алых

eg

‚ взлом из электрических фонарей, обозна-

3 декабря. 1944 г., суббота № 290 (5970).

Самостоятельная учеба
партийного актива

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

На этот раз партийное собрание ливи-

визии уже прочитана
злона проходило особенно бурно. Обсуждал- ee ен

. Ленина «Что такое <

я волновавшии BeeX вопрос о маркеи- они poe Genes ODI Seats:
стоко-ленинском образовании. Выступле-  по книге Ленина «Что делать?» подгото-
кий по докладу заместителя командира вил лекцию майор Бортаньев..

дивизиона по политчасти гвардии майора! era ко всему этому had

(калозуб было много. Каждый высказывал   частях систематически и eae
свое мнение, как лучше организовать уче-  щеские собеседования с самостоятельно
бу. У некоторых проскальзывали нотки   изучающими историю ВКП(б), налаживает-
неверия в свои силы. Но веб же и эти  ся консультационная работа, то можно
товарищи В конце концов сотлашалиеь —   сказать, что политотдел и партийные о-
тЧиться надо, Но как? Какие избрать фор-  ганизапии стоят на правильном пути, соз-
yal! дают Bee услови Tan 3 =
На эти вопросы ответ был сформулиро-   тельно Tibia cas SEL HOR: eee
Е В резолюции. Собрание рекомендовало Актив сел за книгу Свободное время, —
палтийному бюро организовать для моло- а оно есть, коммунисты проводят 3& чте-
уых коммунистов кружки, часть людей! нием произведений Ленина и Сталина
послать на вечернее и дневное отделения  «Краткого курса истории ВЕП(б)». Майор
дивазионной. школы партийного актива. С   Дранкин работает начальником оператив-
кой силой подчеркивалась  необходи-  ного отделения штаба дивизии. Загружен
зоеть самостоятельной учебы. ОН СИЛЬНО и Всё же находит время, чтобы

Выполняя решение собрания,  парторг  через день, & иногда и ежедневно два часа
зизиона гвардии старигий лейтенант Ве-  поработать над «Вратким курсом истории
шичко собрал партийный актив, приглаеил   ВКН(б)», книгами Ленина и Сталина. Он
иммувистов, которые имеют высокий 06- уже основательно проработал несколько
пебразовательный уровень. Таких наш- тлав Истории партии, прочел и законспек-
дБ 70 человек. На этом совещании го-   тировал такие произведения Ленина, как
pope немното. Участникам его напомни-  «Что делать? », «Две тактики», внимательно
аи известную истину —— коммунисты ©  пзучил книгу товарища Сталина «0 Вели-
иутийного актива берут пример, по нему   кой Отечественной войне Советского Сою-
взняютея. Сейчас требуется, ч10бы ак- за». Тщательное изучение работ великого
висты по-настоящему засели за книги, Сталина дало ему возможность. прочесть
притугили к систематическому изучению для офицеров лекцию «Сталинское предви-
“HOB марюснетоко-ленинской теории. дение».

Нельзя оказать, что в годы войны пар-  В дивизии помнят, когла тот же майор
иный актив He училея. Политотдел, Дранкин был не особенно заметным рабог-
партийные бюро немало проявили забогы  ником. Теперь он примерный коммуниет и
‚ приобретении литературы, об организа-  прекраеный военный спепиалиет.
ции лекций, консультаций, контроля за ние истории ВКП(б). марксизма-ленинизма
учебой. Но далеко не всегда учеба нрохо-  помогает в непосредственной Таботе ето
ила организованно. Начав однажды са- как военного специалиста.
чотоятельно учиться, они — TO ли Возьмем другой пример. Команлир бата-
ктретивииеь © трудностями, то ли чув- реи гвардии старший лейтенант Дьяченко
вуя отсутствие контроля, —— постепен-  изучал историю партии раньше. Но это.
№ прекращали учебу. А это расхолажива-  было не систематическое. изучение. Сей-
и людей, ослабляло стремление к само-   час он упорно работает над первонеточни-
бразованию. ками. Он сам признается, что это ему

