ПАРТИЯ ВЕДЕТ О

ИЗ РЕЧИ ТОВ. ВС, ВИШНЕВСКОГО

Процессы, которые идут’ вокрут,
@ac, крайне сложны. Нужно исследо-
вать, как они отражаются в сфере
идеологии, искусства, найти и 06’
яенить диспропорции. Критике на-
щейстут достаточно работы. .

Формалисты... Я извлекаю из своей
шамяти людей, которых я встречал
В тоды гражданской войны,

Я вспоминаю, как в Питере около
Нас вертелись представители литера»
турных кружков и разных художе-
отвенных предприятий. Они что-т
читали, писали, выступали, предла-
гали услуги. Их произведения были
странноваты, вычурны. bs

В 1918 т. в Москве вое’ гремело,
В памяти главные события. Но я на-
чинаю вспоминать и людей. которые
делали искусство, ‘онЯ именовали ©е-
бя ортанизацией.  «Центродинамос»,
«Уновис» («Установители нового ис-
кусства»), «Обмоху», «Всадник», «Бес-
предметники» и пр. и пр.

‚ Й весь этот кадр заполнял целый

помещений щелей, подвалов,
студий. Иногда они приходили к нам

Е требовали от нас чего-то; денег,
транспорта, пищи... Эти люди были
представителями искусства. Они счи-
тали, что они — интеллект страны.
Они красили к 1 мая кусты в ли-
ловый цвет, были бодры, подвижны,
пепили что-то из гипса, сооружали
фебристые коробки...

Я вспоминаю представителей этих
организаций потому, что они для
меня воплощают формалистический
мир, навыки, настроения и т. д. Это
были люди, которые не участвова-
ли тогда в борьбе. Это были люди,
которые избегали ее, выжидали, Не-
которые из них постепенно ассими+
лировались.

Как к ним в целом относилась пар-
тия, советская влаеть? Их наблюдали
внимательно, иногда © иронией. Ле-
шин говорил, что у нас тратится
очень много сил и средств на все
этн эксперименты, во. отоваривал,
что искусство может быть расточи-
тельным. (См. Кл. Цеткин — беседы
© Лениным).

‚ Наряду о этим в ту пору рожда-
ось искусство друтото порядка. Ис-
кусство, которое выносила вверх пар-
тия, выносил народ.

Я не забуду одного питерского ми-
тинга в Зимнем Дворце. Отромный
вал, холод, выходит большой дети-
на — Владимир Маяковский и гово-
рит. Зычно, хе. молодо. Это был
Ham товарищ. Мы его принимали,

Не забуду до троба тромовых, пол-
ных кипучей крови и силы творе-
ний Демьяна Бедного. Они приходили
EK нам в тяжелейшие дни и были
ценны, как артиллерия.

Я напомню о некоторых вещах, ко-
торые сейчас многими забыты.

Осенние дни 1918 года. Критиче-
ские дни. Выстрелы по енину.
Фронты. «Правда» на своих ‘страни-
maxX печатает протест против Toro,
что нар. комиссариат просвещения
покупает формалистическую  живо-
пись, которая не нужна народу, для
музеев. Даже под выстрелами не те-
ряли внимания к событиям, которые
происходили в среде искусств. Вот
эта заметка «Правды» от 29 ноября
1918 г. Ей скоро будет 20 лет, она —
один из замечательных этапов нашей
борьбы. Теперь, может быть, ряд
товарищей поймет мое отношение к
статьям «Правды»,

Еще целый ряд деталей остался
в. памяти. Красная армия имела во
время гражданской войны 1950 теат-
pos. В них приходили работать. лю-
ди из искусства.

.Это была художественная демокра-
тия.. Во фронтовом поезде работал
Эйзенштейн. В политотделах на Ук-
panne работали И. Рабинович, А.
Тышлер, Шлепянов. Это наши това-
PHIM, и о них мы помним, Е ним
мы относимся ясно и просто, а буде
они ошибаются, товорим с ними дру-
ески.

17 художественных выставок бы-
30 в самые толодные годы в Москве
ив Питере. До 3000 картин было вы-
ставлено на об’единенной выставке
Москвы и Питера. И куинджисты, и
Малевич, и передвижники, и Тат-
MEH... — богатый материал. А в нед-

SS Se УБЕ ПЕД НЕЕТИСЕГ Е ae

рах страны выростали сотни новых:
талантов. :

Партия из тода в тод наблюдала
за этим процессом, за борьбой. Она
не вмешивалась трубо, она направ-
ляла, она давала возможность этим
людям экспериментировать и нахо-
дить дорогу.

