пуск становилел круче. Минуем та-
бачные плантации сел. Арцеваник и выез-
жаем на берег шумной р. Охчи-Чай. Прон-
зительный свисток паровоза, повторенный
многократным эхом, напоминает нам о бли-
зости промышленного центра. Крутой
поворот —и мы видим нагромождение по-
строек в узком ущелье, ажурный мост
через реку, громадную эстакаду и бункера,
шестиярусное из стекла и бетона здание,
прилепившееся к крутому склону, и ряд
белых домов, убегающих в боковые ущелья.
Эт г. Кафан — новый районный центр
с 30-тысячным населением.

Добыча медной руды, производившаяся
здесь до революции, возобновлена в конце
1924 г. За. это время из карликового пред-
приятия Не крупный медеплавильный
комбинат. С каждым годом увеличивается
число действующих шахт, растет добыча
руды и выплавки меди. Новая флотацион-
ная фабрика снабжает концентратом не
только свой завод, но и другие медеплавиль-
ные предприятия. Город связан со стра-
ной вновь выстроенной железной дорогой.
В городе — новые театр, клуб, больница,
ясли, школы и удобные квартиры для ра-
бочих.
	Ленкорань
	Домбай-Ульген. Пунктиром показан путь восхождения (ХХ — западная вершина, Х --
главная верщина)

замечали, как он становится все ближе.
Это была западная вершина.

Часа в 3 вышли на гребень. Сложили
тур и двинулись к вершине. На пути стояло
несколько острых наклоненных над про-
пастью «жандармов». При тщательном крю-
чьевом охранении мы перешли их. В сумер-
ках подошли к последней стенке перед вер-
шиной и здесь устроились на холодную но-
човку: надели свитера и, усевшись поудоб-
ней, стали ждать утра.

Взошла луна. Она залила матовым
светом ледники, резко выделяя острые
пики вершин. Подул холодный ветер. Внизу
виднелись огоньки — это лагерь. Теперь
там ребята сидели у веселого костра, пели
и балагурили. Порой наступало неболышое
забытье, потом человек встряхивался, и
снова его начинало клонить к забытью —
таков сон на холодной ночовке,

На рассвете вышли и через час были на
западной вершине, сделав первовосхождение.

Гребень до главной вершины представ-
ляет собой цепь ®Фкандармов» (около 15),
которые торчат, °подобно пальцам. Весь
гребень обрывается на юг отвесной стеной,
иногда нависая над ней. Плиты черепичного
сложения не дают хороших зацепок для ног,

Все время шли на крючьевом охранении.
Иногда влезали друг другу на плечи, чтобы
преодолеть отвесные уступы. Здесь васины
тапочки были незаменимы,

От трудной и продолжительной скаль-
ной работы стерлись кончики пальцев,
	сочилась кровь.
	Узкая долина р. Охчи-Чай покрыта
садами, Сады постепенно сменяются хлопчат-
ником. Вся долина до самых берегов
Аракса занята под хлопок. Аракс — это
естественный рубеж между СССР и Ираном.
На левом, советском берегу царит оживле-
ние, на колхозных полях идет массовый
сбор хлопка; правый берег, иранский, ка-
жется вымершим — He видно ни ду-
ши.

Среди беспредельных степных просто-
ров, сливающихся с горизонтом, вырастают
горные хребты, заросшие непроходимыми
лесами, в лесных дебрях водятся кабаны,
медведи, иногда появляются тигры.

У подножья гор, на берегу Каспийского
моря, в зелени садов прячутся белые до-
мики г. Ленкорани. Город в прошлом был
столицей Талышского ханства, затем стал
далекой российской окраиной, гнездом спе-
куляции, контрабанды, хищничества цар-
ского чиновничества, зверски эксплоати-
ровавшего местных жителей — талышей,

Основное занятие талышей — сельское
хозяйство, рисоводство и огородничество.
За годы двух сталинских пятилеток город
и район изменили свое лицо. Претворяется
в жизнь указание товарища Сталина о
превращении Ленкорани во вторую субтро-
пическую базу Союза. Большие простран-
ства плодородных земель планомерно рас-
чищаются. На них уже заложено около
1000 га чайных плантаций. Сотни гектаров
засажены цитрусовыми культурами. Для
переработки чая выстроена и пущена в ход
чайная фабрика, которая в прошлом году
переработала первую партию  высоко-
сортного чая. Помимо талышских меди-
цинского и педагогического техникумов
и десятка начальных и средних школ, для
подготовки специалистов в Ленкорани орга-
низован техникум по субтропическим куль-
турам. Для использования местных лесных
богатств выстроен деревообрабатывающий
завод, снабжающий мебельные фабрики Сою-
за заготовками ценных лесных пород, Вы-
строена электростанция, строится водопро-
вод.

