ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, © ЯЙТЕСЬ!
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! и Пена 80 коп.

936 в

= ee ^ ©

№5 (568) В `’ ОРГАН ПРАВЛ

о Е ЕО eee

.- ЗА БОЛЬШУЮ Е
ДЕКСНУМЮ

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Sse

Воскрес

енье, 26 января 1

a es

‚‹ НУИБЫШЕВ

Особо хочется сказать несколько
слов о работе тов. Куйбышева в ка-
честве председателя Комиссии по
спасению челюскиннев.=В знамена-

ступления на Самару. Чехословацкие и ширь нашу социалистическую ин-
отряды были втянуты в авантюру дустрию и наше социалистическое
бело-эсерскими и меньшевистскими земледелие.

he

и

ЛИТЕРАТУРУ

В 1935 толу Детским издательством ЦК ВЛКСМ будет выпущено около
46 ман. книг и журналов для летей. Это в четыре раза больше тогэ. что
было выпущено в 1933 году и в два раза больше того, что было выпущено
в 1935` году. Это весьма внушительная цифра для любого крупного евро-
ПЕЙСКОГО государства. И, однако, эти +0 млн. книт не смогут даже самым
скремным образом удовлетворить потребностей советских детей.

Не нало забывать — у нас 23 млн. учащихся! Получается меньше двух
хвнжек на учащегося! А ведь и трехлетнему и четырехлетнему ребенку
нужны книжен-картинки, книжки-нгрушки.

Не надо забывать, что книжка сейчас нужна всем миллионам советских
детей. Прошло то время, когда книжкн читались только городскими детьми,
Великий культурный рост нашей страны лелает книжку и. особенно, дет-
скую книжку предметом первой необходимости и для детей рабочих, и для
детей городской интеллигенции, и дпя детей колхозников.

Нетерпимо. больше такое положение, когда детская книжка — самый
дефицитный продукт. Нельзя больше проходить мимо требований, которые
несутся со всех концов великой Советской страны: «Дайте хорошую дет-
скую книжку! х

40 млн. детских книг — это во много раз меньше того, что требуется. На
обходимо добиваться дальнейшего быстрого количественного роста детской
книги. В то же время необходима лальнейшая борьба за то, чтобы давать
детям произведения высокого идейного и литературного мастерства. В этом
смысле состоявшееся при ЦК ВЛКСМ, совещание по детской литературе
сыграет вылающуюся роль.

В лице ЦК ВЛКСМ детская художественная литература попучает на-
стоящий рукозодящий центр. Переход Детизлата по инициативе вождя
народов товзрища Сталина в ведение ЦК ВЛКСМ становится фактором
весьма большого значения. И когда тов. Косарев на совещании говорил
6 том, что комсомольская илейность, энергия, напористость. страстное же-
лание поднять детскую художественную литературу в СССР на достойную
высоту, помноженные на советы и указанйя вепиного пролетарского писа-
теля А. М. Горького, должны сплотить вокруг ЦК ВЛЕСМ лучших пред-
ставителей детской художественной литературы, — эта мысль была встре-
чена на совещании с большим энтузиазмом.

Советская детская книжка заняла печетное место в нашей литературе
и признана вылающимся явлением и за границей. И, однако, еще до сих
пор она страдает рядом недостатков. Она не всегла берет животрепещущую
тему — очень мало книг е нашей великой родине, о Красной армии, о
вождях партии, мало книг на на астические темы, мало книг по
технике. Детская книга грешит по части художественного качества — язык
детской книги нередко неряшлив, инотда просто неграмотен. Детский пи-
сатель страдает иногда верхотлядством, всезнайством, «легким» отношением
Е теме, к своим задачам, к своим обязанностям. Вель не случайно в извест-
ком справочнике по детской художественной литературе, фигуреровавтем
на совещании пря ЦК ВЛКСМ. собрано свыше 10 тыс. названий изданных
за прошлые годы детских книжек, из которых едва ли олна сотня дошла
до наших ‘дней. ;

На совещании был приведен длинный список писателей для детей, кото-
рые за послелние голы или почти ничего или просто ничего не написали.-
Каковы причины такого длительного молчания целого ряда детских писа-
телей? На совещании при ЦК ВЛКСМ этот вопрос был в центре внимания.
Был назван ряд причин.

