, Похороны А. М, Горького, Товарищи Сталин,

Горького по Нрасной

площади. Справа идут тт,

Молотов, Димятров и Жданов несут урну е прахом А. М.
Ягода, Орджоникидзе м Андреев

2=2т7[2с105063 6202370027 22а расой плогладуи

Речь тов. А. Н. Толстого

От Союза Советских Писателей

‚ У художника, тлубоко и правдиво
отражающего революционные эпохи
истории, каким был Горький, у твор-
ла, ведущего за собою человечество
для создания освобожденного мира,
хаким был Ленин, — у великих пю-
дей не две даты их бытия в исто-
рии — рождение и смерть, а только
одна дата: их рождение.

На этой древней площади, где на-
Тод тысячелетия создавал для себя
тосударство и тде созлал для всех
высшие формы государства, мы с0б-
рались, чтобы поставить в Пантеоне
урну с прахом нашего народного и
мирового писателя.

Дата рождения художника Горь-
Koro — девятисотые тоды. Юноша
Пешков собрал в дивном фокусе сво-
ей души все взрывчатые силы той
прелреволюционной эпохи: собрал
весь гнев униженных и экоплоати-
руемых, все томительное ожидание,
се страсти, которым не находилось
выхода.

Он своими боками испытал чутун-
ную крепость купеческих, мещанских
и полицейских кулаков. Он неё раз
дрался, как бешеный, один против
многих, в защиту оскорбляемых и
унижаемых.

И вот, в девяностых годах этот вы-
сокий, худой, сутулый, голуботлазый
юноша, с душою дерзкой и пламен-
ной, в те страшные годы угнетения и
напряженной тишины, поднял бунт,

У кото живое сердце, сказал он,
разбивай вдребезги проклятое ме-
щанское оцепенение, уходи на про-
сторы, зажитай костры вольной жи-
ани!

Широкими мазками, торопливо и
тениально он рисовал тупое и эвер-
ское лицо класса эксплоататоров. Вот
она — российская, вымазанная пост-
ным маслом ненасытная харя. Любуй-
тесь!

Я еще был мальчиком, я помню то
впечатление трандиозного взрыва,
отдавшееся по всему миру, В затх-
лой, казалось бы, такой прочной, бур-
жуазной жизни была пробита брешь,
куда устремились все, у кого было
живое сердце.

В какой-нибудь год имя Горького
облетело весь мир. Он стал предте-
чей революции, ее буревестником.

Близость к Ленину организовала
его бунт, устремала его искусство к
ясно намеченным и конкретным це-
лям.

Близость к Сталину организовала
его работу: кроме личного творчества,
он взял на себя огромную и важную
задачу руководства советской литера-
турой. Он тневно и непреклонно вел
советскую литературу на мировые
высоты, Он вел советскую литерату-
ру единственным ее путем — ред-
лизма, культуры, правды, широкого
и глубокого познания всего многооб-
разия нашей советской жизни.

Его руководящей идеей была фор-
мула Ленина: «Само стремление к
обхвату общего — уже спасает нас от
косности».

Таков путь советской литературы;
стремление охватить как можно боль-
ше, как можно глубже, как можно
правдивее нашу сложную, творче-
скую, растущую, небывалую жизнь.
На страже этого стремления стоял и
стоит бессмертный Горький.

Товарищи, не похоронным маршем,
& победной песней жизни встречаем
великого художника, живущего с на-
MH и продолжающего помогать нам
своим неувядаемым словом, нести вы-
соко, ‘все выше факел советского

искусства.
Да живет вечно Горький в наптих
сердцах и в наших творениях!

Речь. французского писателя
` тов. Андрэ Жида*

От Международной Ассоциации Писателей

Смерть Максима Горького’ омрачи-
ла не только Советекую страну, но
и весь мир. Великий голос русского
народа, который доходил до нас че-
рез Горького, нашел себе отклик В
самых далеких странах. И вот почему
я здесь выражаю не только 0806
личное горе, но горе французской ли-
тературы, торе европейской культу
ры, горе культуры всего мира.

