Трудящиеся стра- T У
ны социализма хо-
тят знать свою ро-
дину. Счастливые
граждане нашей страны,где навсегда уничто-
жена эксплоатация человека человеком, где
за 20 лет существования советов под руковод-
ством партии Ленина—Сталина построена
новая интересная, замечательная жизнь,
с каждым годом повышают свой материаль-
ный и культурный уровень, Растет их об-
щественная активность, растут их культур-
ные запросы. С каждым годом повышается
тяга трудящихся СССР к путешествиям
и экскурсиям. Потоки туристов непрерывно
увеличиваются. Даже зимой не намного
стихает волна путешествий и экскурсий.
Где путешествовали наши туристы в ноябре
и декабре 1937 г.?

Рабочие и работницы шелко-ткацкой
фабрики г. Тбилиси выезжали в г. Гори,
чтобы осмотреть дом, в котором родился и
провел свои детские годы вождь народа,
любимый друг и учитель тов. Сталин. В это
же время рабочие Яковлевической  сукон-
ной фабрики выезжали из Белоруссии в Мо-
скву. Они посетили мавзолей и музей
В. И. Ленина, ознакомились с работой луч-
ших московских камвольных и суконных
предприятий. В Москву же ездили около 200
домохозяек Павлова-посада. В экскурсии
участвовали и старухи-пенсионерки города,
которые никогда не видали Москвы или ви-
дели ее только до Октября. В ноябре альпи-
нисты Киргизии совершали последние го-
ровосхождения этого года, восхождения, по-
священные 20-летию Великой октябрьской
социалистической революции.
	‚ Весной волна туризма поднимется в де-
сятки раз, охватывая. сотни тысяч человек.
	Как с этой волной справляются проф-
союзные организации, добровольные спор-
тивные общества, Туристско-экскурсион-
ное управление ВЦСПС?
	Нужно сказать прямо, что профсоюзные
организации не справились с работой по
развитию массового туризма, хотя уже про-
шло полтора года со времени решения пра-
вительства о передаче туристской работы
в руки профсоюзов, Центральные комитеты
профсоюзов, имея большие средства на ту-
ризм, оставили эти средства в большинстве
нетронутыми или расходовали на ‘другие
нужды. Как правило, дальше приобрете-
ния путевок на туристские маршруты ЦК
профсоюзов не шли. А как распределялись
эти путевки, правильно ли информировались
трудящиеся об условиях путешествия по
путевке — этим ЦК профсоюзов не инте-
ресовались. Так, например ЦК профсою-
зов мукомолов закупил путевки на лодоч-
ный маршрут по Жигулевской «круго-
светке». Стоимость путевки была 15 р. на
‚5 суток, Понятно, что сюда не входила стои-
мость питания. Однако при вручении пу-
тевок месткомы сообщили туристам, что по
путевкам они получат полностью питание,
поедут на моторных лодках, а не на греб-
ных, и т, д, В каком положении оказались
неопытные туристы, наивно поверившие,
что не надо брать денег на питание, дога-
даться нетрудно.
	Целый ряд ЦК профсоюзов, отдавшись
«модному» увлечению, предпочел истратить
большую часть средств на альпинизм.
	Люди, мечтавшие о путешествии на лодке
по своей области, часто поневоле делались
альпинистами, так как путевку в альпини-
стский лагерь получить было очень легко,
а для лодочного путешествия рабочий не мог
получить толком ни помощи, ни консульта-
ции. ЦК металлургов Востока истратил
больше 200 000 р, на альпинизм и отправил
на штурм снежных вершин: две сотни чело-
век. В путешествия по Уралу отправилось
по линии того же ЦК 1300 чел. Эти путе-
шествия обошлись ЦК союза все вместе

меньше 20 000 E: В горных лагерях ЦК
профсоюзов на Кавказе бывало немало со-

вершённо случайных людей, которые укло-
нялись от походов на вершины или пове-
сили на грудь значок «Альпинист СССР»
с тем, чтобы больше в горы не ездить,
	ТУРИЗМ В 1938 ГОДУ
	Активные туристы нередко являются
бессильными одиночками, их не используют

на предприятиях, так как ЦК профсоюзов
и добровольные спортивные общества «за-
	централизовывают» туризм, давая предприя-
	тиям только разверстки и путевки.