В Ленкорани мы заканчиваем наш вело-
сипедный маршрут.

А там — домой в Москву, к прерванной
работе и учебе. Сколько незабываемых
впечатлений, сколько бодрости и силы
вынесли мы из этого чудесного путешествия!
Мы видели, как растет и процветает наша
могучая родина, как даже на самых отда-
ленных окраинах счастливо живет свобод-
ный советский народ, Мы видели, как крепка
и нерушима дружба народов там, где не-
когла была национальная рознь и вражда,
То, что мы видели, еще более укрепило в нас
чувство любви и преданности к нашей пре-
красной родине.
	Очерк А. Аскинази и В. Сасорова
	ощной трапецией врезается в небо Дом-

бай-Ульген. Белыми островками при-
липли снежинки к его крутым склонам,
Главная вершина Домбай-Ульгена, высотой
4040 м, является наивысшей точкой Тебер-
динского района (Кавказ). Обычный путь
на нее — через седло Фишера. От главной
вершины идет изрезанный гребень до за-
падной вершины, обрываясь на юг кило-
метровым отвесом, а на север — очень крутой
стеной.
	Маршрут с возможным переходом на
главную вершину привлекал многих альпи-
нистов, но еще никто не переходил этого
гребня и никто не был на западной вершине.
	Утром 25 июля 1937 г. наша группа,
в составе участников школы инструкторов
Ленинградского индустриального институ-
та К. Соболева, А, Аскинази и М, Коршу-
нова и ст. инструктора В. Сасорова, вышла
на главную вершину Домбай-Ульгена,
	Предполагая окончательный путь на
вершину выбрать на месте, мы с интересом
рассматривали западную стенку. А в 2 часа
уже были на альпийских лугах перед ней.
Здесь встретили группу альпинистов и оста-
новились заночевать. Мы решили итти
не с седла Фишера, а в лоб по стенке на
западную вершину и оттуда траверсиро-
вать гребень до главной вершины. Об этом
мы известили свой лагерь.

Решив итти налегке с расчетом на холод-
ную ночовку, мы проспали оставшуюся
часть дня. В 5 час, утра, захватив свитера,
палатку Здарского, шоколад и по паре
сухарей, мы по крутому снежнику подошли
к самой стенке. Предстояло преодолеть
1200 м трудных скал. За рантклюфтом
начались крутые отшлифованные скалы,
местами отвесные. Вася Сасоров предусмот-
рительно захватил свои резиновые тапочки,
и это экономило много времени. Он быстро
брал трудные места и подтягивал остальных
на: веревке,
	Выше пошли нетрудные, но очень сыпу-
чие скалы. При переходе со снежника на
скалы Костя Соболев, шедший впереди,
вдруг сорвался со скалы и полетел.
Изворачиваясь в воздухе, как кошка, он
старался упасть на четвереньки. За ним
летел огромный камень, счастью, снег
был очень глубокий и липкий, растоплен-
ный солнцем. Камень и Костя вошли в снег
и затормозились.
	Мы уже прошли метров 700 по вертикали,
HO ele не достигли гребня. Чувствовалась
усталость, скалы начали надоедать.

Слева от нас всвинцовом тумане выри-
совывался массив, В разрывы облаков мы
	На полпути в тумане услыщали неясные
человеческие голоса.

Кто это? Откуда?

Стали кричать, но нас, должно быть,
не слышали, — никто не отвечал. Вскоре,
когда прошел туман, мы увидели группу
альпинистов, подымавшуюся от седла Фи-
шера. С двух сторон мы поднимались к вер-
шине, перекликаясь между собой, Эго ока-
залась группа Александрова (спортобще-
ство «Наука»). В 12 час. они были на вер-
шине, а через полчаса к ним присоединились
и мы,

Спускались на седло Фищера. Этот путь
был значительно проще пройденного, тем
более, что очень часто попадались вбитые
в скалы крючья.

Часа полтора ждали на середине спу-
ска, когда подойдет группа Александрова,
чтобы не попасть под обильно сыпавшиеся
камни. На седло Фишера спустились в су-
мерках.

Через   ч, 20 м. мы уже были у
своего бивуака, который с трудом нашли
в темноте,