—
RR
yEs
ую

Е.
И
yer

Tg

pa-

om

Bae

Ra:

[8

ЕЕ

fae Fash в?

ан

mm

oe

литературная

ЕЕ РИЧИ

газета

Z. _№ 12 (575)

ПОЭЗИЯ СОВЕТСНОИ УКРАИНЫ

ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА ТОВ.

Ушаков умеет незначительную на
первый взгляд тему повернуть тажим
неожиданным образом, что она начи-
нает звучать 2 исключительной выра-
вительностью. Но в то же время ему
врелит некая тематическая  замкну-
тость. Выход из этой замкнутости на-
метили новые книги Ушакова, и 0со-
бенно «Мир для нас», в которых боль-
ое внимание уделяет поэт социа-
листической Укранне. её героической
истории а годы гражданской войны,
ее нынешней чудесной творческой
жизни.

Ушахов — несомненный лирик. Его
лирузм вырастает из тех жизненных
психологических, бытовых черт, ко-
торые сложились в советской дейст-
вительности. i у

Разрабатывая украннсвую TeMaTa-
By, переводя лучшие произведеная
увраинскнх советских поэтов, Уша-
вов испытывает значительное влия-
ине поэзни Украяны и крупнейшего
мастера ee — П. Тычива. В свою оче-
редь Ушаков несомненно влияет ва
формирование поэтического облика
целой плеяды молодых украинских
поэтов.

Начало творческого пути Якова Го-
Фолекого относится к голам гражлан-
exo войны. В фронтовых красноар-
мейских газетах и боевых окнах
УКРОСТА поязнлясь первые его стн-
хи, бичующие врагов рабочего класса,
воспевающие герфизм пролетарской
революции.

В ранних книгах Горолского полно-
ценному звучанию лучших его стихов
мешала перегруженность публицисти-
KOH и лекларативность. Значитель-
ным шагом вперел была его вышел-
шая в 1933 г. книга «Отступление
смерти» и особенно послелняя недав-
но изланная книга «Дорога на Ир-
пень». Эти книги в основном и опре.
деляют значение Городского как _поэ-
та. «Дорога на Ирпень» по преиму-
ществу книга лирического раздумья.
С подлинной лирической взволнован-
ностью осмысливает ноэт мужествен-
ный путь своего поколения.

Яков Городской — поэт укранн-
ecko темы. Его стихи теснейшим об-
Разом связаны с тем путем, который
прошла созетекая Украина, Он еозла-
ет бнографию городов и сел Укран-
ны. В своей последней книге Яков
Городской показывает образы столи-
ЦЫ Ч90ез смену личных, лирических
тем. В стихах Я. Городского лиризм
сочеталея с публицистичностью поде-
МУческого задора.

Павел Беспощалный — популяр-
нейший поэт соцналистического Дон-
бассса (Аплодисменты). Многне его
песни поются шахтерами Донбаска.

Творчество Беспощалного расцвета-
ло вместе с его родиной — социали-
стическим Донбассом. Поэт черпает
из могучего ролника народной песни,

го популярная «Каменная книга»
построена на материале шахтерских
частушек — «страланий». Учители
Беспощалного — Некрасов, Д. Вед-
вый, Багрицкий.

Лучшие люли нашей страны —
знатные забойщики — Никита Изо-
тов, Степаненко, Кобзарь, Стаханов.
Трактористка Наша Ангелина и де-

шки ее бригады — герои

еспощадного.

Его поэтика вырастает из живого
языка шахтеров Донбасса, типичных
оборотов шахтерской рези.

В ранних стихах Беспощадного
ощущались недостаточная культура
и художественный примитивизм. Олд-
нако в последних книгах «Годы в ко-
чега ке», «Наследие» и в ряде но-
вых стихотворений Беспощадный ©
успехом преодолевает эти недочеты
и вместе с тем не теряет свойствев-
HO ему простоты:

Мы в непоголь, в стужу шли на

под’ем...

Мы пляшем и дружим и песни

{ поем,

Ласкаем детишек, растим города.

И радостно слышать: гудят про-

стихов

вода...

И думы, и сердце в знакомом
Кремле,

Где самый родной человек на
земае.

Любовь и заботу он в провод
включит,

Чтоб теплой улыбкой Донбасс
облучить...

Типичным поэтическим качеством

Павла Беспощадного является то, что
его творчество трудно  представять
вне Донбасса. Беспощадный чувству-
ет и изображает черты, из которых
склалывалось стахановское  движе-
ние. Именно от Беспощалног в пэр-
вую очерель мы ждем сегодня лиря-
ческях портретов стахановцев-героев
его родного Донбасса.

