14 июня 1947 года, № 138 (7148).
подвиге
солдатском
о
Повесть
Обсуждение повести Э. Назакевича , Эвезда во взводе офицера Яковлева Гвардии лейтенант Я. Яковлев читает солдатам и сержантам своего взвода повесть «Звезда». Фото А. Мурахина. ейтенант Травкин высунулся за бруствер и прислушался к немецкому переднему краю. Где-то там, далеко, патефон играл Фокстрот. Левее то и дело вздымались к небу белые осветительные ракеты… Лейтенант спрытнул обратно в траншею, повернулся к своим разведчикам и сказал: - Слушайте боевой приказ. Разведчики встали. - Противник обороняет этот участок силами 131 пехотной дивизии. По имеющимся данным, в плубине его обороны проис­ходит перегруппировка. Командир дивизии приказал произвести разведку в тылу противника, выяснить характер этой перегруппи­ровки, наличие резервов и танков и сообщить все данные командо­ванию по радио… И вот семеро советских разведчиков направляются во вражеский тыл. Вынашивая в глубине своего мозга одну мысль: образцово вы­полнить свою задачу, они действуют бесстрашно, дерэко, умело. Срастаясь с полями, лесами, оврагами, они проникают в самый центр сосредоточения фашистских войск и разгадывают вамысел противника. Этот замысел таков: внезапным ударом расчленить и опрокинуть советские войска на решающем участке нашего на­ступления. Не вышло это у немцев! Сорвалось! Травкин и его боевые друзья через свою рацию «Звезда» обо всем поставили в известность советское командование. Их разведывательные данные дошли не только до армии, не только до фронта, но и в Москву, в ставку Берховного Главнокомандующего. Приняты контрмеры. Немецкие машины, танки, бронетранспортеры, тысячи немецких солдат шли по лесным дорогам прямо к своей гибели… О подвиге разведчиков, об их героической смерти во имя победы Советской Армии рассказывается в повести «Звезда» Э. Казакевича, опубликованной в журнале «Знамя» № 1 за 1947 год. На-днях во взводе гвардии лейтенанта Я. Яковлева солдаты и сержанты коллективно прочитали «Звезду» и обсудили ее. Читку и взвода. повести, ее большое собеседование проводил командир Высокая идейность и художественность воспитательное значение несомненны, поэтому инициатива офицера Яковлева заслуживает всяческой похвалы. На этой странице мы печатаем высказывания солдат и сержан­тов взвода о повести «Звезда».
Яркий и правдивый образ воина-коммуниста Слово гвардии старшего сержанта Н. Грибина Один из самых ярких образов Не могу я здесь без вас, потому совестно, что не довел до конца эту войну вместе с вами, а как зажиточный колхозник, и вроде вы меня защищаете от немца». Аниканов возвращается в род­ной взвод. Узнав о гибели своего друга, разведчика Марченко, он говорит: «Что ж… вечная ему па­мять», и добровольно идет в раз­ведку с группюй «Звезда». В ты­лу врага он проявляет исключи­тельную отвагу и умение. Таков коммунист Аниканов. Образ этот очень правдивый. Ани­канову хочется подражать во всем. повестиэто сержант Аниканов, коммунист. После ранения Аника­нов попал в войсковое подсобное хозяйство. Но он воин. Его ме­сто -- в строю. И он пишет Трав­«…думаю я про вас, товарищ лейтенант Травкин, и про това­рищей моих в моем взводе, вспо­минаю наши боевые дела, а глав­ное мучения ваши и как вы бъетесь за нашу великую родину, и сердце обливается кровью. И прошу вас, товарищ лейтенант, поговбрить с тов. Сербиченко, мо­жет, он пошлет на меня требова­ние, чтобы отпустили меня к вам.
Эту повесть нужно прочитать каждому Солдаты и сержанты взвода высоко оценили повесть Э. Каза­кевича «Звезда». живу,Гвардии ефрейтор В. Дмитриев и гвардии рядовой узбек Кайхар Туйчиев говорили о боевой друж­бе разведчиков, хорошо показан­ной в повести. Гвардии рядовые В. Чугай и М. Смирнов говорили о том, как верность Родине, ненависть к врагу вливали в сердца советских людей неудержимый порыв пре­одолевать все трудности. -Никто уже не ждал воз­вращения группы «Звезда» из немецкого тыла, а Катя, полная надежды и железного упорства, ждала. Она все дежурила и де­журила у своей рации. То нежно, то весело, то печально она снова и снова твердила в эфир: «Звез­да. Звезда. Звезда!…». На такую самоотверженную чистую любовь способны только наши советские девушки. Гвардии сержант С. Буровцев остановился на характеристике образа радистки Кати, которая чистой и нежной любовью люби­ла Травкина: Общее мнение выступавших; повесть 9. Казакевича «Звезда» -очень хорошее и нужное про­изведение. Ее стоит прочитать всем воинам.