‘Культура долгое время была прея-
муществом привилегированного влас-
а. Чтобы овладеть культурой, надо
было иметь’ досуг. Целый класе тру-
дился, чтобы дать возможность не
большому числу празлных людей нз-
слаждаться жизнью, пополнять свои
знания. Сад культуры, литературы и
искусства был частным владением,
худа имели доступ не самые разви-
тые, не самые способные, но те, кто
< детства не знал нужды. Всегда бы-
ло очевидно, что ум не обязательно
связан с ботатством. Во французской
литературе такие люди, как Мольер,
Дидро, Руесо, вышли из народа, но
‘их читатели все были людьми, имев-
шими досут.

Когдь Великая Октябрьская рево-
люция веколыхнула глубокие пласты
народов, на Западе говорили и пов-
торяли, и даже почти верили в 19,
что этот огромный вал затопит куль-
туру: Разве, товорилио  кекоторые,
хультура, как только она перестает
быть привилегией немногих, не на-
ходится в опасности? В ответ на этот
вопрос писатели воех стран сплоти-
лись в сознании непреложного долта;
ла, культура в опасности; HO omac-
ность ей угрожает никак не со ©то-
роны освободительных и революцион-
ных сил; наоборот, она угрожает се
стороны тех слоев, которые пытают-
ся подчинить себе эти революцион-
ные силы, сломить их, наложить CBOE
вто на самый разум, Утрозой для
культуры являются фашизм и узкие
искусственные националиамы, ROTO-
рые не имеют ничего общего © Ha-
стоящим патриотизмом, с глубовой
любовью к своей стране, То, что уг
Pr en $

» Речь переводит н& русский язык
тов, Мих. Кольцов,

рожает культуре,—это война, к кото-
рой неотвратимо ведут эти злобные
национализмы.

Я должен был предоедательствовать
на международной конференции писа-
телей для защиты культуры, которая
сейчас происходит в Лондоне. Тре»
вожные вести о состоянии здоровья

Максима Горького заставили меня
поспешить в Москву. И на этой Кра-
сной площади, которая видела уже
столько славных и трагических C0-
бытий, © этого мавзолея Ленина, на
который устремлены все взоры мира,
я хочу громко заявить от имени пи-
сателей. об’единенных в Лондоне, и
от моего собственного имени, что з8-
боту © защите культуры должны
взять на себя великие международ-
ные революционные силы. Они дол-
жны ее защищать и придать ей но-
вый блеск. Судьба-культуры для нас
непосредственно связана с самой судь
бой СССР. Мы будем защищать их.

Так же как над частными интереса-
ми каждой страны стоит великое
единое стремление к сплочению про-
летариата всех стран, так над каждой
вациональной литературой расцвета-
ет культура общая и единая для всех
заций, культура, выросшая из того,
что поистине живо и человечно, в 060-
бенностях литературы каждой стра-
ны, «национальной по форме, сооциа-
листической по содержанию», как нам
оказал товарищ Сталин.

Я часто писал, что чем больше у
писателя своего, характерного, тем
более широкий круг он привлекает в
себе, потому чт, будучи более ин-
дивилуальным, он оказывается TeM
самым более человеческим. Hu эдин
русский писатель не был более рус-
ским, чем Максим Горький, И ня
к одному из русских писателей не
прислушивались в таким вниманием
во всем мире,

Я видел вчера, как шел народ
мимо гроба Максима Горького. Я мог
бы бесконечно смотреть на это He-
сметное число женщин, детей, тру-
дящихся всех профессий, чьим дру-
TOM H глашатаем был Макеим Горь-
кий. Я с грустью думал о том, что
эти самые люди в0 всякой другой

стране, кроме СССР, были бы теми
людьми, для которых был бы запре-
щен вход в этот зал; теми езмыми
людьми, которые у входа в сады
культуры наталкиваются на страш-
н0е: «вход запрещен», «частное вла-
дение». И слезы навертывались у ме-
ня на глазах при мысли о том, что то,
что здесь уже так естественно, кажет-
ся мине, западному человеку, еще та-
ким ‘удивительным.

