РАСНАЯ ЗВЕЗДА

13 денабзя 1944 г., среда. № 233 (5873).

А

_ Действия зенитной
артиллерии в горах

Гористая местность создает для авиа-!рийского обстрела или бомбежки и что
НЕЕ ряд условий, облегчающих ee дейст-  каменистый грунт усиливает  осколочное
вня. Выгоды тут завлючаются в следую-  действие авиабомб, снарядов, мин. Многие
щем. Во-первых, наземные войска, & 000-  наши зенитчики, воевавшие в горах,
бенно их техника, привязаны к малочис-  строили насыпные окопы, используя сру-
ленным дорогам, и увеличена возмож- бы из толстых бревен, которые снаружи
ность закупорки этих дорог обвалами, засыпались землей.

бомбежкой, разрушением мостов. Во-вто-
рых, летчики могут окрытно подойти Е
0б’екту (речь идет об одиночных самоле-
тах и мелких группах), иснользуя горные
ушелья и складки местности. Прижима-
ние к скатам высот укрывает самолеты от
зенитного огня.

Действительно,  вражеская авиация
часто выходит на об’екты бомбардировки
73-34 POP и лесных массивов, скрываю-
ших самолеты от наблюдения органов раз-
ведки. Основные маршруты полетов обыч-

Выбор мест для огневых позиций про-
изводитея се расчетом на болытую  плот-
вость отня там, где это нужно. Иногда, В
интересах достижения этой цели некото-
рые батареи занимали позиции в районах,
затопляемых при разливе горных  речев
после дождей. Конечно, располатаясь
здесь, артиллеристы всегда имели запае-
ные позиции на склонах гор. Некоторое
количество малокалиберной зенитной ар-
тиллерии и зенитных пулеметов надо pac-
полатать на высотах, что позволяет отра-

но прокладываются вдоль дорог и речных   жать воздушного противника еще на под-
долин для облегчения ориентировки эки-   ступах к прикрываемым войскам — ИЛИ
пажей. Поскольку в горах боевые порядки   другим об’ектам.

пехоты, а также отневые позиции артил-  °В одном районе авиация противника

лерии, минометов и станковых пулеметов екрытно подходила из-за горы к нашим

рассредоточены и представляют собою У3-  артиллерийским позициям. Тогда офицер
кие цели, то авиация противника атакует   Бацуманов поднял свои зенитные пулеме-
их главным образом. е пикирования. Этот! ты на зетиину торы. В район огневых
же прием применяется для  тазрушения   позиций пришлось взбираться по скату,
торных дорог, мостов, переправ через реки.   крутизна которого доходила местами до

Войска и транспортные колонны на доро-
тах, в долинах и ущельях наиболее под-
вержены штурмовым атакам. —

Борьба с вражескими самолетами в ye-
ловиях гор приобретает ‘специфические
особенности. Горный рельеф юотраничивает
0бзор, что усложняет обнаружение воз-
душного противника. Самолеты появляют-
ся внезапно и уходят из зоны обстрела
очень скоро. Поэтому требуется почти
мгновенная готовность зенитных средств к
открытию отня се занимаемых позиций, а
также предельно быстрая изготовка к
стрельбе с коротких остановок в процессе
движения. Во всех случаях обязательно
нужно располагать часть зенитных средств
на подступах в обороняемым  об’ектам,
чтобы хетчики противника не могли ис-
пользовать окружающие высоты в качест-
зе укрытий при внезалном налете и ухо-
де от цели.

В горах повышается значение празиль-
ной оценки об’ектов прикрытия ‘и ислоль-
зования зенитных средств соответственно
важности-этих об’ектов. Так, например»
гораздо пелесообразнее прикрывать в пер-
вую очередь войска на марше (особенно

артиллерию, танки, автоколонны),  кото-
рым придется проходить через  теснины,

придерживаясь одной дороги, чем боевые
порядки войск. Последние подчае © боль-
ним успехом могут быть замаскированы
и защищены инженерными сооружениями,
‘Отсюда вывод: чтобы правильно организо-
вать противовоздушную оборону, зенитно-
артиллерийский начальник должен знать
0б0 всех передвижениях войск и тран-.
спортных колонн.

