ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

(Окончание. Начало — на 1 стр).

Только бойцами Н-ского соединения за-
хвачено у немцев 2 танка, 26 орудий,
40 пулеметов, 50 тятачей 800 лошадей и
другие трофеи. *

Западнее города Иелгава (Митава) отряд

наших бойцов предпринял разведку боем.
Советские разведчики ворвались в распо-
ложение противника и уничтожили 40
немцев. Захватив пленных и два пулеме-
та; наш отряд вернулся на исходный ру-
беж. о ЖЖ $ *
В Восточной Пруссии группа бойцов
старшего лейтенанта Исмакаева пробралась
в расположение немцев и с тыла атакова-
ла боевое охранение противника. Граната-
ми и огнем из автоматов разведчики унич-
тожили труппу гитлеровцев. Несмотря на
туманы и мокрый снег, советские летчики
совершили налеты на тылы противника,
разбили 3 паровоза и 10. автомашин ое
грузами. ня

На 1-м Украинском ‘фронте происходила
артиллерийская перестрелка © противни-
ком. На одном участке отряд немпев ата-
ROBaIl наше боевое, охранение. ` Советские

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
О награждении многодетных матерей орденами
„Материнская слава“ и медалями „Медаль материнства“

На основании Указа Президиума Bep-
ховного Совета СССР от. 18

бойцы отбросили врага. и нанесли ему зна-
чительный урон. Снайперы гвардии стар-
шего сержанта Ильинова за три дня ист-
ребили более 20 гитлеровцев.

\

На одном участке 2-го Украинского
фронта сдались в плен более 100 солдат
70 венгерского полка. Пленный сержант
минометного взвода 3 батальона Шандор
Цикан рассказал: «Наш полк был е
большими ° потерями  отброшен за реку
Тяссу. К этому времени первый батальон
был уже почти пеликом уничтожен. Мно-
тие солдаты воспользоватиеь суматохой и
перетли на сторону русских. На привале
полковник Ружо выстроил. полк, в кото-
ром осталось всего Hapeero 180 человек,
и произнее речь. Он осыпал нас бранью и
ругательствами и заявил: « —  ницу железнодорожной школы № 19 гор.
августа   домашнюю хозяйку, Куйбышевский район Торжка Калининской области.

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

группа красноармейцев. Мы не сопротив-
лялись. Оружие и боеприпасы были сло-
жены для передачи русеким. Под конвоем
красноармейцев мы отправились ь плен.
По дороге к нам присоединилиеь еше 57
солдат из роты, находившейся впереди
нас».

На другом участке на сторону Ерасной
Армии перелтел танковый экипаж 1 роты
3 мотополка 2 венгерской танковой диви-
зии. Неребежчик Лайош Вашко заявил.
«Экипаж нашего танка в составе пяти
человек не хотел воевать за Германию.
Мы решили сдаться в плен. Вогда рус-
ские на нашем участке перешли B Ha-
ступление, мы доложили командиру, что
мотор танка поврежден. Нам было при-
казано немедленно отремонтировать мотов
и прибыть в штаб батальона. Я и мой
товарищи копошилиеь У мотора, делая
вид, что исправляем повреждение. Ввиду
приближения русских командир приказал
взорвать танк и отступать, но мы ие
выполнили приказа и дождались прихода
Врасной Армии. Ёзк только русские вош-

Три года назад после тяжелых 0боро-
нительных боев под Москвой началось на-
ступление Красной Армии, вылившевся в
битву исторического значения. Отетояв в
длительной. и упорной борьбе нашу родную
столицу от немецкого нашествия, славные
советские ‘воины решительными ударами
нанесли врату серьезное поражение, про-
гнали его далеко от Москвы.

