`“

турная газета №5 (568
oe ee En Seo ВЕ

roe

`СОВЕШАНИЕ ПО ЛЕТС

SSS ee a

ДЕТСКИЕ КНИГИ ДОЛЖНЫ
БЫТЬ НАШЕИ ГОРДОСТЬЮ

Речь тов.

Г = Когда речь идет о литературе,
©б одном. из решающих предметов
воспитания и обучения нашего поко-
ления, сталинского поколения, то
естественно, что не может не быть
подвергнута обсуждению н анализу
практическая габота Наркомпроса в
этой области.

Я специально не буду останавли-
ваться на недостатках и ошибках, на
безобразнях н бескультурьи, которые
имеются в этом чрезвычайно важном
и серьезном деле, здесь, несомненно,
недостатков много, и онн заслужн-
вают серьезного осуждения. В этом
деле будет навелен порядок, и я ду-
Маю, что в самом скором времени.

Второе замечание, которое я хочу
елелать, 910 10, что наши школы,
особенно нынче, что наша молодежь,
особенно нынче, когда жить стало

ралостнее, когда жить стало лучше
и веселее, — школа и гГодители
претявляют чрезвычайно большие

требования к литературе для детей.

Почетная и трудная залача ложит-
ся как на нзлателей, так и на писа-
телей; книг должно быть в изоби-
&ни; книги лполжны быть высокого
хачества; в этих книгах наши ребята
должны найти лучшие образцы прош-
дой и советской культуры и писа-
тельского труда.

Я это должно быть слелано в боль-
шем количестве и значительно боль-
пгим, чем намечено, тематическим пла-
зом.

Когда я вернулся домой после co-
вещания по детской литературе и
банакомился со стенограммами вы-
ступлений, я сказал своей дочери,
которой 15 лет: «Даю 1—2 часа
времени, пойди к полкам моей
библиотеки н отберн книги, которые
тебя больше волнуют, больше нра-
вятся, которые, как ты мне сказала
олнажлы, надо не переизлавать, но
создавать полобные книги в нашей
советской литегатуре лля детей».

Я ушел к товарищам и когла вер-
хулся, застал на ливане огромную
хучу книг. Вот эти книги. Кое-что я
Яобавнл сах, потому что она не мог-
ла достать с самых верхних полок.

Вот книга, называется она «Рус:

ские полководпы». Она не плохо ил-
яюстрирована, она не плохо, как вы
зялите, излана. Здесь восхваляетея
фусский империализм, во всяком слу-
Янг русская военщина. Великолешные
портреты на стали, котогые не могут
Se нравиться наптим ребятам.
‹ Я смотрю друтую книгу, вот це-
яая труппа таких книг, они очень
интересны. Вот книга «Русские лю-
Яя», в ней прекрасные, как вы ви-
дите, гравюгы на стзли. В этой книге
собраны наиболее вилные деятели
протилого русской империи и науки.
Есть несколько таких томов, которые
имеются у меня в библиотеке.

Вот еще книга. прекрасно излан-
ная в 1359 толу: «Отечеетвенный пан-
Чеон». В этой княте (она состоит из
4-х томов) очень много пропатан-
дируют и гассказывают с большой
любовью историю и биографию рус-
ехих царей дониколаевских времен.

Вот книга, называется «Светила
хауки», — тоже несколько томов. Вы
посмотрите, какие авторы здесь даны.
Ни в тематическом плане у Цыпина,
ки в «Мололой тварлии» этого нет, а
посмотрите, это интересно. Втогой
том называется: «Состояние науки у
арабов».

Здесь лается до 15 биографий. Это,
может быть, лля более взрослых, для
трех старших классов. А вот, книги
для детей младшего возраста: «Заме-
чательные русские мальчики». Это
«борник в издании товарищества
Вольф в двух частях. Книга прекрасно
издана.

В этой книжечее имеется свыше
$0 биотрафий.

У меня дома есть одна книга Е
сожалению, я не мог ее найти, —
хнига бнографий великих людей, где
описывается только их детство. Было
бы чрезвычайно интересно для на-
тих детей описать детство Даержин-
ского, Кирова, я ви говорю уже о дет-
стве Ленина, Сталина, — иллюстри-

в ВУИ

ровать их биографии художественны-
ми рисунками, портретамн. По-моему,
это надо сделать.