Петников — в прошлом футурист.
близкий к Хлебникову, своеобразный
поэт, работавший тлавным образом
нал лирическим пейзажем. В настоя-
щее время Петников пришел к ново-
му реалистическому стилю и работает
нал большими социальными темами.
Стали о Черноморском флоте, aKa
стихотворений о Донбассе, небольшая
поэма «Борисовская осень» говоряг о
продолжающемся росте этого значи-

тельного, но слишком мало пишу-
щего поэта.
Юрий Черкасский — донбасский

поэт. автор талантливых сборников
«Стропила», «Отвага», «Мост» и «Жа-
Жда». Для поэзии Черкасского харак-
терна подлинная лирическая взвол-
нованность, простота и правдивость
образов. Он показывает ровесаянков
Октября, их отношение к труду, быту
я личной жизни.

Черкасский упорно работает над
развитием своей поэтической техми-
кн. В его стихах заметно влияние
Багрицкого и Луговского. Черкасский
умело сочетает пафос е лирической
MATROCTBD.

Ряд интересных новых стихотворе-
ий написали Марк Шехтер, Евгевий
Пэвличенко, вырос Борис Безломный.
. Невбходимо также отметить группу
мололых растущих поэтов: В. Кэнд-
ратенйо. дающего мужественные 06-
фразы бойцов и командиров Красной
апмин, А. Хазина, 3. Каца, А. Фар-
бера, Л. Смульсона. Они делают толь-
ко первые шаги. Самое главное в их
дальнейшем развитии — это не за-
знаваться, учиться.

МОЛДАВСКАЯ. ПОЭЗИЯ
НА УКРАИНЕ

Значительно выросла поэзия цве-
тущей социалистической Моллавии,
Творчество Кронфельла и Лехтцера,
творчество молодых поэтов Кабака,
Корчинского. Довбаля отражает ра-
достный социалистический труд, за:

ПОЭЗИЯ Д

Обсуждая вопросы поэзни, нужно
9с0бое внимание уделить поэзин для
детей. Лучшие мастера детской лите-
татуры — Чуковский. Маршак, Квит-
хо, Барто—созлают детскую поэзию
которая имеет не меньшее значение,
чем подлинная поэзия для взрослых.
Детская поэзия имеет свою  специ-
фику, но это никак He значит, что
поэты для взрослых не должны так-
же писать и для детей. Например,
Тычина, Рыльский; Ушаков, Город-
<кой много пишут для детей. Разрыв,
5оторый в известной степени суще-
ствует между поэзией для взрослых
и поэзией для детей, тормозит обще»

житочную колхозную жизнь Молла-
Bud.

На Украине пишут на греческом
языке поэты: Г. Костоправ, А. Дми-
триу, В. Галла.

ЛЯ ДЕТЕЙ

развитие нашей литературы. Детский
писатель и идейно и эстетически под-
тотавливает читателя «взрослой ли-
тературы».

Украинская детская поэзия начала
расти совсем недавно. Это молодая
поэзня, она идет от тех лучших тра-
диций, под знаком которых развива-
лась вся украинская советская поз-
зия. отряде украинских детских
писателей и поэтов первое место зз-
нимает Наталя Забило. Много делают
для развития детской литературы на
Удранне Хана Левина, Прыгара, На-
вавенко, Гутянский, Котляр, Бычко,
Нехода.

о поэт

Товарищи, я целиком присоединя-
юсь к тому, что сказал тов. Сурков о
поэтической критике. Поэтическая
критика ну нас и на Украине также
особенно отстает, HO надо сказать,

АГ. СЕНЧЕНКО
ИЧЕСКОЙ

что за последвий год одновременно с
общим под’емом в развитии литера-
туры заметен перелом и в работе на-
шей поэтической критики.

В настоящее время особенно актив-

КРИТИКЕ

] но работают в области поэтической

критики тт. С. Щупак, Б. Коваленко,
В. Коряк, Г. Пронь. В. Алдельтейм,
Г. Гельфанлбейм, М. Доленто, Ф. Яку-
бовский, Я. Савченко, Эрик.

ЗА, ВВБЕНАРОДНУЮ ПОЭЗИЮ СОЦИАЛИЗМА

Украинская советская поэзия в по-
следние годы развивается в тесном
содружестве с литературами народов
Советского союза. Все национальные
отрялы нашей поэзии вступают в по-
лосу бурного расцвета, Социалисти-
ческий строй непрерывно расширяет
н обогащает культуру наролов Совет-
ского союза. Растет поэзия всех на-
родов — всенаролная поэзия социа-
лизма важнейшей чертой которой яв-
ляется интернационализм.

