Фото Г. Удинцева
	Б. Удинцев*
етом 1939 г. мы совершили путешествие
	я в русский ХИ век, в эпоху героиче-
ского похода Игоря на половцев. Русь
в ХИ в. «разодралась» на мелкие княжества,
«взмялась» от княжеских междоусобий и
кочевнических набегов. ms

Быстро идет поезд. Вот и Курск. Отсюда,
«Словно сокол по ветру летящий», ринулся
«конным маршем» на помощь брату Игорю
Северскому Курско-Трубчевский князь
Всеволод. Игорь несколько раньше прошел
уже на юг через Белгород, Волчанск, Ли-
хово к Изюму. Братья встретились на Донце
у Оскола. Мы едем по территории бывшего
Северского княжества, земли которого гра-
ничат уже с Ордой. Это слово приводило
русских людей ХИ в. в ярость. Над полями,
которые мы проезжаем, летали вороны и
галки, находя кровавую поживу, деля между
собой трупы убитых. Огромным паразитом
присосалась к России кровожадная Орда,
вытягивая все соки, истощая последние си-
лы. На Западе уже возникли в 1Х—Х вв.
крупные европейские государства, и позд-
ним кочевникам некуда было больше дви-
гаться. Они Толклись на широкой южно-
русской равнине, опасаясь надолго входить

ее ВОЛЬТ
	в славянские леса, но делая на них постояя- .
	ные набеги. Северские князья пытались
держаться с половцами по-разному:
они То старались ладить с врагом, то во-

влекались с ним в вооруженную борьбу.
В 1185 г, шумом наполнился изюмский

шлях, заскрипели телеги, ветер рвал боевые
знамена, раздавались молодые, бодрые го-
	лоса. Это Игорь...
	«Точа свое сердца, как точат клинки,
В порыве кипя молодецком,

За Русь он лихие повел полки—
Виться в краю половецком»“.
	Мы сидим на вершине высокой кремневой
горы — Кременца, ‚ Шелома, Кургана, у
подножья которой на правом берегу Север-
ского Донца расположился Изюм. С горы
открывается прекрасный вид на громадные
пространства, в которых причудливой се-
ребристой лентой извивается южная гра-
ница Северской земли — Северский Донен,
окаймленный лесами,

Среда. 1 мая 1185 г. Отряд в 4000—5000
русских ‘расположился на левом, проти“
воположном нам, берегу. 400 с лишком
верст сделали еще бодрые кони, и отдыхают
мужественные всадники, лучшие люди Се-
верской земли. Но отдых испорчен. Это над
нами сияет сейчас яркое солнце, Игоревы
же войска — во мраке... Более часа длит-
ся «зело страшное затмение. Даже звез-
ды видно»... Однако «наперекор затмению,
наперекор судьбе» любимый военачальник
вступает в золотое стремя, и через Изюм-
ский или ближайший Каменный брод войска
снова мчатся к чистому полю.

«Что-то не едет Всеволод, придется ждать
его», недовольно думает Игорь и останав-
ливает войска на правом берегу Донца,
где-то против Оскола,

Прекрасные места... Мы исходили их
вдоль и поперек, словно рассчитывая встре-
тить умчавшихся вперед храбрецов. Немного
далыше в районе Святогорска нам встрети-
лись редкостные сосновые лесг, а среди
мягких по своим очертаниям зеленых гор —
целый район ‘славянских селищ и городищ,
Даже Игорь потратил на них два дня, как бы
прощаясь с последними пейзажами родины.
Один из русских беллетристов так описал

эти места:
	: См. очерк „Где воевал Ворошилов’, ‘наш жур-
	нал № 10 за 1959 г.
з Эти и другие стихи взяты из „Слова о полку
	Игореве“, перевод М, Тариовского,
	«Какая даль открылась, как хороша
была долина с темным бархатом лесов в ней,
как, сверкали разливы Донца в солнечном
блеске, какою горячею жизнью юга дышало
все кругом! То-то, должно быть, дико-ра-
достно билось ‘сердце какого-нибудь воина
полков Игоревых, когда, выскочив на хра-
пящем коне на эту высь, повисал он. над
обрывом, среди могучей чащи сосен, убега-
ющих вниз».

Сосны, дубы, ясени, клены. А в громад-
ных меловых скалах — целый лабиринт
подземных ходов и пещер, которые в Х IB.
использует монастырь.

«Игорь милого брата ждет». Он напряжен-
но всматривается с правого берега на левый,
откуда должны показаться «бедовые храб-
рецы — куряне». В свободные минуты Игорь
	одъезжает древние селища, захваченные
«вороньем-половчугой»,  сбежавшими при
первом появлении русских. Он слушает
	рассказы стариков славяно-руссов о много-
численных народах, оставивших — здесь
свои следы.

Через столетия мы изучаем материальные
остатки их быта и набираем в рукзаки сме-
шанный и разнообразный «подъемный» ма-
териал. Иногда в голову закрадывается скеп-
тическая мысль о Том, как это целые поко-
ления оставляли после себя лишь темные
черепки битой посуды, может быть, и Игорь
думал о том же, только словами старой кни-
ги: «Человек яко трава, дни его яко цвет
сельный, тако оцветет».