Вспомните большие дискуссии, ко-
торые велись вокруг Пролеткульта,
как его выводили на иорогу, как
Ленин сам сидел над разработкой
материалов к с’езду Пролеткульта,

Так, этап за этапом, на всех исто-
рических узловых моментах партия
направляла движение нашего искус-
ства, указывала, как WITH, ¢ Kem 6o-
роться, какими методами, _

Вспоминается и период нэпа. Воз-
родились старые вружковые тради-
ции. Вместе с тем в эти же самые
тоды еще выше поднялось новое
большое советское искусство,

Искусство, сделав огромный рывок,
замедлило свое поступательное дви-
жение. А строительная жизнь вновь
ринулась вперед. У многих нехвати-
ло сил утнаться за ней. Целый ряд
людей сейчаю на тлазах выпадает из
литературы. Среди нас очень много
живых покойников. Не справились
люди с потребностями времени. Сто-
HT и осыпаются... Зрелище тяже-
moe.

Ни первая пятилетка. ни вторая
пятилетка не дали пока новой лите-
ратурной волны, которая бы пере-
жрыла первую волну, вынесенную из
Октября. тдельные значительные
произведения в литературе, кино и
др. есть, но их явно мало,

Крупные советы и указания пар-
тия Дала искусству в 1932 г. и залем
в 1934 г. во время. с’езда советских
писателей. Искусство не дало большо-
то ответа. Были заметны рецидивы
«независимства», голых эксперимен-
тов и т, н. Сейчас партия делает но-
вые указания. Они теснейшним обра-
зом связаны со всем поступательным
движением страны и с вопросами на-
лвигающейся на нас войны. Наше
искусство должно служить народно-
му наступлению и быть вместе с тем
очень мощным средством борьбы.

Партия сейчас всему фронту muca-
телей, художников, всем нам тово-
рит: проверьте себя, проверьте, как
вы работали, что вы сделали, чем от-
ветили на две пятилетки, будете ли
вн в полной мере мобильны и год-
ны на случай грандиозных столкно-
вений, понимаете ли вы, что на нас
надвигается? Дискуссию я рассмат-
риваю именно < такой точки зрения.
Дело не в ловле формалистов. Нуж-
но сделать большую проверку всей
работы.

Я бы хотел, чтобы критика прежде
всего думала о человеческой друж-
бе, С этого надо ей начинать,

Каждый раз, когда у меня внутрен-
не накапливались силы, вниматель-
ная забота партийных людей, кото-
рые наблюдали за моей работой, при-
ходила мне на помощь. Так помотли
мне в 1920 г. дать первые художест-
зенные ‘пробы, в 1922 г, — создать
литературную группу Балтфлота, в

БЕ

1923-24 тг, — дать первые сборники
рассказов, так помогли мне в 1929 г,
стать драматургом. Так и в дальней-
шем помогали мне продвигаться Ha
участках кино и Т. д,

Было очень трудно работать. Иног-
да я оставался <овершенно один. В
эти минуты мне на помощь приходи-
ла именно партийная ‘организация,
на помощь приходил Локаф с его ра-
ботниками, которых я хочу назвать:
Свирин, Рейзин, Лев Субоцкий, Ми-
хаил Субоцкий. Был человек, который
пришел в ‹амую трудную для меня
минуту, пришел на дом и сказал:
«Познакомимся, подумаем, как быть,
как работать...» — Это был Иотанн
Альтман, То, что говорил Афиноте-
нов об Альтмане, это чепуха. Афино-
тенов не понимает отношений комму-
нистов, старых фронтовиков,. высоко-
TO типа социалистической дружбы, ис-
пытанной на протяжении двух деся-
тилетий.

Как бы я хотел работать в искус-
стве, что меня занимает? Меня за-
нимает проблема жизни и смерти в
целом, Меня занимает тот участок,
на котором я работаю, — война, Ме-
ня властно захватывает тратизм жиз-
ни. Жизни без тратизма я не вижу,
не понимаю. Я буду фаботать над
атой темой, расширяя ее за пределы
военной темы,

Были у меня ошибки, были сры-
вы? Да. Надо ли открещиваться, KA-
яться, надо ли отказываться от них?
Никоим образом. Без поисков, оши-
бок не было бы движения. вперед.
Каждая ошибка давала в искусстве

противодействие, отлет, движение
вперед. :
Тут некоторые пытливые люди

иронизировали по поводу Запада, по
поводу Джойса ит. д.

Я считаю, что на полке. советского
писателя должна быть любая книга
мира. Он должен стремиться в эн-
циклопедическому знанию. Мы будем
знать все книги, какие бы они ни
были, мы булем знать всех писате-
лей, какие бы они?ни были, Я буду
подходить в ним, как испытатель,
разведчик, — я должен знать, чем
вооружен этот человек, что думает
этот человек, — давай его сюда! (Ап-
подисменты). : ;

Совершенно нелепо ввучат слова
6 трибуны о том, что одних западных
писателей можно читать, & других
нельзя читать, потому-ле, что они
оказывают опасное воздействие. Ес-
ли они на вас оказывают опасное
воздействие, — не беритесь з8 это
дело, оставьте его тем, на кого они
не будут оказывать опасного. воздей-
ствия. Вы забыли слова Горького о
том, что учиться можно и у врата,
если он умен. Ведь учиться — ото
не значит подражать, это значит —
знать. Пока у меня есть время жить,
работать, драться, — я хочу знать
максимум.

