-
бы лучше удовлетворить нужды фронта, в
них говорит гордость за те грандиозные
победы и достижения, которых они LOCTHT-
ли под мудрым руководетвом Сталина. В
них говорит сознание того, что они вою-
ют за счастье советского натюда, за ето
священные права, золотыми буквами за-
писанные в Сталинской Конституции.

красноармеец Г. Симсива, младший

*

Скрижали
победы

Рыбак эстонский к морю тянет снасти,
На промысел идет старик-карел.

И прерванный бедой мотив о счастьи
Вновь по степям Украйны зазвенел.

В лесах Литвы зима прошлась порошей,
Спокойно дышит белорусский бор,
Какой ты чистый, ласковый, хороший,
Моей советской Родины простор!

На южном берегу прилив жемчужный
Внимает шуму северной волны...
Друзья мои! Святою нашей дружбой
Мы от беды-неволи спасены!

Споем хвалу тому, кто братства узы
И в мирный час и в час войны крепил.
Как много сил у нашего Союза,
Животворящих, нензбывных сил!

И всё, о чем с надеждою мечтали,
Добудем, завершив последний бой.
Беликой Конституции скрижали

Недаром мы подняли над страной.

Александр ЖАРОВ.

СТАХАНОВСКИЕ
ВАХТЫ
Коллективы московских предприятий

встречают День Сталинской Конституции
новыми производственными успехами. Ты-
сячи рабочих стали на стахановские вахты
в честь этой исторической даты.

Рабочие и инженеры завода «Динамо»,
отвечая на призыв магнитогорцев и кузне-
чан, обязались к 6 декабря завершить го-
довую программу. Свое обещание они вы-
полнили на 5 дней раньше срока.

Завод «Серп и молот» выполнил ноябрь-
скую программу по всему металлургиче-
скому циклу.

Фабрика «Парижская коммуна» заверши-
ла годовое задание 29 ноября и в честь
Сталинской Конституции изготовила 25
тысяч пар сверхплановой обуви.

Рабочие и инженеры завода «Красный
пролетарий» подготовили ко Дню Сталин-
ской Конституции ценные производственные
подарки. Стахановцы 2-го механического и
2-го сборочного цехов выпустили первые
фрезерно-шпоночные станки марки «ФШ».
Цех, где начальником тов. Фролов, реали-
зовал годовое задание на 115 процентов.
Во 2-м механическом цехе по-боевому ра-
ботает молодежная бригада Ерохиной.
Каждый член бригады освоил 2—3 профес-
сии и дает 2—2,5 нормы.

Московский инструментальный завод, ко-
торый на протяжении 4-х месяцев держит
переходящее Красное знамя Государствен-
ного Комитета Обороны, выпустил в ноябре
инструментов на 14 процентов больше, чем
предусмотрено планом.

Москвичи, готовясь достойно отметить
День Сталинской Конституции, своим са-
моотверженным трудом, боевой сверхплано-
вой продукцией для фронта внесли новый
вклад в фонд победы над врагом.

(ТАСС).

Беседы в подразделениях

С большим под’емом встречают праздник
Сталинской Конституции бойцы и офицеры
воинской части, которой командует полков-
ник Одноценов. Здесь состоялись бэседы
о Сталинской Конституции, на которых
выступили бойцы части. Принявший уча-
стие в беседе старший лейтенант Новожи-
лов рассказал о том, как он со своими
боезыми товарищами сражался у стен
Сталинграда, защищая. честь и независи-
мость нашей Родины, завоевания Сталин-
ской Конституции.

На одной из бесед выступил гвардии
старшина Мазитов, татарин по националь-
ности. Он поделился чувством великой ра-
дости, которое испытывазт, находясь в
дружной семье воинов Красной Армии.
Вместе с бойцами других национальностей
он участвовал в боях за освобождение со-
ветской Белоруссии и Литвы:

Праздник Сталинской Конституции в
части совпал с прибытием нового пополне-
ния. Для молодых бойцов проводятся бе-
седы о Сталинской Конетитуции, о слав-
ных боевых традициях части. На-днях вои-
ны нового пополнения будут принимать в
торжественной обстановке воинскую при-
сягу.

Во всех подразделениях ко Дню Кон-
ституции выпущены красочно оформленные
номера стенных газет н боевых листков.

