Е а ЕАО И а Е ВМО ees Tee Te. ЧР ВЕНЕРЫ бы ое о РАН АЯ О ОВО ЗЫ оо А И ет ой

зы

THs
OR:
EE

1)
ть
ГД
TE;
Ле
Ili
Зе,

литерату

ети =

pHa

я Е

Ss =

азета №7 670)

flOKAG@—, SHANA.

Be.

Онтнал 06 ортанизации ЛОКАФ
был дан из Ленинграда и Кронштал-
та летом 1930 г. Штурмовой год этот
поднял по всему СОСР новые лите-
ратурные силы, как помнят все. Во-
енные литераторы, участвовавшие в
движении, в еенове были тогла скон.
центрированы в ЛВО, Балтфлоте и
MBO. Подспудно накапливались
сялы, опыт. Тогда еще никто не знал
работы гядовых ленинградских и
кронштадтских военных литераторов:
Н. Свирина, Л. Соболева, A. Дмит-
риева, В. Кнехта-Петровского, Абра-
мовича-Блэка и др.

Кадры зачинателей ЛОКАФ груп-
пировались вокруг  литоб’единения
Балтфлота и литоб’елинения «Крас-
Hag звезла» (ЛВО). Любопытно, что
эти два об’единения толами не имели
связан: сказывалась инерция былой
разобщенности моряков и армейцев.
Помню первую встречу нашу весной
1930 г. Она налюминала осторожную
разведку. Были делегаты «высоких
договаризающихся сторон», расенро-
сы. прощупывания. Моряки печата-
лись в флотских и ‘комсомольских
журналах. Армейцы создали «Залп»
— это и есть прямой прелшествен-
ник ЛОКАФ, затем «Знамени». Глав-
ную работу в <Красной звезле» вел
Н. Свирин, тогда политработник нпо-
траничных войск.

Летняя встреча кронштадтских
литераторов и группы, руковолимой
H. Свнриным и т. Поляком, породила
В 1930 г. целое движение. Мы созда-
ти ударные литературные оборонные
бригалы. Время было ударное, Goe-
вое, Бурлила наша литературная мо-
лопость... Бригады были дисцинлини-
рованные, гибкие. Встречались после
службы то в Кронштадте, у т. Скай-
фа-Кулрявцева, то у меня, то у По-
ляка, закипали ночные литературные
беседы и бон. Я разбиралея в опыте
своей «Первой конной» и начинал
новые работы. П. Соболев читал нам
первые главы «Капитального ремон-
та», Овнрин знакомил нас со своими
работамн о мобилизации литературы.
Слали письма в Москву, связывались
е Черноморским флотом.

Бригалы наши начали выезлы: в
лагери, в военные школы ЛВО, на
корабли. Читатели, массовые военные
зудиторни с исключительным инте-
ресом впервые воочию увидели сво-
их военных писателей. Споры, вы-
ступления, записки, проводы, завя-
зызались знакомства. Начиналась пе-
реписка с читателями.

Помню вечер 23 июня 1930 г. в
школе младшего начсостава ОГПУ.
Это был, кажется. первый шаг еще
неоформленного ЛОКАФ. Клуб не
вместил всех желающих. Свирин ко-
ротко рассказал, как отражена Крас-
ная армия мирного периода в совет-
ской литературе, и охарактеризовал
залази красноармейсквого творчества.

Тогла залачи ЛОКАФ еше не были
развернуты в интегнациональном.
глубоком плане. Движение еще было
лвнжением  «красноармейско-творче-
СкИМ». Мы явно отрывались от клуб-
но-литературных масштабов, но еще
не сформулировали своих предель-
ных целей.

Вечер развертывался так: прочли
Маяковского «Во весь голос», прочли
тут же простеныкие бойцовские сти-
хи 0 винтовке ин службе, прочли от-
PEBOR пьесы и начали обсужление.
Помню высказывания: «Военкоры пе-
рерастают газетную заметку. Они хо-
TAT творить художественное слово».

Движение распоостранялось стре-
мительно. ПУР РККА понял, уловил
инициативу низов. «Красная звезда»
центральная военная газета —
заялась за помощь делу. Наше дви-
жение, наша группа получила назва-
ние «Литературное об’елинение
Красной армии и флота» — ЛОКАФ.
Движение развегтывалось вне
РАПИ, без РАПИ. Известен слу-
чай, когла РАПП предложил т. Матэ
Залка вообще не работать в

ЛОКАФ (!).

Два-три месяца нашей работы, и
наконец 29 июля в Москве в Цен-
тральнсм Доме Красной армии co-
стоялось первое организационное со-
брание писателей и поэтов Москвы,

ВИШНЕВСКИЙ

делегатов всеармейското агитпропсо-
вещания, работников ПУР ин предета-
вителей литкружков РККА и флота.

Собрание было серьезнейшим — нп
по составу и по характеру работы.
Люди отчетливо анализировали во-
енно-полнтическую обстановку и
практику литературной тогдашней
среды.