Для поэзни всех народов Совет-
ского союза, особенно в последние
тоды. характерен интенсивный обмен
творческим опытом. Темы социали-
стического строительства в националь-
ных республиках разрабатываются
поэтами братеких республик. О Днеп-
рострое написал А. Безыменский.
Элуард Багрицкий создал образы
гражданской войны на Украине,
Н. Тихонов пишет о Кахетии, Лаху-
ти — о Шевченко, Бажан —  э_Важа
Пшавела, Первомайский — © Талжи-
кистане, Мосашвили — о Марии Дем-
ченко, Чиковани — © Донбассе,

Наряду с обогащением тематики
расширяется и’углубляется работа по
переводам, являющаяся огромным
фактором в укреплении, интернацио-
нальной_ связн и в развитии самой
национальной поэзии. От отдельных
разрозненных переводов. появивших-
ся в пернодике, мы перехолим к из-
данию сборников отдельных поэтов,
к созданию антологии национальных
поэзий. Лучшие образцы русской со-
ветской поэзин вышли в переволах
белорусских поэтов, группа  ленин-
традских поэтов проявила инициати:
ву в создании антологии украинской
советской поэзии, широко известны
переводы крупнейших поэтов нашей
страны — Б. Пастернака и Н. Тихо-
нова из грузинских поэтов. В Гру-
зин готовится излание антологии рус-
ских и украинских поэтов. Огромна
работа по освоенню классики.” Луч-
шие поэты Советского союза перево-
дят Пушкина. В Грузии Чиковани,
Табидзе, Гаприндаливили, Лорлкипа-
нидзе переводят «Кобзаря» Шевчен-
ко и Лесю Украинку. М. Бажан пе-
реводит гениальную поэму Шота Ру-
ставели.

Многие поэты национальных pec-
публик прнобретают всесоюзную из-
вестность. Таких поэтов, как Лахути,
Чнковани, Галактион Табидзе,  Тици-
ан Табидзе, Зарьян, Купала, Колас,
знают и любят во всем нашем Совет-
ском союзе,

Эти монументальные переводы де-
лают больших поэтов настоящего и
прошлого достоянием литератур всего
нашего Союза, одновременно  06ог8-
щая их тематику, образы, лексику,
Ярчайшим примером творческого вли-
яния на литературы национальностей
Союза являются переводы из Мая-
ковского.

Усиление творческого сближения,
взанмное влияние поэтов, обмен твор-
ческим опытом между литературами
Советского союза обуславливают даль-
нейшее развитие метода социалисти-
ческого реализма. Поэтому нужно го-
ворить не только о «многоцветности»
темы, но и о разнообразии форм при
едином многообразном социалистиче-
ском содержании. Этого нельзя игно-

рировать.
Советская поэзия растет в обета-
новке творческого соревнования.

Очень много дал приезд ленинград-
ских и грузинских поэтов на -Укран-
ну. приезд украинских поэтов в -Гру-
зию, Армению, Азербайджан, e-
нинград, посещение бригадой грузин-
ских поэтов Белоруссии и т. д.

каждым днем творческая связь креп-

нет — весной на Украине будут про-
ведены декады ‘грузинской, армян-
ской, азербайджанской поэзии. Bo
время пребывания грузинской деле-
гации на Украине будет произведена
закладка памятника замечательному
классику грузинской поэзии Гурами-
швили, который долго жил на Укран-
не и написал много прекрасных сти-
хов на украннокие мотивы (Аплоди-
сменты).

В то время, как в нашей стране
культура, литература советской Ук-
раины, советской Белорусени и дру-
тих республик мощно развивается, за
советской границей и в частности на
Западной Украине и в Западной Бе-
лоруссии свирепствует фашистский
террор. Но все громче звучат револю-
цнонные песни ‘утнетенных трудя-
щихся масс Западной Украины и За-
падной Белорусеии. ‘

Все более крепнет братство народов
в Советском союзе. Украинские писа-
тели передают самый горячий иск-
фенний братский привет белорусеко-

му народу, его вожлям. его замеча-
тельным певцам  (Продолжитепьные
аплодисменты).

Мощный роет Советского союза об-
условил возникновение стахановского
движения. которое открывает новые
горизонты перед нашей литературой
и ставит перед ней величайптие твор-
ческие задачи. Тов. Сталин гениально
показал, что стахановское движение
есть конкретная форма перехода от
социализма к коммунизму. Стаханов-
цы, руководимые нашей партией, осу-
ществляют этот исторический пере-

ход. Первостепеннейшая задача на-

ших ‘писателей — показать это вели-

кое движение. Надо в художествен-
вых образах воплотить  всемирно-
исторический процесс изживания про-
тиворечий межлу городом и селом,
между трудом умственным и физи-
ческим. Образы стахановцев не мо-
гут не увлечь истинных художников
— лучших поэтов нашей страны. Для
воплощения таких образов пужны
монументальные формы. Рождается
лирика стахановского труда. Песни,
раскрывающие новые чувства нового
человека. поют стахановцы, пятисот-
ницы, девушки бригад Марии Дем-
ченко и Паши Ангелиной. Их лири-
ческие песни подхватывают лучшие
поэты. Чувство любви к родине, соци-
алистичеекий патриотизм — вот лей-
мотив этой ки. Задача наших
поэтов воспеть тероизм стахановцев
труда и стахановцев обороны, защит:
ников наших священных и неприкос-
новенных границ Советского союза.
создать полноценные образы Чапае-
вых, Щорса, Киквидзе. Лазо.

