ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН,

x

i,

i

я

я

т-

a:

=<

м

1B cae

е- № 3 666)

м

го у

t-

= ТОРЖЕСТВО

et >

0 if

© GOUNANHCTHYECH LA

fe he Pere ew

о =

о- = Блестящий доклад товарища, Моло-
тоза, доклад тов. Межлаука с плане

im четвертого года второй пятилетки

es прозвучали в нашей стране м далеко

C= за ее` рубежами, как мощное утверж-

os дение ненсчерпаемых сип социали-
стического строя. «Старый мир дол-

ть жен уступить дорогу новому миру»
— сказал тов. Мопотов и в этих про-

Ra стых, полных внутреннего пафоса,
словах прогремела могучая воля пар-

= тии и класса, творящих впервые в ча-

м повеческой истории новое общество, с

и котором веками мечтапи лучшие лю-
дн мира. Трудовой народ огромной
страны, предводительствуемый своим
мудрым вождем, уверенно идет «на-
встречу загорающейся заре  комму-

oe вистического общества» (Межпаук).
И никакие сипы не могут теперь за-
держать этого победного движения.

= Пролетарская революция подняпа к

St вершинам творческой жизни огром-
ные массы пюдей, вскрыла и дала

3, просторную дорогу бурным потокам

=e энергии рабочего класва и всех тру-

дащихся.
Передзлывая мир, бойцы и строи-
< тепи социализма переделывали и ‹а-
 ) mux себя — и вот уже выковапись
© и растут ежедневно и ежечасно заме-
изтельные кадры деятелей социапиз-
ma — рабочих, оседпазших технику
и погнавших ее вперед, колхозников,
преобразующих землю, ученых, вра-
чей, педагогов, работников искусств,
еделавших строитепьство социализма
©20им кровным делом.

Быстрый рост материального уров-
ия жизни, расцвет социапистической
купьтуры, всемерное укрепление обо-
роноспособности советской родины—
вот основные пинии ппана социали-
стического строительства на 1936 год.
Изобипие, нультура, оборона — эти
позунги, насыщенные конкретным с0-
держанием, основавные на учете ог-
ромных успехов 1935 roma, об’едини-
пи всех делегатов сессии ЦИН СССР
и множество гостей в едином порыва,
вылившемся в горячей, пюбовной ова-
ции вождю трудящихся всего мира,
организатору побед социапизма — то-
варишу Сталину.

Вопросы культурного строительст-
ва заняли одно из основных мест в
работе сессии ЦИК СССР. И в док-
падах, и в прениях широко разверну-
та картина культурного роста страны
и G2 людей, множество фактов и цифр
иллюстрируют огромный размах куль-
Турной революции. Один факт обуче-

. вия в школах, вузах и на разпичных
„ журсах более сорока миллионов с0-
ветских людей — замечатепьное сви-
детельство этого размаха.

Тысяча девятьсот тридцать шестой
год, четвертый год второй пятилеткм
уже назван по праву стахановским
годом. Ибо под’ем всех отраспей co-
цнапистической промышленности, ог-
ромные капитальные вложения и
строительство новых технически с0-
вершенных предприятий — все это
запланировано на оснозе большевист-
ского учета могучих сил и возможно-
стей стахановского движения. И но-
вый под’ем его обеспечивается тем,
что в 1936 году более 3 миллионов
рабочих промышленности, транспор-
та, связи сдадут обязательный тёхми-
нимум, умножив ряды людей, бью-
щяхся за выполнение сталинской за-
дачи поднатия  купьтурно-техниче-
ского уробня рабочих до уровня
инженеров и техников.

Многомиппиардные — ассигнования

средств из государственного бюдже-
та на общекультурные нужды, стро-
итепьство нозых школ, тзатров, ки-
но, цирков, увеличение количества и
тиражей газет, книг и журналов, раз-
витиз кинематографической и попи-
графической промышленности, важ-
нейшие мероприятия в обпасти орга-
визации по-новому работы наших на-
учных учреждений — все это снова
и снова свидетельствует об отноше-
нии нашего государства к нультуре,
© TOM, что наша страна стала цент-
ром культурного прогресса всего че-
повечества. Пусть заправилы буржу-
азного мира назовут хотя бы одно
буржуазное государство, которое с
таким величайшим вниманием, с та-
кой щедростью, с такой постоянной
заботой относилось бы К культурно-
му строительству. Такого буржуазно-
го государства нет и не может быть.
Капитапизм давно перестал быть но-
сителем культуры. Фашистское мрано-
бесие, костры из книг, средневековые
пытки, поход против технического и
общекультурного прогресса, закрытые
школы и тзатры, голодные учителя
и безработные артисты, художники,
кончающие самоубийством, миллио-
ны детей, не имеющих возможности
Учиться, ученые, преспедуемые 3a
«неарийское происхождение» — вот
что харзктеризует сегодня страны,
наиболее полно и исчерпывающе вы-
разившие. внутренние тенденции ка-
питалистического «развития»,

