—} ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

И

ах.

RQ.

a

By

ag,

Ё% №7 (570)

НЯ. Е ЕЕ SS SSS eee ee ЗЕЕ

Oe.

‘oe. — : a - :

ЛОБРОЛЮБОВ

oo. Ge : :

Ha Говорить о Добролюбове — значит говорить об истоках русского ре-

Da. волюционного гения, русского революционного размаха. В шестидеся-

: тых годах впервые был взломан крепостнический уклад России. Ледоход

3 — иирокого демократического движения бился в берегах крепостннической
Россни, грозя вырваться из них и стереть с лица земли переживший

= себя больше чем на полстолетия порядок общественных отношений.

8% Вожди этого лвижения, учившиеся теории и практике у демократических
революций Запада, создавали стратегию и тактику «массовой мелко-

38, буржуазной борьбы капитализма демократического против капитализма

88,  либерально-помещичьего» (Ленин). Уроки предшествующих буржуазных
революций на Западе, не давших ничего «рабочим классам», сделали из

УЕ них социалистов-утопистов. Их демократизм сливался с социализмом, и

<- это сделало их нашими предшественниками. Но шестидесятые годы,
обессмертившие этот этап истории России именами великих крестьян-

33. ских ревояюционеров, «зачали» и тот подло-трусливый, словоблудствую-

п щий тип общественного деятеля, имя которому — либерал.

= Либералы были самыми от’явленными врагами Добролюбова потому,

i>,

ее его лагеря, будь это эстетика, философия, политика или литература.
ее Именно это обстоятельство дало возможность Ленину говорить о
УЕ  Добролюбове как о писателе, который дорог всей образованной и мы-
ря. слящей России, как о человеке, страстно ненавидевшём произвол и стра-
&  СТнЮ ждавшем народного. восстания против «внутренних турок» — про-
тив самодержавного правительства.
<. Между реализмом революционных демократов и реализмом либераль*
‘ox вых бар, во главе с Тургеневым, лежала пропасть. Реализм Добролюбова
ma требовал правдивого и осмысленного ‘изображения действительности,
To.  Стражения в художественных образах общественных отношений и столк-
ча, нозений различных начал, различных интересов общественных.
ey Эти требования исходили целиком из задач крестьянской революции.
Необходимо было показать без прикрас весь ужас крепостнической дей-
ствительности, вскрыть общественные причины, породивяцие этот поря-
 Е < док отношений. И, раскрыв перед читателем всю правду, звать его нз
””, революционное изменение этой действительности.
TO, Дворянский реализм, напротив, все противоречия общества сводил к
Ви противоречиям «плоти-и духа» в человеке,
и среды, которую он ‘изменить бессилен. Именно в этих понятиях дво-
PRHCKOTO реализма с наибольшей ясностью проступает гениально под-
меченная Лениным общая всей лворянской практике черта — «доведен-
MM ное до совершенства искусство прикрывать действительность». у
TL Один из отрядов дворянской либеральной литературы, пытаясь под-

что они отучали массы от борьбы, потому что они укрепляли веру в
«царя-батюшку» и просвещенных бар.

TBA, Вот почему генеральная линия добролюбовской критики состоит в от-
рицании и разгроме всего того, что исходило из либерально-помецичь-

ражать Щедрину, стал усиленно. насаждать так называемую «разоблачи-
% тельную литературу». Sta благонамеренная пачкотня зызывала особо

