язь
Bey
ae;

Tepe

Ha]
бен

перь
очень
рить
дат

on
Oe
ск
уз.
) Ie
Rate
OKT
Пе.
чей,
316.
кры:

, Bo
‘сот. ) x

[Ads

[THE
CRE
ROTH

их}
дат
ао
@ Ha
АБ
Hal

р
Де
сем

я
aut
зо
ня!

pas
pas
о!

“8h

/

ЗА СОВЕТСКИЙ ‘ЭПОС
РЕЧЬ тов.`С. ЩУПАК (Киев)

-

Тов. Сурков в своем обширном до-
‚кдаде уделил основное внимание воп-
. роеам содержания поэзни и очень
‚ мало говорил © формах. Поэтому
- эзжнейший вопрос — © жанрах поэ-

- BER — 86 получнл достаточного осве-

щения в докладе. }
‚ Я сзнтаю; что поэзня He paspemst
. болыннх залач, которые выдвигают
‚ перед ней современность и ближай-
‚ шее будущее. если она-не сосредото-
чит своего внимания на монументаль-
‚ных формах. ;
. Грандиозный размах преобразова-
‚вия вашей страны а рост новых лю-
‚дей может быть всесторонне отобра-
жен тольво в синтетических образах.
‚ Как бы нн были велики возможности
вашей лиреки, они все же ограничены
‚в сравнении с большой формой. Ли-
рика — это больше звя выраже-
ния, чем изображения. Для того что-
бы шире охватить жизнь. необхо-
‘FHV монументальные формы. Из всех
иснументальных форм особенно важ-
на эпическая форма, — тот вед поэз-
зян, в котором „будет отражено зели-
кое и героическое нашей эпохи.

На лискуссни о поэзин в Ленингра-
де говорили о невом в налней поэзии,
я это нозое усмэтривали в распрост-
ранении у нас лирико-эпического жа-
ра. Мне кажется, что ленингралские
товарищи неправильно ориентируют
поэзяю. во-первых, потому, что не нов
лирико-эпический жанр», во-вторых,
потому. что новое будет тогда, ко-
та созетекнй эпос в его чистом виле
получит полное развитие.

Ляврнко-эпическое произведение, в

ором преобладает индизвдуально-
под нутое отношение к опивыва-
емым явлениям, не может заменить
эпического произведения. В лирико-
эпических пронзведениях образ ав-
тора часто закрывает с0б0й образы
самой действительности.

Не о том Wier речь, конечно, что
автор должен отсутствовать как лири-
ческий образ в поэме, что не должно
быть отступлений, акцентации, что
разнообразит нангу поэзию. Речь идет
© необходимости распеирить рамки
для показа событий я героев, показа
ит в широком развороте, во всей мно-
тгренности. °

Мне кажется. что именно советской
литературе суждено возролить 196
после многих веков.

Гомер написал «Илнаду» спустя 200
лет после того. как события, онисан-
вые им, произошли.

Мы можем описывать события, ко-

торые произопели нелавно. Примером
являются такие хуложественные полй-
тна, как «Чапаев», «Всалникя» Янов-
ского, «История гражланской войны»,
которые являются несомненно эпосом

О ПОЭТИЧЕСКОМ. ХО

ЕН

нашего времени.

Но об’ектом эпоса будет не только
прошлое, н в этом тоже отличитель-
ная черт% нашей поэзни, но и настоя-
Щее, ибо каждый день творится в на-
шей стране героическая жизненная
энопея. Больше того, наш эпос, в от-
дичне от древнего, может описывать не
только подвиги масс, но индивиду-
альные подвиги. Белинский называл
«Полтаву» Пушкина ошибочно заду-
манной эпической поэмой только по-

‚Тому, что подвиг в «Полтаве», подвиг

Петра, является нндизндуальным под-

. BaToM.

У нас есть только зачатки этого
эпоса, у Маяковского, Тихонова, Сель-
вииского, Тычины, Бажана и Перво-
майското. Перед нами стоит задача —
дать широкий выход советскому эпо-
су.

Эпическое произведение включает
только историческое, только геронче-
ское и обобщает черты эпохи. Эпичес-
кне произведения должны быть цело-
стны в своем содержании. По своей
конструкцин монументальные, худо-
жественные здания требуют MOHY-
ментальной композиции. Тут все дол-
жно быть монументально, я фунда-
‚мент, и все части конструкции и
каждая художественная деталь.