Культура нозого, социалистическо-
го мира — интернациовальная, сво-
бодная от мистики и половщины, от-
вергающая капиталистическое свин-
ство — эта культура крепнет и рас-

“  цзетает в нашей стране. Здесь за-

^ кладывается та осноза, на которой
вырастет здание грядущей коммуни-
стической культуры. И в докладах ру-
ководителей советского правитепьст-
ва, в прениях на сессии ЦИК СССР,
в цифрах культурного бюджета с0-
ветской страны звучит симфония но-
вой культуры, нового мира. Этот мир
окружен врагами, готовящими новые
попытки напасть на нас для того,
чтобы поработить и ввергнуть нас во
мрак капнталистической ночи. Бес-
смысленные мечты. Нрепя свою 060-
рону, страна спокойно смотрит впе-
ред. И бурей зпподисментов встреча-
ет вся страна спокойные слова пред-
седатепя Совнаркома СССР:

«Мы примем все меры к тому, что-
бы еще и еще раз подорвать возмож-
ность внешнего нападения на нашу
страну со стороны империалистов. А
еспи все же нападут, мы не сомне-
ваемся, что наша Красная армия

СОЕДИНЯЙТЕСЬ1

итерат

Я хочу
чтоб в дебатах потел Госплан
Мне дазая задания на год.

(Маяковский)

Докладывая о народнохозяйствен-
ном плане на 1936 год, о событиях
величайшего исторического значения.
© стахановеБом движении, о расцвете
благосостояния нашего народа, кото-
рому жить стало лучше и веселее, го-
веря о перспективах промышленно-
сти, сельского хозяйства, транспорта.
товаропроводящей сети, предеедатель
Госплана СССР, т. В. И. Межлауд пе-
речисляет также листы-оттиски и ти-
ражи, говорит о бумаге и полиграфи-
ческой базе, предусматривает количе-
ство названий книг. =

Я хочу
чтоб к штыку
приравняли перо.
С чугуном чтоб
и с выделкой стали.
О работе стихов
от политбюро
Чтобы делал доклады Сталин.

(Маяковский).

Он я здесь гаядел далеко вперед,
лучший поэт нашей энохи.

Великий сталинский план пфеобра-
зэвания нашей страны, превращения
ее в самую богатую, самую сильную.
самую культурную в мире, план, 0б-
щие установки которого применнтель-
но к четвертому году второй пяти-
леткн изложил сессии. председатель
Совнаркома СССР. т. Молотов, конкре-
тизираван в докладе т. В. И. Межла-
укя точными заданиями, сроками и
цифрами

Тысячи людей в зале и какое на-
пряженное внимание на каждом ли-
це. Кажется — это предел. Нельзя
пристальнее следить за каждым же-
стом, нельзя болег жадно ловить ка-
жлое слово оратора.

Вот докладчик назвал цифры вы-
плавки стали и, конечно, металлурги
схватились за карандаши. Докладчик
переходит к нормам урожайности —
извлекли записные книжки paGoTHE-
кн земотделов и совхозов, председа-
тели колхозов и директора МТС. Чув-
ство великой ответственности перед
страной, высокое чувство заставляет
AX напраженно ловить каждое слово
и толкает руку к карандашу. Эти ци-
фры они должны превратить в тонны
стали, центнеры зерна.

Среди членов ЦИК и гостей — не-
мало мастеров культуры и когдя opa-
тор переходит к цифрам культуры,
в первую очередь к ним обращено
это «задание на год». В 1936 г. наши
типографии выпустят 5.120 млн. лис-
TOB-OTTHCKOB.

Будет переизлаваться все лучшее,
что создано человеческой культурой.
Все большее число трудящихся хочет
познать действительность во всей ее
сложности и глубине. Рабочие и кол-
хозники советской страны тянутся Е

> аи: >: Г ВИ ИИ К i

Председатель Совнаркома СССР т

И ЕЕ

ЦИФРЫ КУЛЬТУРЫ.

