rh A py

пская

СИЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Каждое революционное
захватывающее массы, сопровожда-
лось под’емом волны культурного
движения, илущего с низов, Это мы
наблюдали в 1905 году, еще резче это
выявилось в 1917 году.

Сейчас в связи с0 стахановским
движением мы вилим, чувствуем под-
нимающуюся  енизу новую волну
культурного пол’ема. Это показатель
того, что стахановское _ движение—
подлинно революционное движение.

Надо только внимательно и
ся в теперешнюю волну культурного
под’ема, выявить его типичные черты.
Тогда только можно будет по-настоя-
щему подойти к лелу и организаци-
онно.закренить начавшийся культур-
ный сдвиг,

6 мая 1919 г. Владимир Ильич вы-
ступил с приветственной речью на
  всероссийском с’езде по внешколь-
ному образованию. Ее мало кто чи-
тал. а‘между тем. она очень важна и
интересна. В этой речи Ленин подо-
шел к вопросу о тяге масс к культу-
ре с организационной точки зрения,
Указав, что в области политиросвет-
работы ва 13 гола проделана rpo-
малная работа, слелано больше. чем
в какой-либо другой области, Ленин в
то же время отметил два. недо-
статка, ярко проявившиеся в наб-
люлавшемся культурном  двнженни.
Первый недостаток заключался в
том. что выходпы из буржуазной
интеллигенции под видом  пролета?-
ской культуры преподносили массам
всевозможного рода вылумки, всякую
несуразицу, мало заботясь об уловлет-
ворении ‘их насущных нужл в обла-
сти культуры, а с лругой стороны
сами «широкие массы. мелкобуржуаз-
ных трудящихся, стремясь к знанию,
ломая старое, ничего организующего,
ничего организованного внести не
могли» (1. XXIV. crp. 276).

Не раз повторял Ленин, что гвоздь
строительства социализма в. органи.
зации. И в ланном случае он на. пер-
вый план вылвигал вопросы органи-
зации: за какие звенья бескультурья
нало в первую очередь ухватиться,
как организовать дело,

18 марта 1919 года ва экстренном
заселании ‘ВЦИК Ленин ‹ произнее
речь. посвященную памяти Якова
Михайловича Сверллова. Горячо го-
ворил Ильич 06 исключительном ор-
танизаторском таланте Якова Михай-
ловича, говорил о нем, ‘как о круп-
нейшем организаторе советской вла-
CTH, Kak о вылающемся организаторе
работы ‘партии. А потом товорил о
том. ‘Что пролетарская революция
сильна: именно тлубиной своих источ-
ников. что на место людей, беззавет-
но отдавших свою жизнь за дело тру-
дашщихся. положивигих ее в этой борь-
Ge, ооволюцщия выдвитает группы во-
вых людей, тесно связанных с мас-
сами. нлуших по стопам ушедших
крупнейших талантов, довершающих
их дело. —

«И в этом смысле мы глубоко уве-
рены, что пролетарская революция в
России и во всем мире вылвинет
группы и труппы люлей. выдвинет
многочисленные слои из пролетариев,
из трулящихся крестьян. которые ла-
ДУТ 10 практическое знание жизни,
тот. если не единоличный, то коллек-
тивный организаторский талант, без
которого миллионные армии пролета-
риев не могут приттн к своей побе-
де» (т. ХХГ\, стр. 83).

Так говорил Ленин. 12 лет тому на-
зал ушел от нас и он, наш Ильич,
крупнейший организатор рабочего
класса. его партии. крупнейший от-
танизатор всех трудящихся, организа-

лвижение,

н ЛЕНИНСНИМ ДНЯМ
МУЗЕЙ ДЕТСКОЙ КНИГИ

Музей детской книги открывает
большую выставку детской книги, по-
священную Ленину и соцстроитель-
ству. Будут выставлены книги о Ле-.
нине на русском и на языках варо-