Вот тоже интёресная книга, я пред-
лагаю ее вашему вниманию, — эта
книга состонт из портретов, но она
болышая книга, очень полезная. 3a-
нимательная, книга,  подымающая
уровень культуры, знания ребенка
13—14—16 лет. Кратко, в 5—6 строч
ках. даны в ней биографические све-
дения о великих людях прошлого.

Тут Айвазовский. Араго, Байрон,
Бах, Брандее, есть Бисмарк н прочие.
Вместе с тем есть Марке, Энгельс,
Герцен, Белинский, Добролюбов и
другне. Эта книга прелставляет боль-
шой интерес для ребенка.

Тепер я хочу перейти к другой
области, она имеет известное отноше-
ние н литературе, она затрагивает ли-
тературные темы.

У нас былн художественные бно-
трафиия Пушкина,‘ Гоголя и лпругих
писателей. Конечно, там много вранья,
слюнтяйства, но в них есть много
фактического матернала, который
очень полезен.

А кроме фактического материала в
них прекрасные иллюстрации, и это
не плохо. Нерелистайте эту книгу и
вы увидите что эдесь много инте-
ресных тем для размышления. Oc-
новная ценность этой книги состонт
в том, что мы имеем здесь живую,
художественную биографию Нушки-
на, Гоголя, Лермонтова, Толстого и
многих других. ‹

Вот недавно я купил кннту у бу-
кинистов — «Бнография Шиллера и
Гете». Это огромный фактический ма-
териал по биографии Шиллера и Гете.

У нас совсем нет биографий, а ведь
их необходимо создать.

Напеим детям нужно дать живое
и художественное представление 0
людях нашей страны, о руководияте-

НА

лях нашей партии ни правительства,
о революционерах, жизнь свою по-
ложивших за победу рабочего клас-
са. Нам нужно дать нашим детям
книжки о писателях, ученых, кото-
рыми богата наша страна и которы-
ми мы имеем право гордиться.

Я не припомню, чтобы за эти годы
издали хорошую иконографню с об’-.
яснительным текстом. Я не’ помню,
чтобы издали иконографию Пуш-
кина, Лермонтова, Шекспира и т. д.

Вот передо мной на французском
языке великолепно изданная иконо-
трафия Вольчера. Она рассчитана на
молодежь.

Мы совершенно не занимались и
только в самое послелнее время но-
настоящему начали заниматься ил-
люстрацией.

Культура иллюстрации классиков
только вейчас начинает по-настояще-
му вводнться, Когда мы читали «0б-
ломова», «Обрыв», «Отцы и лети»
«Записки охотника» для нас это бы-
ло понятно, потому что мы жили в
то же время, видели те же самые
буржуазные семьи, видели фигуры
тех же бабушек, может быть более
культурных, нногла и совсем некуль-
турных, но нынешнее поколение
чрезвычайно трудно представляет се-
бе это прошлое.

Мы должны добиться, чтобы книга,
которую мы издаем, приучала нашего
ребенка к русскому языку, чтобы она
воспитывала громадную любовь, 6e-
режное отношение к русскому языку.

Мы обгоняем и перегоняем жапита-
листические страны на более трудных
этапах, чем издание книг, мы долж-
ны издавать книги так, чтобы оня
былн гордостью нашей страны.

Рисунок Серебряновой, 14 п., к раб сказу А. Чехова «Человек в футля-

ре» (из материалов Центрального

дома художественного воспитания

детей им. А. С. Бубнова).

ИЗДАТЕЛЬСТВО,
РЕДАКТОР,
ABU Ore

Речь т. Б. ЖИТКОВА

— Чтобы была детская книга, ну-
жен автор, и ‘нужно много авторов,
чтобы было много детских книг. Ав-
торы у нас как будто есть; но книг
я говорю о новых — почти нет ни в
Москве, ни в Ленинграде, _Две-три
новые книги за год, — это почти нн-
что. Где же причина?

Может быть, авторы пишут; но
их не печатают? Может быть, у
каждого автора полон стол ненапе-
чатанного материала? Нет, столы
пусты, и никаких рукописей не за-
готовлено. Автор, оказывается, не пн-
сал. Вот, значит, почему автор не
печатался: он не писал, — скажет
читатель. Нет, наоборот. Он перестал
писать потому, что издательство. пе-
рестало им интёресоваться.

