ee Le ВА.

* поэты сконцентрировали все

литерат

Ур ная

ВЕЕТ

газет

а мм 67)

‘
Е =

СИЛА ИНЕРЦИИ

(В порядке обсуждения)

. Наши критики пишут 0 поэзии
елишком мало. Вопросы, которые онн
время от времени подымзют, очень
часто не являются вопросами нерво-
степенной важности. Возникают дис-
вуснк, уволянине в сторону от наибо-
лее значительных тем. Обна-
руживается та снла инерции, кото--
рая слишком суживает горизонты.

Эта ннерция обнаружилась в выс-
хазываниях ряда критиков на стра-
нннах «Литературного Ленинграда» и
на ленинградской поэтнческой  дис-
хуссин. Эта инерция заставила этих
критиков вращаться около так назы-
ваемой «любовной тематики». Многим
стало казаться, что последние два го-
да ваши поэты только и пишут о
любви. И. Гринберг, например, ут-
верждал, что «из всею разнообразия
переживаний ин чувств современников

свое
знимание на одной теме любви».

Верно ли это утверждение?
Во всяком случае, оно
преувеличено. -

Н. Коварский правильно указывал
на то, что в активе поэтов, пишущих
сейчас стихи ва любовные темы,
есть нелые книги стихов, затрагиваю-
щих более широкую тематику. Ho
это верно не только по отношению к
прошлой работе этих поэтов. Если
бы ЕритиЕн взялн не отдельную не-
большую группу поэтов, а учитыва-
ли бы весь поэтический фронт, они
увидели бы, что дело обстоит иначе.

Вспомним, что нашими поэтами
опубликовано только в 1935 году.
Кроме «Кахетинских стихов» Тихо-

ROB’, MH имеем поэму Корнилова
«Моя Африка», вышла отдельной
книгой «Дангара» Луговского, «Зо-
лушка» Кирсанова, новые интересные
стихи в «Известиях» опубликовал
Пастернак. В «Звезде» был опублн-
хован отрывок из трагедии Саянова
«Брест», он же опубликовал новые
стихи из «Золотой Олекмы». Нельзя
обойти молчанием новые стихи Анто-
Ap Reset, Голодного, Спасского. Кро-
И4е того, поэты расширяют  евой
жанровый диапазон. Виктор Гусев
написал ньесу в стихах «Слава», Свет-
лов каписал пьесу «Глубокая провин-
ция». где стихи занимают видное ме-
сто. Работа молодежи в этом году
тоже не ограничивалась любовной те-
мой.

Надо еще учесть, что не все из на-
пнсанного в 1935 голу опубликовано:

например, «Европейские стихи» Ти-
хонова, которые несомненно являются
крупнейшим событием в нашей по-
азии за послелние . годы. Конечно,
большие и ответственные темы на-
Шей современности еше He нашли
достойного отображения в произведе-
ниях намих поэтов. Но из перечис-
ленных примеров уже ясно, что лю-
бовная тема в работе нангих поэтов
за последний, год была только эпи-

слишком

зодом. \
A ym есля мы об этом эпизоде за-
товорили, — будем говорить по су-

ществу. Нам надлежало бы догово-
риться © том, что мы понимаем под
лирическим, определить об’ем лири-
ческого. Вопрос этот не так уж нов.
Еше в 1844 году Н. В. Гоголь в од-
ном из писем к Языкову писал:
«Стыдно тратить лирическую си-
лу в вндё холостых выстрелов На
возлух, тогла как она дана тебе на
т9, чтобы взрывать камни, ворочать
} УТесы, Оглянись кругом, все теперь
“ предметы дая лирического поэта;
всяк человек требует лирического
воззвания к нему, куда ни пово-
ротишься, видишь, что нужно или
попрекнуть, или освежить  кого-
нибуль. Попрекни же прежде все-
то сильным лирическим упреком
умных, но унывших людей, воззо-
ви в виле сильного лирического
воззвания к прекрасному, но дрем-
лющему человеку. Опозорь в гнев-
ном дифирамбе новейшего лихо-
импа и ето проклятую роскошь.
Возвеличь в торжественном гимне
незаметного труженика полей. Уб-
лажи гимном того исполина, ко-
торый вдруг пробуждается от по-
зарного сна, становится вдруг дру-
тим, и, плюнувши в виду всех на
свои гнуснейшие пороки,  стано-
вится первым  ратником добрз.
Многа, очень много предметов для
лирического поэта». ~ .
Изучить разнообразные  прояв-
ления лирического в творчестве ¢o-
ветских поэтов — задача критики.

