гентщина, не справлявшаяся с этой ра-
ботой, ибо когда она соприкоснулась
с живым рабочим, то оказалась при нетях.
Особенно жалеть об этой ‚усушке“ или
„утряске“ организации не приходилось,
ибо вся организация в целом, огромное
большинство ее справилось с новыми
задачами и переключилось на эту мас-
совую работу. В связи с разрешением
этой задачи ` небезынтересно вспом-
нить о покойном обществе „Музыка —
массам“

Хотя ‘общество „Музыка —- массам“,
просуществовав год или полтора, умерло
так ничего и не сделав, изучить его.
судьбу и сделать кое-какие выводы бу-
дет полезно. Возникновение этого о-ва
в 1929 году было предопределено нашей
организационной слабостью. Если бы мы
были к тому времени более сильны, если
бы мы уже имели журнал, скажем, с
1927 года или даже с 1928 года, если
бы мы имели возможность работать в
рабочих музыкальных кружках, то, Ко-

нечно, не было бы такого печального
опыта с организацией „Музыка— массам“.
Эта организация родилась потому, что
все эти годы происходил огромный кУлЬ-
	турный рост широкой рабочей аудито-
	рии, и хотя во многих отношениях это
рост происходил при нашем участии,
организационно мы не возглавляли этого
роста, этого развития. Целый ряд оппор-
тунистических работников старого рУ-
ководства консерватории, ряд работни-
ков, связанных с литературной группой
„Кузница“, несколько журналистов,
соприкоснувшихся по своей работе с му-
зыкальной политикой (например, Ю.Бере-
зовский—замредакторажурнала „Экран“),
учредили „Музыку — массам“, придав
ей оппортунистическую, вегетарианскую
установку. Консерваторцы и Березовский
постарались направить эту организацию
против нас, точно так же, как скажем
„Кузница“ была против РАППа или
старое руководство консерватории про-
тив ВАПМа. Козырнуть против нас они
вздумали тем, что, мол, все ваши теоре-
тические писания, споры, все ваши жур-
налы и т. д.— это отход от практики.
нужно устраивать концерты для рабо-
чих, собирать этнографический материал,
организовывать оркестры, хоры и т. д-
Этот культурнический уклон, пренебре-
жительное отношение к теории привели
	Массовый журнал вовлек в борьбу за
пролетарскую музыку, в борьбу с бур-
жуазной идеологией в музыке десятки
и сотни тысяч, и это является тем
чрезвычайно важным событием, перед
которым, в сущности говоря, бледнеет
очень и очень многое. То, что к вопросам
музыкальной политики, к вопросам му-
зыкального творчества прикоснулась тру-
довая рабоче-крестьянская масса, кото-
рая до сего времени стояла в стороне
от этого, — является наиболее важным
	политическим фактором в области му-
	зыки, сулящим нам чрезвычаино многое
в лальнейшем.
	Преодоление трудностей
	Одновременно мы начали организацию
кружков Ассоциации пролетарских му-
зыкантов на предприятиях. В этом от-
ношении мы тоже добились очень боль-
ших успехов. В крупных центрах (Москва,
Ленинград, Иваново-Вознесенск и т. д.)
местные ассоциации на 75—80°/, состоят
из рабочих. Ряд городов еще отстает,
здесь есть много нехороших тенденций,
о которых я еще буду говорить, но во-
прос поставлен, процесс идет и, конечно,
при правильном руководстве мы пре-
вратим в конце концов все наши орга-
низации, зачастую раньше искусственно
не подпускавшиеся к рабочим музы-
кальным кружкам, в массовое проле-
тарское движение.

Установка на массовую работу в ра-
бочем классе далась не сразу нашей
организации. Пришлось преодолевать
ряд традиций, навыков, которыми наде-
лил определенные звенья’ нашей органи-
зации предшествовавший период, в част-
ности несколько искусственная оторван-
ность от непосредственной работы среди
рабочего класса. Благодаря этому мно-
гие члены АПМа с трудом ‘переключа-
лись на массовую работу. Мы приняли
ряд революционных мер, одно время мы
целиком переключили работу всех чле-
нов Московской организации на работу
на Электрозаводе. Каждый работник про-
водил в цеху какую-то определенную
массовую работу, организовывал пение,
беседы, концерты, собирал анкеты, под-
готовлял пенйе на демонстрации. Это
имело огромнейшее значение. Благодаря
этому кое-где отшелушилась интелли-