В заключение я хочу оказать, что
методология работы союза советских
писателей в целом неверна. Писа-
тель, как ни верти, это индивиду-
альный работник. Вся методология
работы должна быть проведена при-
менительно к индивидуальным зап-
росам. Надо, чтобы чт. Щербаков,
Ставский; Вс. Иванов, Субоцкий зна-
ли биографии, жизнь, вкусы, запро-
сы, возможности каждого писателя.
Мы этого требуем, — с писателя тре-
буют, извольте и вы знать мир, лю-
дей литературы. Партия требует по-
вышения качества и с вашей сторо-
ны. (Аплодисменты),

Идет могучее огромное движение
нового искусства, новой культуры.
Мы знаем и чуветвуем, что мировой
культурный центр в Москве. К нам
приезжают люди из Чехии, из Анг-
aun, из Польши, из Франции, из
Америки. Здесь они видят светоч. ми-
ра, и, никакие поспешные, с испу-
ту сказанные некоторыми литерато-
рами и пежиссерами слова не смогут
снизить громадной ценности нашей
культуры, нашего искусства,

Социалистическое искусство ставит
перед собою огромные цели — пове-
сти 38 собою людей искусства Евро-
пы, Америки, всего мира. (Аплодис-
менты).

ИСКУССТВО СОЩИАЛИСТИЧЕСКОГО МАРОЛА

ИЗ РЕЧИ ТОВ. ИВ. КАТАЕВА

Нам нужно, чтобы подлинные голо-
‘са рабочих зазвучали во множестве
наших книг и песен и в буквальном
в в самом широком и важном смы-
сле. Чтобы наконец был разрушен за-
товор молчания о тлавном человеке
нашего времени — о простом, о ма-
лом, ставшем самым великим, о ве-
ликом, шатающем в CT рядовых,
$ незаметном, ‘который замечен все-
ми, и о таком, которого заметит один
лишь художник. И чтобы все это бы-
ло истинно: узнано, & не утадано,
найдено, а не сконструирозвано, что-
бы исходило от сердца писателя, &
в сердце вошло прямо и грубо, о ра-
ботающих, не балованных, умных и
честных людях,

Пусть напее искусство сделается на-
хонец социалистическим по содержа-
нию, т. 6, займется претворением в
поэтические образы действительности
зновь созданного общества с его тру-
дами, идеями и мечтами, & не отста-
лых и произвольных домыслов о нем,
тем паче — не мелких чувств и жал-
ких представлений, унаследованных
от эпохи буржуазного распада. Но
для этого ему надлежит стать искус-
ством великой социалистической де-

мократии, 4

Нет и не должно быть сейчас дру-
Тото более важного и всеобщего ме-
рила, чем это, властно раздвигающее
надвое все наличные кадры деятелей
искусств. Давно уже, читая книгу,
гляля спектакль или кинофильм,
стремлюсь я прежде всего решить,
дышит ли в этом произведении жи-
зая воля, страсть, мечта нашей де-
мократии? Поднялось ли оно прямо
из моря действительности, так, что
бы на нем еще оставались пена и
соль вынесшей его волны? Продик-
товано ли это произведение непосред-
ственно ходом истории, толкающими
ео желаниями масс, & не привходя-
щими и временными соображениями
автора? Тоскует ли в нем, веселится
ли трудящийся человек наших дней,
да не обязательно рядовой, — пусть
и командир, и ученый, и вождь, —
потому что нет в нашей демократии
верха и низа, лица и подкладки, —
она едина, и важно только, чтобы
зудокниЕ видед человека целиком,

0б’емно, протяженно, а не в сечении
одних лишь текучих дел и кампаний.
Словом, есть ли в данном произведе-
нии живой, всегда реалистический,
неподкупный, критический больше-
вистокий дух?

Если есть все это или хоть хоро-
шая доля этих начал, — все, все
можно извинить произведению и его
автору. И недостаточную  стилисти-
ческую взвешенность. И грубоватое
слово. И неполную еще вооружен-
ность философской и эстетической
культурой.

Первым признаком, концентриро-
ванным выражением. всех помянутых
больших и добрых качеств всегда
служит для меня оманация силы,
исходящей от данного произведения.
Коли есть сила, есть порох в поро-
ховницах, не станет дело и за совер-
шенством!

И в наши дни я предпочту эту си-
лу изяществу, поскольку они, Е ©0-
жалению, часто еще неё в ладу у нас
и между ними приходится выбирать.
Тем более предпочту ее анемичной
изысканности, импортному стилисти-
ческому шику или резвым играм
фельетонното ума. :

В литературе они пока еще немно-
точисленны, люди душевной силы и
мужественности, работники здорового
народного реалистического искусства,
кровно связанного с интересами со-
ветской демократии, и молодые ху-
дожники и сторонники этого направ-
ления.