к противоречиям человека

a злобные и беспощадные отзывы Добролюбова, он разоблачал ее как
и либеральное штопанье крепостничества, как бросание песка в глаза
читателю.
% Это была попытка насадить благо намеренно-тенденциозную литерату-
р. ру, и против такой тенденциозности, за тенденциозно-револющионную ли-
тературу оз боролся со всей силой таланта и страсти, на которые был
способен. Менышевики вместе с Плехановым на этом основании об’я-
0“  вили Добролюбова принципиальным противником «всякой тенденциоз-
164 ности», выхолостиз таким путем политическую суть его позиций в этом
2 — вспросе. ~
Be Из беспощадного политического трибуна, отрицпателя всяческого за-
68, стоя и гнили «потресовская рать» сделала унылого, резонерствующего
об’ективиста, из пропагандиста цельных, определенных в своей револю-
Я,  дионной целеустремленности характеров — схоласта, видящего панацею
3“ от всех общественных бед в безыскусной человеческой «натуре». Но
08. так как фальсификация била в глаза, они принуждены были состряпать
ет. теорию 0 противоречивости добролюбовской эстетики, которая дескать
не увязывает концов с концами. «Добролюбов говорил: реальная критика
ничего не предписывает литературе, она только изучает ее. С этого он
начал, а кончил тем, что отвел литературе служебную роль» (Плеханов).
ыы Ленин писал, что «меньшевики доктринерски просмотрели, прозевали
а , исторически реальное и прогрессивное историческое содержание народ-
ва; } ничества, как теории массовой мелкобуржуазной борьбы капитализма
=’ демократического протиз капитализма либерально-помешичьего, капита-
» лизма «американского» против капитализма «прусского». Отсюда их
чудовищная, идиотская, ренегатская идея... что крестьянское движение
a реакционно..» (XIV, crp. 214).
Энгельс говорил, что историко-критическая школа в русской литера-
в туре бесконечно превзошла все, что сказано в этом отношении офици-
= альной наукой Франции и Германии, он называл Добролюбова и Черны-
By зпевского «социалистическими Лессингами», а послушать меньшевиков и
их подголосков, так пролетариату у них и учиться нечему: абстрактные
a просветители, рассудочники, плохо разбиравитиеся в красотах подлин-
Ps исго искусства, утилитаристы, схематики, илеалисты. Меньшевики с по-
знций реформизма ревизовали революционную эстетику Добролюбова
и Чернышевского. Им была ближе и понятнее эстетика просвещенного
либерального барства, нежели муж ицкий демократизм эстетики кре-
стьянских революционеров. :
Поразительно, с какой последовательностью отразился политический
меньшевизи Плеханова з его критике эстетики Добролюбова и Черны-
ры шевского. В наши дни ошибочные положения плехановской эстетики
Е развили до логического конца Переверзев, его ученики и оруженосцы
ree «плехановской ортодоксии». Эти люди и посейчас не понимают огром-
> ого ‘значения партийности литературы для победоносного строитель-
St ства социализма и обороны страны от фашистских полчищ.
ye Партия сегодня, вместе со всем пролетариатом и всем народом страны
В. советов, чтит память великого борца за народные интересы, за интересы
ос  “улящихся классов».
0 Наши критики и литературоведы должны шире использовать на благо
ра- социалистического искусства врученное нам пролетарской революцией
т. наследство великих демократов, очистить его от ограниченности вре-
pie мени и от меньшевистских клевет и наветов. ‘
$ 48
‚ (5 УВЕКОВЕЧЕНИИ ПАМЯТИ Н. А, ДОБРОЛЮБОВА
л0*  м
у
  и Н, Г‚ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
их Постановление Центрального Исполнительного
aK p
0¢ Комитета Союза ССР
2 В целях увековечения памяти великих русских просветителей — рево-
т люционеров, непримиримых борцов против крепостничества и ‹самодер-
у.  ЗЖавня Н. А. Добролюбова ни Н. Г. Чернышевского — Центральный Ис-
полнительный Комитет Союза ССР по становляет:
09 1. Соорудить памятники Н. А. Добролюбову к Н. Г. Чернышевскому в
ral Москве и Ленинграде.
a8 2. Предложить Московскому и Ленинградскому  тородским советам
po вВЕЛЮЧИТЬ сооружение памятников в планы реконструкции городов.
К Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР
888 М. КАЛИНИН.
ua  Сенретарь Центрального Испопнительного Комитета Союза ССР
co И. АКУЛОВ.
sit Москва, Кремль. 4 февраля 1936 тода.
B.
г ЧЕСТВОВ Е РОЛЛАНА
c СТВОВАНИЕ Р
3 (По телефону из Парижа)
sat Зал «Мютюалите». С этой трибуны ваются перед микрофоном для вфат-
ы много раз звучали призывы Анри кого приветствия. i
os Барбюса. Здесь заседал международ- Есть и другой Нариж — официаль-
ло НЫЙ конгресс защиты культуры. ный Париж Академни и университе-
‚ чаще, = в каком-нибуль другом тов. Он попросту «забыл» 0б юбилее.
сз Здании МНарижа, слышалаеь здесь Официйльных представителей науки
38 русская речь, и искусства нет в зале «Мютюалите».
qa Временами мне казалось, что я на Старый Генрих Манн, Геенно и

3 торжественном заседании где-нибудь
в Москве. Стол, покрытый красным
сукном, знакомое лицо Роллана на
тромадном портрете. Рядом со мной

} в президиуме Илья Эренбург и Лу-

т”  торской. Дальше — председательст-

и  вующий Анрэ Жид, писалели Маль-
1“ ро, Жан-Ришар Блок, Генрих Мани,
Aparou, Дюртен, Геенно, профессога

186  Риве, Ланжевен и тов. Кашен. Тру-

’ дящийся Парии чествует великого

184 и мудрого друга трудящихся всего
мира.

