>

КРАСНАЯ

ES SN SS SESS SCS I SSD i i SS Cree

Северо-восточнее и севернее
Будапешта

(От специального корреспондента «Красвой звезды»)

Улар наших войск, внезанно обрушен-
ный на противника, привел к полному
крушению его обороны на участке фронта
северо-восточнее Будапешта. Пюзади под-
вижных соединений и пехоты, пробивших
густая

себе широкие ворота, осталась
сеть проволочных заграждений и минных

полей, через которые были сделаны про-

ходы, остались дзоты, надолбы, артилле-
рийские позиции гитлеровцев с разбиты-

ми орудиями. Всё это свидетельствует об

огромной силе удара, перед которым He
устояла оборена неприятеля, етроившаяея
долгое время.

Потери немцев и венгров значительны.

Уже на второй день развернузнеихея боев

неприятелю пришлось израсходовать мно-
Te своих тактических резервов. Так,
отна немецкая пехотная дивизия, находив-
шаяся в резерве и введенная в бой чуть
ли не на второй день нашето настуиле-
ния, сразу понесла огромные потери. Ее
полки бросилиеь в контратаку в тот мо-
мент, когда наша артиллерия переносила
отонь на следующий рубеж, и попали под
огонь гвардейских минометов. Как расска-
зывают плелные, от немецкой дивизии
осталось очень немного.

Фронт нашего наступления к соверу
от Будапешта перемещается с каждым
хнем, Еще вчера подвижные соединения
зели бои на реке Ипель. Танки и посажен-
ная на их броню пехота захватили: здесь
переправу, которую немцы He успели
взорвать, и начали преследовать неприя-
теля за рекой. Олин из промышленных
районов Венгрии оказался отрезанным от
Булащешта. Немцы и венгры не уснели
произвести полную эвакуацию заводского
и фабричного оборудования. Та часть етан-
ков, которая была погружена в эшелоны,
застряла на железнодорожных станциях.
Этому в последние дни способствовала на-
ша авиация, разрушавшая мосты и стан-
ционные сооружения во вражеском тылу.
Труппировка гитлеровцев, действующая в
промыниленной области Венгрии, ощутила
сильный флантовый удар поеле того, как
оборона неприятеля северо-восточнее Бу-
jamemra была фассечена. Сбитый с зата-
нее подготовленных позиций на фланте
прорыва, противник вынужден был отету-
пать на север.

Бои на этом участке фронта идут в
основном Ha горных дорогах, которые
обороняет противник. Нашги войска, 000-
бэнню конница, стремятся захватывать вы-
тодные рубежи раньше, чем неприятель

_Моневр передового отряда

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Бои в Венгрии отличаются  исключи-
тельным упоретвом. В одном районе наши
твардейские части нанесли сильный ком-
бинированный удар и потеснили крупную
группировку противника. Немцы и венг-
ры стали отступать на север, но на изги-
бе шоссейной дороги решили задержать
наши передовые отряды. На высоте, при-
легающей к дороге, занял оборону отряд
немецкой моторизованной пехоты. Ше дру-
тгую сторону возль посев проходит же-
лезная дорога. С ближайшей станции про-
тивник выдвинул сюда два бронепоезда.

Наш передовой отряд, продвигаясь по
110есе, ветретил сильный заградительный
огонь © высоты и завязал бой е против-
ником. Сбивать немцев фронтальной ата-
кой во стороны шоссе было явно невы-
голно. Тогда командир отряда разделил
свои силы на две группы и предпринял
обхолный маневр, Первой группе он при-
казал обойти высоту, а вторую бросил на
правый фланг, чтобы перерезать желез-
ную дорогу. Эта группа располагала ©о-
лилными артиллерийскими средствами, В
том числе противотанковыми орудиями.
Ей была поставлена задача — остано-
вить головной вражеский бронепоезд и
вывести его из строя.

Когла первая группа завершила обход-
ный маневр. наши автоматчики скрытно
просочились за высоту и открыли огонь
по немцам с тыла. Здесь разгорелся от-
невой бой. Исход его решило другое под-
разделение автоматчиков. Пользуясь тем,
что внимание противника отвлечено, это
потразделение проникло к Ш06ее по дру-
тую сторону высоты, где стояла колонна
немепких автомашин. Немпы заметили
опасность и оставили свои позиции на
высоте. Они под обстрелом кинулиеь к
машинам, успели <есть на них и стали
отступать колонной, прикрываясь артил-
лерийским и минометным огнем.