Захват столицы Советского Союза зани-
мал в нланах германского командования
060б0е место. Занятием Москвы оно наде-
ялось закончить войну с Советским Cow-
зом. Германская арчия еще в начале
своего вероломного нападения Ha Совет-
ский Союз намеревалась одним ударом.
сломить сопротивление Врасной Армии. Р
Центральную группу немецких ap
мий, нацеленную на Москву, входили
три танковых и две полевых армии. Здесь
противник бросил в fo большинство
своих эсэсовсвих дивизий, на которые

ЛИ в село, мы тотчас же испоавили танк Гитлер возлагал особые ‘надежды Рас-
и передали его советскому офицеру». (чет был такой — ещо на заладных
рубежах разгромить  тлавные силы

Советского Союза и, выйля на отератив-
ный простор, двинуться на Москву с
пелью ее захвата. Но уже в первые ме-
сяцы Красная Армия нанесла немецким
полчищам ряд керьезных поражений и
сумела перебять те самые немецкие диви-
зии, которые годами готовились к походу
на восток и которые по авантюристиче-
4. Волкову Александру Степановну — СКИм планам «блицкрига» должны были

i —  колхозницу колхоза «Звезда» Волховского  решить исход войны;
домашнюю хозяйку, село Никульское Пуш- района Ленинградской области.
кинского района Московской области.

Чтобы начать новое наступление, Гер-
мания должна была значительно попол-
нить свои потрепанные полки, создать
новые дивизии. В начале октября нача-
лось наступление на Москву, По планам
Гитлера, это наступление холжно было
репЕить не только судьбу Москвы, во и
исход всей войны.

5. Воронцову Агафью Васильевну — ра-
ботницу домоуправления № 30 Железно-
дорожного района гор. Москвы.

6. Гаврилову Анну Васильевну — кол-
хозницу деревни Дровосеки` Орехово-Зуев-
ского района Московской области.

7. Гребцову Ксению Семеновну — кол-

`   хозницу ШЩекавцевского колхоза Ногин- 3 : :
ского района Московской области. «2а несколько недель, —— говорилось
8. Дианову Елизавету Васильевну — В ОДНОМ приказе Гитлера по Восточному

служашую Березовского: райпотребсоюза фронту, — три самых основных промыш-
Свердловской области. ленных района вудут полностью в напих
9. Дорохину Феодосию Андреевну — ра-  руках. Создана, наконец, предпосылка к
ботницу пекарни № 24 Куйбышевского   последнему огромному удару, который еще
района гор. Москвы. до наступления зимы должен привести Е
10. Иванову „Елизавету Яковлевну — до-  уничтожению врага. Все приготовления,
машнюю хозяйку, Привокзальный район  насколько это возможно для людекох уси-
ОВ п лий. уже окончены. На этот раз плано-
И. Исаеву Февронью Андреевну — до-  мерно, шаг за шагом пыли приготовления,
не хозяйку, Тимирязевский район чтобы ‘привести ‘противника в такое по-

гор. OCKBHI. с
12. Капочкину Евдокию Васильевну — eee bie, _F RETOD OM: apd: MOREE TOUS ee
нести ему смертельный удар. Сегодня

колхозницу колхоза «Заря» Кунцевского
района Московской области. начинается последнее большое решающее
сражение этого года».

13. Капралову Федосью Петровну — ра-
ботницу совхоза Парголовского района  Этими районами были Москва, Ленин-
Ленинградской области. трад, Кавказ. Но и на этот раз Москва

14. Карбонову Марию Фроловну — ра-ь платах немецкого командования занл-
ботницу домоуправления № 53 Молотов- мала центральное место. Потеряв надеж-
ео района гор. Москвы. ду захватить ее с хода, противник попы-

15: Кузьмину Евдокию Николаевну —  тался достичь этого новыми концентриче-
скими ударами.

домашнюю хозяйку, Володарский район
Настати тяжелые дни для. Москвы.

гор. Ленинграда.

16. Купряхину Прасковью Федоровну — -
домашнюю хозяйку, Ростокинский район Немцы бешено рвались к нашей столице.
гор. Москвы. Вею вторую половину октября пи на-

пряженнейшие бои. Но немцам не уда-
плана захвата

17. Михееву Анну Федоровну — колхоз-

ницу деревни Хотово Волховского района лось осуществить своего

а nance области. _   Моеквы. Десятки дивизий противника Jer-

ae Клавдию У —   ли костьми на подмосковных полях, но B
lo ‘эвердловского областного ко-  Москву не прорвались. Это было круп-

митета профсоюза работников начальных и ным пораженлем германской армиЕ Е

средних школ. , Е 5 :

19. Птицыну Александру Тихоновну — М «Своим agit (hater nina ees =
колхозницу дерезни Новое Елькино Koco- Mocksy, — rosopaa тов. Щербаков, —
горского района Тульской области. Гитлер достиг О Рана