Прежде всего, неправильное руковолство детской литературой со сторо-
вы Наркомпроса. Бюрократы из Наркомпроса нередко ухитрялись запре-
щать к печати выдающиеся произведения мировой хуложественной литё-
ратуры. Запрещались «Путешествие Гулливера», «Приключения барона
Монттаузена», «Том Сойер» Марка Твэна. запрещались сказки Андерсена,
Гримма и т. д Нередко советскяя детская книжка снималась е библиотеч-
вой полки в результате того, что блаженной наркомпросовской  старуш-
кой гй давалась отметка «минус». Такое отнотнение к детской литерату-
ре не могло не отпугивать многих писателей,

Совершенно замалчивалась летская книга литературной критикой. Лите-
ратурные газеты в Москве и Ленннграле. журнал «Литературная критика»
и все другие толстые журналы почтн совершенно не лавали критических
обаоров детской литературы. Если же кэкому-либо летскому писателю и
посвящалась критическая статья, оча нерелко бывала столь бездлушной и
незаинтересованной по-настоящему в росте писателя, что не могла He
отбить у него ‘охоту писать для детей.

Союз советских писателей также улеляй весьма мало внимания и детской
литературе и секцни детских писателей. Это приводило к тому, что неко-
торые детские писатели жили в Москве, как в глухой провинции, отры-
зались от общественной жизни, не знали, нашей страны, не чувствовали
биения новой жизни. Бывало так, что мелкне, незначительные вопросы
трупповой борьбы заслоняли от детских писателей всю великую много-
pio dg творческую жизнь, которая расцветает в нашей замечательной

не.

Совещание по детской литературе при ЦК ВЛКСМ отличалось пгирокой,
деловой, принципиальной самокритикой. Были вскрыты и обнажены не-
достатки, мешавитие созданию звысокохуложественных и высокоидейных
книг для детей. Тщательно взвешены все мероприятия, необходимые для
ссзлания здоровой творческой обстановки для детских писателей. Нет со-
мнения в том, что славный Ленинский комсомол сумеет добиться решающих
успехов на этом важнейшем участке коммунистического воспитания детей.
Большая советская детская литература будет создана.

Год тому назад Валериана Влали-
мировича Куйбышева не стало. “Гя-
жело и больно при мысли о том, что
не увидишь больше в Кремле, в рабо-
чем кабинете, на заседаниях прави-
тельства этого закаленного революци-
нера-борца в своей обычно спо-
койной и сосрелоточенной позе. Вале-
риан Владимчнрович ‚отдавший 30 лет
жизни за побелу рабочего класса, не
увидел небывалых достижений и по-
бед нашей социалистической эконо-
мики за этот год, не увилел великого
всенародного стахановского движе-
ния. Ему не довелось видеть востор-
женные лица героев-стахановцев, слу-
навнгих с любовным вниманием и
горячей преданностью историческую
речь тов. Стапина, раскрывшую
©мысл и значенне стахановского дви-
жения. В. В. не услышал из уст
вождя этой речи, на весь мир про-
звучавшей с проннкновенной силой
и гениальным прозреннем в завтраш-
вий день человечества.

Восемнадцать лет тому назад я
впервые познакомился с тов. Куйбы-
шевым ‘в Самаре, в дни самых оже-
стаченных схваток с многочисленны-
ми вратами на многочисленных фрон-
тах. Мне живо номнится, как в Гу-
бернском комитете партии, в муни-
ципализированном доме Неклютина,
в неболыном скромном кабинете ме-
ня встретил еще совсем молодой,
полный юношеской жизнерадостно-
сти и сил, высокий, несколько суту-
лый в плечах, с шапкой тустых канг-
тановых волос над высоким лбом
Валернан Влалимирович. Предо мною
был председатель Губернското коми-
тета партия. В. В. только что вер-

нулея из Москвы с IY чрезвычай-
ного всероссийского с’езда советов,
ратифицировавшего Брест-Литовокий
мирный дотовор. Тов. Куйбышев ©
первых же слов начал в чрезвычайно
образной форме делиться 60 мною
впечатлениями от сезда, от встреч
с Лениным, Стапиным и Свердловым,
этими замечательными политическими
вождями побелившето в октябрьских
боях рабочего класса.

