bon B IO

)KHOKM Венгрии

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

В Южной Венгрии наши войска про-

должают энергично развивать успех на-
Hu
пересечен-
НИ
сопротивление противника, —
ничто не смогло задержать наши части

ступления. Ни осенняя распутлиа.
трудная для наступления
ная местами гористая
Yaop Hoe

местность,

В и решительном
Подвижные группы,
там, где их не ожидал противник, подры-
вали его оборону изнутри. Стрелковые
соединения, взаимодействуя с артилле-

стремлении вперед.

рией, танками, авиацией, ликвидировали

важные олорные пункты вражеской 0б0-
роны, прочно закрепляя успех передовых
частей в полосе прорыва м на флангах.
Они грожили позиции немцев, настигали
врага в преследовании, ликвидировали ог-
нем его контратаки, наносиля ему  чув-
ствятельный урон в технике и живой
силе.

Гитлеровцы, полностью лишенные ини-
циативы боя, начали метаться с участка
на участок, чтобы только кое-как за-
рыть бреши, появляющиеся в их 0бор0-
не. Но эта лихорадочная перебруека ча-
етей не давала никаких  pesyAbTaTos.
Следовал неожиданный удар на новом на-
правлении, и неприятель вынужден был
откатываться назал, неся потери.

Вначале гитлеровцы, видимо, расечиты-
вали на весьма удобный для обороны се-
верный участок, где местность сильно нпе-
ресеченная и лееистая. Они не предпола-
гали, что именно здесь последует очеред-
ной удар, и перебросили основные резер-
вы на оборону более южного ‘участка.
Олнако наши гвардейские части ударили
Kak раз на север и северо-запад. Они
пробились через леса и гряду возвышен-
ностей, опрокинув вражеские заслоны, а
затем разделились на две труппы и устре-
мились Е наиболее важным опорным
пунктам обороны гитлеровцев. Этот удар
дезорганизовал всю оборону неприятеля на
говерном учаетке и привел к падению ря-
да основных узлов его сопротивления.

Прорыв фронта веё более расширялся
Е северу. Наши войска уже вышли на
основные коммуникации противника, ве-
дущие °в Будапешту е юга. Немцы и
венгры, несомненно, почувствовали эту
серьезную угрозу. Они стали поспешно
ВВОДИТЬ В действие новые и новые части,
переброшенные из других мест. Вдель 03е-
ра Балатон и поперек плрокого пере-
шейка между озером и Дунаем гитле-
ровцы начали сооружать новые укрепле-
ния. На ряде участков они уплотнили
заградительный огонь и даже стали пе-
реходить в контратаки.

Однако наступающие продолжали  по-
веюду ломать сопротивление врага, пере-
малывая его резервы. Так, № гваюлейская
часть отнем минометов, противотанковых
п полевых орудий, при содейетвии ястре-
бительных групп, состоящих из автомат-
чиков, пулеметчиков и  бронебойшиков,
отразила несколько контратак пехоты и

быстро пояьляясь

танков противника. Было уничтожено хо
150 вражеских солдат ‘и офицеров. под-
бито 5 танков и самоходных пушек. Же-
стокие бой шли на железной и шоссейной
дорогах возле канала Капош. Здесь про-
тивник Фосредоточил сильные резервы в
лесу. Ближайшее большое село несколько
раз переходило из рук в руки. Наконец, е
помощью обходного маневра наши полраз-
деления нанесли поражение гитлеровцам
и очистили от них лес. После напряжен-
ных боев наступающие переправились че-
рез каналы Вап@т и Епуша и разгроми-
ли позиции немцев на северном берегу
этих волных преград.

