a ===

НЕ ЕЕ

#1

№

<=
—

===

ae & F Re

s

pre

{

.

A

aw
a

!

}

< >

sare.

A

r+! ema

би а

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
ese

Лите

#

Г\№ 29 (592)

ПРИВЕТСТВИЕ ЦК ВКПСб) и СНК СССР

Тов. ДЕМЬЯНУ БЕДНОМУ

ЦК ВКГКб) и СНК Союза ССР приветствуют Вас в лень
мвадцатипятилетия Вашей большевистской auteparyoaoh
деятельности. -

25 лет Вы с честью несете знамя поэта-большевика, чья

жизнь и большой талант отданы дёлу рабочего класса и кре-
стьянства.

Трудящиеся Советского Союза знают и высоко ценят Ваши
произведения, проникнутые горячей преданностью делу Ле-
нина и революционной ненавистью к врагам рабочего класса.

ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР желают Вам долгих лет жиз.
ни и дальнейших успехов в Вашей творческой работе.

СНК Союза ССР.
ЦК ВКП(б).

СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ peep
Тов. ДЕМЬЯНУ БЕДНОГЛУ

Дорогой Ефим Алексеевич!

Писательская общественность, как и вся наша а вет.
ствует тебя, любимого поэта широких а ace See 35.
летия твоей работы в большевистской печати и желает тебе долгих
лет жизни, здоровья и творческих успехов на благо нашей великой
родины, на благо социализма. =

В годы царской реакции, в великие дни Октября, в период граждан:
ской войны и в годы бурного социалистического строительства ты
своим художественным словом пробуждал огненную ненависть к вра-
там пролетариата, вдохновлял трудящихся на борьбу, на подвиг, на
победы. Твое слово — слово пролетарского трибуна-поэта, родное и
близкое народным массам, — так же горячо и молодо, каки двадцать
пять лет назад. Мы уверены, что теперь, когда советский народ, ру-
ководимый гением великого Сталина, создал прочные основы счастли-

‘  в0Йй социалистической жизни, твой талант воплотит: эти новые радост=
Э ные победы в произведения социалистической поэзии, твой талант не
раз еще послужит пролетариату ‘в грядущей борьбе.
ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

ДЕМЬЯН БЕДНЫИ

Двадцатипятилетний литературный путь поэта Демьяна Бедного —
путь преданного служения делу пролетарской революции. Оружие cBo-
#го поэтического слова он. сделал неот’емлемой частью арсенала проле-
тарской борьбы и четверть века это оружие разило врагов револю-
ции смело и беспощадно.

Своими простыми и. доходчивыми стихами — от первых басен, напе-
натанных до революции в большевистских «Звезде» и «Правде», до ны-
нешних его поэм, фельетонов и эпиграмм — Демьян Бедный стремился
выразить тот мир идей, из которых слагается великое революционное
учение Маркса—Ленина—Сталина. Его непосредственное участие сред-
ствами литературы в борьбе и строительстве определило характер его
поэзии. Поэт-трибун и агитатор, постоянно ориёнтирующийся в своем .
таорчестве на широкую массовую аудиторию, стремящийся отклик-
нуться на все важнеймиие события политической жизни, поднимающий
своими стихами самые близкие народным массам волнующие их вопро-
сы, — таким вошел Демьян в пролетарскую литературу, таким он
остался и по сей день.

Могучая целеустремленность, яркая публицистичность, боевая болышне-
вистская направленность-—характернейшие черты поэзии Демьяна Бед-
вого. Именно эти свойства, вместе с болышой простотой и доходчиво-
тью его стиха, сделали Демьяна Бедного одним из любимейших на-
родных поэтов, чьи стихи читаются и поются миллионами. Поэт-боец
близок и дорог массам как активный и талантливый участник их борь-
бы, выразитель их мыслей и чувств, неразрывно связанный с жизнью
\ aon и черпающий из нее мотивы своей поэзии.

тна работа Демьяна Бедного в годы гражданской войны, Его
разящая и едкая сатира громила врагов революции — белых генералов,
кадетов, эсеров, меныневиков, спекулянтов, кулацких выродков. Песни,
сочиненные им, пели полки Красной армии — в них он звал к героиз-
иу и самоотверженности в борьбе, травил трусов и дезертиров. Первый
#3 поэтов награжденный боевым орденом пролетарской диктатуры, он
был верным помощником партии и советской власти в деле организа-
ции и сплочения вооруженных сил революции. 7 E

И в дальнейшем — в восстановительный период и в годы победного
Строительства социализма — Демьян Бедный своими политическими
фельетонами, баснями и агитками штурмовал все враждебное социа-
аизму, разоблачая врагов партии, высмеивая бюрократизм, пережитки
капитализма в быту, поповщину, возню зарубежных белогвардейцев.

