ee WE

ПРОТИВ ФОРМАЛИЗМА
и „ЛЕВАИКОГО*“ УРОДСТВА

У АРХИТЕКТОРОВ

В течение трех вечеров (25, 26 и
27 февраля) в Доме архитектора шло
обсуждение основных задач советской
архитектуры, шел горячий и откро-
венный разговор о тех болезнях ap-
хитектуры, о которых столь евоевре-
менно, по единодушному мнению
выступавних, оигнализировала нална
руководящая печать,

В докладе тов. Алабяна, в   BH-
ступлениях т. Александрова, зам.
зав. кульпросвет отделом ЦК ВКТИб)
тов. Антарова, французекото apXH-
тектора Андрэ Люрса, `Заславского,
Аркина н др. были с досбтатеч-
ной четкостью вскрыты корни
формалистических тевденций в на-
шей архитектуре и ©0 всей прямотой
названы конкретные «носители зла».

Особенно часто назывались имена
тт. Мельникова и Леонидова. С упор-
ством, достойным лучшего примене-
ния, Мельников игнорирует элемен-
тарные требования логики, требова-
ния. реальной жизни, оставляет за
пределами своего зрения и зниманая
человека, интересам которого архи-
тектура, как и все формы соцнали-
стического искуества, призвана слу-
жить в первую очередь.

Формалистично, по существу, и
творчество Леонидова. Медвежью ус-
лугу оказывают этому, бесспорно, та-
лантливому художнику тт. М. Гинз-
бург, А. Веснин и, в особенности,
Руднев, пытаясь умалить его грехи,
свести все его ошибки лишь к «не-
верному решению» тех или иных ва-
дач. Можно ли уйти от того факта,
что эти «неверные решення» задач
характерны для всей десятилетней
практики Леонидова, по проектам
а никогда ничего не строит-
edi

На собрании архитекторов т. Лео-
нидов говорил о том сальном  впе-
чатлений, которое пронзвели на него
последние статьи «Правды» и «Ком-
сомольской правды» и заявил о сво-
ем желании преодолеть свойственные
ему ошибки, в частности, ошибки
схематизма. Художнику можно . по-
мочь в этом направлении только де-
ловой принципиальной критикой, а
не «либеральными» высказываниями
тт. Веснина. Гинзбурга и Руднева.

В выступлениях этих трех архи-
текторов были допущены и друтие
ошибки. Руднев, например, cropaya
ликвидировал все ‹измы» в совет-
ской архитектуре. Для него сущест-
вует только архитектура  «грамот-
ная» и «неграмотная», а все осталь-
Hoe «вроде, как жупел>», который
напрасно де пускают в ход.

Другого порядка ошибки допусти-
ли тт. Веонин и Гинзбург. Аудито-
рия с большим удовлетворением при-
няла заявление этих мастеров о не-
обходимости более активной борьбы
за стиль социалистического реализма
в архитектуре. Но некоторое недоуме-
ние всё же вызвали в их выступле-
ниях аполотетические нотки в отно-
шении конструктивизма, крупнейши-
ми представителями которого Веснин
и Гинзбург в свое время являлись.
Тов. Гинзбург даже выразил возму-
щение по поволу требований добить
последышей конструктивизма и не
без эффектной позы заявил:

— Мы гордимся нашим прошлым!

А гордиться-то и нечем. 0б этом
убедительно говорили многие орато-
ры и, в особенности, т. Антаров, и*-
ключительно ярко показавний Ha
примере Сталиногорекото стронтель-
ства ошибки тото прошлого, которым
т. Гинзбург гордитея. Достаточно от-
метить, что сейчас мы стоим перед
необходимостью сломать вю TY
уродлизую Maccy серых, унылых
зданий, которая возникла в Сталино-
торске по милости конструктивист-
«ких прожектеров. А вель Сталано-
горок не исключение.

— Нам нужна архитектура, вы-
ражающая ралостный стиль навих
дней, стиль социализма, где на пер-
вом месте забота о человеке. Такая
архитектура немыслима вне разреше-
ния проблемы синтеза искусств, вне
органической связи с эпохой, вне
многообразных требований масс,
культура которых быстро растет.

свете этого ‘положения, разви:
ваемого почти всеми выступающими,
особенно остро встает вопрос о бы-
те архитектурной среды. Можно пря-
мо сказать, что ни одна творческая
группа в нашей стране не живет
такой замкнутой, изолированной
жизнью, как архитекторы. Стоит 03-
накомиться хотя бы с практикой До-
ма архитектора, чтобы убедиться, до
какой степени ограничены представ-
ления руководителей этого учрежде-
вия о культурном облике советского
архитектора. Они забывают, что Дом
эрхитектора должен не только раз-
влекать, но и воспитывать своих по-
сетителей.

Союз советских архитекторов дол-
жен вплотную заняться этим вопро-
сом, нбо социалистическую архитек-
туру можно создавать только руками”
людей, идейно-устремленных, впиты-
вающих в себя все великое, что да-
ет наша действительность.