Н этот раз политотдел дивизии, а за  достается нелегко, но он упорно продол-
mm партийные бюро полков решили из- жает работать. Он так же, как и майор
фхать прежней ошибки. Они создали ус-   Драткин, заметно растет политически и по
ливня для развертывания самостоятельной   службе, улучшает постановку  воспита-
убы актива. Прежде всего при дивизио-  тельной работы в своей батарее. А самое
ит, & во многих случаях — при батареях,   главное — по его примеру начали само-
уганизовали библиотечки, снабдили их  стоятельно изучать историю партии мно-
необходимой литературой. ° Вот, например,   гие коммунисты пелразделения.

10 6000й представляет библиотечка  Партийному активу часто приходится
твархейского ee eine Pooks ИМЕЕТСЯ выступать с докладами, с беседами перед
ИН — ated gk ae CounHe-   красноармейской аудиторией. Чтобы вы-
ий — о экземп mB и ступать, надо иметь определенный поли-
финна, 9 экземпляров OnpecoBR ЛЕНИ“ тический кругозор. С этой целью полит-

има» товарища Вы ( DS meer отдел требует от всех руководящих работ-
oes ee истории а м ЛВУХ`   ников усиления’ самостоятельной работы
TMEHR изоранных произведений \арКса И нах марксистско-ленинской литературой,
Энгельса. Мы уже не говорим о текущей проверяет подготовку в выступлениям и
итературе; которая имеется в достаточ-   т. п.

ну количестве. В библиотеке начали
цитивать центральные газеты и журна- Руковохитети дивизии время от време-
ie °   ни беседуют © активом о том, ках они
. ATCA, что читают и как усваивают про-
Рибтлотека дивизиона стала вполне ло-   УЧАТСЯ, р
опочной базой для коммунистов к читанное. Чувствуя, что за нами следят,
миетьто изучающих историю ВЕС).  ° НИХ помнят, люди еще усердней занима-
7 =   ются. ‘
Вюрым мероприятием явилась ортани- :
: Подполковник И. ГАГЛОВ. .

эщия лекций в помошь изучающим. ието- Hes
pmo BRI(G).. Aruraropom moaurorrexa au-! JIEMICTBYIOULAS APMUS. - у

Лекция о русской классической философии для интеллигенции Риги

РИГА, 8 декабря. (ТАСС). В актовом
зле Рижекого государственного универси-
тет состоялась лекция для интеллигенции
— профессоров и преподавателей высших
уюбных заведений, врачей, писателей, ху-

дожников города. С большим
присутствующие прослушали лекцию ‘о
всэмирно-историческом значении русской
классической философии. МЛекцию читал
доктор философских наук тов. Иовчук.

вниманием

По следам выступлений «Красной звезды»

„ТУРИСТ ПОНЕВОЛЕ“

В вязи е фельетоном Г. Рывлина «Ту-  майор тов. Беляков сообщает, что в устра-
ст поневоле», опубликованным в «Крас-  ненню недостатков, указанных в фельето-
ной звезде» 29 ноября,

тварлии генерал-гне, приняты ©оответетвующие

SS

меры.

pag ie see eee Sa ЕЕ

На аэродромах
наших союзников

У англичан «туром войны» считаются
для летчиков 25 боевых вылетов. Сам ко-
мандир эскадрильи, начав войну рядовым
пилотом в чине сержанта, теперь совертиа-
ет полеты «четвертого тура».

На стоянке самолетов подполковник
познакомил меня с навигатором эскадрильи
капитаном Бертом, который только что
был назначен пегурманом соединения. Вме-
сте в пвышением по службе ему при-
сваивалось следующее звание «майор», как
это обычно бывает в английской армии.
Еетати сказать, в ходе войны у англичан
зведены так называемые временные зва-
ния. Если офицер назначается на какую-
либо должность, носящую временный ха-
рактер, то ему присваивают временное
звание. Rotia эта должиость упраздняет-
ся, ‘офицер может вернуться в прежнему
ЧИНУ.