В работе Демьяна Бедного бывали о ‚ неудачи, поражения. Со-
зетская критика сурово и резко указала ему на политическую ошибоч-
ность некоторых его произведений (например, «Слезай с печки»), на
художественные недостатки других стихов. Эта критика помогла поэ-
ту, в частности, и потому; что он отнесся к ней надлежащим образом. Он
отвечал новыми произведениями, преодолевая ошибки и недостатки,
<тремясь наносить безошибочные удары врагам социализма, совершен-
<твуя свои художественные средства.

Творческий опыт Демьяна Бедного особенно ценен для всей поэзии
8 свете тех требований, которые с огромной силой пред’являет к лите-
ратуре новый читатель Советской страны. Простота и народность поэ-
тической речи достигаются поэтом в результате большого и напряжен-
НОГО труда над каждой строчкой, тесной связи всего творчества с на-
родной песней, с фольклором, в результате того, что поэт всегда стре-
нтся донести содержание своих стихов до сознания миллионов чита--
телей. Вместе с тем, большая поэтическая культура Демьяна основана
на критическом освоении опыта классической реалистической поэзии

` В традиций революционно-демократической поэзии шестидесятых го-
°дов прошлого века. _

Выдвинутый когда-то’ РАПИ нелепый лозунг «одемьянивания поэ-
зни» серьезно помешал реализации задачи, бесспорно стоящей перед
поэтической молодежью: внимательно изучать в процессе литературной `
учебы творческий опыт Демьяна Бедного. Такое изучение даст очень
иного каждому. поэту, и в первую очередь поможет ему творить
для масс, «всегда иметь перед глазами рабочих и крестьян», как гово-
т Ленин в беседе с Кларой Цеткин об искусстве, принадлежащем на-
ony.

г Демьяв Бедный, поэт-боец великой армии труда, празднует сегодня
двадцатнпятилетие своей поэтической деятельности, неразрывно связан-
ROH ¢ работой большевистской печати. В этот день множество трудя-
Щихся читателей страны социализма, людей нового общества и новой
Культуры, шлют любимому поэту свои братские поздравления и поже-
лания долгой плодотворной работы на благо социалистической родины
Я советского народа. ;

ЧЕТЫРЕ ДНЯ МУЗЕЯ
- В. И. ЛЕНИНА

талей эту замечательную боевую
жизнь, научиться работать и жить
Tak, Kak жил и работал он, величай-
ший из людей.

За четыре дня в музее побывало
12 300 человек.

13 экскурсоводов обслужило за это
время 70 экскурсий.

Заявки на экскурсии поступают
ежедневно десятками и не только
от предприятий и учреждений Моск-
вы, но и от трудящихся других го-
родов: Тулы, Серпухова, Дмитрова.

На каждого посетителя музей’ про-
изводит громадное впечатление.

Единодушно в своих отзывах они
благодарят партию, правительство,
товарища Сталина за организацию
этого прекрасного музея, этой эод-
линной сокровищницы  большевист-
ского апыта.

«Надо привлечь к музею широкие
массы молодежи, не видевшей рево-
людионных боев», — пишут М. Лю-

ПРИВЕТСТВИЕ

Две тысячи человек посетили Цен-
зральный музей В. И; Ленина в день
его открытия. С утра у входа в музей
Я у касс собралась толла. Это —
первые посетители. Рабочие, пропа-
тандисты, колхозники, преподавате-
aH, студенты, инженеры, домохозяй-
ви. Здесь много приезжих из Сара-
1981, Архангельска, Ленинтрада, Ки;
ва, Тифлиса, Ленинакана, о дале?
FEI границ Советского союза.
< Ровно в 18 часов  распахнулись
7двери музея. Его директор. т. Рабичев
# зам. директора т. Рубинштейн
Встречают первых экскурсантов.