Мне кажется, что Асёёв не’ зря’ на.
звал одну из евоих поэм” «Лирическое
отступление». Он же ввел в обиход
новое жанровое понятие «лирический
фельетон». Привлечение более широ-
кого материала расширило бы кру-
гозор лнрики, дало бы более верную
ориентацию в этом вопросе н поэтам
и читателям.

Следует товорить не только о раз-
личных лирических жанрах, нужно
товорить ин о новых качествах нашей
лирикн вообще и любовной лирикн
в частности, о другой ее тонально-
“сти но сравмению, например, с сну-
волистической и акменстической лн-
рикой, о другом ее словарйом строе,
с другом содержанин, 0б ее оптимн-
стичности. В стихах советского поэта
вы едва ли обнаружите настроение,
подобное блоковской обреченности:

Так вонзай же, мой ангел у

вчерашний,

в сердце острый французский

каблук.

Нужно раскрыть новые советские
черты в самых разнообразных жан-
рах советской поэзии — от трагедии
н ноэмы до небольших лирических
стихотворений и частушки. Нужно
показать, в чем сказывается ата с9-
ветсность в произвеленнях, написан-
ных не только на остро политическую
тему ‚но и на другие разнообразные
темы.

В чем, например, особенность ва-
мечательных стихов ПрокофБева, зак-
лючающих в себе юмор, почему име-
ют право на существование эти бес-
спорно советские стихи?

Недаром же их так любит моло-
дежь. Они отвечают тем радостным
настроениям, которымн живет совет-
ский человек наших дней.

Особенно удивляться тому, что
критика не разобрала этих стихов
Нрокофьева, не прихолится. Ведь она
до сих пор не указала, в чем зак-
фючаются положительные вли отри-
цательные стороны его фольклорных
стихов. И не странно ли, чю 06-
стоятельный разбор этих стихов сде-
лан не нашими критиками, а ученым
фольклористом профессором Соколо-
BEIM?

Нам нужно говорить о том, что ли-
ричность, эмоциональность ‘бывает
разного рола. Одно дело — голая, от-
крытая, часто поверхностная, легко
доходящая до читателя эмоциональ-
ность Есенина, другое дело — бло-
ковекая глубокая эмоция.

И есть совсем особая мужествен-
ная- эмоция, которзя „присутствует,
запример, в стихах Тихонова.

Надо сказать, что в силу все той
же инерции, с одной стороны, и в
силу блаженного неведения и «лове-
фия по наслыпеке», с прутой, эмоцио-
нальность, лиричность Тихонова не
популярна. О нем гораздо более го-
ворят как о поэте сухом, неэмоцио-
нальном, риторическом, о‘том, что его
стихи не трогают читателя.

Эта эмоциональность труднее уз-
нается, чем эмоция Есенина, в силу
своей большей — содержательности,
большей внутренней сложности, HO
она присутствует почти без исключе-
ния во всех стихах Тихонова.

Нужно говорить об этой мужествен-
ной лиричности Тихонова, которая
идет через все его книги стихов, че-
рез поэмы «Допога», «Выра», через
туркменские стихи к «Кахетинским»,

9 той мужественней лиричности. ко--

торая получила свое развернутое,
убедительное и энергичное заверше-
ние в «Европейских стихахх.

Но бывают и другие случаи про-
явления инерции в нашей критике.
Бывает так, что раз навсегда уста-
новившаяся положительная  репута-
пия остается незыблемой, имя поэта
попадает в «ходовые обоймы» без
веяких оговорок, несмотря на нали-
чие отрицательных показателей в его
работе.

Бывает и так, что критика судит
0 поэте «задним числом», несмотря
на то, что в активе поэта есть уже
новые вещи. Так произошло с Д. Ал-
таузеном. Группе поэтов пришлось
выступить со специальным письмом,
обращающим внимание критики HA
ето новую поэму. Так происходит с
Уткиным. Ему все еще пред’являют
«старый счет», никак не касаясь его
новых стихов.

Бывает так, что долгая, своеобраз-
ная плодотворная работа поэта про-
ходит стороной. Например только в

F

:

у

:

ee
_
E
>
.
Е
ь

С 42 февраля в Музее изобразительных искусств открыта выставка одного из крупнейших советских
художников Сергея Герасимова. Мы воспроизводим в этом номере ряд произведений художника. С. Гера- .
симов «В. И. Ленин на И Всероссийском с’езде советов беседует с крестьянами».

самое последнее время начинают го-
ворить об Антокольском так, как о
нем следовало говорить давно.

Я не ‘могу не процитировать еще
нескольких мыслей Гоголя, прямо от-
носящихся к нашей критике:

«Поэтов «разбирали весьма мно-

гословно, но высказывали больше
самих себя, нежели разбираемых
поэтов, н достигнули только того,
что сбили и спутали понятия пуб-
ликн о нантих поэтах так, что в
глазах ее личность каждого поэта
теперь двоится, и никто не может
представить себе определенно, что
такое из них всяк в существе сво-
ем».