Имея во внду бумажные лимиты,
можно было бы думать, что у изда-
тельства нехватает бумаги, чтобы из-
давать этих готовых авторов. Но ес-
ли взглянуть на план издательства,
хотя бы прошлого года, то бросает-
ся в глаза многотиражность отдель-
ных авторов. Может быть, это новые
книги? Нет, и книгн не новые и ав-
торы прежние.

А где же новые авторы? Где же
новые кадры детских писатэлей? Я
отовсюду слышу, что в Ленинградс-
ком издательстве ведется работа с
автором — начинающим детским пи-
сателем. В результате — по одной
книге у двух-трех авторов за два-
три года. Я не знаю, как ведется эта
работа, но в результате получаются
книги, чрезвычайно сходные по сти-
лю, хоть и трактуют они разные
предметы. Я склонен думать, что это

— не роковое  совпаление. Одно-
временное появление столь сходных
по стилю. писателей, это. — резуль-

тат совместной работы редакции. Для
меня это значит, что нет ни одного
звтора, а есть книги, созданные ре-
дакцией. :

Французы любят повторять: «ни-
сатель — это стиль». Это верно, И
вот в каком отношении. Если при-
шел новый писатель, то это непре-
менно человек со своим собственным
стилем, за который он будет сто-
ять, драться, отстаивая самото себя,
свою писательскую личность. Еслн
он соглашается на то, чтобы его при-
чесали и`выправили так, чтоб он
стал похож на соседа, можно смело
сказать, что он не писатель. Из та-
ких людей нало создать живые кал-
ры нашей детской литературы. На-
стоящие, подлинные писатели, ко-
нечно, разнятся между собой в сти-
не, и зачастую очень резко. Если ре-
дакция одна, H она. вполне едино-
дунио следует одному вкусу, то
сколько бы там ни силело редакторов
— для автора безразлично. Если выв
комнате повесите четыре штуки ча-
сов, ведь у вас от этого времени

болыше, не станет. Срели настоящих

авторов, при их резком  различин
стилей, конечно, огромное большинет-
во He совпадет биением пульса
способом располатать материал, рас-
ставлять слова, строить фразу, 1
совпадет с укрепившимся  едино-
душием редакции. И если это насто-
ящий автор, то он резко отдернет го-
лову от всяких гребешков и с огор-
чением уйдет из редакции.

Теперь естественно задать мне
вопрос: не отрицаю ли я редакцию
вообще? Обычно принято товорить,
что редакторы — это несостоявшиеся
авторы. Если даже это и так, если
новый автор не должен надеяться
встретить HA редакторском месте
какого-нибудь, скажем, крупного мас-
тера прозы, то вот что, по-моему,
должен ждать от редактора начина-
ющий автор. Редактор должен ука-
зать автору, чего не следует делать,
т. е. предостеречь автора от непо-
сильных трудностей. Это результат
ero редакторского опыта, и тут не
надо никаких крыльев таланта. Я
считаю, что должно быть много
редакций, независимых и не связан-
ных между собой единым вкусом.

Для того, чтобы были новые зв-
торы, а с ними и книги, нужно пе-
чатать (конечно, не астрономическими
тиражами) книги начинающих авто-
ров.

`ЛИТЕРАТУРЕ ПРИ ЦН ВЛНСМ

НАШИ НЕДОСТАТКИ

Речь

— По вопросам детской литерату-

ры мне трудно выступать’ по двум,

причинам. Я чувствую себя в этой
области ‘литературы контрабандистом.
Я перестану быть ям только тогда,
когда работники Наркомпроса  пой-
мут, что существует и вневозрастная
литература. Это первое.

Второе—я почти. год не был в Mo.
скве, отошел от пнсательской средь
и от многих вопросов, в этой сре
де обсуждавиеихся. Я себя ощущак
в положении раздражающего всех
свидетеля, который товорит на суде
что по этому делу он показать ниче:
го не может. -

Поэтому
несколько элементарных. мыслей, ян-
шенных обязательного в нашей сре-
де остроумия. }

Одна из основных задач — вы-
яснить, почему в последнее время
писатели мало пишут, & иные и сов-
сем не пишут, несмотря на то, что
жажда к книге у читателей огромна.

