КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

15 декабря 1944 г., пятница. № 295 (5975).

а рю р А ев -

В Клайпедской области

hk
(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Декабрь. Этот месяц связан с предетав-
лением о снегах и морозах, о санном пу-
ти. Но сейчас мы  пересекаем  гранину
Клайнедекой области по непролазной гря-
зи, под дождем, в сыром, липком тумане.

— Балтика! — говорит лейтенант Ве-
селов, проверяющий документы у регули-
ровочного поста. Поеживаясь, он накиды-
васт на голову капюшон плащ-налатки,

Завывая мотором, машина выбирается
на асфальтированное шоссе Влайпеда —
Тильзит. Шоссе строили немцы. Мокрый и
скользкий асфальт извивается влоль быв-
шей границы, а от него на юг тянутёя
через опредененные промежутки полосы
тулрока. Для чего веё это сделано? Для
войны. Когда это еделано? Сразу же после
того, как немцы отняли Влайпезскую сб-
ласть } фитвы.

Мелькают по сторонам унылые, по-
строенные под готику почтовые и вело-
сппелные станции, бензозаправочные пун-
кты, домики немецких обывателей. У пе-
рекрестка дорог обращает на себя внима-
нне небольшой  покосившийся столбик.
Рядом валяются занесенные песком остат-
ки киста от иконы. В Литве возле каждой
деревни можно видеть на дорогах иконы,
распятия. Так было раньше и в Блайнед-
ской области. Немны, как только припити
cela, наложили свою лепу и на религию
литовцев. Они переломали иконы на до-
рогах, растоптали киоты. Одпато стоит
свернуть с немецкой магистрали направо
или налево, как вы снова узнаете Лит-
ву: нет стандартной немецкой готики,
BCIOIY видны типичные литовские сёла с
их своеобразным бытом.

Городок Прэкульс. Раскинутый на 6е-
регу реки, он кажется издали живопис-
ным. В’езжаем в ‹амый центр и видим
то здесь. то там совершенно одинаковые
дома: полтора этажа, четыре окна, чере-
пичная крыша, перед фасадом железная
ограда. Эти стандартные коробки поетрое-
ны немцами. Их злесь ве так много, но
ви основательно портят общий вид го-
ролка. В одной коробке было гесташ, в
другой — жандармерия, в третьей — бю-
ро по вербовке невольников, в четвертой
— почтовое отделение. Й все они одина-
ховые, серые, безликие, несмотря на яр-
ко фаскралленные оконца, поблескиваю-
шие пинком водосточные трубы и пыш-
ные под’езды.

В торолке довольно оживленно. Веюду
BUIHO, как старательно приводят жители
з порядок свой освобожденный Прэкулье.
Улицы очищаются от хлама, оставшегося
после разрушений; Ве многих домах встав-
ляют оконные стекла. Открываются мага-
зины. В костеле идет богослужение. Дав-
HO сорваны © угловых зланий ненавист-
вые эмалированные дощечки: «Адольф
Гитлер пиграссе», «Герман Геринг пеграс-
се». Прибиты другие — «Свобода», «Глав-
ный проспект». Городок начинает поете-
пенно выправлятьея, словно после тяже-
лой болезни.

Е югу от Прэкульса тянется всё тот же
асфальт. Странно видеть здесь на 0б0чи-
нах шоссе, белые березки. Они провожают
нас Ha протяжении многих километров.
Но это не те березки, что на далекой Смо-
ленщине, кудрявые и развесистые. Здесь
они по-немецки подстрижены и paccTaB-
лены влоль 10ссе с улручающей точ-
ностью, как солдаты на параде.

Близ Кокурайте шоссе попорчено. Два
месяца _назах злесь был бой. Немцы,
сломя голову, неслись тогда по шосее
в Восточную Пруссию, но были пере-
хвачены советскими войсками и разгром-
лены. Следы побоища сохранились Jo се-
го JHA.

Bee окреетности завалены тут би-
той немецкой техникой и всяческим тря-
пьем. Больше всего бросаются в глаза 0с-
татки награбленного добра, которое немпы
хотели увезти ‘к себе в Германию: раеко-
лотые комоды, сломанные рояли, кучи би-

ГЕРОИЧЕСКИЙ БАТАЛЬОН ГВАРДИИ МАЙОРА

BOPO

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 декабря.
(По телеграшу от наш. корр.). На нашем
фронте прославился своим воинским уме-
нием батальон под командованием гвардии
майора Боронина. За время поеледнего на-
ступления он провел 25 успешных боев,
в которых уничтожил до 2 тысяч нем-
Tes.