Запомним же, что мы обсуждаем
вопросы поэзии не только для не-
скольких сотен литературных работ-
ников, — мы обсуждаем их для то-
го количественно огромного и каче-
ственно растущего читателя, того чи-
тателя, для которого мы пишем.

Мы должны говорить о поэзии так,
как говорят на своих производствен-
ных совещаниях заботники нашей
страны, — говорить профессиональ-
HO, TO есть по существу, товорить
так, чтобы мы стали лучше пони-
мать свое дело, лучше писать, что-
бы мы могли сказать:

«Душа прямится, крепнет воля
И наша собственная доля
Определяется ясней!»

МАРИЯ КОМИССАРОВА.

БОЙ ПЕРЕД ПОД ЕМОМ

А.

Уже давно фронт советского искус-
<тва не жил столь интенсивной
ЖЕЗНЬЮ, как сейчас. Слова тов. Ста-
ина о Маяковском; беседа тов. Ста-
тина с композитором. Дзержинским,
автором оперы «Тихий Дон»; прави-
тельственное постановление о пуш-
кинском юбилее; письмо А. М. Горь-
БОГО 0 положении в поэзии, чаетич-
во опубликованное в выступлениях
А. Щербакова и А. Суркова на мин-
ском пленуме правления союза co-
ветскнх писателей; серия выстунле-
ний «Правды» по вопросам искус-
<тва; материалы минского ‘пленума
союза советских писателей; постанов-
чение Совнаркома ОССР и ЦК ВКИб)
® МХТ П; постановление о создании
театра народного творчества; горячие
дискуссии, прошедитие, в частности,
3 среде музыкантов и архитекторов,
— таков перечень важнейших из до-
кументов и событий последних меся-
ев, которые приобретают первосте-
пенное значение для  правильнбго
понимания перспектив развития со-
ветской литературы, театра, музыки
— всего. социалистического искусства.

Несмотря на то, что принципналь-
ный смысл этих документов и собы-
THE ясен, в сознании некоторых ра-
ботников искусства господствует не-

зая растерянность: что же, собствен:
#0, произошло?

И ноября 1935 т. на первом все-
<оюзном совещании рабочих и ра-
ботниц — стахановцев тов. Стапин
товорил: «Разве не ясно, что стаха-
овцы являются новаторами в нашей
промышленности, что стахановское
движение представляет будущность
зашей индустрии, что оно содержит
B tebe зерно булушето культурно-
технического под’ема рабочего класса,
что оно открывает нам тот путь, на
котором только и межно. лобиться тех
высших показателей производитель-
ности труда, которые необходимы
для перехода от социализма к ком-
мунизму и уничтожения противопо-
ложности между трудом умственным
и трудом физическим?». А на преды-
лущем заседании совещания  стаха-
новцев Серго Орджоникидзе говорил
{имея в виду утверждение академика
Павлова — отца русских металлур-
тов, что предельным коэфициентом
использования домеиных печей яв-
алется цифра 1,05): «Академик Пав-

СЕЛИВАНОВСК

лов и его ученики преподают ‘во всех
наших учебных заведениях и O6y-
чают наших будущих инженеров, ко-
торые должны будут руководить ра-
ботой доменных печей. Академик
Павлов очень авторитетный среди ме-
таллургов. А вот пока он нас учил,
Макеевская домна, как вам здесь
докладывал т. Пушкин, дает коэфи-
циент 0,587. Вот вам учебник акаде-
мика и практика не академика, & сы-
на Октябрьской революции — тов.
Пушкина». ct -

Одни и те же процессы, происхо-
ляпвне в нашей стране, одна и та же
динамика осуществления второй пя-
тилетки порождают и стахановское
движение, и последние. события B
области искусства. Стахановское дви-
жение выражает громадный полити-
ческий, технический, культурный
рост страны, в которой заверитгается
работа но созданию бесклассового со-
цналистического общества. Это дви-
жение, бывшее в августе 1935 года
движением одиночек, а теперь ста-
новящееся всенародным движением,
пред’являет всему фронту искусств
высокие требования. В свете нова-
торсного длвиження стахановцев от-
четливо видно, насколько неудовлет-
ворительно обстоят лела в области
искусства. Нужно научиться работать
по-новому, смело и тапантливо. Вот
какие выволы слеловали из факт»
стахановского лвижения применитель-
но к искусству.