РАССКАЗЫ

Большой сборник художественных
материалов к ленинским лням вы-
пускает сектор самодеятельных  HC-
кусств Северного краевого отдела на-

тор пролетарских революций. Проле-
тарокая революция выдвинула на его
место ряд новых организаторских та-
лантов, с крупнейшим организатором
инровой революции тов. Сталиным во
тлаве. За 12 лет, прошелитие со емер-
ти Ильича, перестроена вея организа

ционная ткань нашей советской вл8-

сти, каждый ее участок работает не

сравненно болеё деловито, операцион-
но, планвво. Тов./Молотов, тов. Воро-
шилов. тов. Каганович — разве’ это
не крупнейшие организаторы? Их
много. Проходивигие слёты, совеща-\
ния — разве это не новые формы
организации целых новых слоев ор-
танизаторов? Суть стахановского дви-
жения — новая организация труда,
строящаяся миллионами рук, та ор-
танизация труда. о которой говорил.
которую предвидел в 1919 т. Ленин.

Полнтпросветработа, которая бы-
стрыми шагами продвигалась в пер-
вые годы революции, теперь является
олним из отстающих участков. Те за-
дачи. которые ставил перед ней Ле-
нии в 1919 г. являются особенно ak:
туальными и для данного момента.
Именно в организационном отношении
мы ужасно отстали” на этом фронте.
Постановление ЦИК от 1934 г. о биб-
лиотеках помогло выбраться библио-
течному делу на дорогу, но школы
варослых всех типов, самообразова-
ние, клубная работа представляют из
себя, пока-что, рассыпанную храми-
HY. ; ‘

Возьмем такой участок, как лик-
без. Громалный под’ем. этого дела в
начале первой пятилетки, выразив-
шийся св культпохоле, не был закре-
плен, утонул во всяких несуразных
«авралах», делю не доведено было до
конца. Нало лело докончить. Нало по-
ставить не формально. а по-настоя-
щему учет числа оставитихея негра-
мотными, учет числа обучающихся.
числа школ, пренодавателей в них, их
культполтотовки, организовать про-
верку успеваемости и пр. и пр. Hao
организовать контроль—ие формаль-
ный, а реальный, надо создать при
школах «советы школ взрослых», ку-
да бы входили и учащие, и учащиеся,
и сплоченный около зиколы взрос-
лых актив из представителей комсо-
мола, представителей сельсовета или
торсовета и представителей хозяйст-
венных организаций Нужно устано-
вить, кто за что отвечает. Нужно шко-
лы взрослых слелать‘ организацион-
ным и инструктореким центром обу-
чения взрослых и т. д. ит. п. Нало
перестроить методы обучения. Все эти
вопросы ло сих пор висят в воздухе.

А в современных условиях, в COB-
ременной деловой обстановке сделать
сейчас можно очень много. В деревне
теперь повсюду есть кадры новой со-
ветокой интеллигенции, деловым об-
разом связанной с широкими масса-
ми, есть материальная база. Все де
ло в организации.

То же самое и по избам-читальням.
и по клубам. Многое. очень многое
можно сейчас сделать. Надо только
организационное закрепление кажло-
то шаха. надо оргамизовать учет не
«на глаз». нало организовать всесто-

ронний контроль масс, надо поставить

деловую отчетноеть, организовать все
необходимые связи. не давать им
рваться. нало правильно расиреле-

лить ответственность межлу ортани-

зациями. проверять работу, освещать
ее в печати. Участок отсталый, а ста-
хановское лвижение обязывает, ука-
зания Ленина обязывают, Ето резь,
сказанную‘в мае 1919 г., нельзя за-
бывать,

дов СССР. 21 января организуется
утренник для детей. Участники YT-
ренника — дети — в детской типо-
трафии музея отпечатают себе сами
памятку с портретом Ленина,

И ПЕСНИ

родного образования. В сборнике по-
мещены пьесы, инсценировки, лите-
ратурные монтажи, песни и рассказы,
посвященные Ленину:

„Ленин (рамой Скульптура А. Менделевича.
Ромэн РОЛЛАН

ОТРЫВНИ ИЗ ДНЕВНИНА
ЗА ГОДЫ ВОИНЫ

20—21 июля 1917 г.— Контрреволюция в России. Повторяется 1848
тод и люди Коммуны. Как раз 20-го Гильбо писал мне, что он только что
получил через Стокгольм сведения от своих друзей ленинцев (преследуе-
мых в настоящее время)... Он мне сообщает последний краткий бюлле-
тень «Правды». Оказывается, уже месяц тому назад большевики были
встревожены контрреволюцией, втайне подготовляемой, как они видели, и
пытались установить ответственность 5% нее. В настоящее время Ленина
преследуют, а Керенский — диктатор, на службе у союзников. Буржу-
азия Германии и других стран сегодня об’единена одним чувством облег-
чения. Капитализм нобедил. я

. . о HES et ie себ

Конец июля. — В этой борьбе с обнаженным ножом контрреволюцион-
ных элементов с революцией клевета и ругань тотчас же сыграли (как
всегла в таких случаях) ужасную роль. Те же дикие крики, которые раз-
давались против бойцов в июне 1848 г. и против Коммуны, раздались и
против большевиков; и все либеральные журналисты проявили такую
же ярость, как и полиция. «Рабочая газета» (орган меньшевиков, социал-
патриотов) подала сигнал клевете и провокациям. Отарались замарать все
окружение Ленина, чтобы иметь возможность затем морально убить того,
кого называли Маратом русской революции, «борца, чистого, как хру-
сталь, — как его называет «Правда», — сердце и мозг революции».

Начало августа. — В союзной прессе распространяются позорящие Ле.
нина слухи, и когда бюро русской прессы в Париже дает журналам свеле-
ния, опровергающие эту клевету, вмешивается цензура и запрещает по-
мешать официальное опровержение (см. «Ломгпа! du Peuple> 2 aBrycta).

20 ноября 1917 г.

Большевики у власти. Предложено перемирие

Германии. Союзники отказываются признать правительство русской ре-’

волюции.

* т м ee

Начало сентября 1948 г. — Ленин — жертва покушения в Петрограле, а
pe hoe большевистский комиссар внутренних дел, Урицкий, убит (2 сен-
тября).

Буржуазная и воинственная пресса всей Европы сейчае же опублико-
вала известие о смерти Ленина, И я вижу, в моем швейцарском отеле
глупую радость на всех лицах. Молодая француженка, учительница (гу-
вернантка одной очень богатой парижской семьи), кричит в коридоре. что
эту новость нало отпраздновать шампанским. Как очевилно, что буржуазия
хсей Ювропы, всего мира.— та. что стоит за Гермапию, и та, что за
союзников, питает глубочайшую ненависть (потому что она берет начало
в страхе) к русской революции! Они все дрожат за свои сундуки.

. . * . . . * * . . ee * * * . . . * . 4: . * * +
29 сентября 1918 г, —..И союзнаяи неприятельская буржуазия со-
тласны в олном пункте: нало разлавить большевиков. Покушение на Ле-
нина не дало ожидаемых результатов. Но союзные правительства решили
и начали экспелицию в Россию, чтобы «освободить» эту страну от рево-
люции при содействии чехословаков и японцев. \

Печатаемые отрывки из дневника Ромэн Ролхана, латированные июлем—
ноябрем 1917 и сентябрем 1918 года. характеризуют отношение Ромэн Рол-
лана к Великой пролетарской революции уже в те годы.

С первых же дней революции Ромэн Роллан внимательно следил за ходом
событий в нашей стране. Великая честность и вера в светлое будущее че-
ловечества, превратила Роллана в великого друга Советского союза. Эта
дружба еще более укрепилась после посещения Ромэн Ролланом нашей
страны в прошлом тоду.

Отрывки, любезно присланные редакции «Литературной газеты» Марней
Пазловной Роллан, появляются в печати впервые.