Тем временем наша вторая группа ye-
пенно вела бои в районе железной доро-
ги. Артиллеристы батареи Героя Советеко-
го Союза твардии старшего лейтенанта,
Зайхутлинова вылвинулиеь для стрельбы
ямой наводкой и вскоре полбила голов-
ной бронепоезд противника. Второй броне-
поезх, отстреливаясь, отошел к стаеции.

Итак, неприятель, потерпев  бельшой
урон, вынужден был отстунать. Одвако он
заранее подготовил к обороне слелующий

рубеж, проходящий через крупный Hace-  (По телеграфу).

Высоногорный поход грузинских альпинистов

ТБИЛИСИ, 1 декабря. (ТАСС). Группа
грузинских альпинистов закончила высоко-
горный поход в честь 27-й годовщины
Октября. Руководитель похода, председа-
тель грузинского альпинистского клуба,
заслуженный мастер спорта А. Джапаридзе
в беседе с корреспондентом ТАСС расска-
зал:

. — Поход был разделен на 2 этана, В
первом были совершены массовые восхож-
дения на уже изученные вершины’  Казбек-
ской групны. В них приняло участие 27
человек, в том числе известные колхозни-
ки-альпинисты из местных сёл Вахтанг Ки-
рикашвили и Вахтанг Хуцишвили. Вечером
6 ноября участники похода достигли каз-
бекской высокогорной. метеорологической
станции, находящейся на высоте 3.800
метров над уровнем моря, и там прослу-
пали по радио доклад товарища Сталина.
Несмотря на метель, разразившуюся ночью,

и Ha глубокий снег, альпиниеты продол-
жали восхождение и 10 ноября достагли
вершивы Орцвери (высота — 4.117 мет-
ров). Затем, вернувшись на метесстанцию,

разбились на 2 группы — одна поднялась!

на вершину Майли-Хох — 4.612 метров,

успевает подготовить их E YWOPHOMY co-
противлению.

Немцы и венгры придавали большое
значение каналам Суха и Зацьва. Распи-
ряя прорыв, наступающие вышли фрон-
том к первому каналу, нь противополож-
ном берегу которого неприятель спешно
расставлял орудия. Здесь завязался бой.
Олнако основной удар наших войск по-
следовал в другом месте. Пехота, екрьгт-
но продвинувшиеь лесными тропами, со-
средоточилась для решительной этажи и
нанесла внезанный удар вдоль другой ло-
роти. Особенно отличилось здесь подразде-
ление офипера Беркутова, которому уда-
лось быстро форсировать второй канал и
выйти в THX противнику, оборонявшему-
ся на первом канале. Гитлеровцы даже
не успели развернуть пулеметы, — на-
етолько стремительна была атака совет-
ской пехоты. В. результате противник 9о6-
тавил 6 орудий, 8 пулеметов и боепри-
пасы к ним. Свыше 50 венгерских и не-
мецких солдат оказалось в плену. Это
ускорило продвижение наших соседних
частей. : :

На другом участке советская ‘пехота,
окружила группу немцев, которая заняла
оборону в горном селе. Оставив на под-
ступах в селу минометы ‘и приказав ве-
сти огонь, командир подразделения Балз-
HEH ¢ группой бойцов двинулся в 0х0
через лес и вскоре оказалея у противопо-
ложной окраины села. Еще одна труппа
пехоты обходила населенный пункт с
другой стороны. Потом вее бросились В
атаку, и неприятель, попав под удары с
разных сторон, быстро прекратил сопро-
тивление. Здесь было захвачено много
пленных. 2

Сильные бои развернулись на шоссе у
самого берега Дуная. Туг противник пы-
талея контралажой отвоевать обратно на-
селенные пункты Фелишетед, Седлитет и
Сед, занятые нашими подразделениями.
Ero танки налолкнулись на огонь совет-
ской истребительно-противотанковой ар-
тиллерии. Несколько танков загорелоеь, и
звражеская пехота, двигавшаяея за ними,

гвардейские минометы. Тогда остальные
танки намали погнешно отходить. Эта
попытка контратаки стоила врагу He-

солдат и офицеров. ;
! Педпелкозник И, АГИБАЛОВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. ;
(По телеграфу).