И я думал также, что здесь, в 00-
ветском Союзе, есть нечто новое и
неожиданное: до сих пор во всех
странах света крупный писатель по-
чти всегда был в той или иной сте-
пени мятежником и бунтарем. Более
или менее сознательно, с большей или
меньшей ясностью он думал, он пи-
сал всегда протия чего-нибудь. Он не
сотлашался ничего одобрять. Он все-
лял. в умы и серлца брожение непо-
KOPHOCTH, мятежа, Сановники, вла-
сти, если бы они умели предвидеть,
без сомнения угадали бы в нем вра-
Ta;

Сейчас в Советском Союзе вопрос
впервые стоит иначе: будучи рево-
люционером, писатель не является
больше оппозиционером. Необорот, он
выражает волю масс, всего народа и,
что прекраснее всего, —волю его во-
ждей, Эта проблема как бы исчезает,
и эта перестройка настолько Необыч-
на, что разум He может его сразу
осознать, И это лить одно из много-
10, чем может гордиться СССР в эти
замечательные дни, которые продол-
жают потрясать наш старый мир.
Советский Союз зажег в новом небе
новые звезлы, открыл новые проб-
лемы, о существовании которых мы
по сей день не подозревали.

На долю Горьком выпала удиви-
телыная и славная судьба,—<связать
этот новый мир © прошлым и пере-
бросить мост в будущее. Он видел
тнет позавчералинего дня, трагическую
борьбу вчерашнего. Он своими мощ-
ными силами помог уверенной сияю-
щей победе сегодняшнего дня, Он
был выразителем тех, кто еще сам
не мог поднять свой голос, и тех, чей
толос уже звучит сейчас. Отныне Мак-
сим Горький принадлежит истории.
Ero место в ряду самых великих,

4CUMO!

Во всей мировой литёратуре нет пи-
сателя, у которого жизнь и творчест-
в0 были бы так едины, как у Мак-
сима Горького, QO нем недостаточно
сказать, что в свои произведения он
вложил глубокие иден и огромный
жизненный опыт. Так бывало и
других выдающихся писателей.
Горького нэ только его литературная
и общественная деятельность, HO 4
основные факты его личной жизни —
всё аначительно, и все это составляет
единое целое. Он вошел в историю че-
ловечества не только как писатель,
автор многих замечательных пройз-
ведений, Значение его еще больше,
еще выше.

В жизни Горького, человека из
трудовых масс, в тАжелых боях и в
напряженном труде отстаивающих
будущее человечества,  вонлотился
процесс величайшего всемирно .BOTO-
рического значения г—— рождение CO-
циалистического человека.

Великие писатели прошлого созда-
вали типические образы, через по-
средство которых мы познаем совре-
менную им действительность, ее про-
тиворечия и таящиеся в ней возмож-
ности развития.

Максим Горький — ‘Алексей Мак-
симович Пешков — сам был художе-
ственным, типическим образом, ко-
торый создало революционное разви»
тие русского пролетариата.

Если бы Горький ие был писате-
лем, а работал бы в любой другой
области труда, то и тогда ето жиз-
ненный путь — от неосознанного
протеста против неправды жизни до
сознательной борьбы за коммунисти-
ческое переустройство общества, — и
тотда его жизнеописание, очерченное
добросовестным биографом было бы
неоценимым памятником  литерату-
ры.

Огромное массовое движение, соци-
алистическая фезолюция неизбежно
должны были, рано или поздно, выде
винуть великого писателя, А этот пи;
сатель должен был описать жизнь
человека, похожую на жизнь Горько-
то. Но случилось так, что большой
‘литературный талант и большая
жизнь, существенным  солержанием
которой был рост общественного
сознания, совместились в одном
человеке. Горький сам написал 0
своей жизни. Блатодаря этому co-
циалистический пролетариат уже ‚в
начале своей борьбы получил глубо-
кое художественное отражение в ли-
тературе.