Готовясь к наступательному 60% в №-
рах, нужно учитываль, что перегруппи-
ровка боевых порядков зенитных средств
в ходе наступления евязана е большой по-
терей времени, & иногда и вообще невоз-
можна. Поэтему, когда зенитная артилле-
рия развертывается для прикрытия войск
На исходном положении, необходимо выби-
рать для нее огневые позиции как можно
ближе к переднему краю обороны против-
ника, ‘используя екрытые подходы. Это
поможет, не перемещаясь, охранять войска
от нападения < воздуха при их пролвиже-
нии Ba довольно большую тлубину. Весьма
желателен выбор возможно большего чис-
Па огневых позиций в намеченном районе
(< их оборудованием и подготовкой под’-
‘езлных путей). 4

В период развелки местности в составе
раз’ездов должны быть бойцы, обученные
полрывному делу и обеспеченные всем He-
обходимым для подрывных работ. Раз’ез-
дам зачастую придется до прибытия ба-
тарей расчищать и даже заново прокла-
дывать под’ездные пути от основной доро-
ТИ Е огневым позициям. Требуется также
серьезно позаботиться 06 инженерном
оборудовании огневых позиций, помня, что
тозможны обвалы в результате

* as

Советска
y we
Советская пехота унаследовала лучшие
боевые традиции русской пехоты, покрыв-
шей себя в прошлом неувядаемой славой.
Истоки боевой доблести наших пехотин-
пев мы находим в подвигах пеших ратни-
хов Святослава Виевекого, Александра
Невского, Динтрия Донекого. Мужество и
отвага этих. воинов < одинаковым успе-
хом опрокидывали искуено маневрировав-
тие византийские полки, полчища немец-
Еих псов-рынарей, монгольских всадников
Мамая. Позднее русская пехота била or-
борные неприятельские части в сражели-
ях под Полтавой, Куперседоофом, Кагулом,
Рымником. Измаилом, в Альнах, под Бо-
родиным, Гумбиненом, Варшавой, Львовом,
всюлу проявляя железное упорство в 00о-
роне и непреодолимый натиск в наступле-
НИИ.
_С первых дней существования Красной
Армин советская пехота показала себя
достойным преемником русской пехоты.
Роспитанная в духе беззаветной предан-
ности своей Родине, превосходно обучен-
ная и хорошо вооруженная, вытла ната
пехота на бой с заклятым вратом — фа-
тистской Германией в mone 1941 т.
Массовый героизм, боевая доблесть, в0-
‚ инская смекалка, Bes возрастающее так-
тическое мастерство — таковы характер-
ные особенности советской пехоты.
Лоблесть и высокие политико-мораль-
ные качества бойцов всегда являлись
таавными факторами, обеспечивающими у6-
пех на войне. Но одних этих качеетв еше
недостаточно для победы над жестоким и
вооруженным до зубов противником. Толь-
ко наличне совертенного офужия и высо-
Кое тактическое мастерство армии, помно-
женные на ее доблесть, обеспечивают ре-
шительную победу. Верховный  Главно-
командующий Маршал Советокого Союза
товарищ Сталин постоянно уделяет отром-
Hoe внимание работе военной промытлея-
ности и боевой подготовке армии на осно-
зе опыта современных сражений. В евоих
приказах, изданных за время войны, т0-
зариш Сталии последовательно ставил и

артилле- ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ЕЕ Е ЕЕ ЕЕ ЗЛОЙ

70°, и бойцы поднимали пулеметы в разо-
бранном виде. Зато сверху просматрива-
лась вся лощина, которой пользовался
противник для внезапных налетов. Появ-
тение зенитных пулеметов в этом районе
явилось полной неожиданностью для про-
тивника. Благодаря выдержке  зенитчи-
ков, стрелявших по самолетам только
почти в упор, за короткий срок было
сбито пять вражеских машин. После это-
го полеты прекратились.

В другом случае зенитчики расположи-
лись © малокалиберными пушками и пу-
леметами на внутренних скатах высот,
окаймлявитих лошину. В ясную погоду са-
молеты противника тут не появлялись.
Они пролетали по утрам выше туманов.
служивших для них маской от наблюде-
ния © земли. Туманы помогали им прохо-
дить эту опасную зону по пути в наш
тыл. Зенитчики подняли тотда несколько
пулеметов и пушек на вершину соседней
горы. На другое утро немецкие самоле-
ты, летевшие над верхней кромкой тума-
на, оказались почти на одной высоте с
новыми отгневыми позициями. Первыми же
очередями два самолета противника были
сбиты. Остальные, резко развернувшись,
ушли назад,