Столь же неотложна и задача борь-
бы за кадры. В этом отношении то-
же не все обстоит благополучно. Вы-
ступление дипломанта Архитектурно-
го Института т. Изаксона, рабсказав-
шего о постановке учебного дела в
институте, вселяет больную тревогу,
У института нет своего лица, там
процветают диллетантизм и безидей-
ность. Отсутствует методический
контроль над работой преподавате-
лей, представляющих собой своеоб-
разный «парламент мнений». Пе-
чальнее всего то, что крупнейшие
мастера архитектуры проявляют пол-
ное равнодушие к институту и не
обнаруживают ни малейнтего желания
ознакомиться © его работой.

Значительное место в прениях по
докладу т. Алабяна заняли вопро-
сы классического наследства, архи-
тектурной критики, работы проект-
ных мастерских и т. д. Характер об-
суждения свидетельствует о том, что
статьи «Правды». и «Комсомольской
правды» явятея громадным  стиму-
ACM к перестройке всей работы cow-
за советоких архитекторов, толкнут
его в «торону более активной борь-
бы со всеми извращениями партий-
ной линии в архитектуре, заставят
тлубже и конкретнее решать стоя-
щие перед архитектурной  общест-
венностью залачн.

Я. ЭЙДЕЛЬМАН.

У КИНОРАБОТНИКОВ

Обеспечение советской кинемато-
графии доброкачественными сцена-
риями,—вокруг этого ведутся жаркие
споры, в этом видит корень вопроса
большинство выступавигих.

Два вечера продолжалась дискус-
сия ‹за правливое, реалистическое
искусство», и списох ораторов далеко
не исчерпан; дискуссия булет про-
должена в ближайшие дни. ‘Во
вступительном слове тов. Б. 8. Шу-
мяцкий заявляет, что формализма,
как платформы, как течения, в на-
шей кинематографии не существует,
HO в творчестве отдельных Ma-
стеров сохранились еще остатки не-
изжитых враждебных идеологий и
было бы неправильно преуменьшать
их значение. Проиллюстрировав это
положение на примере фильма «Про-
метей», музыкальното сопровождения
к «Подрутам», написанного ПТостако-
зичем, и работе молодого режиссера
Коростина над гоголевским «Ревизо-
ром», тов. Шумяцкий подчеркивает,
что не меньшей опасностью являет-
ся сейчас натурализм, подменяющий
правду о действительности внешним
правдоподобием.

Тов. Степанов говорит о равнении
отдельных мастеров че на массового
зрителя, а на узкий круг избран-
ных. Тов. Левидов, подчеркивая, что
борьбу се формализмом следует pac-
пространить на все области кинора-
боты, сопоставляет формализм и ва-
турализм. Если ряд талантливых ма-
стеров излечилея от болезни форма-
лизма, то нет примеров, чтобы при-
верженцы натурализма изменили
свои позиции. Тов. Федоров-Давыдов
товорит о духе народности, создав-
шем убопех «Чалаева» и столь необхо-
димом нашей кинематографии. Тов.
Шнейдеров отмечает неудовлетвори-
тельную систему руководства, в ре-
зультате которой режиссер  предо-
ставлен самому себе почти весь с’е-
мочный периол. Выступавшие указы:
вают, что отсутствие подлинного твор-
ческого горения и отсутствие боль-
ших идей плодит формализм, вся-
ческую заумь так же, как натурализм.

Свою продолжительную. выслушан-
ную с напряженным вниманием речь,
тов. Довженко начинает утверждени-
ем. что искусство страны соцнализ-

ЕТ ТЕЩИ

ПОЭТЫ АЗЕРБАЙДЖАН

ма должно стать подлинным свето-
чем человечества. На материале жи-
вописи, архитектуры и других обла-
стей рисует он трудности, стоящие
перед советским искусством. В кине-
матографии эти трудности усутубля-
лись боязнью самокритики, некоей
взаимной неискренностью. В резуль-
тате такие неудачи, как «Прометей» и
ряд последних работ Межрабномфиль-
ма. Но если такое количество неудач
наблюдается тепер», что же будет,
когда программа вырастет до 800
фильмов в год? Сравнив плохой сце-
нарий с неудачным чертежом моста.
тов. Довженко утверждает, что опре-
делять судьбы кинематографии будет
сценарист.

Тов. Леонидов, от имени Кино-
бюро ССП, развивает то же самое по-
ложение. Отсутствие сценариев будет
лимнтировать наше производство до
тех пор, пока фабрика будет расемат-
ривать писателя, как поставщика
сырья для режиссера, а не как са-
мостоятельную творческую единнцу.
Некритическое перенесение амери-
канских метолов, механическое раз-
деление процесса писания сценария
на отдельные этапы, расценивается
писателями резко отрицательно.