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛ

В. М. Молотов делает доклад на

сессии ЦИК СССР.

первоисточникам, к мыслям великих
учнтелей человечества, запечатленных

° на страницах монументальных томов.

Наиболышний рост из кннго-журналь-
ных, издательств получит Партиздат—
для выпуска в возрастающих тнра-
жах сочинений Маркса, Энтельса, Ле-
нина, Сталина.

В 1937 г. страна наша отмечает сто-
летие со дня смерти Пушкина, обре-
ченного на гибель Россией кнута и
жандармского сапота. Только тенерь,
через столетие, творчество гениально-
го поэта делается достоянием народа,
всех народов, входящих в Союз со-
ветских социалистических республик.
Наролнохозяйственный план страны
предусматривает издание его книг
количеством «!3 млн, экземпляров,
или около 117 млн. листов-оттисков,
в том числе издание полното собра-
ния сочинений Пушкина несколькими
издательствами».

Число массовых библиотек с коли-
чеством не менее тысячи томов (кро-
ме школьных библиотек, библиотек
учреждений здравоохранения и хо-
зяйственных наркоматов) вырастет в
1936 г. до 16.200. Общий тираж тазет,
который равнялся в прошлом году
37 млн. экземпляров, увеличится на
2 млн. .

Но. не только литература получит.
столь мощный прирост в этом году.

И ee ee

Страна построит новые театры в Смо-
ленске и Батуме, Иванове и Симфе-
рополе, Челябинске и Казани, Кирове
и Ташкенте, в Алма-Ате, Орджони-
килзе, Улан-Удэ, Таганроге, Сочи,
Харькове, Сталино, Тирасполе, Мин-
ске, Тифлисе, Баку, Кутаисе, Киро-
вабаде. Гори, Поти, Ашхабаде, Cra-
‘линабаде, Ленинграде, В Москве бу-
дут построены два театра — им. М-й-
ерхольла и Немировича-Данченко.
Театральных трупп в стране будет
768, из них 241 колхозных и перед-
вижных. 36 тысяч театров, кино и
цирков будут работать в наших го-
ролах и деревнях. Звуковых киноус-
тановок будет 11 тысяч, сейчас их

-всетд 2:85. В=5950 т. 40 плану- 820

млн, человек посетит наши зрелищ-
ные предприятия, не считая посети-
телей 54 тысяч клубов,

21,9 млн. ребят будут посещать на-
ши школы в 1936 году. 10 млн. взрос-
лых будут обучаться в общеобразо-
вательных школах, не отрываясь от
производства. Прибавьте к этому обу-
чение на производстве, техникумы и
вузы, и вы увидите, что за парты
сядет действительно вся страна.

17.638 миллионов рублей — вот
капитал, который будет пютрачен в
1936 т. на культурные нужды тру-
дящихся.

А. КАМЕННОГОРСКИЙ.

К ПЛЕНУМУ ПРАВЛЕНИЯ ССП СССР

Обсуждение тезисов доклада «0 поэзии»

Заседание президиума правления
союза советских писателей CCCP,
состоявшееся 10 января, было посвя-
щено предварительному обсуждению
тезисов доклада А. Суркова на нред-
стоящем Ш пленуме правления CCI
ССОР — ‹0 поэзии». В повестке дня
стояли также сообщения тт. А. Сен-
ченко и А. Александровича о тюдго-
товке к пленуму докладов об украин/
ской поэзки и поэзия БССР.

В встунительном слове т. ШЩерба-
ков указал, что оценка современного
состояния советской поэзии должна
быть сделана в свете тех грандиоз-
ных исторических событий, которые
пронсходят в нашей стране.

Движение стахановцев, ломающее
старые взгляды на технику, знаме-
нующее начало не только техниче-
ского, но и небывалого культурного
пол’ема рабочего класса и подготов-
ляющее условия для перехода от co-
циализма к коммунизму — вот фак-
ты, мимо которых не может пройти
советская литература. Не может она
пройти и мимо таких фактев, как
встречи лучигих строителей  социа-
яизма с вождями партии, с членами
правительства, с вождем народа —
товарищем Сталиным. В свете этих
фактов мы должны сказать, что кон-
статированное нами несколько меся-
цев назад оживление в литературе
все же удовлетворить нас не может
и что в новых условиях оеобенно не-
терпимо отставание литературы.