Мы с Бертом стали обмениваться мне-
ниями о технике самолетовождения. Он по-
казал новый CORCTAHT, которым английские
питурманы пользуются в своих полетах.
Этот прибор, в отличие от других, имеет
автоматический  усереднитель высоты и
хоропий уровень. Потом я ознакомился с
астрокомпасом, применяемым для проверки
правильности курса. Астрономическая
ориентировка, выполняемая при помощи
секстанта © автоматическим усередните-
лем, по словам Берта, давала ему возмож-
ность получить ©вое расчетное место с
точностью до 5—10 километров. Этот вих
ориентировки английские штурманы при-
меняют почти в каждом полете. Берт про-
извел более 1500 определений места само-
лета путем астроориентировки.

В планшете Берта лежала специальная
карта. Она представляла собой схему 6
основными ориентирами местности — ре-
ками, большими железными дорогами, ре-
льефом гор. Условных знаков и надписей.
обозначающих города или крупные селе-
ния, на карте ме было. Главное на ней —
линии, нанесенные в определенном поряд-
ке. с помощью которых определяются
координаты, Такая карта — основной по-
летный документ английских штурманов.
«Нормальная» карта конической проекции
применяется у них только для визуальной
ориентировки.

ПУТЕВЫЕ
ЗАМЕТКИ

4. Полет
на „Либерейторе”

Ранним утром мы приехали на антлий-
ий аэродром береговой охраны. Вомандир
зкадрильи, молодой, высокого фоста под-
WIROBHUK, сразу пригласил нас к caMo-
1етам. Ero эскадрилья месет круглосуточ-
№ дежурство, просматривая определенный
участок моря. Полеты производятся на че-
тыехмоторных  «Галифаксах» и «Ланка-
‘терах».

«Ланкастер» справедливо считается ©д-
и из самых мошных тяжелых бомбар-
ирювщиков. Он берет на борт до 8.000
илограммов бомб и с помощью четырех
уносильных моторов развивает большую
цорость. Пулеметные бани. защищают
зорабль со всех сторон. У «Галифажса>»
CkODOCTh несколько мемьшая. Его оборудо-
мние позволяет брать на борт бомбы раз-
ИЧНОГО веса — от маленьких зажигатель-
НЫх до самых крупных, обладающих боль-
ш0й разрушительной силой. Эта машина
тарактерна солидной прочностью и живу-
честью. За последнее время эскадрилья,
8 которую мы прибыли, потопила две не-
уецких подводных лодки, несколько тран-
портных судов и боевых кораблей.

В стоянке машин иы ехали по металли-
ческой дорожке, сделанной из решетчатых
плит. Из таких же плит была сделана
взлетная полоса. Поскольку эскадрилья не-
т патрульную ‹лужбу круглосуточно,
экипажи-ночники производят взлет и 1о-
<адку с помощью самолетных фар. Свето-
306 оборудовамие аэродрома состоит в 96-

чающих посадочную полосу. Те же фонаря
красного цвета показывают фазличные
Препятствия на подходах к аэродрому.

Подполковник подвел нас в самолету.
Пол его большими крыльями выстроился
экинах в кожаных тужурках и летных
шлемах.

— Лучший экипаж эскадрильн. Он при-
ступил к полетам «второго тура», — от-
рекомендовал своих летчиков  Педполков-
НИК,

Изуче-  .

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

_Антон Августинчич у своей новой скульптуры «Раненый партизан»,

Снимок О. Кнорринга.

В МАСТЕРСКОЙ ОГОСЛАВСКОГО СКУЛЬПТОРА.

Небольшая мастерская: свежеокрашен-
ные стены, скромная обстановка, свет,
льЮщийся Из высоко расположенных
широких окон. Здесь работает известный
югославский скульптор Антон Августии-
чич. Скульптор, одетый в полувоенную,
полугражданекую одежду, на cepicko-
хорватеком языке тепло приветствует нас.

