К ВОПРОСУ

О ФОРМАЛИЗМЕ В ПОЭЗИИ

К.

Не все должным образом почувст-
вовали и. продумали ‚то, что искусст-
во наше переживает переломный мо-
мент, что мы вступаем в эноху поп-
линного создания советского искусст-
ва, монументального и сдышащего
силой миллионов, со всем тем ©мые-
лом, какой мы вкладываем в эти
слова. Это верно н в отношении ли:
тературы. Из того, что нанисано за
истекшие годы, останется в нашей
советской классике, может, какой-
нибудь десяток или полтора произве-
дений. Надо почувствовать во „всей
тлубине исторического значения HO-
вую фазу, в которую вступает совет-
ское искусство, и тогда будут понят-
ны и решительная критнка ‘форма-
лизма н ближайшие перснективы,
открывающиеся перед искусством,

Вопрос о социалистическом реализ-
ме встает сегодня перед. искусством
в еще большей практической ocTpo-
той, с большей силой общественного
значения.

Два вопроса имеют особое значение
для поэзвиити лля поэтов.

Это вопрос о простоте. о’ понятно:
сти стиха и о поэтическом -экепери-
менте. Поэзия в ряду друтих ис-
кусств — наименее натуралистиче-
ское. наиболее условное искусство.
Стихами люди не говорят. Где же
кончается допустимая - ‘степень. ус-
ловности? Мне кажется, что для
поэта применим основной закон стра-
тегии большевистского руковолства:
быть внереди масс, но и не отры-
ваться от них. Это, во-первых; во-
вторых, нало помнить, что иредста-
вление о понятности и народности
все время движется ‘и’ изменяется.
Быстро изменяется язык народа, кру!
его понятий и интересов. *

Возьмем  никитинско-суриковскую
поэтику: («Вот моя деревня; вот мой’:
дом родной, вот качусь я в банках
по горе крутой» и т. д.). Ее позна-
вательное и формпрующее’ значение
утрачено не только для поэзии, но и
для читателей? Но как ступень роста
она еще может временно сохранять
свою силу. Р. Эйлеман очень хорошо
товорил на минском пленуме, что же-
стоко ошибутся тео подты, . которые
pear что лозунг о простоте поэзии
должен будет оправдать их тепереш-
нюю простоватость. «Извините нас,
сермяжных, за стишенок неудачнень-
кий» (Маяковский). В отношении 20-
ступности и понятности. стиха умест-
но припомнить рассуждение Ленина
по: поволу языка журнала «Свобода»
(1901): ‹...без «народных» сравнений и
«народных» словечек — вроде. «их-
ний» — автор не скажет ни одной
фразы... Популяризация, сказали бы
мы автору, очень’ лалека от’ вульга-
ризации. от популярничаньъя.... Попу-
лярный писатель не предполагает не
думающего. не желающего или не
умеющего лумать читателя. — напро-
THB OH предполагает в неразвитом
читателе серьезное намерение рабо-
тать головой и помогает ему делать
эту серьезную трудную. работу, ведет
его. помогая ему. делать первые шаги
и уча идти лальше самостоятельно.
Вульгарные писатели предполагают
читателя не лумающего... Преподно-
сят ему «тотовыми» все выволы из-

вестного учения, так что’ читателю
дате и жевать не приходится. а
только проглотить эту кашицу».

(«Правла» 21 января 1936 г.).

Такой стихотворной «кашицы» у
нас сколько угодно. В легко усваи-
ваемой и обтекаемой форме’ поэты
преподносят общеизвестные ^ истины
точь-в-точь в духе эпиграммы С. Шве-
пова. «посвященной» °Н. Сидоренко
и’ его ученикам — ‹интимным» ‘лири-
кам:

Я вижу мир, привстав на кочку,
Я слышу звон. победный шум...
Своим лирическим, платочком

Я влаль восторженно машу.

Я утверждаю: правый — прав,

Перед средой бывает вторник...
Все эти истины собрав,

Я издаю десятый сборник.

Стихотворного популярничанья, за
которым не чувствуенть у поэта ни-
каких настоящих творческих усилий.
на май взглял. у нас больше, не-

лась

желн «дырбущилов» и словесного
коверканья.
<И текут такие стихи из журнала

в журнал:
Течет туман вдоль желтого
р „. канала,”
Но я не жду ни сумерек, ни воли,
Я все молчу, чтоб нечь
у не переняла:

Ни радости, ни горя моего.
(Мих. Троицкий, «Звезда» № 2).