Вот почему в докладе на пленуме
сб всей остротой должны быть поста-
влёны вопросы качества поэтических
произведений и работы критиков В
области поэзии.

В последнее время «Правда» остро
выступила по ряду вопросов лите-
ратурного движения. ’ Инициативу
«Правды» надо признать правильной
и своевременной.

Среди поднятых «Правдой» вопро-
сов был и вопрос о неудовлетвори-
тельности критики.

В самом деле, критика все еще не-
удовлетворительна. Попрежнему Ona
плохо огиентирует и читателя и пи-
сателя, часто огульно охаивая одно
произведение и столь же огульно за-
хваливая другое. Для того, чтобы
обеспечить высокий идейно-политиче-
ский уровень критической работы, не-

HALO K Heh AVI AA

‚

тературные и научные силы ‘страны.
Необхолимо шире, чем это делалось
ло сих пор, публиковать в печати
отзывы и суждения массового чита-
теля о литературе и разбить барское,
пренебрежительное отношение» неко-
торых к этому виду критики.

После тов. Щербакова выступил
тов. Сурков, ознакомивший собрание
с основными тезисами своего докла-
да — «О поэзии».

— Речь товарища Сталина на вы-
выпуске слушателей военных акаде-
мий 4 мая 1935 г., — говорит А. Сур-
ков, — определяет одно из самых
важных положений: человек — эта
цель и содержание нашей борьбы за
социализм. Для людей литературы,
хотогые должны быть инженерами
человеческих душ, это положение яз-
ляется ключом и направляющим Ha-
чалом в их работе, а также мерилом
оценок. Доклалчик. видит свою за-
лачу в том, чтобы на живом опыте
поэзии проследить ее участие в фор-
мировании новой личности, человека
эпохн социализма на различных эта-
пах пролетарской революции.

А. Сурков в своих тезисах говорит
о творческом пути нанболее тинич-
ных представителей различных. с5-
циальных и стилевых направлений
советской поэзии: он говорит ® Мая-
ковском; о Пастернаке, Демьяне Бел-
ном, Багрицком, Асееве, Тихонове,
Сельвннском, Лутовском, °Безымен-
ском, Светлове, Кигсанове, Саянове,
Вере Инбер и др. Цель доклада, —
товорит т. Сурков, — установить чер-
ты особенностей и: различия в твор-
честве этих поэтов на отдельных эта-
нах революции.

Особый раздел в докладе посвящен
проблеме поэтического языка и пре-
образующему воздействию революции
на стихотворный язык, На примерах
творчества А. Блока, Д. Бедного,
Н. Асеева, 9. Батрицкого, И. Сельвин-
ского, Н. Тихонова, В. Луговского и
других т. Сурков показывает воздей-
ствие на словарь поэтов революцион-
ной темы и нового материала, С 900-
бой яркостью выразилось это воздей-
ствие в творчестве В. Маяковского.

Советская поэзия откликалась на
вее события налией лействительности,
в ней были названы вое важнейшие
явления эпохи пятилеток, но cone
ставление совершенного в стране с
тем, что сделано в поэзии, -= говорит

т.’Сурков, — дает результат ©о зна-
ком минуе, За внешней оперативно-
стью мы различаем признаки торо-
пливости, непродуманностя в разра-
ботке тем, отсутствие той ‘широты
кругозора, той остроты видения и
тлубины чувствования происходящих
исторических процессов, к которым
обязывает поэта наша действитель-
НОСТЬ.

Специальный раздел доклада тов.
„Сурков посвящает путям развития от-
дельных видов советской поэзии. Он
подчеркивает, что наша эпоха исклю-
чительно благоприятствует расцвету
эпической поэзии, Советская лирика
также нашла благоприятную среду:
большая плеяда советских поэтов, на-
чиная с самого замечательного лнри-
ка нангего времени, Маяковского, не-
мало слелала в области советекой ли-
рики, наполнив ее новым содержа-
нием, ‘раеигирив ее границы и. в03-
можности. Социалистической лирике
предстоит раскрыть в образах новое
содержание «ранее названных» чувств
и назвать новые чувства, которые не
были знакомы  досоциалистическому
человеку. Тяга к лепке человеческого
характера и к расширению днапазона
влечет ряд наших поэтов к созданию
драматической поэзии. “

Докладчик останавливается также
на проблеме народной социалистиче-
ской поэзии, одной из отличитель-
ных черт которой т. Сурков считает
великую простоту, свойственную. твов-
честву Пушкина или произведениям
таких мыслителей, как Ленин и Ста-
лни. В заключительной части доклала
т. Сурков ставит вопросы о типе пи-
сателя, о необходимости оздоровле-
ния поэтической среды и взаимоотно-
пений между поэтами и критикой, о
создании творческой атмосферы, 06
усилении, крайне слабой сейчас,
идейно-воспитательной работы с по-
этической молодежью.