Есть несколько причин. Прежде
всего, писатель не пишет, когла ему
нечего сказать. Эта мысль кажется
нелепой. Неужели в наше время мо-
жет случиться так, что писателю со:
вершенно нечего сказать, что у него
в руках нет богатеймнего материала
для книг? А на деле это так. Об’яс-
няется это прежде всего тем «соб-
ственным соком», в -котором варятся
писатели. Необходимо разобраться в
качествах этого сока — полон ли он
той остроты и крепости, какая в нем
должна быть, или это сок водяни-
стый н липкий.

Когла после долгого отсутствня из
Москвы вновь возвращаешься в-пи-
сательскую среду, то видишь, что
причины ‚ писательской усталости,
причины «неписания» лежат отчасти
в недостатках этой среды. В Москве
среди части писателей жизнь идет
как в самом глухом захолустьи. Я
не хочу обижать нашу советскую
провинцию. Я говорю о захолустье
старого строя. Множество чрезвычай-
но мелких, но между тем как будто
«важных» дел, масса суетни, шума,
возни, желания делать литературную
политику и притом политику копееч-
ного размаха. Все это создает нетвор-
ческое, нерабочее настроение, тогда
как нужно писать хорошо. и много.

Последнее время я жил в Сева-
стополе. Я встречался ‘с краснофлот-
цами. Мне приходилось выступать
среди них. Должен сказать, что иные
из писателей при встрече с моряка-
ми были бы поставлены в тяжелое
положение, потому что наши молодые
моряки— народ чрезвычайно начитан-
ный и культурный. Они прекрасно
знают и делают свое морское дело.
С такой же серьезностью и любовью,
как и к морскому делу, они относятся
к литературе — и нашей и запално-
европейской..У них. свежий, крепкий,
здоровый вкус. © ‘ :

И вот не случайно, при встречах
они всегда задавали мне два вопро-
са — о роли биографии в жизни пи-
сателя и о качестве нашей литера-
турной среды. Если на первый воп-
рос—0о важности биографии для пи-
сателя — я мог ответить, то на вто-
рой, признаюсь, я по этическим со-
ображениям отвечать не хотел.

После общения с людьми, которые
так высоко и по-настоящему ценят
литературу, особенно ясна нелепость
мышиной  окололитературной возни.
Вот пример: отношения между писа-
телями Москвы и Ленинграда. Ведь
это ссора из-за тотолевского «гусака»,
имеющего совершенно неуловимые
очертания.

Что нужно сделать? Проветрить лю-
дей. Дать им возможность увидеть
новые места, › горизонты, простых и
прекрасных людей, которые живут на
пространствах нашего Союза, увидеть
небо нашей страны, ощутить ее ве-
лнкие протяжения и свежие ветры.

Вне Москвы каждый человек виден,
каждый человек на учете, Там вы 060-
бенно ясно почувствуете, как страна
относится к писателю. Нигде и нико-
гда еще во всем мире не было тако-
то отношения к писателю, как у нас.
Особенно резко это заметно там, где
писатели. бывают федко. Когда вы

я очень коротко. выскажу

° туда

т

*

Рисунок Манухина, 7 лет, к сказке «Колобок» (из материалов

попадете, вы узнаете  под-
линную высоту своего звания B
крепко задумаетесь над тем. чтобы
нести это звание высоко.

Там действительно верят, что пи-
сателн — это «инженеры человече-
ских душ», люди, от которых можно
многому научнться, неё только Из
книг, Но и из. общения с ними, из
их поведения, их слов. На вас емот-
PAT, Kak на человека прекрасного
будущего. Это очень обязывает. Ko-
Ta вы побываете в такой обстановке,
вы крепнете, выветривается весь угар
литературной суеты, и у вас из
головы навсегла исчезают хотя бы
эти ничтожные и недостойные мыс-
ли о том, кто лучше — писатели Мо-
сквы или Ленинграда.

Иные писатели не пишут из тру-

сости. Человек написал хорошую кни-

гу. Его подняли на щит. После этого.

развивается прогрессирующий страх,
что каждая новая книга может быть
встречена хуже первой, Не лучше ли
безопасно и спокойно стричь от пер-
вой книги купоны славы и призна-
us. Развивается чрезвычайно опас-
ное «желание полной безошибочно-
сти» и боязнь риска. Здесь во многом
виновата критика. Наша критика ‘име-
ет обыкновение все тнпертрофировать
— и хорошее и дурное — и этим
тубит людей. Внимательной критике
нужно считаться с индивилуальными
особенностями каждого писателя. Это-
то у нас нет.

