‚средств. Нет также никаких кружков самодеятельности. В селе местной интел-

ne meee meen Levert hh amnhn.
	oe АЕ РА ЕЕ . <’

лигенцией ставились спектакли, но коммунарами они не посещались. Существо-
вавший хоровой кружок распался два года тому назад. Изба-читальня в ремонте,
избача нет.

По приезде выявили ребят, могущих помогать нам в нашей работе. Про-
вели индивидуальную агитацию. В тот же день созвали организационное собра-
ние всех желающих работать в кружках: XOPOBOM, народных инструментов, жив-
газете и драматическом.

В хор всего записалось 25 человек. Проводили беседы о музыке вообще, о хоре,
о нотной грамоте. В процессе работы прививали навыки правильного пения Ды-
хания, художественного исполнения, ансамбля, ритма и т. п. Кружковцы про-
являли очень большой интерес к занятиям. Количество участников все время
возрастало. Разучили следующие вещи: „Нас побить, побить хотели“, „Конная
Буденного“ — Давиденко, „За морями, за горами“ — Коваля, „Комсофлот-
ский марш“, „Ну, и долой“ — Чемберджи, песню На Волге, Мельницу, Интер-
национал.

Подготовили двух руководителей. В школе проводили пение, игры, слу-
шание музыки, физкультурные упражнения. Провели также несколько методиче-
ских бесед с преподавателями.

В великорусский оркестр записалось 15 чел. К занятиям Кружковцы отно-
сились с неизменным интересом. Подготовили 3 руководителей. Выучили сле-
дующие вещи: Светит месяц, Во саду ли в огороде, Выйду ль я на реченьку,
Вальс и, Веселый крестьянин-— Шумана. Было устроено три вечера. Исполняли
массовые песни с гармонью и балалайкой. Репертуар составлялся из числа
выученных нами вещей. Впечатление от выступлений самое отрадное, получили
прекрасные отзывы рабочих бригад. Настроение в коммуне было поднято, перед
от‘ездом нас просили организовать еще духовой оркестр, для чего РИК отпустил
даже средства.

Коммуна „Красное знам я“, Полновского района Новгородского
округа. Инструктора: Иванов и Привано.

При коммуне находится райклуб (в помещении бывшей церкви), вокруг
которого должна была бы быть сосредоточена вся художественная работа. Однако,
клуб таким опорным пунктом не является из-за отсутствия руководства. Ранее
существовали здесь хоровой, драматический, оркестровый кружки. Составлены
были эти кружки исключительно из местной интеллигентской прослойки, при
полном отсутствии крестьян. Репертуар драмкружка составлялся из пьес совер-
шенно чуждых окружающей действительности, как напр., „Праздник мира“—
Гауптмана, „Отелло“— Шекспира; хоровой кружок состоял почти целиком из
лишенцев, певших также в церковном хоре.

Нами было организовано 4 оркестровых группы по 6 чел., хор из 27 чел.;
были также охвачены группы сельской Полновской школы в количестве 112 чел.
В процессе работы из всех 4 групп оркестра, преимущественно из первой, мы
выделили наиболее способных и активных. кружковцев, из которых создали
ударную группу для подготовки нам заместителей. Почти все кружковцы
знают ноты в скрипичном ключе, умеют находить ноты на рояле и инструмен-
тах, ловольно свободно разбираются в ритме.

За день до нашего от“езда, т. е. 3 марта мы были вызваны к председателю
коммуны, который просил нас организовать красные похороны 3-летнего ре-
бенка, сына одного из членов коммуны. Пришлось самим написать текст похо-
ронного марша, а для музыки использовать мопровскую песню, несколько видо-
изменив ее. Мы предполагали записать некоторые песни, но большинство из
них оказалось наносного, городского, дореволюционно-бульварного типа, по-
этому нами записаны только частушки. Кроме того пришлось иллюстрировать
кино-фильмы, работать над стенгазетой, помогать составлению годового отчета
коммуны.