Будущему историку культуры на-
верно покажется странным, как это
в годы второто героическото пятиле-
тия, в годы торжества простой и
кренко-рабочей руки, суровой прав-
ды, настоящей мужской воли, каким
образом в эти времена искусство про-
должало оставаться, хотя бы в неко-
торой мере, уделом людей слабодуш-
ных, шатких, Неврастенических, ин-
теллитентски растерянных, каким 06-
разом. в литературе. того времени ня-
ходили приют и иногда преуспевали
различного происхождения барчуки и
маменькины сынки, никогда не испы-
тавшие жизни народа, глубоко ему
‘чуждые. Подивится историк и, ко-

нечно, трудолюбиво отыщет об’ясне-.

.

ние этим фактам, Но будем надеять-
ся, что он отметит в своих анналах
и внушительную перемену в этих
делах, начало которой восходит к
весне 1936 года. С этого приблизи-
тельно момента, запишет историк, в
советском искусстве началась серь-
езнейшая переоценка ценностей,
проверка авторитетов, были найдены
наконец настоящие критерии, и по-
степенно все встало на свои места...

Прежде чем перейти к творчеству
отдельных авторов, мне хотелось бы
коснуться одного важного вопроса,
без решения которого нашей критике
трудно будет отыскивать подлинные
большие критерии оценки.

Как понимать формулу «социали: .

стический реализм», в частности
первую ее половину определения «со-

цналистический» ?

Слово «реализм» нам становится
все понятней, так сказать самотеком,
— но потому, что нам очень уж по-
мотли теоретические изыскания по-
следних лет, & потому, что слишком
много видели мы среди книг этих
лет самых несомненных, ясных, мо-
жно сказать, школьных примеров то-
го, что: есть не-реализм и антиреа-
лизм. Это понятие мы постигаем эм-
пирически. Но вот — социалистиче-
ский? Как это у нае принято толко-
вать?

Года два тому назад руководители
Горьковского края пригласили к себе
группу писателей на предмет состав-
ления книги, освещающей прошлое и
настоящее этого края. В первой же
беседе с т. Прамнэком один из лите-
раторов сказал:

— Как освещать сегодняшнюю дей-
ствительность края, — отот вопрос
‚для нас ясен. Вот, например, у нас в
Горьком н других тородах мостовые
очень плохи, Само собою разумеется,
0б этом мы не будем писать. Мы
знаем, Что к тому моменту, когда на-
ша книга выйдет в свет, или немного
позже, мостовые у нас будут почи-
нены или даже заменены новыми.
Так зачем же нам этого касаться?
Ведь мы работаем методами социали-
стического реализма, все увязываем в
перспективой развития...

Этот литератор оказался прав толь

НАЦ

— Товарищи! Налии собрания, ко-
торые заняли семь вечеров, закончи*
лись, и мы начинаем огромной важ-
ности дело. Это — дело коренной
перестройки нашей организации —
союза советских писателей; Это де-
ло — перестройка союза в действен-
ный коллектив.

Каждый из членов этого союза по-
нимает свои задачи, хочет бороться
вместе со всем коллективом за устра-
нение всех причин, мешающих даль-
нейшему росту советской литерату-
ры, и я убежден, что выражу общее
мнение, если скажу, что мы, как ор-
ганизация, до сих пор жили и pado-
тали не так, как нужно. Так дальше
жить нельзя. (Аплодисменты).

В этом, товарищи, плюс нашей дис-
куссии, плюс, которого не имел наш
минский пленум. р

Нам нужно работать так, как жи-
вет и работает вся наша страна.

Наши собрания имели тот огромный
плюс, что без парадности, без pac-
шаркивания, без сердечных излияний
мы взглянули друг другу в лицо и
узнали, кто чето стоит. В смысле са-
мокритики сделан отромный шаг впе-
ред ‘по сравнению с минским плену-
мом. Но и тут обольцаться не стоит,

Мы ушли далеко от начала дискус-
сии. Мы проделали большую работу
по вокрытию недочетов в практике
азшей организации и ‘отдельных то-
варищей. Дальнейшая наша задача—
честно, мужественно устранить эти
минусы в нашей работе и, самое
тлавное — проголосовать книжками.
(Аплодисменты,) ‚

Вот почему вся тяжесть переме-
щается с этого общего собрания в
производственные центры, которыми
и являются наши журналы,  изда-
тельства и секции.