Это может показаться случайно-
стью, подарком судьбы. Но во вся-
ком явлении, имеющем большюе исто-
рическое значение, под видимой слу-
чаЙностью скрывается глубокая за-
кономерность, Литературная деятель-
ность Горького, как и вся его жизнь,
воплотила в себе важную характер-
ную особенность - социалистической
культуры.

Особенность эта заключается в том,
что жизнь человека из трудящихся

Ночь в крематории. Сумеречная
Красная площадь. Взволнованная
речь товарища Молотова. Рядом с
ним сосредоточенное и такое любимое
лицо вождя. Траурный марш. За-
тихшая многотысячная толпа. А по-
том — последний скорбный путь к
древней Кремлевской стене...

Все это было только вчера, Все это
было, и тем не менее, до сих пор
рассудок” не может примириться Cc
тем, что Алексея Максимовича боль-
me Het, Горький никогда не умрет в
наших сердцах, он навсегда останет-
ся живым, жизнерадостным, полным
кипучей деятельности, мятежным бу-
ревестником пролетарской революции,
пламенным бойцом за коммунизм,

Когда-нибудь, —я в этом не сом-
неваюсь, — будет написано очень мно-
го волнующих строк о неповторимой
большевистской работе Алексея Мак-
симовича с сотнями и.тысячами «быв-
ших плохнх людей», как он писал в
одном из писем, обращенных к ва-
ключенным латерей, Об этой титани-
ческой и потрясающей своей чело-
вечностью с»ъранице жизни Горького
со временем будут написаны целые
тома. Я здесь хочу лишь привести
отдельные штрихи и факты из этой
замечательной фаботы Горького.

*

О литературно-художественной ра-
ботё каналоармейцев Дмитлага НАВД
— Участников исторической стройки
канала Москва — Волга— сейчас уже
знают многие, В «Правдё», среди ли-
тераторов Москвы и Ленинграда не
раз говорилось о литературном жур-
Hane «На штурм трассы», о газете и
библиотеке «Перековка». Вся эта мно-
тообразная, мнототранная работа на-
ми, чекистами-большевиками, прово-
дилась при самом горячем участии
и под непосредственным ‘идейным
руководством Алексея Максимовича»

Недавно в нашем латере по ини-
циативе Горькото был проведен кон-
курс на каналоармейскую песню. Мно-
гие к этому делу относились со ени-
сходительным скептицизмом, не ве-
рили в 910 начинание, Алексей Мак-
симович настоял, В результате в те-
чение двух месяцев на конкурс бы-
ло представлено 112 мелодий, на»
писанных 73 латерниками, из кото-
рых большинство никогда не знало
нотной записи,

«Количество песен, представленных
на конкурс, = пишет автор оперы
«Тихий ть И. Дзержинский, —
меня поражает... Отобранные жюри
двадцать песен, авторы которых в8-
частую даже не знают нот, говорят
0 наличии серьезных композиторских
дарований среди каналоврмейцев»,

Такие же теплые отзывы о канало-
армейском музыкальном ‘творчестве
дали композиторы Белый, Кабалев-
ский, Шехтер, Чемберджи, . Crapora-
домекий,

Десятки блещущих огнем живого
искусства каналоармейских агитбри-
тад работают на всем протяжении
трассы канала, ‘Лучшая из них —

am)
Е
#

1.

И.

„слоев ‘населения. приобрела небыва-
лую прежде значительность.