Неблагодзрную задачу утверждать
обратное, —что в кинематографии все
благополучно и виноваты только пи-
сатели,—взял на себя М. Ромм, «Где.
вы видели хороший сценарий, кото-
рый не был бы поставлен?»—спра-
шивает он.

Тт. В. Шкловокий и Ржешевский
принимают вызов и отвечают многи-
ми убедительными примерами. Есть
хорошие сценарии. годами не попа-
давшие на производство. есть еще
много ненормального в отношениях
между фабрикой и нисателем.

В Шкловский с большой го-
речью говорит также о формализме,
как системе видения мира, о TOM,
что нынешние  формалистические
ошибки ряда’ киномастеров были
подготовлены в свое время его рабо-
тами и работами его товарищей.

В прениях участвовали тт. Пу-
довкин,  Шнейлер, Оттен. Munn,
Крюков, Юткевич, Крепе и Барнет.

ДМИТРИЕВ.

`В MOCKBE

(ВЕЧЕР В ДСП 26 ФЕВРАЛЯ)

Свыше двух часов звучали в зале
переводы газелл Фузули. Хатаи, Ва-
тифа, стнхи талантливого поэта орде-
ноноспа Вургуна. Сулеймана Рустама,
Расула Рза, а слушать хотелось еще.
И. лумается нам, многие в этот вечер
посетовали на то, что им не знаком
музыкальный тюркский язык, что не
дано им познать в орагинале эту сол-
нечную поэзию. Посетовали, ибо пе-
реводы Н. Асеева, Вл. Луговского,
С. Кирсанова, В. Державина. А. Ада-
лис и друтих, при всех больптих до-
стоинствах. лишь в малой степени
(в этом признался, открывая вечер,
сам Н. Асеев) воспроизводили на рус-
ском языке поэтическое богатство и
великолепие азербайджанской лите-
ратуры. ^

Московские поэты устроили roc-
тям теплую дружественную встречу.
Делегацию азербайджанских поэтов
приветствовал Н. Асеев. Поэт Лаху-
ти прочел свое стихотворение, по-
священное Азербайлжану.

Нужно отметить продуманность
программы вечера.  ортанизованного

союзом советских писателей, ДСН a
Гослитиздатом. Вечер дзл представ-
ление о всей тюркской поэзии, 0
тлавнейптих е* проявлениях в- прош-
лом и настоящем. Этому немало сно-
собствовало солержательное вступи-
тельное слово тов. Кязим Алекберли
и краткие комментарии. которыми
сопровождалось чтение переводов по-
этов-классиков. Таким образом ауди-
тория не только услышала исклю-
чительный по своей силе язык Фу-
зули, Алискера, Ведади. Закира. ной
ознакомилась с ндейным содержани-
ем их творчества, © той социальной
обстановкой, в которой они создава-
ли свои вещи.

Больнюй интерес проявила аудито-

рия к современной советской поэзии.

Азербайджана. Долго не смолкали
аплодисменты, когда читались произ-
ведения присутствующих в зале Гус-
сейна Джавида, Мюпфика, Саида
Ордубады. Мамед Рагима, Расула Раза,
Сулеймана Рустама, Рафили.

В. ТОНИН

24 февраля в центральном выста вочном зале «Всенохудожника» от-

крылась выставка художника В.
ставлены работы художника

И. Шухаева. На выставке пред-
за 16 лет (1920—1935 гг.).

НА СНИМКЕ — В. Шухаев — «Амаш Жолаев». 1935 г,

МОЛОДЫЕ КОМПОЗИТОРЫ — С ЕЗДУ КОМСОМОЛА

Молодые композиторы посвятили
ряд произведений десятому с’езду
комсомола. Драматическую симфонию
в четырех частях для большого ор-
кестра, хора и солистов — «Ветер
с Украины» написал М. Душекий.
В симфонии использованы тексты
Ильи Сельвииского и Павло Тычины.

В. Юровский закончил большое
снмфоническое произведение «Карна-

ДИАФИЛЬМЫ

10 тысяч кадров детских диафиль-
мов выпустит в текущем году мос-
ксвская фабрика  диапозитивных
фильмов Союзтехфильма.

На-днях на фабрике состоялось
распиренное совещание ло темаличе-
скому плану детских диафильмов.
В совещании участвовали писатели,
художники и педагоги-донекольники.

Выступавшие в прениях детекие

Ношго eB.

% Крымтосиздат в ближайшее вре-
мя выпустит роман Н. Островского
«Как закалялась сталь» на крымеко-
татарском языке. Перевод ромама при-
надлежит молодым крымским писате-
лям Амди Алиму и Рахим Тынче-
рову.

‚к Книгу воэвестного франнузского
писателя Моруа «Байрон» издает Гос-
литиздат.