«Короткая мирная передышка — ее
надо использовать как можно шире
и глубже для укрепления завоеван-
ных позиций, для борьбы ва всемер-
ное упрочение. советской власти»
этот лозунг был сформулирован тов.
Куйбышевым после возвращения из
Москвы как программа кипучих ра-
бот самарских большевивов.

Прошло лишь несколько мирных
недель. Врати не дремали. В Орен-
бургском крае началось восстание
атамана Дутова и руководимых им
банд, Была организована срочная по-
мощь самарских пролетариев. Наско-
ро сколачивались рабочие дружины.
Во главе ортанизацин вооруженной
помощи оренбургским рабочим стоял
тов. Куйбышев. Велед за этим в са-
мой Самаре вспыхивает восстание от-
рядов Кулинского, под руководством
максималистов и левых эсеров. Части
нашей Красной армии еще только-
только начинают формироваться. Это
восстание было полавлено силами
сознательных самарских рабочих под
руководством коммунистической нар-
тии. И в этом деле сказалась органи-
зующая рука тов. Куйбышева.

Но контрреволюция не унимается.
Наступают дни чехословацкото Ha-

бандитами. Приходится впервые в
широком масштабе заниматься воен-
ным отпором врагу. Ни военного опы-
та, ни специалистов этого дела,   HH
знаний, ни навыков ни у кого из нае
тогла не было. Ho замечательная
энергия большевистских кадров, ру-
ководимых тов. Куйбышевым, про-
является с огромной силой и в эти
суровые и тревожные дни. Наспех со
всех сторон стягиваются рабочие от-
ряды и, насколько это представля-
лось возможным, организуется оборо-
на одного из крупнейших пролетар-
ских центров на Волге. Тов. Куйбы-
нев неустанно и неусыпно следит за
делом ортанизации отпора  эсерам,
меньшевикам, опиравшимся на чехо-
словацкие отряды. Необученные, раз-
розненные, неподготовленные к боль-
шим полевым действиям, рабочие
дружины вынуждены были отступить
под давлением хорошо организован-
ных чехословацких нолков, имевших
в своем распоряжении испытанное
боевое командование,

Тов. Куйбышев одним из послед-
них ответственных работников поки-
дает Самару и затем многократно
нспользуется нашей партией на
военном деле. Ревеовет ГУ армии,
Южной — групны, Туркестанский
фронт, — всюду, где только была ост-
рая необходимость, в Поволжье и В
Туркестане, не покладая рук, рабо-
тал тов. Куйбышев.

Военную «работу Валериан Влади-
мирович иной раз прерывал для не-
посредственного участия в работах
Самарского Городского и Губернского
исполнительных комитетов,

С конца 1920 года, после большой
работы в Турк. комиссии ЦК РКП(б)
тов. Куйбышев переезжает в Москву.
С первых же шатов своего участия в
профсоюзной работе тов. Куйбышев
активно борется на IX с’езде проф-
союзов © антипартийной вылазкой
оппортунистического руководителя
ВИСИО. В этом деле В. В. был после-
довательным помощником и исполни-
телем решений руководства партия,
указаний Ленина и Сталина,

Во время работы своей в ВСНХ
тов. Куйбышев завязывает переписку
по конпессионным вопросам с Влали-
миром Ильнчем.

На Х с’езде партии В. В. изби-
рается в состав Центрального коми-
тета партии, на ХГ сезле — секре-
тарем Центрального комитета  пар-
тни. Затем становится во главе пер-
вого состава Центральной контроль-
ной. комиссии. На этом посту он
проявляет ему лично присущие 06о-
бые качества: послеловательность, не-
примиримость к врагам и беззаветную
верность партийному  руковолству.
Валернан Влалимирович мужествен-
но и решительно борется © троцкиз-
MOM, с такойже последовательностью
он борется. с зиновьевско-каменевской
оппозицией, являясь всегла одним из
вернейших сподвижников тов. Ста-
Лина.

После смерти Ф. 9. Дзержинского
партня ставит во тлаве нашей про-
мышленности тов. Куйбышева. И в
это дело тов. Куйбышев внес чрезвы-
чайно ценный вклад.