20. Разумкову Ольгу Ефимовну — ра:  Именно — дальнейшего Физического и
ботницу института имени Бехтерева гор.   морального метошения своей армии. Вши-
Ленинграда: вая, голодная, раздетзая гитлеровекая орда

21. Тайждинову Марииду — работницу   была остановлена на дальних подступах к
конторы «Союзутиль» гор. Орехово-Зуево   Москве...»
ны аи Это поражение немцев показало. +то
ницу ий pe Е — Работ-   титлеровское командование еще раз

домоуправления № окольниче- ; és
ewoto -pallona top. Mock: переоценило свои силы и недооценило вы
сокого морального духа защитникив Мо-

23. Фукленкову Наталию Васильевну —  ^^ 2 =
колхозницу деревни «Заручье» Тихвинско-   “КВЫ, растущую способность войск Ерас-
ной Армии к сопротивлению,

го района Ленинградской области.
Не достигнув цели в октябрьском на-

24. Чурилову Марию Андреезну — до-
машнюю хозяйку, Октябрьский район гор.  ступлении, терманекое командованае вы-
Москвы. нуждено было перебросить под Москву еве-
жив крупные силы. Началась новая полго-
товка к наступлению. Немцы зназитель-
но усилили свои фланговые группировки.

16 ноября началось второе и послед-
нее генеральное наступление немцев Ha
Москву. Германское информационное бюро

Матерей, родивших
и воспитавших пять детей,

МЕДАЛЬЮ «МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА»
П СТЕПЕНИ

еликая

(К mpexaemuro pasipoma немцев под Москвой)

ботницу подсобного хозяйства, гор. Пав-
ловск, Ленинградской области.

15. Михееву Анну Ивановну — служа-
шую Сафоновского райисполкома Тульской
абласти.

16. Мишнину Екатзрину Ивановну — до-
машнюю хозяйку, Свердловский район гор.

нинской области:

Marene#, родивших
и воспитавших восемь детей,
ОРДЕНОМ «МАТЕРИНСКАЯ СЛАВА»
П СТЕПЕНИ
Ленинграда.
1. Аввакумову Евдокию Семеновну —  17. Наумову Елену Финогеновну — кол-
работницу магазина № 44 Москворецкого   хозницу Теренинского колхоза `Павлово-

райпищеторга гор. Москвы. Посадского района Московской области.
2. Анохину Анастасию Михайловну —  18 Некрасову Анну Николаевну — ра-

домашнюю хозяйку, Октябрьский район ботницу завода «Дубитель» гор. Вышнего
гор. Москвы. Волочка Калининской области.
3. Антонову Елену Алексеевну — ра-

19. Обухову Марию Николаевну — ра-
ботницу Тульского госпиталя.

20. Оспельникову Веру Васильевну
зницу колхоза «Смычка» Рамешков-

ботницу 14-Й дистанции Октябрьской же-
лезной дороги, гор. Ленинград,

4. Беляеву Анну Михайловну — предсе-
пателя Коробищенского. сельского Совета   КОЛО.

Ефимовского района Ленинградской об- СКого района Калининской области. *
ласти, 21. Романову Анастасию Кондратьевну—
5. Богданову Татьяну  Петровну —. кол- председателя колхоза «Заветы Ильича»

Тихвинского   Москворецкого района гор. Москвы.
района Ленинградской области. 22. Рудакову Марию Александровну —

6. Волкову Наталию Семеновну — работ-  доярку колхоза «Красный Просвет» Бежец-
mee бани `№ 1 Свердловского района гор. кого района Калининской области.

Е 23. Сметанкину Марию Дмитриевну —

г. Гранаткину Елену, Четровву, = ломать работницу ст, Малая м А
т хозяйку, гор. Ногинск Московской ского района Ленинградской области,
области.

& Залетову Татьяну Семеновну — кол- . 24. Смирнову Марию Федоровну — р
хозницу колхоза имени МТС Тургиновско-  ботницу воинской части, Калининская об-
го района Калининской области. аа

9. Исакову Вассу Алексеевну — колхоз-  25. Смирных Евдокию Прокопьевну —
ницу колхоза имени Тельмана Белоярского   домашнюю хозяйку, Кировский район гор.
района Свердловской области. Свердловска.