В 1938 г. необходимо обеспечить разви-
тие туризма на совершенно иных началах,
Массовое развитие туризма, использование
туризма в целях пропаганды социалистиче-
ского строительства, изучения нашей вели-
кой родины будут иметь наибольший успех
тогда, когда во главу угла будут поставле-
ны активность, самодеятельность самих
туристов. Решение секретариата ВЦСПС о
новом уставе  Туристско-экскурсионного
управления открывает уже широкие пер-
спективы для развития массового туризма.
В уставе имеются четкие пункты 0 с03-
дании секций по туризму при доброволь-
ных спортивных обществах, фабзавмест-
комах, рабочих бах.

Создание секций туризма на предприя-
тиях, при учебных заведениях повысят ини-
циативу и активность туристов. Эти секции
должны явиться мощными рычагами про-
паганды туризма, организации путешествий
во время отпусков, походов и экскурсий
в выходные дни.

Сейчас на утверждение секретариата
ВЦСПС вносится проект развернутого по-
становления по развитию массового туризма
среди членов профсоюзов.’ Секретариат
ВЦСПС должен дать четкие указания по
линии ЦК профсоюзов и ТЭУ ВЦСПС.

. ТЭУ должно решительно изменить си-
стему своей работы. Нельзя, чтобы в 1938 г.
возможности туризма упирались в систе-
му стандартных’ дорогостоящих маршру-
тов ТЭУ. Нельзя, чтобы только участники
путешествий по таким маршрутам получали
снаряжение, пользовались бы преимуще-
ством и вниманием. ТЭУ должно создать
мощную сеть пунктов проката снаряжения
и на оперативных маршрутах, и в большин-
стве республик и областей нащей страны.
Прежде всего каждый трудящийся, путеше-
ствующий по своей области, должен полу-
чить в прокат, если нужно, лодку или раз-
борную байдарку, палатку, рукзак. Старый
«лозунг» бывших горе-руководителей ТЭУ:
«отвечать только за оперативные маршруты»,
должен быть изменен на новый: «всемерно
помогать развитию массового туризма

При организации туристских путеше-
ствий необходимо учесть и удовлетворить
запросы молодежи, запросы пожилых тру-
дящихся, запросы туристов, желающих
путешествовать семьями, Вот, например,
геолог углеразведки Подмосковного бас-
сейна В. С, Яблоков ежегодно отправляется
в путешествие на лодке вместе с женой и
малолетним сыном. Первый раз тов. Яблоков
отправился в такое путешествие в 1935 г.
Он купил в г. Калуге 4-весельную плоско-
донку, достал кусок брезента (палатки не
было) и отправился в путь от Калуги до
Касимова. За 20 дней туристская семья про-
плыла около 700 км, хорошо отдохнув.
Преступление, что профсоюзные организа-
ции и добровольные спортивные общества
не интересуются возможностями семейного
туризма, не оказывают помощи таким тури-
стам.
	`В организации массового туризма гро-
мадную роль играет консультант. Это руко-
водитель самодеятельной группы туристов,
опытный турист, географ, иногда врач,
К нашему стыду таких консультантов си-
стемы ТЭУ ВЦСПС имеет всего около 20
чел. Нужно, чтобы к весне 1938 г. в большин-
стве областей`были штатные и обществен-
ные консультанты.
	Группа молодых рабочих из г. Лысьва
на Урале отправилась в пешеходное путе-
шествие по Военногрузинской дороге,
Никто не помог им’ в разработке маршрута.
Молодые ребята наивно предполагали, что
Владикавказ и Орджоникидзе разные го-
рода и неправильно составили свой маршрут.
	m *
		А ведь от непра-

Al У вильной подготов-
ки к путешествию
мог бы быть не-
счастный случай. Отсюда понятна ответст-
венная роль консультанта по путешествиям.
В 1938 г. нужно широко развернуть по-
ходы и путешествия по путям гражданской
войны. Сюда должна быть npbcoosoe зна-

чительная часть средств профсоюзов, от-
пущенных на туризм. Через Перекоп, по
пути героя гражданской войны тов. Щорса
на Украине, по пути Орджоникидзе на Кав-
казе, через Сталинград (быв. Царицын) дол-
жны пройти десятки тысяч нашей молодежи.