Товарищи, правление союза писа-
телей и секретариат сделают все, что
нужно, при вашей активной помощи
и поддержке,

Мы только начинаем работу по
приведению в порядок всего писа-
тельского хозяйства. Многое пред-

долг и

- Заключительное слово тов,
на собрании московских писателей

стоит нам сделать. Во-первых, дого-
вориться относительно того, что не-
годную работу, все, что мешает, ре-
шитально фазоблачать, откидывать,
неё забывая вместе с тем о необходи-
мости чуткото подхода к советскому
писателю. Мы должны ему помогать,
мы должны отвечать з& его работу
как коллектив. (Апподисменты.)

Мы мало товорили о том, что нуж-
но бороться © пошлостью, © халту-
рой, с приспособленчеством. Будем
бдительными, непримиримыми в от-
ношении враждебных явлений, в ка-
кой бы форме они ни проявлялись
и от кого бы они ни исходили. Как
много чепухи, как много пошлости,
например, в заявлении Гладкова от-
носительно Гоголя, что это — Андрей
Белый ХХ века, что Пушкина, как
прозаика, он не признает.

У нас много желания работать, ну-
жно только организоваться, расста-
вить свои силы. Союзу нужно быть
не толпой одиночек, а мудрой орга-
низациен. (Апподисменты.)

Товарищи, каждый из нас знает,
что дело в нас самих, & если это тах,
то дискуссия наша оставляет желать
много лучшего и большего, У нас еще
сохранилась инерция старого писа-
тельского быта, когда основные раз-
товоры шли по кулуарам, & не на
трибуне, На этой трибуне выступали
не все, и мы, руководители союза,
виноваты, что работаем неорганизо-
ванно. Тов, Л. Субоцкий по поруче-
нию партийной группы призывал
выступать отдельных товарищей и в
«Литературной газете» писал об этом.
Он давал оценку дискуссии, писал
об уклонявшихся, отмалчивающих-
ся.

Как понимать товарищей, которые
не выступили? Нужно думать, что
они не имели внутренней потребно-
сти выступить, обсудить эти вопро-
сы. Наше поручение т. Субоцкому я
рассматривал как меру вынужден-
ную, расплату за недостатки, кото-
рые у нас накопились на протяжении
долгого времени, и меру, от которой
нужно откалаться. В этом отношении

_ иитературная

В. СТАВСКОГО

указание «Правды» совершенно пра-

ВИЛЬНО. 7

Но сейчас дело не B OTOM, a B Pa
боте правления с0юз8.. Необходимо
товорить о своих слабостях, критиво-
вать их.

Правильно говорилось на дискус-
сии относительно журналов и изда-
тельств. В то время, когда мы здесь
заседаем, появляются «Застойницы»
Коробейникова, в которых автор пи-
шет: «Он сложил руки на груди, &
свой зад загнал куда-то под стол»,

А Факт появления «Границы»
Ройзмана? F

Разговор об издательствах идет по-
тому, что журналы и издательства —
это центр работы писателя. Нельзя
мириться с таким поведением редак-
торов. Мы должны добиваться и тре-
бовать от них иного подхода к про-
изведению. «Литературная газета» и
наши журналы обязаны писать CTa-
ThH, разоблачающие плохую работу
а

оварищи, наша деловая дискус-
сия должна продолжаться, но не так,

НАША ВОЛЯ

гасета №20 (583)
Е

81 марта 1936 г.. ›`

как она была продолжена в «Ном
мире».

Меня порадовало совещание в к
нале «Наши достижения», где том,
рищи правильно критиковали coy
работу, свои ошибки и выработал
ряд мероприятий для улучшения р,
боты редакции. ‘

Секция очеркистов обязана в hm,
жайшее время всестороние обсудиь
деятельность этого журнала и про»
сти в Доме советского писателя м
чер этого журнала. ‚ Это отличны
журнал. Он прекрасно работает 4
своим авторским коллективом.

0 том, как лучше перестроить сок”
говорилось много. В отой овяон
хочу сказать только о повести Га;
налия Фиша «Кимас-0зеро», вышел
шей в Швеции. Эта книга натечату
на антифапгистским комитетом и к,
рает отромную политическую роль}
процессе Антикайнена — «северо
Димитрова», как говорится в предь
словии к повести Фи#та.

Нужно присмотреться, изучить оу
книжку и прислушаться к опыту Га.
надия Фиша,

Здесь говорилось © том, что ии
писателей должен располагать ариь
вариусами, консультантами ит. 1
Все это правильно, все это надо oy,
лать, и все это мы сделаем,

Товарищи, таким доверием и так]
любовью, какими пользуются сз.
ские писатели в нашей стране, низ
одной стране писатели не пользу,
ся. Высокое звание «инженеров душ»,
которое дал нам тов. Сталин, 0
зывает нас ко многому.