единившись в небольцтие труп-
TH, посетители растеклись по боль-
шим, светлым, красиво оформленным
залам, де каждый экспонат, каждая
вартина, документ связан с любимым,
дорогим всему. пролетариату именем
организатора партии, ее вождя, вдох-
ae ее побед — В. И. Лени-

Вся жизнь Ленина — все важ-   бомирова  и 3. Петрова — комсомол-
Нейшие этапы ее, а значит, и глав- ки ленинградской фабрики  «Крас-
ный ткач».

нейшие моменты истории партии, ибо
Жизнь Ленина неотделима от жизни
партии, — запечатлены в этих залах,
отражены в мноточисленвых экспо-

«Центрахьный музей Ленина — это
лучший из лучших памятников вели-
чайшему борцу против эксплоатации,

ватах. это — памятник векам, созданный
Посетители сменяют друг друга.   трудящимися СОСР», — говорит в
& лицах волнение, пытливость, же-   своем отзыве научный . сотрудник
вание все запечатлеть, надолго затю-.   Б. Перлин.

Потраничник С. М. Кучеревский
заявляет в своей записи, что «все
увиденное им здесь он запомнит до

изни».
Е B, TOHHH

инить. Но если у одних малериалы
Музея пробуждают воспоминания 9
прошедших днях борьбы, о полполье,
фронтах, то у других рождается
ание познать до мельчайших де-

рат

О

Арагон в ювоей статье о советском
фильме «Три песни о Ленине» писал,
что при виде на экране этого лица,
этих знакомых жестов, все те, для
кото Ленин был не только имя, —
испытывали невыразимое волнение.

Эта мысль не покидала, меня во вре-
мя моего первого посещения Музея
Ленина, товорю «первого» потому, что
в этих обширных светлых залах, пре-
всеходно оборудованных и дающих
чёткое представление о монументаль-
ном образе Ленина, следует провести
многие часы.

Друтие будут писать об огромной
документальной ценности этого му-
sem, © ео необычайном историчес-
вом интересе,’ о ценнейших рукопи-
сях Ленина, которые там находятся,
0б автографах его писем, об его ра-
бочих заметках, о фотографиях и до-
кументах, иллюстрирующих и восста-
навливающих различные периоды
жизни Ленина, — 060 всем том, что
помогает нам получить ясное пред-
ставление об ето гении.

Я же отраничусь здесь попыткой
изложить свои суб’екливные впечал-
ления от этих зал, насыщенных ем
мыслями, его присутствием. Да, имен-
но ощущение его присутствия воко-

_ПЛУЗЕИ В, М. ЛЕНИНА

С открытием Центрального музея
В. И. Ленина наша страна получила,
новое могучее орудие пропаганды ле-
нинизма, замечательное по силе, убе-
дительности и натлялности пособие
пю изучению истории нашей партии.

Центральный музей Ленина создан
но инициативе тов. Сталина. Узнав
о неудовлетворительном состоянии
прежнего небольшого музея, Ленина,
при Институте Маркса—Энтельса—
Ленина, тов. Сталин поручил т. Н.И.
Ежову, секретарю ЦК ВКП(б), лично
заняться музеем и превратить ero B
учреждение, достойное памяти вели-
чайшето революционера. И, осматри-
вая величественные и в то же время
‘простые залы музея, расположенного
в самом центре Москвы, на площади
Революции, неподалеку от мавзолея
Ленина, носетитель снова и снова
убеждается в силе созидательного ге-
ния большевиков: Центральный музей
В. И. Ленина является вполне до-
стойным памятником Владимуру Иль-
ичу. В музее собраны все экспонаты,
разбросанные до этого по другим му-
зеям (Музей революции, Третьяков-
ская таллерея, Музей восточных
культур, ленинградские музеи и т. п.).

Музей дает образ Ленина в ет
последовалельном развитии: детские
тоды, гимназия, Казанский универси-
тет, петербургокий «Союз борьбы за
0 елгие рабочего класса», осыл-
ка, период «Искры», П с’езд партии,
революция 1905 т. тоды реакции и
под’ема, империалистическая война,
Февральская революция, Великая про-
летарская революция и, наконец, год
за годом — послеоктябрьский период.
И вот траурный зал. Темнокрасные
тона ето, обстановка, склоненные зна-
мена союзных республик, картины
крупнейших художников, изображаю-
щие последний путь из Горок, и по-
хороны Ильича, и в центре, на 060-
бом постаменте, гипсовая маска Ле-
нина, снятая скульптором Меркуро-
вым. Этот зал буквально потряса-
ет посетителя. Невольно переносишь-
ся в те тратические морозные январ-
ские дни 1924 т. когда Ленина не
стало. =
  Особенно залюминается картина ху:
ложника Соколова-Скаля «Путь из
Торок». Скорбь людей, провожающих
троб Ленина, передана здесь с такой
непосредственной силой, что зритель
долю не может оторваться от карти-

Музей В. И. Ленина в Москве. Зал «Лени в искусстве». Справа

ты И.