Стихотворное популярниланье, под-
слащенные изделия ленивых ‘рук, от-
сутствие настоящей мысли в стихе
как бы соответствуют натурализму в
прозе. А: натурализм и схематизм в
прозе —^ это сейчас не менее реаль-

;
ная опасность, нежели Формализм -B
собственном смысле слова.

Часто пустозвонная глалкопись в03-
никает просто от отсутствия культу-
ры., Многие из наших мололых поз-
тов баюкают себя подобной декла-
мацией:

Ге-ей! И в наши здания вольются

И влетят вечернею порой

Ветры небывалых революций,

Зашумят и спросят наш пароль,

Мы ответим; «молодость и сила».

(Ю. Черкасский).

Одной молодости мало, и сила да-
ется не только происхождением. Од-
нако’ находятся критики, которые
еще оправдывают некультурность и
поэтическое пустозвонство.

Сила и творческое своеобразие по-
Эта. естественно, дают себя знать и В
словотворчестве, в распигрении и 06-
новлении синтаксиса, ритмики, 06-
разной системы, всего строя `поэти-
ческой речи. На это опирается раз-
витне самой поэзии. Юще Грибоелов.
один из создателей языка русской
поэтической драмы. в своей лирнке
однако рифмовал: «Приносишь ты со-
суд  водовмещальный, BOS AY UO st
пеною темнеет ток кристальный». А
его современник Пушкин приучал
«гордый наш язык» к «почтовой про-
зе», и тогла это было «левым искус-
ством» для нишковистов. Маяков-
ский справедливо высменвал тех, кто
«творит, неё затемняя сознания, без
волокиты, ‘аллитерации и рифм». Ho
стремление к новшествам в этом на-
правлении может, однако, привести к
выпалению стиха из живой речи.

‚ Тут.мы сталкиваемся с проблемой
поэтического эксперимента и произ-
водственного риска. Само понятие
«эксперимент» по отношению к ве-
щам общественного значения, прав-
да, мало подходит. но о произволет-
венном риске поэта можно говорить.

Является ли «Цыганская рапоо-,
дия» Сельвинского только трюкаче-
ством»? Нет, потому что автор етавил
перед собой залазу, не прибегая к
обычной фонетической транскрипции,
только расширяя пользование типо-
трафекой кассой, перелать звучанне
цыганского. напева: во всей его: сти-
хотворно-произносительной ‚конкрет-

ности. У Маяковского: много ритмики, -

и фенетнки, и рыфмы ит. д.

Но — отвечаем мы на  поставлен-
ный выше вопрос — все дело тут ив
пеленаправленности и в пропорции
опытов и новшеств ограниченного
действия по отношению к основному
потоку создаваемых поэтом образов.
Тут количество может переходить в
качество, Вот. книга стихов С. Кир:
санова «Новое», вышелшая недавно.
Книга. эта исполнена . живости,
остроумия. словесной игры. Поэт ве-
селится в словах. Он их соединяет. и
скрещивает и так и сяк. «Дичок при-
вит и вот— гибрил! Моягода! Моя-
блоня!». Даже многие названия сти-

‚ хотворений полчеркивают их. играю-

щий, каламбурный характер: «Любо-
таника», «Враки о, раке», «Стойкая
станка». «Буква «М» и др. Во всем
этом. действительно, много. остроу-
мия.

Поэтическая игра существует ты-
сячи лет и будет продолжать суще:
ствовать. Центоны составляли еще
римляне. У Лопе де Вега есть стихо-

ий

творение, в котором одна строфа ла-
тинская,. другая  , португальская,
третья итальяйская, четвертая испаи-
ская. Существовали и будут суще-
ствоваль акростихи, месостихи, звуко-
полражательные опыты, . моноритми-
ческие стихи, палиндромопы,; мета-
граммы ит. д. :

Но поэзия ^ это. ‘ие только занима-
тельное_ стихосложение, в во у Кир-
санова поблелний момбят иногда по-
‘бежлает выбор темы и © обработ-
ку’ : f

Чудесно. бы с вами, разица,

в обнимку гулять и дурачиться.