Олнажды батальону Боронина, шедтему
в передовом отряде, было приказано за-
нять населенный пункт и оседлать pas-
вилку дорог в: районе этого селения. Вом-
бат быстро разобралея в обстановке, раз-
ведал противника и принял решение об-
ходным маневром взять врага в клещи.
Рота под командованием гвардии старшего
лейтенанта Шемякина ©крытно предвига-
Тась лесом, & рота гвардии лейтенанта
Лазарева стремительно проскочила болото
у дороги. В лесу обе роты соединились.
Противник был зажат в клещи. Ло 209
немецких трупов осталось на поле боя.
Батальон захватил пленных, три Ppame-
ские артиллерийские батареи и 80 лоша-
дей. Населенный пункт был благодаря
этому занят и развилка дорог оседлана.

В другом бою батальон нанес врагу
неожиданный улар ночью. Роты заняли
исхотное положение в 200 метрах от Bpa-
жеских позиций. Оставив co стороны
фронта небольшое прикрытие, командир
батальона вывел бойцов густым легом В
тыл двум опорным пунктам врага. Одна
из рот развернулась в цепь и бесшумно
напала на опорный пункт се севера. Дру-

6 4-й a GA 3 bi К“ этих посылках — свитеры, шерстяные но-
— ски, перчатки, полотенца ид 3
2-4 BENOPYCCKHM @®POHT, 14 де- вать, с другими огневыми точками. Сер- ие бойцы и оне: ани.

кабря. (По телеграфу от наш. корр.). Бли-
зился рассвет. Саперы уже сделали проход
в проволочных и минных  заграждениях
противника, и разведчики, готовые к дей-
ствию, ждали сигнала командира. На этот
раз об’ектом для нападения была избрана
пулеметная точка немцев, расположенная
на окраине населенного пункта.

Старший сержант Ряпусов повел вперед
группу захвата. Момент для нападения
был выбран удачно. С немецкой стороны
дул холодный, порывистый ветер.

Бойцы Ряпусова бесшумно проникли в
немецкую траншею, соединяющую пуле-
метный пост, который предстояло атако-

ПРЯМОЙ НАВОДКОЙ
ПО ДЗОТУ

(По телеграфу от наш. корр.). Tpex-
амбразурный немецкий дзот находился на
южном скате небольшой высоты. Из него
гитлеровцы днем и ночью вели пулемет-

той посуды, мужские и дамекие велосипе-
ды и другие предметы бытового обихода.
В четырех километрах от Немана рас-

Имена великих людей различных эпох
живут века. Образы их, постепенно рас-

крываясь в рассказах, воспоминаниях,   душных боях мертвую хватку

Великий летчик нон
: (К шестой годовщине со дня гибели В. П. Чкалова)
рактеристике. Мне en приходилось В

свое время почувствовать в учебных в03-
летчика-

его времени

паши летчики © гордостью’ выводят Ha
фюзеляжах” боевых машин воодушевляю“
щее имя Чкалова!

‚  нана военная комендатура.

прицел снайпера, неребегают представите-

ный обстрел нашего переднего края,

Артиллеристы неоднократно делали ог-
невые налеты по району, где был растю-
ложен дзот, однако уничтожить его не
удалось. Дзот представлял собой прочное
укрепление, свободно выдерживавшее пря-
мые попадания снарядов среднего и даже
крупного калибров. Тогда командир бата-
реи капитан Крыхин решил, разбить дзот
прямой наводкой,

На переднем крае были оборудованы ог-
невые позиции. Темной. декабрьской ночью
артиллеристы бесшумно выкатили сюда
два 76-миллиметровых орудия. С рассве-
том орудия старшего сержанта Иванова и
сержанта Никольникова внезапно открыли
огонь по вражескому дзоту. Стрельба про-
изводилась с дистанции в 400 метров. Пер-
вые снаряды разорвались рядом с дзотом.
Затем наводчик сержант Матвеенко сде-
лал точное попадание в одну из амбра-
зур. Снаряд разорвался внутри дзота. В
течение пяти минут отважные артиллери-
сты всадили внутрь немецкого укрепле-
ния семь снарядов. Дзот был разрушен, и
гарнизон его полностью ‘уничтожен.