ПУР призьвал писателей стать
ближе к Красной армии. ПУР и
«Красная звезда» (Л. Дептярев) до-
вели до сведения собравитихся писз-
телей, что в рялах армии’ началось
большое литературное  лвижение.
Армия, так сказать, сама принялась
созлавать нужную ей литературу.

Писатели откликнулись. Началась
организация журнала. ЛОКАФ. К
нам, ннициаторам дела, пришили
В. Ставский, Сергей Вашенцев,
Исбах. М. Залка, В. Лутовской,
А. Гидаш, И. Рахилло, Ал., Сурков.
Журнал вышел в январе 1931 г. Вме-
сте с некоторькмн «попутчиками» мы
намечали большие планы. В Ленин-
граде, не откладывая, в долгий ящик,
открыли военно-литературные курсы
на 60 человек. Военно-политичеекая
им. Толмачева академия дала лакто-
ров. Вместе с Н. Свириным и Л. С9-
болевым мы разработали ‘чрограмму
работ на 1931 г. — военные ноездки
писателей, плавания, лекцчи и т. д.

В редакцин «Красной звезды»
(ЛВО) воаэник своеобразный штаб.
Курсы посещались отлично. Здесь
внервые многие пролеталекие писа-
тели увилели и пожали гГукКи «по-
путчикам»: М. Слонимскому, Н. Ни-
китину, Б. Лавреневу, В. Каверину и
др. «Попутчики» здесь впервые уви-
дели и пожали руки пролетарским
писателям ®и поэтам: А. Прокофьеву,
В. Князеву и др.

Б 1931 т. на курсах Лен.-Балт.
ЛОКАФ и в журнале была пгоделана
серьезная работа по изучению места
и роли литературы во время войны.
Мы собрали интереснейший материал
по Англии, Германии, Японии. и т. д.
С газличных сторон осветиляи опыт
войны 1914—18 гг. и войны гражлан-
ской. Помню, как лекции перерастали
в коллоквиумы по советской литепа-
туре, как вокрызвалась — лля многих
впервые — военная функция аните-
ратуры.

Мы собирали сведения, воспомина-
ния, отрывки, опыт советских писа-
телей за 1917—22 тг. прослеживали
рождение нашей литературы, ее воен-
ные корни, изучали ее особенности.
Работа эта крайне кропотливая, не-
заметная. Она дает свон первые пло-
ды лишь сейчас, с появлением, на-
пример. первых частей интересной
книги В. Перцова («Знамя № 1, 1936).

ЛОКАФ, как это прочно засвиде-
тельствовало время, вел правильную
и серьезную литературную политику.
В основе она сводилась к системати-
ческой оборонно-вооплттательной pa-
боте среди писателей, к выращива-
нию новых калгов, вылвижению но-
вых писателей и критиков. к укреп-
лению внутринациональных литера-
турных связей и к расширению ин-
тернациональных связей.

Постановление ЦК партии’ 23
атреля 1932 г. полняло локафовскую
работу на новую ступень. Предс’ез-
довская и с‘’езловская работа 1934 т:
была весьма плолотворной. «Знамя»,
как назвали мы в 1932 г. свой лока-
фовский журнал, делало все, чтобы
опразлать свое название и быть до-
стойным лучших наптих тралиций.

В журнале сложился отличный ре-
лакционный коллектив: С. Рейзин,
С. Вашенцев, А. Тарасенков, В. Лу-
говской. Журнал преемственно взял
от ЛОКАФ его устремленность, нова-
торскую смелость, отчетливость. мас-
штабность и чистое, суровое отноше-
ние к качеству литературной работы.

Журнал поставил себе цель: быть
поялинным центром, творческим 0б’-
елинением писателей, которые ищут

новых путей мировой ревелюцнонной`

литегатуры. Эту залачу журнал осу-
ществляет с отличной настойчиво-
СТЬЮ.

Работа локафовцев 3a 1930—36 гг.
— порука тому, что нужное будет
сделано.

Кадр из фильма «Мы из Кронштадта ». Сценарий Вс. Вишневского, режис сер Е. Дзиган. Мосфильм выпускает

эту картину к ХУШ

РЕДАКЦИИ „ЗНАМЯ“

Секретариат союза советских писателей СССР горячо приветствует в
день пятилетия один из лучших наших литературных журналов.
За эти годы журнал «Знамя» сумел высоко поднять значение оборон-

ной художественной ‘литературы,

роль которой для дела укрепления

обороны страны и для воспитания людей, беззаветно преданных роди-

не, особенно велика сейчас, когда
падение на Советский союз.