Кирсанов сам на минском плез

нуме очень правильно выступал про,

тив беспредеметных словесных забав
и за то. чтобы поэзня быаа возвра-
щена к своему внутреннему источни-
ку: к душевной необходимости,
Формализм, как мы говорили, бы:
тует у нас в поэзии не столько в
виде заумных конструкций, сколько
в виле жеманства «рыбьих плясок» В
словах, манерности. Манерная глалко-
пись образует, в поэзии своего рода
направление, заметнее всего прояв-
ляющееся в Ленинграде, В, «Звезде»
за промлый тод был напечатан це-
лый ряд стихотворений Г. Петнико-
ва, И. Сорокина, М. Троицкого и др.
могущих явиться типичным приме-
ром целулондной лирики. Петников
печатается и в Ленинграде и пишет
стихи вроде напечатанных в № 6
«Звезды»:
Из МТС летит шумок и токот.
Железный бык поник над колесом
: Фордзона.
И изменив себя и подведя итог,
Веселый полевод прищурился-
на солнце.

ЗВ каком смысле «изменив себя» и
«подвеля итог». прищурилея’ на
солнце полевод? .

Книжной, манерной стряпней яв-
ляются ‘стихи Г. Сорокина «Джуль-
финский Систочник» и «День в
Джульфе»:

И крылья “уреколы подобны

мотоциклу
Муссаватистским жаром вымело
: страну. ©
Мы подымаемся, :
Дав обещанье ЦИКу
Разрушить эту тишину.

Заелает книжный червь и молодых,
которые ‘иногла впарают в учениче-
ский формализм, стремясь во что бы
то ни стало не быть похожим на
других и темой и речевой внешно-
стью (напр. В, Державин).

Поэзия превращается в словесное
ремесленничество, когда утрачена жи-
рая связь с прелметом. Но ona также
делается лилетантской,
брегают законами саловесного ‘обнов-
ления. Маяковский справедливо пре-
достерегал против: того, чтобьь «воз-
`волить в-коммунистический сан пло-
кость раешников. и ерунду -часту-
шек». * -

Всяческий сумбур возникает тогда.
когла появляется необходимость за-
шифровываться, „когла не ясна
мысль когда художник не хочет пря-
мо показать свою тему. Вот в этом
смысле и поэзия, уходящая от того,
чем живет народ, утрачивает язык
общий с народом, зперестдет быть на-
родной. Социалистический реализм
это спасение для. самого искусства...
потому что в нем оправдание на-
стоящего искусства. Жак сказал один
великий французский скульптор:
«Искусство безобразно ‘только безраз:
личное, потому что оно лишено вну-
ренней и внешней правды,  6e30-
разно все неискреннее; искуествен-
ное, все, что хочет казаться краси-
вым. а не характерным. все мелкое.
изысканное. что улыбается без при
чины, жеманится’ без нужды, . хоро-
хорится и важничает без основания.
все. что бездумно“и фальшиво, все,
что только фасад красоты, все, что
лжет. Г

АРЫ БУРЖУАЗНОЙ КУЛЬТУРЫ _

А СЕЛИВАНОВСКИЙ

Инерционные навыки мышления в
литературной среде очень велики.
Инженеры человеческих луш иной
раз находятся во власти илеологи-
ческих призраков, лавным-давно по-
тгибиих догм, нустых ‘схем, из. кото-
рых время выветрило. всякое реаль-
ное содержание. То же нередко слу-
чается и ¢ работниками литератур-
ной теории. Как часто литературно-
теоретическая мысль ползет черепа-
soli! Ей нехватает больших иультур-
но-философских обобщений, которые
явнлись бы отражением реального
единства культурных процессов В
СССР Чересчур много злесь дробно-
CTH. рассыпанности, ‚уродливо-узкой
специализации. .

Когла 23 апреля 1932 .г. повернуло
критическую -мысль лицом к фактам
действительности и вывело ее на
простор живой жизни, кое-кто понял
происшелшее как требование погру-
зиться в узкую специализацию, В
пучину разрозненных фактов. У нас
появились «поэтические критики», не
думающие ни о чем, кроме как о по-
эзни: «драматургические критики»,
не решающиеся выходить 8&8 преде-
лы драматургических текстов; «теат-
ральные критики». отделяющие себя
от  лраматургических и пишущие
преимущественно 0’ спектакле. 0
труле театра. И так’ далее. Сиециа-
лизация, которая. вообще говоря, аб-
солютно необхолима, была  злесь по-
жно понята. Факты культуры мотут
быть верно восприняты только тог-
ла, когда они взяты В большой исто-
рической и социальной перспективе.
В области литературной’ теорий наи-
лучшие специальные исследования
были созданы людьми, которые от-
нюдль не были узкими специалиста-
ми. патриотами олной маленькой и
обособленной ‘полочки знания“ Лес:
cunt, Тэн, Белинский. Чернышев-
ский. i