ленный пункт. Здесь ‘опять
огневой бой. Наши пехотинцы, наютупав-
шие с фронта, преодолевали полосу o6-
стрела короткими

пошли в обход вражеских позиций шо ку-
курузным полям, перелескам, лошинам.

Через некоторое время была атакована
первая линия окопов. Забросав немцев
транатами, атакующие ворваливь в pac-
положение противника. Подразделение
офицера Крюкова уничтожило десятки
немцев и взяло в плен 28 солдат. Захва-

тили пленных и другие. подразделения. было

Быетро были пройдены последние окопы
врата у окраины населенного пункта.
Группы бойцов, возглавляемые офицерами
Искаковым и Харюшиным, прорвались на
улицы. Тем временем бойцы офицера Пур-
лиева, успели обойти населенный
справа и перехватить шоссе, другое под-
разделение обходило его слева. Это поста-
вило вражеский гарнизон под угрозу ок-

ружения, и немцы вскоре снова Начали ления  поивлокал

отетунать, теснимые нашими частями.

На другом участке фронта противник
несколько дней удерживал один важный
рубеж. Когда же оборона его была mpop-
вана, наши части перешли в преследова-
нию. Противник всеми средствами пытал-
ся задержать наступающих. Используя
пересеченную местность; он оставлял на
изгибах и, перекрестках дорог моторизован-
ные труппы и мелкие стряды автоматчи-
ков. Наши части, имевшие достаточно
подвижных средств, быстро сбивали эти
вражеские заслоны.

` Особенно активно действовали в пре-
следовании наши танки и самоходные
орудия. Дивизион  ‹самоходных  орулий

представление следующий

BILE:

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Н-ская

нашим войскам пришлось,

ЗВЕЗДА

Ve

танковая часть на марше.

Снимок нашего спен. фотокорр. майора С. Лоскутова.

РАЗРУШЕНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ
УКРЕПЛЕНИЙ

(Из опыта нашею наступления в Восточной Пруссии).

При вторжения в Восточную Пруссию  лиеь. В других случаях применялась
преодолеть  стрельба из орудий большой мошноети.

сложную систему долговременной обороны   Послехний способ уничтожения наибо-

противника. В сокрушении веевозможных   лее рационален,

Tak «Raw позволяет

ее об’ектов, включая железобетонные, вы-   экономить время, силы и средства. Для

дающуюся роль сыграла советская артил-  сбережения боеприпасов,

лерия большой мошноети,
Что представляют

экономии времени, артиллерия чаще всего

coor долговремен-   уничтожала долговременные точки, стре-

ные огневые точки на ближайших под- ляя нрямой наводкой. Чтобы меньше ри-

ходах к Восточной Нруссии и на самой! сковать. дорогостоящей материальной ча-

ео территории? Здесь доты — это мощные
сооружения,

стью, применялись веякого рода предоето-

вооруженные обычными и рожности. Одной из таких прехосторожно-
крупнокалиберными пулеметами, & также   стей была

тщательная подготовка к

пушками. Толщина стен и боевого покры- стрельбе.

тия железобетонных сооружений в подав-
ляющем большинстве

такие
только среднекалиберной, но
артиллерии наступаюнщгих.

Вылвижению орудий большой  мошно-
случаев достигает! сти на отневой рубеж предлнествовало за-
двух метров. Само собой разумеется, что   благовременное оборудование огневой по-
доты могут выдерживать удары не зиции в инженерном отношении. Делалоеь
и тяжелой! это под покровом темноты.
Попадания сна-  орудия подвозились на позиции ночью, и
рядов 122-мм. и даже 152-мм. орулий с рассветом внезапно

открывалея огонь.

по напольным стенкам железобетонных   Стрельба велаеь внлоть до належного раз-

остановилась. По ней немедленно ударили сооружений чаще всего не причинялн им! рушения дота, после‘ чего

особого вреда.