Выдержать большую вещь, большое
этическое произведение на высоких
регистрах нашей новой поэтики очень
трудно. Поэтому мы понимаем ту ое-
торожность, с какой подходят боль-
прие мастера Е созданию больших
полотен. И мы отказываемся понн-
мать ту легкость, с которой некото-
рые поэты полхолят к залачам изо-
бражения крупных образов современ-
ности . . ;

РЕЧЬ тов. А. ПРОКОФЬЕВА

— Я булу говорить о трех конкрет-
ных вопросах, касающихся поэтиче-
скога участка советской литературы:

Во-первых, о перёводах. .Благоларя
усиленной работе поэтических. и пе-
реводческих кадров мы познакоми-
лись с поэзией братских республик.
Не требуется никакого доказательст-
ва, что русские поэты находятся В
Реключительном положении среди
других поэтов Советского союза. Тем
более это обстоятельство наклалызает
на нас, русских поэтов, рял ‘обяза-
‚тельств но отношению к поэтической
работе кажлоо товарища, каждого
друта и елиномышленнека.

Хорошая лружба, как известно, ос-
вована на исключятельном ловерин и
ваанмопонимании. Наши друзья до-
веряют нам стон лучшие работы. Они
требуют, чтобы сила их лучигих слов,
звачимость их работы не были извра-
щены яри переводе. Это их основное
и совершенно законное требование,

Ко мне на пленуме подошел один
иностранный поэт и сказал: «В Гос-

НА АРХИТ

За последние месяцы «Архитектур-
ная газета» напечатала немалое ко-
хичество дискуссионных статей по
творческим вопросам архитектуры.
Но нельзя сказать, чтобы рёдакиня
«Архитектурной тазеты» в значитель-
нон мере помогла своим читателям
разобраться в этих вопросах. Вместо
действительного разбора важнейших
вопросов, стоящих перед одним из
отрядов работников советского искус-
ства, вместо полного развертывания
большевистской самокритики «Архи-
тевтурная газета» позволяет трюка-
чам и эклеквтикам расписывать своп
«заслути» перед ‘честным народом,
оставляя без достаточного ответа гру-
бейшие ошибки и искажения. ^

Эта дискуссия протекала до не-
давнего времени в тихом архитек-
турном болотце с взаимным расшар-
киванием и любезностями, замалчи-
в?яием ошибок и сглаживаннем ост-
рых углов. И именно поэтому она не
помогла чнтателям разобраться в дей-
ствительно спорных и неясных во-
mpocax.

Наши архитекторы и критикн еще
не оценйли огромного значения та-
ких фактов, как то, что линть за по-
следние полтора-два года колхозы по-
строили по своей инициативе и на
свои средства свыше 30 тыс. кол-
хозных клубов, что около 300 сел
постазили перел архитектурными ор-
танизациями вопрос о перепланиров-
Ее села, о новом типе колхозного
жилья. Этн’ вопросы, как и вопросы
планировки городов, почти не были
затронуты зв предс’ездовсвой дискус-
CHH по архитектурным вопросам.
Между тем известно, что конкурс на
лучший проект колхозного лома
культуры до сих пор не дал ни одно-
го действительно ценного произведе-
ния. Известно, что торжественные
певлавации видных и «именитых»
архитекторов о разработке вопросов
планировки колхозного села ими бы-
ли скоро забыты, а практическая ра-
бота в этой области была взвалена
преимущественно на плечи студен-
тов и практикантов архитектурных
институтов, „Вопросы архнтектуры в
чаших советских услозиях интере-
суют не узкий круг специалистов.
& самые широкие массы. трудящих-
ся. Вот почему статьи «Правды» про
тив формализма против заумногс
трюкачества в искусстве получиля
тахой массовый отклик.

лнтиздате в Москве должна выйти
моя книга. Но, ознакомившиеь © пе-

зреволом, я’ запретил издательству вы-
`пускать ев в таком виле. Перевод со-

всказал мое - произвеле-

вершевно
ние».

С этой большой трибуны я empa-
лниваю поэтов я представителей ‘изда-
тельств: допустима ли впредь такая
работа?

О фольклоре. Как известно, многие
поэты с некоторых пор усиленно за-
нимаются фольклором. Похвальное в
большое дело, но, как во многих боль-
ших делах. и здесь не обходится без
неулач. Я убежлен, что каждый из
Hac, работающий на фольклоре, зна-

ком с этим фольклором’ понаслышке.

Я отнюдь не отрицаю свонж опгибок,
— я говорю только, что аналогичны-
ми ошибками стралал Илья Сельвин-
скнй, Алексей Сурков и др.

Я сужу по очень беглому знаком-
ству с переводами и полстрочниками
стихов моих башкирских друзей. Я
считаю, что мы еще плохо разбираем

: Нутго К

Наиболее претенциозными носите
лями всякого вида трюкачества в на
шей архитектуре являются конструк-
тивисты. До недавнего времени имен-
но они, конструктивисты, считали се-
бя ведущей творческой группой в со-
ветской архитектуре. Нельзя сказать,
чтобы представители этого течения
создалн хоть какие-либо ценные ар-
хитектурные памятники. Наоборот, за
истекшие тоды конструктивистами
было построено большое количество
унылых, казарменного вида зданий,
не свидетельствующих 0 болызнх
творческих возможностях конструктн-
визма и его представителей в архи-
тектуре.