Наш пленум сыграет огромную
роль в развертывании творческих
сил советской поэзин всех народов
CCCP, Поэты братских республик &
20-летию Октября дадут произведе-
ния, достойные великой эпохи Лени-
на— Сталина. Зазвучит величествен-
ная симфония всенародной поэзии
социализма (Продолжительные аппо-
дисменты),

Дружеский шарж Кукрыниксы.

LAM

AH bl

Ax - 3°P JEM X

Факиры и волшебники все еще бро-
AAT по глухим углам нашей страны.
Пользуясь любезностью простачков в
захудалых клубах, они выходят на
сцену в пышных костюмах, в высо-
ком тюрбане с ослепительным, драго-
ценным по видимости, камнем вели-
чнной с кулак. Обращаясь к почтен-
нейшей публике, они из’ясняются на
особом языке; Каждое слово их в OT-
дельности звучит как будто и по-че-
ловечески, но, следуя одно за другим.
слова склачываются в туманное бор-
мотание Речь фокусника . педобна
шаманным заклинаниям, истинный
смысл которых — в бессмыслице. Фа-
киры знают, по крайней мере, чего
хотят: они силятся придать сверхесте-
ственную таинственность обыкновен:
ному фокусу.

Знают ли, Чего хотят иные из на-
ших поэтсв и писателей, обращаясь
5 читателю с такимн стихами и © та;
кой прозой, которые приходится раз-
тадывать, как сложный ребус?

Недавно нежнй талантливый автор
читал перед малым кругом набранных
новую рукопись — большую повесть.
Цепельницы нереполнились окурками
и ржавеющими об’едками яблок; из
рук в руки переходили, вскоре разры-
ваемые в клочья, бумажки с заме-
чаниями и пометками, либо с дружес-
кими шаржами на всех присутствую-
щих. Каждый, потихоньку развлека-
ясь, потихоньку же следил, сколько
еще листов осталось ему выслушать

Они остались вполне равнодушны
к произведению в целом, ибо не очень
слушали его, но обнаружили много
страсти в оценке частностей, эпите-
тов, сравнений, метафор, так как от
времени до времени, в виду будуще-
го выступления, они запоминали от-
дельные удачные и неудачные выра-
жения. В общем, автору крепко вле-
тело от «избранных». друзей, хотя про-
извеление он написал искреннее,
взволнованное, правливое.

В другой раз, на квартире у дру-
гого писателя, те же гости, заворожен-
ные словесным орнаментом, этой чер-
ной и белой магией стиля, ие созда-
ли за весь вечер ни елиного шаржа
друг на друга, ваза с яблоками оста-
валась нетронутой, пока эвучал голое
хозяина, и в пепельницах к концу
чтения оказалось совсем мало окур-
ков.

Изумительно! Необыкновенно! Чу-
десно! Так восклицали гости.

В общем все оказывалось замеча-
тельным, необыкновенным, чуть ли не
гениальным. О произведении в целом,
0 точности и правдивости его, © глу-
бине и ясности, так же как и об идей-
ном его наполнении, опять-таки не го-
ворилось ни слова. Меж тем произ»
ведение при всех бесспорных качест-
вах орнамента было неудачным #8
просто ненужным. В нем не было ни
высокой идеи, ни значительной мыс-
ли, ни подлинной страсти, ни сколь“
ко-нибудь определенных характеров,
— в нем не было ничего, кроме магии
стиля, кроме множества удачных вы-
ражений и такого же множества ре-
бусных метафор, кроме утонченной
речи, кроме неожиданных ассоциаций.
возникающих, как во сне или в бреду,
по самым отдаленным и почти неощу-
тимым поводам.

Книги вышли в свет. И вот чита-
тель, оказывается, взволнован именно
той повестью, которая вызвала столь
ожесточенные напалки у сборища ма-
гов. И он равнодушен к другому про-
изведению, он много раз берется чи-
тать и всякий раз с недоумением от-
клалывает в сторону книгу другого
автора, неумеренно расхваленную ма-
лым кругом избранных.

Да и как могло бы быть иначе! Ес-
ли речь поэта или писателя является
потребностью его общеВия с миром,
если чувства его рождаются He от
тлубокомысленного созерцания собст-
венного пупа, как центра вселенной,
а из влохновенного сочувствия милли-
онам людей в их социальной борьбе,
из-под талантливого пера неминуемо
возникают лишь ясные, простые и
волнующие, всем понятные. и прони-
кающие глубоко в сердце произведе-
НИЯ.