лось от 25 до 30 солдат и

ствия. Каждый дот имел круговой об-
стрел, причем наблюдение осуществлялогь

или ином участке обороны
пример. При!
прорыве неприятельской обороны в районе

завязался   Города Ширвннлта на участке наступле-  рассвет, артиллеристы
ния всего лишь одной дивизии было раз- Однако после нервого же выстрела нем-
рушено и захвачено восемь железобетон- цы обнаружили орудие и стали cHABHO
перебежками или же НЫХ сооружений. Вее они были искусне бить по нему из пулеметов и минометов.
ползли вдоль 106% и по кюветам. Другие   Замаскированы под фон окружающей мест-  Затем большая грунна пемецкой пехоты
ности, На нероторых
мелкие деревья и кустарники. Доты, со-   помошь

постройках росли

оруженные в более позлнее время, имели
маскировочные каркасы B BHTe сараев

или каких-нибудь друтих строений.

Уже одно обнаружение этих долговре-
менных отневых точек представляло со-
бою весьма сложное дело. 0 наличии до-

сосружения.
находящееся
могло

пример. \
После подготовительных мероприятий,

из амбразур и © помощью специальных   проведенных в ночное время, орудие боль-
перископов. 0 количестве Дотов на ` том   шой моцности под командованием млад-
может дать   шего лейтенанта Алексеева заняло пози-

цию, чтобы с рассветом открыть огонь по
разведанному доту. Как только наступил

атаковала открытую позицию. Тогда на
артиллеристам пришли другие
орудия и пулеметы, которые своим загра-
хительным огнем отбили атаку противни-
ка. В то же время сосредоточенный огонь
нашей артиллерии по позинионным райо-
нам вражеских минометов заставил по-
слёлние замолчать. Орудие. Алексеева про-

та на данном участке чаще веего можно   холжало стрельбу и вело ее на этот раз

Судить ТОЛЬКО

по неестественно   уже, без помех со

стороны противника

приглушенные звукам пулеметных очете- вилоть до полного разрушения лота. Так,

местности. Самому

дая ее складка, кажлый холмик, каж-
дое строение. Если по рялу признаков

удавалось определить, что здееь находит-

ся дот, то для окончательного его выяв-
тись отдельные орудия
средних калибров. Стрельба в таких слу-
чаях велась с наблюдением характерных
разрывов. Ударяя по железобетону, снаряд
обычно дает яркое_ пламя.

Обнаруженные доты ‘уничтожались двоя-

ким способом. Иногда они блокировались

специальными штурмовыми группами, со-
ставленными из пехоты, рых opy-
дий, танков и сапер, а потом похрыва-

дей. Имея эти первоначальные данные о  благодатя поддержЕе артиллерни средних
целях, наша разведка приступала к де-  калибров и пехоты
тальному изучению

тщательному исследованию подвергались
ПУНЕТ   каж

тяжелое орудие от-
тично выполнило свою задачу. Несмотря
на жестокий обстрел, никаких нотерь не
было, поскольку материальная часть и
люди были укрыты на заблаговременно
оборудованной позиции.

Мы вкратце описали приемы уничто-
жения дотов. когда стрельба ведется пря-
мой наводкой. Но кроме того, артиллерия
большой мощности разрушает долговремен-
ные сооружения также огнем се закрытых
позилий, используя навесность траекто-
рий. При этом кажлый выстрел с особой
тщательностью корректируется.

Майер Г. МЕНЬШИНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны ;

На заседанни совета Военной Акалемии

Год назад в день 95-летнего юби-
лея ордена Ленина и Краснознаменной Во-

№ части, разбивитись на несколько трупп,  енной Академии имени М. В. Фрунзе был

ворвалея на промежуточный рубеж 0000о-
ны противника. Огнем и гусеницами са-

отдан приказ Народного Комиссара Обо-

роны Маршала Советского Союза товарища

моходчики уничтожили ло ста вражеских   Сталина № 313, в котором говорилось:

солдат и офицеров, три орудия, пять ми-,
нометов, шесть пулеметов и до десяти ав-
томалтин. Нродолжая преследовать бегу-
щих титлеровцев, самоходчики ворвались
в населенный пункт. Здесь наводчик од-
ного орудия твардии сержант Майстренко
точным огнем поджег две легковые маши-
ны © офицерами противника.

Майор К. ТОКАРЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

другая на вершину Казбеги — 5.043 ме-
тра. Спуск совершался совместно через
Девдоракский ледник. Спускались целый
день, ночевали на высоте 4.000 метров,
14 ноября в селении Гвилети на Военно-
Грузинской дороге закончился первый этап
похода.