Антон Августинчич На-днях закончил
свою новую работу, которой посвятил
два © половиной месяца. Он осторожно
снимает чехлы, и перед нами предстает
скульптура, исполненная подлинного мах-
терства и больнюй эпической силы.

Художник изобразил двух девушек
партизанок, выносящих на своих плечах
< поля боя тяжело раненого воина. Ком-
позиция дынит суровостью и драматиз-
мом. Лица партизанок строги, они выра-
жают скорбь и одновременно внутрениюю
репгимость и силу воли. С материнской
бережливостью и участием несут они до-
poryio ношу, сгибаясь под ее тяжестью.
Сильное впечатление производит фигура
партизана — полунагого человека, с за-
крытыми глазами и суровыми, застывши-
‘ми от боли чертами лица.

Композиция полна динамики. Девушки
идут против-ветра, и его порыв колышет
одежды партизанок, развевает волосы на
запрокинутой голове раненого. Мастереки
и тонко отделал скульптор каждую де-
таль. Сколько тенла и нежной заботли-
вости, например, ощущается в руке де-
вушки, поддерживающей раненого у та-
aun! PEs Sonate ? :

— Byryun у партизан, — paccragprpaer
Антон Автгустинчич, — во время тяжелых
боев я видел, как ютославские девушки
выносили раненых из-под отня. Именно

Вчера, 8 декабря, во Всесоюзном об-
ществе культурной связи ¢ заграницей
(ВОКС) состоялся прием в честь прибыв-
шей в Москву делегации польской `интел-
лигенции — представителей польской нау-
ки, искусства и литературы.

На приеме присутствовал весь состав
делегации во главе с заместителем пред-
седателя Польского Комитета Националь-

Когда стемнело, неподалеку от аэродрома
врезался в небо луч мощного прожектора.
Потом появилось еше несколько лучей.
Они соединились вместе, ярко осветив се-
ребриетую точку.

— «Ланкастер» — сказал Берт.

Это британские летчики тренировались
в пилотировании по приборам в свете
прожекторов на тот случай, чтобы при
оелеплении немепкими прожекторами пре-.
охолеть эту преграду на пути к цези.

Вскоре после поездки на английский
аэродром командир группы американеких
тяжелых бомбардировщиков  поедложил
мне принять участие в одном из полетов
ва «Либерейторе». Экипай этой машины
выполнял 060б0е задание. Полет намечал-
ся интересный, длительный, и я © увле-
чением взялся 3% подготовку. Mapmmpyt
«Либерейтора» проходил через места, ог-
личающиеся немалыми трудностями в
омыеле ориентировки. К тому же мне
предстояло лететь в качестве штурмана
в штатном составе американского экина-
жа. Таким образом, я должен был пред-
ставлять перед напгими союзниками аэро-
навигационную культуру еовелоких лет-
чиков. Ясно, что подтотовитьея надо было
особенно тщательно.

_Я начал © того, что собрал возможно
более полно все данные, касавшиеся
марлгрута, данные о широковещательных
й пеленгаторных радиостанциях, © пого-
деи т. п. Характерным затруднением в
расчетах было T0, что
столкнуться © непривычными мерами.
Скажем, киломегры приходилось  перево-
дить на мили, вес горючего — на гал-
лоны.

В холе подготовки я познакомилея с
экипажем. Первая встреча состоялась на
аэродроме, возле машины. Это был четы-
рехмоторный бомбардировщик последнего
выпуска. В Англии его называют «Либе-
рейтором». Он имеет много общего © «Ле-
тающей крепостью» и показал отличные
результаты в дневных налетах американ-
ской авиации на военные об’екты Герма-
нии. При беглом взгляде на самолет бро-
силась в глаза низкая посадка. фюзеляжа.
Казалось. «живот» машины вот-вот KOC-
нетея земли. Оригинально также прикре-
пление моторов к плоскости. Моторы «Ли-
берейтора» буквально «висят» под крыль-
ями довольно тонкого профиля.