10. Калинину Анастасию Васильевну —  96, Спирину Татьяну Федоровну — кол-
работницу Кировского райпищеторга гор.  хозницу Горшковского колхоза Дмитров-
Москвы, ского тайона Московской области.

11. Курилову Марию Романовну — Кол-  27, Харланичеву Анисию Егоровну — до-
хознину колхоза имени Ворошилова Бала-  „ашнюю хозяйку, гор. Подольск Москов-
шихинского района Московской области, ской области.

12. Лобанову Евлокию Митрофановну — 3

Матерей, родивших

домашнюю хозяйку, Красногвардейский
a и воспитавших шесть детей,

район гор. Ленинграда.
13. Лопатину Анну Михайловну
хозницу колхоза имени Буденного Чкалов:  МЕЛАЛЬЮ «МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА»
ского района Горьковской области, 1 СТЕПЕНИ
14. Мавину Ольгу Григорьевну — кол- :
хозницу колхоза «Смычка» Ногинского рай- 1. Бокову Христину Ивановну — кол-
хозницу колхоза имени Кирова Калинин-

она Московской области, р t
— ckoro района Калининской области.

15. Меденкову Татьяну Васильевну г
колхозницу колхоза) «Заветы Ленина» Ка-  2. Булахову Александру Михайловну —
колхозницу колхоза имени Кирова Кали-

лининского района Калининской области.
16. Музланову Марию Федоровну — до- нинского района Калининской области.
машнюю хозяйку, Толстовский поселок] 3. Бычкову Марию Дмитриевну — работ-
Косогорского района Тульской области,
17. Николаеву Клавдию Ивановну
колхозницу села Усково Химкинского рай-
она Московской области.

хознину деревни  Ладвуши

Москва, 6 декабря 1944 года.

1. Агафонову Анастасию Михайловну —
работницу рыбного завода Ораниенбаум-
ского района Ленинградской области.

2. Болышакову Марию `Ивановну — кол-
хозницу колхоза «Геплухино» Тихвинского
района Ленинградской области.

об’явило: «Германское командование бу-
Дет рассматривать Москву, как свою oc-
новную цель даже в том случае, если
Сталин попытается перенести пентф тя-
жести военных операций в другое место.

Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. БАХМУРОВ.

3. Денисову Марию Архиповну — ра- Германекие круги заверяют, что герман-
ботницу столовой ОРС’а Калининэнерго  ское наступление на столицу большеви-
гор. Калинина. : } ков продвинулось так далеко, что уже

4. Дмитриеву Аграфену Ивановну —  можно рассмотреть внутреннюю часть го-
колхозницу колхоза «Заостровье» Ораниен- рода Москвы через хороший бинокль».

баумского района Ленинградской области, :

5. Комарову Анастасию Александровну— Нах Москвой нависла’ страшная утроза.
работницу мыловаренного завода гор. Ле-  Ценой весьиа крупных потерь противни-
нинграда. ку удалось продвинуться к Москве. вый-

6. Куликову Анну Алексеевну — кол- ти в район Дмитрова, Звенигорода. Нато-
хозницу колхоза имени Чапаева Красногор-   фоминека, Калпиры, почти полностью бло-
ского района Московской области. кировать Тулу. Главное ero внимание

7. Мышалову Елизавету Ильиничну было сосредоточено на фланговых грунии-
колхозницу деревни Верхнее Елькино Ко- ровках, охватывавших клешами Москву
согорского района Тульской области. Немцы’ стремились соединить эти Групун-

8. Новикову Ирину Николаевну — до- м a
машнюю хозяйку, гор. Кунцево Московской ПОВЕН Восточнее Москвы и тем самым за
вершить ее окружения.

области.

9. Новикову Людмилу Николаевну — В
гор. Ленинграда. ,

10. Овсянникову Марию Семеновну — ра-
ботницу совхоза «Большевик» Павловско-

11. Сухоносову Марию Викторовну
домашнюю хозяйку, Сталинский район гор.
Свердловска.

12. Тутову Серафиму Петровну — инже-
нера фабрики № 2 гор. Асбеста Свердлов-
ской области.

13. Черкасову Евдокию Федотовну — pa-
ботницу Братцевской хлебной базы, гор.
Москва.