В задачу второго этапа входили восхож-
дения на мало изученные вершины в рай-
оне пика имени Берия. Наиболее трудные
переходы выполнила группа из 3 человек:
Николай Мухин, Симон Шхвацабая, Алек-
сей Джапаридзе. Два дня шли мы втроем
по ущелью, на третий день разбили ла-
герь на высоте 4.000 метров. Мы взяли
6 вершин высотой 4.500 метров и затем
по скользким заснеженным скалам спусти-
лись на веревках к Дарьяльскому ущелью.
Самая высокая вершина названа именем
«Победа» в честь великих побед советско-
го народа над немецко-фашистскими за-
хватчиками. Другая названа 41944 год» —
ибо это был год замечательных успехов
на фронте и в тылу.

За 20

дней участники похода взяли
[9 вершин.

i

«Дело победы над врагом требует посто-
янного и глубокого изучения опыта Оте-
чественной войны и немедленного исполь-
зования этого опыта’ в войсках. В реше-
нии этой важнейшей задачи Военная Ака-
демия имени М. В. Фрунзе, как и прежде,
должна оправдать высокое назначение
крупнейшего центра военно-научной мысли
Красной Армии».

На-днях в связи с исполнившейся 96-й

годовщиной академии состоялось расши-
ренное заседание совета академии,

под-
ведшее итоги работы» академии по выпол-

нению приказа Народного Комиссара Обо-
рены СССР № 313.

имени М. В. Фрунзе

Все кафедры и научные организации ака-
демии усердно работали над изучением
опыта войны. Преподаватели кафедр
провели ряд лекций, семинаров и докладов,
в которых широко освешались современ-
ные операции, в том числе Крымская, Бе-
лорусская, Карельская и другие.

Выезжая на фронт для прохождения
стажировки в дэйствующей армии, препо-
даватели слушатели академии проверя-
ли в боевой обстановке свои теоретиче-
ские знания, принимали непосредственное
участие в боевых действиях войск.

За ‘истекший год было подготовлено

около 30 диссертаций на темы великой
Отечественной войны, составлены учебные
пособия, написаны многочисленные статьи
исследовательского характера.
_ С сообщениями о работе по изучению
опыта Отечественной войны выступили на
заседании преподаватели академии и на-
чальники кафедр.

УЧЕБА КОМАНДИРОВ
— БАТАЛЬОНОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1! декабря.
(По телеграфу от наш. корр.). В Н-ском
соединении закончился трехдневный сбор
командиров <‹трелковых батальонов. С
участниками сбора было проведено мето-
дическое › занятие о том, как совершен-
ствовать подготовку молодого бойца, ne-
редать ему практические навыки.

Командиры батальонов капитан Свисту-
нов, майор Черепанов и другие под руко-
водством ‘командира соединения отраба-
тывали на местности вопросы управления
приданными и поддерживающими  сред-
ствами. Состоялось также показное учение
усиленного батальона, которое проводи-
лось с боевой стрельбой. Кроме того, на
специально организованной выставке ко-
мандиры батальонов ознакомились со все-
ми видами вооружения, которыми распо-
лагает соединение, Участники сбора про-
слушали лекции, посвященные докладу
Верховного Главнокомандующего товарища
Сталина,

5S

awe

МАСТЕРА ПО РЕМОНТУ

САМОЛЕТОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 декабря.
(По телеграфу от наш. корр.). Личный со-
став полевых авиаремонтных мастерских,
где начальником инженер-капитан Босов,
завоевал заслуженную славу и уважение
среди летчиков авиационных частей. В
любое время дня и ночи, невзирая на по-
году, работают ремонтникя над восстанов-

лением материальной части. Они не остав-
ляют своих постов даже под бомбежкой и
артиллерийским обстрелом. es
Хорошо работают столяры старшина Мо-
гилянский, сержант Кравнов и ефрейтор
Костин. Предложенный ими метод значи-
тельно ускоряет ремонт самолетов. Брига-
да маляров под руководством сержанта
Джукембаева быстро и высококачественно
окрашивает самолеты в полевых условиях.
Коллектив мастерских
перевыполняет месячную программу.