Советские конструктивисты в сво-
их  декларациях и выступлениях
упорно пытаются указывать на якобы
революционную роль конструктивиз-
ма в капиталистических странах. На-
до сказать, что наши критики и ис-
кусствоведы почти ничего не сдела-
ли, чтобы разрунтить эту вредную
летенду. Наоборот, они посильно ‘по-
могали и помогают укрепляться
ложному представлению ‚ что кон-
структивизм на Западе будто бы вы-
ражает протест против империализ-
ма и гнета калитализма и что у нас
в СССР эпигоны конструктивизма
якобы боролись за применение но-
вых строительных материалов, за
освоение индустриальной техники в
строительстве.

Созетские архитекторы м особенно
критяки и искусствоведы пфогляде-
ли, что конструктивиэм по существу
является отражением капиталистиче-
ской идеологии, ее узкого утилита-
ризма, мещанской ограниченности и
безыдейноети. Конструктивизм не
случайно стал стилем  буржуазин
эпохи упалка и империалистическото
загнивания.

Наши доморощенные эпигоны кон-
структивизма непрочь поговорить в
своих декларациях с вырождении со-
временной буржуазной архитектуры.
Но отмечая это вырождение, они по-
чему-то ‘ставят конструктивизм вне
его рамок, создавая этим впечатле-
ние, что в недрах буржуазного об-
щества будто бы вызревает и мате-
риально оформляется в сооружениях
чуждый ему революционный стиль.
Они забывают олну «мелочь» — 38-
хазчика-капиталиста, который на де-

_ a@ диктует свой стиль.

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО СМЕТАЕТ ГРАНИЦЫ
‚ РЕЧЬ тов. Н. ТИХОНОВА (Ленинград)

— Товарища, на этом пленуме очень
трудно говорить потому, что у нас
Y всех накопилось много вопросов,
на которые все хотят получить отве-
ты. Поэтому от каждого выходящего
на трибуну ждут особых слов, ждут,
что тет, кто говорит `с трибуны, смо-
жет дать ответ на все вопросы,
ждут, забыв © том, что на некоторые
вопросы можно получить ответ толь-
ко от самого себя.

Кзк рядовой участник советской
поэзин.. я хочу сказать несколько
слов.

Возьмем доклад Суркова. Когда мы
находили в докладе Суркова неудач-
ные места, то это несомненно были
неудачи Суркова, но, по-моему, в за-
ле нет такого человека, который мог
бы сделать доклад о советской поэ-
зин, с которым все согласились бы,
нбо поэзия наша — это дело пролол*
жающееся, меняющееся, и никто не
может остановить поэзию и подыто-
жить ее окончательно.

Доклады, правда, могли быть ин:
тереснее в своих неудачах. Разно-
образне неудачи зависит от самого
докладчика. С :

Довольно на наших пленумах го-
ворить, постоянно возвращаясь к от-
даленнейшим временам и повторять,
давно всеми, усвоенные общие ме-
ста (аплодисменты), довольно повто+
рять истины. которые всем извест-
‘ны. На этом мы потеряли много вре-
мени, и не. потому, что доклад от-
нял у нас три часа, & потому, что
наше внимание было направлено в
другую сторону.

привело к тому, что вопросы
нашего поэтического хозяйства, co-
стояние стиха. на сегодняшний день
не обсуждались в той мере, как
нам нужно.

И однако пленум нате был очень
хороший. `Пленум был непрерывным.
‚Если мы уходили на обед. или си-
дели у себя в комнате, то и з& обе-
дом в в дружеской беседе мы про-
должали пленум, быть может, более
тлубоко, ибо есть слова, которые на-
ло говорить человеку наедине, тогда
они оказываются куда сильнее ни
имеют куда болынее значение, чем
<казанное-с трибуны при всех.

Дружеские встречи, постоянные
беседы вне этого зала сблизили нас,
многое - раз’яснили, создали  обста-
новку, при которой поэты смогли
видеть себя и соседа в настоящем. &
йе в воображаемом виде.

Особенно хорошо на пленуме вы-
яснилось, ‘что наконец. пала стена,
разделявшая национальные отряды;
эта стена молчания перестала суще-
‚ствовать. Поэты всех наролов подроб-
но говорили друг о друге, -и Mame Te,
кто не приехал на пленум. как бы

ЗЯЙСТВЕ.

(Ленинград)

творческие методы национальных по-
этов. Я думаю ‚что это обстоятельст-
зо башкирским поэтам необходимо
учесть серьезно,
‚ И третье — © поэтическом хозяй-.
стве. Наше поэтическое хозяйство еще
во. многом разбросано и
Это на самом деле так, несмотря на.
наши общие усилия навести порядок
в своем собственном поэтическом .до-
ме. Дом этот большой. красочный, &
хозяйствовать по-настоящему в нем
мы еще не научились.