Очень мешают работе навязывание
тем. Между навязанной темой и co-
циальным заказом есть громадная
разница. Совершенно ясно, что каж-
дый искренний, органически-совет-

ский писатель, «берясь’ за любимую“

тему, тем самым выполняет! сбци-
альный заказ, Но все же упорное на-
вязывание тем широкф практикуется
в журналах, газетах и издательствах.
Это плодит высокопробную и низко-
пробную халтуру и дисквалифициру-
ет писателя.

Я не ‘останавливаюсь на  матери-
альных и бытовых условиях, On
чрезвычайно тяжело сказываются на
работе. Из-за материальных причин,
будем товорить открыто, некоторая
часть писателей уходит в кино. Ки-
но — не искусство кино, а ортаниза-
ция кино — действует на писателей
разлагающе. Ничто так не обеспло-
живает, не изматывает и, в конце
концов, не дает такого ничтожного
творческого результата, как работа
в кино при настоящей ето органи-
зации, 4

Я не могу не сказать. и о той не-
культурности, которой страдает на-
ша писательская среда. Примеров
можно привести сотни. Тяжесть 06-
‚становки усугубляется тем, что вок-
руг писателей до сих пор; сущест-
вует армия окололитературных лю-

Цент-
рального дома художественного воспитания детей им. А. С. Бубнова)

дей. паразитирующих на своей мня-
мой близости к литературе.

Остались еще писатели, которые
счнтают, что «нутром», талантом мож-
‹но взять все. Это нелепо. Когда-ви-
будь эта «нутрявая сила» наткнется
на глухую стену собственной некуль-
турности, и тогла писатель пропал.

До снх пор остались следы ботем-
щины, причем богемщины не фран-
цузского типа, которая все-таки с03-
давала людей а богемщины енвуш*
ной,  «расейской», безнравственной.
плодящей неуважение друг к другу.

Все об’ективные условия, чтобы со-
здать настоящую большую литерату-
ру для детей, есть. Есть умное и
энергичное руковолство в лице ЦК
ВЛКСМ, есть хорошее издательство.
Совершенно ‚„необоснованны разгово-
ры о том, что «я, мол, не могу пи-
гать потому, что в излательстве сидит
плохой редактор». Немногого стоит
писатель, бросающий работу из-за
существования в издательстве сомни-
тельных редакторов.

Есть хорошая издательская обста-
новка, есть культурные и прекрасные
редакторы.

Средства отпускаются большие, на-
столько’ большие, что можно осуще-
ствить одну из необходимейших ве-
щей —: дать возможность писателю
работать сосредоточенно и спокойно,
He думая о ежедневном заработке,
дать возможность того нетороплизого
созерцания, которое для каждого из
нас так необходимо.

Все условия для настоящей ‘работы
есть. Могут бытБ те или иные ошиб-
RH, вполне поправимые, но главные
`условия есть. Поэтому я и остано-
вился на недостатках нашей собствен-
ной среды;

В заключение я хотел бы сказать
несколько слов в связи со своей ра-
ботой. Мне приходится много ездить
й работать над многими темами. Но
всегда случается так, что какую бы
тему я ни брал, хотя бы очень с0-
временную и как будто никакнуии
корнями не ухолящую в прошлое,
всякий раз я наталкиваюсь на одно
имя — имя Пушкина. Это говорит
о том, что Пушкин был выше свое-
го времени по богатству знаний, ару-
диции и просвещенности. Его слова
© том, что необхолимо «в просвещении
стать с веком наравне» — закон для
каждого из Нас.

Каждому из нас нужно проверить
себя, чтобы не очутиться в положе-
нии голого короля, чтобы мы были
достойны великой эпохи и литеряа-
туры, представителями которой нам
выпало счастье быть.

— Товарищи, литературная крити-
ха в развитии литературы играет
хрупнейшую роль. К сожалению, мы
должны сказать, что наша критика
неудовлетворительна. Недавно Цен-
тральный Комитет ВКП(б) в поста-
вовленин о постановке критико-биб-
лиографического дела указал на ряд
хрупных недочетов в критике. Кри-
ТЕки часто вместо внимательного раз-
бора достоинств и недостатков произ-
велений ограничиваются тем, что
огульно отаивают одно произведение
и столь же огульно захваливают. дру-
 тое. Такая критика может только де-
зорнентировать читателя и автора.
Критика не всегла принциниальна в
He эвсегда грамотна. Мне кажется, что
эти недостатки еще в большей стене-
я относятся и к критикам детской
‘аитературы. Детские писатели сами
себе приходят на помощь. Лучшие
критические статьи, лучший критиче-
‘ский разбор произведений принадле-
жит не профессионалам-критикам, &
перу самих детских писафелей. Но эта
работа, нужная и необходимая, oc-
‹пожняется часто остатками трузитов-
щины, неделовыми, непринципиаль-
ными взаимоотношениями, какие еще
имеют место в среде детских писате-
дей.