* «Байрон» принадлежит к излюб-
ленному Моруа жанру романтизиро-
ванной биотрафии. Моруа последова-
тельно излагает все этапы жизненно-
то и творческого пути великого анг-
лийского поэта, от рождения до дня
смерти. Перед читателем проходят
детство, юность Байрона,
учения и первое путешествие в Вв-
ропу.

Последняя часть ‘книги посвящена
второму и последнему путешествию
Байрона, ею жизни в Италии и его
участию в борьбе за национальное
освобождение Греции.

Книта построена на богатом факти-
ческом материале. Моруа тщательно
изучил обширную переписку Байрона
и многочисленные печатные и руко-
писные материалы о жизни и творче-

стве поэта.

Яропевский, Лучко, Кривошеин,
Бесценный, Спивак, Лавнорович, Ко-

робицын, Ламанов, Аниканов.... Каж-
дое имя — в траурной рамке, под
каждым — несколько выведенных

тушвю строк. Памятка о подвиге по-
тибшего бойца,

На стэндах противоположной сте-
ны опять имена. Носов, Иванов, Яфя-
ев, Корик, Зарубин, Гуторов, Шам-
сутдинов, Панченко... Фамилии погра-
ничников, награжденных высшимн
натралами Союза — орленами Лени-
на, Красной Звезды, боевом Крас-
ного знамени. И здесь под кажлой
фамилией скупые строки боевых био-
графий. За этими строками — до-
подлинный героизм, чудеса выдерж-
ки и самообладания, примеры. безза-
ветной храбрости и преланности делу
охраны священных границ социали-
стической родины.

Так открывается выставка картин
и рисунков бойцов погранохраны
НКВД, развернутая в помещений
Третьяковской галлереи в Москве.

Выставка невелика. В четырех за-
лах елва ли размещено более трех-
сот экспонатов, включая шаржи, ри-
сунки, фотодокументы. И все же

этих четырех зал оказывается доста-

точно, чтобы перенести зрителя на
рубежи великой страны, десятками
тысяч километров границы отделяю-
щие новый мир от его беспокойных
соселей. :

Болота, леса, горы, воды пригра-
ничной полосы — свидетели невилан-
ных примеров геронзма и преданно-
сти долту.

Эти же чувства властвуют над
кистью, палитрой хуложников-бой-
ILOB.

Глаз пограничника должен быть 30-
рок — нужно уметь обнаружить вра-
та. Этот глаз. оказывается, отлично
служит и художнику.

Потраничник, беря в руки кисть,
часто не знает, что такое рисунок,
композиция, перёпектива. Но он твер-
до знает, что для каждого бойца по-
гранотряла граница — священна. Не-
прикосновенность ее боец охраняет
оружием, которым владеет в совер-
шенстве, и все силы своего ума, изо-
бретательности, выдержки налтравля-
ет на то, чтобы с честью выполнить
свою почетную задачу.

Возьмем любое, даже более слабое
нз показанных на выставке полотен.

Уполном. Главлита Б—13109.

‚ Типография газеты «За индустриализацию», Москва, Цветной бульвар, 30,

годы его

Ж

вал». Тема — московский карнавал
летом 1935 года в ЦИКиО им. Горь-
кого. Б. Мокроусов нанписая для боль-
тисго оркестра с хором одноактную
антифашистскую симфонию на тек-
сты Абросимова.

Ф. Сабо посвящает комсомольцам
—= стахановцам Сталинградского тра-
кторного завода симфонию «Сказание
о героях».

B 1936 ГОДУ

писатели Б. Житков, О. Перовская,
0. Гурьян, Н. Саконекая отметили,
что в настоящее время диафильмы

являются новой формой искусства,

которая требует глубокой и внимя-
тельной работы писателей. До сих
пор диафильмы делались по детским
книгам. Соверитенно необходимо, что-
бы лля диафильмов писались епеци-
альные сценарии.

граннат

кает в переводе Г. Санжеева и сти-
хотворной обработке И. Новикова
собрник произведений — бурятского
эпоса.

В вступительной статье Г. Д. Сан-
жеев подробно характеризует народ-
ное творчество бурят. Автор отмеча-
ет богатую поэтическую культуру на-
рода. Рифма и ритм ‘присущи не толь-
ко большим произвелениям бурятеко-
го эноса, но и поговоркам, ‘загадкам,
Известно, что некотла у монтолов при-
HATO было приказы, передаваемые
устно через гонца, составлять в сти-
хах, чтобы не забывались,

* Издательство Академии архитек-
туры приступает к изданию на рус-
ском языке одиннадцатитомного клас-
сического труда немецких искусство-
велов Г. Геймюллера и К. Штегмана—
«Архитектура Возрожления в Тос-
кане». В русском издании будет це-
ликом переведен богатый докумен-
тальными данными текст и воспро-
изведен ценнейший иллюстративный
малериал немецкого издания. Текст
будет дополнен вступительной стать-
ей, а также комментариями, состав-
ленными по данным новейших иссле-
дований в области архитектур
итальянского Возрождения.