Тем временем южнее этого района
неуклонно нарастал темп продвижения юо-
ветеких войск. В ходе напряженных боев
наши моторизованные группы и стрелко-
вые подразделения полностью овладели
городом и железнодорожным узлом Curer-
вар. Передовые подвижные отряды на-
стягли отступающую колонну неприятеля
западнее Сигетвара и разгромили ее. Было
убито много гитлеровцев, взяты пленные
и трофеи. Неотступно преследуя разби-
THe вражеские части, наступающие Ja-
леко продвинулись вперед, вышли к 03е-
ру Балалон и захватили крупный наее-
ленный пункт м порт Балатонболгат. ®е-
лезная дорога, идущая влоль южного бе-
рега озера, оказалась перехваченной в
нескольких местах. :

В некоторых районах Южной Венгрии
довольно упорный харажтер приняли бои
за крупные населенные пункты, особен-
но за узлы дорог. 0бороняя один желез-
нодорожный узел, гитлеровпы примениля
бронепоезл. Он на всех парах вылетел
вперед, на ходу обстрелял наши позиции и
тотчаю же ушел за укрытие. Батарея Ге-
post Советекого Союза тварлли старшего
лейтенанта Шайхутдинова выдвинула свои
пушки поближе кв полотну и установила
их для стрельбы прямой наводкой. Утром,
Kak только бронепоезд второй раз выеко-
WHI на линию, все наши пушки откры-
ли огонь. Завязалаеь короткая артилле-
рийская дуэль. Наши артиллерметы под-
били бронепоезд, и ето команда разбежа-
лась. Тут же перешла в атаку пехота,
которая при поддержке огня пушек и ми-
нометов ворвалась на восточную окраину
населенного пункта.

Сегодня наши войска, наступающие на
территории Венгрии, достигли новых ус-
пехов. На участке фронта между озером
Балатон и Лунаем занято с боями более
60 населенных пунктов. В то же время
части, продвигающиеся вперед между 03е-
ром Балатон и рекой Драва, овладели
городом и железнодорожным узлом Бапч,
очистив от противника, кроме того, бо-
лее 50 других населенных пунктов. Юж-
ное побережье озера Балатон полностью
находится в руках наших войск.

Майов К. ТОНАРЕВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
(По телеграфу).

МОЛОДЫЕ ОФИЦЕРЫ ЗНАКОМЯТСЯ С ИСТОРИЕЙ ПОЛКА

[Гй ПРИБАЛТИИСКИЙ ФРОНТ, -7 де-
кабря. (По телеграфу от наш. корр.). Ве-
чером в землянку собрались командиры
взводов батальона, которым командует
майор Кулешов. Майор Шальнов сделал
молодым офицерам доклад о боевом пути
Н-ского ° стрелкового  краснознаменного
полка, в который они прибыли. Этот полк
одним из первых вышел к берегам Балтики.

Команлиры взводов познакомились с ге-
роями полка офицером Гарбузовым, кото-
рый недавно награжден орденом Красного

Знамени за блестяще проведенный бой,
старшиной Пыркиным — кавалером орде-
нов Славы второй и третьей степени и с

многими другими.
П. ХОРУНЖИЙ.

ЗАБОТА О СБЕРЕЖЕНИИ БОЕВЫХ МАШИН

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 де-
кабря. (По телеграфу от наш. корр.). В М
полку самоходной артиллерии состоялось
партийное собрание, обсудившее вопрос об
эксплоатации боевых машин. После докла-
да о сбережении материальной части вы-
ступили лучшие механики-водители Ер-
шов. Шевчук, Плехов, Стрельников. Их
боевые машины всегда в исправности.

Полковник П. КОЛОМЕЙЦЕВ

Благодаря правильному уходу моторы в
полтора—два раза переработали гарантий-
ные нормы.

Партийное собрание обязало коммунис-
тов, работающих на машинах, бороться за
продление сроков работы моторов. Реше-
но также организовать передачу опыта
отличных водителей,

Характер современного
танкового боя

За три с половиной года войны тактика
танков, как и других родов войск, пре-
терпела некоторые существенные измене-
ния. Они обусловлены конкретными при-
чинами, возникающими в ходе борьбы,
хотя и непрерывной, но многообразной по
своим формам. В настоящей етатье мы
как раз сосредоточим внимание на вопро-
сах, связанных с эволюцией танковой
тактики в годы войны.