Hesannne выступления. «Правлы>»
об! искусстве  вскозыхнули весь мир
работников искусств. «Иравла» (поле
нялл множество сложных вопросов,
Советское искуссство есть система

взаимно сообщающихся каналов. По-

этому то, что было сказано «Прав-
дой» o композиторе Шостаковиче, ©
такой же четкостью было услышано
в мастерской художннка, за письмен-
ным столом поэта, в уборной арти-
ста. Но критическая мысль работает.
по-старинке, как будто советское ис-
кусство есть система звуконепронн-
цаемых камер. Редко-редко кинокри-
тик внимательно приглядится к то-
му. чем живет поэзия, а поэтический
Бритик — к процессам, происходя-
щим в музыке.

«Правла» поставила со всей остро-
той вопрос о формализме. В литера-
туре формализму в свое время был
нанесен рял сильных уларов. Но он
еще жив, хотя и притаился. Харак-
терно. что теперь питературный
формализм обычно ищет опоры в
смежных областях искусства. На мин-
ском пленуме я уже говорил о. статье
Н. Асеева «Велемир», помещенной. в
порядке лискуссин. в № 1 «Лите-
ратурного критика». Поэт Асеев сей-
час бесконечно далек от позиций фор-
мализма. Но критик Асеев все же
написал формалистическую статью. В
рредставлении Асеева Велемир Хлеб-
ников совместил в себе практический
разум Мичурнна и Циолковского.
культурный универсализм Леонарло
да Винчи. музыкальность Моцарта и
глубину Гете. Вот каким ‘был бы
Хлебников, если бы только образ его,
созданный Асеевым, соответствовал
действительности! Такой образ Хлеб-
никова Асеев хочет подкрепить He-
сколькими. примерами. взятыми из
теоретических «сокровищнип? Хлеб-
никова. который писал не только та-
лантливые ‹ стихи. но и. сумбурно-
эклектические статьи; В 1916 г. В
«Трубе марсиан». он писал: «При-
обретатели всегла сталами крались 38
изобретателями. теперь изобретатёля
оттоняют от. себя лай приобретате-
лей. стаями кравитихся за олиноким
изобретателем». Процнтировав эти
слова, Асеев пишет’ «Чего стоит ‘хо-
тя бы олно ето (Хлебникова.—А. С.)
гениальное деление людских харак-
теров, способностей, устремлений Ha

изобретателей и приобретателей!» Че-

го стонт? Типично-ницшеанской фи-
лософии, — не больше и не меньше!

Асеев приводит друтой, с его точ-
ки зрения более актуальный, при-
мер. ‘Он цитирует хлебниковский на-
бросок «Мы и дома»: «На город емот-
рят сбоку, будут — сверху. Крыша
станет главное, ось — стоячей. По-
токи летунов и лицо улицы над со-
бой город станет ревновать своими
крышами, а не стенами». По этому
поволу Асеев пишет: «Двалцать лет
тому’ назал Хлебниковым владели та-
кие видения, которые еще и сейчае
‘могли бы. опподотворить наисовре-
меннейшне течения зодчества». Да,
конечно. Но только «левацкие»! - 3a
последнее время читатели тазет мог-
ли близко ознакомиться с принципа-
ми некоторых архитектурных тече-
ний. `в частности — с одним из них,
представленным архитектором Мель-
никовым. Один из проектов этого те-
чения прелусматривал постройку го-
ролов в форме геометрических фи-
тур, которые могли  бы услажлать
зрение пассажиров наших самолетов.
Это был типично хлебниковский про-
ект. К счастью. он не осуществился.
Но частично, может быть, лаже вне
всякой зависимостн от Мельникова,

он все же был реализован. например.