хХУЛОЖНУкК У ВОЖДЯ

В мае 1920 года, во время польско-
советской войны. я лепил Ленина.

Результатом нескольких недель ра-
боты в ленинском кабинете
скульптурный портрет, рисунки и не-
многие напечатанные мною строки
заметок о Ленине.

— Это не Володя, — сказала На-
дежла Константиновна, когда ей по-
казали альбом © моими рисунками

Разделял ли Ленин мнение Н. К
Крупской о моей работе, я не знаю.
За все время я услышал от него
единственное замечание. Он нашел,
что нос сделан не совсем верно. Это
было на второй день работы, и пор-
трет был в такой сталии, что носа не
могло и быть по-настоящему, все
лишь намечалось. Когла я об’яенил
ему это, Ленин удивился, так как.
поверив Луначарскому. он думал, что
вся работа будет продолжаться не
более двух-трех получасовых сеан-
сов.

Слеланного мною портрета Луна-
чарского Ленин не видел. Когда я
показал ему фотографию co скульп-
туры, Ленин обратил внимание на 10,
чтб глаза портрета ему незнакомы.
«Вероятно потому, что на портрете
нет пенснэ, в котором вы привыкли
вилеть Анатолия Васильевича?»

Работа двигалась очень медленно.
Ленин не позировал. Я обходил его
со всех сторон и рассматривал, оста-
вавливаясь то справа, то слева, то
сзали ето кресла. Пол был“ покрыт
следами ног, так как солнце сушило
тлнну, и ее приходилось постоянно
поливать.

На рисунках видно, что Ленин
низко склонялся над столом во вре-
мя работы. Мне был виден только
череп. лицо же было в сильном 7&-
курсе. Разговаривая по телефону,
Ленин настолько откидывался назад,
на спинку стула, что видны были
только подбородок и шея.` Опять все
лицо было в ракурсе. Я работал
ежедневно по пяти-шести ч860в В
день и часто приходил на работу,
когда Ленина в кабинете еще не бы-
ло Я сознавал, что постоянное при-
сутствие чужого человека в кабине-
‚те не могло не беспокоить Ленина.

— Если бы вы позировали, работа
бы шла быстрее, — сказал я ему
как-то.

Но позировать он Бе хотез,

были: _

В. И. Ленин, Рисунок
}
— Это будет неестественно, — от-
ветил он.
Он не забыл обещания Луначар-
ского, что позировать не прилется,
Но Ленин все же согласился про-
хаживаться иногла по комнате и из-
редка поглядывать в мою сторону.
Письменный‘ стол Ленина стоял по-
среди комнаты, и я иногда пользо-
вался в работе отражением Ленина
в зеркале, расположенном между ок-
нами, выходившими на кремлевский
двор.
Из зленов правительства у Ленина

Единственными предметами искус-
ства в его кабинете был портрет
Маркса и ‘барельеф Халтурина моей
работы, присланный ему Луначар-
CKHM.

Ленин, повидимому. не считал себя
специалистом в’ искусстве и был
очень сдержан в своих оценках.

— Я в этом ничего не понимаю,
это дело специалистов, — сказал он,
когда, по его просьбе, я показал ему
«футуристические» работы.

Ту же мысль он подчеркнул и В
известной фразе о  понравившемся
ему стихотворении Маяковского «Про-
заседавшиеся» ;

— Не знаю, как со стороны искус-
ства, а с точки зрения политики это
совершенно правильно,

— Я могу двадцать раз слышать
одну и ту же мелодию и не запом-
нить ее, — сказал он однажды в
разговоре.