Вскоре артиллеристы другой батареи
прямой наводкой разрушили два немецких
блиндажа. За короткий срок №-ская часть
уничтожила прямой наводкой пять дзотов,
до 10 блиндажей и не менее ста гитле-
ровских солдат и офицеров.

кинулся городок Шилута.  Вотда-то он
был заселен литовцами. В 1939 году
немцы вытнали отеюда, настоящих хозяев
и поселились вами. Сейчас городок почти
пустует, потому что большинство немцев
сбежало. На одной улице расположилась
У военного
коменданта старшего лейтенанта Живцова
много работы. Надо организоваль охрану
имущества, вести борьбу © гитлеровским
шпионажем, поддерживать порядок и чи-
стоту в городе. На одней из Улин мы
встретили уполномоченного Наркомторга
Литовской ‘республики. Он осматривал ма-
газины и лрутие помещения, намечал, где
й что нужно разместить, как организовать
хозяйственную жизнь городка. Население
Шилутэ постепенно растет. Из дальние
районов возвращаются литовцы, которые
когда-то были изгнаны отсюда. С их по-
мощью уже пущены в ход электростан-
пия и мельница, перепгивается полотно
железной дороги, восстанавливаетея вок-
зал.

Вот стадик-немеп © трубкой в зубах.
Он собирает какие-то вещи, разбросанные
на тротуаре. Рядом стоит тележка. Это
один из тех немецких жителей города,
которые не успели сбежать. Таких здесь
15—20 семей. Немец старается ни на
кого не смотреть, мо всё же Заметно, 919
его глаза полны злобы.

С юга доносится отдаленная перестрел-
ка. Там линия Фронта, которая тянется
по Неману. На одном берегу реки CHANT
враг, на другом — наши войска. Мутные
зимние воды отделяют одну от другой две
армии. В олном из прибрежных демиков
офицер Орефин внимательно расематри-
вает лежашую перед ним кафту.

— (Сатодня утром по реке плыли ка-
кие-то лодки, а в них чучела, — гово-
рит он. — Грубая уловка противника.
Немпы думали, что мы начнем стрелять
и покажем свои отневые средства. А мы
поступили иначе. Ночью наши бойпы пе-
реправилиеь через Неман, наделали там
перетюлох и заставили немпев открыть
отонь. А сейчас вот начнем глушить их
огневые точки...

Действительно, вскоре  задребезжали
окна от грохота орудий,

Там, гле река разветвляетея на отдель-
ные рукава, перед тем как влить свои во-
ды в залив Куриш Гаф, стоит небольшое
местечко. Каких-нибудь 80—100 метров
отделяют его от немецких окопов, HO H
тут уже начинается жизнь. От до-
мика к домику, чтобы не попасть на