Командир корабля майор Майк предета-
вил мне остальных офицеров экимажа. Я
пожал руку второму пилоту капитану
Дину и штурману Багнеру. Штурман,

мне пришлось.

такие типы, которые я постарался здесь
воспроизвести, встречал я з Лалматин-
ском Загорье. Уже тогда у меня зароди-
лась идея этой композиции. Она задума-
на, как памятник суровой борьбы наше-
го народа за свою свободу.

Антон Августинчич не только талант-
ливый скульптор, но и крупный общест-
венный деятель Югославии, Осенью
1943 года он был избран Заместителем
предеедателя антифашистского вече на-
родного освобождения Югославии. Антон
Августинчич один из представителей
подлинно народной интеллигенции, отда-
ющий родине свой незаурядный талант и
Bee свои силы. Воспитанник  Затребской
и Парижекой академий искусств, Антон
Августинчич является мастером  свуль-
птуры. Левять раз получал он премии
Ha национальных югославских KOHRYD-
сах, дважды он выходил победителем на

‚международных конкурсах. Его скуль-
туры и памятники украшают площади.

многих европейских городов.
Ворвавигиеь в Загреб, немцы арестовали

Антона Августинчича, являвшегося пред-

седателем местного общества  советеко-
югославской дружбы. Гитлеровцы на гру-
зовике отправили скульгтора в Грац (А8-
стрия) и здесь бросили в тюрьму. Через
три с половиной месяна немпы выслали
А\вгустинчича в Загреб. Отсюла позднее
ему улалось бежать к партизанам. Он
был очевидцем и участником героической
борьбы югославокого нарола против фа-
‘тистеких поработителей. Нахолясь среди
партизан, скульптор не прекращал своей
работы.

— Летом. 1943 гола, — рассказывает
Антон Августинчич, — в городе Яйце я

лепил бюст маршала Тито. Я знал этого
замечательного человека еше до войны и
всегда думаю 9 нем © чувством глубокого
уважения и восхищения. Урывая cpo-
бодные минуты, он позировал мне. Рабо-
тал я в роще. Глина была плохая —
мы ее собирали на дороте. Передо мной
было несколько усталое, но полное же-
лезной энергии и обаяния лицо Тито.
Мою работу, помню,  прерывали налеты
немецких бомбардировщиков.

Вскоре Верховный штаб направил меня
с заданием в Италию. Я решил захва-
тить © ©0бою бюст Тито, чтобы там от-
лить его в бронзу. В это время немцы
предприняли крупное наступление. Мне ©
несколькими спутниками предетбяло пере-
сечь несколько районов, занятых врагом.
Мы лвигались лесами и горными тропа-
ми. Нередко приходилось итти на. пыпоч-
ках в непосредственной близости от не-
мецких позиций. Когда уже было сравни-
тельно недалеко до моря, мы натолкну-
лись на Вражеский гарнизон. Я не хотел
рисковать скульптурой и в специальной
упаковке спрятал ее в ущельи на высоте
1.300 метров. Наконец, мы вышли к мо-
рю. В полукилометре от нае справа и
слева располагался противник. На лод-
ке мне удалось добраться до ближайшего
острова, а оттуда переправиться в Ита-
лию. Я надеюсь вскоре поехать и разы-
скать скульнтуру Тито.

Антон Автустинчич хоропю знаком в
советских искусством. Он с увлечением
TOBOPHT © советской стране, о великой
дружбе и культурных связях советского и
югославского народов.
М. ВИТИЧ.

Прием делегации польской интеллигенции в BOKC‘e

ного Освобождения г-ном Януш и руково-  танов, заместитель наркома здравоохране-

дителем отдела
Комитета

просвещения
Национального Освобождения

Доктором Скжешевским, заместитель пред- пох

Польского! ния СССР тов. Парин, заместитель пред-

седателя исполкома ‘Моссовета т. Астафь-
ев; писатели, артисты, ‘композиторы, ху-
кники, киноработники, архитекторы сто-

седателя ВОКС тов. Караганов, председа-  липы и представители печати.