В борьбе е пикирующей авиацией в
горах, как и на равнине, очень хорошо
проявила себя наша Малокалиберная зе-
нитная артиллерия. В М соединении лишь
несколько подразделений в короткое вре-
мя уничтожили 35 и подбили 82 враже-
ских самолета. Причиной таких высоких
результатов была He только меткая
стрельба. Следует отметить, что здесь
строго соблюдалея принцип взаимопомощи
подразделений в бою, а также  проийзво-
дилея умелый маневр батареями (взвода-
wi) на направлениях излюбленных мар-
пгрутов авиации противника. Артилле-
риеты не ждали, котла самолеты попадут
в зону огня, а сами охотились за ними,
занимая выгодные позиции нз их путях.

Оправдывала себя также частая смена
пазиций. Три кочующих подразделения 38
17 дней сбили 7 и подбили 11 вражеских
воздушных разведчиков и корректировити-
ков. Потеряв столько самолетов, против-
ник решил уничтожить батареи, причи-
нивиие ему большой урон. Группа, его пи-
кирующих самолетов совершила налет на
засеченные огневые позиции зенитчиков и
стала ожесточенно бомбить их. Однако
эти батареи были заблатовременно переве-
дены на запасные позиции. Они открыли
оттуда огонь и подбили еще два самоле-
та противника.

Итак, боевая практика позволяет еде-
лать вывод, что основу“ зенитио-артилле-
рийского обеспечения войск в торах co-
ставляют малокалиберные зенитные юру-
дия и зенитные пулеметы.

‚ Подполковник К. ЛАВРЕНТЬЕВ.

Зея:

я пехота
ставит перед Красной Армией и ее пехо-
той задачи повышения боевого искусства,
усовершенетвования приемов владения
оружием,

Чтобы отчетливее определить место и
боевые возможноети советской пехоты, ее
роль и значение в современном бою, не-
обходимо кратко проследить развитие на-
шей пехоты от первой мировой войны до
сегодняшних дней.

Русская пехота времен первой мировой
войны была однородной, Существовавигие
тогда гвардейские, гренадерекие, стрел-
ковые и пластунекие части не были раз-
личными видами пехоты в вовременном
понимании. В их вооружении и тактике
почти не было качественного отличия.
Тучшей пехотой считалась ‘гвардейская,
затем шли гренадеры, прекрасно сража-
лись сибирские стрелки ит. д. Но эта
градация далеко не отвечала действитель-
ному положению вещей. Растерявшие свои
калры гвардейские полки старой армии
часто по боеспособности не только ме
превосходили хороню обстрелянные армей-
окне полки, но иногда уступали им,

Олнородноеть пехотных формирований
являлась результатом того, что тогдашнее
пехотное оружие не отличалось большим
разнообразием. Все армии, участвовавшие
в первой мировой войне, имели на воору-
жении пехоты магазинную винтовку со
штыком и станковый пулемет. За четыре
года войны пехотное оружие не претерпе-
ло больших изменений. Огневая мощь
пехоты увеличивалась не столько за счет
внедрения новых образцов вооружения,
сколько за счет увеличения количества
станковых пулеметов. Лишь во второй по-
товине войны появились ручные пуле-
меты, минометы, бомбометы, траншейные
‘пушки, а у немцев — 13-мм. противо-
танковые ружья. Причем мипометы и
бомбометы, вызванные к жизни пози-
ционной войной, были совершенно не при-
способлены дая применения в наступа-
тельных боях.

ЕЕ ae

`мировой войны и не оказали заметного

‘хоты. Минометы и бомбометы устанавли-

. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Краснс-
армеец осматривает подбитое нашими
артиллеристами немецкое самоходное
орудие. Снимок нашего фотокорр. .

капитана С. Раскина.

КЛЯТВА ГВАРДЕЙЦЕВ

ЗАПОЛЯРЬЯ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 декабря.
(По телеграфу от нант. корр.). В одном. из
печенгских гвардейских соединений с
большим воодушевлением прошли красно-
армейские митинги, посвященные Указу
Президиума Верховного Совета СССР об
учреждении медали «За оборону Совет-
ского Заполярья». В подразделении офице-
ра Корнеева митинг открыл гвардии май-

ор Рабич.
— Наша гвардейская часть, — сказал
OH, — первой приняла на себя удар немец-