Работая затем во главе Государет-
венной плановой комиссии, тов.
Куйбышев вписывает  незабывае-
мую страницу в историю советского
тосударства, разрабатывая—под непо-
средственным руководством тов. Ста-
лина— первый и второй нятнлетние
планы, развернувигие BO всю мощь

СОВЕЩАНИЕ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРИ ЦК

тили издавать «Тома Сойера» Марк
Твзна.

Значительную долю вины т. Цыпин
возлагает на издательских работников,
отношения которых с писателями до
недавнего времени застазляли желать
много лучшего.

Далее докладчик переходит к ана-
лизу тематического плана издалель-
ства на 1936 г.

Всего в этом году Детиздат выпу-
стит‘на русском языке (помимо книг
на языках братских народов Союза)
420 названий общим тиражом
32.000.000 экземпляров. Значительное
место в плане занимает серия
«детств» («Детство и отрочество»
Л. Толстого, «Детство Тёмы» — Га-
рина-Михайловского и др.), состав-
деннзя по указанию А. М. Горькото,
50 названий (тиражом 100 тысяч экз.
каждое) выйдет в серии «Книга за
КНИГОЙ», которая представит собой
круг чтения для детей младшего воз-
раста.

Несколько месяцев назад издатель-
ство детской литературы было пере-
дано из системы ОГИЗ в ведение ЦК
ВЛКСМ. Большое принципиальное
значение этого мероприятия, осуще-
ствленном по инициативе тов. Ста-
лина, — несомненно. Ярким доказа-
тельеством этого является созванное
ЦК ВЛКСМ  всесоюзное совещание
детских писателей. :

В работе совещания, прололжавие-
Рося С 15 по 19 января, приняли не-
посредственное участие секретарь ЦК
ВКП(б) т. А. А. Андреев, зав. куль-
ых отделом ЦК

7. е ов, секретари ЦК
ВЯЕСМ тт. Косзрев, Е Верш-
ков, Файнберт, Васильева, Лукьянов,
злены бюро ЦК ВЛКСМ, зам. нарко-
ма по просвещению т. Волин и писа-
тели — Ал. Толстой, С. Маршак, К.
Чуковский, А. Афиногенов, В. Шклов-
ский, А. Новиков-Нрибой, М. Прин:-
вин, Л. Квитко, Б. Житков, А. Барто,
К. Паустовский и др.

м

Открывая совещание, секретарь ЦК
ВЛКСМ т. Файнберг отметил о
значение детокой художественной ли-
тературы для коммунистичесвого вос-
питания подрастающих поколений и
eee перед детскими писателями

д задач, которые должна ептить
хонференция. re

С обширным докладом, построен-
вым на фактическом материале, вы-
ступил директор Детизлата т. Цыпия.

Докладчик говорит о слабой твор-
ческой продуктивности детских писа-
телей. Он зачитывает длинный список
имен писателей, которые илн совсем
ушли из детской литературы или за
последние 2—3 года не дали ни од-
ной значительной книги. Причину
этого т. Цьитин видит как в самвх
писателях, тк и в той обстановке, в
которой приходится им работать.

До сих пор еще в литературной
среде сохранилась версия 0 неполно-
ценности детското писателя, мало
внимания улеляет творчеству детских
писателей печать. Книги для детей
проходят мнио критики. Чрезвычайно
 зло сделал для детской литературы
е0з писателей. Все это, резюмирует
as серьевно  стражается Ha

титературе.

Губительно влиял на творчество
детских писателей Наркомирос. «Пе-
датотические старушки» запрещали
каждую талантливую, каждую выхо-
дящую из рамок их казенного пред-
етавления 9 запросах ребенка книгу.
Оти запретили проходить в школах
Сазму «Ленин» Маяковского.

Впервые после Октября в текущем
году будут изданы в новых переводах
книги «Принц и нищий» М. Тваэна,
сказки бр. Гримм и др. Одновременно
издательстве ведет работу по состав-
лению трехлетнего плана изданий.
В течение 3 лет Детиздат выпустит
1200—1500 названий, из них 200 наз-
ваний для донркольников. К 30-летию
Октября издательство прелиюлагает
издать 300 книг: 100 лучигих созет-
ских книт, 100 книг русских и миро-
вых классиков н 100 книг по вопро-
сам науки и техники.