тель Всеславянского Комитета  генерал-

Для гостей был дан концерт с участи-

лейтенант т. Гундоров, председатель Ко- ем лучших артистических сил Москвы.

митета по делам высшей школы тов. Каф-

худощавый. с вьющимися волосами, на- нил
поминал своей сосредоточенностью каби- полнять бортовой журнал. Казалось,

нетного ученого.

карандаш и неторопливо начал за-
он
сидел не в кабине «Либерейтора», а в

Настал день вылета. На рассвете майор! чертежном бюро завода.

Майк подал команду занять мела. Я

— Продем в 30 милях от этого ме-

‘обратил внимание на некоторые особенно- ста, — сказал ен, показывая на харак-

сти взлета. Подрулив к взлетной полосе,   терный водный ориентир.

пилот не стал разворачивать «Лвберей-
тор»; а поставил его перпендикулярно
полосе. Делается это для того, чгобы

ледней пробы моторов и тормозов.

Вылетев из зоны аэродромного
Майк включил автопилот. Первая
маршрута  коитролировалась

радионавитации, и мы могли заняться

оборону. В
впечатлениями 0
Южной Германии.

завтраком и беседой. Американцы, узнав, ре встретились глыбы кучевых
Что мне довелось учаютвовать в валетах   Началась нестерпимая болтанка.
на военно-промышленные об’екты Герма-   рейтор» набрал высогу. Близился момент
нии, заинтересовались, как налги летчики   разрешения налиего опора. Далеко впере-
преодолевают немецкую нротивовознупинут   ди <квозь просветы в облаках мы уви-
свою очередь они поделились   ели темносинее пятно. Летчики
последних ударах 10  карту, чтобы засечь опорное месте. Ока-

Ilo моим расчетам, мы должны были
пройти на несколько маль ближе к нему.

Не   Узнав, что у штурманов появилиеь pac-
занимать взлетную полосу во время 19с-  у

ждения в расчетах, Майк быстро по-
ставил на карте две точки и написал в0з-

узла,   ле одной «Батнер», возле другой «Соко-
Часть   лов». Наметилось типичное для ачерикан-
средствами   цев пари.

Как и предсказывали метеорологи, веко-
облаков.
«Тибе-

ВЗЯЛИ

залось, чт0 мы проходим в шести милях

Мы прервали беседу, чтобы вплотную  ‘от моей точкй и в тринадцати милях от

прибор был для меня мало знаком, я 3a-
сек не три точки, как обычно делают

ковой сносе в три градуса.

получилась тройка.

шчурманами разных школ,
гладко, без шероховатостей. Кое 0
Вогла я показал Багнеру свою карту, на

дромии, т. е. состоял из прямых линии,

выходом на характерные ориентиры, —
он запротестовал. Оказывается, американ-
ские штурманы привыкли летать только
но локсодрюмии. Я стал доказывать пре-
имущества налтего слособа, который позво-
ляет пользоваться характерными ориенти-
рами, в то время как полет по лексодро-
мии удлиняет путь: линия марпюута в
этом стучае как бы повторяет изгиб зем-
ной Сферы. Вагнер, обложившиеь  спра-

ты по нашему методу.
ожидать, разница получилась
значительная.