Секции туризма на предприятиях обес-
печат массовое развитие туризма выходного
дня. Колхозы могут приготовить для ту-
ристов удобный ночлег, организовать пита-
ние. Нужно только договориться. Колхоз-
ники селений в холмистых районах Влахерн-
ской принимают в выходной день массу
лыжников из Москвы. Установлены твер-
дые расценки за ночлег.

Пора ОГИЗ”у обеспечить выпуск путе-
водителей по областям, краям и ребпубли-
кам. Некоторые областные отделения ОГИЗ?а
(Горьковское, Свердловское, Северное и др.)
уже выпускают такие путеводители. Разве
трудно отделениям ОГИЗ2а обеспечить выпуск
таких путеводителей по краям и областям?

К сожалению, Всесоюзный комитет по

делам физкультуры и спорта при СНК СССР
	ло сих пор еще ничего не делает по туризму. `
о ера. В И oo
	RENIN

Только альпинизм кое-как приобрел права
гражданства. Отдел физкультуры, спорта
и туризма ВЦСПС также довольно спокойно
взирает на то, что в системе ВЦСПС никто
не помогает туризму, не руководит им. До
сих пор среди чиновников этих органи-
заций ведутся споры, можнб ли на ТЭУ
ВЦСПС возложить работу по развитию мас-
сового туризма. Чиновников смущает, что
ТЭУ ВЦСПС — хозяйственная организа-
ция. Как будто бы нельзя изменить функ-
ции  Туристско-экскурсионного управле-
ния! А пока рабочие, интересующиеся ту-
ризмом, не знают, куда обратиться за кон-
сультацией, не знают, откуда ждать помощи.
Так, например рабочий-возчик из г. Каси-
мова пишет: «В Московский комитет ин-
туриста (?!). Я желаю быть советским ту-
ристом, прошу Комитет интуриста разо-
брать это мое заявление. Я очень желаю ис-
следовать мою обширную родину». Во мно-
гих ЦК профсоюзов лежат подобные письма,
и никто на них не отвечает, — там некому
заниматься туризмом. Своевременное реше-
ние секретариата ВЦСПС, надо полагать,
поможет развитию массового туризма.

Нужно подумать о доблестных патрио-
тах нашей страны, о стахановцах, которые
в туризме получат лучщий для себя отдых.
Подумать об Экскурсиях по обмену произ-
водственным опытом. Так, например в де-
кабре 1937 г. 15 лучших стахановцев госу-
дарственной торговли Кировского района
г, Тбилиси провели производственную экс-
курсию в Баку, где ознакомились. с рабо-
той магазинов, торговых баз и складов го-
рода. Десятки тысяч рабочих и служащих
стремятся в такие экскурсии,

Громадное значение имеет устройство
вечеров и докладов по туризму. Рабочие,
вернувшиеся из путешествий и экскурсий,
явятся интересными рассказчиками, которые
будут агитировать `за туризм, которые рас-
скажут о достижениях социалистического
строительства, будут способствовать ро-
сту стахановского движения, и

-В 1938 г. туристы должны получить свой
значок, выдаваемый за выполнение норма-
тивов‚ имеющих военноприкладное  зна-
чение, за совершение лодочных, пешеход-
ных, лыжных, велосипедных походов.
	Наша страна имеет громадные возмож-
ности для развития туризма и экскурсий
выходного дня, для развития альпинист-
ских восхождений, лодочных путешествий,
велосипедных, лыжных, пеших походов.
	Профсоюзные и физкультурные органи-
зации в 1938 г, — в первом году третьей пя-
тилетки — должны  по-большевистски .за-
няться туризмом,