Блестящим продолжением доклала
т. Пылтина явился на утреннем сове-
щании 16 января доклад т. С. Я. Мар-
шака 1. -

Из всех тем, поднятых совещанием,
в преннях нанболынее внимание при-
влекла к себе тема ответственности
писателя зжвою работу перед Tap-
тией, перед страной, перед своими
маленькими читателями. Об этом го-
ворили и А. Барто, и К. Паустовский,
и К Чуковский, и А. Благинина, и
многие apyrue. Прочитав несколько
полых стишков из альбома «Для
любви и страдания» ученицы Н. Че-
чильевой, К. И. Чуковский заявил,
что вся тяжесть вины 88 ЭТО «СТИХО-
вое растление» ребят падает на нас,
варослых, на писателей, не сумевигих
до сих пор дать ребятам хороших
детских книг, иа тех неудачливых

1 Стенограмма доклада напечатана
в «Комсомольской правде» от 23 ян-

, залире-   варя-

педагогов, которые убивают у ребят
всякое чувство стиха. чувство пре-
красного. г

Тов. Чуковский отмечает плохую
работу Наркомпроса в области дет-
ской литературы.

Главный редактор Детиздата тов.
Г. Эйхлер, писатели А. Югов. Гри-
горьев, Константинов, ‘директор Лен-
детиздата т. Желдин и лр. называ-
ют ряд интереснейших живых тем, не
отраженных в детских  книтах. М.
Ильин говорит о работе над’ научной
тематикой, которая подается ребятам
неинтересно, скучно.

Заместитель наркома по прооветие-
нию т. Б. Волин демонстрирует сове-
щанию десятки прекрасных книг, из-
данных буржуазией для своей моло-
дежи. Почему мы до сих пор не с03-
дали ничего похожего для пролетар-
ских ребят? До cux пор нет книг,
интересно и просто рассказывающих
маленькому читателю о революцион-
ной борьбе их отиов, о сегодняшнем
дне страны, об исчезнувших, но ко-
тда-то могущественных народах, о ве-
ликих людях всех времен, — гово-
рит т. Волин, предлатая ряд тем для
издательского плана ближайших
лет.

Редактор «Комсомольской правды»
т. Бубекин говорит е том, что в дет-
ских книгах нет героев, ребятам не с
кото брать примера. Детские пихате-
ли должны дать детям героя, подра-
жая которому, наша молодежь за-
крепляла бы лучшие качества чело-
века нового общества. к.

Работе редакторов: детской литера-
туры с молодыми писателями были
посвящены ‘выступления В. Бианки.
Б. Житкова, В. Смирновой, Будогос-
ской и А. Покровской. Была отмече-
на успешная работа редакторов мос-
ковской редакции т. Е. М. Оболенекой
и С. Д. Разумовской и как хороший
образец издання классиков назван
однотомник Чехова. прокомментиро-
ванный и приготовленный к печати.
А. Роскиным,

Особо встал на совещании вопрос
об оформлении детской книти. В сво-
ем докладе т. Цынин ясно изложил
установку издательства в этой обла-
сти:

— Мы не можем оставить в нашей
детской книге какие бы то ни было
следы формализма. Нам нужны на-
стояшне реалистические  нллюстра-
ции, достуиные детям. Мы не можем
позволить экспериментировать на ре-
бенке, мы обязаны давать ему кошку,
похожую на кошку, & не на что-ни-

будь другое. С этими положениями
докладчика сотласились и Б. Иван-
тер, и Е. Оболенская, и Курдов, и
Петров. Тов. Е. Данько и художник
Тырса внесли липть правильную по-
правку: детская иллюстрання не дол-
жна исчерпьваться лишь своим но-
знавательным значением. Нужно, что-
бы она давала ребенку не только
представление о кошке или собаке,
но и развивала в нем эстетические
чувства.

Официально совещание никто не
называл всесоюзным. Но по мере раз-
BUTHA прений оно приняло всесоюз-
ный характер. Кроме детских писа-
телей РОФСР, выступили писалели
Украины и других союзных респуб-
лик.

