свое наиболее яркое выражение в мас-
совых песнях пролетарских композито-
ров, через которые главным образом
происходил и происходит процесс клас-
сового воспитания рабочего класса в
области музыки.

`Наряду с массовыми песнями был соз-
дан ряд хоровых и сольных произ-
ведений, отражающих разные стороны
борьбы, быта и труда рабочего класса.
Произведения пролетарских композито-
ров по праву занимают чрезвычайно
большое место в репертуаре рабочих
музыкальных кружков, в клубной эстраде.
В сущности говоря, на них главным об-
разом строится массовая музыкальная
работа, они противопоставляются упа-
дочному так называемому легкому жанру,

Процессом роста наших композиторов
ассоциация все время руководила, все
время их ориентировала. С самого на-
чала вхождения основной композитор-
ской группы в АПМ мы поставили все
„точки над и“ в оценке их творчества,
заявив, что в их творчестве много от
попутничества (причем указали, `чтб
именно). Творческим вопросам, критике
мы уделяли все время значительное ме-
сто (хотя все же недостаточное), причем
в ряде брошюр — в том числе в брошюре
о массовой песне — уже ставились все
основные принципиальные вопросы твор-
ческого метода.

В чем же конкретно выразилось влия-
ние ассоциации на композиторов непо-
средственно в творческих вопросах?

Возьмем хотя бы вопрос о массовой
песне. Я уже упоминал о том, что он
подвергся детальной разработке. Здесь
мы выдвинули некоторые новые жанры
массовой песни (юмористический, сати-
рический), предупредили опасности хво-
стизма, дали анализ причин популярности
ряда массовых песен, поставили перед
композиторами проблему работы непо-
средственно в рабочем классе, изучения
и сближения с живым рабочим, как не-
обходимого условия создания пролетар-
ской массовой песни. Мы дали анализ
творческого метода современной упа-
дочной буржуазной музыки, вскрыли
влияние отдельных сторон этого метода
в творчестве наших композиторов, вели
беспощадную борьбу с ним.

Впервые в асбоциации были вскрыты
характерные черты творчества крупней-
	шего современного композитора Дави-
денко, указаны сильные и слабые сто-
роны его творчества, в частности отмеча-
лось постоянное колебание от некоторой
крестьянской косности и скованности
к стихийному по своему характеру’ дви-
жению. Мне кажется, что-в одном из пос-
ледних произведений Давиденко „Подъем
вагона“ из оперы „В 1919 году“, очевидно,
в связи с его переходом к крупной `фор-
ме, к новой тематике (труд) намечается
преодоление этой отрицательной черты,
хотя полного изживания ее еще нет.

Серьезной критике подвергалось твор-
чество Белого. Здесь, по многим при-
чинам, очень медленно изживалась
склонность к некоторому символизму,
судорожный конвульсивный характер
музыкального движения. Думаю, что,
быть может, ни на ком другом так не
заметен рост и преодоление своих отри-
цательных черт, как именно на Белом.
Музыка к драме „1905 год“ с его за-
ключительным хором „Пролетарии всех
стран, соединяйтесь!“, крупнейшим по
значению произведением, указывающим
какие-то новые пути не только для Бе-
лого, но и для всей пролетарской му-
зыки — являются тому доказательством.

Огромное значение имела пропаганда
Ассоциацией лозунга необходимости для
наших композиторов критической учебы
у Бетховена и Мусоргского. Когда-то
в 1926/27 году, до вступления про-
колловцев в АПМ, у нас по этому вопросу
были разногласия, так как нашему лозунгу
учебы у классиков был противопостав-
лен лозунг учебы у современников —
Стравинского, Прокофьева и т. д. Эта
установка определенным образом отра-
жалась на творчестве и отход от нее
композиторов, переход их на правиль-
ные позиции чрезвычайно благоприятно
отразился на творчестве.

В общем, мы можем констатировать
очень значительный общий рост основ-
ной композиторской группы АПМа, хотя
этот процесс происходит не без болез-
ненных явлений, о чем я еще буду го-
ворить, когда перейду к задачам, стоя-
щим перед нашей организацией,
	Борьба за попутничество
	Перехожу к вопросу об организации
вокруг АПМа широкого попутнического