После страпеного удара, постигшето
нас в 1930 г, когла умер популяр-
нейнгий голосистый поэт Владимир
Маяковский, мы „ие взяли по-настоя-
щему на себя то большое дело, ко-
торое раньше лежало на широких
плечах поэта. Груз, который держал
Маяковский, очень велик, подетавим
же все наши плечи в подлинном на-
пряжении сил, подставим ‚ плечи от

моря ло моря, создадим песни, пол-
ные любви к нашей ролине и пол-
ные ненависти к нашим вратам.

Av TO oR

Американский буржузаный искус-
ствовед Мумфорд, оценивая достиже-
ния современной буржуазной архи-
тектуры, WHET: ©

«Наша империалистическая.архи-
TeKTYp2 — это архитектура в03-
мещения убытков. Народу, лишен-
ному хлеба, солнца и других да-
ров природы, она преподносит
хвастливые камни. За монумен-
тальными фасадами налиего миро-
вого города живет, неребиваясь,
ненмущнй пролетарий, осужден-
ный на рабскую рутину фабрич-
ного «производства, а за предела-
ми большого города лежит земля, у
которой грабят ее сокровища...»

И далее — уже непосредственно о
творческих возможностях новой бур-
жуазной архитектуры: ‘«Эта’ архи-
тектура так же мапо может создать
стиль, как мумия родить ребенка...»

Наши доморощенныеё поклонники
конструктивизма непрочь при всяком
удобном и неудобном случае козыр-
нуть радикальными, «левыми» Ha-
строениями отдельных представите-
лей западноввропейского конструкти-
визма. Они склонны упрощенно вы-
давать эти настроения как непосред-
ственный результат «стилевой уста-
новки» конструктивизма. Сни поче-
му-то не вскрывают политическую
путаницу и противоречия мелко-
буржуазного деклассировачного ради-
хализма и поэтому внезално натал-
киваются на «неожиданности». Из-
зестно, что кое-кто из германских,
например, конетруктивистов без боль-
т10го насилия Hal своей «стилевой
совестью» летко приспособился к
птизму.

Нани критики и искусствовелы
знают один лишь источник пронс-
хождения конструктивизма: гигант-
ское развнтие машинной ин ии,
железобетон ит ‚д. До сих пор ими
почему-то обойдены работы немецко-
го иоскусствоведа и историка архн-
тектуры 9. Кауфмана, устанавлива-
ющего прямую связь между совре-
менным конструктивизмом и рабо-
тами французских архитекторов кон-
па ХУШ и начала ХПХ столетия —
Лелу и Булэ. 9. Кауфман устанав-
ливает общее у этнх архитекторов и
У современных конструктивистов иг-
норирование украшений, стремление
к гладким стенам, простым теомет-

f

запущено.

присутствовали здесь, потому что
имена их были произносимы. стихи
их обсуждались,

Мы уже могли говорить друг 9
друге как не случайные знакомые,
& друзья, занятые общим делом.

Но-моему здесь, сейчас  погру-
жаться в детальный разбор важней-
ших особенностей нашего стиха уже
поздно. Но о некоторых вещах хо-
чется сказать хотя бы кратко.

У нас был особый разговор о но-
вой образности. о новых стихах. Мы
читаем у Лермонтова:

И над вершиною Кавказа

Изгнанник рая пролетал,

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял.

Что это такое? Сеголня это — пе-

реживание летчика пролетающего
над `Казбеком. (Голос: Правильно).
(Аплодисменты).

Это изменение масштабностн сегод-
ня, изменение понятия о вещах, из-
менение мира,. психологии. котороз
мы имеем и которое уже нас обога-
щает, которое мы не можем ве учи-
тывать.

Я был на б’езде чабанов. Он про-
исходил за облаками; Обстановка бы-
ла невероятно поэтическая: в прош-
лом веке она могла быть только фо-
‘HOM JIG романтической ноэмы. А это
было деловое совещание. обычное для
наших дней.

Мы не достигнем высот поэзии,
если не произведем стиховых изме-
нений. В своей поэтической работе
мы. часто лишь иллюстрируем явле-
ния жизни, повторяем отдельные
случаи; не прибавляя к ним ничего.
Поэзия скажет свое слово тогда. ког-
да она дальше поведет изменения об-
разности. когда она даст  сверхлет-
чику такую образность, охватываю-
щую поле изменення его сознания ©
такой же высоты, с какой с Казбека
смотрел Лермонтов. :

Перейдем кв вопросу народности.
Когла. Ермолов, человек, любивший
Грибоедова. человек, почитавший ли-
тературу, должен был прочитать «Го-
ре уму», он сказал: я не могу это
читать, у меня скулы, болят. не
мог читать стихи, в которых чере-
луются строки разного ямба.

Когла я у Мейерхольда увидел
«Горе уму». я был уливлен не
трудностью стиха. а тем, что пъеса
как бы не существует, что она взята
просто. из жизни, что она вся состав-
лена как мозаика из стихов, ставших
бытовыми _ выражениями, ставших
пословицами.

