Рисунок худ. П. Клеттенберга
	кающихся и даже себе подобных. Человеку
надо было найти убежище, где он чувство-
вал бы себя в относительной безопасности,
где мужчины, отправляясь добывать пищу,
могли бы оставить женщин и детей, где бы
он был укрыт от дождя и холода. Надвигаю-
щееся оледенение еще более заставило чело-
века нуждаться в таком убежище, и вот тут
недра земли своими пещерами предоставили
человеку приют. Человек заселяет пещеры и
живет в них тысячелетиями, постененно со-
вершенствуясь, развиваясь, и покидает свое
насиженное жилище, только почувствовав
	себя достаточно сильным. =.
Но не один человек являлся жителем .
	пещер в доисторические времена. Они яв-
лялись убежищем и животных. Таким‘ со-
перником человека в обладании пещерами
был пещерный медведь — чудовищное жи-
вотное около 3 м длиной и 1,5 м высотой.
Его исключительным убежищем были пе-
щеры. ;

Охраняя человечество в период его мла-
денчества, пещеры оказали ему в будущем
еще однуколоссальнуюуслугу: они помогли,
и до сего времени помогают, восстановить
щаг за шагом историю земли и самого чело-
века. Пещеры, как в несгораемых сейфах,
сохранили свидетельства огромной ценно-
сти. Открытие их проливает свет на загадки,
над разрешением которых до этого бесплодно
бились величайшие умы человечества. Так,
например найденные останки человека
в Кроманьонской пещере (юго-запад Фран-
ции), в Гайленлейторовской пещере, откры-
тие так называемого неандертальского че-
ловека (близ Дюссельдорфа) — в корне сло-
мали все существовавшие до того времени
гипотезы о времени появления человека
на земле, Находимые в пещерах остатки сру-
дий, предметов быта, стенные рисунки —
все это постепенно ярко воссоздает картину
жизни наших далеких предков.
	В позднейшие времена народная фанта-
зия окружила пещеры легендами о храня-
щихся там несметных кладах, о подземных
замках, о темных сверхъестественных силах,
охраняющих эти богатства. Надо сказать,
что эти легенды в части кладов, конечно,
имеют под собой основания. В феодальную
эпоху, когда каждая страна представляла
собою арену борьбы враждующих между
собою маленьких властелинов, возникала
необходимость иметь надежные тайники,
куда можно было бы прятать свои богатства.
	Конечно, пещеры с их запутанными хо»
дами, мрачными и опасными, внушавшие
стзах суеверному человеку, как нельзя
лучше подходили для этой цели, Такие рай-
оны, как Кавказ, переживший бурную и
сложную историческую жизнь, полную бес-
конечных войн, ‚ многочисленных вторже-
ний, особенно богат всякого рода пещер-
ными городами и замками. Для устройства
их использовались естественные пещеры,
расположенные на неприступных местах
и искусственным образом расширявшиеся
и укреплявшиеся (например гагринские
подземелья, сухумские, пещерный город
Вардзия, Уплис-Цихе около Гори и т. \п.).
	‚Раскопки в таких пещерах. дают массу
ценного материала в области раскрытия исто-
	Статья Н. Покровского
	высотой в 20 м в Агтелеке потребовалось
не менее 150—300 тыс. лет.
	Достигнув наибольшей величины, пе-
щеры или отдельные участки их начинают
дряхлеть. Происходит то, что называют нро-
цессом «заполнения» пещеры. Та вода, ко-
торая создала пещеру, теперь ее разрушает.
Размываемые через сеть мельчайших тре-
щин и отверстий, стены и своды пещеры дают
осыпи и обвалы.

В сухих пещерах, в результате испарения
воды и отложения растворенных в ней ве-
ществ, происходит энергичное образование
сталактитов, сталагмитов и так называемых
«наплывов» на стенах и сводах. В конце кон-
цов эти образования, сливаясь в единую
массу, совершенно заполняют всю полость
	пещеры.

В сырых пещерах такое заполнение про-
исходит за счет огромных масс пещерной
глины, образующейся в результате разло-
жения известняка (процесс декальцифика-
ции).