а особенно для

Снаряхы и

специальные
группы пехоты быетро занимали руины

О величине железобетонных сооруже-   доятовременного
ний можно судить но составу их гарни-!орулие большой мощности,
скольких танков и свыше сотни убитых  зоков. В отдельных немецких дотах, за-  на открытой позиции,

Громоздкое

быть в
хваченных нашими войсками, насчитыва- любую минуту защищено огнем артилле-
сбицеров,   рии е закрытых позиций, а в случае на-
снабженных громадным количеством бое-  добноети —— силами пехоты. Значение Ta-
припасов и болыним запасом продоволь-  кого прикрытия показывает следующий

начали обстрел.

систематически
зторая пара истребителей, возглавляемая

12 денабря 1944 г., вторния. № 292 (5972).

Танковая разведна с преодолением
водной преграды

Командир группы быстро выработал новый
план действий. Оттянув группу назях и
используя укрытия, он 6 двумя танками
и четырьмя станковыми пулеметами на
«Виллисах» стал обходить город ¢ 066+
ра. Мотоциклетный взвод, орудия и ми*
нометы остались Ha месте, готовые под+
держать обходящую группу.

Танки и «Виллисы» вышли на севера
ную окраину города и выбили оттуда нем“
цев. Они угрожали отрезать пути отхжа
на переправу другим немецким подразде-
лениям. Тогда противник, - прикрываясь
огнем танков и пулеметов в левого бере“
га, стал уходить © восточной окраины го-
рода. Это быль своевременно замечено
мотоциклистами. При поддержке огня ору
a и минометов они решительно ворвач
лись в город и начали расетреливать Ha
ходу из пулеметов и автоматов вражеских
солдат, бежавших в реке и бросавитихея
прямо в воду. Противник понес здесь вез
малые потери, и только наступившая
ночь позволила остаткам немцев скрыться.

Теперь перед разведывательным  оргаз
ном возникла дальнейшая задача — yera<
новить вилы противника и незанятые или
слабо обороняемые ‘участки Ha запахноч
берегу Сана. Разведчики захватили у
немцев исправный паром. Но воспользоз
заться им не ‘удалось, так как он был
подбит огнем вражеских  крупнокалибер-
ных пулеметов. В таких елучаях при-
холитея использовать другие  похруч-
ные средетва или же преодолевать реку
вплавь. Но где яскать место для пере-
правы? Конечно, там, где противник мень-
ше всего ожидает этого, — Т. е, имеет
самый слабый учаеток обороны. Таким
пунктом, по мнению команлира развехчи-
ков, являлоеь место, где в Сан впадала
другая река и русло его расширялось.

Этот расчет вполне оправдался. Стралз
ки и мотоциклиеты вплавь и на подруч-
ных есредетвах быстро переправились ua
противоположный берег Сана. Поддержан
ные огнем артиллерии и пулеметов, они
сбили противника е его позиций в районе
переправы и устремилиеь дальше. Ветре-
воженные немцы открыли беспорядочный
огонь. Шо вепышкам выстрелов развелчи-
ки определили места вражеских артилле-
рийеких позиций, количество орудий и
нулеметов. OHH пробрались на полустанок
железной дороги и установили, что там
происходит погрузка пехоты. \

Собрав ценные данные 6 противнике,
разведывательная группа другой дорогой
вернулась к реке и переправилась на
свою сторону. Задача была выполнена,
Своими ‘действиями разведчики прикрыли
открытый правый фланг танкового соеди-
нения, производившего переправу  невда-
леке от этого места. Они также уетано-
вили силы противника на противонолож-
ном берегу реки и добыли сведения о по
реброске его войск на другое направление.

Боевая практика показывает, что при
отсутствии бродов для машин (a инода
и при их наличии) целесообразно для
выигрыша во времени переправлять через
реку в первую очередь пешие разведы-
вательные дозоры. Под прикрытием. огня
танков и артиллерии они осматривают
противоположный берег и очищают его от
мелких вражеских групп. Командир pa3-
ведывательного органа организует в 510
время разведку бролов и определяет нали-
чие подручных переправочных средств. В
дальнейшем, в зависимости от обстановки
и полученной задачи, он решает, произ-
водить ли переправу всем составом, пс-
кать ли ее в другом пункте или же 0с-
таваться на месте в качестве органа ох-
ранения до подхода главных сил.