Любовь и уважение, которы ;
пользуется советская литература w
стороны многомиллионното читатели
обязывают нас решительно, в кри
чайший срок перевооружиться, ду
вооружиться, работать больше, лу
ше и дать те произведения, которы
будут действительно достойными нь
шей ‘великой эпохи и ев вели
людей. (Аплодисменты)

ЗАВОЕВАТЬ ЧИТАТЕЛЯ ХОРОШИМИ КНИГАМИ

— Развитие художника, накопле-
ние им опыта и мастерства происхо-
дит очень сложно, совсем не так про-
сто, как хотели это изобразить неко-

торые товарищи на нашей дискус-

сии.

Иногда недостаточное знание жиз-
ни мы, писатели, заменяем MOSTOBLIM
возбуждением. Мы полатаемся на на-
шу писательскую интуицию, на уме-
ние создать образ человека, не бес-
покоясь о жизненном тождестве. Лю-
ди, отношения между людьми, их
творческая устремленность обгоняют
наше воображение. Это означает, что
мы отстаем. Это. означает, что с 05-
новной магистрали мы свернули на
боковой путь. Хорошая, правдивая
книга доступна сейчас не избранной
калегорни читающих, а целой стра-
не, которая научилась читать и кото-
рая за каждую художественную ра-
дость отплатит вниманием, не снив-
шимся ни одному писателю, ни в од-
ной стране!

Очень часто тлубокое знание жиз-
ни, понимание законов ее развития
и движения мы подменяем чисто про-
фессиональным умением писать. Мы
сами зачастую ощущаем провал в тка-
ни нашего повествования. Этот про-
вал обусловливается недостаточной
нашей связью с жизнью, неправиль-
ной расстановкой действующих в ро-
мане персонажей, наконец наделени-
ем их теми качествами и свойствами,
которые не присущи им по их со-
циальной категории, но которые нуж-
ны автору для его темы,

У писателя бывают вещи удачные
и вещи неудачные. Неудачная вещь

ко в одном отношении: прошло два
тода, дело с мостовыми в Горьков-
Фком крае сильно подвинулось впе-
ред, & книга до сих пор не вышла
и, по слухам, и не выйдет никогда,
HO уж разумеется социалистический
реализм здесь никак не виноват.

Если взять этот смешной и печаль-
ный случай всерьез, то ведь как: дол-
жен осмотреть на тажого рода вещи
советский писатель, любящий свою
эпоху и уважающий свое дело? Оя
должен писать о нашей действитель-
ности не скрывая, что кое-где мос-
товые еще плохи, но так, чтобы его
читатель не имел повода сомневаться
в том, что в скором времени они
будут починены, Й при этом вовсе
не обязательно, чтобы в финале рас-
‚каза или романа терой в’езжал
свой городок по роскошной‘ асфаль-
тированной автостраде. Устремленное
страстное тяготение к социалистичес-
кой перспективе должно заключаться
в самом духе произведения. И это
конечно, есть наиболее важное и наи-
болев сложное дело,

Я хочу назвать несколько имен
прозаиков, несколько произведений,
которые, на мой взгляд, с разных
сторон и в совершенно различной
степени как-то приближаются в от-
меченной мкою цели.

Михаилу Шолохову в изрядной ме-
ре присуща т& мужественная сила,
© которой я говорил, Дух ето твор-
чества  глубоко-демократичен. Ero
привязанность, его страсть в варод-

. конечно,

ИЗ РЕЧИ ТОВ.

еще не преступление, тем более, что
пострадавшим является сам писа-
тель. Писатель не может обещать, что
его новая книга будет свободна от
новых ошибок. Этих ошибок он дол-
жен всемерно избегать, но это до-
стигается не обещаниями и не при-
знанием прошлых ошибок, а требо-
валельностью к.себе, выработкой ми-
ровоззрения, которое мы часто под-
меняем писательской — весьма нена-
дежной — интуицией,

Совершенно ясно, что я начал пи-
саль роман «Сын» с лучшими целя-
ми. Я хотел в этом романе показать, *
что классовые противоречия, борьба
‚противодействующих классовых сил
существует и в таком сложном мире,
как мир человеческих ‘чувств. Роман
этот я писал очень трудно и очень
долго и целый год колебался, прежде
чем его напечатать. Что меня самого
совершенно безотносительно от этой
дискуссии и высказанных здесь за-
мечаний, не удовлетворяет в романе?
Прежде всего то, что основная тема
романа заставила меня расставить ге-
роев по заранее. облуманной диспо-
зиции. Живая пульсация подменилась
формальным моментом, в романе по-
лучился провал, Тогда на помощь
пришел ‘профессионал и рукой, не
лишенной опыта, многое искусствен-
но связал и литературно закруглил.
Такая неудовлетворенность романом
была у меня задолго до этих разтово-
ров о нем, }

Написать для писателя книгу —
это в масштабе его жизни равносиль-
но постройке завода. Год уходит на