Истинный художник в бессонные
ночи изводит тысячи слов, чтобы оты-
скать одно, самое простое и самое
точное. Он прорывается к читателю с
великими и мучительными усилиями,
Творя, он со страстью мечтает о том,

как мысль его, выраженная в ясных
образах, становится достоянием мил-
лнонов и укрепляет их души в борь-
бе за новое человечество. Стремление
к простоте и ясности у художника —
такая же органическая потребность,
как и у политического деятеля, вы-
ступающего с отчетом перел много»
люлным собранием: естественно его
желание быть понятым всеми и каж-
дым.

Авторы ребусных книг вряд ли
могут обольщаться относительно ши-
роты и глубины своего возлействия.

Психология их творчества получает
в связи с этим особый и вполне пз-
талогический интерес.

Шаманы-авторы выступают редко.
Материалы в темы они ищут преи-
мущественно в самих себе. Биогра-
фия их в большинстве случаев скуд-
на, и поэтому, очень быстро опусто-
шенные, они переходят из мира кон-
кретного в мир абстракций.

Замечательный писатель, выпустив-
Wai когда-то отличную книжку 0
прошлом, © далеких днях своей юно-
CTH, прожитой созерцательно, но а4-
то полной тонких наблюдений Hal
борьбой старого мира с новым, этот
высокоодаренный человек в пролол-
щение многих лет готовился писать
вторую книту. В письменных и уст-
ных декларациях, в частных беседах,
в неоднократно публикуемых «Замет-
ках на полях», «Записках писателя»,
«Планах и набросках», в новых обра-
щениях к прошлому и новых «Ара-
бесках» он убедительно и страстно
доказывал, что созрел для нового
творческого под’ема. Он ве столько
убеждал других. сколько гипнотизи-
ровал самого себя. Но лы шли, ме-
нялась страна, менялись люди, &
творческого под’ема не наступало, ибо
автор, поседевший в ежедневных боях
в кафе за кружкой пива, ровно ни-
чем не обогатил ни своих наблюле-
ний, ни своей биографии. И ему не
о чем больше писать. Это трагедия
для автора, это потеря для страны.
Он становится полноценным шаманом.
Он развлекается утонченными метафо-
рами и, пренебрегая победоносным и
тромким миром реальности, нопрежне-
му ищет откровений в Фамом себе,
Увы, он находит лишь сухой и Gec-
телесный мир абстракций.

— Я хочу написать новую повесть
о никому неизвестном стариже, кото-
рый стал знаменит в последние го-
ды своей жизни. Он прославил себя и
свою страну. Машины вернули ему
молодость и силу, страна влохнула
в него бодрость и отвагу... Место дей-
ствия где-нибуль на ‘металлургичес-
ком,  первоклассно оборудованном
предприятии, или на современных, ©
высокой технической оснасткой, шах»
тах..— так мечтал давно неписав-
ший автор

Когда у него спросили, бывал ли он
уже в Магнитогорске или Сталинске,
спускался ли в шахты, хорошо ли
познакомился со стахановцами, с про-
изводственными их методами, писа-
тель почти © негодованием ответил:

— Да на что мне это нало? Я не
очерк собираюсь писать. Я вам не
очеркист, & хуложник.

Повести © старике не появилось.
Впрочем; она может появиться. Но,
лишенная мяса и крови, созданная
из одного каркаса — замыела и при-
крытая одежлой из абстрактно-мета-
форической ткани, повесть эта неми-
нуемо окажется мертворожденной.

Автор, вооруженный одними добры-
ми намерениями и профессиональным
навыком, уподобляется словесному
фокуснику, он из’ясняется туманно,
вызурно, с мнимой значительностью,
потому что ему нечего сказать, либо у
него есть, что скрывать.

Поход против формализма, так ре-
птительно начатый со страниц «Прав-
ды», побулит талантливых авторов,
уклонившихся или уклоняющихся от
полнокровного искусства для масс в
формалистское «искусство для искус-
ства», пересмотреть свои методы
творчества.

Образная ткань у художника, обога-
щенного реальным материалом и жи-
вущего творческим наблюдением окру-
жающей — действительности, сразу
приобретает ясность и блеск алмазов
чистой воды, ничего общего не имею-
щих с теми шаманными побрякушка-
ми факиров, сиянию которых могут
завидовать только зулусы и снобы.

0 HPO

РЕЧЬ тов.

— Товарищи, я тоже взволнован,
хак и все до меня выступавшие ора-
торы. Я могу сказать, что всего ближе
отволновался за меня Асеев, когда он
товорил о Белоруссии, о белорусской
поэзии, когда он говорил о той ра-
дости, которую приносит близость
языков.

Я ехал сюда, главным образом ра-
дуясь будущей встрече с Якубом Ко-
ласом, с Янкой Купалой, с Алексан-
дровичем. Я ограничусь сейчас толь-
ко тем, что принесу им сердечную
благодарность за их существование
(аплодисменты), за то, что они Ta-
кие чистые, настоящие.