ких войск, пытавшихся прорваться к сто-
лице Советского Заполярья городу
Мурманску. Гвардейцы Севера проявили `В
боях замечательное мужество, отличное
воинское мастерство. В нашей памяти бу-
дут жить имена тероев гвардейцев Ялови-
ка, Рыбинцева, Маннова, Алиева и десят-
ков других воинов, совершивших бессмерт-
ные подвиги во имя нашей Родины. Ме-
даль «За оборону Советского Заполярья»
воодушевляет нас на новые ратные дела.
_ — У ‘меня, — заявил гвардии старшина
Седов, — радостно забилось сердце, когда
я услышал об учреждении медали «За
оборону Советского Заполярья». Родина
достойно отмечает великий солдатский
труд и героизм воинов, более трех лет
сражавшихся с врагом в трудных условиях
Крайнего Севера.

Выступивший на митинге гвардии млад-
ший сержант Петряков сказал:

— Мы будем с гордостью носить почет-
ную медаль «За оборону Советского За-
полярья». Мы готовы прославить силу <о-
ветского оружия там, где прикажет стра-
на

Такие же митинги проходят во всех пе-
ченгских и киркенесских частях. Везде
полярные воины дают клятву бить врага
нещадно и до полного его разгрома.

САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА

АНАТОЛИЯ ПАВЛЕНКО

ДЕИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 декабря.
От наш. корр.). Недавно в части, где
командиром подполковник Дробыць состоя-
лось вручение самоходной установки гвар-
дии рядовому Анатолию Павленко, внес-
шему 30 тысяч рублей на покупку боевой
машины. Анатолий Павленко является на-
водчиком на этой самоходной установке.

Натриотический поступок гвардии рядо-
вого Павленко нашел горячий отклик  сре-
ди офицеров, сержантов и рядовых части,
На митинге, состоявшемся по позоду вру-
чения боевой машины, было внесено пред-
ложение собрать средства на приобретение
еще трех самоходных установок. Офицер
Слиньков предложил дать этим самоход-
ным установкам имена павших в боях гвар-
дии капитана Григория Мельникова, гвар-
дии лейтенанта Виктора Шурех и гвардии
лейтенанта Петра Матвеева. Сам гвардии
капитан Слиньков внес 1.500 рублей. Вско-
ре среди личного состава части было со-
брано на покупку самоходных установок
100 тысяч рублей.

ЕЩЕ ЕВА

Ручные пулеметы начали появляться в
русской армии во второй половине первой

влияния на повышение огневой мощи пе-

валесь только в траншеях и не могли
следовать за пехотой. Вот почему при
определении средней огневой моши pyc-
ского пехотного батальона эти вилы
вооружения нельзя считать постоянны-
ми. Мощность пехотного батальона 38
четыре года первой империзлистической
войны увеличилакь на 700 пуль, выпу-
скаемых в каждую минуту. Несмотря на
двойное увеличение станковых пулеметов,
основная масса огня приходилась на долю
стрелков. Доля огня автоматического ору-
жия оставалась очень незначительной.
Каждый боец русской пехоты мог в то
время, рассчитывать на поддержку одного
пулеметного выстрела в минуту. К ‘концу
войны эта норма хотя и увеличилась
вдвое, HO продолжала оставаться весьма’
низкой,

Немногим отличалась как по органи-
зации, так и по вооружению немецкая
пехота. Сила огня батальона немецкой пе-
хоты в начале войны была такой же, как
у русского батальона. Правда, в 1918 ro-
ду боевая произведительность оружия не-
мецкого батальона за ючет насыщения пе-
хотных рот легкими пулеметами опреде-
лялась 9.200 выстрелов в минуту. Это
давало возможность поддержки каждого
стрелка 9 выстрелами в минуту, про-
изводимыми из автоматического оружия,

‚ Подвижность пехоты в первую мировую
войву полностью зависела от выносли-
BOCTH солдат и в среднем равнялась 25—
30 километрам в сутки вме поля боя.
Что касается способности в быстрому ма-
невру на поле боя, то эта способность
была очень невысокой. 0Об’яспялесь это
OTCVTICTBHEM Ha вооружении пехоты эффек-
тивных орудий сопровождения, способных
в быстрой ликвидации огневой системы
обороны. Одиночные, хорошо примененные
® местноети’ станковые пулеметы оста-
навливали наступление пелых  чаетей
пехоты и лпаносили ей тяжелые потери.
Недостаточная подвижность артиллерии
под огнем и отсутствие умелой организа-

В бою на конях своего
колхоза

(От специального корреспондента «Красной звезды») =~
Из далекой Сибири, ’промчавшиеь ты- рейтор Лебедев на своих колхозных конях

сячи, верст, пришло на фронт, к берегам
Виелы, письмо от колхозников артели
«Красная нива» Омской области. Оно за-
кончило свой путь в минометном подраз-.