Первое осмотренное нами селище Новосе-
ловка расположено недалеко от Святогор-
ска на правом берегу небольшой речонки,
впадающей в Донец, Современное поселе-
ние стоит на месте селища, буквально на
костях и черепках его (Краснолиманский
район Сталинской обл.). Мы ходим по ого-
родам и бахчам — по склонам речки, рас-
сматриваем и собираем. серые, желтые,
черноватые глиняные черепки; иногда здесь
находят и целые сосуды. Особенно много
черепков намывает полой весенней водой и
дождями. Это посуда тех поселений, которые
воочую видели войска Игоря. :

Известный археолог Н. В. Сибилев, жи-
вущий в Святогорске, часто посещает Но-
воселовку; он дружески беседует с мест-
ными ребятишками, выспрашивает, нет ли
новых находок. Ребята несут ему материал,
идущий не только в Святогорский музей,
но и в Украинскую Академию наук. Так
через детей протягивается крепкая нить,
связующая маленькую Новоселовку с одним
из научных центров страны,

Тов. Сибилев привлек к научной работе
в прошлом году юную девушку Таню Не-
чипуренко. Она служила в столовой офи-
цианткой, а теперь под руководством Ни-
колая Викентьевича водит экскурсии по
музею и рассказывает. донбассовской мо-
лодежи о неолите, о временах Игоря,
о «рейде Святославова сына».
	Пробродив целый день около Новоселов-
ки, мы ушли из нее к вечеру с нагруженными
рукзаками, занятые вопросом, есть ли в чис-
ле набранных нами черепков хотя бы не-
много половецких? Некоторые считают, что
у поздних кочевников начинала появляться,
пусть примитивная, но своя керамика. Уже
на этом селище нам бросилось в глаза оби-
лие славянской керамики с ее типичным
волнисто-линейным орнаментом. Она: как-
то тоньше изящнее других, свидетельствует
об уже оседлой и земледельческой куль-
туре. Через. даль веков перед нами встали
славянские женщины, на обязанности ко-
торых лежало все гончарное производство.
Они во множестве изготовляли эти сосуды,
прекрасно изучив пластические свойства

_ Участники экспедиции тт. Б. Удинцев (спра-
‘ ва) и И. Стелецкий около каменной „бабы“
	материала и внося в свое дело подлинны?
элементы изящества и красоты. Пронеслись
года... И вот сейчас другая славянская
женщина, юная Таня Нечипуренко, забот-
ливо собирает эти черепки для музея и ра-
стег— в. условиях сталинской эпохи —

в научного работника.
	«Нет, не видно там княжьего стяга,
Не шеломами черпают Дон.
И прекрасная внучка варяга
Не клянет половецкий полон».
Блок, „Новая Америка“
	Мы беседуем с Таней о том, как после бег-
ства из степи сарматов и готов все сметали
на своих путях дикие’ тюркские орды. Но
славяне, появившиеся здесь, повидимому,
с первых веков нашей эры, упорно держались.
в течение столетий. Их поселения протяну-
лись цепочкой по всему Донцу и через Дон
дошли до знаменитого Лукоморья на Азов-
ском море. В болотистой Тамани появилась
тогла колония северян — Тмуторокань.
При столкновениях с многочисленными
кочевниками оседлые славяне, жители этих
разрозненных поселений, подчинялись,
однако, кочевникам, спасая себя и куль-
туру племени,

«Игорь спит. Игорь не спит. Игорь в мыс-
лях своих мерит поля»... Он думает: жаль,
что эти городища нельзя превратить в пё-
редовые укрепления боевой зоны, вроде
Северского городка Донец. Очень уж пе-
стрый народ в них живет. Кого только нет.
Но наших как будто больше...

Участники нашей группы, шагая по Свя-
тогорско-Славянским полям, обсуждали
тот же примерно вопрос: как могли отне-
стись к Игорю’ эти буферные города? Mor
ли Игорь, имея их в Тылу, итти спокойно
далыше? Вопросы рождались быстрее, чем
появлялись ответы... Некоторые селища
лежат близко к бродам через Донец. Может.
быть, в них и жили «бродники», этот прото-
тип казачества, сильные и смелые люди,
«презиравшие смерть», которыми интересо-
вался даже Папа Римский. Они служили
в наемных войсках, называли себя христиа-
нами (по выражению монаха-путеществен-
ника были «злочестивыми» христианами),
угождали и нашим и вашим, и бывшей ро-
дине — Руси и временным  владыкам —
половцам.
	«Звенит тетива и открыт колчан,
У каждого сабля— что надо.
Для князя он ищет славы, чужан,
Честь ему, волку, привада»,
	Мы говорили о странной судьбе этих дву-
рушников, вовлеченных в сильный и свое-
‘образный водоворот на границе двух столь
различных миров. Но о духовной их жизни
молчат. и черепки, и остатки укреплений...
Иногда селища сохраняют остатки валов,
	являясь городищами, 7 августа мы TOApOD- 19
м мохиаяи  Геппинское гопоплише ЛИЗ