При мысли о них в сознании по-
дымались такие имена, как Кольцов
и Никитин. Я думал говорить о на-
родной поэзии в этой связи. Но я
так усидчиво и трудолюбиво выслу-
шивал прения этих трех дней, что,
постепенно зажиршись на них, утра-
тил свой первоначальный пафос. За-
то накотилея материал, по которому
полезно поговорить суховато, с неко-
торым снижением плана.

Когда Италия открыла военные
действия против Абиссинии, «Изве-
стия» напечатали выдержку из тол-
Стовского дневника девяносто шестого.
вероятно, года, времени первого напа-
дення Италии на Абиссинию. Я эти
выдержки прочел и был потрясен
сходством языка Толстого © языком
Ленина по таким же вопросам. Я об
этсм упоминаю потому, что мне дорого
это сходство, пусть обманзивое по су-
ти и мнимое, но разительное по тону,
по простоте толстовской расправы с
блатовидными и общеприэванными
условностями мещанской цивилиза-
цини империализма. Своей речи о Ма-
яковском Мустангова предпослала об-
ширное слово об истинных прелшест-
венниках нашей нынешней поэзии,
она сделала это теоретически пролу-
манно и в более бесепорном разрезе.
Следуя за нею в несколько неожн-
данном направлении, я хочу напом-
нить, чт0 и наш социалистический
реализм не мог свалиться с неба в
тотовом виде, что и тут в прошлом
могут быть корни сверх еще тех, ко-
торые достаточно изучены и всем из-

es

вестны. Так вот мне лично кажется,
что честь провозвестничества в этом
отношении с Максимом Горьким раз-
деляет Толстой, или точнее: бури
толстовских разоблачений и бесцере-
монностей. Лично для меня именно
тут где-то пролегает та спасительная
традиция, в свете которой все трес-
куче-приподнятое и риторическое ка-
жется неосновательным, бесполезным,
а иногла даже и морально подозри-
тельным.

Мне кажется, что в последние гсды
мы в своей банкетно-писательской
практике от этой традиции сильно.
уклонились и в адвокатском своем
красноречии точно ждем какого-то
нового Толстого, на этот раз воспи-
танного революцией  социалистиче-
ской (Алексей Толстой тут так и про-
сится на уста), который бы нас. ©0-
циалистических реалистов, на пле-
нуме представил в раме пэовых ка-
ких-то «Нлодов просвещения». -

Именно с этой точки зрени мне
очень понравился доклад Суркова. В
нем было гораздо меньше той при-
поднятой, фанфарной пошлости, ко-
торая настолько вошла у нас в обы-
чай, что кажется для всякого обяза-
тельной.

Скажем правду, товарищи: во мно-
том мы виноваты сами. Ведь не все
на свете созлается дедуктивно, от-
куда-то сверху. Каждый слой обще-
ства живет по-своему и отчасти по-
винен в природе своих отложений.
Мы все время наклалываем на себя
какие-то добавочные путы, никому не
нужные, никем не затребованные. От
нас хотят дела, а мы все присягаем
в верности. 06 этом очень хорошо
товорил Светлов.

За редким исключением, очень не-
много ораторов говорили спокойно,
трезво, по существу. Правда, эта за-
дача невыполнимая — в рамках пле-
нума дискуссировать о самых осно-
вах искусства, если бы даже каж-
дому отвели по часу на выступление.
Есть много застарелых предрассудков
и предвзятых мнений. Разбору этих
заблуждений надо было бы посвя-
тить целую жизнь, что нелегко само
по себе, но задача эта затруднена и

Бориса ПАСТЕРНАКА

с другой стороны. Множество лож-
ных взглядов стало догматами пото-
му, что они утверждаются всегда в
паре с чем-нибудь другим, неопро-
вержимым и даже священным, и тог-
да как бы часть благодати © этих
абсолютных бесспорностей переходит
на утверждения, далеко не для вся-
кого обязательные.

Например, Безыменский начал с
таких вещей, как революция, масса,
советское общество, и не без дема-
тогии перешел на упреки, обвинив
меня, как в чем-то несоветском, в
том, что я не «езжу читать стихи»
(его выражение). А что, если я этого
не_-делаю именно из уважения К эпо-
хе, доросшей до истинных и более
серьезных форм? А что, если я имен-
но в том, что кажется непонятным
Безыменскому, вижу свою заслугу?
А что, если, например, меня однажды
пленило, как ездили и продолжают
ездить Пушкин и Тютчев по` своим
книгам, и я все силы своего сердца
отдал трудностям этих поездок в
ущерб чрезмерно укоренившейся у
нас легкости раз’ездов эстрадных?

Товатищи.  давно-давно, году В
двадцать втором, я был пристыжен
сибаритской доступностью победы
эстралной Достаточно было появиться
на трибуне, чтобы вызвать рукоплес-
кания. Я почувствовал, что стою пе-
ред возможностью нарождения какой-
TO второй жизни, отвратительной по
дешевизне ее блеска, фальшивой и
нскусственной, и это меня от этого
пути отшатнуло. Я увидел свою роль
в возрождении поэтической книги со
страницами, говорящими силою сво-
его оглушительного безмолвня, я стал
подражать более высоким примерам.