Прежде чем говорить о тактике, рас-
смотрим средства борьбы, на которые эта
тактика опирается. Характерно то обето-
ятельетво, что в составе современного
танкового парка почти отеутетвуют лег-
кие боевые машины. Они вытеснены сред-
ними и тяжелыми танками, оснащенными
толстой броней и мощным пушечным во-
оружением. Что же случилось © легким
танком, который до войны и в начале ее
считалея основным типом боевой маши-
ны? Легкий ‚танк He выдержал сурового
испытания на полях современных ераже-
ний. Собственно, наиболее слабая его ©то-
рона (тонкая броня) была хоропю извест-
на и до войны. Но предполагалось, что
этот недостаток можно компенсировать
массовостью применения боевых машин,
обладающих к тому же высокой подвиж-
ностью. На деле оказалось иное. Ни мас-
совость, ни быстрохолноеть не спасла
легкие танки от губительного возлействия
огня противотанкового оружия. Главным
врагом легкого танка, наряду ¢  много-
численной малокалиберной артиллерией,
стало противотанковое ружье. Такое’ по-
ложение явилось, если не полной неожи-
данностью, то^во всяком случае неприят-
вым сюрпризом для танковых войск.
Проблема «брони и снаряда» ветала во
весь рост, ‘и решение ее пошло по прямо-
му пути — усилению брони и rocpyme-
ния боевых маприн.

Для бронетанковых войск Красной Ap-
мии «кризис легкого танка» не принес
особых осложнений. Перевооружение на-
шего танкового парка прошло сравьитель-
но плавно и безболезненно, если не ечи-
тать временных трудностей производетва,

вызванных перемещением тафковых заво-
дов. Но и эти трудности были преодоле-
ны. Наши инженеры-танкиеты, исходя из
требований тактики и опыта, довольно
точно определили, по какому именно на-
правлению неизбежно должно пойти раз-
витие танковой техники. Они еще до на-
чала войны по достоинству оценили зна-
чение средних и тяжелых танков и с03-
дали такие машины. Один из существен-
ных доводов против массового оснащения
танкового парка средними и тяжелыми
машинами был основан на опасении, что
это отрицательно скажется на подвиж-
ности танковых частей. Но вскоре подоб-
ные опасения отпали. Советские конструк-
торы первыми разрешили труднейшую
проблему, создав такие танки, которые
при относительно небольшом весе и га-
барите сочетают мощную броиевую защи-
ТУ с высокой подвижностью. Наша «трид-
цать четверка» в смысле тактической
подвижности нисколько не уступает лег-
кому танку, но во много раз превосхо-
INT его мошностью брони и вооружения.
Это идеальная боевая машина такого ти-
па. Ее долговечность превзошла вее ожи-
дания. Частично  усовершенствованная,
она до сих пор несет боевую службу.

Улеляя внимание броневой ‘защите
танков и отмечая успехи, достигнутые в
этой области, мы должны сказать, что
пока танки еще не имеют’ такой брони,
которая ‘могла бы служить абеолюгной за-
щитой от любого снаряда. Поэтому тен-
денцию утяжеления танковой брони еле-
дует рассматривать, как средство проти-
водействия массовому противстанковому
гружию, т. е, прежде всего артилле-
рии малых и средних калибров, противо-
танковым ружьям. Вепомним, какое емя-

[Saxe вносил в ряды неприятеля наш

«ВВ», броню которого не могли  пора-
зить многочисленные немецкие противо-
танковые пушки малых калибров. Немпы
попытались найти выход в применении
подкалиберного снаряда, но он в6ё же не
устранил кризиез, постигшего вражескую
противотанковую оборону, котда Красная

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

В связи ¢ исполняющимея 8 декабря
1944 г. 50-летием со дня смерти вели-
кото русского математика и механика
академика Пафнутия Львовича Чебышева
Совет Народных Комиссаров Союза ССР
постановил:

1. Одобрить решение Президиума Ака-
демии Наук СССР об издании полного соб-
рания сочинений П. 1. Чебышева и его
биотрафии.

2. Установить две премии П. Л. Чебы-
шева в pasvepe 20.000 рублей каждая,
присуждаемые каждые три года, за луч-
шую работу в области математики и за
лучшую работу в области теории меха-
низмов и машин. Поручить присуждение
премий Президиуму Акалемии Наук СССР.