14. Шамаеву Дарью Васильевну — до-
машнюю хозяйку, гор. Шекино Тульской
области.

15. Шарапанову-Никулину Анну Иванов-
ну — домашнюю хозяйку, Ленинградский
район гор. Москвы.

16. Шитову Василису Васильевну — до-
машнюю хозяйку, гор. Химки Московской
области.

17. Шлыкову Ирину Никифоровну — до-
машнюю хозяйку, Кировский район гор.
Москвы.

18, Шляпину Валентину Михайловну —
домашнюю хозяйку, гор. Калинин.

19. Яковлеву Софью Владимировну —
заботнипу ломоуппавления, Железнодорож-
чый район гор. Москвы:

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕР
О награждении орденам

За многолетнюю службу и выдающиеся
успехи в области развития советской артил-
лерии наградить:

=]
i

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
1. Генерал-майора артиллерии в отставке
Барсукова Евгения Захаровича.,
2. Генерал-майора Внукова
Леонида Васильевича.

артиллерии

Председатель Президиума Верх

Москва, Кремль. 5 декабря 1944 г.

подготовка к первой годовщине
освобождения города-героя. Закончен ре-
монт знаменитого Воронцовского дворца.
Здесь будет открыт большой музей-выстав-

;

7 денабря 1944 г. четверг. № 288 (5968).

Полковник А. КАРПОВ

Бои носили исключительно тяжелый и
напряженный характер. Несмотря на то,
что на важнейших направлениях у 1про-
тивника были восредоточены весьма мно-
гочиеленные силы, всё же немцы  ока-
зались не в состоянии прорвать еовет-
скую оборону. Противнив не достиг глав-
ного — не сломил сопротивления наших
войск на решающих участках . обороны.

Двадцать дней подряд ни из один час
не утихала тяжелая героическая борьба
под Москвой. В этой полной замечатель-
ного массов”го героизма обороне се всей
яркостью проявились сила и мощь совет-
ского народа и его вооруженных сил, ру-
ководимых сталинским гением. Москву
защищали армия и тыл, бойпы в солдат-
ских шинелях и в рабочих блузах. Род-
ную столицу обороняли русские, белорус-
сы, украинцы, казахи, грузины и у3бе-
БИ — весь советский народ. Со всех
концов страны на защиту родной столицы
двигались части, непрерывным потоком
поступало вооружение, танки, боеприпа-
сы.

ОЭсобенно активное участие ‘и на этот
раз, как в октябрьских боях, приня-
мали трудящиеся Москвы, партийные и
общественные организации столицы. Сило-
ченные вокруг большевистской партии
Под непосрелетвенным руководетвом вели-
чайцюего полководца товарища Сталина
героические защитники Москвы нашли в
себе достаточно сил, чтобы превратить
Москву в неприступную крепость.

Вот один из типичных эпизодов битвы
под Москвой. ?

Котда создалась угроза Калтире, туда
была направлена ‘олна из наших кава-
зерийских дивизий. Ей пришлось всту-
пить в бой против весьма крупных сил
противника. Вражеские танки рвались к
Вапгире, стремясь во что бы ло ни стало
захватить ее. Славные кавалериеты вели
тяжелый неравный dof. B этот момент
командира дивизии генерала Баранова
вызвал к прямому проводу товарищ
Сталин. Доложив 00 обстановке, тенерал
Баранюв заверил товариша Сталина, что
советекие конники не пропустят врата.
Олобрив мероприятия командира дивизии,
товариш Сталин обещал” прислать ему
подкрепление.

На следующий день, 28 ноября, рано
утром на станцию Кашира прибыла тан-
ковая бригада и были доставлены авто-
маты для дивизии. Воодуневленные ука-
заниями товарища Сталина и его помо-
шью, наши конники не только не пропу-
стили врага в Каширу, но вскоре нанесли
противнику сильный контрудар и разгро-
мили его передовые части. :

В веках будет жить самоотверженный и
героический подвиг 28  панфиловцев.
Горетка героев приняла на себя в районе
раз’езда Дубосеково, недалеко от Волоко-
ламека, удар крупных танковых cua. 28
TepoeB в течение нескольких часов отби-
вали вражеские атаки. Они унизтожили
большое количество неменких танков,
солдат и офицеров. Бой кончился тем,
что прославленные героя пали смертью
храбрых, но не пропустили врага.