Журнал за свою пятилетнюю работу сумел сплотить вокруг

воинствующий фашизм готовит на-

себя

лучших писателей, выдвинуть новых, посвятивших свое творчество те-
мам обороны родины, и напечатал ряд талантливых и ценных произ-
ведений, вошедших в основной фонд советской литературы.
Союз советских писателей желает журналу дальнейшей плодотворной
работы и уверен, что «Знамя» будет продолжать бороться за высокое
качество и мастерство, прел`являя еще более зысокую требовательность

к художественным произведениям,

Наша советская общественность ждет от писателей,

печатающимся в журнале.

журналом, волнующих художественных произведений на темы герои-
ческой Красной армии и обороны нашей великой непобедимой родины.

союз

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР.

ЛЮБИМЫЙ ЖУРНАЛ АРМИИ

«Знамя», иесомненно, является любимым журналом команлиров и бойцов

Красной армии. На страницах ero

появилось почти все лучшее из тото,

что написано о мужественных людях и героических делах армии страны

социализма.
Журнал «5намя»

посвящен ‘теме. огромной важности — обороне. Задача

сборонной литературы — постоянно мобилизовать внимание вокруг укре-
пления обороноспособности Советской страны. Произведения, появившиеся
на страницах «Знамени», неплохо выполняют эту задачу.

Пнкатели, об’единивишнеся вокруг

«Знамени», мно и упорно работают

над портретом нового советского человека, человека высоких моральных
качеств — бойца и командира Красной армии, т.е. над показом людей,
которым страна доверила защиту своих рубежей. .

Правда, еще недостаточно больших и ценных произведений о людях и
делах Красной армии, но несомненно, ‘что они будут созданы, ибо тема

Красной армии — это отромная и
для художника, и для музыканта.
Журнал «Знамя» не замыкается. в

благодарная тема и для писателя, и

рамках уэко-военной тематики, и это

правилыно, так как наша Красная армия живет и дыигит жизнью всей

Советской страны, жизнью рабочих
Уверен, что в новом пятилетии на

и колхозных масс.
страницах «Знамени» появятся новые

высокохудожественные произведения.
Маршал Советского союза С. БУДЕННЫЙ

НАШ ЛУЧШИИ ЖУРНАЛ

«Знамя» — бесспорно лучший наш
хуложественный журнал, ¢ четким
творческим лицом. В день ето пяти-
летнего юбилея надо пожелать, чтобы
он стал еще лучше, еще весомее.

«Знамя» любит печатать хорошие
веши и не боится (хотя и не всегда)
браковать плохие, подписанные яко-
бы заслуженными именами, «Знамя»
— живой и смелый журнал. В нем
хочется работать. В нем работать ве-
село. И жаль, что он еще не стал
любимым журналом нашей научно-
технической интежлигенции, читаю-
щей — по инерщии — другие, инерт-
HO редактируемые журналы.

„ЗНАМЯ“ И ОБОРОППАЯ

Почему так популярен среду чита-
телей журнал «Знамя»? Ведь этот
журнал едва ли не самый молодой
из всех советских «толстых» журна-
лов, и он не имел много времени «за-
рабатывать» себе авторитет?.. Да, это
зерно, но то, чего нехватает некото-
PHM друтим журналам, есть в «Зна-
мени» — талантливость и творческий
темперамент. То, что некоторые жуГ-
налы «зарабатывали» 10—15 лет (или
теряли в течение последних лет), то
«Знамя» — вначале тощий журналь-
чик ЛОКАФ— получил «с бою», до-
бивался в литературных боях за вы-
сокоидейную литературу социализма.

Ряд высокоталантливых произведе-
ний напечатало «Знамя», & нослед-
ний год был особенно вылающимся
для журнала. Особенно нало привет-
ствовать печатание «Не переволя ды-
хания» Эренбурга и «Флорисдорф»
Вольфа. «Всалникн» Яновекого за-
ставляют задуматься не только над
некоторыми проблемами гражданской
войны, но и о путях советекой лите-
ратуры, о том новом слове, которое
сказала ревопюционно-романтическая
литература и которое она еще про-
нанесет.

«Жили два товарища» Б. Левина.
«Я люблю> А. Авлеенко, «Большой
конзейер» Я. Ильина, «Как закаля-
лась сталь» Н. Островского и, нако-
нец, «Всадники» Ю. Яновского харак-
теризуют некоторые весьма важные
процессы формирования новой моло-
not револющионно-романтической
прозы, которой в процессе дальней-
ето развития и роста суждено сы-
трать большую роль в формировании
стиля социалистической литературы.

Так же как некоторые бессмерт-
ные стихи Маяковского и Батрицкото,
как некоторые драмы Вс. Вишнев-
ского и Ф. Вольфа, так же, как «Ги-
бель эскадры» Корнейчука, ряд про-
заических произведений последних
лет характеризует процесс становле-
ния советской революционно-роман-
тической литературы.

Огромная заслута «Знамени» заклю-
чается в том, что талантливые и
культурные организаторы и руково-
дители этого журнала сумели в боль-
ом ансамбле советской литературы
вести свою «партию» так, что она
ельлина далеко, и голос <«<Энамени»
вонче чем у других журналов,

Вл АЙ

Революционно-романтические ноты
наиболее мотуче звучат в журнале
«Знамя».