. В первом подутодии 1936 г. выйдет
первый том.

Si ee se
Пусть это будет «Борьба с белобан-
дитами» или «Пулеметчики у реки»,
«На границе Таджикистана» нли «На
тактических занятиях», «За домино»
или «Тревога на заставе». Оставив
на долю педантов-профессионалов за-
мечания 0 «плохо написанных ру-
ках», «отсутствии возлушной перспек-
ТИВЫ>, «наивном пользовании цветом»
и т. д., мы увидим удивительное на
первый взгляд явление. Созланные
художниками-самоучками, художни-
ками-бойцами образы с такой же си-
лой входят в наше сознание, как
произведения народного эпоса входят
в сознание поэта. Образы эти вызы-

вают великое к себе уважение и не-
полдельную любовь. -

Откуда эта мощная сила произве-
дений. авторам которых привычнее
сжимать в руках ложе винтовки, чем
кисть или каранлаш?

Секрет — в великом уважении к
своему герою-бойну, герою-товарищу,
5 самому себе, которое проникает
творчество художников-бойцов. Croe-
го героя художник наделяет всеми
своими боевыми знаниями и опытом,
пониманием обстановки, ненавистью
к врагу, беззаветной преданностью
родине.

Этот герой не вращает белками, не
окутывает перед смертью свое лицо
лирической дымкой воспоминаний о
щелротах отнятой мололости. Он зна-

‚ет. что бой требует мобилизации всех

ресурсов сознания, он полон боевой
творческой мысли, рассчитывает каж-
дое свое движение. Он лействует по
уставу и в этом следовании воин-
скому уставу в тысячу раз больше
истинной героики жизни н поэзии,
чем в растрепанном живописном «re-
ройстве>, излюбленном нашими бата-
листами, усердно выплачивающими
дань традициям буржуазной батали-
етики.

Великий ‹ закон художественной
правлы, властвующий над стихией
самодеятельного искусства,  уходя-
щего своими корнями к памятникам
фольклора, прилает произведениям
хупожников-самоучек качества, . кото-
рых лишены многие работы профес-
сионалов. На этой выставке, где две
трети помещения занято работами
пограничников ‚а олна треть — про-
извелениями искушенных в своей об-
ласти художников, это качественное
различие особенно резко бросается в
глаза.

зе),

ЕЕ

Б

азета

REP МА

№ 13 (576).

SAT

ae

ЗЕЕ

От наших корреспондентов
От наших Kopper™

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО СОВЕТСНОЙ
ГРУЗИИ

ТИФЛИС. (Наш корр.). Союз co-
ветских художников Грузии органи-
зовал к 15-летию советизации Гру-
зни две больших выставки.

Первая из них посвящена жизни и
деятельности товарища Сталина В
Закавказье.

На выставке представлено до 40
болыних полотен, эскизов и скульп-
турных работ. Среди них: «Беседа
тов. Сталина с крестьянами в Нхал-
тубо» (работа М. Тондзе), «Арест тов.
Сталина в 1902 roxy» (Canazse),
«Тов. Сталин на маевке в 1902 году?
(Майсашвили), «Дискуссня в Чиату-
ре» (Надарейнвили),; «Тов. Сталин
со своими соратниками» и «Разтон
демонстрации в 1902 году» (Вепхвад-
«BHINKH зашевелились» (Сила-
мон-Эристов), «Тов. Сталин на Рион-
тэсе» (Ир. Тоидзе), «Тов. Сталин в
семинарские голы» (Д. Какабалае),
бюст тов. Сталина (1905 год, народ-
ный скульптор Я. Николадзе) и пр.

Вторая выставка показывает раз-
витие изобразнтельното искусства со-
ветской Грузии за 15 лет. На ней
представлено свытие 200 экспонатов
живописи. скульптуры и графики.

ПИСЬМО ВДОВЫ ЛЕВИНЭ

‚ ЛЕНИНГРАД. (Наш, корр,). М. Л.
Слонимский, автор «Повести о Леви-
нэ>. получил письмо из Лондона от
т. Р. Левин (вдовы Евгения Леви-

нэ).
«Мне хочется поблагодарить вас, —
пишет Роза Левинэ, — что вы де-

сятки тысяч людей, сотни тысяч поз-
накомили с Левин» и научили его
любить».

По книге «Новесть о Левина» Меж-
рабпочмфильм ставит большой эвуко-
вой фильм. Р. Левина в своем пись-
ме высказывает большой ‘интерес к
Фильму.