Товарищ Паустовский был целнком
прав, когда он с большой остротой по-
ставил этот вопрос на совещании.
Ведь бела, товарищи, не в том, что
между грунпой детских писателей и
редакторов Москвы и группой детских
писателей и редакторов Ленинграда
имеются разногласия. Деловой, прин-
ципиальный спор, творческая взаим-
ная самокритика необходимы, как в08-
дух. Без этого литература не может
развиваться. Плохо то, что иногда
илейность и принципиальность в кри-
Тиве подменяется мелкой, ненужной
возней, что в эти споры вносятся не-
деловые моменты, в результате споры
перерастают в мелкие придирки, и

‘да грош цена этому спору.

;  рамером такой нелринципиальной,

ТСКОЙ ДИТЕРА

Речь тов. A,

а стало быть и ненужной дискуссии
явилась дискуссия о книге т. Гайдара
«Военная тайна».

Детская литература и детские пи-
сатели крайне нуждались в хорошем;
остром и принциниальном разговоре.
С удовлетворением надо заявить, что
на этом совещании именно такой, ка-
кой нужен — острый и принципиаль-
ный — разговор состоялся. И в этом
заслуга ланного совещания, в этом
заслуга ЦК комсомола. (Апподисмен-
ты). : :

Но и злесь, товарищи, в меньшей
мере, конечно, чем на других собра-
ниях детских писателей, — но и на
этом собрании эти неделовые отно-
шения иногда давали себя знать.

Я сошлюсь на выступление т. Чу-
ковской. Она произнесла хорошую,
нужную, деловую ‘речь, ее с интере-
сом все слушали. Но вот она в конце
привела такую цитату из книги:
«Мать бросилась на шею отца. В ту
ночь мальчик потерял отца».

Мы выслушали й посмеялись. А по-
том подумали: а зель что-то не так:
Оказывается, выше, ‘в контексте, как
принято выражаться, шло описание
тревожной и трагической ночи, когда
жандармы ворвались в квартиру ре-
волюцнонера, арестовали его. Едва ли
читателю придет в млову, что маль-
чик лишился отца потому, что мать
бросилась на шею отца. Получается
совсем не так смешно, как звучит
вырванная из контекста цитата.

Затем оказалось, что цитируемая
книжка выпила в 1928 году. Книжка
неважная, поэтому не переиздавалась
и стала библиографической редкостью,
найти ее сейчас невозможно. Упомя-
нута она потому, что выпущена мо-
сковским издательством, а не ленин-
градским.

Стоит ли сейчас в прянципиальном
споре приволить такие факты? По-
моему, нет, в данном случае они ни-
чего не доказывают. И вот хорошее
и деловое в основном выступление

ЩЕРБАКОВА

было подпорчено такой
ROH>,

Я должен сказать и московским пи-
сателям, что они тоже иногда плати-
ли той же монетой. Но это не нужно
сейчас. И чем скорее и решительнее
будут изгнаны из принциниальных
разговоров мотивы, продиктованные
неделовыми соображениями, тем луч-
Hie.

Наша советская многоязыкая ли-
тература есть великая и единая со-
ветская литература. Между отдель-
ными ее отрядами, разделенными —

«концовоч-

ТУРЕ

ной политической тенденцией. А ведь
надо сказать — аполитичных книг
нет. Я недавно просмотрел дорево-
люнионное, блаженной памяти «За-
душевное слово». Ведь это же сплош-
ная политика. Вот «Задушевное сло-
в0» поучает ребенка: есть бедные де-
ти, есть богатые дети, богатые живут
получше, бедные похуже. Когда. бед-
ному приходится очень трудно, — а
это обычно. бывает в ночь под рож-
дество, — тогда найдется добрый и
ботатый дядя, который обязательно
ребенку бедняка сделает неожидан-

будь то территориальными или твор- ный рождественский сюрприз. Вот вам

ческими — признаками должно итти
здоровое, подлинное социалистическое
соревнование, должны происходить
споры, пусть резкие, но споры прин-
ипнальные. Самокритика может быть
резкой, исключающей * какую-либо
взаимную амнистию, но самокритикой
принципиальной.