ному, козачьему искусству, к песне,
общеизвестна, и прелесть народного
ума и вдохновения живет в его кни-
тах. Я сказал, что при наличии этих
качеств можно многое извинить пи-
сателю. С тотовностью, © любовью
прощаешь ПТолохову его из’яны и
нехватки. Но одно дело извинить,
другое — желать высшего, лучшего
и сопоставлять наличное с наилуч-
шим желаемым,

Я не критик, чтобы подробно раз-
бирать недостатки Шолохова, хотя,
кому-нибудь следует это
сделать. Мы все знаем, что главней-
ший из них, — если его можно счи-
тать недостатком, а не мерой сегод-
няшнего роста писателей — это изо-
лированность мира его культурных
. представлений, об’емная ограничен-
ность художественного мышления.
Шолохов, ощущает природу как целое
и это то, что делает его серьезным
художником, но похоже, что в оферу.
природы он помещает нё человечест-
BO, а лишь один свой казачий Дон,
и если начертить карту шолоховокой
вселенной, Дон проходил бы вдоль
ее оси, как Нил в мировоззрении
древних египтян, Я имею в виду
замкнутость нё сюжетную, в идейную,
и думается мне, что сломить ев не
по силам будет самому пибателю в
одиночку, какой бы богатырской ни
обладал он волей. Но он наверное
сделает это в союзе с временем, со
всей страной, которая беспрерывно
будет расти в вышину, открывая
своим художникам все более про-
сторные горизонты в истории и на
поверхности земли.

Шолохов по-настоящему молод, —
не той рекламной молодостью, кото-
Py, к примеру, носят у себя на лбу
точно кокарду некоторые из наших
поэтов последнею призыва, — он
молод глубоко и надолго, как вся
наша культура, и не старея будет
зреть вместе с нею. Этим он противо-
стоит некоторым нашим писателям,
которые стары и дряхлы духом от
рождения, хотя иные из них и дебю-
тировали накануне первой пятилет-
ки.

Шолохов — единственный из нас,
Ето, по моему, живет так, как нужно,
и иногда мне кажется, что он один
работает за всех нае. Наряду со
множеством его читателей я не испы-
тываю к нему других чувств, кроме

уважения, благодарности и постоян-!

ного интереса.

В. ЛИДИНА

подготовку, года полтора—два — на
работу. -

Мы знаем, что любая театральная
постановка, любой фильм являются
результатом коллективного сотрудни-
чества. Писатель работает один,
процессе большой работы часто не
замечаешь недостатков, вещь еще не
приобрела перспективы,

Как важен и необходим здесь 0о-
вет! В пору писательского ‘содруже-
ства писатели не только советова-
лись друг с другом, но и посылали
друг другу свои рукописи. Перечти-

те переписку Пушкина с Вяземским,

Дельвигом, Жуковским. Здесь доб:
рый совет оказывался часто неоце-
нимым советом. На самом деле, неу-
жели роль наших редакторов сводит-
CH только к двум формальным Mo-
ментам: принять или отвергнуть? Пи-
сатель нуждается в предварительной
критике, может больше чем в крити-
ке последующей. Бывает, что в про-
изведенни схематически выпирает
основная идея, что взята неправиль-
ная установка и целый ряд из’янов
и недостатков, — итак блатодарен
бывает писатель, ко?да дружеская ру-
ка укажет ему на них!

Руководство нашими журналами—
формальное. Пышный список имен в
редакционной коллегии — фикция. А
ведь, если бы восемь писателей, со-
стоящие в редакционной коллегии
того или друтого журнала, апроби-
ровали  печатаемый в этом жур-
нале роман, то они могли бы со всей
писательской авторитетностью его за-
щищать! .

НЕЕ ЕЕ

Я назову Фадеева и ПЁ часть его
«Последнего из Удеге». Сцена проща-
ния Петра Суркова с полупьяной его
матерью и финал книги с пением
«Трансвааля» и прибытием гробов,
как и многое в романе, — от ощу-
щения прямото родства © демокра-
тией, борющейея за свое счастье.

И это настоящая работа с материа-
лом.

Рядом с Фадеевым, не по росту
и квалификации, & по некоторому
внутреннему сходству я бы поставил
несравненно менее известного Ваен-
лия Гроосмана. Этот. молодой писа-
тель, инженер-химик по ‘° прежней
п ии, пришел в искусство из
тлубин налцей неразведанной совет-
ской жизни и своей памятью, вос-
приятнем, своими принципиальными
взглядами целиком вырастает из нее.
Он полон симпатий и отрицаний,
знает, чего хотеть, чего. добиваться от
действительности. И у него есть, что
рассказать о ней.

Это — свой человек в советской
стране.

Однако Гроссман еще очень силь-
но скован робостью перед формой п,
как это ни странно, при наличии
сильного и отличительного характера,
у него еще нет своего слога, своей
выразительности, — он пишет заем-
ными средствами. Ему, как и Фаде-
еву, нехватает важного: своего‘ чело-
веческого голоса. Интонационная за-
висимость, я бы сказал порабощен-
ность, автора  «Разтрома» ° давно
отмечена, у Гроссмана — иной вла-
ститель, через его текст то и дело
прорывается спокойный, но мощный
толос другого большого человека Рос-
сии — Чехова, но не в чистом ero
составе, а замутненный примесями:
там и Куприн и Андреев и чуть ли
не все 90-е годы.