Таковы вкгатце тезисы доклада
т. А. Суркова.

— Всесоюзному  пленуму будет
преяшествовать украинское ноэтиче-
ское совещание, которому предстоит
обсулить наиболее актуальные про-
блемы, стоящие в центре внимания
украннских поэтов, — товорит т.
А, Сенченко. — В круг этих про-

блем в первую ‘очередь входит во-

прос об эпосе. За последние годы
увраинокая лоэзня обогатилась HOBEI-

БЕ Ч er

СССР

$
Se

ПУШКИНСКИЕ
ИЗДАНИЯ

В докладе на П сессии ЦИК Союза
ССР тов. В. И. Межлаук особо оста-
новился на изданнях сочинений ве-
ликого поэта и литературы о нем.

«.планом 1936 т, — сказал тов.

В. И. Межлаук, — предусматривает-

ся большой выпуск изданий, посвя-
щенных годовщине со дня смерти
Александра Сергеевича Пушкина.
Намечено издание в 1936 г. около
13 млн. экземпляров, или около 117
млн. .листов-оттисков, в том числе
издание полного собрания сочинений
Пушкина несколькими издательст-
вами».

— Наибольшая часть программы
изданий Пушкина падает на долю
Гослитиздата, — сказал нашему со-
труднику Н. Н. Накоряков. — Из-
дательство уже приступило к реали-
зации плана «Пушкинской серни».
В производстве находятся «Драмы»
Пушкина (редакция, предисловие н
примечания А Языкова), вынускае-
мые в двухсоттысячных тнражах.
Сборники «Избранная лирика» (ре-
дакция и примечания Д. Д, Блдагого),
«Поэмы> (редакция. статья и коммен-
тарин С. Шезердина) н др.

Сдана в печать «Иллюстрированная
серия», в которую входят «Моцарт и
Сальери». «Каменный гость», «Вги-
петские- ночи», «Скупой рыцарь»,
«Пир во время чумы». Издания этой
серин иллюстрированы гравюрами на
дереве А. Кравченко.

Директор издательства Всесоюзной

академии наук т. П. И. Чагин сказал
нашему сотруднику:
Особое внимание мы уделяем
академическому Пушкину. В 1936г.
намечено выпустить 5 томов этого из-
дания, а нменно: Г том — «Лицей-
ские стихотворения» (редакция
М. Цявловского), Ш том — «Лириче-
ские стихи» (редакция М. Цявлов-
ского), [М том — «Южные поэмы»
(ред. С. Бонли), УП том — «Евгений
Онегин» (ред. Б. Томашевского),
XIV том — «Письма» (ред. Д. Бла-
гого). Закончить все издание мы
предполатаем к 1938 г. у

В первом квартале 1936 г. выйдет
первый выпуск «Временника Пуш-
кинской комиссни» и библиотрафн-
ческая работа Л. Модлзалевского и
Б. Томашевского «Рукописи Пушки-
на в собрании Пушкинского дома
Акалемийи наук СССР». В «Времен-
нике» публикуются новые докумен-
ты, относящиеся к жизни и творче-
ству Пушкина.

В первом выпуске «Временника»
печатаются нелавно найденная
Модзалевским юношеская поэма

Пушкина «Тень Фонвизина» и п%%-
готовяенные к печати Ю. Оксманом
«Заметки к «Истории Пугачева».

В разлеле «Иеслеловцния-и-статьи»
будут помещены работы: «Неосуще-
ствленное послание Пушкина к «Зе-
леной лампе» — С. Бонди. «Пушкин
и дворянская Ффронда 1819—1820 гг.»
— А. Шебунина. «Отавуки «Адоль-
фа» Бенжамена Констана в творче-
стве Пушкина» — А. Ахматовой,
«Маленькие трагедии» и Мольер» —
Б. Томашевского, «Источники сказок
Пушкина»—М. Азадовского и «Пупг-
кин в борьбе с плутовским романом»
— В. Переверзева.