Я совершенно уверен в том, что и
стихи Маяковского мы также будем
с течением ‘времени все чаше на-
холить в быту.

Я говорю это к тому, чтобы: мы,
поэты. не боясь ответственности и
беспощалности стиховой вульбы, пи-

Друж. шарж Б. Антоновского.

Тов, А. Прокофьев.

ричоским` формам, к плоской крыше
ит л. Но именно зв связи с этим
особенно полезно нашим конструкти-
вистам и критикам напомнить слё-
дующие слова этото буржуазного ис-
кусствоведа, весьма расположенного
к конструктивизму: «Было бы ошиб-
КОЙ, — это нужно отметить, — ду-
мать, что архитекторы нового напра-
вления были революционерами в по-
литическом смысле. Олин из самых
радикальных в художественном отно-
шении, Клод-Никола Леду, с боль-
шой настойчивостью считал себя роя-
листом».

Достаточно просмотреть диекусси-
онные статьи в «Архитектурной га-
зетё», чтобы убедиться, к чему при-
водит либеральное отношение к бур-
жуазным влияниям, распространен-
ным. срели некоторых прелставите-
лей советского иекусства. В своих
статьях эпигоны западноевропейско-
го. конструктивизма как ни в чем
ие бывало пытаются отстаивать свои
ошибочные положения и противопо-
ставлять их генеральной линии‘ раз-
вития советской архитектуры—<оциа-
листическому реализму.

Один из «вождей» конструктивиз-
ма, М. Я. Гинзбурт, в статье «Залачи
советской архитектуры» утверждает,
что конструктивизм — прогрессивное
явление. В трех тезисах, ло мнению
Гинзбурга, выражается революцнион-
ная сущность конструктивизма:

«Борьба за новый социальный
тин советской архитектуры, Oopb-
ба за внедрение в практику совет-
ского архитектора мировых дости-
жений науки и техники и борьба
за синтез содержания и формы как
критерий качества творческой про-

AYRUHH>,

Соратник Гинзбурга, архитектор
Лисагор, идет еше дальше и развяз-
но утверждает, что «советский кон-
структивизм в архитектуре родился
как друт революции, как активный
сподвижник Октября, как активное
революционное архитектурное движе-
ние, принявшее мировоззрение про-
летарокого государства...»  Захлебы-
ваясь от восторга, он далее заявля-
ет, — что «советский конструктивизм,
формулировал научную проблему ат-
хитектуры, ее задачи отражения эпо-
хи, ее взанмосвязь с прогрессом тех-
ники», К заслугам советского кон-
структивизма Лисагор не стесняется

— к

сали, исходя He из того, сколько
стихотворений оставит будущее для
себя. а в полной мере негодования,
любви. ярости. Тут нет различия меж-
большими и малыми поэтзми.
ожет быть, из множества стихов
наших будут заноминаться только
строки. но они будут честными стро-
ками, в которые поэты вложили ду-
шу.

Я вспоминаю одного ленинградеко-
го поэта Василия Князева. который
в 1919 году в Петрограде написал
стихотворение:

Никогда, никогда, никогда

Коммунисты не будут рабами.

Эти строки жили на плакатах, ста-
ли лозунгом. Ленин знал их и хва-

лил.

Меня страшно обрадовало 10, что
говорил злесь Асеев, мне понрави-
лась кирсановская хорошая самоуве-
ренность. его вера в то, чта он зав-
тра напишет хорошие стихи, совер-
‚шенно новые по стилю. Сельвинекий
написал замечательную поэму. У` нас,
конечно, нет совершенных вещей: но

в наших неудачах, может быть. есть  .

тоже большой смысл.

На границе висит плакат «Комму-
низм сметет все границы». Такой мо-
мент настанет, но советское искус-
ство уже смело эти границы, в пер-
вый в этом искусстве был Маяков-
ский. г

Мы прекрасно осваиваем Восток,
но Запад для нас непонятен больше.
чем Восток, потому что он вхолит в
наше сознание, как система полити-
ческого пейзажа и почти He ззтра-
гивается искусством.

Мне вспоминаются «Скифы» Блока.
которому казалось, что Европа Hac
предала, ;

А если нет — нам нечего терять.

И нам доступно взероломство. —

ь восклицал он.

Если наша поэзия стала варвар-
ской лирой — то пусть все рушится
— мы более не щит. который защи-
щал европейский мир от всех опас-
ностей. всегда и’всюлу. И все-таки
в последнем напряжении он обра-

щается к поэтам ‹предавшей нас
Европы»:
В послелний раз на светлый
братский. пир

Сзывает варварская лира!

Но сейчас, когла прошли годы, мы
вилим, что именно в Европе кое-
где образовались варварские  тосу-
даретва и: варварская лира дей:
ствительно звучит. Мы не должны
забывать что наступит время. нам
придется позвать на братский пир
наших друзей — тех поэтов Евро-
пы. что былин с нами. и нужно,
чтобы этот пир был действительно
богатым. (Бурные аплодисменты).