Противник при отступлении взрывает и
минирует мосты, а на противоположном
берегу реки устраивает засады. Чаще вее-
го с этим можно столкнуться на трудно
доступной и закрытой местности, где ма-
ло обхолных путей. Каждый мост, по ко-
TOPOMY предстоит двигаться, холжен быть
осмотрен разведчиками. Подходя к мосту,
командир разведывательного органа BHICEI-
лает для его осмотра пеший дозор из чи-
сла автоматчиков и сапер. Одновременно
высылаются дозоры на фланги для оемот-
ра местности. Ялро органа остается в уЕ-
рытий и наблюдает за противоположным
берегом и дозорами, готовое поддержать
их огнем.

Головной дозор быстро, но скрытно
приближается к мосту, осматривает его и
в случае необходимости очищает от мия.
Зачастую ядру органа приходится подде?-
живать огнем действия головного дозора я
высылать часть сил к нему на помощь.
При этом обычно выделяются пешие груп-
пы, которые переправляются через водную
преграду на флангах и выходят в Тыл
обороняющемуся противняку. Убедившись
в исправности моста, дозор подает сигнал
«путь свободен» и переходит на противо-
положный берег для осмотра местности. Он
останавливается в назначенном укрытии,
дает сигнал командиру и начинает на-
плюдение. После этого двигается ядро раз-
ведывательного органа. Командир его под
врикрытием головного лозора лично 0е-
матривает моет, опрелеляет
ность, подходы, наличие брода и доносит
060 всем главным силам.

В разведке с превлоленнем волной пре-
грады требуется весьма напряженная ра-
бота всего личного состава Успех выпол-
нения боевой задачи определяется настой-
чивостью, разумной инициативой,  реши-
тельностью действий. Поэтому в разведы-
вательные органы ‘штаб должен отбирать
главным образом самых выносливых лю-
деи, имеющих опыт разведывательной ра-
боты и хорошо проявивших себя в боях.

Водная преграда является серьезным
препятствием на пути танков. Если же
разведывательный орган танкового соеди-
нения умело преодолеет ее, этим самым
зачастую обеспечивается уснех переправы
главных сил.

При планировании танковой разведки
необходимо учитывать наличие водных
рубежей. В зависимости от их характера
ий удаления, & также от задачи, постав-
ленной соединению, и поведения против-
ника, намечается состав  разведыватель-
ных органов. Они должны обладаль доста-
точной подвижностью, огневой мощью И
способноетью хотя бы частью вил преодо-
леть водную преграду в любых условиях.
Такими органами являются  разведыва-
тельные группы и отдельные разведыва-
тельные хозоры, состоящие из танков,
бронетранспортеров, артиллерии, мотоцик-
лов ве колясками (при наличии проходи-
мых дорог), автоматчиков и сапер. Раз
ведчики должны захватить с ©0бою изве-
стнов количество простейших переправоч-
ных средств (доски, веревки и т. х.), ко-
торые могут пригодиться в сложной 06-
становке.

Действия разведывательного органа сла-
гаютея из трех этапов: подход к водному
рубежу, переправа, разведка на противо-
положном берегу. На первом этапе задача
состоит в том, чтобы кзх можно скорее
выйти к намеченному пунЕфу, отрезать
отступающие вражеские части от пере-
прав, захватить исправные мосты и пере-
правочные средства. Успех в разрешении
этой задачи обеспечиваетея внезапноетью
действий, что требуёт стремительности и
скрытности продвижения разведчиков.

Характер действий разведывательного
органа будет складываться соответственно
поведению противника. Когда  отходящий
противник слаб или же леморализован.
разведчики кратчайшими и наиболее удоб-
ными путями быстро вырываются вперед,
устремляясь к намеченному. пункту пере-
правы. Здесь уместно намомнить, 4TO OD-
ганы развелки прибегают к бою лишь в
случае крайней необходимости, котха этого
требует обстановка; но отнюдь не в ущерб
замыелу начальника. беновное для’ них—
поставленная задача, которую они обяза-
ны выполнить как можно лучше.

Приведем пример боя танковой разведки
за переправу. Отдельный  разведыватель-
ный хозор в составе охного танка «Т-34»,
двух бронетранепортеров и ззвода авто-
матчиков на плечах отступающего врага
ворвалея в ‘населенный пункт Баранув и
при поддержке соседней разведывательной
групны овладел этим пунктом. Не увлека-
яеь боем и не задерживаясь в городе,
командир дозора рептил иепользовать бла-
гоприятную обетановку и устремилея Е
Висле. Прелетояло захватить на реке пе-
реправочные средства, фореировать   ee,
занять населенный пункт на противопо-
ложном берегу и удерживать его до под-
хола наших передовых отрядов.