делении, которым командует капитан
Майка.

— Лебедев Максим! — крикнул поч-
тальон. — Миеьмо тебе от земляков.

Веем окружающим понятна была ра-
дость, охватившая Лебедева. Сюда, где
кругом простиралась польская земля,
беленький треугольный конверт принес
ему весть © любимой ролины, из того
крал, где он ролилея, вырос, работал.

Вскочив на минометную тачанку, Лебедев  батарею и попытались захватить ее. В са-

стал читать близкие сердцу слова:

«Дорогой Максим! Весь наш колхоз
«Красная нива», гле ты работал по-ста-
хановски, был рад твоему письму. Вол-
хозники сердечно благодарят тебя. Ты че-
етно сражаешнься с врагом и до сих пор
сберегаеть наших колхозных лошадей.
Езлинть на них и бьешь проклятых нем-
цев...>

Ездовый Макеим Лебедев невольно по-
смотрел в сторону укрытия для лошадей.
Вот опа-—пара его упитанных, стройных,
выхоженных коней. Вот они, его боевые
друзья, которые вместе с ним пришли на
фронт из одного и того же колхоза в пер-
вые дни Отечественной войны. На этих
самых конях он работал до войны и те-
перь вот уже три с половиной тода вмес-
те е ними несет боевую службу на пере-
довых позициях. ебедеву  вепомнилаеь
родная Сибирь, августовские дни 1941
года.

В колхозе «Прасная нива», как издав-
а повелось, всем селом вышли прово-
жать в армию мобилизованных. Старей-
шие сибиряки, участники былых походов,
дали мололым воинам немало отечееких
советов. Как сойчае помнит Лебедев
крыльцо сельского совета,  окружен-
ное сотнями относельчан. Помнит он, ка
поедеелатель колхоза Варвара Семеновна
Татолина подвела к нему пару самых луч-
их коней и сказала:

— Вот тебе, лорогой наш защитник!
Сам ты вырастил для армии этих коней.
Бери их © собой на фронт!

Крепко пожала руЕу Татолина своему

сражалея с врагом на других участках.
Позже минометную тачанку Лебедева мож-
но было видеть в Пинских болотах и,
наконец, эта самая тачанка с тем же ез-.
довым, запряженная парой тех же коней,
вышла к Виеле.

Ефрейтор Лебедев с честью выполнял
и выполняет наказ своих земляков. Коман-
лир потразделения и товарищи Лебедева
вепоминают не один боевой эпизод, В
котором ефрейтор се его тачанкой проявил
себя с самей лучшей стороны.

Во время одного жаркого боя немецкие
автоматчики 9бошли вашу минометную

мый напряженный момент схватки с нем-
цами был ранен командир. Ефрейтор Лебв-.
дев, отстреливаяеь от наседавших вражег-
ких автоматчиков, сумел прорваться Ha
своих резвых конях к огневым позициям,
вывез миномет и раненого командира. Он
тут же перебровил миномет на новую по-
зицию, откуда сразу был открыт огомь
по противнику. Недавно уже здесь, на
Виеле, ефрейтор Лебедев сноза отличился.
Немпам ни разу не удалось заеечь, отку-
да бьет русекий миномет. Чо указанию
командира Лебедев скрытно и с порази-
тельной быстротой перемешал миномет с
одной позипии на другую. Веякий раз ми-
нометчики открывали огонь там, где это
быль необходимо в интересах пехоты.

В любом бою Лебедев и его верные ко-
ни действуют безупречно. Котда миномет
хоставлен Ha новую позицию, ефрейтор
быстро поворачивает лошадей и начинает
подзозить мины. Никогда его расчет не
испытывал нелостатка в минах. Если Bec-
ной или осенью дороги становились не-
прсезжими, Лебедев навьючивал на лоша-
дей ящики е минами и все-таки во-время
привозил боеприпасы ма огневые нпози-
ЦИИ.