Если и прежде, во всей предшест-
вующей истории, в основе культуры
лежала деятельность Macc, TO при-
виженное,  бесправное положение
этих масс приводило 5 тому, что в
продуктах луховного творчества ЛЮ-
дей дейтвительное содержание народ-
ных движений и жизнь самого наро-
да получали неполное, косвенное и,
большей частью, искажениое отраже-
ние, Правда, в эпохи великих исто-
рических переломов, когда револю-
ционные выступления масс достига-
ли высшего напряжения, возникала
поллинно высокая литература, ©0-
вдаваемая великими художниками,
— а «если перед нами действительно
великлй художник», как пилал ви,
Ленин, «то некоторые хотя бы из еу-
щественных сторон Феволюции он
должен был отразить в своих произ-
ведениях». Действительно, творчество
великих писателей, реалистов прош-
лого, является для своего времени и
наиболее демократичным, наиболее
полно и сильно отражающим жизнь
народа. Но недаром Горький назвал
реализм этой литературы «критиче-
ским реализмом».

В те времена, когда еще не созре-
ли обективные условия для победо-
носной революции трудового народа,
н результаты его восстаний неизмен-
но присваивались новым, выходящим
на историческую apeHy эксплоататор-
ским классом, писатель еще ие нахо»
дил опоры для реалистического  раз-
вития своих положительных идеалов.
Эти положительные идеалы зачастую
превращались в утопии, в которых
подлинно человечные и прогрессив-
ные устремления выражались аб-
страхтно, в затемненной форме —
как некое противоположение сущест-
вующему, несправедливому обществен-
ному порядку иного, более или менее
отвлеченного общественного идеала.
Горазде прямее выражалась демокра-
тическая сущность таких нисателей в
критической стороне их творчества—
в беспощадном разоблачении уродетв
современного им общества, в силе, ©
которой они клеймили его’ пороки.

И вот замечательный факт: во вре-
мена относительной демократизации
культуры в художественном творче-
стве на первый план выступает ав-
тобиотрафическая или биографическая
форма произведений, причем герой та-
ких произведений носит характерные
черты современного человека. Это
связано ’с тем, что жизнь целого слоя
населения, который прежде  считал-
ся мало интересным и недостойным
тоте, чтобы быть тлавным об’ектом
художественного изображения, теперь
приобретает всеобщую  значитель-
ность. В описании судьбы человека
из этого общественного слоя’ раскры-
ваются наиболее глубокие ‘вопросы
современности. Это прекрасно знал
Горький, и на это он указывая дру-
тим. Именно эта мысль легла в осно-

ТР

СЕМЕН

Волжекая атитбритада имени Макси-
ма Горького, с которой великий пи-
сатель состоял в живейней евязи и
репертуаром которой он специально
занимался. Пение, пляски, хоровые
номера, скэтчи,  инсценированные
сказки, акробатика, лихие гармони-
сты и балалаечники — вся пестрая
и брызжущая весельем жизнь канало-
армейских атитбритад пользовалась
исключительным вниманием нашего
друга.

Алексей Максимович торячо под-
держивал работу наших лагерных ху-
дожников. Он 060бо интересовался та-
лантами из уголовной молодежи. Еще
на Белморстрое он заметил бывшего
вора Степана Дудника, который те-
перь заканчивает Академию  худо-
жеств СССР, куда он был принят по
рекомендации Горького. В ИВР
Алексей Максимович с любовью сле-
дил за интересной работой Централь-
ной художественной мастерской, воз-
главляемой талантливым графиком
Глебом Кун, значкистом двух кана-
лов. Центральная художественная ма-
стерская Дмитлата за время своей
работы создала сотни ярчайших по-
лотен и зарисовок и выдвинула око-
ло двух десятков талантливейших лю-
дви.

Лишь на-днях бывший вор Петр
Гусев, ученик нашей мастерской, при-
нес свой подарок любимому шефу
каналоармейското искусства: портрет
Максима Горького, артистически ис-
полненный мозяичным ©10собом из
цветной соломы. Гусев мечтал ‘о пе-
редаче этого портрета лично Алексею

Максимовичу. Увы! — эта мечта сей-
час уже невыполнима...
*

Своими писымами в каналозрмей-
aM, строителям канала Москва—
Волга, Алексей Максимович воспиты-
вал в них высокое чувство Gearpa-
ничной любви к нашей прекрасной
родине, к нашему великому Стали-
ну. О вожде партии Горький всегда
говорил с 0с06б0й проникновенной лю-
бовью.