легендах, исследованиях историков, стано-
вятся веё полнее и в то же время сохра-
няют свою свежесть, Они не стираются в
памяти народа, несмотря ни на какие со-
бытия современности. Народ бережно про-
посит сквозь любые испытания имена
евоих талантливейших сынов, героев мы-
сли, труда, борьбы, послуживших ему ве-
рой и правдой. Среди таких имен огром-
ной любовью и популярностью пользуется
‚в советском народе имя великого летчика
нашего времени — Валерия Павловича
Чкалова. ;
Три с лишним года идет тяжелая борь-
ба против немецких захватчиков. Эти го-
ды принесли много страданий и
лишений советскому человеку,
потребовали от народов нашей
страны небывалого морального и
физического напряжения на фрон-
те и в тылу. Но именно в &а-
мые напряженные дни в памя-
ти советских людей особенно ча-
сто возникакт  влохновляющие
образы народных ‘тероев. Люди
как бы совелуютея © ними, по-
дражают им и клянутся в вер-
ности, с их именами идут в 00й.
Вот почему имя народного ге-
роя Валерия Чкалова начертано,
hak символ победы, Ha броне
грозных танков, на фюзеляжах
истребителей, штурмовиков, бом-
бардировщиков. Города, улицы,
колхозы, школы, заводы тоже
носят это знаменитое имя. Тот
воин, который решил начертать
на борту танка или самолета
ния Чкалова, мыслит так: «Я
повелу в бой этот танк, этот
самолет, как повел бы свою Ma-
шину сам Валерий Чкалов!».
Чкалову не пришлоеь воевать.
Но его короткая жизнь, насы-
щенная напряженной борьбой за
превосходстве советской авиация,
являет <обою выдающийся при-
мер богатырекой храбрости, воин-
ского благородства, беззаветного
служения Родине. В Чкалове бы-
ao всё то, что присуще лучшим
нашим бойцам и командирам. По-
этому и память о нем нетленна. Своей
яркой жизнью бесстрашный пилот Чкалов
воспламенил сердца многих тысяч совет-
ских юношей. Подражая ему, они стали
на тяжелый, опасный, но благородный
путь — путь военного летчика. В дни
зойны эти молодые калры нашей авиа-
ции, следуя чкаловской традиции, блестя-
ще сражаются с немцами, тромят ненави-
етного врага и на земле, и в воздухе.
Чкалов, прежде всего, был изумитель-
ным по искусству летчиком-истребителем.
Высокая техника пилотирования  сочета-
лась у него с постоянным стремлением
выжать из машины такое, о чем иной раз
и сам конструктор не упоминал в ее ха-

ШЕСТЬ ДНЕЙ
В ТЫЛУ ВРАГА

{По телеграфу от наш. корр.). Разведы-
вательная группа под командованием стар-
шины Удовенко ‘получила приказ про-
вести разведку в тылу немцев. После тша-
тельного наблюдения за передним краем
противника разведчики определили уча-
сток, где можно было пробраться незаме-
ченными. 5

Ночью разведчики двинулись в путь.
Передний край немецкой обороны им уда-
лось миновать благополучно. Через два
часа они уже находились в Я километрах
в тылу противника, а затем углубились
до 20 километров.

Разведчики пробыли в тылу у немцев
шесть суток. За это время они провели
наблюдение по фронту в 35 километров,
установили расположение огневых точек,
характер оборонительных сооружений, об-
наружили места скопления вражеских тан-
ков и самоходных установок,

После шестисуточного пребывания вты-
лу врага разведгрупиа в составе старшины
Удовенко, старших сержантов Варивода,
Махирашвили, Антоновича, ефрейтора Ку-
рилко и красноармейца Лубинец без по-
терь возвратилась в свою часть. Все они
ти местной власти. Канитан Свистунов с награждены орденами.
труппой красноармейцев сооружает какую- 2
то катапульту. Потом бойцы берут  ка-
мень, завертывают его в бумагу и, буд-
то из ротатки, стреляют через реку.

— Эт мы посылаем немпам очередную
сволку Информбюро, — поясняет капитан
Свистунов. — Пусть узнают, как им
выпали в Венгрии. А потом и здесь
веыплем...

На Немане сейчас сравнительно тихо.
Немцы, разбитые в Клайпедекой ебласти
и отброшенные за реку, зализывают CBO
раны. Они роют траншеи, строят укреп-
ления, натягивают  колючую проволоку
вдоль берега. Нани бойцы несут дозорную
службу, разведывают противника и кроме
того © утра до вечера занимаются боевой
подготовкой. Майор Черепанов обучает в
пошинке молодых воинов искусству стрель-
бы по быстро движущимся целям. Здесь
слелан тир, расставлены мишени, гремят
выстрелы. Когда новичок пройдет курс
обучения, его выдвинут на берег и дадут
возможность поупражняться в стрельбе по
живым целям в серо-зеленых шинелях.

Подполковник
Л. ВЫСОКООСТРОВСКИЙ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ВЕЧЕР ПАМЯТИ
В. П. ЧКАЛОВА

Вчера, 14 декабря, в Центральном доме
офицеров-летчиков состоялся вечер, посвя-
щенный памяти великого летчика нашего
времени В. П. Чкалова, в связи с испол-
няющейся сегодня 6-й годовщиной со дня
его смерти.