Здоровая и принципиальная  кри-
тика — вот в чем прежде всего нуж-
дается детская литература. Настоящее
совещание может установить такую
творческую обстановку, которая помо-
жет детскую литературу двинуть впе-
ред. (Аплодисменты). }

Товарищи, среди детских писате-
лей до последних дней возникал 4
возникает вопрос: как писать для де-
тей, в какой мере можно политизиро-\
вать литературу? Причем здесь, пре-
жде всего, имеется в виду литература
для маленьких. :

Вот что товорил на олном из собра-
НИЙ в союзе советских писателей один
из авторов детекой книги: «Надо
Бнижку дать. А вот главное — как
дать, какова ‘доза политики? Одно
время книжка была ; перевасыщена
политикой. Теперь говорят: нужна
развлекательная, веселая книжка. Мы
считали, что мы переросли веселую
книгу, & она целиком заполняет план
Детгиза».

В этих словах звучит совершенно
незакономерное  противопоставление
занимательной книги книге, насыщен-

мораль: богатые — людй добрые, лю-
би их. Или друтой рассказ: испор-
ченный кухаркин сын украл. у пай-
мальчика дорогую игрушку. И что из
этого произошло? А произонью. то,
что мать его чуть не прогнали с ра-
боты. Мораль какова? Нельзя воро-
вать, частная собственность священна
и неприкосновенна.

А посмотрите на это самое «Заду-
шевное слово» з 1916 году. Какую бе-
шеную милитарнстическую преопаган-
ду вело это самое «Задушевное сло-
во». А «Задушевное слово» было рас-
считано как раз на маленьких. Не
бывает аполитичных книг.

Само собой разумеется, что в на-
ших детеких книжках политика нуж-
на. Но никто не ответит на вопрос —
какова должна быть доза политики:

этот схоластичен в самом су-
ществе. Вопрос решается практикой
и художественным опытом,

Я могу сослаться здесь на два при-
мера. Вот книжка Барто «Братишки».
В ней есть недостатки, можно про-
цитировать неудачные строки. Но ес:
ли эта книжка живет с 1927 года и
переиздается, так потому, что в ней
подлинно художественными средства-
ми, в сравнительно удачной форме,
понятной для маленьких, изложена
идея интернационального братства
трудящихся. Она переиздается за, та-
кие строки:

Стану. напевать я: f
— Подрастай, сынок,
У тебя есть братья,
Ты не одинок...

Стану напевать я:
Баюшки баю,

Не забудь о братьях
Ты в чужом краю.

Или вот друюй пример, с которым
вы все познакомились на этом сове-
щании, Это книжка для маленьких
еврейского писателя с Украины, то-
варинща Квитко, «Товарищ Вороши-
лов», в которой рассказывается, как
братик пошел в Красную армию.

Товарищ Ворошилов,
Я його люблю,
Товарищ Ворошилов,
Вир йому в бою...
А впаде мий братик
Мертвым на вийни,
Товарищу Климе,
Напиши мени.

Я думаю, что все мы сойдемся в
одном мнении, что эти стихи подлин-
но лиричны и подлинно художествен-
ны, (Апподисменты). И в то же вре-
мя, товарищи, они необычайно поли-
тически насыщены и остры. Это по-
литика, но политика, которая дана в
тонком художественном образе, умело,
— так, как нужно. И это стихотво-
рение является в этом смысле извест-
ным примером. Стало быть, дело не
в дозе, а в мастерстве, в чутье и в
понимании ребенка. (Аплодисменты).

Вот тов. Безбородов товорнл, что
некоторые книги наших, писателей
плохи, и дети их не любят, потому
что в ннх мало правды, и в качестве
примера ссылался на «Льдину-холо-
дину» Кассиля. Но что у него было
неправильно? Тов. Безбородов гово-
рит: какая же правда у Кассиля, ког-
да он пишет, что челюскинны со
льдины посылали частные телеграм-
мы, & на самом деле частных теле-
грамм не посылали. Не 06 этой прав-
де надо говорить. У тов. Безбородова,

собственно, речь идет о фактической

точности, о правильности того или
иного факта. В тазетной или журналь:
ной статье факты такого рода дейст-
вительно должны быть точными. В
художественном произведении He

только допустим, но нужен и обяза-
телен. художественный вымысел.