Какова бы ни была обстановка, Лебедев
не забывает позаботиться © своих лоша-
дях. Он своевременно их накормит. на-
поит, почиестит, даст отдохнуть, а глав-
вое, постарается уберечь их OT вражес-
ках пуль и снарядов. Как только тачан-
5 прибывает Ha ‘новое место стоянки,
езловый мастерит укрытие для своих ко-
ней. Пути следования к передовым пози-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Muno-
метчики подразделения старшего лей-
тенанта А. Квитова ведут огонь.

Снимок нашего спец. фотокорр,
майора С. Лоскутова,

ЭКИПАЖ ЛЕТЧИКОВ-
ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКОВ

(Or наш. корр.). В Н-ской авиачаети ye-
пепгно лействует самолет «Нетляков-2»,
на борту которого написано: «Приобретен
на средства экипажа—Янкова, Мартусова
и Кожевникова». ‹ Самолет этот ведут на
бомбардировку вражеских об’ектов летчик-
лейтенант А. Янков, воздущный стрежк-
радиет старшина А. Мартусов и авиаме-
‘хатик старший сержант Н. Кожевников,

Вее трое служили раньше на Дальнем
Востоке в одной части. И вот три друта
решили во что бы то ни стало попасть на
фронт, чтобы рассчитаться е ненавиет-
ным врагом. Первым решил купить само-
лет на свои средства лейтенант Ямков. Он
поведал 00 этом друзьям. Вместе они
собрали необходимую сумму и написали
0 своем желании товарищу Сталину.

Векоре экипажу был вручен «Петля
ков-2». Четвертым членом экипажа стал

HSM ен выбирзет самые удобные, защи-
щенные от наблюдения противника. Это и
обеспечивает сохранность лошадей.

Имя замечательного ездового, который
сохранил коней своего колхоза в течение
трех с половиной лет войны, находясь всё
время на переловых позициях, известно
далеко за пределами подразделения. Бое-
зые заслуги ефрейтора Максима Лебедева
отмечены двумя правительствевными Ha-

колхознику, теперь уже воину Красной
Армии, пожелала ему с победой вернуться
домой. Того же самого пожелали ему все
остальные односельчане, а дед Вривоногов
добавил:

—- Смотри, Максим! На налтих лотталях
и на позиции работай не хуже, чем в
колхозе. Здесь у тебя хорошо дело шло.
Не подкачай и на войне!

В суровую пору сорок первого года на

паре сибирских лошалей приехал Макеим а Сиб
Тебелев на фронт. Векоре его коня были - вони мои прошли путь от при
до Вислы, — говорит Лебедев. — Onn

впряжены в минометную тачанку и сам
он сел на ‘перелок. Велик и труден был
боевой путь этой тачанки. Ona проптла
почти весь Севепо-Запалный nour. По-
том лучший ездовый подразделения еф-

обязательно дойлут и ло Берлина, а потом
вернутся в свой колхоз.
Гвардии майгр И. АНУФРИЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

СНАЙПЕРЫ-ГВАРДЕЙЦЫ

1-й БЕЛОРУССЕНЙ ФРОНТ, 12 лекабря.  ном бить немца без промаха, с первого
(По толографу от наш. коор.). Недалеко   выстрела. На-днях у одного куста хнай-
от траншей был лес, занятый противни-  пер Александр Корсун заметил темное пят-
ком. Немецкие снайперы, устраиваясь на чо. Пятно стало медленно передвигаться.
высоких, густых деревьях, контролировали   Не было сомнения, что к траншее ползет
подхох к траншее. Гвардии старший сер-   немец. Снайпер выстрелил. Враг так и
жант Султанов решил во что бы то ни  остался лежать. Советский снайпер в сво-
стало выследить немецких снайперов. Не-  ей записной книжке сделал отметку: убит
сколько дней гвапдеец наблюдал за вет- трилцать шестой немец, — израсходован
вями и деревьями, и ему удалось обна-  тридцать шестой патрон.
ружить огневые позиции вражеских снай-  С каждым днем снайперы гварлейской
HEDOB, к части, знамя которой украшают ордена

Задолго ло рассвета Султанов занял 0б-  Красного Знамени, Суворова и Богдана
любованное им место. Векоре он заметил   Хмельнипкого, увеличивают счет уничто-
первого немца. Султанов тщательно при- женных немпев. Гвардии старший сержант
целился и плавно нажал на спусковой   Омари Нинндзе своим трилцатым BEICTpe-
крючок. Как камень, рухнул с дерева  лом оборвал жизнь тридцатого‘ гитлербв-
гитлеровец. В этот лень Султанов израе-  па. Гвардии красноармеен Иахир Джума-
холовал еще один патрон, и враг недос-  таев 75 патронами уложил 75 немцев.
читалея еше одного своего снайпера. Снайперы-гвардейцы стали грозой для

Для снайперов-гварлейнев стало зако- немцев.