В Центральном Доме
Красной Армии

В Центральном Доме Красной Армии
имени М. В. Фрунзе состоядея доклад
академика И. П. Трайнина на тему «День
Сталинской Конституции». На лекции при-
сутствовали пропагандисты и агитаторы ча-
стей московского гарнизона. Ряд докла-
дов, посвященных Конституции, прочитали

лекторы ЦДКА в воинских частях москов-

ского гарнизона.

При библиотеке ЦДКА организована вы-
ставка политической и художественной ли-
тературы на тему о Сталинской Конститу-
ции. :

Сегодня в ЦДКА состоится большой ли-
тературно-художественный вечер «Дружба
народов СССР».

сержант
сержант А. Хасанов и сержант
Снимок Б. Вельяшева (ТАСС).

ххх

Право на жизнь

В. ИЛЬЕНКОВ

Наш грузовик бежал по тульской доро- ои кивнул в сторону женщины, которая

ге, обсаженной старыми ветлами. Деревья
состояли как бы из двух этажей: тол-
стый, низкий ствол, а из верхушки его
торчат пучком ветви, одетые густой, ве-
селой листвой, отчего деревья издали
напоминают метлы, воткнутые держаком

з землю. Произоньтю это потому. что не-
когда ветлы подстригались каждый год,
а USTUM люди поняли, что нет никакой

красоты в обрубленном дереве, перестали
уродовать их, дали им свободу роста, и
природа спешно стала надстраивать вто-
рой этаж новой  привольной жизни из
гибких ветвей.

— Вот так и моя жизнь. — залум-
чиво проговорил директор сельскохозяйет-
венного техникума Павел Артамонович.

который пелый день таскал меня по по-

JAM, показывая свое хозяйство. — Ствол
моей жизни весь там — в старой лерев-
не, там я родилея и вырое, женилея, из-
бу построил, детей растил... В церковь хо-
хил и на  клиросе пел тенорком. Па
праздникам водку пил, а как ярмарка—
таз драться с соседней геревней. Вл
й вся жизнь была...

А потом, как началась колхозная жизнь,
расправил я плечи, вздохнул во всю груль
и заиграла во мне силушка! Всё мне бы-
ло мало, веё хотелось перевернуть на
земле... Был я и председателем сельекого
совета, и корреспондентом крестьянской
газеты,  изобретал веякие улучшения к
комбайнам и молотилкам, книги запоем
читал... Перед войной окончил Тимирязев-
скую  сельскохозяйственную академию, а
мне уж тогда под пятьдесят стукнуло...
Дети мои все имеют высшее образование:
дочь — инженер, сын Нетр — инженез
на оборонном заводе на Урале, младший
Сережа — в вузе, а Cama воюет на
фронте... HW я теперь сам учу, воспиты-
ваю молодежь, будущих агрономов, ма-
стеров земли. Вот что сделала со мной
советская власть...

Справа и слева от дороги лежаши поля,

то залитые  червонным золотом жнивья,
т0 накрытые черным бархатом свежей
пашни, то изумрудные в радостном, ши-

поком разливе озимых веходов. Мы свер-
нули на пашню, к большому соломенному
шалашу, возле которого стояли женщины
в замасленных комбинезонах и сапогах.

Пока из машины выгружали мешки с
печеным хлебом и капустой. бутыли е
маслом и свежие огурцы, директор раг-
спрашивал женщин о том, как идет рабо-
та, исправны ли тракторы.

—- Мой трактор не тянет, — пробур-
чала девушка с лицом; покрытым масля-
нистыми пятнами копоти.

— А HY, давай посмотрим, что ¢
ним, — сказал директор, и они пошли
к трактору, черневшему вдали, посреди
поля. A Ss

С женщинами директор говорил мягко,
даже нежно, тоном просьбы, но на току,
гле’ веяли горох, он вдруг преобразился.
И 1Г0л0с его загремел сердито и властно:
цосталюсь агроному, который не сумел
организовать правильно труд студентов.

— Вы должны воспитывать у них
чувство хозяина, чувство ответственности

за каждый килограмм гороха... А он у
вае куда летит?! — директор схватил
метлу и начал подметать ток, потом

взял лопату, привел в порядок ворох, —
он работал быстр, старательно, с той
любовью, е какой некогла трудился в
воем маленьком хозяйстве, и все люди
как-то преобразились, заражаясь его энер-
гией и. хозяйской заботой.