=-

Андрееза

Боты вене

Е. ПЬЕР ЭРБАР

ре охватывает вас, и вот почему вы
понижаете голос, и’вот почему так
блестят глаза у всех тех, кто медлен-
но проходит перед витринами, остана-
вливая взгляд на каждом портрете.

«Чем об’ясняется,—спрашивал я се-
бя, — то необычайно волнующее и
трандиозное впечатление, которое про-
шаводит личность Ленина, не говоря
уже о том значении, какое он имеет
для нас, революционеров (если допу-
CTHMO хотя бы на момент провести
такое искусственное отвлечение)».

Существуют, или можно себе -пред-
ставить, музеи, посвященные вёличию
исторических людей, например, Напо-
‘теона. Такой музей может быть пре-
красно организован: он можег дать
верный и живой образ великого чело-
века, которого хотят почтить; но чем
более верным м живым окажется этот
образ, тем ярче отразится в нем же-
стокость мира и класса, чье сущест-
вование зижлется на крови и рабст-
ве миллионных масс; тем дальше
будет этот образ от «человечного».

В музее же Ленина, напротив, по-
разжает то, что вся жизнь Ленина все-
цело отождествляется с историей про-
летарской феволюции, © историей
борьбы рабочем класса и ето торже-

А. БОЛОТНИКОВ

ны. Его семого охватывает чувство
гдубочайшей боли, дополняемое к то-
му же всей траурной обстановкой
зала..,

Экспонаты музея предоставляют ©0-
бой прежде всего огромное собрание
ленинских документов (в фотокопи-
ях). Затем идут первые издания книг
и брошюр Ленина, а также многочи-
сленные книги и журналы, которые
читал или изучал Ленин. Выставле-
ны некоторые из личных вещей Ле-
нина, ставших для нас дорогими
реликвиями, особенно его пальто,
продырявленное пулями эсерки Ка-
план и тщательно заштопанное На-
деждой Константиновной, Исключи-
тельно богаты коллекции картин,

ства, и нельзя не увидеть, что эта
история дает рождение подлинному
человеку.

И этот подлинный человек — Ле-
нин. Вот он живет у нас перед” гла-
зами, живет интенсивной жизнью,
крепкий, как сталь, и исполненный
утыбающейся доброты, и мы чувству-
ем, как нас возвышает эта ето спо-
койная, несокрушимая сила, сила, ко-
торая живет в большевистской пар-
тии, в ее гениальном вожде, товари-
ще Оталине, ведущем пролетариат к
коммунистическому обществу.

Из этого музея, только что откры-
вшего свои двери, уходишь 6 на-
‘мерением скоро вернуться туда и дол-
го там пробыть.

Хочу еще отметить, как взволнован
я был, когда после созерцания по-
смертной маски Ленина я видел в
зале, расположенном рядом с музей-
ными залами, локументальный фильм,
показавший нам не только лицо Ле-
нина, ко и то дальнейшее развитие,
какое получило дело всей ето жизни
в гигантских достижениях Советского
ссюза.

“Когда я выходил из Музея Лени-
на, близкая знакомая, © которой я

— скульптура И. Шадра «В. И. Ленин», слева —

народов

x

осматривал его, рассказала мне сле-.

нина неразрывно связана с историей
нашего революционного движения, с
‘историей нашей партии». Музей Ле-
нина вполне заслуженно можно наз-
вать сокровищницей ленинизма, с0-
средоточившей в своих стенах самые
яркие памятники и документы из
‘истории нашей эпохи.