д Шеститысячная рукоплещущая ау-
дитория друзей. Толпа, штурмующая
вхолы, Рабочие делегации — желез-
нодорожники и печатники, трамвай-

— Щики и пищевики, пионеры в крас-

50 ВЫХ галстуках, физкультурники в ги-
мнастических костюмах, студенты ра-
бочето университета, основанного

5% Ромэн Ролланом совместно < покой-

— ным Барбюсом. Все они входят на

трибуну, бережно склалывают у пор-
трета писателя букеты астр и геор-
Фин, гвоздики и мимозы, останавли-

Жан-Ришар Блок, Лажжевен и Ка-
шен говорят о жизненном пути ве-
личайцето художника, перешедше-
то в лагерь нового мира. И вее они
упоминают о нашей стране и каждый
раз бурно рукоплещет зал.
торжусь тем, что являюсь на
этом замечательном ‹собрании пред-
ставителем страны, в которой особен-
но любят и ценят Роллана, в которой
больше, чем гле бы то ни было, чн-
тают ero книги. И котда мне предо-
ставляют слово, я рассказываю 06
этой ралости и гордости Новое солч-
не нового туманизма в26игло в на-
шей стране, -—— товорю я. Сбываютея
слова Роллана: посев посеян. и жат-
ва созрела. Эта сила народов Совет-
ского союза, их воля к борьбе и по-
беде заключена в одном монолитном
имени: Сталин.
Нет нужды в переводе, Гремит ру-
коплесканиями шеститысячная аули-
тория. Тов. Калшен обнимает и целует

меня.
ЛЕСНИД ЛЕОНОВ

‘

Речь секретаря

ня

ПИСАТЕЛЕЙ СССР

С ry &
1%

Цена 30 коп.

та

Среда, 5 февраля 1936 г.

5) ES SE a 7 Е ЕТС ЕНИСЕЙ

О ЛЕТСКОИ ЛИТЕРАТУРЕ

цн внп

то в.

ТЕ: ЗЕ 3

А. АНДРЕЕВА

НА ПЕРВОМ СОВЕЩАНИИ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРИ ЦН ВЛНСМ 19 ЯНВАРЯ 1936 ГОДА

Очень хоропю сделал комсомол, что
созвал совещзние по детской литера-
туре. Назрело много вопросов в атой
работе, и это совещание, очевидно,
сыграет известную положительную
роль в леле создания советской дет-

ской литературы. а

Я хотел бы сделать несколько 06-
щих, а затем и несколько организа-
цнонных замечаний, которые необхо-
димо иметь в вилу при разрешенин
вопросов создания детской литера-
туры.

Наша большевистская партия все-
гда придавала больное значение делу
воспитания людей и культурной ра-
боте и добилась громалных успехов в
этом отношении. А теперь, после того
как наша партия успепгно разрептила
коренные вопросы; создания своей
мощной социалистической промыш-
ленности и закрепления в деревне
колхозного строя, после того как мы
вылнибли из всех позиций последние
эксплоататорские классы и успешно
эти классы ликвидировали, — залача
социалистического воспитания и пе-
ревоспитания людей, задача разно-
сторонней культурной работы приоб-
ретает еше большее значение. Вы мо-
жете найти многочисленные примеры
для подтверждения этого положения
во всей политике и практике работы
натией партии и правительства, что
этому делу уделяется теперь исклю-
чительное внимание. Особое внимание
уделяет этому делу лично товарищ
Сталин. (Продолжительные аплодис-
менты). Он с особой заботливостью
поставил и ставит целый ряд очень
важных вопросов в области культуг-
ной работы: и по организации птколы,
И ПО созданию настоящих учебников
по всем основным отраслям знания.
и по методам преподавания в низшей,
срелней и высшей школах, и в том
числе — и вопросы детской литера-
туры. Придавая большое значение
детской литератуге в вопросах sBoc-
питания и зная слабость постановки
ее излания, товарищ Сталин поста-
вил вопрос 0 передаче этото дела
комсомолу, который, несомненно; его
лучше ортанизует. Подтверждением
отромного внимания партии и прави-
тельства вопросам культуры являют-
ся значительные, и с каждым голом
увеличивающиеся, денежные асситгно-
вания.