В сумерки мы приехали в лес. Грузо-
вик остановился у костра, возле которого
чернели какие-то фигуры. Послышалиеь
радостные, мололые голоса:

— Павел Артамонович приехал! Газе-
ты привезли?!

Я догадался, что это = студенты тех-
никума, работавшие на заготовке дров
чля техникума. Мы переночевали с ними
в сарае лесника, на свежем сене.

Проснувитись, я вышел из сарая и отля-
делся. На полянке, покрытой угольно-чер-
ной землей, какой-то человек складывал в
иггабель дрова. Подойдя ближе, я увидел
старика очень маленького, почти детского
роста, с обнаженной головой, на которой
торчали реденькие пепельные и тоже ка-
кие-то детекие волосы; на нем была сит-
цевая выцветшая рубаха, расетегнутая на
костлявой груди. Лицо у старзка мелкое,
заросшее, а глаза мутноголубые, как у
котят, когда они только начинают видеть.

— Ну, как спалось у нас на вольном
воздухе? —епросил `старик.—А я вот тут

„уголь выжигаю. Я по этому делу большюй
мастер. Более тридцати лет занимаюсь, —! дыхание.

БОЕВАЯ

На беседу о Лне Сталинской Конети-

туции еобрались офицеры. Вто-то пред-
ложил выяснить, сколько  напиональну-
стей представляют собравшиеся. Ока-

залось, что здесь имеются представители
16 национальностей Советского Союза:
русские, украинцы, белоруесы, грузины,
татары, армяне, казахи, башкиры и др.
Каждый из них прошел большой и
славный боевой путь. На долю многих
выпала честь первыми форсировать Днепр.
прорывать блокаду Ленинграда, приступом
брать Карпаты, читурмовать города, в ко-
торых засели немцы. Некоторые еще не-
давно находились в Восточной Пруссии и
громили врага на его территории.

— Hama республика, — заявил в

‘своем выступлении латыш младший лей-

тенант Рудольф Лацие, — молодая в семье
братских народов Советского Союза. Не-
толто трудящиеся Советской Латвии жили
звободно и радостно. Мирную жизнь на-
рушили ворвавшиеся на нашу землю не-
чепко-фашистские захватчики. Советские
натриоты с оружием в руках стали на 38-
щиту своей родной земли. Не жалея сил,
гамой жизни, дрались мы © врагом. И бу-
тем бить ето до полного уничтожения.

0 боевой дружбе советских людей,

‚о крепленной кровью на поле боя, говорил

армянин старший лейтенант Самсон Ми-
нанстунунц. Он привел интересный факт.
— B разгар боя, — рассказал он, —

подбрасывала ему хрова. — Вот влвоем со
снохой работаем. Бладку надо сложить
кубометров на сто, ла не как-нибудь зря,
& с толком, научно. Иначе огонь пойдет
не туда, куда надо, и никакого $ тебя
угля не получится, а всё погорит к Je
пему... Всякое дело своего мастера трез
бует, — важно Заключил ая.

Маленький, бородатый,  хуленький, он
был похож на гнома из сказочного пар-
ства добрых и трулолюбивых духов.
Худые, но пепкие руки его проворно ук-
ладывали тонкие круглые дрова вплотную,
почти без зазоров, впритык. Работа по
укладке дров подходила к конну. Штабель

высотой в рост человека.

— Теперь, как сложим клалку, ее на-
ДО соломой обложить всею, чтоб земля не
просыпалась, a ‘YR потом всю кладку на-
до землей закилать, чтоб воздух не прохо-
дил, — укладывая дрова, об’ясиял ста-
рик, и, видимо, ему доставляло уловольет-
вие рассказывать о своем леле, каторое он
любил и знал в совершенстве. — А этой
земли сколько надо накидать! И веё ло-
паткой... За день так спину наломаешь,
что и разогнутьея трудно...

— Вам сколько лет, дедушка?

— Семьдесят два кончилось, — ©
улыбкой ответил етаряк, уставивииеь на
меня мутными глазками, как бы паблюдая,
какой эффект вызовут эти семьдесят дез
  пода.

— Трудно вам приходится, — заметил
я, изумленно разглядывая его маленькую,
казавигуюся немошной фигурку.