Пещеры простираются в глубине земли
иногда на громадные пространства, исчис-
	ляемые десятками километров, то поднима-
	ясь почти до поверхности, то спускаясь по-
логими галлереями или, наоборот, отвес-
ными провалами вглубь земли. В них ис-
следователь может встретиться с подзем-
ными речками, озерами, водопадами. Ог-
ромные залы с лесом причудливых колонн,
сталактитов, сталагмитов (иногда мощ-
ных, как окаменевшие стволы гигантских
деревьев, иногда спускающихся нежнейшей
кружевной завесой и ломающихся от’ од-
ного прикосновения) чередуются с узкими
коридорами, через которые едва можно
протиснуться лежа. $
	Некоторые пещеры имеют своих живых
обитателей. В подземных озерах и реках
можно встретить рыб, особую породу ма-
леньких раков, в трещинах стен — насеко-
мых. Один признак объединяет всех предста-
вителей пещерной фауны: они слепы. Орган
зрения в условиях абсолютной темноты под-
земного мира для них не нужен,
	Пещеры называют «колыбелью человече-
ства». Трудно придумать более меткое и
глубокое сравнение. В самом деле, предста-
вим себе на одну минуту человека на заре
его жизни. «Сотни тысяч‘ лет, в истории
земли имеющие ие большее значение,
чем секунда в жизни человека, наверное
протекли прежде, чем возникло человече-
ское общество из стада карабкающихся по
деревьям обезьян» *. Но все же оно воз-
никло и стало завоевывать свое право
на жизнь, на господство над окружаю-
щим. Человек в то время мало чем напоми-
нал будущего властелина земли, если за-
быть о том, что он‘усвоил прямую походку,
специализировал работу органов своего
тела и развил способность членораздельной
речи.
	Его и были палка и необделанный
камень. Он был беззащитен против стужи и
непогоды, Со всех сторон ему грозили опас-
ности: от чудовищных животных, пресмы-
	 Ф. Энгельс, Диалектика природы — «Роль
	труда в процессе очеловечения обевяны».
	B редком туристском отчете, особенно
по горным. районам нашей страны, не
встретишь упоминаний о пещерах. Пишут,
например, так: «По рассказам местных жи-
телей, поблизости находятся громадные пе-
щеры, еще никем необследованные», или:
«На склонах отвесных гор, среди которых
течет река, зияют мрачные, загадочные от-
	верстия пещер». Естественно, казалось бы,
	что дальше последует описание этих «не-
обследованных», «загадочных» пещер. Но
здесь неизменно роковое стечение обстоя-
тельств: или времени нехватает, или свечей
не взяли, или еще что-нибудь. А результат
один — пещеры остаются в стороне от пыт-
ливого глаза туриста. Невольно возникает
вопрос, почему же такие феномены природы
игнорируются нашими туристами, так
жадно стремящимися к познанию своей ро-
дины, рвущихся на борьбу с трудностями,
к тому, чтобы раскрыть все загадки, кото-
рые ставит перед людьми природа.

Как же образовались пещеры и что они
представляют ‘собою? Пещеры — это ny-
стоты в толще земли. Своим образованием
эти пустоты обязаны размывающему и рас-
творяющему действию воды. Просачиваясь
сквозь мельчайшие трещины земной по-
верхности, атмосферные воды размывают
горные породы, образуя в них подземные
	каналы, которые постепенно расширяются
	и углубляются. В этом случае вода действует
двояко. С одной стороны, это действие меха-
ническое (так называемый процесс эррозии),
усиливающееся тем, что поток воды несет
с собою песок, мелкие кусочки камней. Эти
твердые частицы, ударяясь о породу, усили-
вают разрушающее влияние воды. С другой
стороны, вода действует химически, раство-
ряя в себе встречающиеся горные породы
(процесс коррозии). Так как проникающая
вглубь вода содержит в себе значительное
количество поглощенной из воздуха углеки-
слоты, ее химическое действие, как раство-
рителя, весьма энергично.

Если по пути такого подземного потока
встретятся горные породы, легко поддаю-
щиеся как механическому, так и химиче-
скому действию воды, образование этих пу-
стот происходит усиленно. В толще земли
создаются лабиринты в виде подземных ко-
ридоров и зал. Поэтому совершенно понятно,
что наиболее богаты пещерами районы, сло-
женные из карстовых пород. (известняков).

Подавляющее большинство пещер обя-
зано своим происхождением одновременно
обоим процессам, т, е, и эррозии и корро-
зии, ибо только некоторые горные породы
He поддаются растворяющему действию воды.

Возраст. пещер определяется сотнями ты-
сячелетий. Знаменитый французский спе-
леолог Мартель высчитал, что для образо-
вания сталактита «Астрономическая башня»