Вса последующее является резли-
занией на практике этого вывода. И
если порою дискусссия принимает
особенно резкие формы, если HCKYC-
ство нужлается в подталкивании 50
стороны печати, то’ ато происходит
потому, что внутри самого искусства
самокритика не была развернута,
что слишком сильна злесь была ат-
мосфера нестерпимо приторного
бпагодушия, взаимного  показного
(только показного!) уважения, само-
довольства. Прекрасные  прелсмерт-
ные слова И. П. Павлова, обращен-
ные к мололым ученым, ‘звучат ка
упрек, непосредственно адресованный
многим нашим литераторам, худож-
никам, артистам: «Помните, что на-
ука требует от человека всей его
жизни. Если бы у вас было две жиз-
ни, то и их бы не хватило вам.
Болышого напряження и великой

HU

страсти требует наука от человека.
Будьте страстны в вашей работе и в
ваших исканиях! О том же пишет
и Андрэ Жид в предисловии к сво-
ему последнему роману «Новая пи-
ща», обращаясь к молодежи СССР:
«Каждая новая победа в науке, как
и в литературе, тотчас же сопровож-
дается некоторым спадом, человек на-
чинает номышлять 0б отдыхе и 06
уюте. Отупенька нескончаемой лест-
ницы, по которой он подымается, ка-
жется ему тогда плоскогорьем, где
он может расположиться в лени и
блаженстве. Я кричу вам из глуби-
ны Запада: не слабейте духом, юные
силы советской земли! Помните: к
рам обращены. наши глаза, вы дол-
жны остаться нашим — мерилом
Будьте бдительны даже после побе-
ды. Не останавливайтесь на достиг-

- нутом».

Мариэта Шагинян в своем печаль-
но-известном заявлении, которое ею
же было нризнано грубой политиче-
ской ошибкой, утверждала, что рабо-
та советского писателя не пользует-
ся общественным зниманием. Какой
Р3дор! Беда в другом: в том, что ©0-
ветские писатели избалованы и из-
нежены избытном внимания и дове-
рия к ним, далеко не всегда оправ-
диваемым на деле. Вовсе не избыт-
ком творческой страсти, о. которой
писал И. П. Навлов, и не избытком
творческой неудовлетворенности, ¢
которой писал Андрэ Жид. страдает
наша литературная среда, а избыт-
ком лени, чванства и самоловоль-
ства. Вот почему приходится сейчас
говорить о «школе равнодушных» в
литературе и о «лятгушачьей поэзии».

Конечно, сказанное не относится ко
всей литературной среле. Но значи-
тельную ее часть настроения обыва-
тельской лени и чванства, HPCOMHSE-
но, охватили. Как не любят некото-
рые писатели прямой критики, как
они боятся правды о себе, на какие
жреёческие вершины хотят ови»х ук-
рыться от правлы! В номере нервом
«Нового мира» за 1936 гол напеча-
тана статья Федора Глалкова «Из
дневника писателя». Фелор Глалков
очень неловелен критикой. ла и всей
советской литературной средой. Гла-
ву, посвященную критике, он закан-
чивает «страховым» абзацем: «Заслут
нашей советской критики а вовсе не

О РАБОТЕ ПИСАТЕЛЯ В КИНО

ЛЕНИНГРАД. {Наш корр.). На со-
вещании киноработников,  состояв-
шемся на-днях во Всесоюзном коми-
тете по делам искусств, было подчерк-
нуто, что «все планы развития нашей
кинематографии разобьются 06 от-
сутствие сценариев, если к работе
над ними не будут широко привлече-
ны писатели, которых надо окружить
в кино максимальным вниманием».

Не все работники кино, однако, по-
нимают эту очевидную истину. Де-
кларируя свое внимание к творческой
работе писателей в кинематографии,
эти работники на деле обнаруживают
полное неуменье или нежелание ра-
ботать с писательскими кадрами. Та-
кой разрыв между словом и делом
ярко продемонстрировала дирекция
ленинградской кинофабрики Белтос-
кино в работе с писателем М. Коза-
ковым. Речь идет о фильме к двал-
цатнлетию Октября.

М. Козаков работает над’ сцена-
рием фильма из жизни питерского
большевистокого  полполья конца
1916 гола, Учитывая политическую
значимость темы и сложность работы
над киносценарием, М. Козаков 06у-
словил договором обязательство с6
стороны кинофабрики назначить ре-
жиссера фильма, как только будет
налеисано либретто.

