Дорога, миновав старинное мусульман-
ское кладбище Кара-Агадж, вступает в ле-
систое ущелье, вход в которое замыкается
полуразрушенной крепостью Аскеран. Да-
леко впереди среди зелени гор виден г. Сте-
панакерт, выше которого на крутой скали-
стой горе находится г. Шуша. Белая поло-
ска шоссе ярко видна на темном фоне гор
километров на 40 вперед. Этот участок
дороги очень оживлен. Towns беспрерывно
в ту и другую сторону несутся автомо-
били, гремят фургоны, скрипят арбы,
мерно шагают верблюды, и, позванивая
бубенчиками, катят запряженные лошадьми
фаэтоны с разукрашенной упряжью.

От сел. Ханбачи — «ханские сады» —
начинается подъем к г. Степанакерту. На-
конец дорога выходит в широкую долину,
где стройными красивыми линиями тянутся
дома столицы Нагорного Карабаха.

Этот новый, хорошо распланированный
город вырос на месте небольшого сел. Хан-
хенд. Болышие дома европейского типа,
бульвары, цветники, электрическое осве-
щение и все культурные удобства красно-
речиво говорят о том, что это уже советский
социалистический город. Только крикливый
и шумный базар, старинные армянские ко-
стюмы на старухах и живописные бурки на
стройных всадниках напоминают о том, что
мы в глубине Закавказья.

Быстро съезжаем по короткому, но кру-
тому спуску на Шушинское шоссе. Перед
нами белое красивое здание гидроэлектро-
станции Степанакерта.

На противоположной стороне ущелья
на небольших площадках уютно стоят се-
ления. Влево отходит шоссе к новому район=
ному центру Корягино.

Шуша, или Панахабад, — самый зна-
чительный город Нагорного Карабаха, в
прошлом резиденция и крепость первого
владетеля Карабаха — Панах-хана, — рас-
положена на восточном крутом склоне Шу-
шинской горы, на высоте 1500 м. Город
с большим трудом оправился после мартов-
ских дней 1920 г., когда разжигаемые
буржуазными националистами мусульмане
истребили около 30 тыс. армян и превра-
тили цветущий город в руины.

Следов былого антагонизма нет ив по-
мине: армяне и азербайджанцы — все рабо-
тают рука об руку для одной светлой цели
строительства социализма.

В Шуше развито шелкомотальное и ков-
ровое производство и садоводство.
	Пройдя пешком небольшой подъем через
разрушенную часть города, крутым уклоном
быстро съезжаем на шоссе. На перекрестке
у неизменной чайной и ларька ‘мы встрети-
лись с группой кочевников. Навьюченные
имуществом, бредут ишаки, лошади, вер-
блюды и даже коровы; из-под больших узлов,
завернутых в домотканые узорные ковры
и панасы, торчат шесты для установки ша-
тров. Между узлов и на узлах разместились
женщины, дети, телята, щенки и куры.
Сбившись в тесную кучу, семенит позади
большая отара овец, окруженная стаей
свирепых псов с отрубленными ушами.
Среди этой группы шагают загорелые чаба-
ны, вооруженные длинными, с крючками на
концах, палками.
	Миновав «Ослиные уши» — две близко
стоящие но обеим сторонам дороги скады,—
дорога с высокого нагорья вступает в гро-
мадную воронкообразную котловину. На
луговых склонах там и сям вьются дымки
костров — это стоянки кочейников. Дорога
причудливо извивается по краю этой во-
ронки. Над ней нависают громады вывет-
рившихся скал фантастической формы.
	Часто приходится спешиваться, так как
лошади и ишаки попадающихся навстречу
кочевок испуганно шарахаются при виде
наших велосипедов, а’ собаки, громко лая,
норовят ухватить нас за ноги.
	Дорога круто сбегает вниз к сел. Кизил-
Даш и среди густого леса взбирается вверх
к одинокому домику 6. Лысогорской почто-

вой станции. [10 ту сторону котловины рас-
положены скотные дворы и сыроваренный

завод молочной альпийской фермы Карсов-
хозтреста,

После распада Монгольской империи и
образования в русских степях Золотой орды,
последняя проникла в Закавказье в ХИ в.,
после чего Азербайджан стал ареной опу-
стошительных войн. Страна начала прихо-
дить в упадок. Появившиеся из Средней
Азии орды Тамерлана нанесли окончатель-
ный удар культуре Азербайджана и пре-
вратили цветущую страну в безлюдную пу-
стыню. С начала ХУГ в. начинают органи-
зовываться ханства Ширванское, Щекин-
ское, Ганджинское, Талышское и др., за-
висимые от Ирана и незначительное время—
от Турции. В начале ХХ в. все эти ханства
были завоеваны русским царизмом.