Отвага, помноженная на умение Травкина. Он моментально рас­судил, что, пока его видят толь­ко три немца, ему нет никакого расчета первому лезть в драку, а, достигнув ближайшей рощи, где немцев, быть может, нет, он име­ет шанс спастись даже в том случае, если эти трое подымут запоздалую тревогу. Бежать он тоже не решился. Он понял, что бежать нельзя, как нельзя бе­жать от собаки. Она сразу поймет твой страх и поднимет оглуши­тельный лай. Разведчики прошли ровным, неспешным шагом. У немцев даже мысли не возникло, что это русские, что это разведка противника. Вы помните, что Травкин и его бойцы, действуя во вражеском тылу, взяли «языка» и многое от него выведали. «Исчезновения этого фрица никто не заметит: он только что выписался из госпита­ля», так решил Травкин и именно поэтому захватил «языка», Примеров железной выдержки и разумной прегусмотрительностя Травкина можно привести много. Травкин - смелый и умелый воин. В его образе Казакевич по­казал человека, с честью выпол­нившего долг перед Родиной. Я разведчик, сам не раз бы­вал в тылу у немпев и награж­ден за боевые разведывательные действия. Должен прямо сказать, повесть о разведчиках меня глу­боко взволновала, потому что в ней рассказана сущая правда. Так оно и было на фронте, Как живые, стоят перед моими глазами образы героев «Звезды», Особенно мне полюбились лейте­нант Травкин и сержант Аника­нов. Это отважные люди. Их от­вага и готовность к риску соче­таются с отличным умением, под­креплены высокой сознательно­стью. Я хочу остановиться на образе Травкина. Разведка для него любимое, хорошо изученное дело. Как разведчик он настоящий ма­стер. Сколько опасностей подсте­регало «Звезду» во вражеском тылу! Леса кишели немцами. Од­нажды группа буквально напоро­лась на трех фрицев. Спасло раз­ведчиков только хладнокровие Слово гвардии старшего сержанта Н. Семина
Горжусь тем, что я разведчик! чиком. Наоборот, горжусь этим. Мое убеждение такое: свою моло­дую жизнь не страшно отдать за счастье нашей вечно молодой со­ветской страны. Мы все хотим подражать ге­роям. И если придется с оружием в руках защищать Родину, то в нашем взводе каждый будет та­Когда я из явил желание стать разведчиком, то бдин солдат ска­зал мне: «Чудак. Это самая опасная профессия. В боевой об­становке первым потеряешь свою молодую жизнь», Этот солдат очень похож на труса Феоктисто­ва, о котором с презрением рас­Слово гвардии рядового В. Толстикова
сказывает писатель Казакевич в ким, как Травкин или Аниканов, повести «Звезда». бесстрашным, смелым и уме-
Я не жалею, что стал развед-Глым,
В служении Године-смысл жизни Заключительное слово гвардии лейтенанта Я. Яковлева Как хорошо и правильно это сказано! Действительно, так сто­ит жить. Вель смысл жизни для советского человека только в од­ном - в служении своему нзро­ду, в служении Родине. И прав наш товарищ гвардии рядовой Толстиков, который здесь сегодня сказал: «За это и умереть не стралино!». Рассказывая о дружбе Травки­на с артиллеристом Гуревичем, автор повести говорит: «В Гуревиче он угадывал свой­ственный и ему, Травкину, фа­натизм при исполнении долга. Не думать о своей выгоде, а только о своем деле -- так был воспитан Травкин и так же был воспитан Гуревич. Они и называли друг друга «земляками», ибо они бы­ли из одной страны - страны верующих в свое дело и готовых отдать за него жизнь», Такими, в сущности, показы­вает автор и других гороев пове­Товарищи солдаты и сержан­ты! Мы прочитали с вами повесть «Звезда». В сердце каждого из нас она оставила глубокий след, повести: Травкин, Ани­канов, Мамочкин, Бражников, Го­лубь, Семенов, Быков - погибли, но они победители. мы глубо­ко скорбим, когда узнаем об их гибели, но мы восхищаемся их подвигом. Их вела вперед вер­ность присяге, ими руководило высокое чувство сознания воин­ского долга. Деной своей жизни эти люди напесли огромный ущерб врагу. Своим подвигом они показали, на что способны со­ветские люди. Я хочу напомнить вам одно ме­сто из повести. Когда рация «Звезда» передала первые сведе­пия советскому командованию, все разведчики повеселели, Они при­ходят к убеждению: «Пройти такой передний край, а ватем начиненные немцами ле­са и потом связаться по радио и передать своим об этих немцах, нет, так стоит жить!», сти. Аниканов, Мамочкин, Голубь и по профессии, и по возрасту, и по характерам - разные люди. Но когда пошли они выполнять боевой приказ, то составляли ели­ное целое. И как пальцы руки, сжимаясь в кулак, превращаются в большую силу, так и они, под­чинив свою волю единой пели, стали очень большой силой. Лей­тенант Травкин смотрел на своих разведчиков и ощущал каждого из них, как часть собственного тела, «Травкин был доволен собой, собой, увеличенным в семь раз», Вот такой боевой, сплоченной семьей должны жить все воины Советской Армии. Повесть «Звезда» учит нас до­рожить войсковым товариществом, быть верным присяге, свято вы­полнять свой долг перед Родиной, не щадить во имя счастья наро­да даже самой жизни. Стоит жить так, как жили Травкин и его боевые друзья! Бу­дем в своем солдатском повсе­дневном труде брать с них пример служения Ролине!
- Қак разведчик он настоящий жант Н. Семин, характеризуя
мастер!-говорит старший сер­Мурахина,
образ лейтенанта Травкина. Фото А.