Музей не только воссоздает мону-
‘ментальный образ Ленина, — в 38-
Лах музея показаны также люди,
шедшие с Лениным, показан весь
сложный путь борьбы за подлинную
партию пролетариата, стальную котор-
ту большевиков, беспощално отмета-
ющую со своего пути всяческих рас-
кольников и оппортуниетов. Извест-
ны замечательные слова тов. Сталина

зарисовок и гравюр, скульптуры и 6 периоде второто с’езда нашей пар-
керамики, ковров, вышивок и т. п,,  тии: «Во главе партии стояла тогда
отражающих образ Ленина. Особенно   шестерка: Плеханов, Зясулич, Мартов,

трогательно воспроизводят великого
освободителя народов восточные ху-
дожники.. Замечалельнь? также скуль-
ттурные и мозаичные изображения
Ленина многочисленных художников
из народа, тружеников заводов, шахт,
полей. Эти бесчисленные изображения
вождя и освободителя народов, сде-
ланные из угля, соли. кожи, хлеб-
ных зерен, хлопк& и т. п., являют-
ся ярким доказательством великой
любви и тлубокого преклонения тру-
лящихся перед памятью Владимира
Ильича.

Все экспонаты размещены с исклю-
чительной простотой и доступностью
в хронологическом порядке. Никаких
претензий на «подачу», ни грана
формалистического фокусничанья уче-
ных музееведов. И тем не менее в
течение немногих месяцев коллектив
музея под руководством директора, т.
Н. Н. Рабичева проделал подлинно
по-стахановски огромную работу. Не-
обходимо было произвести тщатель-
ный отбор материала из тридцати то-
мов сочинений В. И. Ленина, двад-
цати шести ленинских сборников,
мночисленных, еще не собранных
воедино произведений тов. Сталина и
колоссального количества документов
по истории нашей партии, памятни-
ков Великой поолетарской революции,
наконец, материалов по истории Рос-
ени за последнее полустолетие. Как

равильно указывает Н. К. Крупская:
еек — не просто’ смелый мысли-
тель, и революционер, не просто Ba-
мечательный человек. Вся жизнь Ле-

Ленин, Аксельрод, Потресов. Поворот
оказался роковым для пяти членов
этой шестерки. Они выпали из тележ-
БИ». И посетитель музея воочию
убеждается не только в том, как и
почему выпали из тележки прежние
вожди, но также и в том, что без ре-
шительной борьбы с изменниками и
трусами «..наша партия не могла бы
сплотиться как партия большевиков,
способная повести пролетариев на ре-
вслюцию против буржуазии» (Cra-
лин). Среди людей, которые с самого
начала своей революционной работы
неуклонно шли с Лениным, первое ме-
сто принадлежит тов. Оталину. И. В.
Сталин нетолько являлся самым пре-
данным и последовахельным учеником
Ленина, но вместе с ним он выковы-
вал нержавеющее оружие ленинской
теории, вместе с.Лениным он создавал
нашу партию. Осмотр музея со всей
‘очевидностью показывает, какую от-
ромную роль играл тов. Сталин в вы-
работке целого ряда важнейших ис-
торических документов. Достаточно
одното примера. Вот конспект про-

аммы переговоров о мире с немцами
10.ХЦ. 1917 г.). Первая половина
конспекта написана рукой Ленина,
вторая — на том же листе — рукой
Сталина, Здесь же телеграфный от-
зет Ленина на запрос мирной делега-
ции в Бресте: «Сейчас приехал Ста-
лин, обсулим с ним, и сейчас дадим
совместный ответ». В беседе с экс-
курсоводами музея тов. Н. К. Круп-
ская рассказывала, что Сталин бы-
зал особенно близок к Ленину в Ca-

бюст В. И. Ленина рабо-

дующую возмутительную историю:

«В феврале пропилого года я на не-
околько часов остановилась в Берлт-
не м вот на какую картину неожи-
данно натолкнулась во время про-
тулки в центре города:

На людной улице внимание про-
хожих привлекала выставленная Ha
тротуаре восковая фигура человека в
юкровавленной птинели и со сломан-
ным ружьем в руке, лицо его было
покрыто ранами. Эта восковая фиту-
фа изображала Тельмана и стояла
она у входа в музей фалистской
«революции». Люди со стыдом отво-
рачивались от этого возмутительното
зрелища, которое давало самое яркое
представление о варварстве, о всей
звериной жестокости фашизма.

Каждое общество имеет те музеи,
которые оно заслуживает», — добави-

ла моя спутница,
Словами о  Тельмане, этом лучшем

сыне терманского народа, мне хоте-
лось бы окончить эти строки о Му-
зее Ленина: фашистские палачи мд-
тут заковать товарища Тельмана В
цепи, в ярости своей они, возможно,
попытаются представить ето побеж-
денным, но учение Ленина живет п
OHO побеждает.