в Донбассе, в Горловке и в Макеев-
ке. Там в 1931 г. были построены
пелые поселки в виле звезд и сер-
пов с молотами; лля удовлетворения
эстетических потребностей пассажи-
ров самолетов... Только что отетроен-
ные дома вскоре пришлось ломать,
Оказалось. что «главное» вовсе не в
крыптах, и что «ось» советских го-
родов вовсе не должна быть «стоя-
чей». ;
Пример с Хлебниковым показывает
непосредственную — взаимопроникае-
мость различных областей искусства
и культуры. Отстанвание хлебников-
ского урбанизма (кстати. для Хлеб-
никова характерен. как. раз ярый
антиурбанизм!) закономерно влечет к
утвержленню архитектурного форма-
листического конструктивизма, экс-
пресспонистически-джазовой музыки,
«левой»,  кубистоко-рационалистиче-

STU .` :
В таком же духе составлены‘и дру-
тие корреспонленции в фронта’, _
Такую же стряпню преподносят и
членам детской фашистской ‚органи-
зации ‹«Балилла» в газете ‘того же
названия. : г
Все эти «зарисовки с натуры» на-
 столько опретивели даже так. назы-
ваемым «благонадежным элементам».
что‘их пришлось ограничить особым
правительственным циркуляром.
„Антивоенная литература появляет-
ся главным образом в коммунистиче-
ской эмигрантской прессе. Тут мож-
но встретить интересные рассказы. и
стихи. Любопытна коллективная поэ-
ма. написанная группой мололых ми-
ланских рабочих в ответ на клевет-
пическую статью Беонио Броккьери
против СССР.
Из итальянской эмигрантской и
иностранной прессы мы узнаем 0
многочисленных ‹ демонстрациях в

’Италии против войны с Абиссинией,

о солдатах в Ломбардии; которые пе-
ли «Красное знамя». и о том, как в
районе Плеццо распространялись
прокламации, ‘восхвалявшие ‹ Совет-.

ский союз.
’Д. ДЖЕРМАНЕТТО .*

ской живописи. Все это — звенья
одной цепи, сигналы одного процес-
са. Шостакович, в крайних проявле-
ниях своей музыки, перекликается с
архитектором Мельниковым, Мельни-
ков — с живойисцем Фонвизиным, о
котором писал т. Кеменов в прошлом
номере «Литературной газеты», Фон-
визин — с формалистами в поэзии.
А что такое формализм? Умирающа
буржуазная культура шлет нам свои
непрошенные духовные посыпки —
взгляды. настроения, враждебные су-
ществу нашей культуры, евои ритмы,
свои зрительные конструкции, таммы
своих красок, : :

Надо перептатнуть ‘через форма-
лизм. Надо, чтобы формализм стал
похороненным трупом. Для некото-
рых советских’ художников полный
разрыв с пережитками формализма
труден. He веё умеют смело поры-
вать со своими прежнимн заблужде-
ниями и опгибками. Здесь, нужно об-
лалать мужеством Ромэн Роллана,
Мейерхольл сегодняшнего лня, Мей-
ерхольд «Горе уму» и лругих“ впек-
таклей, образующих репертуар ма:
ленького театрика’ на улице Горько-
го, — этот Мейерхольд в творческой
своей работе лалеко ушел от «мейер-
хольдовщнны». от формалистической
театральной системы. не. так давно
оказывавшей громалнсе и опасное
возлействие на рял советских театров
да и на значительные узастки всего
советского  искусства., В спектакля
«Горе уму». Мейерхольд — больший
реалист, чем. например. Любимов-
Ланской в театре МОСИС или чем
многие режиссеры Малого театра. Раз-
витне художника не есть плавная
эволюция. Это есть также и рял
скачков. ` Мейерхольл видит преем-
отвенность ‘своего развития. но не
видит в этой преемственности скач-
ков. Вот почему; Мейерхольд сегол:
няшнего.-дня не хочет отлелить себя
от «мейерхольдовщины», возврат к
которой был бы такой же эстетиче-
сной реакцией, кяк_ и возврат совет-
ской поэзии к Хлебникову.
`‹Мы боремся за народность искус-
ства. за простоту в искусстве. Очень
хорошо сказал Р. Эйлеман с трибу-
ны минского пленума, что вопрос о
простоте очень сложен. В рялах ра-
ботников сонётского искусства най-
лется немало представителей той про-
стоты, которая, как справелливо го-
ворят, хуже воровства. Амеба перед

и

4849 —
Академия Союза Советских
о кончине академика ИВАНА

Aux ее сочленов, основателя и директора
Академии наук, руководителя и учителя

„Смепыми идеями Павлов создал новую эпоху в истор!
многолетними и систематическими экспериментами

ными,

Социалистических. .
ПЕТРОВИЧА ПАВЛОВА, одного из’ старей-

иреи зависимости поведения организмов от вн

Академия наук вместе со всей страной ‘скорбит с потере мирового уче- дело только выигрывает.
ного, гражданина великой социалистической род
ниального борца за науку, доказавшего
величие и силу научного творчества, со все

ОБРАЩЕНИЕ АКАДЕМИИ НАУК СССР
К АКАДЕМИЯМ НАУН ВСЕГО МИРА

27 ФЕВРАЛЯ В ЛЕНИНГРАДЕ СКОНЧАЛСЯ
АКАДЕМИК И. П. ПАВЛОВ .