Большой интерес представляют со-

общения: А. Шебунина — «Пушкин
по неопубликованным материалам
бр. Тургеневых», Ю. Окесмана —

«Неизвестное письмо С. Л. Пушкина
к В. А. Жуковскому» (к истории вы-
сылки Пушкина из Петепбурга в
1820 г.), Г. Винокура — «Кто был
Ire

ми поэмами, она настолько выросла,
что можно уже говорить о создании
больших эпических вещей.

Tos. II. ЦП. Постышев в своей речи
06 украинской литературе обратил
внимание поэтов на то, что они со-
всем не пишут стихов 06 интимных
переживаниях человека. Вопрос о ли-
рике будет вторым важнейшим ва-
просом поэтического совещания. На
обсужление будут поставлены также
вопросы о фольклоре, песне, языке,
переводах.

Поэт А. Александрович вкратце из-
ложил президиуму проект своего до-
клала на пленуме о поэзии БССР. Он
подчеркнул, что его задача — не
повторять ошибок былых докладов,
построенных по информационно-этно-
трафическому принципу, а дать пре-
лысторию белорусской советской позэ-
зии, рассказать о ее современном со-
етоянии и о путях ее дальнейшего
развития. Тов. Александрович пра-
внльно указывает, что путь развития
белорусской ноэзии идентичен с пу-
тями развития других поэтических
отрядов. Он хочет найти ту особен-
ность, которая роднит всю  совет-
скую поэзию. Этой особенностью, по
мнению т. Александровича, является
социалистический оптимизм — твер-
дая уверенность в сегодняшнем и
завтралинем дне.

— В развитии белорусской литера-
туры. — говорит т. Александрович, —
были и свои специфические особен-
ности, созданные упорной борьбой с
буржуазным национализмом. В об-
ласти поэзии эта борьба развернулась
вокруг народного поэта Янка Купалы.
На примере творческой биографни
Купалы, прошедшего путь от буржу-
азного до пролетарского поэта, т. Але-
ксандрович показывает не только ‘его
идейную перестройку, но и изменение
художественных средств выражения.
Говоря о лирике в белорусской поз-
зни, т. Александрович анализирует
влияния Есенина и Маяковского ‘на
белоруеских поэтов. Группа поэтов—
адептов Есенина творчески вымерла,
тогла как последователи Маяковского
продолжают расти и крепиуть в ря-
дах советских белерусских писателей.

Страстные прения развернулись во-
круг тезисов доклада А. Суркова. В
прениях выступили тт. Н. Асеев,
К. Зелинский, С. Городецкий, Г. Сан-
ников, В. Гусев, Л. Субоцкий, Д. Мир-
ский А. Рожков, С. Обрадович,
П. Маркиш, С. Кирсанов, А. Галов,
Е. Долматовокий и Вс. Вишневский.
Выступавние почти единодушно тре-
бовали от докладчика более глубокой
и серьезной постановки вопроса о вы-

Среда, 15 января 1936 г.

Цена 30 коп,

НАЯ газета

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

BO

Ao ha

Зам. наркомпроса РСФСР

ПИСАТЕЛИ

Преподавание литературы в наших
школах все еще стонт на довольно
низком уровне. В результале «левац-
ких» загибов вульгаризаторского о0-
цислогизма многие из оканчивавших
среднюю школу н поступавших в
высшие учебные заведения, обнару-
живали неудовлетворительные зна-
ння литературы вообще и русской
лнтературы в частности.

Необходимы решительные меры.

Необходимо, чтобы ученики знако-
мились ес самыми истоками русской
литературы, а кончая школу, знали
бы лучшие образцы художественной
лнтературы как классической, так и
советской. Юноши и девушки, кон-
чающие наши школы, должны обя-
зательно знать наизусть лучшие от-
рывки из произведений русской и
классической мировой литературы,
их речь должна быть безупречно
грамотной и культурной.

В разрешении этих задач громал-
ную помощь могут и должны ока-
зать советские писатели. Наркомпрос
считает своевременным и нужным
выступление «Литературной тазетыз
пс вопросу о преподавании литеряа-
туры в школах. Советские мастера
художественного слова нё мотут, ко-
нечно. стоять в стороне от важней-
шего дела подготовки высокограмот-
ного, литературно образованного но-

И ШКОЛА

всго поколения строителей комму-
низма.