Представители украниской детской
литературы тт. Копыленко, Забилло,
Барун рассказали о большюй работе,
проводимой на Украине, по созданию
юнит для детей. Делегаты совещания
едннодушно выразили желание уви-
деть как можно скорее в русеких пе-
реводах произведения братских лите-

ратур.
‚Заключительное заседание совенал.
ния происходило в здании ЦК

ВКИб). Зав. отделом культурно-про-
светительной работы ЦК ВКП(б) тов.
Щербаков дал анализ  трехдневных
споров писателей.

Встреченный продолжительной ова-
нией, секретарь ЦК ВКЦб) тов-
А. А. Андреев говорит о том значе-
ник, которое имеет это совещание
не только для писателей, но и
для нового руководителя Детиздата—
Центрального комитета  комеомола.
Тов. Андреев рассказывает, какое от-
ромное внимание оказывают сейчас
правительство, партия и лично това-
рищ Стапин вопросам воспитания иа-
шей молодежи. По инициативе това-
риша Сталина. Детское издательство
передано комсбмолу,

— В школах Советското союза учит-
вя около 28 млн. Детей, — товорит
тов. Андреев, — необ‘ятно итироко по-
ле деятельности для детских писате-
лей. Но литература, и в особенности
детская. еще отстает от современных
требований. Детских книт нужно по
крайней мере раз в десять больше то-
го, что издается. Но и то, что издается,
далеко от прел’являемых к детской
книге требований. 4

В своей речи т. Андреев указывает,
что основной причиной большинства
всех этих недочетов была крайне пло-
хая организация работы издательства
детской литературы. Наркомпрос ма-

ло уделял внимания этому делу. По
существу у детской литературы хозяи-
Ha He было. Теперь он есть, этот хо-
зяин — комсомол. Нартия поможет
снять все преграды на пути развития
детской литературы.

Создавать кадры, улучшать крити-
ку и библиографию, тщательно изго-
нять халтуру—то,. что идет под вред-
ным лозунтом «для детей все сойдет>,
требовательней относиться к своему
лелу, таковы задачи, стоящие перед
издательством книг для детей. Тема-
тический план издательства несомнен-
но нужно пополнить некоторыми по-
лезными предложениями, которые
внесли участники совещания. Тов. Ан-
дреев кончает свою речь пожеланием,
чтобы 1936 тод стал действительно
переломным и плодотворным в раз-
витии советской детской литературы.

После секретаря ВЛКСМ
т. Файнберт выступил секретарь ЦК
гомсомола т. Косарев, который под-
вел итоги совещания.

B своей речи товарии Косарев гово-
рит о том, что люди больших горизон-
тов и колоссальных желаний, люди
нашей могучей страны мало отобра-
жены в книгах для детей,

Тов. Косарев большое внимание
уделяет проблемам освоения мирово-
то литературного насхедства, взаимо-
отнолнениям редакций и авторов, во-
просам здоровой самокритики в лите-
ратурной среде и условиям наиболее
плодотворной творческой работы дет-
ских писателей.

— Говоря о принциие социалисти-
ческого реализма в создании детских
книг, — заявляет тов. Косарев, — нель-
зя этот лозунт переносить механтачес-
ки, нельзя забывать о свойствах ре-
банка фантазироваль и мечтать, глубо-
ко интересоваться будущим, переспек-
THBOMH нашей! вони, возможностями
науки и техники.

— Болыная культура некоторых
принципиальных и критических вы-
ступлений на совещании заставляет,
по мнению тов. Косарева, редакнион-
ных работников подумать о своем
дальнейшем росте и самообразовании.
Ведь их задача — всемерно помоталь
писателю в его работе над квитой.

Тов. Косафев заканчивает свою речь
горячим WpPHSbYBOM : :

— Детокая литературе, — дело боль-
пе и трудное, давайте создавать ее
вместе, товарилци, пользуясь советами
и указаниями великого пролетарского
аа Алексея Максимовича Горь-
кото

снях Совета

тов.
ваемые ему партией и правительством

тельством тов. Куйбышева, является

мальной добросовестности в работе.

‚вакончил большую историческую поэ-

Огромный размах государственной
работы проявил В. В. на посту пер-
вого заместителя В. М. Молотова. На-
копленный им огромный  государет-
венный опыт, большие способности
крупного государственного деятеля и
руководителя нашего хозяйства он ©
особой силой проявил на посту пер-
вого заместителя председателя СНК
и СТО.