мые трудные и тяжелые моменты, Ле-
HHH всегда опирался в таких случа-
ях на Сталина“ и их совместная ра-
бота бывала тогда особенно тесной. ‘
Многие экспонаты музея не только
и даже не столько учат—они как-то
по-особенному волнуют посетителя.
Учащенно бьется сердце, когла в Ш
зале читаешь атентурные сообщени
Зубатова о В. И. Ленине: «Хорошо
бы накрыть их собрание и так как
роль Ульянова и др. вполне выясне-
на, то срезать эту голову с революци-
онного тела было бы желательно по-
скорее... Смелый шат относительно
тлаварей даст, по-моему, блестящий
фезультат. Ведь крулнее Ульянова
сейчас в револ. нет никого». А нес-
колькими днями позже (3. 1. 1901):
«Между тем, там ходит проспект
«Искры», № 1, который якобы вышел
co статьей Плеханова «Критика кри-
THROB? H 0 CBOCBPEMCHHOCTH приступа
к политической борьбе, так как рабо-
чие обучились уже экономической
борьбе. Ожидают возвращения Вла-
димира Ульянова, имеющего эту те-
оретическую формулу ‘ воплотить в
кровь и плоть. Вот бы хлопнуть-то
сего господина». В сознании возни-
кает живая картина революционного
большевистского полполья, руководи-
мото неуловимым Лениным. Хочется
дома снова” и снова перечитать пла-

менные страницы ленинских статей’

в «Искре»; хочется глубже, детальнее
изучить всю ту эпоху.

А вот Ленин в Разливе. На укреп-
ленном горизонтально шесте висят
котелок и жестяной чайник. Под ни-
ми лежат грабли, топор, пила и ко-
са. На стене картина, изображающая
Ленина в Разливе: Ленин сидит у
примитивЕого шалаша и пишет. По-
долгу простаивают в этом уголке
музея и вафослый рабочий и юный
пионер.

Отражая целую жизнь самого разно-
©тороннемо. самого образованного Че-
ловека нашей эпохи, материалы му-
зея настолько разнообразны, что они
захватывают людей самых различных
профессий и положений. Группа ас-
пирантов долто стоит у витрин и
икафов, посвященных «Материализму
и эмпириокритицизму». Здесь собра-
ны ‘все те книги, которые тщательно
прочитал Ленин в процессе работы
над своим боевым философским про-
изведением. Классиков философии
от Беркли и Юма до Гегеля Ленин
тщательно изучал в подлинниках.
Значение и роль «Материализма и
эмпириокритицизма», а также «Фило-
софских тетрадей» Ленина становят-
ca особенно понятными, когда o603-
реваешь сразу весь об’ем научной ра-

Цена 30 коп,

ошая газета

_ ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Среда, 20 мая 1936 г,

САКЕН СЕЙФУЛЛИН
0 © Wanita

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ

порот, я вхожу В
строгое, величавое здание, и меня ох-
ватывает глубокое волнение, словно
я слышу звук ленинского голоса,
словно`я вижу его во всем величии,
обаянии и простоте.

Меня охватывает неиз’яснимое чув®
ство близости Ленина — он тут, он
среди нас, он с нами, со мной. Я пе-
реполнен счастьем и силой, словно
ощущаю теплоту ленинското рукопо-
жатия. Я всматриваюсь в его про-
стые, ясные, родные черты, я чув-
ствую, как поет во мне моя любовь
н любовь моего народа к нему, и я
товорю ему тихо, под аккомпанемент
взволнованного встречей сердца:

Ленин! Твой орлиный клекот, про-
будивший народы к борьбе, вошел в
песни моего народа. Твой образ жив
в наших необ’ятных ковылевых сте-
пях, в наших солнечных, голубых го=
рах, в садах наших, свежих от ут-
ренней росы, в безбрежных наших
просторах.

Вот проходит по залам музея смут
лая, узкоглазая, чернокосая дочь каз
‘захского народа, и румянец у ней поч
добен румянцу алма-атинских яблок.

Из-за снежных тор Ала-Тау, отз
ливающих жемчутами, услышав твой“
зовущий к борьбе голос, она пропела
тебе когда-то песню о своей судьбе.

Это была горестная песня.

В ней была торечь степной полые
ни, слезы всех матерей моего народа,
стоны всех рабынь моего народа, не-
избывное горе, жалобы и печаль.