Голос.’ А художественная правда?

Щербаков. Я’ коснусь сейчас и ху-
дожественной правды, скажу, как я
это понимаю. У него же шла речь о
фактотрэфни.

Голоса. Правильно!

Щербаков. Все ето примеры были
направлены к этому. Будет куда 60-
лее правильно, если мы будем тре-
бовать ‘от писателя классовой, а это
значит и ‘художественной правды.
Реплика тов. Косарева о том, что не
всякая «правда» есть правда, эта реп-
лика былая очень уместна. А этот’ во-
Трюс- далеко еще не всем ясен. Пи-
сатели, здесь сидящие, знают об од-
ном документе, о статье, в которой од-
ним писателем ставился вопрос о так
называемой «фигуре умолчания». Сов-
сем недавно я получил письмо, в ко-
тором вопрос 0 «фигуре умолчания»
опять затрагивался. А это вот что
значит. Отдельные писатели считают,
что они не говорят всегда правлу в
своих произведениях. Есть в нашей
жнани такие явления, — говорят они,
— 0 которых, во имя побелы социа-
лизма, лучше не писать. Эти люди
явно не понимают, что такое классо-
вая правда. Социализм в такого рода
одолжениях не нуждается.

А’ дело вот’ в чем. Работница-мать,
имеющая детей,‘при капитализме 06-
речена на гибель, так же как обре-
чены на гибель или прозябание ее де-
ти. Тот писатель, который стал бы
иначе изображать это явление, фак-
тически стал бы на путь замазывания
одного из самых основных противо-
речий капитализма. У нас также еще
есть матери-работницы, зарабатываю-
щие немного, имеющие детей и пере-
живающие сегодня трудности. Но зав-
тра эти женщины могут стать стаха-
новками, (Голоса: Правильно). (Апло-
дисменты.), они завтра заработают
вполне достаточно, а их дети навер-
няка станут летчиками, инженерами,
учеными, государственными людьми.
(Аплодисменты.)

Вот какова она — классовая прав-
да. Она же есть художественная прав-
да. Вот этой правды мы и должны
требовать от художников, от инсате-

лей и одновременно дать им право
на художественный вымысел.

Голоса. Правильно.

Щербаков. Товарищи, приходится
особенно указывать на то, что у нас
крайне мал крут писателей для де-
тей. Аудитория огромная — писатг-
лей мало. Важнейшая задача Детгиаа
— искать и находить писателей для
детей где только можно. Привдекать
писателей, которые еще сегодня книг
для детей не пишут. Находить и пе-
реводить писателей братских респуб-
лик. Вовлекать в писание книг для
детей ученых, инженеров, техников,
педагогов. Выдвигать новые кадры.
Чем больше будет привлечено muca-
телей, тем более дело детской лите-
ратуры будет находиться в выигрынт-
ном состоянии. Надо энергичнее про-
водить мероприятия по созданию аль-
манаха детской литературы CCCP.
Эта работа откроет десятки писателей
братских республик и неслыханно
обогатит детскую ‘литературу.

В стране. бурными темпами развер-
тывается историческое движение ста-
хановцев, движенне, полтотовляющее
условия для перехода от социализма
к коммунизму.

Происходят такие события, как
встречи лучших строителей социализ-
ма с вождями партии, с членами пра-
вительства, < любимым вождем наро-
да тов. Сталиным. Эти факты свиде-
тельствуют о новом гигантском пол’
еме страны, ее производительных сил
и прежде всего — о неслыханном ро-
ете трудового человека; рабочего и
колхозника. Литература должна под-
няться до уровня этих великих со-
бытий. *

Товаринти, многие нелостаткн в дет.
ской литературе об’ясняются тем, что
не было настоящего организатора и
хозяина детской литературы. Детгиз
не являлся таким организатором. Сей-
Час хозяин есть — ЦК комсомола.

Итак: есть хороший хозяин, есть
хоротнне писатели, есть помощь и пол-
держка великого мастера слова, А. М.
Горького, есть изумительные, умные
и строгие читатели — советские ре-
бята, т. е, есть все условия для с034
ния большой советской детской дите
ратуры. (Продолжительные аплодита
менты)