В многочисленных рабочих комис-
народных комиссаров
принимает непосрелственное участие
Куйбышев. С максимальной
влумчивостью; добросовестностью и
преданностью делу он выполняет да-

тельные незабываемые дни челюскин-
ской эпопен имя тов. Куйбышева бы-
ло чрезвычайно популярным среди
закаленных работников Арктики И
всех трудящихся нашей страны. Вся
проделанная им рябота по спасеняю
челюскинцев свидетельствовала о том,
насколько этот беззаветно преданный
партии и рабочему классу человек
умел точно и неукоснительно отла-
вать распоряжения, насквозь проник-
нутые прозорливой, уверенной мы-
слью и мужественной волей нашего
непоколебимого и мудрого Сталина.

Слава великой и могущественной
партии Ленина—Сталина, воспитав-
шей такого отважного и преданного
борца за дело коммунизма, каким
был В. В. Куйбышев.

Г. ЛЕПЛЕВСКИЙ

поручения. Каждый из нас знал, что
решение, вынесенное под прелсела-

образцом продуманности и макси-

ПРИЕМ ДЕЛЕГАЦИИ СОВЕТСКОГО
АЗЕРБАЙДЖАНА РУКОВОДИТЕЛЯМИ
ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА В КРЕМЛЕ

21 января, в Кремле, в связи с пятналцатилетием установления совет-
ской власти в Азербайджане, состоялся прием азербайджанской деле-
гации руководителями партии и правительства. В составе делегации —
лучшие стахановцы нефтяной промышленности, лучшие хлопкоробы рес-
публики, инженеры, агрономы, артисты, поэты, врачи, учителя. Деле-
гацию возглавляют секретарь ЦК АКП(б) т. Багиров и председатель
Совнаркома Азербайджанской ССР т. Рахманов.

Появление в зале товарищей Сталина, Молотова, Калинина, Вороши-
лова, Орджоникидзе, Микояна, Чубаря, Андреева, Ежова, Яковлева
было встречено бурными продолжительными аплодисментами и криками
«ура». Раздаются приветственные возгласы на азербайджанском и рус-
ском языках: <Да здравствует товарищ Сталин!» «Яшасун догма Ста-
линимиз!». )

Товарищ Молотов от имени правительства и Центрального комитета
партии поздравил трудящихся Азербайлжана с пятнадцатилетием уста-
новления советской власти в Азербайджане.

Приветственные слова товарища Молотова были встречены овацией
по адресу товарищей Сталина, Молотова, Ворошилова, Орлженикидзе
н других руководителей партии и правительства.

С речами выступили товарищи Исмаил Микаил Заде — буровой ма-
стер промысла им. Ленина, Алиева Алмас Джамал Кызы — звеньевая
колхоза им. Сталина Киоовабалского района, Нуриева Сона Пири Кызы—
летчица, Гамзин Егор Абрамович — сгонщик нефтеперегонного завода
им. Сталина, Алиев Мамед Рза — бригадир высокоурожайного по хлоп-
ку колхоза. «Юлдуз», Кремлева Евгения Александровна — пионер вне-
дрения египетского хлопка, Таирова Таира Акпер Кызы — инженер-
нефтяник, Далин Марк Александрович — инженер по синтетическому
каучуку, Асланов Вагчм Гусейн Бала оглы — командир танка, Векилов
Самед Вургун — поэт. Все выступавшие товарищи рассказывали руко-
водителям партии и правительства об успехах Азербайлжана, с развитии
производства нефти, хлопка, о веселой и зажиточной жизни трудящихся
Азербайджана, о своих стахановских методах работы, о гигантском росте
культуры и тюркских кадров в Азербайджане.

В конце совещания выступили встреченные бурными овациями това»
рищи Орлжоникилзе и Молотов. >

Первые приветственные слова товарищ Мюлотов произносит на азер-
байлжанском языке.

В заключение товарищ Молотов сообщил, что по инициативе товари-
ща Сталина. президиум совещания вносит в высшие ортаны предложе-
ние о награждении лучших товарищей из Азербайлжана высшей на-
градой Советского Союза — орденами. Он также сообщил о решении
правительства наградить представленные на совещании колхозы грузо-
выми автомантинами.

Горячая, долго не смолкающая овация в честь товарищей Сталина,
Молотова, Ворошилова, Орджоникидзе была ответом на эти слова.