Товарищи, если у нас терпится
разврат эстрадных читок, в балаган-
ном своем развитии доходящий вре-
менами до совершенного дикарства,
то это только потому, что Маяков-
ский и в этом отношении, т. е. как
явление на эстраде, был такою жи>
BOW HCTHHON 4 Jad так потрясающе
много, что как бы на несколько по
колений вперед оправдал это попри-
ще, искупив грехи многих будущих
героев мюзик-хоала.

Меня очень удивило, что на этом
пленуме так часто повторяли мое
имя. Товарищи, я неповинен в этом,
мне непонятны эти тенденции, сам
я лично не подавал повола к этим
преувеличениям. Как каждый из вас,
я нечто реальное, я не , прозрачен.
я— тело в пространстве. Но у нас
много забавников с чрезвычайно эст-
радным воображением. Не я один,
любой предмет в их трактовке обра-
стает горою пошлостей, вы сами были
свидетелями таких выступлений. От-
ветственен ли я за то, что именно
так, а не иначе раскрывается взору
Безыменского жизнь, искусство, наз-
начение человека и ето собственная
роль во всем этом? Ответственен ли
я за то изящество, с которым Вера
Инбер разделила историю человече-
ства на две главные части, усмотрев
разрешение всех тревог и горестей, по
ее мнению, у нас немыслимых, в гео-
метрическом чертеже на заиндевелом
окне трамвайного вагона?

Уткин сам, далеко не мой кумир
и отнюдь мне не доброжелатель, воз-
ражая на разбор его стихов, пред-
принятый Верой Михайловной, заме-
тил, что ей-де не нравится, как он
убивает в стихах одного наз своих
персонажей, и она бы это сделала по-
другому. Надо сказать в защиту
Веры Инбер,` что она тут не в оли-
ночестве. Ga немногими  исключе-
ниями, все тут разбирали строки и
строфы как действительные проис-
шествия или неловкости, совершен-
ные по оплошности, или, в лучшем
случае, как яркие или неяркие анек-
доты. Но, товарищи, фельетон всего
лишь только жанр, и как он ни рас-
пространен в нашн дни, это далеко
для нас не обязательная философ-
ская система.

Вообще о стихописании тут гово-
рили как о работе какого-то постоян-
но действующего аппарата с выра-
боткой, прямо пропорциональной
приложенному труду. Мне предста-
вился водяной насос, несмотря на все
старания все’ же еще отстающий от
общих потребностей. Но все клялись
тут: приналяжем, ну, ясно, воды бу-
дет теперь больше, и насчет нашего
поэтического будущего можно быть
спокойным.

Нет, серьезно, товарищи, во мно-
том я части выступавших просто не
понимаю, — у нас разный язык.
Здесь, например, очень уверенно от-
личали стихи хорошие от плохих,

точно это правильно или неправиль-
но выточенные машинные ‘детали,
Между тем под видом плохих стй-
хов приводили и не стихи даже, а
просто образцы безвкусицы, мораль-
но не случайной, и я лишний раз
убедился в том, что, вообще говоря,
плохих и хороших строчек не суще-
ствует, а бывают плохие и хорошие
поэты, т. е. целые системы мышле-
ния, производительные или крутя-
щиеся вхолостую. И стахановские
обещания от лица последних проти-
воречием своим способны привести в
уныние.

Лучше всего, с искренним и пло-
дотворным волнением говорили здесь
0 стахановцах немецкий поэт Иоган-
нес Бехер н Семен Кирсанов. К тому,
что они сказали, мне хотелось бы
прибавить одно; эта неожиданность —
самый большой подарок, каким нас
может пораловать- жизнь; таких не-
ожиданностей должно быть больше Е
нашей области, о неожиданностях сле-
довало говорить на этом пленуме, и
о них ничего не говорилось. Вы уви-
дите дальше, к чему я клоню выде-
ляя эту подробность.

Хотя только что я усомнился в це-
лесообразности деления стихов на
хорошие и плохие, последние, вооб-
ще говоря, мыслимы в несколько
другой связи. Так, для меня, това-
рищи, наступил подобный период, и
я ему радуюсь. В течение некоторого
времени я буду писать плохо, с преж-
ней своей точки зрения, впредь до
того момента, пока не свыкнусь с но-
визной тем и положений, которых
хочу коснуться. Плохо это будет со
многих сторон: с художественной,
ибо этот перелет с позиции на пози-
цию придется совершить в простран-
стве, разряженном публицистикой и
отвлеченностями, мало образном и
неконкретном. Плохо, это будет и в
отношении целей, ради которых это
делается, потому что на эти общие
для всех нас темы я буду говорить
не общим языком, я не булу повто-
рять вас, товарищи, а буду с вами
спорить, и так как вас — большин-
ство, то и на этот раз это будет
спор роковой и исход его — в вашу
пользу. И хотя я не льщу себя тут
никакими надеждами,, у меня нет
выбора, я живу сейчас всем этим и
не могу по-другому. Два таких сти-
хотворения я напечатал в январском
номере «Известий», они написаны
сгоряча, чорт знает как, с легкостью,

позволительной в чистой лирике, но
на такие темы, требующие художест-
венной продуманности, недопустимой,
и, однако, так будет, я не могу этого
передалать, некоторое время я буду
писать как сапожник, простите меня.