Когла появилась «Тропа самураев»
Л. Рубинштейна, все видели, что мо-
лодая проза. вдохновляемая идеями
обороны социалистической фодины,
находит новые слова, мысли, образы,
новые приемы, пробуждающие жту-
чий интерес к оборонной литературе.

Важно подчеркнуть He только то,
что «Знамя» сумело собрать вокруг
себя талантливых авторов, но и то,
что «Знамя» принципиально по-ново-
му подчеркнуло, что у нас нет спе-
пифически военной художественной
литературы; как и нет исключитель-
НО «гражданской» литературы.

Истинная гражданственность нашей
литературы выражается не в ее
«штатскости» или «мирно-спокойной
тематике», & в чувстве высокой от-
ветственности за родину, в понима-
нии любой проблемы советского стро-
ительства как важнейшей проблемы
защиты социализма от капиталисти-
ческой агрессии.

Вместе с социалистической револю-
цяей у нас исчезла навсегда «воен-
но-хуложественная» литература ста-
Гого типа. Но и тот термин, KOTO-
рый существует в отношении неко-
торых  произвелений — «оборонная
литература», уже нуждаетея в зна-
чительно расширенном толковании.
потому что всякое выдающееся совет-
ское произведение, воспитываючщее
гражданские чувства, не может не
иметь оборонного значения.

В то же вгемя разве не понятно,
что и` произведения, описывающие
жизнь, быт, работу и творчество
Красной армии, не могут не задевать
отромных проблем социалистического
переустройства экономики и собэнания
люлей?

Совершенно очевилно, что отноше-
ння в Красной армии суть отноше-
ния социалистические, основанные на
высоком сознании революционной
дисциплины, что проблемы, волную’
ще напгих команлиров и рядовых
бойцов, — проблемы, волнующие BCD
страну.

Отромная заслуга журнала «Зна-
МЯ» заключается в том, что, имея
спепифические залачи как журнал
ЛОКАФ, он, став затем органом ССП,
сумел превратиться в ортанизатора

НМ. А Ь

писателей, интересующихся преиму-
щественно оборонной тематикой, cy-
мел заинтересовать огромные круги
читателей и писателей оборонной ли-
тературой, а «оборонников» — подве-
сти к большим общим проблемам
страны.

Журнал сумел стать крупным ху-
ложественным центром: литератур-
ным  ортанизатором, этитатором и
пргопатандистом.

Но сегодня мы обязаны товорить не
только о том, что сделал журнал, чего
он хочет. Мы обязаны сказать и 0
том, чего он еще не сделал и чего
мы ждем от него.

Мобилизующее значение советской
пьесы исключительно велико. Не при-
ходится доказывать, какую отромную
роль играет театр в воспитании Крас-
ной армин.

Наша драматугтия в большюм долгу
перед всей страной н в первую о9че-
редь перед Красной армией.

Журнал «Знамя»,  проделавший
большую габоту по организации пч-
сателей, журнал, нащупавигий своею
основную, любимую тему, журнал,
темпераментно и талантливо защи-
щающий свои идеи, не занялся еще
как следует вопросами «оборонной»
драматургии. Этот пробел он должен
восполнить в ближайшее время.

Ве. Вишневский в статье «Совет-
ская драматургия в 1935—36 тг.»
(«Знамя», № 11, 1935 г.) подмечает:
«Давая свеления», советские драма-
турги сжимают мысли ло формул:
«тишу о новых понятнях времени и
пространства», «пишу о понятии ‹со-
циалистическая собственность», «пи-
Ty © TOM, Kak революция побеждает
старость», «пишу о различии между
гемеслом и творчеством», «пишу о
новом понимании подвига, славы, до-
блести» ит. д.

Пишу. пишу, пишу:.. А что наин-
сано? Много ли? Интересно ли? За-
хватывающе? У нас много театров. И
елза ли любой из столичных театров
ставит в среднем больше двух совет-
ских пьес в гол. Периферийные те-
атры вопиют: лайте хорошую пьесу!

За исключением «Бойцов» Powa-
това, и «Далекого» Афинетенова
много ли мы имеем написанных за
послелние два гола пьес, в которых
мы увидели бы живые образы пеге-
довых защитников нашей родины?

В качестве пожелания:

1. Пожалуйста, больше публици-
стиюи (в частности, военно-философ-
ской и военно-исторической), больше
документаций, мемуаров, воспомина-
ний, даже лекций по наиболее ин-
тереспым проблемам войны.

2. Хочелся видеть Ha страницах
«Знамени» имена наших военных ли-
тераторов, имена наших полководцев.

3. Надо дать место историческому
жанру (истории гражданской войны).
4. И главное — чтобы Рейзин и
весь коллектив журнала не ослабляли
своей энертии. Когда работает редак-
ция — работает и писатель.
П. ПАВЛЕНКО.