ЗНАМЕНИ
РЕЧЬ тов.

>

Вопрос советской поэзии на плену-
‘ме занял центральное месте. Побе-
доносное социалистическое строитель:
ство, сталинская забота о людях, тво-
рящих великие исторические дела в
нашей стране, делают нашу жизнь
все более радостной, все более бога-
той и красочной. Человеческая лич-
ность впервые в истории получила
в нашей стране полную возможность
подлинного расцвета всех своих сил.
Каждый день приносит нам новые
подвиги, новые героические дерзания
социалистического коллектива и от-
дельных его членов.

Тов. Щербаков в своем вступитель-
ном слове и тов. Сурков в докладе
правильно говорили о том. что наша
поэзия отстает от жизни.

Но как бы мы ни вскрывали от-
дельные отрицательные стороны. от-
дельные нежелательные тенденции
‘нашей советской поэзии, мы неё sf9-
жем не сказать, что советская поэзия
является самой идейной, самой пере-
довой, самой художественной во всем
мире.

Тем более мы должны быть стро-
ги к отдельным отрицательным тен-
девпциям нашей поэзии.

Мы иногда слышим заявления поэ-
тов с том. что OHH He могут рисать
на актуальные темы. Стихотворение,
написанное не по внутреннему голосу,
не может никого волновать, сколько
бы поэт ни старался страховать себя
от идейных провалов.

В нашей действительности любая
тема актуальна, если поэт ее прочув-
ствовал. Бегство от актуальных тем
есть  свилетельство белности поэта.

Е ‘ЭПОХИ

Д. СИМОНЯНА (Армения)

его стремления замкнуться в узкий
предел своего лично мира

Маяковский велик тем, ITO OF ¢
одинаковым внутренним волненизм, 6
элинаковым мастерством писал рек-
ламные стихи ‘для “Моссельнрома и
страстные, полные венависти стихи
против капиталистического мира.

Только тематически. богатая и MHO-

гообразная поэзия может быть воспи-
гательной и организующей поэзией.
‚ В связи е воспитательным значе-
нием поэзни мне хочется затронуть
один. на мой взгляд
вопрос. В’ наших школах нелостаточ-
но развита у учашихея любовь к по-
эзии. Советские педагоги лолжны
знать, что поэзия. как оружие эмо-
ционального воздействия. играет ог
ромную роль в формировании созна>
ния учащихся; Их неустанной за6о-
той лолжно быть развитие у учащих-
ся любви к советской поззии.

Тов. Сурков в своем доклале выл-
винул . требование боевой поэзии. Я
понимаю боевую поэзию как поэзию
страствую. в чеканных образах отоб-
ражающую нашу сложную. много-
транную жизнь, воспитывающую в0-
вые качества человека нашей эпохи.
призывающую к новым подвигам. ра-
зящую врагов.

С этой точки зрения наша поэзия
в целом становится все более боевой

И мы уверены что и Пастервак,
который находится в расцвете сво-
RX творческих сил, в своем дальней-
шем творчестве будет стоять на пер-
вых позициях этой боевой поэзии.

Правлением союза советских писа-
телей проделана огромная работа. по
взаимному ознакомленню братских
литератур. Вечера грузинской и ар-
мянской поэзии в Москве и Ленин-
граде, пребывание украинских и ле-
вингралских писателей в Армении,
делегации грузинских писателей в
Белоруссии— все это отдельные зве-
HEA этой большой. важной. культур-
но-политической работы.

Имена навлучших представителей
нашей советской поэзии знакомы
всем народам нашей необ’ятной стра-
ны. Без чувства волнения нельзя
прочесть описания встречи Тихонова
в дагестанском ауле с Сулейманом
Стальским. С огромной ралостью’ об-
щественность Армёнин встретила при-

сушественный

ехавшего на празднование 15-й fo-
ловщины советской Армению Павло.

Тычину. ‘’приветствовавшето армян-
скую общественность на литературном
армянском языке. Эти. встречи—зна-
мение нашей замечательной эпохи,
выражение наших неразрывных ин-
тернациональных связей. (Аплоди-
сменты).

ЗА ОРГАНИЧНУЮ ФОРМУ СТИХА

РЕЧЬ тов.

— Мы все любим наше замеча-
тельное ремесло, которым мы служим
великому социалистическому общест-

„ву. Споры наши и возникают, конеч-

Но, на почве этой любви к своему
делу. Споры наши не могут не быть

плодотворными.

Но мне кажется, что они были бы

‚еще плодотворнее, если бы мы уделя-

ли больше внимания конкретным,

‚ насущным вопросам вашей работы.
` Вопрос о форме, например, далеко не

маловажный, далеко не формальный
вопрос. Интересоваться формой, ду-
мать и мыслить о ней — ото одна
из сторон моей любви к работе. Без
этой любви к своей работе немыеля-
мы были бы ни Стаханов, ни Ма-
рия Демченко, ни вся великолепная
фаланга героев трула.