Крупные советские писатели, зна-
комясь с. преподаванием литературы
в школах, посещая уроки, своими за-
мечаннями и советамн окажут зна-
чительную помощь нашим пелагогам.
Непосредственная живая связь пи-
сателя с учащимися старших классов
вызовет у последних высокий инте-
рес к литературе,

Мне кажется, что наши писатели
могли бы найти время посещать шко-
лы, беселовать с учениками. прово-
дить литературные вечера. Эффект
от этого будет исключительный.

Кое-кто из московских писателей,
а также литературовелов и критиков,
уже берется за это дело. Литератур-
ная Москва может многое в этом от-
ношении сделать. Но помощь лите-
раторов школе не лолжна быть огра-
ничена только Москвой. Советские
инсатели, литературоведы и критикя
больших культурных центров — Ле-
нинграла, Харькова. Кнева. Минска,
Тифлиса. Баку, Эривани и т, д. —
лолжны были бы также наладить
живую связь со школой.

Перед союзом советских писателей
стонт ответственная задача  орга-
низовать писателей для действенной
и конкретной помощи советской
итколе.

ОТКЛИКИ ПИСАТЕЛЕЙ

На материалы о преподавании ли-
тературы в школах. напечатанные в
прошлом номере «Литературной га-
зеты», в редакцию поступил ряд от-
кликов от писателей и критиков.

А. С. Новиков-Прибой сообщил
нам, что он берет шефство над 26-й
школой и обязуется систематнческя
посещать уроки литературы и помо-
гать преподавателям проводить лите-
ратурные вечера с учащимися стар-
ших классов.

Н. Н. Асеев согласен проводить ¢
учащимися старших классов беседы
0 поэзии. в частности о творчестве

Маяковского. Поэт ждет приглашений
от школьных литкружков.

Л. Леонов согласился взять шеф-
ство нал преподаванием литературы
в олной из школ Москвы и просит
ГорОНО собщить, в какой школе ему
слелует работать.

Вера Инбер также охотно согласи-
лась провести ряд встреч со школь-
никами.

Корнелий Зелинский уже начал
работать в школе им. Лепешинско-
то. Он изучает постановку преподава-
ния литературы в старших классах и
консультирует пелагогов.

КАК ПРЕПОДАЮТ ПУШКИНА В ШКОЛАХ

ЛЕНИНГРАД (наш корр). В Ле-
нинграле состоялась конференция ©
преподавании Пушкина в средней
школе. Конференция эта, собравшая
много педагогов и, к сожалению, ма-
ло писателей, вскрыла ряд недостат-
ков преподавания в школе творче-
ства великого русского поэта. -

Школьные программы, как указал
во вступительном слове проф. В. А.
Десницкий, «проникнуты затаенным
испугом перед преподаванием лите-
ратуры». По этим программам литера-
тура, в том числе и Пушкин, не изу-
чаются, а «прорабатываются». О ве-
ликом поэте говорится учащимся на-
спех, вместо произведений самого
поэта преллагаются сухие формули-
ровки и схемы.

— Но,—<справедливо заявляют пе-
дагоги, — как можно рассказать
школьникам 060 всем богатстве пуш-
кинского наследия, если на протяже-
нии 10 лет обучения в школе нарком-
просовские программы «отпускают»
Пушкину 39 академических часов.

А какой материал о Пушкине есть
в учебниках? Треть страницы о

дающейся роли Маяковского и влия-
нии его на советскую поэзию; Поэты
и критики указывали на неточные
формулировки и внесли значительные
поправки и дополнения к тезисам до-
клада.

— Сталинская оценка Маяковского
должна стать основным тезисом до-
клада о поэзии, — говорит В. Гусев.—
Маяковский всегла ощущал функцию
своего стиха, знал, какое чувство мо-
жет он вызывать у читателя, и стре-
мился вызывать всегда чувства боль-
шие и поллинные. Каждый из нас,
вне различия жанров и творческой
индивидуальности, должен учиться
этому у тениального поэта Маяков-
ского.

Упгекая Суркова в излишней ака-
демичности в построении доклала,
Гусев заявляет, что не нашел в нем
тех слов, которые воодушевили бы
поэтов. Он считает также недостаточ-
но развернутым один из важнейших
тезисов — тезис о критике. Должна
быть об’явлена беспощадная война
критикам, которые, оставаясь равно-
душными к творчеству поэта, склон-
ны писать статьи на <3aka3>.

О неуловлетворительности кгитиче-
ской работы говорит в своем высту-
плении и Л. Субоцкий. Он констати-
рует факты безответственного захва-
ливания начинающих поэтов, неуме-
стно либерального отношения крити-
ки Ев равнодушным и безыдейным
стихам.