пии взаимодействия © ней еще больше! ются и быстро ликвидируются. При этом
снижали темпы. настуналения. Всё это  операция протекает в стремительных тем-
приводило к тому, что подвижность пе- пах, продвижение с боями, как это име-
XOTH ва поле 602 B первую мировую  ло место на отдельных этапах Белоруе-
войну не превышала 2—4 километра в ской и Ясско-Кишиневской — операции
сутки. 1944 г., достигает 40—45 километров в
Отневая мощь современной советской! сутки.
пехоты значительно возросла ве только в  Блестящее проведение таких операций
количественном выражении (число пуль  свидетельствует о BBICOKOM боевом мас-
и осколков, выпускаемых подразделением   терстве всей Красной Армии в целом и
в 1’ минуту). Она изменилась и качест- советекой пехоты в частности. Первокласе-
венно за счет введения минометов, проти-  ное оружие и мощная боевая техника,
вотанковых орудий и ружей, а также которыми оснащает нашу пехоту отечеет-
широкого применения ручных гранат и  венная промышленность, обеспечивают
зенитного пулеметного огня. _ [боевые успехи Красной Армии. Советская
Ныне кажлый стрелок может быть под-  индустрия, созданная в процессе осущест-
держан в ближнем бою 60 пулями и 400  вления сталинских пятилеток, многократ-
осколками гранат и мин в 1 иннуту. Та-  но увеличивает мощь нашей пехоты.
кова сила пехотного огня. Она способна Что касается титлеровекого командова-
создать непроницаемую огневую завесу на  ния, то оно, несмотря на длительную
всем пространстве, по которому наету-  подготовку к захватнической войне, мно-
патют стрелки. roe нелооценило. ”Недеоценило оно, как
Подвижность и маневренность совре-  известно, боевого значения артиллерии,
менной советской пехоты. по сравнению с  так же как и прицельного огня звинто-
русской иехотой в первой мяровой войне,   вок и пулеметов. Наши оценки этих ви-
многократно увеличились: Если стрелко-  дов оружия были более правильными.
вая пехота вне поля боя проходит пеш-  Отдавая должное мощи автоматического
ком около 30 километров в сутки, то мо- огня, мы не забыли научить меткой
торизованная пехота делает за то же вре- ствельбе из винтовки не только нашу
мя 100—150 километров, а воздуптно-де-  советскую пехоту, но и широкие круги
сантная за несколько часов перебрасы-  населения. В результате десятки тысяч
вается на сотни километров. Но деле  фашистских насильников нашли смерть от
здесь не только в абсолютной подвиж-  пуль советских снайперов.
ности. Речь идет о способности к такому! Наиболее характерным в ходе великой
ханевру, который приводит к решительно-   Отечественной войны является то, что
му поражению и уничтожению крупных   мощь и боевое мастерство Красной Армия
сил противника совместными действия- и советской пехоты мепрерывно растут.
ми разных видов пехоты, взаимодействую-   Каждой крупной операции Красной Армии
ших 6 танками, авиацией и артиллерией,   предшествует период напряженной учебы,
Стрелковая пехота при поддержке всех   Офицеры и бойцы детально прорабаты-
родов войск осуществляет прорыв так- вают на картах и в учебных городках то,
тической обороны противника и присуши-  что им предетопт делать на поле боя. Эта
ми ей темпами продолжает решительное   напряженная учеба облегчила успех на-
продвижение в глубину. Одновременно в  ших крупнейших операций.
прорыв вводятея соединения моторизован-  Полная уверенности в своих силах и
ной пехоты и танков. Для захвата важ- воинском мастерстве, Красная Армия идет
ных об’ектов па большой глубине ебра-  вперел, к окончательной победе над вра-
сываютея десанты воздущной пехоты. row. Сотрясая землю победным маршем,
Совместными действиями всех этих сил! Шагает в ее рядах славная советская пе-
п средств вражеекий фронт дробитея nal XOTa, лостойная преемница боевых тра-
части, общее управление нарушается, от-   диЦия русской армни. 2
дельные группировки противника окружа- Полковник В. ПРУНЦОВ,

г

штурман старигий сержавт Просвиров —
земляк других членов экипажа.