В зале собрались летчики, прославившие
свои имена на фронтах великой Отечествен-
ной войны. С докладом © жизни и герои-
ческих делах Чкалова выстунил Герой Со-
ветского Союза А. В. Ляпидевский. Своими
воспоминаниями поделились генерал-лейте-
нант А. А. Игнатьев, народный артист
СССР С. М. Михоэлс, журналисты и дру-
гие. :

Вечер закончился большим концертом, в
котором приняли участие выдающиеся ма-
стера искусств. (ТАСЕ).

Выешие всеармейские nosesd-nomenert
ские курсы ГлавПУРАЖА отметили вчера
свой 25-летний юбилей. Четверть века
прошло с тех пор, как у нас возникло
первое военно-политическое учебное заве-
дение, именуемое вначале Учительским ин-
ститутом Петроградекого военного округа.

Первый этап строительства Красной
Армии (1918—1923 гг.) был характерен
исканиями форм ее организации и мето-
дов подготовки ее кадров. Это, естествен-
но, сказалось и на развитии выешего в9-
енно-политического учебного заведения.
Созданный в 1919 тоду Учительекий ин-
ститут Петроградского военного округа
через год был преобразован в Краеноар-
мейский университет, еще через од — В
Инструкторский институт, затем в 1922
тоду — в Выешие военно-политические
куры, & в 1923 голу — в Военно-поли-
тический институт Врасной Армии.

Реформа 1924 — 1925 гг. пред’явила
новые, повышенные требования и Ke
всей системе. военно-политического обра-
зования в Красной Армии. В чает-
вости, потребовалось создать на базе во-
енно-политического института такое выс-
шее военно-политическое учебное завеле-
ние, которое отвечало бы полностью \тре-
бованиям растущих вооруженных сил
страны. Пе приказу М. В. Фрунзе в мае
1925 года этот инетитут был преобразовал
в Военно-политическую академию.

Академия росла и крепла. Большезист-
ский коллектив ее < первых же. дней сво-
его существования стал верным оплотом
партии Ленина — Сталина, беззаветным
борцом за ее генеральную линию.

В 1934 году Взенно-политическая ака-
демия была награждена орленом Ленина.
К этому времени она уже стала образцо-
вой высшей школой, готовящей для Крас-
ной Армии прекрасные кадры политработ-
ников.

Сталинские пятилетки в корне преобра-
зили лицо нашей страны. Вместе с этим
произошли значительные изменения и в
Красной Арини — ее вооружении, ее ©5с-
нащении, ее личном составе. Красная Ар-
мия стала пополняться более культурны-
ми, более  грамотрыми  бойнами г
высокими политическими запросами. В
связи © этим роль армейского партиймо-
политического аппарата значительно вы-

ФРОНТОВОЙ ДОМ ОТДЫХА
ОФИЦЕРОВ

(По телеграфу от наш. корр.). Три ме-
сяца работает фронтовой дом отдыха для
старших офицеров. Он расположен в гус-
том сосновом лесу и образцово оборудо-
ван. Здесь имеются рентгеновский, физио-
терапевтический, зубоврачебный и другие
кабинеты.

Отдыхающие офицеры обеспечены лите-
ратурой, имеют возможность слушать ра-
даопередачи. Для них устраиваются кино-
сеансы, концерты фронтовых ансамблей и
бригад московских театров.

Сейчас в доме отдыха находится коман-
дир Н-ской железнодорожной бригады
полковник Новосельский, награжденный
четырьмя орденами Советского Союза. Его
бригада восстанавливала железнодорож-
ные пути, строила мосты через Днепр,
Тетерев, Сан, Вислу. fe

Полковник Лозовский, твардии полков-
ник Сорокин и многие другие в книге от-
зывов и предложений выражают благодар-
ность медицинскому персоналу дома отды-
ха за их внимание и заботу об отдыхаю-
щих.