В обусловленный договором срок,
в ноябре прошлого года, М. Козаков
представил уже не 10-страничное ли-

хочу умалить: ее заслуги серьезны.
На фронте критики идет большая co-
зидательная борьба». Что же зсози-
дает эта «борьба»? Послушаем Глад-
кова: «У нас пока еще захлестывает
критиков вкусовщина, трафарет,
эклектика, пустая,  безответственная
фразеолотия и беспринципность. Я не
говорю O6 отдельных исключениях».
Ну, отдельные исключения тут ясны.
Это — плеяда критиков «Нового ми-
раз во’главе с П. Рожковым, кото-
рый, кстати, не так давно, вразрез
с элементарной критической добросо-
вестностью и элементарными требо-
ваниями логики. покрывал действи-
тельные недостатки повести Гладко-
ва «Трагедия Любаши». 06 этом пи-
сала «Правда». А остальные критики,
т. е все критики, кроме отдельных
исключений? Гладков создает такую
их градацию: пошлые  пустозвоны;
игривые щелкоперы, мрачные юмо-
PHCTH, любящие «всеобщую смазь»,
намеренные лРУны. Других опреде-
лений у него не находится. Какова
же обстановка в литературе? «Вместо
созлания творческой атмосферы (и
творческой среды, вместо  воспита-
ния писателя и возбуждения в нем
творческого под‘ема на каждом ша-
гу — расправа направо и налево,
оглушение, зубоскальство, опороче-
ние, склока, сплетня, клевета». «Каж-
дый день писатель ждет скандала,
нападения из-за угла.. Этого состоя-
ния нравов в нашей литературной
среде никто отрицать He может».
Как мы видим. Мариэтта Шагинян
не одинока.

Волна общественной самокритики,
поднятая «Правлой», прежле всего
ликвидирует «бешню © окнами цвет-
ными», которую стремились постро-
ить носители индивидуализма, жре-
чества, самодовольства в области. ис-.
кусства. Не трогай меня, не смей ме-
ня критиковать, не суйся с сукон-
ным рылом в художественный ряд,
мы сгыч — свой выеший суд, ка-
Ene TaM рабочие собрания и партий-
ные активы, отстаньте от меня...
Разве этих настроений не было и
нет в среде работников искусства!
Разве не они порожлают среди не-
которых артистов презрительное от-
ношение к нютложным и важней-
ших культурным потребностям стра-
ны?

КБ Москве за последние месяцы но-
мещеняя нескольких театров пере-
ланы для кино или для других, су-
ществовавших уже или вновь возни-
кающих театров. Не всегда театры,
закрываемые по тем или иным при-

бретто (как требовал договор), а co-
кращенную редакцию сценария на 59
страницах.

Но неожиданно выяснилось, что у
фабрики ‹режиссер еще не намечен
ни вообще неизвестно, кто из режис-
серов будет работать на фабрике
Белтоскино. Режиссера не оказалось
и в декабре.

В конце января руководство фаб-
рики сообщило М. Козакову, что его
сценарий утвержден культпросветот-
делом ЦК Кб)Б, и фабрике пред-
ложено обязательно ставить фильм по
этому сненарию:

Через три недели после новых на-
поминаний к М. Козакову приехал
pemuccep Н.: Я. Береснев. И тут, на
квартире писателя, выяснилось, что
режиссер... даже не знает, зачем он
приехал! Н. Я. Береснев очень удн-
вился, узнав от М. Козакова, что
речь идет о постановке фильма, ибо...
он уже занят постановкой двух филь-
мов и браться за’третий, конечно,
не_в силах.

Ленинградекие авторские организа-
ции, считая поведение руководства
фабрики Белтоскино антиобществен-
ным и нарушающим элементарные
авторские права писателя, ` передают
дело в суд. Этим делом, счнтаем мы.
должен заинтересоваться и Комитет
по делам искусств.

; Б. РЕСТ.

чинам, относятся к числу посредст-
ъенных или, тем более, худших. В
перечне их мы встречаем, например,
имя театра ского. Изменение
культурной географии нашей страны
и рост новых культурных центров
во всю широту ставят вопрос о раз-
витии в этих центрах и театральной,
и литературной культуры. Естест-
венно, что без помощи Москвы, кото-
рая в изобилии сосредоточила в себе
лучшие художественные силы, тут не
обойтись. А. М. Горький об этом уже
товорил. А между тем сама по себе
перспектива от’езла в «провинцию»
тювергла в неенисуемый трепет He
одного артиста. ‘

Члены  Центр®льного Комитета
\ВКЛ(б), руководители партии и на-
рода, шесть председателей Союзного
ЦИК работают в так называемой
«провинций», а иной советский ар-
тист считает для себя унижением рз-
ботать «в каком-нибудь Киеве» или
«каком-нибуль Свердловске»! Хоро-
ший молодой тезтр под руководст-
вом Завадского понял культурно-по-
литическое значение своей поездки в
Ростов и понял, как много даст эта
поездка самому коллективу арти-
стов. Такое понимание укрепляет все-
общее внимание к этому театру. Мо-
сквичи будут видеть его спектакли
ежетолно в Москве, на гастролях
Квалифицированные театралы будут
«здить в Ростов на премьеры. Пред-
стоящий от’езд театра Завалского в
Ростов — лишь начало реальной по-
мощи новым культурным центрам.
А обитатель «башни’ с окнами цвет-
ными» бьет себя в грудь и вопит:
меня? в эту провинцию? как грибо-
едовскую Софью — в деревню, к
тетке, в глушь, в Саратов? Спраши-
вается: в мире каких представлений,
в какой культурно-политической сре-
де жили такие артисты?