Тов. Субоцкий требует от критики
анализа творческого наслелия Маяков-
ского. огромный и ценный опыт ко-
тогого должен быть использован и
молодыми и квалифицированными
поэтами. Доклад о поэзни на плену-
ме должен быть весь пронизан ста-
линской оценкой творчества Маяков-
ского, Органическая связь творчества
Маяковского с работой партии, его
умение отдать свое поэтическое ору-
жие на службу революции должны
стать примером для многих поэтов и
основным критерием лля критики. За
это мы должны драться. В этом пла-
не нам нужно заново говорить и 0
Демьяне Бедном.

Поэт П. Маркиш обращает внима-
ние на то, что в тезисах доклада не
‘нашла полного отражения вся много-
голосая и разноязычная поэзия наро-
дов РОФСР, В частности, Маркиш то-
ворит 0 значительном росте за по-
следние годы еврейской поэзии, по-
дошедшей к созданию монументаль-
ных эпических произведений,

06 отклике, который будет иметь

«Мелном всаднике», или одна стра-
ничка о всех произведениях тридца-
тых годов. Никаких пособий по Пуш-
кину — ни для педагогов, ни для
школьников— нет. Педагоги не могут
рекомендовать школьникам живой,
увлекательной бтэграфии поэта. По-
слелний упрек целиком относится и
к нашим литературоведам я. детским
писателям.

Вопрос о преподавании литерату-
ры в школе, в частности, преподава-
нии Пушкина, требует большого вни-
мания И именно Пушкин должен
стать знаменем борьбы за внедрение
в школу художественной литературы
и искусства.

Интересно, что пушкинскую конфе-
енцию педагогов созвали не органы
аркомпроса, а редакция журнала
«Литературный современник». Созы-
вом этой конференции «Литератур-
ный современник» прололжает давно
уже начатую журналом подготовку к
столетию смерти Пушкина. В лаль-
кейшем редакция намерена созвать
конференцию артистов и режиссеров,
работающих над Пушкиным в совет-
ском театре.

за, напоминают докладчику С. Кирса-
нов и Вс. Вишневский.

— За границей, — говорит т. Кир-
санов, — к советской литературе про-
является все больший и больший
интерес со стороны европейских ре-
волюционных и близких к ним писа-
телей. Литературная общественность
Запала информирована о прелстоя-
щем пленуме советских писателей, и
там с большим вниманием будут сле-
дить за его работами. Это обстоятель-
ство необходимо серьезно учесть т.
Суркову — докладчику по вопросам
советской поэзии.

— Наш пленум, —заявил Вс. Виш-
невский, — будет не только плену-
мом советских поэтов. Это будет раз-
говор Советской страны об искусстве,
разговор, который будет происходить
на границе с Запалом. Кажлое слово
булет услышано и нашими врагами,
и нашими друзьями. С этой точкя
зрения велика ответственность за то,
что будет сказано в локладе о поэти-
ческом искусстве большевиков. До-
клад должен быть построен так, что-
бы и в Америке, и в Японни, и в
Китае всем стало понятно, за что бо-
рются советские поэты.

В заключение своей речи т. Виш-
невский, говоря об угрозе войны, нпод-
нимает вопрос об оборонных задачах
советской поэзии,

Суммируя все высказывания, т.
А. Щербаков находит правильными
отдельные умзания товарищей, вы-
ступавших в прениях, и предлагает
внести в тезисы ряд дополнений и
поправок.

Тезис о Маяковском должен быть
разработан глубже и серьезнее.

Необходимо включить в доклад
раздел о литературах народов СССР.
Пленум должен быть организован
так, чтобы на нем зазвучала много-
толосая, но единая советская поэзия.

Президиум правления избрал‘ ко-
миссию в cocTaBe тт. А. Суркова,
Н. Тихонова, И. Беспалова, И. Мар-
киша, А. Безыменского, И. Сельвин-
ского, Н. Асеева, А. Александровича,
и А. Сенченко, которой поручено к
20 января подготовить окончатель-
ную редакцию тезисов доклада о поэ-
зии.

Президиумом принято также реше-
ние поручить отдельным товаришам
подготовить совой выступления в пге-
ниях на пленуме, как дополнения &
докладу.

Третий пленум правления

cca

пленум за рубежом Советевого сою-   СССР откроется в Минске 19 {врал

ен