ДРАМАТ

р. Е. И.

Пять-шесть пьес, — и обчелся.

Задача журнала «Знамя» состоит
в том, чтобы давать анализ опубли-
кованных или осуществленных  по-
становкой пьес, одновременно разра-
батывая принципиальные проблемы
новой драматургии.

В нашей «оборонной» драматургии,
к сожалению, уже устанавливается
наблон, котогый иной раз отбивает
охоту смотреть новую пьесу. Художе-
ственные образы «расетавлены» та-
ким образом, что заранее знаешь, чем
все окончится, заранее знаешь, что
ЭТОТ «перестроится», тот уйдет в ла-
тегь врагов и т. д.

Возьмем к примеру первую пьесу
талантливого прозаика Б. Левина, не-
давно опубликованную в «Знамени?
и поставленную Камерным театром. В
пьесе ряд очень удачных мест, не-
ожиданно острых и волнующих, но
вся пьеса в целом хараклерна тем,
что в ней многое «сглажено», «окрут-
лено», она очень похожа по струк-
туре, по «расстановке типажа», как
пгутят режиссеры, на все остальные
пьесы. В результате талаптливый пи-
сатель не избежал шаблона.

Ни один из наших журналов He
подверг серьезному анализу так на-
зываемые «оборонные пьесы». А по-
ра. Помимо огромных идейно-худо-
жественныгх требований, какие стра-
на пред’являет оборонной пьесе, как
любой советской пьесе, мы прел’яв-
ляем ей, кроме того, дополнительные
требования. Оборонный драматург
должен в совершенстве знать не толь-
ко «общее положение» в нашей аф-
меи, он должен быть близок с ар-
мией, энать досконально людей, лю-
бить их, энать спенифические тех-
инческие проблемы, которые волнуют
Hallux командиров и бойцов. Только
топла нана «оборонная» драматургия
ссвободится и от дурной антихудо-
жественной абстракции, ия от пере-
трузки специальными  «профессио-
нальными» деталями, и от аилалю-
‘стративности» в художественном ме-
Tore. Образы в оборюнной пьесе дол-
жны создаваться и вырастать орга-
нически, из знания жизни и проник-
повения в нее, из художественного
таланта, & не из предварительного
«подсчета»: мне нужны олин коман-
дир Икс, один командир Игрек, столъ-
в0-то персонажей бойцов, мне нужню

об‘единенных

годовщине РКНА.

НАСТОЛЬНЫЙ
ЖУРНАЛ
КОМАНДИРА

Приветствую журнал «Знамя»
день его славного юбилея.

В краснознаменной и ордена Ле-
нина военной акалемни им. М. В.
Фрунзе оборонный журнал «Знамя»
пользуется всеобщим уважением
становится любимым настольным
журналом в преподавательской и слу-
шательской среде.

Отмечая большую, исключительно
важную роль журнала в деле оборо-
ны нашего пролетарского государства,
желаю журналу дальнейшего процве-
тания, еще большего внедрения в
читательские массы бойцов и коман-
диров, еще большей культурности и
подлинно художественного отображе-
ння жизни, быта и героики нашей
Красной армии.

Пом. начальника по попитчасти
академии им. М. В. Фрунзе, кор-
пусный комиссар Е. ЩАДЕНКО

УСИЛИТЬ
к УЛЬТУРНУЮ
ТЕМАТИКУ

Журналу «Знамя», празлнующему
первую свою пятилетку, горячий при-
вет. Будучи, как в старину говорили,
человеком «штатским», приношу в
этому юбилею окромное штатское
пожелание: усилить культурную те-
матику. помнить, что фашизм cpa-
жается не одним только материаль-
ным оружием, но и романтикой мел-
кой собственности, «своим очагом».
«своим «я», — идеалами, соблазни-
тельными для отромного количества
мелких буржуа, населяющих мир.
Дать романтику социалистической
собственноети и ее охраны — это по
существу не менее оборонная’ тема,
нежели рассказы, где стреляют из
пушек и летают на истребителях. Хо-
рошо бы повоевать в «Знамени» и
на этом культурном фронте с dpa-
шизмом. .

МАРИЭТТА ШАГИНЯН,

ПОЗДРАВЛЕНИЯ
‘TO 8 BAA PY

В редакцию «Литературной газе-
Ты» в день пятилетнего юбилея жур-
нала «Знамя» прислан ряд привет-
ствий.

Приветствия получены от союзов
советских писателей Украины, Бело-
‘руссин, Армении, Грузии, Ленингра-
да и от тт. Рубинштейна, Голодного,
Суркова и друтих.