Это постоянное подчеркивание сво-
ей некомпетентности в вопросах ис-
кусства особенно поразительно в Ус-
тах человека. охотно посещавшего
картинные таллерен Европы, любив-
шего хуложественную литературу и
имевшего свои резко выраженные
вкусы и симпатии в искусстве,

Думается. что Ленин исходил при
этом из высказанных им лавно мыс-
лей 0б ‘искусстве. о том. что «это
дело всего менее поддается механи-
ческому равнению нивелированию,
господству большинства нал  мень-
HIMHCTBOM»>’ что «в этом деле безус-
ловно необходимо обеспечение боль-
шего простора личной ‘инициативе,
индивидуальным склонностям.  про-
стора мысли и фантазии, форме и с9-
лержанию>. (В. И. Ленин. «Партий-
ная организация и партийная лите-
ратура». «Новая жизнь» № 12, от
`13 ноября 1905 т.).

Моя работа приближалась к концу.
Я получил телеграмму © TOM, чте
мое возвращение в Петроград необ-

Натана Альтмана.

чатне всех бывал Сталин, в то время

— народный комиссар по делам на-
циональностей и рабоче-крестьянской
инелекции.

Почти все разтоворы велись при
мне, только во время редких секрет-
ных переговоров я выходил в сосед-
нюю комнату.

В дни польского наступления за-
седания стали чаще, и Ленин по-
стоянно полходил к географическим
картам, висевшим на стенах. Мне не
приходилось уже просить его про-
хаживаться по кабинету = _

холимо В перерыве заседания, ког-
да Ленин вышел. служители вошли
в кабинет и вынесли скульптуру.
Тут же в одной из комнат бюст был
отлит в гипс, и я уехал в Петро-
трал. Выходя из кабинета, в дверях
я в последний раз встретился с Ле-
ниным, который в это время входил.
Мне жалко было расставаться с этим
местом, где я чувствовал биение но-
вого мира.

НАТАН АЛЬТМАН

cd

“OPPAHUSALIMA

Cl. .J0 eo. 02

`ПАРТИИНАЯ

» ‹ #

Новые условия социал-демократической работы,
создавшиеся в России после Октябрьской революцим,
выдвинули на’ очерель вопрос б ‘партийной литерату-
  ре. Различие между нелегальной и легальной пе-
чатью, это печальное наследие эпохи крепостничес-
кой, самодержавной России, начинает исчезать. Оно
еще не померло, далеко нет, Лицемерное правитель-
ство нашего министра-премьера еще бесчинствует до
того, ‘что «Известия Совета Рабочих Депутатов» пе-
чатаютоя «нелегально», но, кроме позора
тельства, кроме новых моральных ударов ему,
го не получается из глупых попыток «запретить» то,
чему помешать правительство не в силах.

При существовании различия между нелегальной и
легальной печатью вопрос о партийной и непартий-
ной печати решался крайне просто и крайне фальши
во, уродливо. Вся нелегальная печать была партийна,
издавалась организациями, велась группами,
ными так или иначе с группами практических работ-
ников партии. Вся легальная печать была не партий-

на— потому что партийность была-

но «тяготела» к той или другой` партии. Неизбежны
были уродливые союзы, ненормальные «сожительст-
с. вынужденными недо-

выразить партийные

ва», фальшивые прикрытия;
молвками людей, желавших

взгляды, смешивалось недомыслие или трусость
ли тех, кто не дорос до этих взглядов, кто не был,

в сущности, человеком партии.

Проклятая пора эзоповских речей, литературного

холопства, рабьего языка, идейного

Пролетариат положил конец этой гнусности, от кото-
рой задыхалось все живое и свежее на Руси.
пролетариат завоевал пока лишь половину свободы

для России.

Революция еще не закончена, Если царизм уже не
в силах победить революции, то революция еще не
в силах побелить царизм. И мы живем в такое вре-
мя, когда всюду и на воем сказывается это
естественное сочетание открытой, честной, прямой,
последовательной партийности 6” подпольной, прикры-
той, «липломатичной», увертливой «легальностью», Это
противоестественное сочетание оказывается и на Ha-
шей тазете; сколько бы ни острил г. Гучков насчет
социал-демократической тирании, запрещающей печа-
тать либерально-буржуазные, Умеренные
фактом, центральный орган