3. Установить стипендии имени акаде-
мика П. Л. Чебышева:

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

О наглядных пособиях по тактике

Новые уставные положения в области
тактики, выдвинутые опытом Отечеетвен-
ной войны, — например, боевые порядки
пехоты, организация системы еосредоточен-
ного огня и т. п. — еще не отображены
на схемах-плакатах. Потребность в таких
наглядных пособиях ощущается всюду: и
в войсковых частях, и в Военных учили-
щах. Во время занятий командирам и пре-
подавателям нередко приходится изрядно
трудиться, изображая от руки схемы на-
ступательных и оборонительных действий
пехоты.

Само собой разумеется, далеко не все
командиры, а тем более преподаватели
военных дисциплин в гражданских учеб-
ных заведениях, имеют возможность пра-
вильно отобразить на схеме-плакате устав-
ные положения современного боя. Дело
это нелегкое, поскольку надо показать
массовые действия пехоты, артиллерии, ми-
нометов, танков, авиации. В то же время
здесь абсолютно нетерпима всякая куетар-
щина, путаница, отсебятина,  противоре-
чащая смыслу основных положений Boe-
вого устава пехоты.

Строго оформленный учебный плакат по
тактике, играющий роль наглядного посо-
бия, совершенно необходим. Содержание
таких плакатов должно соответствовать,
уставным положениям и четко отображать

ж—— дд

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Армия в массовых масштабах начала при-

менять средние и тяжелые танки. Под их
ударами немцы вынуждены были занять-
ся перевооружением своей противотанковой

артиллерии, оснащая ее пушками круп-

ного калибра (75—88 мм.). Эти пушки
явились серьезным противником танков,
Но зато не таким массовым, как малока-
либерная артиллерия. Уместно будет от-
метить, что для Красной Армии проблема
борьбы с тяжелыми танками противника
не имела большой остроты. Борьбу с ни-
ми успешно могла веети вся масеа нашей
войсковой артиллерии, превосходство ко-
торой над немецкой (как чиеленное, так
и качественное) неоспоримо.

Усиление броневой защиты значительно
повысило живучесть танка на поле боя.
Толщина брони совремённых танков измо-
ряется многими десятками и даже сотня-
ми миллиметров. Состязание брони и сна-
ряда еще продолжается, и конечные ре-
зультаты ето трудно предсказать. Можно
лишь констатировать тот несомненный

Факт, что советские танки добились в

этом состязании
успехов.

Как ни велико значение брони, это всё
же пассивный элемент борьбы. Боевая
активиость танка проявляется в нападе-
нии -— в движении и огне. Мощь отня
танков за время войны неизмеримо воз-
росла. Оказалось практически возможным
поставить на танк длинноствольную пуш-
ву калибра 76—85 мм; и более. Чем вы-
звано такое непомерное ‘увеличение пу-
шечного вооружения танков? Причин тут
несколько. Основная из них — утяжеле-
ние брони. Танк несет на себе такое ору-
жие, которым он может поразить подоб-
ную cede машину. Война существенно до-
полнила это положение: танк надо оснас-
тить такой пушкой, снаряд которой может
пробить броию танка любого типа —
среднего, тяжелого, причем на возможно
большем расстоянии. Боевая машина co
слабым вооружением врях ли будет обла-
дать необходимой для современного ‘боя
самостоятельноетью. :

Отметим кстати, что вооружение Hamm
танков иисколько не уступает вооруже-
нию немецких. Пушка «T-34» может
поражать тяжелые машины типов «Пан-
тера» и «Тигр» на зуачительном раестоя-

весьма значательных

нии. Что касается наших современных
тяжелых танков, то они имеют явное
преимущество перед немецкими в смыеле

Снимок нашего фотокорр. лейтенанта Ю. Скуратова.

a) B „московском Государственном уни-
верситете им. М. В. Ломоносова на меха-
нико-математическом факультете — для
студентов 2 стипендии по 400 рублей в
месяц каждая и для зепирантов одну
стипендию в 800 рублей в месяц;

6) в Ленинтрадеком Государственном
университете на механико-математическом
факультете — для студентов 2 стипендии
1 400 рублей в месяц каждая и для
аспирантов одну стипендию в 800 руб-
лей в месяц;

в) в Математическом институте им.
В. А. Стеклова, Академия Наук СССР для
аспирантов-докторантов одну стипендию
в 1.300 рублей в месяц.