НИНА

тая рота в это время обходила соседний
опорный пункт с запада.  Пулеметчики
гвардии старшего лейтенанта Норика cH-
дели в засадах на дороге, связывающей
эти опорные пункты. :
Наступающие благодаря стремительным
действиям заняли оба опорных пункта,
причем бойцы уничтожали немцев шты-
ками, ножами и приклалами.
Опомнившиеея немцы  бросилиеь В
контратаку, но бойцы, Закрепиршись,
стойко отразили их натиск. В этом ночном
бою батальон захватил грурпу пленных.
В ходе боев офиперы батальона обога-
тились опытом, научились навязывать
противнику свою волю, быть хозяевами
поля боя. В районе одной деревни немцы
готовились к контратаке, скрытно подбро-
сив силы < соседнего участка. Первых
заметит это офицер Почекулин. Разгадав
замысел врага, он не допустил вражеской
контратаки и первым, по своей инициа-
тиве’ ринулся в бой. В короткой схватке
эго бойцы уничтожили до 40 немцев, за-
хватили две пушки и взяли пленных.

Любовью и уважением пользуется в ба-
тальоне молодой офицер гвардии младитий
лейтенант Дятлов. Сто тридцать немцев
уничтожил его взвод в последних боях.

За умелое командование батальоном
твардии майор Боронин. кагражден орде-
нами Красного Знамени, Отечественной
войны 2-й степени, Александра Невского
и медалью «За оборону Москвы».

Гвардии майор М. ШУМИЛОВ.

Подарки латышским

стрелкам

2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 14 де-
кабря. (По телеграфу от наш. корр.).
Красноармеец Янис Калнин развязал си-
нюю ленточку, развернул пакет и вытащил
лежавший сверху листок, исписанный не-
твердой детской рукой. Это была коро-
к записка ученицы Тамары Пури-
ной:
`«Дорогой боец! Спасибо за то, что при-
несли нам свободу. Еще лучше бей нем-
цев». ‚

В другом свертке, полученном офице-
pom, рабочий рижского порта Ялкинс
писал:

«Примите мою сердечную благодарность,
наши освободители. Пусть мой скромный
дар служит доказательством моей любви
к нашей Красной Армии». et

Тысячи посылок с такими письмами `по-
лучили на-днях латышские стрелки от
граждан столицы Советской атвии. В

Лекции для офицеров

кабря. (По телеграфу от наш. корр.)
Большую работу но идейному вооруже-
нию партийного актива из числа офицеров
проводит парткабинет политотдела Н-ского
соединения. Ежедневно в передвижном,
приспособленном к полевым условиям пар-
тийном кабинете устраиваются лекции и
консультации для офицеров, самостоятель-
но изучающих марксистско-ленинскую тео-
HE,

жант Бабанин, продвигаясь вперед, заме-
тил открытую пулеметную площадку и де-
журившего у пулемета гитлеровца. С лов-
костью мастера он прикладом оглушил
немца. Вслед за этим Ряпусов и ефрейтор
Яковук забросали гранатами небольшой
блиндаж, уничтожив в нем трех солдат.-
Оглушенного немца разведчики доставили
в часть, куда они благополучно вернулись
без потерь.

Это был 64-й «язык», захваченный В
этом году разведчиками взвода пешей раз-
ведки, которой командует старший сер-
жант Бобылев,

ветные письма, в которых выражают ри-
жанам свою признательность за их внима-
ние и заботу.

ЭНЕРГОПОЕЗД ДАЛ ТОК
ПРЕДПРИЯТИЯМ МИНСКА

МИНСК, 14 декабря. (ТАСС). Из Мо-
сквы в Минск прибыл энергопоезд. Эта
подвижная энергоустановка дала первый
ток предприятиям и учреждениям столицы
Белоруссии. Для нужд города ежесуточно
вырабатывается 25.000 - киловатт-часов
электроэнергию

истребителя Чкалова. Он старался ошело-
мить «противника» невероятной для не-
го фигурой полета, внезапно наброситься
на него и, не выпуская ни на секунду из
поля зрения, прижать к земле, победить.
Наблюдая теперь воздушные схватки над
полем боя, я вижу; насколько правильны
были чкалозвекие приемы борьбы. Они жи-
BYT по сей день в боевых делах наших
прославленных мастеров воздунного боя, в
победах трижды Героя Советского Союза
А. Покрышкина и десятков других луч-
ших советских летчиков. Многие наши
летчики воспитывались на чкаловских
традициях, и это дало свои результаты.