— А как же, трудно, — подтвердил
он. — Да ведь что хх ты поделаешь, —
уголь в кузницы и мастерекие требуется,
ая на всю округу как есть один мастер
этого дела... А без кузницы ни плуга на-
ладить, ни косы, ни топора наварить и
опять же трактор починить, — на всё
уголь нужен. Без него и самовара не раз-
велешь. Мне бы сейчас сидеть в тепле х%
чайком  прогреваться... Семьдесят два
года — не шутка. Срок жизни!

Был бы я теперь в почете ла в тепле,
сиди себе да чабк с мелком попивай... Я
себе на старость заработал и корову имею,
а через этого поганого Гитлера нету мне ни
сна, ни покою. Проснусь посерёл ночи, лес
гудит... волки воют. и сегодия на зорьке
выли, они тоже словно гитлеры какие,
тото и гляди без коровы останешься...
Я бы мог не работать, конечно. Государ-

ство меня не забудет, но пока Гитлера
не порушим, я своего права на труд
лишаться не хочу! Скоро ль, нет ли,

побьем немпа-то?

Я рассказывал 0 положении на фрон-
тах. Старик слушал, ме прекрашая рабо-
ты, но когда я еказал, что вся Мурман-
ская дорога очищена от врагов, старик
замер с поленом в руках.

— Да я-ж строил ее, Мурманскую! —
воскликнул он в великом волнении. — Я
пю плотницкой части работал, вокзалы MBI
строили... Еще в ту войну < немпами парь
спохватилея, да поздно. & вот теперь при-
годилась нам. (евободили, стало быть,
пашу-то Мурманскую! — радовался ста-
рик, хотя эта новость дошла до него с за-
позланием на три месяца.

Е нам подошел Павел Артамонович. Ря-
дом с маленьким угольщиком он казался
великаном. Старик подробно об’яснял нам,
как работает его «завол», — так называл
он свое предприятие. Засыпав дрова зем-
лей, он зажигает их с одного конца клад-
ки, и огонь, словно зверь, медленно пол-
3eT по темным и тесным норам. лишенным
воздуха. Целый месяц дымитея его «за-
вод».

— Тем временем вам и отдохнуть мож-
но, дедушка, — сказал Чавел Артамоно-
вич.
— Какой тут отдых! Ты не думай, что
он покорилея тебе, огонь. За ним гляди и
гляди, & то сейчас пробьет себе ход в не-
положенном месте. За ночь и не вздрем-
непть, всё поглядываешь, а чуть 910 —
сейчае его обушком пристукнешь.

Старик подиял деревянный обупок с
длинной ручкой, взмахнул им и © силой
ударил но земле.

Вот так-то осадку ему  слелаешь,
огонь и присмиреет, опять повернет, куда
тебе надо.

Когла мы уезжали, нал «заводом» уже
поднималея синий дымок. собираясь в 05-
лако над багровыми осинами, и окутанный
хымом стоял маленький старичок, управ-
лявший огнем. Он © чем-то думая... Может
быть, о том, что дым виден на много верет
кругом и люди знают, что это — его

ДРУЖБА

наш танк, выполнивший задание коман-
дира, попал под вражеский огонь и за-
горелся. Большая часть экипажа, в том
числе и я, были ранены. С большиам
трудом мне удалось вытащить товарищей
йз горящего танка. Старший сержант
Ворнет, сержанты Инютин п Осипенков,
млалший сержант Захаров и я были за-
мечены немцами, которые находились вее-
го в 400 метрах от нае. Я мог про-
браться к своим. Но как оставать в беде
боевых друзей?! Более пяти часов я
не покидал их. Позже мне удалоеь е по-
мощью подоспевитих товарищей перенести
раненых в безопасное место.

Твардии старший лейтенант Архин
Стрельченко вспомнил, что в 6-ю годов-
щину Сталинской Конституции он нахо-
дился в тылу врага.

— Мы стремились, — говорит он. —
поскорее освободить свою родную Украи-
ну, вернуть украпнекому народу евобод-
ную, счастливую жизнь, которая стала
возможна только при советской власти.
Й мы вызволили из фашистского ярма
своботолюбивый украинский народ. Крас-
ная Армия, состоящая из представителей
народов всех советских братских респуб-
лик, спасла нашу Украину.

Бесела затянулась. Участники ее, вспо-
миная недавнее протлое, говорили, что
недалек день полной победы над врагом.

Капитан Г. КРИВИЧ.