способствует дисциплине. Таких при-
	меров не счесть. Возьмем к примеру
демонстрацию политических заключен-
ных в тюрьмах — здесь всегда вы тоже
услышите песню, ибо она способна
объединить, организовать искусственно
разобщенный коллектив в бурной де-
монстрации. Все эти моменты обусло-
вили То, что, когда после периода
гражданской войны мы перешли к мир-
ному строительству, выявилась огром-
ная потребность в новой музыкальной
литературе, потребность в музыке, об-
служивающей новый революционный
класс, сделавшийся господствующим.
Но, с одной стороны, была огромная
потребность в подобной музыке, с дру-
гой — чрезвычайно чуждая и враждеб-
ная музыкальная действительность. В ре-
зультате, естественно, возникли острые
противоречия, ‘получившие известное
	разрешение в организации группы про-
летарских музыкантов.
	Положение на музыкальном
фронте в 1923 году
	Какое положение было тогда, в 1923 г.,
на музыкальном фронте? В какую обста-
новку сразу же попала первая неболь-
шая группа пролетарских музыкантов?
Тогда было время полного господства
в музыкальной жизни враждебных ра-
бочему классу музыкальных группиро-
вок. Это было вполне естественно, так
как к культурной революции рабочий
класс подходит после революции. поли-
тической, после решения целого ряда
насущнейших, кардинальнейших задач
в области политики и хозяйства. Какие
же группировки господствовали в то
время в области музыки? Прежде
всего группа музыкантов, связанная
в прошлом с бюрократическими, цер-
ковными и купеческими кругами. Эта
группировка имела большое влияние
среди исполнителей, в частности в опере
и школе, главных центрах музыкальной
культуры этих социальных групп. Вто-
раягруппировка—декадентствующей бур-
жуазной музыки (т.н. „современники“), к
которой тяготела значительная часть рус-
ских композиторов, критикови музыкаль-
ных публицистов. Опорными пунктами
этойгруппы, естественно, стало музыкаль-
ное издательство, музыкальная пресса.
	тельного необходимого замечания раз-
решите перейти собственно к отчету.
	Музыка и классовая борьба
	Паше движение возникло в начале
восстановительного периода, в 1928 г.
Тогда в Москве организовалась первая
группа пролетарских музыкантов. Что
обусловило то, что именно пролетар-
ские музыканты организовались в числе
первых (ибо к тому времени только
в литературе имелась организация про-
летарских писателей)? Обусловила тес-
	ная связь музыки с классовой борьбой’
	рабочего класса, то, что музыка орга-
нически входит в эту классовую борьбу.
Этот момент всегда является решающим;
так например в литературе пролетар-
ские силы организовались первыми
тоже потому, что литература еще бо-
лее тесно переплелась с классовой борь-
бой рабочего класса. Пролетарская ли-
тература ведет свое начало задолго до
Октября. Что такое рабкор, который
брался за перо и писал в подпольную
„Правду“ о своей жизни, жизни пред-
приятия, о зверствах хозяина и поряд-
ках на заводе? Это прообраз пролетар-
ского писателя. Что такое рабочий-
оратор, который, как это часто бывало,
своим простым красочным, бытовым
языком разсказывал о жизни своего
класса и призывал к стачке? Вот он
уже разгорелся, вдохновился этим своим
рассказом и сочувствием слушающих,
он, естественно, несколько романтизи-
рует события, дает им некую художе-
	ственную обрисовку — это прообраз про-
летарской поэзии.
	Все эти моменты и обусловили то,
что движение пролетарской литературы
началось чрезвычайно рано. Но про-
должите картину митинга, речи оратора,
нарисованную мной. Что служит отве-
том на вдохновенную речь оратора-ре-
волюционера, ответом революционной
массы? В огромном большинстве слу-
чаев — песня. Песня, музыка является
совершенно необходимым спутником
всякого революционного взрыва, вся-
кого революционного подъема. Она и
сама способна вызвать большой эмоци-
ональный подъем.

Немыслима без песни и уличная де-
монстрация, ибо она (песня) чрезвычайно