4. Установить перед зданием Ленинтрад-
ского Государственного университета брон-
зовый бюст академика П. Л. Чебышева.

опыт Отечественной войны. В первую
очередь, как нам кажется, нужно выпу-
стить схемы-плакаты на следующие темы:
боевой порядок пехоты, отвечающий за-
мыелу и плану предстоящего боя, обесте-
чивающий одновременные действия пехо-
ты и ее отневых средств с начала и до
конца боя; организация системы соередо-
точенного огня по отдельным группам
противника для уничтожения его по ча-
етям; место и роль командира в управ-
лении боем; действия стрелкового взво-
да в’ наступательном 600; стрелковый
взвод в обороне; отчетная и стрелковая
карточки; карточка противотанкового огня;
условные знаки на картах.

Схему-плакат «Стрелковый взвод в на-
ступательном бою» мы представляем себе
В Таком виде: общие ориентиры; очерта-
ния переднего края обороны противника и
расположение его огневых средетв; етрел-
ковый взвод в сближении, в наступлении,
на рубеже огня и атаки; боевой порядок
(в цепи) и направление удара; система
сосредоточения отня, огневые позиции
поддерживающих подразделений; место ко-
мандира в бою, организация связи.

Вопрос © выпуске плаката безусловно
заслуживает внимания Воениздата.

Капитан И. НОВАЛЕВ.

Штурмовики над Венгрией.

мощи и дальности огня, превосходя их
также и своей подвижностью.

Могучим стимулом роста калибров (мо-
щи) танковой артиллерии является еще
желание повысить «универсальность»
боевых машин — их способность решать
многообразные задачи на поле боя. Танки
опираются на мошную поддержку артил-
лерии, но это не избавляет их oT необ-
ходимости вести борьбу © целями, нахо-
дящимиея в траншеях, дзотах. Против
таких целей пулеметный огонь мало дей-
ствителен. Тут нужен снаряд калибра 76—
122 мм. В свете этого понятно стремле-
НИЗ ПОВЫСИТЬ МОЩЬ танковой артиллерии,
которая в смыеле калибров. повидимому,
уже достигла желаемого предела.

Таков в общих чертах путь развития
танков за время войны. Их боевая мощь
намного возросла, но не настолько, что-
бы вызвать переворот в тактике. Cober-
венно, совершенствование танкового 3в0-
оружения и вызывается условиями, выд-
вигаемыми тактикой. Теспый контакт
между танкистом-тактиком и танкиетом-
инженером позволяет добитьея наилучиих
результатов и в конструировании боевых
мапгин, и в методах использования.

Утяжеление брони и оружия танков
повлекло за cohol некоторые изменения
в характере их огневой деятельности и
маневра на поле боя. Рассмотрим этот во-
прое детально, ибо он не такой простой,
каким кажетя на первый взгляд. Тут
возможны две крайние точки зрения.

Эффективность атаки доститаетея ©тре-
мительностью лвижения; точность  отня
не имеет существенного значения,

Танк оказывает воздействие на про-
тивника своим огнем; движение необхеди-
MO постольку, поскольку ото обеспечи-
вает меткость- огня.