Благодаря стремительности действий,
Tesop подошел’ в реке раньше отетупаю-
ших вражеских групи и беспрепятетвен-
но захватил паром. Однако  веледетвие
малой грузопод’емности парома был пере-
правлен только взвод автоматчиков. Танк
и бронетраненортеры пришлось оставить
Ha своей стороне. Автоматчики, не встре-
тив сопротивления противника, двинулись
вперел. Они оседлали шоссе, по которому
немпы могли подбросить резервы Е месту
переправы, а затем закрепились в YkKa-
закном населенном пункте. Через неко-
трое время противник силою до роты пе-
хоты стал с разных сторон предпринимать
контратаки, рассчитывая сбросить смелых.
разведчиков в Виелу. Но вее его попытки
были безуснешны. Нани бойцы подпуека-
ли немцев на близкое расстояние и от-
крывали пв ним губительный отонь, за-
ставляя претивника с большими потерями
откатываться назад. Ночью переправились
на паромах через Вислу три танка, кото-
рые пришли на помонь к разведчикам. В
это время передовые отряды, а за ними и
тлавные силы подходили к берегу Вислы.

При наличии сильного сопротивления
противника разведывательный орган дол-
жен скрытно обойти его опорные пункты,
поставив 06 этом в известность своего
командира. Иной раз обстановка может
сложиться так, что разведчики не смогут
пробиться в намеченному пункту на вод-
ном рубеже. В таком случае они ведут
разведку боем и наблюдением, стремясь
установить силы противника, обороняющие
подступы вк переправе, или же, согласно
задаче, ищут переправу в другом месте.

Подход к водной преграде должен быть
крайне осторожным, чтобы можно было
достигнуть внезапности действий. Началь-
ник разведывательного органа обычно вы-
сылает дополнительные пешие дозоры, ко-
торые устанавливают наличие противника
и его силы. При этом нало иметь в виду,
что немцы, отступая, нередко оставляют
засады и стараются всеми способами при-
крыть подступы к водному рубежу.

Разведывательная группа под командой
старитего лейтенанта Подгорбунекого, при-
крываясь одним головным дозором, быстро
продвигалась к реке Сан. По пути она
уничтожала и рассенвала разрозненные
группы немецкой пехоты, не успевшие
отойти со своими частями. Правильно
учитывая необходимость стремительноети.
действий, но не приняв дополнительных
мер предосторожности, разведчики пезошяи
к северо-восточной окраине города, распо-
ложенного на правом берегу Сана. Здесь
группа была обетреляна огнем четырех
танков и взвода автоматчиков из засады,
прикрывавшей нодстуны к городу и к
реке, где в это время проходила перепра-
ва отступающих частей противника.

Гварлии подполковник
А. ПОЗДНЫШЕВ.

ПОБЕДА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 11 декабря.
{По телеграфу от наш. корр.). Летчик-ист-
ребитель Герой Советского Союза гвардии
старший лейтенант Михаил Семенцов одер-
жал на-днях девятнадцатую победу над
фапгистскими стервятниками.

В паре с гвардии лейтенантом Окороко-
вым он ушел далеко в тыл противника, В.
районе одного города советские летчики за-
метили два «Мессершмитта». Cemennos
сблизился с немцами и схода атаковал
одного из них. Открыв огонь с близкой
дистанции, Семенцов первой же очередью
сбил гитлеровца,

В этот ме день © аэродрома поднялась

Героем Советского Союза гвардии капита-
ном Лобановым: В ближайшем тылу про
тивника истребители Лобанов и его вез
домый гвардии младший лейтенант Сафо-
нов увидели на шоссе автоколонну нем-
цев. Сделав несколько заходов, наши лет+
чики штурмовали цель и точными попа-
даниями бомб вывели из строя много не-
приятельских машин.

овую победу одержал гвардии капитан
Кратинов, летевший в третьей паре. “Bu
полнив задание по разведке обороны про-
тивника, он на обратном пути встретил па-

РУ «Фокке-Вульф-190» и одного из них
coun,

трузопогем-.

He
TE
;

ан

Ну
и
uy

h
Q

АЯ

A
£