Основной смысл событий, происхо-
дящих сейчас в области искусства,
заключается в том, что страна пред’-
являет сейчас к искусству несрав-
ненно более высокие требования, чем
раньше. Но чтобы двинуться дальше,
к высотам большого искусства ©0-
циализма, нужно ссвободиться от
-BeeX пут, которые еще связывают
движение не одного советского ху-
дожника. На наших глазах  проис-
ходит окончательный крах многих
иллюзий. Одной из таких иллюзий,
свойственной многим, было представ-
ление о том, что формализм талант-
лив, творчески продуктивен и, хотя
бы кое в чем, пригоден и полезен.

г

Оналиные

Сорок пять лет назад молодой че-
ловек, почти юноша, ‘написал такое
трехстишие:

«.Пью, как студеную воду,
Горную бурю, свободу,
Вечность, летящую тут».
Опубликовал он эти стихи через
46 лет с пометкой «никогда не были
Е печати».
Фамилия поэта — Бунин.
Иван Алексеевич Бунин.

Сорок пять лет назад Иван Бунин
«пил, как студеную воду». горные бу-
ри и ©вободу. Мололым людям евой-
ственно увлечение бурями, и нема-
ло пылких юношей смолоду упива-
лнсь «студеной водой» свободы, а В
старости служили в генеральских чи-
нах. То обстоятельство, что лауреат
нобелевской премии, бывший акаде-
мек Иван Бунин в юности ‘воспевал
промчавигийся «пгумно, моледо, дым-
ным ливнем ураган», естественно. Ec-
тественно и то, что он в преклонном
возрасте в эмнтрации проклинает вся-
кие ураганы, бури и свободы.

После того как обыватели (которым
сужлено распрёделять проценты. с ка-
питала Нобеля) присудили премию по
литературе Ивану Бунину, Европа
проявила ‘некое любопытство к твор-
честву Бунина. Один солидный аме-
риканский ежемесячник перевел и
напечатал «Солнечный удар» — не-
большой рассказ Бунина. Некоторо®
время от Бунина ожидали расцвета
творчества: нпомилуйте, лауреат пре-
мии Нобеля — обеспеченный человек,
теперь только писать, ла писать. Но
панихидная семейная хроника
«Жизнь Арсеньева» была написана до
величайшего события в жизни Бу-
нина, и так как излатели все же жда-
ли и нужно было использовать вы-
годную ситуацию, Иван Бунин выпу-
стил довольно толстую книгу под
названием «Окаянные дни».

‹Непотребный словесный  чертопо-
лох, букет клеветы, который тщатель-
яо выращивал Бунин 8 то время, ко-
гда сидел на юге (ожидая возможно-
сти удрать за границу), вновь расцвел
Ha страницах «Окаянных дней», Чи?
татель узнает из этой книги подроб-
ность из биографии Бунина: историю
0 том, как Бунин. разочаровавшись
в силе православного бога, молилёя
о сокрушении большевиков ‘в синаго-
те. Но Иегова оказался не сильнее
святой троицы.

Затем Бунин напомнил о себе свое-
му читалелю теми самыми юношески-
ми стихотворениями, в которых есть
ураганы и бури и платонические вэло-
хи о свободе.

Осенью прошлого года, опять-таки
используя вытодную для себя кон’-
юнктуру, Бунин дважды выступал
на литературных вечерах. Пишущий
эти строки имел случай услышать
старый, написанный, до революции,
рассказ «Станислав Казимирович».

Ничем новым лауреат нобелевской
премии не пораловал человечество.
Источник творчества, видимо, иссяк,
если оказалось нужным переяздать
старые бунинские фельетоны из бело-
твардейских газет, если надо печа-
тать юношеские стиики почти полу-
вековой лавности. Но не теряйте на-
дежды: сотрудник белой газеты, бе-

menesnn

седовавший с Буннным, успоканвае®
свсих читателей: «Бунин неутомимо
работает». Напрасно восхищенные
чароды зовут Бунина в Лондон, в
Берлин и даже в Африку читать лек-
ЦИИ.

_. «He знаю, приму ли я все этя

ритлашения, — говорит Бунин, —=
вероятнее всего, зиму провелу в Пач

риже, а на лето уеду к себе в Грасс.

Чем жарче, тем лучше’ работзется;

Сейчас, правду сказать, писать
трудно...