Девушка пела песню и вспилескиваз
ла руками, и в больших, выразитель=
ных глазах ее стояли слезы. Ты по+
нял ее, ты послал ей отклик свой,
ты открыл ей правду жизни.

Отшумели грозы, отгрохотали фрон=
Е отдымили пожары зеликой борь=

BI.

Я снова вижу смутлую, узкоглазую,
чернокосую дочь казахского народа.
Вот она проходит по залам музея,
блатоговейно взирая на боевые знаме-
на, на документы, на оружие твое.

Глаза ее влажны от восторга, в глаз
зах ее солнце, они светятся торже=
ственно и гордо.

Она несет в себе частицу твоего
живого. духа, она соратница твоя, она
участница борьбы, которую ты на-
чал.

Смуглая, чернотлазая дочь казах-
ского народа только вчера со цены
театра перед великим Сталиным за-
пела свою песню. Эту песню услы“
пал весь мир.

Она уже не всплескивала торестно
руками, не изливала свое горе, и в
черных больших глазах ее не стоял
слезы. :

Она пёла горлую, звонкую, торже-
ствующую пёсню счастья, которое
принесли ей ты и Сталин. Ее чистый,
свежий, серебряный толое слышал
весь мир, потому что в нем журчали
ручьи моей страны, смеялись дети
моей страны, пели струны домр, зве-
нящих в юртах моей страны.

Ее голос слушала вся планета по-
тому, что в нем была частица твоего
голоса.

В торжественном, многострунном
казахском оркестре, который звучал
вчера в театре, вставал величавый,
монументальный твой образ.

Ты был с нами, Ленин! Мы видез
ли тебя, Ленин! Ты рукоплескал наз
шей песне, вместе со Сталиным. Мы
видим тебя в Сталине, потому что
Сталин победно ведет нас к торже-
ству твоего дела во всем мире.

С казахского перевел
К. АЛТАЙСКИЙ

Я переступ

боты Владимира Ильнча в области
философии.

Но, пожалуй, еще больше поража-
ют витрины, посвященные «Импери-
`ализму». Целая библиотека разноя-
язычных книг, которые с такой тща-
тельностью изучал Ленин. Особенно
интересны ленинские характеристи-
ки некоторых из этих книг. Вот как,
например, оценивает Ленин книгу
Шульце-Геверница: «Величайший
мерзавец. пошляк, кантианец, за ре-
лигию, шовинист—<обрал некоторые
очень интересные факты 06 англий-
соком империализме и написал 60й-
кую, нескучную книгу. Ездил по
Антлии, много собрал материала и
наблюдений. Награбили гг. антглича-
не, дайте нам пограбить, «освятив»
трабеж Кантом, боженькой, патрио-
тиэмом, наукой— вот суть позиции
сето «ученого», (Много и лишней бол-
товни).

В общем научная ценность сей
книги укралена у Гобсона. Плагиатор
в плаще кантианца, религиозного мер-
завца, империалиста, вот и все...».

Музей вЯохновляет всех.  Пионера
он побуждает лучше учиться, ибо Ле-
нин учился на круглые пятерки, по-
лучал похвальные листы и кончил
тимназию с золотой медалью. Рабо-
чего, колхозника, служащего музей
наглядно знакомит с историей жиз-
ни величайшего человека нашего .вре-
мени, человека социалистической
культуры трула, вдохновляя их тем
самым на повселневный подвит—10-
ленински работать и всегда учиться.
Ученого — музей Ленина побуждает
соединять теорию с практикой, кор-
ректироваты первую последней, по-
сталински опрокидывать нормы тра-
диционной науки. Наконец, хулож-
нику и писателю музей Ленина ла-
ет бесконечное множество сюжетов
для больших полотен и новелл, он
дает все необходимое для написания
фундаментальной научно-художе-

ственной биографии Ленина,  кот0=
рой до сих пор нет у нас.
Уходя из музея, невольно вепо-

минаешь слова тов. Сталина, высе-
ченные на правом портале второю
этажа:

«Помните, любите, изучайте Ильн-
ча, нашего учителя, нашего вождя,
Боритесь и побеждайте врагов, внут-
ренних и внешних, — по Ильичу.
Стройте новую жизнь, новый быт,
новую культуру—по Ильнчу. Никог-
да Не отказывайтесь от малого в
работе, ибо из малого строится вели-

кое, —в этом один из важных заветов
Ильича».