B

~

чуть-чуть техники, чуть-чуть филосо-
фии и т. д—по принципу «всего
понемножку». Ничего, кроме иллю-
стративного «драмолельства», йе мо-
жет получиться из такого метода.
Журнал «Знамя» лишь вскользь ос-
танавливалея Ha проблемах творче-
ского метода и принципах новой дра-
мы. Залача журнала соетоит в том,
чтобы на специфическом маплериале
«оборотных» пьес проанализировать
слабости, промахи, недостатки нашей
драматургии и помочь ей дать мюну-
ментальные пьесы, несущие почетную
н высокондейную службу советской
гражданственнссти, защиты  сощиа-
лизма.

Наконец необхолимо в этой связи
поставить проблему пролетарского,
советского гуманизма в нашей драма-
тургии. Наша армия — защитниця
интересов всем трулящегося челове-
чества. Советский патриотизм глубо-
ко интернационален по своему суще-
ству. Иден Красной армии — самые
гуманистические иден. Показать, как
побеждают эти идеи в столкновении
с зоологическими расистокими, фа-
иистскими, человеконенавистниче-
скими илеями — вот огромная залача,
драматуртии. Такие пьесы, как «Про-
фессор Мамлок» или «Флорисдорф»,
чрезвычайно необходимы с точки зре-
ния борьбы < фашизмом и утвержде-
ния высоких идей социалистического
гуманизма, развивающегося на осно-
ве подавления и уничтожения вра-
ждебных трудящимся классов. За
редким исключением, «Знамя» этих
проблем — столкновения социатизма
с фашизмом, пути победы первого
над последним —- применительно к
задачам драматургии не поставило, и
мы говорим: «Знамя» еще в долгу
перед советской драматургией. Но не
меньше лдраматурти н товарищи, раз-
рабатывающие проблемы и теорию со-
циалистической драматурпии, в долгу
перед боевым и художественным
«Знаменем». Только 3 статьи напе-
чатали они в журнале. Только 6—7
пьес было напечатано за эти годы в
«Знамени». Мы должны сказать твер-
до: с той силой и четкостью, с какой
«Знамя» ведет вперед нашу прозу,
спо должно повести вперед советскую

драматургию. Co «Знаменем»— к
боевой советской монументальной
драматургии!

ПОЭЗИЯ „ЗНАМЕНИ“

Н. пл

Мы отмечаем пятилетний юбилей
«Знамени» не только как торжество
советской журналистики, но и как
победу советской художественной ли-
тературы.

Лицо журнала «Знамя» определяет-
ся той отграниченной областью, в пре-
делах которой решается проблематика
обороны Союза советеких республик.
На первъй. взгляд может показаться,
что эта- отграниченность проблемати-
ки сужает рамки действительности,
отражаемой художником. На деле же
материалом для оборонного художест-
венного произведения служит вся
богатая яркостью красок, силой стра-
стей советская действительность.
Больше того, не может быть подлин-
ной социалистической литературы, не
отражающей в той или иной мере
оборонную проблематику. Только
большая доля экцентировки на этих
проблемах и придает своеобразие и
остроту тому материалу, который ор-
ганизует журнал «Знамя».

Страна социализма. ее . победонос-
ный пролетариат, строящий свою
жизнь нод жерлами пушек всего бур-
жуазного мира, не может не -прони-
зать оборенными мероприятиями весь
свой гигантекий размах социалисти-
ческого жизнеутверждения.

Именно поэтому, когда мы читаем
в журнале «Знамя» «Не переводя ды-
хания» Ильи Эренбурга, хотя в нем
нет ни одной непосредетвенно воен-

ной темы или образа, мы ощущаем
оборонный дух, пронизывающий этот
роман Эренбурга.

Если истекиий 1935 тод для
«Знамени» был тодом значительных
побед в. области прозы («Не перево-
дя дыхания» Эренбурга, «Вхадники»
Яновского, «Невидимый адмирал»,
Абрамовича-Блэка, «Новеллы» Васи-
лия Гроссмана, ряд прекрасных пере-
водов запално-европейских писателей,
как «Годы презрения» Андрэ Мальро
и многое другое), то поэтический раз-
дел значительно слабее и далеко не
выполняет свонх задач в свете тре-
бований, высказанных нами выше.

Нам думается, что в лни юбилея
такому четко работающему журналу
елей юбилейных речей должен пр?-
тить, и с чувством подлинно больше-
BHCTCKOTO удовлетворения релакцион-
ные бойцы прислушаются к тем заме-
чаниям, которые в дальнейшем помо-
тут улучивить работу журнала.

Мы должны сказать открыто: нас не
удовлетворяет поэтический отдел
журнала. И не потому, что в нем нет
по-настоящему волнующих стихов,
выдерживающих испытания больших
масштабов. Такие стихи есть. Вот ли-
рический цикл В. Луговского. Это на-

стоящая, подлинного поэтического
звучания лирика. Луговской здесь

прокладывает себе новые пути. Он
уходит от риторики, становится кон-
кретнее, зримее, чувственней. Но пре-
одолевая риторичность, взволнован-
ный пафос прямых публицистичес-
ких высказываний, всегда преломлен-
ных сквозь поэтическое самоутверж-
дение, Луговской ухолит и от боль-
гих философских обобщений, кото-
рые он так правильно нащупал в цик-
ле «Жизнь» и в поэме «Дангара». В
книгах «Большевикам пустыни и вес-
ны» были риторические строфы, по-
литические лозунги, данные без чув-
ственной их ощутимости. Стихотворе-
ние последнего цикла «Полевой стан»
разренает лирическую задачу стиха
вамерно: .