Лишь с приходом советской власти без-
водные в течение нескольких веков степи
начали оживать и возделываться под хло-
пок, превращая Азербайджан во вторую
хлопковую базу Союза,

Мы обгоняем скрипучие арбы и выез-
жаем за город, в широкую зеленую степь,
с редкими, одиноко стоящими деревьями.
Рокоча мотором, над нами проносится
рейсовый самолет.

Кавказский хребет круто сворачивает
на юго-восток, еная степь осталась
позади. Мы минуем сел. Джафарабад и спу-
скаемся в глубокую котловину, лишенную
зелени. Лишь в редких селениях, где есть
вода, ярким пятном зеленеют деревья и
кусты. Слева от дороги, как мираж, возни-
кают стройные ряды яркобелых домиков
зерносовхоза им. Орджоникидзе, освоив-
шего пустовавшие до этого выжженные
солнцем степи. Обгоняя друг друга, про-
носятся грузовики с зерном нового урожая,
тянутся медлительные арбы и вереницей
важно шагают верблюды, нагруженные меш-
ками с хлопком. Знойный воздух’ неподви-
жен. На небе ни облачка. Пересекаем не-
большой горный кряж и видим внизу, в море
зелени, селения: хлопководческий колхоз
им, Орджоникидзе.

Уже начался сбор хлопка, и белоснеж-
ные горы его сверкают, как снег, на фоне
зелени. Здесь можно видеть все стадии раз-
вития хлопковой коробочки: завязь цвет-
ка, цветение, завязь коробочки и наконец
коробочку, созревшую и лопнувшую, с тор-
чащими из нее четырьмя комочками ваты.

От Хиндаха до Евлаха дорога идет ров-
ной степью среди посевов хлопка. Мы уско-
ряем ход велосипедов, чтобы засветло при-
ехать в Евлах,

Пересекаем многоводную и широкую
р. Куру и по тряской булыжной дороге,
по обеим сторонам которой тянутся заросшие
камышом болота, подъезжаем к ст. Евлах.

Евлах — районный и хлопководческий
центр Азербайджана. Здесь выстроен и ра-
ботает ХлОпкоочистительный завод, Город
связан пароходным сообщением с другими
южными районами республики ‘и железной
дорогой — со всем Союзом.
		ADMAHHM
	В тенистом саду около вокзала призывной
пункт. Четко, без суеты работает призывная
комиссия. Здесь мы осмотрели военный
уголок, читальню, беседовали с допризыв-
никами. Рядом звенит музыка восточного
ансамбля. Как все это непохоже на призыв
в дореволюционное время, когда пьяные но-
вобранцы, провожаемые плачущими мате-
	рями и женами, устраивали драки и де-
боши!
	Нагорный Карабах
	Пасмурным утром выезжаем из Евлаха.
Дует легкий встречный ветер, на севере
собираются свинцовые тучи. Прямая, как
стрела, дорога. По обеим сторонам хлопко-
вые поля. Въезжаем в сел. Барда. В сто-
роне от селения сохранились остатки кре-
постных и гражданских сооружений, не-
Когда цветущего города Берда-А. Легкий
Ветер внезапно сменяется ураганом, под-
нимаются тучи пыли. Падают первые круп-
ные капли дождя. Мы прячем на шоссе под
вагончик ремонтных рабочих свои велоси-
педы, а сами забираемся и вагончика.
Через полчаса грозы как не бывало: вновь
ярко светит солнце, и легкий ветерок шеве-
лит листву деревьев. На юге сквозь разрывы
облаков виднеются снежные вершины Ма-
лого Кавказа, в предгорьи которого в зе-
	лени садов раскинулся небольшой городок
Агдам,
	На пути к городу нас атакуют толпы ре-
бятишек, предлагающих купить крупные
гроздья винограда.
	Пересекаем вздувшийся после ливня
поток и через несколько минут оказываемся
на центральной площади оживленного го-
родка. Геперь мы уже на территории авто-
номной области Нагорного Rapadaxa, вхо-
дящей в состав Азербайджанской ССР, На-
селение здесь преимущественно армянское.
От прежней кровавой распри между ар-
мянами и другими Нерон Азербайджана
не осталось и следа. Юноши и девушки раз-
ных национальностей одной дружной се-
	мьей живут и учатся в Агдамском педтех-
никуме.
	Раныше ‘территория области, была очень
лесиста, отчего и получила свое название;
«карабах» в переводе — «горный сад». Не-
смотря на значительные порубки в эпоху
гражданской войны, здесь все же вохрани-
лись большие массивы дуба, бука, ясеня,
липы, ореха, груши, яблока и кизила, но
планомерное использование их затруднено
вследствие слабо развитой дорожной сети.
В области развит ковровый промысел. Ка-
рабахские ковры-паласы и дорожки сла-
вятся своей прочностью и оригинальными
рисунками и расцветкой.