1936 гг.

Республик

Физиологического ‚института
физиологов всего Союза.

он укрепил
внешних раздражений.

всей

характера поднявшеге высоко знамя советской науки перед всем миром

и перед последующими поколениями.

Президент Академии

`  Непременный секретарь Академии

_,  Mocusa,27 espana 1936 г. р

— БОЛЕЗНЬ

наук академик А. КАРПИНСКИЙ.
наук академик Н. ГОРБУНОВ.

И, П. ПАВЛОВА

22 февраля после непродолявитель-
ного грипюзного. недомогания у Ива-
на Петровича внезапно о поднялась
температура н‘:олновременню обнару-
жились другие признаки более тяжэ-
лого гриппа; В субботу, -22 февраля,
приглашенный к больному ‹ профес-
сор М. М. Бок констатировал. разли-.
той бронхит крупных и‘ средних брон-
хов прин удовлетворительном . общем
состоянии и хорошей деятельности
сердца. Из Москвы был вызван про-

фессор Д. Д. Плетнев, а в. дальней--

шем М. В. Черпоручкин; -
Утром, 26 февраля, конснанум вра-
чей. определил двустороннюю слив-
ную пневмонию, захватившую почти
целиком нижние доли правото и ле-
вого легких. Беспокойство больного
продолжало нарастать. Появились
помраченное сознание, икота, сердеч-

ные перебои, Пулье временами под-

= er ee

человеком, давидова праща перед

усовершенствованным пулеметом, шар

братьев Монгольфье перед современ-
ным дирижаблем или стратостатом не
имеют никакого преимущества, хотя
они бесспорно более «просты». Прост
ли Маяковский в подлинном смысле
этого слова? Да, между прочим, по-
тому, что он враждебен примитиву.
Маяковский, писавший стихи о Мос-
сельпроме.; превосходно понимал, что
поэзия отнюдь не исчерпывается этн-
ми стихами. Е

Мы поймем, что означает простота
в социалистическом искусстве, если
будем все время’ помнить о непре-
рывном - повышении культурного и,
в частности, эстетического уровня
страны. Люди нашей страны, а в
особенности молодежь, эстетически
вырастают значительно быстрее мно-
THX наших художников. Герои пос-
ледних романов Эренбурга, о комсо-
мольцы. любят поэзию Пастернака.
Кое-кто пытался ‘упрекнуть Эренбур-
га в жизненной неправде: Пастернак
нелоступен рабочей „мололежи. Нет,
даже столь‚трудная для восприятия
поэзия Пастернака становится теперь
доступной рабочей молодежи, хотя
сперва‘ лишь небольшой ее части.
Ошибка Эренбурга не в этом, а в
поддержке теорни «верности Пастер-
нака своему дарованию», которую осо-
бенно упрямо развивал Д. Мирский
и которая ‘об’ективно опровергнута
заявлением самого Пастернака на
минском пленуме. Пастернак, вонеч:
но, остался верен своему дарованию.
Но именно поэтому он, прорываясь к
«неслыханной ‘ простоте», встал на
яуть преодоления в своёй поэзии
многого того, что безотоворочно хва-
лил Д. Мирский. Е

Борясь за простоту, будем помнить
о Пушкине, о Льве Толстом, о Мая-
ковском. Наш огонь. поэтому ‘напра-
вится ‘не только против формалистов,
но и против примитива, скудости
формы, ‘художественного  бескуль-
турья, Чем более люди нашей. стра-
‚ны будут ‘овладевать богатством. ис-
кусства Шекспира и Толстого, Пуш-
кина и Маяковского, тем рептительнее
будет выбрасываться в мусорный
ящик культуры антипод. формализма,
тесно связанный с ним противоречи-

нимался до 130. Поиглашенный на
KOHCHIYM M. П. Никитин органиче-
ских изменений со стороны нервной
системы не обнаружил.