Меня упрекают в излишней при-
страстности к классическим формам
стиха. Упрекать поэтов в том, что они
пишут таким, а не другим метром,
пользуются такой, а не другой стро-

See ee ee

ЕКТУРНЫЕ ТЕМЫ

причислить левацкие предложения
конструктивистов (осужденные пар-
тией) о планировке городов, преобра-
зовании быта и т. д. _

На что рассчитывают трюкачи от

архитектуры, щедро расписызая свои
несуществующие заслуги? Ведь о ти-
пе архитектуры, созданной ими, сви-
детельствуют их унылые произведе-
ния! Достаточно взглянуть на не-
взрачную серую коробку на курьих
ножках (жилой дом Наркомфина на
Новинском бульваре в Москве), вы-
строенную по проекту М. Гинзбурга,
чтобы убедиться в бееплодности кон-
структивизма и конструктивистов.
Точно так же достаточно напомнить
имена печально знаменитых Охито-
вича, Пузиса и других, чтобы полу-
чить ясное представление о .ценно-
сти их предложений в области пла-
нировки горолов и преобразования
быта. Их бесплодные мелкобуржуаз-
ные, левацкие «теории» были парти-
ей решительно отвергнуты и разгром-
лены. :
‚ Конструктивизм бесплоден. Бес-
плодны и его представители в архи-
тектуре. В свое время Белинский пи-
сал: «Знатони говорят, что архитек-
тура во вкусе рококо — ложная ар-
хитектура; положим так, но Растрел-
пи, тем не менее, — великий худож-
ник». Мы не можем, перефразируя
Белинского, то же сказать о конструк-
тивизме, о Гинзбурге и Лнсагоре...
Впрочем и сам Гинзбург вынужден
признать, Что «эти положения (кон-
структивизма) еще не создали в ре-
альном материале подлинно великих
произведений». Против этого призна-
ния действительно спорить не при-
ходится.

Далеко не случайно конструктиви-
CTH представляют себе процесс ар-
хитектурного творчества как «хаос
сталкивающихся идей м образов, за-
попняющих все’ существа архитекто-
ра» (М. Гинзбург). Небезызвестный
архитектор Мельников представляет
себе творческий процесс следующим
образом: «В первичной стадии рабо-
ты над проектом нет какото-либо об-
щего априорного закона последова-
тельности творческих процессов.
Очень многое зависит от ннтуиция
и от того, что принято еще грубо
называть «творческой о находкой».

Надо ли об’яснять, что из «хаоса
сталкивающихся идей» и от случай-
ной «творческой находки» ничего,
кроме хаоса и унылого сумбура, и
получиться не может. Небесполезно
в связи с этим напомнить глубокие
слова 06 архитектуре французского
художника Делакруа: «в творчестве
архитектора должны обязательно с0-

MiP Bb CR OT:

фикой — это все равно, что ставить
человеку в вину очертания его носа
али цвет его волос. Это, конечно.
верно только“ при том ‘условии, если
у поэта данная форма органична,

Александр Безыменский как-то в
разговоре со мной удивился моему
мнению, что на современные темы мо-
жно писать сонеты.

Сонеты Безыменского — такое со-
четание звучало бы странно, потому
что мы знаем голос этого больнтого
мастера. У него иные напевы и свои
темпы.

Но если сонет Рыльского честно
служит нашему общему делу, делу
создания большой советской литера-
туры. почему ему не существовать

Запрещать канонические формы
стиха это значит, в конце концов,
делать каноническими какие-то иные
формы. Это логматизм наизнанку.

Громална мощь стиха Маяковского
не потому, что он написан на бумать
уступамн, лестничками, а потому, что

он звонок и крепок, как сталь, пото-

О (Киев)

му что в нем звучит голос Маяковско=
to. .

Не случайно ведь тончайший поэт
Асеев, на вопрос молодого поэта, ка-
кую ему избрать стихотворную стро-
ку, строку Маяковского или строку
Пувкина, дал мудрый совет — поль-
зоваться той формой, в которую ес-
тественно уклалывается его мысль.

Замечающееся в последние годы у
ряда русских, украинских. ла вероят-
но и у лругих национальных поэтов
культивирование метрической cTpo-
ки—явленяе, мимо которого нельзя
пройти. Прав, однако. т. Тихонов, ко-
торый на призыв Корнея Чуковского
к железной лисциплине строки сказал,
что это слишком обще, что этот во-
прос следует ставить горазло более
конкретно. что не следует все-таки
под лисциплиной стиха понимать воз-
вращение к привычным Чуковскому
формам, к которым он явно зовет

гАничная форма, форма, в кото-
рой ланный поэт лучше всего выявля-
ет себя. — вот что нам нужно.