факт все же остается
Российской социал-демокоатической

«Пролетарий», все же остается за дверью самодер-

жавно-полицейской России,

Как никак, а половина революции заставляет всех
нас приняться немедленно за новое налаживание де-
ла, Литература может теперь, даже «легально», быть
на лю партийной. Литература должна стать партий-
ной. В противовес буржуазным нравам, в противовес
буржуазной предпринимательской, торгашеской печа-
ти, в противовес буржуазному литературному карье-
ризму и индивидуализму, «барскому анархизму» и
погоне за наживой. — социалистический пролетариат
должен выдвинуть принцин партийной литературы,
раввить этот принции и провести его в жизнь в в03-
можно более полной и цельной форме,

В чем же состоит этот принцип партийной литера-
туры? Не только в том, что для социалистического
пролетариата литературное дело не может быть ору-
дием наживы лиц или групп, оно не может быть во-
обще индивидуальным делом, независимым от обще-
Долой литераторов беспар-
тийный. Долой литераторов сверх-человеков! Литера-
турное дело должно стать частью общепролетарского
дела; «колесиком и. винтиком» одного единого, вРлЛи-
механизма,
мого в движение Всем сознательным авангардом все»
го рабочего класса. Литературное дело должно стать
составной частью организованной, планомерной, об’е-
диненной социал-демократической партийной работы.

«Всякое сравнение хромает», говорит немецкая по-
словица, Хромает и мое сравнение литературы с вин-
тиком, живого движения с механизмом. Найдутся да-
же, пожалуй, истеричные интеллигенты, которые под-
вимут вопль по поводу такого сравнения,
«бюрократизирующего»
бодную идейную   борьбу, свободу критикн, свободу
литературного творчества и т. д. и т. д. По существу
дела, подобные вопли были бы только выражением
буржуазно-интеллигентского индивидуализма, Спору
нет, литературное дело всего менее поддается ‚ме-
ханическому равнению, нивелированию,
большинства над меньшинством. Спору нет, в этом
деле безусловно необходимо обеспечение
простора личной инициативе, индивидуальным склон-
ностям, простора мысли и фантазии, форме и содер-
жанию. Все это бесспорно, но все это доказывает
лишь то. что литературная часть партийнбго дела
пролетариата не может быть шаблонно  отождест-
вляема с другими частями партийного дела” пролета-
риата. Все это отнюдь не опровергает того чуждого
и странного для буржуазии и буржуазной демокра-
тии положения, что литературное дело должно не-
пременно и обязательно стать неразрывно связанным
с остальными частями” частью сдциал-демократичес-
кой партайной работы. Газеты должны стать органа-
ми разных партийных организаций. Литераторы дол-
жны войти непременно в партийные организации. Из-
дательства ‘и склады, магазины и читальни, библиоте-

то пролетарокого дела.

кого социал-демократического

щего, омертвляющего,

ки и разные торговли книгами —

стать партийным, подотчетным. За всей этой работой
должен следить организованный социалистический
пролетариат, всю ее контролировать, во всю эту ра-
боту, без единого исключения, вносить живую струю
живого пролетарского. дела, отнимая, таким образом,
всякую почву у старинного, полуобломовского,; полу-
торгашеского российского принципа: писатель попи-

сывает, читатель почитывает,

Мы не скажем, разумеется, о том, чтобы это пре-
образование литературного дела, испакощенного ази-
атской цензурой и европейской буржуазией, могло
пройзойти сразу. Мы далеки от мысли проповедывать
какую-нибуль единообразную систему или решение
задачи несколькими постановлениями.
ме в этой области всего менее может быть речь. Де-
ло в том, чтобы вся наша партия, чтобы весь созна-

ПЕН ОСВООЗ

K
СКУЛЬПТУРА

Скульптор И. А. Андреев заканчи-
вает монументальный портрет Лени-
на. .

Скульптор Струковский работает
над статуей “Ленина.