‚В вечеру того же дня пульс на-
столько. изменилея к худшему, что
черииеюсь неоднократно. прибегать к
полкожному и. внутривенному введе-
нию . сердечных. средств, На вечер-
нем. консилиуме. было определено
значительное увеличение пневмоня-
ческих очагов при одновременном па-
дении температуры и резком осяабле-
нии сердечной деятельности. В 10 ча-
сов вечера — тяжелый коллапе, пульс
нитевидный 150. холодный пот,

синюха. Рядом энергичных мер боль-
ного удалось временно вывести из
состояния коллапса. В 2 часа 45 ми-
нут. коллапс повторился и в 3 часз
52 минуты больной скончался.

выми отношениями, — натурализм,
примитивизм, художественное Gec-
культуре. Нам нужно всерьез ставить
вопрос о художественном воспитании
мололежи. Неверно предполагать, что
область ‘эстетического воспитания
можно предоставить стихии, самотеку.
Нет, и здесь нужно вести активную
борьбу за социалистический вкус, за
эстетическую культуру. Если какой-
нибудь рабочий, вузовец, инженер
не любит (потому что не по-
нимает) Бетховена и Репина, то
этом вина эстетических  про-
агандистов, т. е. прежде веего
нае, работников теории в облаети ис-
кусства. Впервые в истории, именно
в налией стране, Эсхил и Шекспир,
Гейне и Гюто, Рембрандт и Сезанн
NACKPHIBAWT свое творчество во всю
полную меру его. На ряде комсомоль-
ских и партийных собраний и кон-
ференций уже теперь’ обсужлаются
доклады о наеледстве Пушкина —
за гол до юбилея! Конечно, это еще
не стало всеобиим правилом, На мо-
сковсБой * конференции ‘комсомола
Д. Лукьянов, секретарь московского
комитета комсомола, говорил: «Неко-
торые активисты,‘ которые за всю
свою жизнь прочитали только «Я

юблю» Авлеенко и «Как закалялась

сталь» Островского, считают. что. они
уже познали всю литературу», Ho
типичны для нашей действительно-
сети и лля молодежи именно доклалы
о Пушкине на собраниях. & не ле-
нивые комсомольские активисты, о
которых так язвительно говорил
Лукьянов. iS
Маяковский, Пушкин, Лев Толстой
былн просты, а не примитивны. Лев
Толстой   вел‘ за собой читателя Е
тлубинам искусства, к сложному
многообразию образа, всячески облег-
чая ему путь, ‘устраняя все то, что
могло бы помешать-восприятию илея
и эмоции, воплощенной в образе. За-
дача художника сделать форму
непосредственно неощутимой в

про-
цессе восприятия. Именно злесь oe:
залась гениальность Толстого. Как

лалека такая простота от н .
стической, эстетически а
ной серятинки! Тот, кто был на пос-
ледней осенней выставке московских
художников в Музее изобразительных
нскусств, не мог не уйти оттуда с
чувством досады и разочарования
За редкими исключениями — ни ол.
ного смелого замысла. нн одного св:
жего сочетания красок; тускло, серо,

сообщает
стории биологии, упор-

ины, величайшего и г6-
своей 87-летней жизнью
й яркостью и энергией своего

“’ ваших исканиях! ; 4

И СМЕРТЬ

`Шросторы перед учеными, и, нужно 1

era Je 1d wed)

ИМО
AKAERUIKA MABNOBA
СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ

‘то бы я хотел пожелать молодежи
моей родины, посвятившей себя на-
yre?

Прежде всего — последовательно
сти. Об этом важнейием устювни пло
дотвореой научной работы я никотдь
не смоту говорить без волнения. По-
слеловательность,. последовательность
и последовательность, С самого нача-
ла своей работы приучите себя в
строгой поеледовалельности в. накоп-
лении знаний.

Изучите азы науки, прежде чи
пытаться ваойти на ее веригины, Ня-
котла не беритесь за .последующее,
нё’ усвоив ‘предыдущего. Никогла не
пытайтесь прикрыть недостатков сво-
их знаний хотя бы и самыми смелы-_
ми лоталками и гииотезами. Как бы
ни тбптил ваш взор своими пере
ливами этот мыльный пузырь, он не
избежно лопнет, и ничето, кроме кон»
фуза, у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности к
терпению. Научитесь делать черную
работу в науке. Изучайте, сопостав” _
ляйте, накопляйте факты!