Чкалов, как летчик, был исключительно
многообразен. Более восемнадпати лет TO-
му назад он детально исследовал полет на
малой высоте. С присущей ему страстно-
стью Валерий Павлович убеждал всех, что
бреющий полет имеет огромные преиму-
щества, и надо широко практиковать этот
полет. В то время многие не поняли мы-
сли Чкалова, и лишь современная война,
породившая советскую штурмовую  авиа-
цию, доказала всю правоту этого чуткого
исследователя, летчика-новатора. Нынче
наши «Ильющины» иногда почти срезают
верхушки сосен, скрытно подходя к цели
для неожиданной атаки. Вот почему еще

роела, а следовательно, еще выше подня-
лась и роль Военно-политической акаде-

мии. Из Hee должны были притти в
армию новые сотни воинетвующих ко-
миссаров и политработников, способных

‘обеспечить боевую и политическую под-
тотовку войск в обстановке  разверты-
вающейся второй мировой войны.

В 1938 году Военно-политической ака-
демии присвоено имя Владимира Ильича
Ленина. В марте того же года решился
вопрос о переезде академии из Ленинграда
в Москву с тем, чтобы она работала В
непоередетвенной близости к ПК ВКП(б)
и его военному отделу — ГлавПУРЕКА.

С переездом в столицу деятельность
акалемии развернулась еще шире. Еже-
тодный прием в нее слушателей увели-
чилжя в три ¢ лишним раза. При акаде-
мии были созданы факультет заочного обу-
чения и вечерний факультет е филиалами
в. Ленинграде, Киеве, Минске, Львове,
Хабаровске, Рите. Значительно шагнула
вперед научно-исследовательская работа.
При академии был создан Ученый Совет.
Началось излание научного органа «Труды
академии». Военно-политическая академия
превратилась в мощный, широко развет-
вленный армейский вуз.

Война се неменко-фалтистекими  захват-
чиками резко изменила жизнь и работу
Военно-политической академии. Чтобы ye-
корить темп подготовки кадров  политра-
ботников, она перешла к системе кратко-
срочных курсов. На место сотен питомпев
академии, ушедигих на фронт с первых
же дней войны, прибыли тысячи новых
слушателей. Набор на основные факульте-
ты академии во второй половине 1941 то-
la равнялся общему количеству ее вы
пускников за первые 15 лет существова-
НИЯ.

Коллектив академии работал е большим
напряжением. Баждый день, каждый час
преподаватели и слушатели стремились ис-
пользовать с максимальной пользой.

В ноябре 1942 года акалемия герешла
на нормальный ——- трехгодичный срок
обучения. Это означало, что первый
выпуск политработников из числа  слу-
шателей. набранных в ноябре 1942
гола, мог. быть выпущен только в
1945 году. Обстановка потребовала боле
интенсивной подготовки кадров политра-

в партийном кабинете

За последнюю декаду проведены три
лекции. Первая, собравшая около 100 че-
ловек, была посвящена теме — основные
черты диалектического метода. МЛектору
полковнику Мазуренко было задано много
вопросов. Две другие лекции были посвя-
щены изучению доклада товарища Сталина.

‚ Серьезную помощь оказывает парткаби:

нет агитаторам. На-днях были проведены
семинары агитаторов среди бойцов не-
русской национальности, а Также семинар
комсомольцев — чтецов газет.

зни Чкалов целиком посвятил работе
авиационными конструкторами.
увеличения можно сказать, Что, как лет-

Последние годы своей беспримерной жи-
е

Без пре-

чик-испытатель, он тоже был одним из

лучших. Он умел видеть в новом само-
лете те боевые качества, которых ве 33-
мечали другие в первых полетах. Чкалов

и конетруктор всегда старались довести

машину до идеального состояния. Благода-
ря искусству и настойчивости великого
летчика своевременно

были введены в
строй многие наши самолеты-истребители.

Позже они хорошо показали себя в боях.

Целиком отдаваясь трудной и опасной
работе летчика-испытателя, Чка-
лов не раз слишком  риско-
вал жизнью. Однажды товарищ
Сталин предупредил об этом Чка-
лова и потребовал от него ®сто-
рожноети и осмотрительности во
время испытательных полетов.
Встреча с товарищем Сталиным в
1934 голу на Центральном аэто-
дроме сыграла отромную Роль в
жизни Чкалова. Искусство выда-
ющетося летчика было высоко
оценено вождем советского наро-
да, и Чкалов дал клятву летать
до тех пор, пока рука держит
штурвал и глаза видят землю.