Назову еще одного из самых опыт-
ных мастеров нашей прозы — Алек-
сея Толстого, работа которого ‘никак
уже не нуждается в моих рекоменда-
циях. Замечу лишь, в связи со сво-
eH темой, что этот литератор, далеко
не пролетарского происхождения, ока-
зался во многом народнее, демокра-
тичнее, доходчивее до советского чи-
тателя, чем многие, кого на сей пред-
мет специально выращивали в лите-
Ратурных пансиснах.

Теперь мне остаетс

я упомянуть еще
Михаила Пришвина, зорко м
30 я упрямого иоследоват mepBooc-

Для настоящего художника каждым

‘его неудача — это та взрызвчатая №
ла, которая толкает ракету вперед

Дело ведь не в том, как нас—одЕоу

больше, другого меньше — раскре
тикуют на этой дискуссии, & в 10%
что нас не будет читатель Читать,

_ Читателя можно завоевать тольк
хорошими книгами. Наша дискуссия,
несмотря на всю ее слабость, невер,
ный зачастую тон — серьезное п!
дупреждение для всех наб и 0965
жаль, что описок раскритикованны
писателей был так ограничен,

Товарищи, очень часто многие и?)
нас ощущают борьбу за простоту!
доступность в нашем искусстве, ки
опасность упрощения и снижения #
качеств. .

Настоящее искусство доступна
доходчиво, как ощущение природы т
окраски листвы! Новый зритель п
ходит в театр, в кино, и. ему мон
6 раз’яснять во вступительном ел
ве, что «Женитьба» это формалисть
ческое произведение в кино, а <
паев» — реалистическое. Он повери
в «Чапаева» и без вступительной
слова, ибо это его правда, ето жизнь
его борьба,

Товарищи, я уверен, что вое эти №
просы станут ежедневными вопро
ми в процессе налиего писательско
дальнейшего развития, & не 08%
ными вопросами’ одной дискуссии,
Побеждать — это значит работать,  )
работать — это значит познавать
жизнь. Я уверен, что для каждого в»
стоящего художника впереди би»
шая, необыкновенная жизнь!

нов Зэловеческого труда н ммшлени
возвращающего человеческое общет’
во в природу, откуда оно вышло !,
куда вернется с победой в уже
личимом будущем. Нужно вопомниз
еще раз Всеволода Лебедева, — о
я уже говорил, — назвать Нико
Зарудина, литератора, который бе
зок мне методами своей работы 1
многими установками, но весь еще!
исканиях, в опытах и пока не Ди!
ничего цельного, что бы вполне 000
ветствовало его крупному дарований
и возможностям.

Замыкая этот круг прозаиков, 1
еще должен подчеркнуть, чт10 ни}
расстановке имен, ни в количеми
сказанного о каждом, вовсе нё сл
дует видеть попытки как-то Bet!
взвесить и соизмерить, — 910, д
совсем не по мне. В моем предста»
лении названные писатели, каки
которые, не упомянутые, образу
именно крут, а не строятся в шере
и не рассчитываются по порядку #*
меров. Но в этот круг я хотел
включить еще одного художника 1
призванию, реалиста, отличного MES
писца — Александра Малышкинь!
только в нескольких словах Hand
нить один его давнишний рассказ -
«Поезд на юг». Эта совсем малевьым
размерами вещь кажется мне од
из ценнейших в советской пр
Простое дело: человек едет в отпу*
из Москвы в Крым; к морю. Серелг
на 20-х годов, вершина блатополуч ”
то солнечного лета, затишье пе
новыми бурями, медлительное яко
ление сил. А поезд идет полям
тражданской войны, где все поту
ло, заросле и только обрывки р!
вой колючей проволоки в трав #
пошатнувшиеся колья заграждений
А в поезде — люди Южното фроть
и они, гляля в окно, видят мест 0%
ев, переживают все сызнова и Tord!
узнают друг друга. Этот рассказ п
лон простого и сильнейшего чувств,
—я назову его чувством движения
волюции во времени, — м оно Te
сильней, тем обаятельней, что свой
ственно сотням тысяч и миллион
советских людей. Множество 2974
переживало это: выглянут в 0%
прочитают имя тихого полустанка 7
— как озарятся...

И вот такая литература, не тд
доступная миллионам, но там, 1
уловлены и запечатлены навеки $
ства, свойственные  миллнонам, И
литература дороже всякой другой,
это и есть прекраснейшая поэзия
поэзия демократии. (Продолжитим
Зыв аплодисменты),

aos > >

se ow 4 р

owe