ориентировку своим 61060б0м. Банер до-
стал портфель навигатора, вынул
чек, резинку, линейку, авкурално

ножи-  жуточном аэродроме
зачи- [снова поднялся в воздух. Солнце подходи-

заняться делом. Я стал измерять угол   точки, намеченной Батнером. Капитан Дин
сноса бортовым визиром. Поскольку этот! одобрительно заключил:

— Русский выиграл!
Внизу расетилалась- олнообразная 6e3-

американцы, 2 пять. Был. небольлюй 60- ориентирная местноеть. Майк, установив
После меня куре автопилотом, попросил дать ему по-
измерения. произвел Багнер. У него тоже  ходный чемоданчик. Там оказалась шах-

матная доска с маленькими костяными

Однако He Bcé между нами, двумя   фигурками. Установив ее между своими
у проходило   креслами, пилоты начали игру. Заметив,
чем  что я внимательно слежу за игрой, Майк
пришлось поспорить еще перед вылетом.   пошутил:

— Самолет ведут трое: автопилот, вы

которой маршрут был проложен но. орто-  и мистер Вагнер.

— А если мы с Багнером тоже захотим

прочерченных на каждом отрезке БУТИ ©  сразиться в шахматы? — ответил я.

— Что же, можко, — улыбнулся Майк:
ий показал на радиономпае. — Ведь это
почти автоштурман...

Особенность американского радиокомнаса
состоит в том, что он дает возможность
без каких-либо вычислений определять
направление на любую радиостанцию. Вся
работа штурмана заключается в настрой-
ке на определенную волну. Потом рамка

вочниками и таблицами, произвел расче- радиокомпаса автоматически доворачивает-
Как и следовало ся, а стрелка отечета показывает направ-
довольно ление на станцию и угол

между этим
направлением и продольной осью самолета.

Сейчас, в воздухе каждый из нае вел  Прибор. очень удобен.

После трехчаеового отдыха
наш

на/ проме-
«Шиберейтол»

ТЕЛЕГРАММА МАРШАЛА ТИТО
АНТИФАШИСТСКОМУ ВЕЧЕ
НАРОДНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ
АЛБАНИИ

БЕЛГРАД, .8 декабря. (ТАСС). Радио-
станция «Слободна Югославия» сообщает,
что в связи с празднованием Дня нацио-
нального флага в Албании маршал Иосип
Броз-Тито послал антифашистскому Вече
Народного Освобождения Албании позд-
равительную телеграмму, в которой гово-
рится: :

«Свободолюбивый народ Албании всегда

боролся за национальную независимость.

Фашисты пытались отнять свободу у ал-
банского нарола`и подавить дух нацио-
нальной независимости. Но знамя свободы
не прекращало развеваться над страной.
Албанский народ поднялся на борьбу про-`
тив оккупантов. Героический ‘албанский
народ вместе с нашей армией прошел че:
рез все испытания нынешней борьбы. Ал-
банский народ готов довести до конна ос-
вободительную борьбу, полностью изба-
вить свою страну от фашистского ига, от
сил реакции. Ваш народ отмечает этот
день проявлением единодушного желания
в наикратчайший срок восстановить всё
то, что разрушили оккупанты, и построить-
новую ‘действительно счастливую жизнь.
Албанский народ завоевал себе право на
счастливую жизнь в жестоком бою.

Албанский народ и народы Югославии
связаны вечными узами дружбы, выкован-
и
ными 3 борьбе за своболу и напиональ-
ную независимость. Эта дружба еще боль-
ше укрепится в освободительной борьбе.

Да здравствует неразрывный союз юго-
славского и албанского народов! Да
здравствуют народно-освободительные ар-
мии Албании и Югославии; гарантирующие
свободу ‹воей родине! Смерть фашизму!
Свобода народу!».

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

БЕЛГРАД, 8 декабря. (ТАСС). В сосб-
щении Верховного штаба Народно-освобо-
дительной армии Югославии говорится, что
в Восточной Боснии югославские части
непрерывно атакуют вражеские коммуника-
ции на линии Соколац—Власеница—Звор-
ник, срывая попытки немцев пробиться в
направлении Савы.

В секторе Ужице югославские части
после ожесточенных боев вышли на линию
Рогатица—Ужице и заняли несколько на-
селенных пунктов.

В Славонии частями югославской армии
освобождена Плетерница.