Мы сумели отетоять Москву потому,
что оборона ее была активной. Гениаль-
ный план, разработанный товарищем
Сталиным и осуществленный пол ето
непосредственным  фуководством,  преду-
ематриват такое развертывание  опера-
ции, которое уже в холе оборонительных
боев обеспечивалю создание необходимых
условий для решающего кочтрудара по
врагу. Наши войска, отетаивая столицу,
B TO же время наносили противнику ог-
ромный урон в живой силе и технике.
Осуществляя активную оборону, наши ча-
сти изматывали и обескровливали врага.
Веледетвие этого численное превосходетво
противника уменьшалось.

Но соотношение сил изменялось не
только веледетвие этих причин. Мудрый
план великого Сталина состоял в том.
чтобы, сдерживая в оборонительных боях
натиск противника и срывая его планы
уолниеносных  ударюв в глубь нашей
етраны, одновременно накапливать резер-
вы, сосредоточивать их на решающих на-
правлениях и затем неожиданно для вра-
Ta перейти в наступление.

В то время, как многим за границей
казалось, что уже всё потеряно и ‘падез
ние Москвы неизбежно, у нас подготов-
лялись и  зрели такие события,  ко-
торые коренным = образом изменили
всю обстановку под Москвой. Эти
события развернулись через двадцать
дней после начала второго генераль-
ного наступления немцев на Москву,
в Тот самый момент, когда гитлеровская
армия готовилась к последнему прыжку.
Вступление в Москву Гитлер считал де-
лом нескольких дней. На одном участке
немцы подтянули- довольно внупгительное
количество  дальнобойной артиллерии и

ХОВНОГО СОВЕТА СССР
и генералов артиллерии

Красной Армии
3. Генерал-майора артиллерии в отставке

Курганского Николая Владимировича.
ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1 СТЕПЕНИ
1. Генерал-майора инженерно-артиллерий-
ской службы Граве Ивана Платоно-

вича.

2. Генерал-лейтенанта артиллерии Дроз-

Rosa Николая Федоровича.
3: Генерал-майора ‘артиллерии
ского Давида Евстафьевича..

4. Генерал-майора артиллерии Ткаченко

Григория Дмитриевича.

овного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

ПОДГОТОВКА К ГОДОВЩИНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОДЕССЫ

ОДЕССА, 6 декабря. (ТАСС). Началась ка,
со дня О

посвященный героической

Козлов-

AT B @

уже готовились к артиллерийскому ofc
релу Москвы. Был даже назначен день
такого обстрела. Но этому He суждено
было осуществиться: 6 декабря началось
наступление Красной Армии под Москвой.
П вскоре немецкие клещи оказались в
клешах Красной Армии и были раздав-
лены.

Первые наи удары последовали про-
тив фланговых группировок противника, и
это не было случайным. Уже в первые
дни наступления Врасной Армии co всей
силой проявилась гениальность сталинской
стратегии. Наступая. на флангах, паши
войска тем самым обрупгивали свои удары
He против. второстененных участков, a
против основных CHI немцев, против их
главных группировок.  Разгромом этих
группировок достигалось такое поражение
германской армии, от которого ®на уже не
скоро могла оправиться.

Фланговые группировки немцев глубоко
зклинивались в нашу оборону,  велед-
ствие чего сами оказались в полуокруже-
ний. Опыт войны показывает, что глубо-
кое вклинение дает положительные резуль-
таты лишь в Том случае, если удается но
только вбить клин, . Мо и разгромить 0с-
новные силы противника, лишить его епо-
собности в дальнейшему сопротивлению,
У немпев лело обстояло наоборот. Им уда-
лось вбить глубокие клинья в нашу 960-
рону, но они не сумели вывести из строя
главные силы Красной Армии. Советские
войска вынуждены были временно отету-
пать, но, отступая, они сохранялл свои си-
лы и способность к обороне. Й не только
к обороне, но, как показало наше наступ-
ление, и к исключительно успешным ак-
тивным действиям. В самом начале на-
ступления Halim войска опрокинули круп-
ные силы флантовых группировок немцев
и нанесли им тяжелое поражение. Вскоре
началось наступление и на центральных
Учаетках, и весь огромный фронт против-
ника оказалея опрокинутым и покатился
на запад. Войска Красной Армии прило-
жили все усилия к тому, чтобы развить
успех наступления первых. дней. Уже к
концу декабря линия фронта была отодви-
нута за Волоколамск и Калугу.