Вот, думаете вы, сейчас он. возьмет
да и скажет напрямик, почему ему
трудно писать, почему нало нробав“
латься ничтожным старьем; Но’ не
тут-то быль.

- <. тревожат разные события. Оли-
ком их много, событий... Вот, сей-
час в «Канлил» велется анкета. Пн-
сателей спрангивают: «Как отража-
ется война в Абиссинии на вашем
творчестве? ». aE
Тут вы жлете от лауреата тлубоких

мыслей, проникновенных и сильных
речью. Напрасно.

«Плохо, конечно, отражается, —
прололжает Бунин, — пойлешь в
кинематограф, увидишь сначала
итальянские танки, а потом эти 69-
соногие люди бегут... Что им лроти-
ками в танки запускать? Крыши со-
ломенные. от бомб они сейчас. же
загораются... Нет, очень меня все
это’ расстраивает. Тернеть ‘не могу
несвободы».

Поразительная тонкость нюансов.

В юности Бунин любил «горную
бурю, свободу», в старости «терпеть
не может несвоболы».

Трудно сообразить, какие же в 06-
щем, перемены: в мировоззрении Bye
нина произошли за сорок шесть лет,

Но читайте лальше: .

Пауза. Бункн неожиданно заклю-

» Sager: 3

«А впрочем, я не вмениваюсь
Бог с ними!
После олимпийского брюзжания и

обывательских. пошлостей — прямое
старческое расслабление мозга и при-
том мания величия.

Что же вы извлекаете из содержач
тельной беседы белого журналиста &
белым академиком? Единственная,
жнвая мысль принадлежит не Буни-
ну, а Чехову;

«Сижу в Ялте, — ‘рассказывает
как-то Чехов, — вышла новая кни*
та. Ну, радуюсь... Потом спустя не
которое время, еду в Москву и ду=
маю: «Вот в Курске щей поем».
Выхожу. и первое, что вижу, —
RHATY свою в киоске... Тут затон
кит... Бог с ними со щами! И убеч
гу».

Этот эпизод во-время вспомнил Бу
EER.

Щей на вокзале за границей не
поешь и бунинских «Окаянных дней»
не увидишь. Разве что увилишь их B
витрине эмигрантской книжной лаз
вочки в Париже. Но реакция на «Ока-
янные дни» у настоящего читателя
будет точно такая же, как у Чехова.
У Чехова такая реакция была из
чувства скромности. У честного жа
читателя — по друтой причине.

Так текут за рубежом окаянные
денечки непристойной бунинской стз»
рости.

Комсомол Черниговщины готовится к Х с’езду ВЛКСМ

Колхозный клуб села Белорус пе-
реполнен. 20 дней готовились кол-
хозники к сегодняшнему обсуждению
«Цусимы». С колоссальным внимани»
ем слушают собравшиеся рассказ
участника цусимского боя — колхоз-
ника Порфирия Сом.

Роман «Фата Моргана» написан Ко-
цюбинским по архивным материалам
крестьянского бунта в 1905 году в се-
ле Выхвостово, Тупичевекого рай-
она. На вечере, посвященном твоер-
честву Коцюбинского, 76-летний ста-
рик-стахановец Сафон Ильич Ку-
жильный, 90-летний дедушка Алек-
сей Васильевич Глущенко — персо-
нажи повести Коцюбинского — pac-
сказали молодежи о восстании, участ-
никами которого они были.

Интересный вечер провела комео-
мольская организация села Ладыв,
Прилукского района. Здесь когда-то
был женский монастырь. теперь —