К ПУШКИНСКОЙ
ГОДОВЩИНЕ

ЛЕНИНГРАД: (Наш. корр.). Всего
один год отделяет нас от столетия
гибели Пушкина. В 99-ю годовщину
смерти поэта редакция районной га-
зеты «Пушкинский колхозник», вы-
ходящая в «Пушкинских Горах», вы-
пустила специальный номер, посвя-
щенный Пушкину. В номере поме-
щены статьи крупнейших советских
пушкиноведов. ‘ о

В с. Михайловском началась реор-
танизация музея Пушкинского запо-
велника, В музее будет сосредоточе-
HO воспроизвеление всех материалов,
относящихся 5’. пребыванию `Пушки-
на в с. Михайловском. :

«СОВЕТСКАЯ ГРУЗИЯ В.
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ»

ТИФЛИС. (Наш корр.). В ознамено-
вание 15-летия советизакни Грузии
выпускается большой  литературно-
художественный сборник «Советская
Грузия. в художественной литерату-
ре».

В сборнике, помимо произведений
грузинских писателей, будут  поме-
щены очерки. стихи и рассказы круп-
нейших писателей братских респуб-
лик 06 успехах  социалистического
строительства Грузии.

В лни празднования 15-летия Гру-
зии Радиокомитет Грузии организовал
вечер выстунлений писалелей у ми-
крофова.

`ПУШНИНСНАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ НА ЗАВОДЕ
«СЕРП И МОЛОТ»

ХАРЬКОВ (наш корр.). На харь-
ковском заводе «Серн и молот» про-
водится «‹пушкинская конференция».
к которой деятельно готовится вся
заводская общественность.

Насколько велик интерес к пред-
стоящей конференции. видно хотя. бы
из того, что 400 экземпляров произ-
велений Пушкина. имеющихся в ва-

x

В то время как художнику-бойцу
нехватает мастерства, живописной
техники, чтобы всеми средствами, ко-
торыми располагает искусство живо-
ниен, создать на полотне волнующий
ero образ,  художннк-професенонал,
как правило, не владеет художествен-
ным образом изображаемого им ге-
роя. Батальные полотна часто в боль-
шей степени напоминают потасовки
н ссоры натурнтиков, чем действни-
тельные сражения на рубежах созет-
ской страны. Образы остаются нерас-
крытыми, полотна не волнуют, не
запоминаются. Рядом © образцами
технически слабого самодеятельного
искусства художников-бойцов карти-
ны Соловьева, Львова, Сокохова-
Скаля, Модорова, Владимирова, Ве-
селовского кажутся блелными. .

Замечательно и изображение при-
роды в работах пограничников. От-
ношения с природой у пограничника-
художника несколько специфичны.
Прирола — ero рабочее место. Зна-
ние окружающей местности защит-
нику траницы не менее важно, чем
умение владеть оружием. Каждое де-
peso, куст, лощина могут решить
исход схватки с врагом, сулят жизнь
или смерть бойцу, участвуют в охра-
не страны.

Отсюда — пристрастие к пеланти-
чески расписанным стволам, листьям,
пветам, отсюда и выбор цвета лист-
вы, травы, екрывающей бойца от пу-
ли врата,

Самый слабый раздел выставки —
портреты вождей. Нехватка техники
здесь не компенсируется богатством
личного опыта и изучения натуры,
и это приводит в больнтинстве слу-
чаев к слабому копированию извест-
ных портретов. Не имея художествен-
ной точки опоры, самоучка становит-
ся робким полражателем.

Прекрасная выставка художествен-
ной самодеятельности пограничников
не только праздник культуры осво-
божленных народов. стоящих на стра-
же священных траниц первой в мире
страны социализма, но и серьезное
предупреждение и урок всем нашим
художникам. Над этим уроком стоит
крепко призадуматься, и в первую
очередь тем из них, творческая и об-
щественная активность которых вла-
стно влечет их к ответственнейшим
темам обороны Советского союза.

И. АНАРЕЕВ.

водской библиотеке, постоянно нахо-

дятся на руках. :
В цеховых красных уголках заво

да прочитано уже свыше 10 докладов
о творчестве великого поэта, Завод-
ская библиотека организует выставку
пронзведений поэта и критической
литературы о нем.

«ПОЭЗИЯ АРМЕНИИ»

ЭРИВАНЬ. (Наш ‘ Корр.). Подго-
товка антологии «Поэзия ApMe-
нии» в основном закончена. Вый-
дет она в издании «Академия?. В
книгу войдет 6500 строк из старого
(Брюсовского) издания «Поэзия Арме-
нии» (1916 г.) и свыше 9000 строк
новых переводов, выполненных Руб“
скими советскими поэтами Москвы И
Ленинграда. В антологии значительно

расширены отделы ащутской и народ-
ной поэзии,

Из издания 1916 гола взяты все
лучшие переволы Валерия Брюсова,
Александра Блока, Бальмонта. В.
Иванова, Ю. Балтрушайтиса и др.

Новые переводы выполнены Б.
Пастернаком, Н. Тихоновым, М. Свет-
ловым. П. Антокольским, В. Лугов-
ским, Н. Асеввым. А. Безыменским,
Jl. Бедным, С. Шервинским. М. Ло-
зинеким, А. Адалис, С. Спасеким, В.
Рождественским, М. Кузьминым,
Полонской, С. Кирсановым. В, Сая-
новым. С. Городецким, А. Гатовым и
Ap.