четаться большой здравый смысп и  эклектика является синонимом хал-
высоное вдохновение». Но в том-то   туры, убожества мысли и плохой про-
и беда, что нашим трюкачам от ар-  работки заимствованных мотивов».

хитектуры чужды здравый смысл и
вдохновение...

Это явно неправильное выступле-
ние по существу прошло без ответа.

Большая доля вины за развязность  Им воспользовался лишь упоминав-
левацких трюкачей лежит на архи-  Шийся выше Лисагор, чтобы на стра“

тектурной критике, на наших искус-   НВЦах

«Архитектурной тазеты». во-

ствоведах, которые. поддерживали ни всю расписать «победы» KOHCTPYKTH-

подлерживают представление о яко-
бы прогрессивных сторонах конетрук-
тивизма. И в предс’ездовской дискус-
сни, и в журнале «Архитектура
СССР» они всячески расигаркивают-
ся перед левацкими уродами в архи-
тектуре, признавая несуществующие
заслуги конструктивизма в освоении
переловой техники строительства. 9
низком уровне этой критики свиде-
тельствует, напрнмео, такое карикз-
турное об’яснение социальных корней
конструктивизма на капиталистиче-
ском Западе: «подобно первому пе-
рнолу. итальянского ренеесанса, из-

визма.

Эклектика приводит некоторых co-
ветских архитекторов к пустому укра-
шательству, & ложной монументаль-
ности, совершенно чуждым илейно-
сти. гуманизму и глубокой простоте
пролетарского; советскоге стиля. Сто-
ронники эклектики тотовы механиче-
ски («по лучшим альбомам») компа-
новать детали самых разнообразны
стилей, нагромождать безвкусные и
ненужные «украшения». ставить без
нужды колонны и колонки и т. д.

Эклектикн уподобляются тоголев-

бегавшего показной роскоши, из 00-   ской. невесте из «Женитьбыз, меч-
язни вызвать негодование обнищав- тавшей соединить в. будущем муже

ших масс, конструктивизм прежде
всего убирает всю внешнюю. показ-

ную роскошь, которая не могла не   Ивановича ла

наилучшие с ее точки зрения «ка-
чества»: «Если бы губы Никанора
приставить к носу

везбулить возмущения обманутых, ис-   Ивана КузьмИча. да взять сколько-
калеченных, ограбленных не толь   нибуль развязности, какая у Балтазар
рабочих и крестьян, но и мелких бур-   Балтазаровича, ла, пожалуй, приба-

жуа» («Архитектура СССР» ПН.

Милютин).

Образец расшаркивающейся крити-
ки, критики с оглядкой, с пустым

вить к этому еще дородности Ивана
Павловича...

Эклектика ничего общего не име-

захваливанием, дает «Архитектурная   ®Т © действительным критическим

тазета» даже после появления пос-

вой от 23 февраля мы читаем: «Ест
и другого рода формализм в архитек-
туре — это не трюкачество, это не
игра в оригинальность, & эстетиче-

освоением культурного наследия

„ледних статей в «Правде». В перело-  прошлых эпох, с глубокой. учебой
ь  на лучших произведениях искусства

классики и новой архитектуры. Ос-
воить лучшие образцы мировой ар-
хитевтуры — совершенно не значит

ское смакование: классической архи-   блепо копировать и механически ком-

тектуры. Таков, например, проект
нового камерного театра арх. Гольца

и арх. Кожина, где вместо идейного   дений архитектуры.

пановать архнтектурные детали. от-
дельных, хотя бы и лучших произве-
Органичность,

содержания и образа советского те-   СЛИтность с эпохой, насыщенность ве-

атра выступает рафинированное. ма-
стерство».

О чем говорят эти пустые и бессо-
держательные фразы? С’каких это
пор принято противопоставлять идё
ное содержание мастерству? Чему
можёт научить архитектора подобная
«критика»?

й- ствительно

дущими переловыми илеями класса-
борца, неразрывная связь’с окру-
жающей природой — вот что обуслов-
ливало правдивость и глубокое дей-
историческое значение
произведений великих мастеров ис-
кусства.

Задача марксистско-ленинской кри-

Слабостью архитектурной критики   тики — четко поставить проблему ос-
следует об’яснить, что в предс’ездов- воения культурного наследства в ис-
ской архитектурной дискуссии была   куестве вообще и архитектуре в част-
сделана попытка утвердить право на   ности, без либерального расшаркива-
эклектику. Крупный практик архи- ння, без скидок на «имена и лица»,
тектуры, академик Шусев, выступил   Именно такая боевая, принцииналь-

с грубо-ошибочным и явно непра- ная критика
«Не надо   действительно полноценных произве-

вильным утверждением:

бояться и превращать в своего рода  . лений искусства
жупел слово. «эклектика». Не всегда   эпоха.

нужна для созлания

нашей великой

ee