Как ин совершенно крыло птицы,
оно никогда не смогло бы поднять
ее ‘ввысь, не опираясь на воздут.
Факты — это воздух ученого! Без
пих вы ‘никогла не сможете взлететь,
Без них ваши «теории» — пустые
потути.

Но, изучая, экспериментируя, наз
-блюдая, старайтесь не оставаться у
поверхности. фактов, ‚Не превращай- \
тесь в архиварнусов фактов. Пытай-
тесь проникнуть в тайну их возник- /
новения, настойчиво ищите законы, ›
ими `управляющуе.

Второе — это скромность. Никогда
не думайте, чтосвы уже все знаете,

_И как бы высоко ни оценивали вас,
всегда имейте мужество сказать cede
— я невежда, :

Не давайте тордыне овладеть Bae
ми. Из-за нее вы будете упоретвовать
там, гле нужно согласиться, из-за нев
вы откажетесь от полезного совета и
дружеской помощи, из-за нее вы yr
ратите меру об’ективности.

В том коллективе, которым мне
приходится руковолить, все делает
атмосфера. Мы все впряжены в олно
общее дело, и каждый двигает его по
мере своих сил и возможностей, У нае
зачастую и. не разберешь, что «мо»
и что «твое», но от этого наше общее

Третье — это страсть. Помните, что
наука требует от человека всей ero
жизни. И. если у вас было бы лв
жизни, то и их бы нехватило вам,
Большого напряжения и великой
страсти требует наука от. человека,
Бульте страстны в вашей работе кв

Нална. родина-открывает большие
отдать должное — науку щедро вво-
дят в жизнь в нашей стране. До по-
следнёй степени щедро!

„ Что ж говорить о положении моло-
дого ученого у нас? Здесь вель все
ясно и так. Ему многое лается, но 6
него и мнотое спросится.. И для моло-
лежи, как и для нас, вопрос чест—
онравлать те большие упования, ко-
торые ‘возлагает’ на науку наша po

дина. :
И. П. ПАВЛОВ

*) ЦК ВЛКСМ обратился к акаде
мику HM. Il. Павлову © просьбой вы-
сказаться. о задачах ‹ молодых уче
ных. В первых числах февраля Ива y

Петрович прислал’ ответ журналу
«Техника молодежи» и ‘редакция
сборника «Поколение  побелителей»,

посвященного Х с’езлу ВЛКСМ.
Номер журнала’. «Техника, мололе
жи» с ответом академика Павлова вы*

художественно трусливо... Ha atom
фоне, как яркое. и. безвкусное пятно,
блистал портрет артистки Дуловой,
Художник Яковлев изобразил ее та№
как художники ХУП века изобра-
жали екатерининских. вельмож. 910,
пожалуй, почти прелел эпитонетва,

Формализм есть лжекультура, кон
трабандный импорт в нашу культуру
вкусов и новинок современной бур’
жуазной цивилизации. Натуралисти“
ческая серятинка питается остатка:
ми беснультурья в нашей стране. И
то и другое означает‘ зпигонство,

Года три назад через литературу
прошла волна споров о новаторстве
Знамя новаторства, в числе прочих,
подняли и некоторые формалисти®
ckHe эпигоны. Кое-кто из. противни
ков формализма поспешил отказать
ся от самого термина «новатор». И
прасно! Новатор в искусстве — 19
me, что. конструктор о в технике
«Джойсисты» — не новаторы, а эп
гоны. Искусство социализма — He
ваторсное искусство. В 1934 г. Илы
Эренбург, товоря об эстетическом BOC
нитании, писал о том, что буржу т
ные «кошечки и филины», вылавае „
мые за последнее слово искусства
есть реставрация буржуазно-мещаЕ
ских вкусов, и что им должна 6ы18
об’явлена столь же беспощалиая
борьба, как некогла сыпнотифозной
вши. И импортный форфализм, 0 Me
щанокие «филины», и удручающе
бескрасочная и безрадостная натур“
листическая серятинка, и убогне сх
мы вульгаризаторов-переростков, 188
и не пошелших лальше резолюлий
Pann или.Ранм, — всё это есть вр
ждебный нам фронт чужого, эпитой’
ского непригодного для социалист   hy
ческого искусства. о

Труден путь борьбы за соци
стическое новаторство, т. ®. 88 85°.
ражение в искусстве нового содер”
ния новыми средствами, Но это. веди
ственно возможный путь дераких 84

мыслов, широкого кругозора и поли*

то преодоления п OB tae
a инциализма У 1
шления,   в .