Антология иллюстрируется рисун-
ками и заставками народного худож-
никя Армении А. Коджаяна.

`ОЙРОТСКИЙ ЭПОС И
ЛИРИКА

НОВОСИБИРСК (наш корр.). By
гатство ойротекого эпоса и успех пе
вой KHHTH ойротского эпоса «Kory.
тэй» (издание («АсаЧепиа». под pe
дажцией В. Зазубрйва)  привлена
внимание западносибнреких писать
лей и издателей к народому твор
ству Алтая. В настоящее время 3
тАнчивается печатанием литератур»
художественный сборник «Молодой
Алтай», составлевный бригахй op
бнрских писателей. В сборнике знь
чительное место зэвимает устное нь
родное творчество ойротов—доревошь
ционное (легенды «Когутэй» и «Бам.
парак») и современное. В последие

разделе—новые ойротские народные *

песни о комсомоле, о коллективизь
нии, о красных партизанах, о Лень
не и Сталине, о Красной армии. Пе
ни эти можно услышаль теперь в.а
бом ойротском аиле,

К РЕЧИ
т. АЛИ НАЗИМА

Конец третьего абзаца снизу в рез
т. Али Назима — «За народную 1.
эзню («Л. Г.> № 12, 24 февр. 1936 1)
вадо читаль: :

Такие дореволюционные поэты как
Джавад в Азербайджане, Чулпан в
Узбекистане и друг. являлись нося.
телями этого декаданса и в 69
с этим декадансом выросла и расти
наша советская поэзия. Такие позы
как Сулейман Рустам, Расул Раа вы.
росли в процессе этой борьбы.

ИЗВЕЩЕНИЕ

4 марта, в 6 часов вечера. в зри-
тельном зале Правления Союза совет-
ских писателей СССР (ул. Воровеко-
то, 52) созывается собрание москов-

ЕЕ

Ответственный редактор

SSE ee ОНР ТАЗ АСЕ

Л. М. СУБОЦКИЙ.

ских писателей.

На повестке дня доклад т. Став»
ского: О борьбе с формализмом в свя.
зн со статьями в «Правде».

ИЗДАТЕЛЬ: Журнально-газетн оз об’единение.

РЕДАНЦИЯ: Москва, Сретенка,
и 4-34-50.

тел. 69-61

Последний пер., д. 25,

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Москва, Страстн ой бульвар, 14, тел. 4-68-18 и 5-51-63,

Подписная цена на

72 №№ в юд—21

6 мес.—10

«Литературную газету»
руб. 60 кон.
руб. 30 коп.

3 мес.— 5 руб. 40 коп.

ЧИТАИТЕ №6
журнала газеты

ато

В НОМЕРЕ:

Некто в еапогах — отрывок пз
мана Нельсона Алгрена,
Автияпонское движение китайског
студенчества,
Германская мололежь маритврует.
Организованные приключения,
Работа ` Америванской научной ас-
социации и др. материалы.
Иена номера —75 коп.
Требуйте в киосках Союзпечати.
ЖУРГАВОБ’ЕДИНЕНИЕ.

po

Государственное издательство
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»л

ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ

на днях рассылается подписчикам  “, 1
ипоступает в продажу 2%

„ЛИТЕРАТУРНОГО КРИТИКА

за 1938 г.
ежемесячный журнал литературной-
теории, критики и истории литера-

туры -
В номере:
Е Усневич — Традиция писателя и
литературный герой. М. Розенталь —
О марксистетвующих критиках и ©0-
циальном анализе. ‘
Бальзак и Стендаль о реализме,
Оъоре Бальзак — Анри Бейль (ле
Стендаль). Письмо Аяри Бейля (де
Стендаль) к О. де Бальзаку. Георг
Лукач — Бальзак — критик Стенда-
ля, Е
А. Селиваногский — «Малый ифоль-
пой миры» Вениамина Каверина.
Я. Бронитейн — Янка Купала. М fe.
ребрянский — Поиски темы о романе
Ивана ИГухова. Мих. Левидов —
Судьба одного романа (Марвич
Дорога мертвых). В. Перцов—Конец
игры (0 книге Як. Рыкачева «Слож-
ный ход»). Н. Эйшискина—Примити-
визм и простота,

_Трибуна. Ник. Асеев — Велемир.
Фольклор. 10, Соколов—Александр

Прокофьев и вародная песня.
Обзоры и библиография.

. Потапов — Поэзия ‘советской
Якутни;, В. Кеменов Iifexcusp B
об’ятнях «социолога». Е. Усиевич -—
«Любовь к. жизни». Сергея Будан-
цева. И, Сергиевский — Вымысел и
жизнь. А, Теплов — Молодое поко-
ление,

Подписная цена: на 12 мес. — 24
руб. на 6 мес —12 руб., на 3 мес. —

руб,
Цена отдельного номера—? руб.
Подписка принимается (с 4
апреля) всеми отделеннями, магази-
нами, киосками, уполномоченными
к всюду по rk a также
дственно в главной конторе
КОГИЗ’а, Москва, Маросейка Т.