Отчего бывает боль такая,
Будто видишь все в последний
раз,
Будто понемногу вытекает
Синева твоих широких глаз?
Это плещет медленная сила
В теле потревоженном твоем.
Бьют перепела. Ты полюбила.
Бьют перепела. Дрожат светила.
Ночь томит луной и забытьем.
Что. ж’ ты смотришь, темно-
голубая,
В этот сумрак темноголубой?
Трактористы молоко хлебают,
Тихо говорят между собой.

Конечно, это направление лиричес-
кого выражения мира законно. Но оно
не может выразить во всей полноте
тех чувств нового человека, которого
увидел Луговской в полевом стане
колхозной бригады. Это направление
уводит нашу поэзию и поэзию Лу-
говского на периферийные пути е тех
магистральных дорог, которыми шли
Маяковский, Бедный, на которые уже
ступала нога Лугвского, А ведь в
этом периферийном плане выдержан
почти весь лирический цикл Лугов-
ского, опубликованный в четырех но-
мерах журнала («Прощание», «Ра-
дость», «Гроза», «Сон». «Почтовый пе-
реулок»). Есть в некоторых стихах
из этого цикла порывы к философ-
скому глубокому осмысливанию, дан-
ному в зримом, чувственном выраже-
нии. Великолепно в этом  емысле
разработана та тема, которая волнова-
ла Лутовского еще в книгах «Боль-
шевикам пустыни и весны», в цикле
«Жизнь»; эта тема жизнеутверждения
через борьбу, через смерть выражена
в изумительнейшем стихотворении
«Девунка моет волосы». Студентка
моет волосы. На столе лежит череп.
Казалось. как легко можно скатиться
в сентенциозность, попглость, но Лу-
товской пронес тему и ее философ-
ский омысл на большюй высоте.

Вот стихи Дм. Петровского —
«Рейд», «Смерть командира Иванко»
из цикла «Червоное казачество». Они
стремительны и песенны, затруднены
н легки, Они не придают новых черт
образу этого талантливого поэта, нес-
колько разбросанного, стихийного в
композициях стихов, но постоянного в
тематических устремлениях, поэта яр-

ПРИВЕТ

За 5 лет своего существования жур-
нал «Знамя» завоевал большой авто-
ритет в широких читательских кру-
гах Советского союза.

В «Знамени» были напечатаны луч-
шие произведения советских писате-
лей. Не все они были посвящены не-
посредственному показу Красной ар-
мни и самой войны. Но мы называем
«оборонными» и такие произведения,
которые показывают причины необ-
холимости крепить мощь Красной ар-
мии и обороноспособность страны, за-
ставляют помнить о неизбежной воен-
ной схватке двух миров и наполняют
сердца читателя безграничной лю-
бовью к нашей замечательной и ве-
ликой родине, Большая заслуга руко-
водителей «Знамени» в том, что
появи-

именно такие. произведения
лись на страницах журнала.

Призывом к бдительности звучит
каждый роман, повесть, стихотворе-
ние и очерк, напечатанные в этом
боевом. умном и интересном журнале.

В юбилейные дни «Знамени» стоит

ИСО

ких образов и больших чувств. Вот
поэма Суркова «Большая война», вы-
держанная в повествовательно-песен-
ном жанре, и повествовательное не-
большюе стихотворение большого дра-
матического напряжения «Ночной раз-
овор», испорченное несколько дву-
CTHINBEM концовки. Коммуниет-крас-
ноармеец был приговорен белыми к
расстрелу. Его только ранили, и он
был спасен: ‘

С рассветом меня нашли часовые
В овраге у шалаша.

Я в эту смертную ночь впервые
Узнал, как жизнь хороша.

Вот цветистые и яркие стихн Про-
кофьева, «Родина» прекрасное
стихотворение покойного Н. Дементь-
ева. Ряд неплохих стихов Николая
Брауна и Алексанлра Гитовича, на
обычно высоком уровне Светлов (сти-
хатворение «Деникин»).

Есть стихи молодых: Панченко,
Долматовского, Державина, Маргари-
ты. Алигер.

Ну что ж, как будто все нормально.
Есть лирика, история гражданской
войны, гражданская советско-патрио-
тическая лирика. Есть мастера и мо-
лодые поэты. И все же мы берем на
себя смелость утверждать, что поэти-
ческий отдел «Знамени» не организу-
ет по-настоящему работу, не ставит
больтних задач перед нашими поэта-
ми, недостаточно определяет направ-
ление их работы. Мы стонм накануне
трандиозных исторических событий.
Не сегодня-завтра на нас вооружен-
ные до зубов враги могут напасть.
Нам нужна огромного лирического на-
пряжения боевая публицистическая
поэзия, в каждой строфе которой
должна незримо присутствовать бое-
вая тревога.