Опыт войны сблизил 0бе эти точки
зрения. Вначале наблюдалаеь  тенленпия
атаковать на небольших скоростях, ведя
огонь преимущественно е остановок. В ре-
зультате танк терял свою подвижность.
Ведь как бы ни был точен его огонь, он
не может вступать в длительное огневое
состязание с противотанковой артилле-
рией. Ее огонь веегда более точен, а зна-
чит и более действителен, но зато на
стороне танка преимущество в подвиж-
ности. Веё это своевременно было понято
советскими танкистами и нашло ©3206
отображение в методах атаки. Сейчас ата-
ка ведется в быстром темпе, Танки идут
Ha сближение с противником на макси-

8 декабря 1944 г., пятница, № 289 (5969).
В Совнаркоме СССР

0 МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ АКАДЕМИКА
fl. Л. ЧЕБЫШЕВА В СВЯЗИ С 50-ЛЕТИЕМ С0 ДНЯ ЕГО СМЕРТИ

Во многих артиллерийских частях и
соединениях широко практикуются слеты
разведчиков, на которых рядовые, cep-
жанты и офицеры делятся своим боевым
опытом. Здесь же вскрываются и отдель-
ные недочеты службы разведки.

Практика показала, что такие слеты,
при хорошей подготовке и умелом прове-
дешии их, весьма полезны. Так, например,
состоявшийся слет артиллерийских раз-
ведчиков в № армии дал много поучитель-
ного ме только дня его участников, но и
для всех наших артиллерийских частей.
Следует рассказать о нем подробнее.

После того как полковник Капленко
раз’яенил задачи слета, собравшиеся ар-
тяллеристы стали делиться боевым опы-
том. Особенно тшательно обсуждались
приемы обнаружения и Засечки инженер-
ных сооружений, траншей и огневых то-
чек противника. И это не случайное яв-
ление. Дело в том, что за последнее время
противник несколько по-иному строит
свою полевую оборону. В прошлом немцы,
зарываясь в землю, усиливали огиевые
точки наземными сооружениями (накаты,
накыпи и другие покрытия), которые
сравнительно летко было обнаружить. Те-
перь же оборона немцев стронтся, как го-
ворят, «заподлицо». Огневые точки, как
бетонные, так и дерево-земляные,  <озда-
ются в виде колодпев с круговым и зе-
витным обстрелом. Поэтому стало труднее
обнаруживать инженерные сооружения и
раскрывать систему огня противника.

Артиллеристы-разведчики говорили на
слете, как они действуют в создавшихся
условиях. Для точной засечки углов тран-
пей, препятствий и огневых точек они
применяют, кроме стереотруб, еще я тео-
долиты. Засечка производится не только с
основных и передовых наблюдательных
пунктов, но и с боковых, предварительно
привязанных тоже теодолитами. Для раз-
велки целей ма переднем крае и в бли-
жайшей глубине обороны высылаютея
наблюдатели по одному от каждого пункта
сопряженного наблюдения дивизиона. На-
ходясь в наших передовых траншеях или
в нейтральной зоне, они в течение цело-
то дня изучают расположение врата и под
покровом ночи возвращаются обратно. На
другой день оазведанные цели засекаются
постами сопряженного наблюдения. Чтобы
обеспечить чросмотр вражеских позиций е
флантов, разведчики He ограничиваются
полосами разведки, нарезанными для час-
тей и соединений, а в случае надобности
создают наблюдательные пункты на уча-
стках соседей.

При анализе разведывательных данных
большую роль играет знание организации
вражеских частей. Олин офицер фазведчик
обнаружил командный пункт противника
по следующим признакам. Сначала он за-
метил, что немпы отрывают окопы и
строят блиндаж на высоте. На следую-
щее утро два солдата прокладывали туда
связь из глубины и от переднего края.
Позднее была замечена радисмачта. Вече-
ром к высоте под’ехали два конных, и офи-
пер-наблюдатель вепомнил, что конные
посыльные положены по штату в немен-
ком батальоне. Потом возле высоты поя-
вилея мотоциклист (предположительно из
штаба полка). На следующий день в раз-
ное время был установлен подход в выео-

1-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 7 де-
кабря. (По телеграфу от наш. корр.).
Гвардии старший лейтенант Петрощенко,
наблюдая с аэростата, заметил, что возле
одного населенного пункта в глубине рас-
положения противника образовалась боль-
шая «пробка». Перед обломками моста,
разрушенного нашей авиацией, собралось
много немецких автомашин и подвод.