ул.
ул,

ул, Арбат, 52,

МАНТО, ЖАКЕТЬ

ШАПКИ
ВОРОТНИК!

и
БОЛЬШОЙ ВЫБОР

ани ам»

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ НОНТОРА
СОЮЗМЕХТО РГА

В СВОИХ МАГАЗИНАХ в г. МОСКВЕ

ул. Кирова, 7 — показательный магазин тел. 51-91
ВБ. Дмитровка, 20, магазин № +, тел. 5-33-87

ул. Герцена, 15, магазин № 2. ;

Арбат, 29, магазин № 3, тел. Г-1-02-48,

Покровка, 6, магазин № 4, тел. 3-21-74,

магазин № 5,

ул. Сретенка. 32. магазин № 6, тел. 4-72-87,

И В ПАЛАТКАХ НА ВСЕХ РЫНКАХ MOCKBBL

Имеет в продаше:
ИЗ БЕЛКИ,
КОШКА НАТУРАЛЬНАЯ, ПЕСЧАНИК и др.

ДЕТСКИЕ МЕХОВЫЕ ПАЛЬТО,
ПИДЖАКИ МЕХОВЫЕ, ПОЛУШУБКИ

гоголя выхухоль, п/котик, КАРАКУЛЬ,
ФИНКИ, БАДЕЙКИ. УШАНКИ.

БОБРА, ВЫХУХОЛЬ, П/КоТИК, КАРАКУЛЬ
КРОЛИК П/КОТИК, БЕЛОК и др.

куницы, СОБОЛЯ, КРОТА
БИБРЕТ и др. eee

ШБУРОК МЕХ, КАРАКУЛЬ, БЕЛОК, ЦИГЕЙ
КА, МЕРЛУШКА ШИРАЗСКАЯ. ПЫЖ в AD

ЛИСИЦЫ ЧЕРНОБУРЫЕ, ВЫДРА, ПЕСЦЫ.
ый

Государственное издательство
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»

ВЬЙШЕЛ из ПЕЧАТИ,
„.и раскылается подписчиком

ВТОРОЙ (ФЕВРАЛЬСКИЙ) ПОМЕР МУРНАЯА

‚ КРАСНАЯ НОВЬ

СОДЕРЖАНИЕ:

Мих. Светлов — Глубокая провив
ция (пьеса).

inp. брали — Тихий Бровкин
{повееть, окончание),

Из грузинских поэтов.
Н. Антокольекого):

Тяциан Табидзе — Родина,

Николо. Мицишвнли — Памятник
Камо,

Симон Чикованв — По следам Ва
ка Инавелы.

Карло Каладзе — Дарьял.

А. Митрофанов — Первая любовь.
Станя читает книгу (рассказ).

(Переводы

ин. Дементьев   — Незаконченная по-

эма.

Дм, Петровский — Крымские стихи,

Ник. Попов — Петровы (повесть).

В. Правдухин — Чик уходят в море
{роман).

Н. Корнев — По Европе: Фашист.
ская Италия (путевые  впечатле
ния).

С. Третьяков — Будемте
‚ (Впечатления поездкв
еловакии).

В. Колбановский — Панацея (О не
` которых ложных  тендевциях в
медицияе).

Н. А. Добролюбов (1836—1861),

*Б. Горев — Добролюбов — револю:
цнонный демократ и утопический
социалист.

Р. Мессер Классовая борьба в
критике 60-х. годов,

Я. 3. Черняк — Н А. Добролюбов
и С. М. Оловутинокий (эпизод из
истории литер. движения 60-х г .).

С. Штрайх — Судьба литературного
наследетва Добролюбова.

Корнелий Зелинский — Поэзия в
педагогика,

А. Старцев — Записные
Марка Твэна.

И. Лукор — Молодость,
счастье.

Литературный дневник,

Мариэтта ИПТагинян — Вексель К
оплате,

знакомы!
по exo

КНИЖЕИ

как не

7 Свисток!

С. Швецов. Атбатская лирика, -
А, Арго. Бурлакизм в литературе,
Павел Харибда Горестные 34“

‚ меты. — Мих. Пустынин, На Ефре-
мина.

Подписная цена: на 12 мес.—24 руб»

Ha 6 mec.—12 руб., на 3 мес.—6 руб,

Отдельный номер-2 руб,
Нодписка принимается © 4

(апрель) всеми отделениями, матазя-

КОГИЗ’а, всюду на почте и в Глав

ной Конторе КОГИЗ’а (Москва, №3

росейка, 7).

КРОТА; KPOJIHK [/KOTHR,

ge