Каждому участнику совещания Товарищ Молотов вручает подарки
правительства: по патефону с пластинками и часы — мужчинам кар-
манные, женщинам — ручные.

ВЕКИЛОВ САМЕЛ ВУРГУН

счас ГЬЫЕ

годняшний расцвет моей родины. По-
ка еще эту поэму я не дал в печать,
так как она нуждается в некоторой
доработке. Сейчас работаю над пере-
водом на тюркокий язык «Евгения
Онегина». В конце этого года пушкич-
ский «Онегин» впервые появится на
тюркском! языке. Я надеюсь, что этот
перевод будет иметь значение не толь-
ко для читателей Азербайджана, но и
для всех наролов Востока, понимаю-
щих тюркский язык.

Быть созетаким писателем — значит
быть счастливым человеком. Как мно-
то в нашей действительности нсточ-
ников вдохновения для художников.
Этим мы целиком обязаны мудрой ле-
нинско-сталинокой национальной по-
литике.

Тюркская- литература освободилась
от вековото пессимизма, стала радост-
ной и жизнеутверждающей.

Слава мудрому учителю, который
заботится о писателях и поэтах Со-
ветской страны. который поднял зна-
чение литературы на небывалую вы-

соту.
Слава Сталину!

На приеме. делегаций советского
Азербайджана руководителями пар-
тии и правительства в Кремле я при-
ветатвовал великого вождя от имени
всей советской интеллигенции, я про-
чел стихотворение, посвященное
ему — великому и родному..

В продолжение всей встречи я ©
Патряженным вниманием следил за
дорогим лицом тов. Сталина. Я видел,
как радовался он выступлениям моих
товарищей, как радовался наптим ус-
пехам. к 1

Слова тов. Молотова о том, что
Азербайджан является примером для
всех народов Востока, обязывают нас,
советских писателей Азербайджана, к
очень многому. Мы не должны уепо-
каиваться на. успехах, достигнутых
нами за 15 лет существования совет-
ского Азербайджана. Мы должны с03з-
дать передовую литературу Востока.

Что касается меня, то прошедший
тод был для меня плодотворным. Я

му, посвященную 15-летию советского
Азербайджана, в которой старался по-
казать основные этапы истории и се-

ГОТОВЫ К БОРЬБЕ

Стихотворение летчицы-тюрчанки Нуриевой Сона Пири Кызы, посвя-
шенное Климу Ворошилову и прочитанное ею на приеме азербайджанской

делегации в Кремле.

Когда ната армия горные выси берет,

Сам маршал Союза гордится, что выковал Hac!
Сквозь горные вьюги выдерживаем поход,

И землю обходит о нашей отваге рассказ!

‹ Когда выступаем, железную волю собрав,

Моря расступаются, сходят < пути облака!

О воинской доблести много в истории глав,

Но все затмеваются мужеством большевика!
Мы день без победы считаем пустым!

Добившись победы, — идем добиваться вдвойне,
Всегда мы готовы к борьбе, — но войны не хотим!
Войны не хотим, — но готовы к войне!

Мы спаяны дружбой и дружбой сильны;
 Мы знаем — ддя нас недостойного нет!
Да здфавствует зрелое мужество нашей страны!
Бойцу и товарищу маршалу Климу — привет!
Перевод А. АДАЛИС.

0 СТОЛЕТИИ 00 ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА

Постановление. Центрального Исполнительного
Комитета Союза ССР

Центральный Исполнительный Комитет Союза СОР постановляет:
Для организащии ‘празднования столетия со дня рождения Н. А. До-

‚‹ бролюбова, исполняющегося 5 февраля 1936 года, образовать юбилей-

ный комитет в составе тт. Бубнова А. С. (председатель), Ставского В. П.

(Союз советских писателей), Вопгина В. НП. (Академия наук), Савелье-

ва М. А., Волнна Б. М., Булганина Н. А., Лебедева-Полянского П. И.

и писателей: Алексея Толстого, Леонида Леонова и Всеволола Иванова.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР
М. КАЛИНИН.

Секретарь Центрального Исполнительного Комитета Союза СС?

И. АКУЛОВ,
Москва, Кремль, 23 января 1936 геда,