Второе. что надо иметь в виду, —
это то, что налша страна с каждым
годом меняет свое лицо в смысле гра-
мотности. Теперь мы имеем почти
уже поголовную трамотность населе-
ния по целому ряду республик, краев
и областей. Если в течение 1936—
1937 Tr. как следует поработаем нал
ликвилажией неграмотности оставших-
ся нескольких миллионов человек, то
в нашем Советском Союзе совсем не
булет неграмотных. В отношении ле-
тей мы имеем уже сейчас поголов-
ный охват их школьной учебой. В
напгих школах учится более 28 мил-
лионов детей в то время как до
Октябрьской социалистической рево-
люции в царских школах училось не
больше 8 млн. учащихся.

Все это я говорю к тому, чтобы по-
казать, что для нашей литературы и
особенно для детской литературы мы
имеем такой простор и такие благо-
приятные условия, каких никогла
наша страна раньше не имела и не

имеет ни одна капиталистическая .

страна.

Эта обстановка почти потоловной
трамотности населения и громадный
рост культурных потребностей назше-
то рабочего и колхозника пред’являют
и новые требования ко всем нашим
советским писателям и художникам,
на которые надо отвечать быстрее и
более высоким качеством литературы.

Несмотря на громадное изменение
наллей страны в сторону культур-
ности, однако, литература нана от-
стает от удовлетворения возросших
требований и особенно отстает дет-
ская литература.

Несмотря на рост из гола в тод из-
дания детских книг — с Ю млн. экз.
В 1933 г. до 20 млн. экз. в 1935 г,
олнако. нельзя признать удовлетвори-
тельным положение с детской лите-
гатурой, хотя бы уже по одному тому,
что мало еще палнется и издается
детских книг, их нужно, TO крайней
мере, раз в 5—190 больше по сравне-
нию с тем, что издается сейчас. На-
ряду с неплохими детскими книжка-
ми, написанными рядом детских пи-
сателей, все же и по качеству налиа
детская литература стралает рядом
недостатков. Во-первых, некоторые
возрасты детей очень слабо обслу-
живаются летской литературой. На-
пример, есть жалобы на то, что из-
дается совсем мало книг для детей
возраста октябрят. Во-вторых, дет-
ская литература не охватывает дце-
лого гяла очень важных сторон на-
ней жизни и проходит мимо ряла
очень важных тем, которые должны
быть показаны детям в художествен-
ной форме. В третьих, само изложе-
ние писателями детской книги, язык,
стиль часто расходятся с целью за-
интересовать и быть понятной нашим
летям. не товоря уже о том, что не-
релко просто коверкают литератуз-
ный язык народа. Таких книг, к 60-
жалению, еше не мало, хотя их и
становится меньше. ’Рял писателей
вместо того, чтобы учиться у наших
великих хуложников слова: А. М.
Горького, Пушкина. Л. Толстого,
учиться у великих критиков литера-
туры: Белинского, Добролюбова, Чер-
нышевского и дг., как создавать дет-
скую книту, пытаются выдумать свое,
что-то особенное, и часто, не дости-
тая цели. преподносят ребенку
плохую книжку, тем самым He на-
ходя отклика на свон произведения
в летской среле.

Как создавать детскую книжку,
многому учат нас наши классики -—
писатели прошлого века, многому
учит в этом отнонении громадный
опыт нашего великого писателя Алек-
сея Максимовича Горького, много
учит критика литературы Чернытшев-
ского, Белинского, Добролюбова и др.

ское,

.

Все это, конечно, нужно знать и
использовать в создании хорошей
детской книжки и в наших совет-
ских условиях,

Вот, например, прямо незабывае-
мые слова Чернышевского:

‹..В самом деле, мы не всегда уме-
ем ценить по достоинству, например,
ум детей, — по кцайней мере, мы
вообще слишком мало доверяем ему,
— мы или мучим ето затверживанием
сухих правил и мертвых слов, CMBI-
сла которых не об’ясняем детям, «по-
тому. что они еще дети, не поймут
они этого». или, когла хотим доста-
вить им приятное чтение, болтаем ¢
ними о таких вещах и таким язы-
ком, что умное дитя тотчас же заме-
тит в наши®словах притворное ребя-
чество и будет подемеиваться над
этим неловким и скучным ребячест-
вом, Мы думаем, что детский рассу-
док слаб, что детский ум непроница-
телен; 0, нет, напротив. ‘он только
неопытен, но поверьте, очень остер
и проницателен. Вель научается же
двенаднатилетний мальчик понимать
алгебраические отвлеченности, кото-
гые и взрослому не веякому об’яс-
Ниш.