Телерь вот что, товарищи, — я
этого уже слегка коснулся. Бывают
следствия смещений гигантоманиче-
ских, по отношению к которым каж-
дый из нас не более козявки. Но В
какой-то стороне нашего литератур-
ного застоя повинны мы сами, как
члены корпорации, как атомы обще-
ственной ткани. И не от повышения
трудолюбия, как тут говорилось, мож-
но ждать спасения. Искусство без
риска и душевного самопожертвова-
ния немыслимо, свободы н смелости
воображения надо добиться на прак-
тике, здесь именно уместны неожи-
данности, о которых была речь вы-
ше, не ждите на этот счет директив.
В таком духе тут высказывались
только двое: Светлов и Бехер.

Залача ли правления союза, чтобы
сказать вам: будьте смелее? Это за-
дача каждого из нас, это наша соб-
ственная задача. На то каждому ведь
н даны ум и сердце. Я не помню
в нашем законодательстве декрета,
который бы запрещал быть гениаль-
ным, а то кое-кому из наших вож-
дей пришлось бы запретить самих
себя. Значит, в смысле возможности
новых идей простор, вероятно, у нас
не меньший, чем в отношении пере-
лицовывания старых.

И раз я уже употребил такое вы-
ражение, как гениальность, я не-
сколько остановлюсь на этом поня-
тни,; во избежание превратных толко-
ваний. На мой взгляд, гений сродни
обыкновенному человеку, более того:
он — крупнейший и редчайший
представитель этой породы, ее бес-
смертное выражение. Это — количе-
ственные полюсы качественно одно-
ролного, образцового человечества.
дистанция же между ними не пу-
стует. Промежуток этот заполнен те-
ми «интересными людьми», теми не-
обыкновенными и всегда третьими
лицами, которые-то, на мой взгляд,
и составляют толщу так называемой
посредственности. Убеждение это я
однажды уже высказал по поводу
Маяковского в книге, которую бы те-
перь написал по-другому. Но там он
был назван человеком крупного обык-
новения. Нет, товарищи, такого обык-
новенного человека, который в зачат-

жательства,

ке не был бы теннален, это-то нас я
об’елиняет, на этом-то правильном
наблюдении и возлвигла религия
свою ложную надстройку о бессмер-
тни души, и только посредственность,
выдумавшая длинные волосы, ‘скрип-
ки и бархатные куртки, нас разеди-
няет.

Единственно лишь в понимании
этой промежуточной срелы, т, е. в
кривом зеркале посредственности, по-
лучается так, что ежели я пишу так,
как умею, то, следовательно, я дол-
жен то-то и то-то, и, в частности,
скажем, должен отрицать Демьяна
Бедного. Начну е того, что я пред-
почитаю его большинству из вас, &
лальше скажу и больше. Видите ли,
товарищи, мне глубоко безразличны
отдельные слагаемые цельной фор-
мы, лишь бы только последняя была
первична и истинна, т, е. мне без-
различно, художническая ли страсть,
‚вроде описанной Бальзаком в «Неве-
домом шедевре», или какая-нибудь
другая, является источником крупно-
го участия в жизни, лищь бы межлу

автором и выражением не затесыва-
лись промежуточные звенья подра-
ложной необычности и
лурного вкуса, вкуса, дурного в oco-
бом смысле, вкуса, дурного тем, что
это есть вкус посредственности. И я
скажу вам, товарищи, что Демьян
Бедный не только историческая фи-
тура революции в ее решающие мо-
менты фронтов и военного коммуниз-
ма, он для меня и по сей день оста-
ется Гансом Саксом нашего народно-
то движения, и Маяковский, гениаль-
ности которого я удивлялся раньше
многих из вас и которого любил до
обожанья, на этом участке ни в ка-
кое сравнение. с натуральностью
Демьяновой роли не идет. Там, где
один без остатка растворяется в есте-
ственности близкого ему призвания,
друтой находит лишь точку прило-
жения части своих безмерных сил. Я
беру это в разрезе историческом, то-
варищи, а не под углом зрення э1®-
тической техники, и. во избежанЕ»
новых кривотолков, на этом ‹онча,

(Вурные продопжительные anti
дисменты).