В Хорватии югославские части отбили
все вылазки противника из Госпич и Гра-
чац и в ходе боев заняли Медак. Лик-
видировано несколько вражеских опорных
пунктов. Разрушена на протяжении двух
километров железнодорожная линия Би-
хач—Оточац. Недалэко от Беловара раз-
громлёна большая ‘колонна усташей.

Сильные бои идут в Словении, в секто-
ре Целе—Дравоград.

ГИТЛЕРОВСКИЙ ЛАГЕРЬ
СМЕРТИ В ЭЛЬЗАСЕ

НЬЮ-ЙОРК, 8 декабря. (ТАСС). Кор-
респондент газеты «Нью-Йорк таймс» со-
общает, что он посетил немецкий концен-
трационный лагерь в освобожденном от
оккупантов Эльзасе. В этом лагере во вре-
мя оккупации немцами Эльзаса находилось *
в заключении около 16.000 человек, глав-
ным образом французов и бельгийцев. Из
них 4.000 человек были умерщвлены гит-
леровцами в газовых камерах и сожжены.
Корреспондент называет этот лагерь «эль-
‚засским Майданеком». Он пишет, что ви-
дел в лагере здания заводского типа, в
которых гитлеровские палачи умерщвляли
газом и сжигали заключенных. В газовой
камере находился крюк, на котором гитле-
ровпы подвешивали за кисти рук свои
жертвы и пытали, их. В лагере обнаружен
крематорий, обладающий больной пропуск-
ной способностью. В особой комнате стояли
урны для пепла сожженных людей, пред-
назначавшнеся очевидно для продажи род-
ственникам убитых.

ло в горизонту, небо было совершенно
чистое. Через несколько часов стемнело.
Потребовалось проверить правильность пу-
ти. Я предложил Багнеру определитьея ©
помощью астрономической ориентировки,
и он достал секстант, планесферу (карту
звездного неба) и астрономические табли-
цы. Мы выбрали наиболее удобную для
измерения звезду Вапеллу, которая была
как раз впереди самолета. Установив на
секетанте снятую с планесферы пример-
ную высоту, я встал в астрокупол и из-
мерил высоту Капеллы и Полярной. По-
TOM то же самое сделал Багиер. Наши
измерения оказались весьма близки, и
Багнер одобрительно крикнул мне:.

— 0 кей!

Мы нанесли на карту Соммнерову ли-
нию. Ее пересечение с широтой, нолучив-
Melita после измерения высоты Полярной
звезды, показало, что «Либерейтор» от
клонилея от мартрута километров на де-
cath. Погода была исключительно хото-
пая, небо покрыто звездами. Машина пла
без единого толчка. Но веё же ила про-
верки расчетов мы запросили пеленг 6
аэродрома посадки. Всё было В порядка.
Наше отклонение от трассы не превыша-
ло допускаемой нормы. ;

Аэродром. куда пролегал мариррут, на-
ходилея между двумя небольшими горазги..
Мы увидели его, когда вилотную подошли
к этому месту. Две параллельные полос-
ки из электрических фонарей огравичива-
ли площадку, на которую предстояло поз
садить «Либерейтор». Ширина ее состав-
Hama всего 70 метров. Майк пошел на
посадку. Едва только самолет миновал
краеньыю огни ограждения, колеса коену-
лись земли. Полет был закончен.

На этом аэродроме мне приталоеь по-
прощаться ев американекими  пизотами,
Утром капитан Дин подал мне сделанный
из дерева кубок. На нем уже было на-
писано разными почерками около сорока
имен,

— Память о русском друте, — ска-
зал потом Дин, показывая экипажу мою
фамилию, написанную на этом ©8066браз-
ном сувеннре,

Мы раепростилиеь весьма дружелюбно.
Нат общий Вывод из практики совмест-
ного полета: русские и американские лет-
чики В любой сложной обстановке смогут
прекрасно сотрудничать. двигая риерел
дело борьбы против гитлеровекой Герма-
НИИ.

Штурман 1-го класса В. СОНОЛОВ,