Маяковский был поэтом одной те-
мы. Этой темой был для него соци-
апизм. Именно потому, когда он пи-
сал рекламу для Моссельпрома и по-
эму «Влалимир Ильич Ленин», и те
H другие строки были согреты дыха-
ннем мощнейшей лирической силы.
К каждому явлению он выражал глу-
боко личное отношение и это отно-
шение помогало утверждению социа-
листического строя. Особенно у моло-
дых поэтов мы ие всегда чувствуем
эту поэтическую взволнованность. Их
стихи рассудочны, риторичны. Уж
очень заметно даже для невооружен-
ного глаза это стремление молодого
поэта пронести раз избранную форму
так, чтобы не расплескивалось солег-
жание, У них зачастую нет своей ли-
рической темы, того личного поэтиче-
ского пафоса, о котором товорил еще
Белинский. А ведь только это свое
отношение к миру создает поэтичес-
кую индивидуальность, В плане тех
требований, о которых мы здесь го-
ворнм, нз молодых удовлетворяет
разве только Панченко. Детство рабо-
чего поэта Панченко, протекшее в го-
ды гражданской войны в Одессе,
питает его творчество. У него све-
жее видение вещей и явлений допол-
няется большими поэтическими 060б-
щениями. Но ему недостает еще
мастерства. Те инфантильные ощу-
щения, которые сейчас ярки в твор-
честве Панченко, могут быстро ис-
черпаться, и проблема учебы, пробле-
ма овладения подлинным поэтичес-
ким мастерством встанет перед
ним во весь рост. Ему нехватает  ‘по-
этической конденсированности, ком-
позиционной целостности в лиричес-
ком.звучании, но лирика его — ли-
рика болыних поэтических 0бобще-
ний и смелого публицистического вы-
тажения.

.. А в море твоем

Лишь суда о тебе прогудят.

Ты в поспешной могиле, солдат.
Но клянусь: миллионам смертей
Я такую одну предпочту.

И тебя как живую мечту,

Пронесу я.

Большое достижение поэтического
отдела «Знамени» — поэма А. Ада-
лис «Кирову». Она требует специаль-
ного и обстоятельного рассмотрения.
Но одно сейчас Можно Сказать, под-
воля итоги поэтического года в жур-
нале. Многое из опубликованного 3&
1935 г. станет фактом лишь писа-
тельской биографии, но не фактом
биографии многих миллнонов читате-
лей нашей страны. Стихи, как и вся-
кое подлинное произведение искус-
ства, могут рассчитывать на долгую
жизнь. если они становятся фактом
биографии читателя. Фактом нашей
бнографни являются стихи Пушкина,
Некрасова, Маяковского. Но поэма
Адалис своей подлинной поэтической
взволнованностью, силой политичес-
кой ненависти к врагам рабочего
класса надолго задержит внимание
нашего читателя. Адалис наследует
лучшие устремления лирико-полити-
ческих стихов Маяковского.

Нашей верности не обиль,
Снова мужеством овладей:
Человеком ты кончил быть —
Будь же тысячами людей.
Встать и выпрямиться не мог.
В усыпальницу пеплом лег, —
Целым кировским краем встал.

5 «В. №. м’ . o.

Он давно уже с нами слит, —

Стал давно уже частью нас

На гробницу свою глядит

Миллионами наших глаз.

Вот этой поэтической линии и не-
достает журналу «Знамя». Лирика
величайших илей, могучих гражданс-
ких чувств, «поднимающих класс» к
новым боям, к новым победам — вот
за что должно драться «Знамя».

Война стучится в двери нашего ло-
ма. Держать порох гражданской лин-
рики сухим — задача всей» советской
поэзин, & редакции «Знамя» в пер-
вую очередь.

ЮБИЛЯРУ

только пожалеть о том, что нет еще
художественных произведений, ярко
отражающих тромалную работу по
укреплению обороноспособности стра-
ны, проводимую трудящимися масса-
ми в системе Осоавиахима. Это са-
модеятельное, добровольное, мысли-
мое только в нашей стране движение
народных масс за укрепление оборо-
ны страны, — какая это вдохновен-
ная, замечательная и грандиозная те-
ма!

Несомненно, однако, что такие про-
изведения советских писателей тоже

должны появиться — и обязательно
появятся — на страницах «Знаме-
НИ».

Привет юбиляру от ударников о6бо-
роны, сочетающих свой ударный, ста-
хановский труд е упорной, настойчн-
вой работой по укреплению мощи
Красной армии и обороноспособности
страны.

Председатель ЦС Осоавиахима
СССР Р. ЭЙДЕМАН.