Самолет летчика Янкова совершил bores
пятидесяти боевых вылетов. Экинах сти-
тается олним из лучших в части, Вев чле-
ны экипажа награждены орденами.

СНАРЯДЫ СЕМЬИ ТРУТНЕВЫХ

РАЗЯТ ВРАГА

ДЕЙОТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 декабря.
{По телеграфу от наш. корр.). В «Красной
звезде» сообщалось о том, что уздители
погибшего в боях за родину героя-гЕардей-
па майора Александра Ивановича Трутне-
ва — отец Иван Гаврилович и мать Ма-
рия Георгиевна, работающие на олном из
оборонных заводов Москвы, на свои лич-
ные ебережения приобрели боеприпасы,
которые были направлены в гваодейскую
чаеть, гле служил их сын. В своем пись-
ме Ивану Гавриловичу и Марии Геортиев-
не Трутневым гвардейцы поклялись отом-
стить врагу за смерть любимого  коман-
дира.

Векоре после прибытия на огневые по-
зинни этих снарядов офицеры Сова ин
Буренков выявили расположение тщатель-
но замаскированных огневых точек нем-
цев. Вести огонь было приказано лучшим
орудийным расчетам командиров Шмырова,
Буглака, Энтеля и Зубасова.

— За смерть гвардейца Трутнева —
огонь! — подал команду со евоего наблю-
дательного пункта офицер Сафонов.

Эту команду повторил дежурный теле-

фониет и, как клятву, повторили У каж-

дого орудия. Лавина огня обрултилась на
головы немпев. Первыми залпами гватдей-
цы уничтожили четыре вражеских блин-
лажа вместе с находивигимиея в них неу-
цами, 3 станковых пулемета ¢ расчетами
и подавили огонь двух полевых орулий и
минометной батарел. -

Тенерь залпы мести раздаются всё чаще
и чаще. Недавно артиллеристы 20 снатя-
дами разбили вражеский лзот с двумя
хтанковыми пулеметами. Сназялы накрыли
несколько колонн немпев, лвигавиихся к
передовой, уничтожили много автомашин.

На-лнях * после  очеведной  улачной
стрельбы  артиллеристы-гварлейны
щили семье Трутневых о том, как они
уетят за смерть их сына и своего люби
мего комантира.

и
ПАМЯТНИКИ НА МЕСТАХ
ИСТОРИЧЕСКИХ БОЕВ
ПОД ЛЕНИНГРАДОМ

ЛЕНИНГРАД, 12 декабря. (ТАСС). Еще
не так давно вблизи Ленинграда шли же-
стокие битвы с немецко-фашистскими за-
хватчиками.

Сейчас в памятных местах боев под Ле-
нинградом сооружается ряд монументов,
Уже воздвигнуты первые памятники по
проектам архитекторов Иогансона и Пет-
рова — в Ульяновке, на Петродворецком
шоссе, в Урицке, в Ропше, в Ям-Ижоре,

На земляном холме установлен боевой
танк. Мемориальная ‘доска рассказывает о
том, что здесь в январе 1944 года произо-
шло соединение частей Ленинградского
фронта, прорвавших ; долговременную обо-
рону немцев в райснах Пулково и южнее
Оранненбаума. Так выглядиг памятник,
установленный близ Ропши.

В Ям-Ижоре, у Колнино, где шли непре-
рывные бон, сооружен монумент, ‹ посвя-
щенный Колпинской обороне. На живопнс“
ном берегу реки! возвышается каменный зи“
лон высотой около 10 метров. Верхняя
часть его украшена барельефом с изобра-
жением ордена Отечественной войны.

Намечено сооружение монументов-памят-
виков в городах Ораниенбауме, Петро-
дворце, на Пулковской высоте. Величест-
венным монументом будет увековечен- ге-
роизм защитников Петрокрености, многие
месяцы выдерживавших ливень вражеского
огня и атаки с воздуха,

На Синявзинских высотах, в рабочем поз
селке № 5, где B январе 1943 года соеди
нились войска Ленинградского и Волхов-

`кого фронтов, на восточном си. западном
берегу Ладожского озера, в “конечных
пунктах знаменитой ледовой трассы —

«Дороги жизни», также будут установле-
ны памятные сооружения.

с00б-

sn
es!
wt

№ <