Взяв пол Москвой инициативу в свой
руки, Красная Армия в течение четырех
месяцев тромила немцев и © боями прош-
ла местами ло 400 километров. Красная
Армия показала в Московской битве, что
ee силы растут и увеличиваются, повы-
шается ее боевое мастерство. Битва по
Москвой явилась сокрушительным ударом
Красной Армии по врагу, разбившим миф
о «непобедимости» немецкой армии,

Битва под Москвой сытрала великую
историческую роль. Это было пер-
вое крупное сражение второй мировой

войны, в которой были тазбиты немецкие
войска. Война в Европе шла уже несколь-
ко лет. Немцы оккупировали весь конти-
нент Европы. Шестой месяц Bena тяже-
лую борьбу < противником Красная Ар-
мия. Но нигде за всё время войны
немцы ‚не терпели такого поражения, ка-
кое они потерпели под Москвой. Москов-
ское сражение было первым во второй ми-
ровой войне, где немцы были разбиты,
Речь шла не 9 поражениях немцев на от-
дельных участках. Дело шло о разгроме
главных сил противника на решающем
участке — советско-германекого фронта.
Впервые за, время войны германская ap-
мия была не только. остановлена, но п
отброшена далеко назад.

Битва под Москвой открыла. глаза Ha-
родам Европы и дала им возможноеть по-
HAT, ЧТо 60б0й представляет гитлеровская
военная машина. В этой машине обнару-
жились болышяе пороки. Немецкая 27-
мия, одержавшая крупные победы в Ев-
роне, стала терпеть поражения, когда
ветретилась ® армией, воины которой
знают, за что они воюют, умеют воевать
и У которых за спиной стоит великий
советский народ, огромная, сильная я м0-
гучая страна, руководимая  большевиет-
ской партией, великим вождем товарищем
Сталиным.

Военно-стратегический и морально-поли-
тический эффект разгрома немцев по
Москвой был колоссальным. Он привел к
под’ему народно-освободительного лвиже-
ния в оккупированных немцами странах
Европы.

Великая победа Красной Армии nox
Москвой еще больше укрепила веру ¢o-
ветекого народа и его армии в свои силы,
в грядущую победу над врагом. Пророче-
ские слова товарища Сталина о том, что
враг будет разбит, сказанные им в речи
по радио 3 июля 1941 г., воплощались в
жизнь, осуществлялись на практике. Вея
наша страна еще теснее сплотилась вокруг
большевистской партии, вокруг нашего
любимого вождя гениального полководца
товарища Сталина.

Победа под Москвой явилась важнейшей
вехой в подготовке коренного перелома в
ходе войны, начавшегося в битве под Ста-
линградом.

мда

Панорама
„Оборона Севастополя“

В Москве

На заседании Комитета по делам ис-
кусств при Совнаркоме СССР обсужда-
лись итоги реэвакуации музеев. В Москву
возвращено около 141 тысячи экспонатов,
составляющих основные фонды 9 музеев
Москвы и Подмосковья.

Кроме того, в столицу привезена в.сло-
женном виде знаменитая панорама Рубо
«Оборона Севастополя». В ближайшее
время в Комитете по делам искусств со“
зывается совещание специалистов для об-
суждения вопроса о состоянии панорамы,
ее реставрации и дальнейшего хранения.

вращены ценнейшие коллекции Го-
сударственного, музея изобразительных ис-
кусств им. Пушкина, экспонаты Музея но-
вого западного искусства, театрального
им. Бахрушина, историко-художественного
музея-заповедника в Загорске, музея ке-
рамики в Кускове и других.

Сейчас идет ремонт музейных зданий.
В Третьяковской галерее будет увеличено
число зал’ для произведений знаменитых

в обороне русских художников Александра Иванова
дессы. С предприятий, частей и кораблей!  И. `Репина. Открываются скульптурные

прибывают экспонаты,’ готовятся экспози- З2ЛЫ, где будут выставлены работы Шу-

ции.

бина, Антокольского и

ров. (ТАСС). советских масте*