..Да, нужно только умеючи при-
няться за дело, и с детьми можно
товорить и об истории, и о нравствен-

ных науках, и 0 литературе, так что

они будут не только узнавать мерт-
вые факты, но и понимать смысл,
связь их., В этом отношении мы во-
обще недовольны книтами для’ дет-
ского чтения: они слишком — изви-
ните за выражение — оскорбляют де-
тей недоверчивостью к их уму, от-
сутствием мысли, приторными сентен-
пиями. В чем эта преднамеренная
пустота, прелнамеренное идиотство?
Детям очень многое можно ‘об’яснить
очень легко, лишь бы только об’яе-
няющий сам понимал ясно предмет,
о котором взялся говорить с детьми,
и умел товорить человеческим явы-
ком...». (Из библиотрафин Н. Г. Чер-
нышевского «A. С. Пушкин, его
жизнь и сочинения»). 2

Соедините  эти мысли с современ-
ными залачами, вытекающими из на-
шего социалистического строя, и это
будет прямым руководством для всех
наших писателей книг для детей.
Так ли дело обстоит у целого ряда
наших ‘детских писателей? К сожа-
лению, нет. Эти недостатки были от-
мечены на настоящем совещании ря-
дом выступавших участников сове-
щания.

Есть ряд замечательных указаний
Алексея Максимовича Горького в -его
статьях 0 детской литературе: «0

безответственных людях и о детской.
книге наших дней», «Литература: де--

тям» н «О темах». Эти статьи необ-
холимо всем нашим писателям, изда-
телям н критикам детской литерату-
ры читать и перечитывать. Это помо-
жет им иэбежать всякого рола опти-
бок в области детской литературы.
Не удовлетворяет нас детская ли-
тература и по своему художественно-
техническому оформлению. Вель для
ребенка и лля подростка чрезвычай-
но важное значение имеет техниче-
художественное оформление
книги, бумага, печать, рисунки. Это
нередко решает дело. На основании
оформления книжки в значительной
степени можно еулить, прочтет ли
ребенок книгу или не прочтет. В тех-
ническом отношении детская литера-
тура стоит еще на очень низком
уровне, и виноваты в этом целиком
издатели, по-бюрократически относя-
щиеся к своему делу. Печать часто
неряшливая, бумага плохая, рисунки
тоже никуда негодные. Иногда пре-
полносят всякую мазню ребятам и лу-
мают, что усе это сойдет. Некоторые
художники — «левакн» даже считают
такую мазню шатом вперед, вместо
того, чтобы давать детям реальные
рисунки и каттинки лля того, чтобы
в ребенке с раннего возраста разви-
вать художественное чутье и вкуе.

Вот видите, какими недостатками
страдает еще наша детская литера-
тура.

Чем. об’яснить это отставание дет-
ской литературы? Очевидно, тем,
что, видимо, детские книги создавать
значительно труднее, чем книги для
взрослых. К автору детской книги
пред’является. целый ряд дополни-
чельных требований. Автор детекой
книги должен знать детей, чтобы на-
писанное им было понятно ребенку.

Детский писатель должен сочетать

в своем творчестве величайшую чут-.

кость к детям и не упускать в то же
время из вилу главную цель — TO,
что он должен изложить в книжке.
Но в этом ли главное препятствие к
еще более широкому развитию дет-
ской литературы? Нет!

Что же еще может затруднить рост
детской литературы? Может быть,
мало средств у наших издательств,
мало бумаги, типографий, литогра-
фий, крабок и т. п.? Что отставание
нашей полиграфии тормозит дело, это
отчасти верно, но вряд ли только
этим можно об’яснить недостаток
детской литературы. Можем наверня-
ка и на существующей технической
базе, использовав ее как; следует, дать
книг значительно больше и значи-
тельно лучнпего качества. Если в чем
‚ издателям надо помочь, — пусть они
членоразлельно скажут, в чем имен-
но, и мы им поможем. Значит, и
не это залерживает тост детской ли-
тературы.