мальной скорости, ведя огонь е хода, ко-

-  торый, как известно, не отличается боль-

пюй точностью. Главное — скорее сбли-
зиться < противником, ворваться в е5
расположение. Тактика подтвердила sew
целесообразность такой атаки, если она
носит массовый харантер и всесторонне
подготовлена, т. е. препятствия на  пу-
ти танков устранены, противотанковые
цели находятея под непрерывным и точ-
ным огнем нашей артиллерии.

Осветим более подробно этот последний
вопрос. Рассчитывать лишь на одно мо-
ральное воздействие стремительной тав-
ковой атаки не приходится. Опыт боев
учит, что. огонь е ‘хода’ на подавление
должен сочетаться с точным огнем Ha
уничтожение целей, сковывающих  движе-
ние танков. Эту залачу должна взять на
себя, главным образом, самоходная артил-
лерия. В начале атаки танков она выд-
вигается на заранее подготовленные пози-
ции и точным огнем с места уничтожает
обнаружившие себя противотанковые пе-
ли. По мере продвижения атакующих
танков неотступно следуют за ними и
самоходные установки. Ведя этонь в ин-
тервалы или из-за флангов, самоходчики
выслеживают и уничтожают цели, опае-
ные или же недоступные для танков. Ee-
ли нет самоходной артиллерии, то вместо
нее можно выделить часть танков с от-
борными экипажали. `Двигаясь скачка-
ми, они поражают противотанковые пети
точным огнем е места (с остановок). Схе-
ма огневого воздействия внутри танкового
подразделения видоизменяется в зависи-
мости от конкретных условий. Но всегда
важно, чтобы движение танков в атаку
было стремительным, чтобы они не «топ-
тались» на одном месте, видимые про-
THBHHKOM.

Отдавая должное огню © хода, мы в то
же время видим, что по мере усиления
брони танков и мощи их пушек в. боль-
шую роль играет точная стрельба с мес-
та и с остановок. Без такой стрельбы не
обойдеться, например, в бою с танками
противника. Когда-то считалось, что тан-
ковые столкновения будут носить лишь
эпизодический характер. В нынешней
войне они стали обычным явлением. По-
этому любое движение наших танков —
на марте или в атаку — должно совер-
шаться с расчетом на неизбежное етолк-
новение с вражескими танками. Тут мы
имеем в виду как построение боевых по-

Обобщение опыта артиллерийских
разведчиков

те трех солдат от переднего края (пред
положительно посыльные от рот). В тот
же день три офицера © картой вели Habs
людение, возле блиидажа бегала собака.
Суммируя все данные, командир взвода
сделал вывод, Что здесь расположен новый
командный пункт батальона. Через нес-
колько дней пленный подтвердил этот выч
вод. =.

Разведка и подавление вражеских
реактивных минометов являются наиболее
трудной задачей, поскольку противник
часто меняет их огневые нозиции и в00б-
ше применяет их по принципу кочующих
орудий. Однако наши разведчики нашли
е10с0б, позволяющий определять место
стояния реактивных минометов и вести
борьбу © ними. Разведчики-инструмента-
листы изучают вероятные районы pacno-
ложения этих минометов. _ Координаты
каждого такого района передаются дежур-
ной батарее, которая готовит ^ данные
для стрельбы и устанавливает тщательное
наблюдение. Когда обнаруживается выход
минометов на позиции или же они мачи-
нают- стрелять, налпи батареи немедленно
открывают огонь на подавление.

Большое внимание обращено в частях
на разведку ложных и кочующих орудий
противника. Для. этого ‘сопоставляютел
данные наземного наблюдения, звукораз-
ведки и фоторазведки. Установлено, на-
пример, что на некоторых огневых пози-
циях у немцев находятся макеты орудий
в трех окопах, а четвертый окоп занимает
кочующее орудие, которое и засекают
наши наблюдатели. Тщательным дешифри-
рованием снимков удается выяснить, что
под’ездные пути есть только у одного
этого орудия. Возле него в тому же об -
рудованы погребки для снарядов. Картина
становится ясной.