Б. Д. Королев свою скульптуру в
тлине «Ленин мыслитель и политик»
выполнил в мраморе. =

Бригада молодых скульпторов-само-
учек — учащихся школы  самодея-
тельной скульптуры при московском
союзе советских скульпторов выле-
пит в ленинские дни в одном из
парков Москвы большую статую Ле-
BUA ыз снега ы Ubi.

взялся вез

карьеризма;

для прави-
ниче-

шинству голосов
связан-

под ~sampeToM,—

ему угодно,

мыс-
свобода союзов
крепостничества!

Но

том

противо-
наконец,
тариата,

тельные,
газеты, а

рабочей партии,
критики»,

плена крепостной цензуры, мы
пойдем в плен буржуазно-торгашеских литературных
отношений. Мы хотим создать
бодную печать не в полиц
также и в смысле свободы от капитала, свободы от
— мало того: также и
от буржуазно-анархического индивидуализма.

Эти последние слова покажутся парадоксом или нач
смешкой над читателями, Как! закричит,
какой-нибудь интеллигент, пылкий сторонник свобоч
ды. Как! Вы хотите полчинения
кого тонкого, индивидуального дела, как литературч
ное творчество! Вы хотите,

вольный союз (в том
прогнать таких членов,
партии для проповеди антипартийны
бода слова и печати должна быть полная. Но ведь я
должна быть полная, Я обязан тебе
предоставить, BO HMA
кричать, врать и писать что угодно. Но ты обязан
мне, во имя свободь? союзов, предоставить право за
ключать или расторгать союз с
то-то и то-то. Партия
торый неминуемо бы
и материально,
членов, которые проповедуют ан
ды. Для определения же грани между партийным к
антипартийным служит партийная программа, служ?
тактические резолюции партии и ее устав, служит,
весь опыт международной социал-демокра“
тии, международных добровольных союзов пролеч
постоянно включавшего в Свои партии от+
дельные элементы или течения.
не совсем чисто
правильные, но также постоянно предпринимавшего
периодические «очищения» ‚своей партии.

иу нас, господа сторонники буржуазной
внутри партии: теперь партия У нас сразу

Я ЛИТЕРАТУРА

тельный социал-демократический пролетариат во всей

России сознал эту новую задачу,
деи повсюду 3a ее решение. Выйдя из

ясно поставил ве и
не хотим итти и н

и мы создалим сво-
ейском только смысле, вю

в смысле свободы

коллективнюсти Tas

чтобы рабочие по боль

решали вопросы науки, философии

эстетики! Вы отрицаете абсолютную свободу абсоч
лютно-индивидуального идейного творчества!

_— Успокойтесь, господа!
партийной литературе и ее полчинении партийному

контролю. Каждый волен писать
без малейших ограничений. Но каждый

Во-первых, речь идет 9
и говорить все, что

числе ‘партия) волен также

которые пользуются фирмой
~

взглядов. Сво-

бвоболы слова, полное право

людьми, говорящими
есть добровольный союз, коч
распался, сначала идейно, а поз

не совсем последова

марксистские, не совсем

Taw бул
«свободы

становится массовой. теперь мы переживаем’ крутой

партиями.

Во-вторых, господа

переход к открытой организации, теперь к нам Bolts
дут неминуемо многие непослеловательные (с маркснч
стской точки зрения) люди, может быть,
которые христиане, может быть, даже некоторые Mus
стики. У нас крепкие желудки, мы твердо-каменные
марксисты. Мы  переварим этих
людей. Свобода мысли и
партии никогда не заставят нас забыть о
группировки людей в вольные союзы,

даже не

непоследовалтельных

внутри
свободе
называемые

свобода критики

буржуазные индивидуалисты,

мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолют“

Свободны ли вы

приводи-

принижаю-
сво-

вом обществе), &

противопоставить

господству

большего

ти тысячам»,

стического

все это должно

бода есть буржуазная или анархическая
как миросозерцание, анархизм есть вывернутая` наи»
нанку буржуазность). Жить в обществе и быть сво
бодным от общества нельзя.
писателя, художника,
рованная (или личемерно’ маскируемая) зависимость
от денежного мешка, от подкупа, от содержания.
И мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, сры
ваем фальшивые вывески-— не для того, чтобы по
лучить неклассовую литературу и искусство (это бу:
дет возможно лишь в социалистическом внеклассо