Может быть у нас мало детских
писателей — творцов детской лите-
ратуры? Нет! Нисателей у нас. в
СССР уже немало, и их гряды будут
все увеличиваться, нало только их
организовать и правильно их исполь-
вовать, работать с ними и над ними.
Значит, и это обстоятельство не мо-
жет задерживать развития детской
литературы. Главное, что затрудняет
рост детской литературы, видимо. за-
ключается в том, что ло сих ног была
плоха ортанизация всего дела изда-
ния детской литературы. Если бы у
нас была лучшая организация в этом
отношении. все вытеперечисленные
препятствия, если не совсем, то в
значительно меньшей степени влия-
ли бы на создание советской детской
литературы. У детской литературы
не было до сих пор настоящего хо-
зяина. Она не была ни Наркомтро-
сом, ни издательствами полнята Ha
ту высоту, на которой она должна
находиться. Будем надеяться, что те-
перь комсомол дело поведет по-но-
вому. ;

Значит, залача Теперь заключается
в том, чтобы поднять положение дет-
ской литературы на большую высоту,
снять все и всякие преграды, кото-
рые мептают ее развитию. (Задача ва-
ключается в том. чтобы дело созла-
ния и излания детской литературы
поставить с большим газмахом, соот-
ветствующим ее громалному значе-
нию в деле всестороннего воспитания
нашего мололого поколения. С этой
целью ЦК ВКП(б) и принял решение
0 перелаче комсомолу детского изла-
тельства, и мы думаем, что комсомол
эту задачу с честью выполнит.

Косарев: Ностараемся.

Андреев: С чего нашему комсомолу
слеловало бы начать эту большую
работу?

Прежде всего надо собрать и огга-
низовать все наличные силы писа-
телей. Нало вывести некоторых дет-
ских писателей и художников из по-
ложения кустарей-одиночек, где-то и
что-то пишущих. но оторванных от
_налцей героической действительности.
Надо собрать все, что есть лучшего
у нас в стране, и использовать лля
детской литературы. Только ли нало
ограничиваться кгутом детских писа-
телей? Нет, конечно! Надо снять те
условные трани, которые, несомнен-
но. мешают пелому ряду наших вил-
ных советских писателей писать на
детовие темы в литературе. Некото-

é

рые наши видные советские писате-
ли явно недооценивают значение дет-
ской литературы и поэтому не ‘пи-
шут для детей, а другие просто по-
баиваются браться за это лело, не
доверяя своим способностям в этой
области. И то и другое должно быть
отбронено. Наши советские писате-
ли, которые пишут большие вещи.
чолжны быть обязательно привлече-
ны к творчеству и в области детской
титературы. Может ли такой писа-
тель, который прекрасно пишет ро-
маны для взрослых читателей, соз-
чавать детские рассказы нли летские
повести? Безусловно может! Может
быть, не каждый может сочетать в
себе это качество, но неправильно
было бы говорить, что писатель, ко-
горый пишет NIA взрослых, лишен
возможности писать для детей Разве
не дают нам прекрасные образцы
Пушкин. Лев Толстой и другие, на-
писавшие наряду с большими серъез-
пыми романами н немало замечатель-
ных рассказов и стихотворений лля
летей? Недалеко холить за примером:
вот, здесь сидящий современный пн-
сатель`Алексей Толстой написал не.
сколько прекрасных вещей и для ла-
тей. Нало привлечь всячески к 6с03-
данию детской книжки всех наших
лучигих писателей. поэтов и драма-

тургов. Вместе с тем нало серьезно
работать и нал созданием калров дет-
ских писателей, поэтов и художни-
ков.

Сейчас все созлают свои кадры:
партия созлает кадры, наркоматы ря-
стят свои кадры, в сельском хозяй-
стве тоже создаются свои калры. А
вот наши излательства, очевилно, лу-
мают, что или писатели булут созда-
ваться сами по себе. или их булет
готовить для них кто-то другой, вме-
сто того, чтобы самим внимательно
работать нал выращиванием каждого
начинающего писателя в хорошего
писателя, всячески ему в этом помо-
тая. Только так и могут созлаваться
калры, а наши излательства бюро-
кратически относятся к этой задаче,
не понимая. что в этом заключается
основное организационное условие
для хорошей работы издательств.
Детская литература у нас будет бе-
зусловно расти, если мы обеспечим
это  необхолимое ортанизационное
условие. Известные слова товарища
Сталина о калрах: «люлей нало за-
ботливо и внимательно вырапгивать,
как садовник выращивает облюб>-
ванное плолдовое лерево». в не мень-
шей мере относятся и к излатель-
ствам по выращиванию кадров на-
ших советских литераторов.