Советская литература хорошо помнит
ожесточенные бои с формализмом, ко-
торые происходили в последние г-
ды. Но за последнее время неприми-
римость к формализму у некоторых
товарищей притупнлась. Эти товари-
щи, отвергая формализм в теорни и
художественной практике как еис-
тему, все-таки признавали многое из
его положений, т. е. на деле шли к
примирению с ним. А примирение ©
Фформализмиом ведет к капитуляции
перед формализмом. На всесоюзном
с‘езде советских писателей Н, И. Бу-
харин говорил: «Анализ формальных
моментов искусства, глубокое изуче-
ние всех вопросов структуры поэти-
ческой речи есть обязательная часть
более широкого круга работ. И здесь
есть кое-чему поучиться даже у Ффор-
мапистов, которые этими проблемами
занимались...» ‚Нет, у: формалистов
учиться нечему! — BOT одна из.
уже становящихся  неоспоримыми
истин. В теории, в поэтике форма-
лизм надо с боем вытеснить ‘из по-
следней облюбованной им террит»
рин проблем формы, где он ничего
He об’ясцил, никому не помотал, но
мозги мнёгих основательно засорил.
Наступление на всяческое эпигон-
‚ство но все враждебное основным
принципам социалистического искус-
ства идет под лозунгом борьбы за та-
лантливое искусство, т. е. за искус-
ство умное, страстное, вдохновенное
На минском пленуме Иосиф Уткин
отрицал правомерность постановки
вопроса об искусстве талантливом и
искусстве посредственном. Конечно,
в остове дифференциации советского
искусства лежат социальные причи-
ны. Но в том-то и особенность совре-
менного этапа развития советского
искусства, что` талантливое становит-
ся здесь равнозначным  подличнно-
соцналистическому. Налиим  летям-
школьникам мы говорим, что -отмет-
ка «посредственно» — ‘это ‹ почтй
«плохо». Как же иначе можем мы
подходить к явлениям искусства?
Посредственное искусство — это по-
чти плохое искусство. Оно даже ху-
же, чем плохое, когда его вылают за
хорошва, я .
В нашей среде находятся прелста-
вители и алвокаты искусства «сред-
него», в частности — того натурали-
стичесного эпиганства, которое орта-
нически соединяет в себе вялость со-
держания © уботостью формы и ко-
торое часто попадает на страницы
наших изданий, в залы  художест-
венных выставок, на театральные
сцены. Пока речь идет о формализме,

трудовая коммуна им. Балицкого. П@
местным материалам писал cBOe
«Утро» Иван Мыкитенко. Обсужде-
нию этого произведения и был, во*
священ литературный вечер.

В колхозах и школах проходят ля
тературные вечера. Ортанизуются чит®
ки в клубах и на домах у лучших
людей колхозного села, создаются но-
вые литературные кружки, комсо-
мольцы собирают фольклор, приводят
в порядок старые библиотеки, орга»
низуют новые,

Так комсомольцы Черниговщины
готовятся к с’езлу комсомола.

Областная комсомольская  тазета
«Молодой коммунар» систематически
печатает на своих страницах ренцен-
зии на лучшие книги, выпускает ли-
тературные страняцы. Черниговский
обком комсомола выпускает из
ранного комсомольнами фольклора
альманах народного творчества.

ПЕ РЕ РЕКИ ЗОО eg

эти адвокаты пропускают мимо ушей
то, что уже сказано о натурализме. и
посредственности. С легкой душой
готовы они начисто отдать формализ=
му девять десятых советского искуе-
ства. Формалисты Кукрыниксы! Dop-
малист Бабель! Формалист Николай
Тихонов! Так кричат они, или шШеп-
чут на ухо, в кулуарах искусства. А
редакция газеты «Советское искусст+
30» долумалась до того. что ‘назвала
формалистической режиссеревую
трактовку пьесы Островского «Волки
я овцы» в Малом театре. Почему?
Потому, что режиссер превратил г8-
ронню ньгсы из помещицы в мона»
хиню, следуя данным о работе Ост
ровокого над пьесой, Я не сторонник.
такой режиссерской трактовки, во
можно лишь удивиться ‘той  безгра-
ничной сумятице, которая возникла В
сознании прежней редакщин «Совет-
ского искусства». Впрочем, такая су-
мятица часто получается у тех, кто,
полобно «Советскому искусству», ло
последнего времени выступал в ро-
ли ‹ формалистских пропагандистов.
Пройдет очень немного времени, =
вдребезги разрупгится иллюзия сто-
ронников «серого» искусства.

Мы находимся перед началом осле-
пительного взлета социалистического
искусства. Оно будет чуждо книж-
кости, индивилуалистическому начет“
ничеству, заумному жречеству. Оно
обратится к вершинам мировой клас-
сики — и к народному искусству, Е
фольклору — He для того, чтобы’ ко-
пировать его, но для того, чтобы о60-
татиться им. Знаменательна  бесела
Сталина с композитором Дзержин-
скнм. автором оперы, опнрающейся.
на’ музыкально-песекный фольклор,
Знаменательно решение ‘о созлании`
театра народного творчества (к пред-
стоящей работе ‘руководителя этого
театра, Н. Охлопкова советская 06-
щественность пред’явит очень высокие
требования). Знаменательно награж-
ление орденом народного поэта Да»
rectana — Сулеймана Стальского, с&7
мого яркого представителя поэтичеб».
кого фольклора, Советское нскусство
поднимается на свои вершины, перё-
кликаясь с художественными   тения-
ми пронелото, оближая работу квали-
фицерованных мастеров < массовым
народным творчеством и ‘равнолуш-
но минуя эпитонов палающей куль-
туры. буржуазии. В свете этих боль-
ших залач какими маленькнии №
смешными представляются нам траф--
матические волнения некоторых РГ»
ботников советского искусства —
бы чего не вы.