Два грандиозных перелета —
один из Москвы через Ледовитый
окезн на восток и ДРУГОЙ из
Москвы через Северный полюс в
Америку — сделали Чкалова,
командира экипажа «АНТ-25»,
Героем Советского Союза, Мне
думается, что эти сложные и
дерзкие по замыслу перелеты
имели немалое значение для раз-
вития авиационной культуры В
нашем народе. Они показали, что
наш советский народ в массе
своей полюбил авиацию и созлал
сильный воздушный флот. OTH
перелеты были также крупным
‘шагом на пути установления дру-
жественных отношений между
нашей страной и США. Плот-
ным строем идут сейчас солдаты
0б’единенных наций, ведя вой-
ну против фашизма, — и в этом TORO
есть доля усилий Чкалова, который на
крыльях сталинской авиации привез
дружбу и привет американцам.

Велика и многообразна деятельность
Этого волжского богатыря, доблестного сы-.
на Советской России. За искренность, 38
самоотверженность, за веселую  прямоту
нрава и огромный летный талант полюбил
наш народ Валерия Чкалова. Эт любовь
народа делает великого летчика нашего
времени бессмертным в истории Родины.

Герой Советского Союза
гвардии генерал-лейтенант авиации

Г. БАЙДУКОВ.

Пвалцать пять лет Высших всеармейских.
военно-политических курсов

ботняков. Необходимо было привести в
соответствие © этой задачей и самую
структуру высшего военно-политического
образования. В связи с этим Военно-
политическая академия была преобразова-
на в Высшие всеармейские звоеняо-поли-
тические ‘курсы ГлавПУРЕБА.

Истекший 1944 год прошел на курсах
под знаком усиления всей учебной, науч-
ной и партийной работы. Кафедры 3a-
ново перестроили свои учебные програм-
мы. В лекциях и классных занятиях на-
шел отражение опыт Великой Отечествен-
ной войны. Успеваемость слушателей по-
выеилаь.

Тысячи питомцев Курсов в жестоких
боях с немецко-фашистскими захватчика-
ми показали ®ебя бесстрашными воинами,
умелыми большевистекими воспитателями,
бойцов. ‘

Сейчае нам предстоит решить новые
серъезные задачи. Великая Отечестеенная
война Советского Союза против фашиет-
ской Германии ветупила в свой заверша-
ющий этап. Красная Армия и армии на-
ших союзников заняли исходные позиции
для нанесения окончательного <окруши-
тельного ‘удара по зврагу. Осуществление
этого удара потребует от войск дальней-
шего напряжения моральных и физичес-
ких сил, а следовательно, и дальнейшего
усиления политработы с личным cocTa-
вом частей и подразделений Красной Ap-
мии.

В завершающих схватках © врагом слу-
шатели должны приумножить славные
боевые ‘традиции Курсев. А для этого
нужно еще лучше учиться. еше настой-
тивее овладевать маркеистеко-ленинской
тезрией-и военными знаниями,

Воодушевленный поздравлением Нар-
ного Комиссара Обороны Маршала Совет-
свого Союза товарища Сталина и высо-
кой правительственной наградой, больше-
вистекий коллектив Высших  всеармей-
ских военно-политических курсов Глав-
ПУРЕКА приложит веё силы Е тому, что-
бы добиться новых успехов в деле под-

готовки офицеров-политработникоз Aa
Красной Армии.
Генерал-майор А. КОВАЛЕВСКИЙ,
нач. Высших всеармейских военно-
политичесних курсов ГлавПУРННА.

LT

БОЕВАЯ АКТИВНОСТЬ
СНАЙПЕРОВ

2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 14
декабря. (По телеграфу от наш. корр.).
Снайперы Н-ской части под командованием
младшего лейтенанта Лямина показывают
высокую боевую активность на переднем
крае. За пять дней эта группа уничтожила
90 немцев.

Снайпер красноармеен Ахметканов 38
это время перебил одинналцать гитлеров-
nes, красноармеец Кузьмин меткими вы-
стрелами сразил 10 немцев, старший сер-
жант Трамбовецкий — 8, ‘красноармеец
Менкузин — 7.

а Зе

gil

fy

a
=
”
»
м
п
ws
=

eo eget

Te

Eee