ной своболе одно лицемерие. В обществе, основанной \›
на власти денег, в обществе, где нищенствуют Mat у
сы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, в’
может быть «свободы» реальной и действительной

от вашего буржуазного издателя,

господин писатель? от вашей буржуазной публики
которая требует от вас порнографии в рамках и кар*
тинах. проституции в виде «дополнения» к «святому»
сценическому искусству? Ведь эта абсолютная сво

фраза (ибо,

Свобода буржуазного
актрисы есть лишь замаски

для того, чтобы лицемерно-свобод

ной, ана деле` связанной © буржуазией, литературе

действительно свободную, открыто

связанную с пролетариатом литературу.

Это булет свободная литература, потому что не к
рысть и не карьера. а идея социализма и сочувствия
трудящимся будут вербовать новые и новые силы 8 -
ее ряды. Это будет свободная литература, потому 41 Е
она будет служить не пресыщенной героине, не ску“
чающим и страдающим от ожирения «верхним Mech
а миллионам и десяткам миллионов
труляшихся. которые составляют цвет страны, ее силу,
ее будушность Это будет свободная литература, оп“
лодотворяющая последнее слово революционной иысч
ли человечества опытом и живой работой социали“
пролетариата,
взаимодействие между опытом прошлого
социализм, завершивший развитие социализма от ег®
примитивных, утопических форм) и опытом настон
зцего (настоящая борьбы товарищей рабочих).

постоянное
(научный

создающая

За работу же, товарищи! Перед нами трудная ®
новая, но великая и благодарная задача — орган
зовать обигирное,
тературное дело в тесной и неразрывной связи с
циал-демократическим рабочим движением. Вся ©
циал-демократическая литература должна стать п
тийной, Все газеты, журналы, излательства и т. 1
должны приняться немедленно за реорганизационниу®
работу, за подготовку такого положения. чтобы 0
входили целиком на тех или иных началах в те №

разностороннее, разнообразное 2*

иные партийные организации. Только тогда «colli

Нет, о схематиз-

ИЗОГИЗ

К 12-й годовщине со дня смерти
Ленина Изогиз выпускает плакат
мены Тондае «Под  внаменем

енина, под руководством Сталина
вперед, за победу коммунизма» (ти-
раж 100 тысяч эка.), плакат хулож-
ника В. Иванова «Овладеем Неликой
теорией Маркса—Энтельса—Ленина—
Сталина» (тираж 200 тысяч Экз.) и
портрет Ленина работы Андреева
(тираж 250 тысяч экз.). В производ-
стве находится сборник «Ленин 06
MCKYCCTBEa, :

демократическая» литература станет таковой на
мом деле, только тогда она сумеет выполнить с
долг, только тогла она сумеет и в рамках буржу.
ного общества вырваться из рабства У буржуззи `
и слиться с движением действительно передового к
до конца революционного класса.

«Новая жизнь» № 12, 26 (13) ноября 1905 г.

Подпись: Н. Лени

BUA WwW
РАДИО

Большую литературную переда“
посвященную памяти Ленина, пров
дит завтра со станции ВЦСПС в*
союзный Радиокомитет. В 18 1%
будет транслироваться чтение и
ков из поэмы Вл. Маяковского «89
димир Ильич Лёнин» C 19 4 30!
артисты Радиокомитета прочтут ®
рывки из воспоминаний о Левий
А. М. Горького, стихи Вх. Маяково!
го, Н. Тихонова. А. Burry, отрывя
из нового романа А. Авлеенко +017

ба» и книги Н. Островского «Кай
калялась сталь»,

пожалуй, а

если бы он не очищал себя от
типартийные взгляа „9

> ва а