0 литературной критике

Что еще необходимо ‘для успеш-
ного роста детской литературы, как
п для литературы вообще? Критика!
Не критика невежественная, которая
часто не разбирается в существе во-
проса и готова за всякую описку, за
всякую неудачную фразу молодого
писателя обескуражить. Нередко на-
ши литературные критики, которых,
к сожалению, еще очень мало, вместо
чуткой и внимательной оценки до-
стоинств и недостатков тото или ино-
го литературного произвеления, сво-
AT дело или к огульному захвали-
ванию или к отульному охаиванию.
Такая критика нам не нужна. Нам
нужна чуткая. нгинципиальная кри-
тика, которая учила бы писателя и
поошряна бы его рост, его движение
вперел, вскрывая действительные не-
достатки того или иного литератур-
ного произведения, в то же время
очищая литературу от всякой гнили,
всего чуждого и незлоровото. Есть ли
У нас такая Е нашей лите-
ратуры? Нет, она @ще далеко не
сложилась. Наши печатные органы,

газеты и журналы крайне недоста-‘

точно улеляют внимания этому важ-
нейтгему “делу. да ‘и сами нисатели
слабовато в своей среде развертывя-
ют литературную самокритику. А
вель не нало забывать, что вся наша
великая русская литература создава-
лась на критике Белинского, Добро-
любова. Чернышевского и др. на-
шей советской литературе надо обес-
печить настоящую, квалифицигован-
ную критику, ибо она будет способ-
ствовать и являться олним из необ-
холимейших условий еще большето

расцвета советской литературы, в
том числе и детской литературы. Так
вот — нам необходимо побольше ли-
тературной критики и самокритики.

Нало начать с того, чтобы органи-
зовать хогошие библиографические
отделы и помещение ‘критических
статей о детской литературе во всей
комсомольской печати, начиная с
«Комсомольской правды», «Молодой
гвардии» и др. Надо привлечь к ли-
тературной критнке самих писателей,
печатать почаще отзывы самих чита-
телей о книгах. Так постепенно бу-
дет склалываться серьезная критика
детской литературы. Без этого усло-
вия у нас не будет хорошей детской
литературы, и она будет стралать
тромадными недостатками. Нам надо
BO всей работе по созданию летской
литературы газоблачать и изгонять
все, что кроется под флагом «все сой-
Дет». Мы должны обеспечить хоро-
шее качество летской книжки во всех
отношениях, Не только критика, a
и излательства не должны пропускать
все, что не отвечает залачам социали-
стического воспитання детей, все. что
кроется под флагом <все сойлет».

Нельзя не сказать пару слов но
адресу наших  педатогов, которые
обязаны всячески помочь развитию
детской литературы и созланию хо-
роших книжек. а межлу тем они ещо
не ведут себя в этом деле с наллежа-
щей активностью. Комсомолу, и B
частности Детгизу, необхолимо ши-
роко вовлечь лучших пелагогов во
всю работу и по созланию детской
литературы и особенно по Части ее
критики.

0 художественном оформлении детской книжки

В создании детской книжки ‘имеет
значение не только писатель, но и
хуложник. Художественное оформле-
нне детской книги за релкими исклю-
чениями еще очень плохое. Эта сто-
рона у нас явно страдает. Мы дол-
жны изгонять из детской литературы
все то, что илет вразрез с развитием
правильного художественного вкуса
детей. Всю эту мазню, которая не
дает никакого реального представле-
ния 0 действительности, и все из-
воащенкя в этой области нало из
детской литературы беспотадно из-
гонять. Пусть такие хуложникй Ги-
суют свои рисунки для себя, для
своего собственного уловольствия, а
нашему ребенку мы эту маэню пре-
подносить не позволим. Просто тош-
но и больно иногла становится, когла
берешь детскую книжку в руки с та-
кой мазней. Неужели наши совет-
ские художники и излательства не
могут лать ничето лучитего? Не ве-
рится! Просто упростили это лело ло