Присутетвующие на елете разведчики“
звукометриеты рассказали об учете cucre-
‘матической ошибки звукоразведки на пе-
ребеченной местности, где часто не пред-
ставляется возможным создать наземный
звуковой репер. Вместо этого создается
воздушный звуковой репер на высоте, Ko-
торый можно засечь е постов оптической
разведки. Правда, точность засечек  воз-
Душного репера меньшая, чем засечек на-
земного, но 806 же она вполне позволяет
учесть систематическую ошибку.

Технически это производится  следую-
щим образом. Орудие 122-мм. или 152-ми.
калибра производит один выстрел гранатой
с взрывателем «Д-1» на расстояние, пря-
близительно соответствующее  дальностя
до цели. Посты взвода оптической раз-

1ведки засекают фазрыв и передают коор-

динаты его проекции и высоту командиру
стреляющей батареи. Если первый разрыв
получилея высокий или низкий, то дают
второй выстрел с корректировкой разры-
ва, понижая или повышая его до мини-
мальной высоты, которую могут наблю-
дать посты. Когда получена нормальная
высота разрыва, производят 4—6 выстре-
лов с интервалами в 15—20 секунд и
засекают их средствами звуковой и опти-
ческой разведки. Сопоставлением  коорди-
нат проекции центра разрывов данных
ВЗОР и координат звуковой разведки
устанавливается величина  систематиче-
ской ошибки.

Порлолковник В. ЦЫБЫШЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. -

ПО СИГНАЛУ АЭРОСТАТА

Офицер Петрощенко сообщил об этом
командиру артдивизиона гвардии капитану
Суслову. Вскоре пятью артиллерийскими
залпами застрявшая колонна была разгром-
лена.

Когда наша пехота продвинулась к мос-
ay бойцы увидели много автомашин, пово-

зок и десятки гитлеровцев, уничтоженных
нашим огнем.

рядков, так и готовность всех средств в
1ю00й момент ветупить в борьбу с бро-
нированным противником. Исход этой
ворьбы решается огнем. Значит, движение
танков (их маневр) допускается в той
мере, в какой оно необходимо, чтобы до-
стигнуть огневого превосходетва вад про-
тивником. На первый план выступают
тяжелые танки и тяжелые самоходные
установки: В танковом бою их mpenMy-
щество в броне и вооружения проявляет-
СЯ 6 06060й силой.

Характерно, что огневой бой межу
танками ведется на дальних дистанциях.
Они держался друг от друга на почти-
тельном ‘расстоянии, стремясь  использо-
вать превосходство в дальности огня. Всё
это понятно. Если, скажем, снарял ва-
шей пушки пробивает броню танка про-
тивника на дистанции в 1000 метров, 2
тот может поразить вашу машину, только
начиная < 800 метров, то вам нот ника-
кого смысла сокращать расстояние 20
цели. Поражать, оставаясь непуражаемым,
~~ Таково конкретное воплощение огне-
Boro превосходства. Ясно, что прекмуще-
ora B броне и дальноети огня  рграют
тут основную роль. Еще раз подчеркива-
ем, что м в том и в другом отношении
современные советские боевые машины
превосходят немецкие танки соответствую-
ЩИХ THOR.

Мы дали ежатую характеристику тан-
кового боя, указав на значение точного
прицельного огня и осмотрительно» дви-
жения танка на поле боя. Такова так-
тика небольших подразделений, непосред-
ственно ведущих огневой бой с неприя-
тельекими танками. Что касается Бруп-
ного танкового сражения, то оно неизбеж-
но перерастает в общевойсковое и в нем
участвуют тазличные рода войск. В та-
ком сражении роль маневра танков BO03-
растает. Фронтальные действия сочетают-
ся © обходом позиций противника, е уда-
рами по его флангам и тылу, чЧ10, ко-
нечно, не должно приводить к распыле-
нию сл. _Титть после того, как в ходе
сражения будет достигнут перелом. можно
смело приступать к более рассредеточен-
ным действиям.

В таких боях, естественно, сильнее
ощущается важность хорошо налаженного
взаимодействия между танками и артил-
лерией. Какова его сущность? Против тан-
КОВ неприятеля вылвигаетея артиллерия
(амоходная, истреблтельно-противотанко-

Окончание на 3-й стр.