крайнего безобразия и невежества
наши излательства и некоторые, так
называемые, хуложники. Комсомол
должен покончить с этим и должен
стать на защиту настоящего реали-
стического художественного воспита-
ния летей. Есть ли у’нас хорошие
хуложники? Безусловно есть. их не-
мало. Они присутствуют и здесь н%
совещании. Можем ли мы обеспечить
более высокое хуложественное офор-
мление летской книжки? Безусловно
‚ можем! Нало только лать хуложнч-
кам правильное направление, порабо-
тать с ними, пред’явить им то, что
от них требуется. Это очень важное
дело. Надо, кроме хоролнего, увлека-
тельного рассказа или стиха, хорошо,
аккуратно сделать, напечатать книж-
ку, дать лучшую бумагу. хороший

рисунок и хорошую обложку и пере-
плет. Олним словом, нало книгу де-
лать с любовью, а не по-бюрократи-
чески.

Какие детские книги нам нужны?

План Детгиза недостаточно учиты-
вает все эти моменты. Надо этот план
серьезно после настоящего совеща-
ния поправить. Надо, во-первых, со-
брать BCe, что есть лучшего в миро-
вой литературе для летей, и сделать
это достоянием напгих советских ле-
тей. (Аплодисменты). Наши  изла-
тели еще далеко эту задачу не вы-
полнили, & есть ведь немало пре-
красных произведений в мировой ли-
тературе, которые должны быть обя-
зательно переведены и изданы у нас.
Слишком много Детгиз наметил из-
дать в представленном плане классн-
ков и мало современных тем детской
литературы. Клаесики теперь у нас
‘издаются многими издательствами:
Литизлатом, «Академия» и лр. Нуж-
но ли дублировать работу друтих из-
дательств? И в этом смысле пра-
ВИЛЬНО Товарищи отмечали. что Дет-
тна идет по линии наибольшей лег-
кости в габоте.

Слабо представлена в этом плане
й та часть детской литературы, ко-
торая касается научных и техническо-
конструктивных вопросов для детей.
До этого совещания мне улалось
ознакомиться с такими книжками на
иностранных языках. Надо сказать,
что технически это замечательно сде-
ланные книжки, где лается детям
разных возрастов возможность разви-
вать их техническо-конструктивные
способности. Мы становимся страной
передовой техники. и нам надо фаз-
вивать у наших детей эти способ-
ности. Для этого надо созлать в этой
области несколько хороших книг с
большим тиражом. С некоторой не-
обхолимой переработкой кое-что мо-
жно перевести и излать и из загра-
ничных образцов детской технической
литературы. Это будет очень хорошо.

Нало обязательно пополнить изда-
тельский план Детгиза изланием кни-
жек по вотрюсам, что из себя. нред-

ставляет наша великая родина BO
всех ее областях. Дети прежде всего
должны знать, чем наша страна рас-
полатает, какие у нее богатства, чем
она отличается от других стран. Та-
ких книжек для детей у нас еще
очень мало. )

Необхолимо также в художествен-
ной форме изложнть, что было и что
стало с нашей страной, чето у нас
не было и что теперь есть. Это очень
ботатая тема для творчества писате-
лей. У нас еще не созлано писате-
лями простых, но увлекательно изло-
женных биографий великих пюлей
науки и литературы. Нет, к сожале-
нию. 10 сих пор для детей хороших
биографий Маркса, Энгельса, Ленина,
Сталина. А все это чрезвычайно не-
обхолимо лля социалистического вос-
питания детей через художественную
литературу. У нас немало уже имеет-
ся прекрасных образцов националь-
ной литературы — украинской. гру:
зинсокой и пругих наших наниональ-
ных республик и областей. Надо их
систематически переводить на рус-
ский язык и переизлавать Детгизу
обязательно.

Вот чем слеловало бы пополнить
и в каком смысле нужно изменить
обсужлаемый вами издательский
план детской литературы. Нало все
дело поставить таким образом, чтобы
1936 гол был бы переломным голом
в созлании хорошей советской дет-
ской литературы.

Мы обязаны и можем созлать все-
стороннюю, хорошую и увлекатель-
ную литературу для наших летей!

Позвольте выгазить уверенность,
что комсомол, который немало в сво-
ей работе олержал побед. булучи вер-
ным помощником нашей великой
коммунистической лартии большев8-
ков, с честью выполнит и эту зада,
(Бурные апподисменты, все вста? 9

приветствуют тов. Андуеез2).