В декабре протилого года я навестил
Алексея Максимовича в Крыму. Под
вечер Горький вышел погулять на
берег моря. Алексей Максимович, че-
ловек огромных страстей, любил сти:

Море в тот день было неспокойно.
Горький, задумавшись, смотрел вдаль,
Вдрут, как бы отвечая какой-то ево-
ей мысли, он заговорил о товарище
Сталине, Волнуясь и покашливая, он
© юношеским восторгом заговорил о
замечательном сталинском внимании

‘к живому человеку, о гигантском об-

лике нашего вождя. Он с увлечением
заговорил о своих литературных пла-
нах, о намерении запечатлеть образ
товарища Сталина в новой книге об
изумительных победах Советского Со-
3a. ;

ГО

`Человен нового мира

САЦ

BY одною из предпринятых им ли-
sebary pitti изданий — серии «Жизнь
молодого человека XIX столетия».
Горький © тениальной чуткостью по-
нял, тде кроется максимальное выра
жение исторического смысла общест-
венной борьбы минувшето столетия.

Но своим творчеством и своей ли-
тературно-политической деятельно-
стью он указал нам также на корен-
ное отличие новой художественной

культуры, создаваемой  пролетариа-
том, от культуры всех предшествую-
щих эпох.

Всякая демократизация обществен-
ной жизни до пролетарской револю-
ции могла быть лишь относительной.
Осуществлялась она в отраниченной и
противоречивой форме; подавляющее
большинство народа оставалось В

„подчинении у тосподствующих клас-

сов. Основные массы трудящихся
оставались изолированными OT BBIC-
ших форм культуры.

Только пролетарская революция ве-
дет к окончательной, полной демо-
кратизации общества, превращает
весь народ в творца культуры, про-
дукты которой принадлежат ‹амому
народу. Миллионы людей видят, как
собственными их усилиями  стреми-
тельно изменяется жизнь, миллионы
людей видят, как в этом общем про-
цессе изменяются они сами. В свете
победы революционных идей особую
яркость и ценность приобретает все,
связанное с подготовкой этой побе-
ды; выясняется вся значительность
прошлой жизни не только руководя-
щих, но и рядовых участников доре-
волюционного подполья и революци-
онных боев. Мало того — жиань тех
трудящихся, которым нечего вспом-
нить в своем проплом, кроме тяж-
кого труда и безрадостного сущест-
вования, © новой точки зрения, по-
рождаемой социалистической  дейст-
Фительностью, получает новый смысл
и большую значительность Сейчас
нет биографии ` ‘трудового человека, .
которая He была бы интересна, если
не ботатством фактов, то внутренним
содержанием. Тем более значительны
биографии передовых людей нашей
страны, а таких людей — миллионы.

Максим Горький © чуткостью, кото-
рую дало ему глубокое знание жизни
народа, понял всю важность этого яв-
ления. По его инициативе и под его
непосредственным руководством сов-
даны были «История фабрик и зазво-
дов», «История гражданской  вой-
ны», «Люди второй пятилетки» —
организации, задача которых состоит
в выявлении широчайшего культур-
ного процесса в нашей стране, про-
цесса коммунистического самовоспи-
тания масс и литературная запись то-
то, что рассказывают о себе массы се-
тодняшних строителей социализма,

Тысячи людей откликнулись на это
начинание Горького. Вокрут этих ор-
танизаций создалось общественное
движение, значение которого далеко
еще не оценено в должной мере.

ФИРИН
Он с безграничной любовью гово-
рил о Сталине, о партии, о чудесных

делах, творящихся на одной шестой
части мира.
*

Я помню женский слет каналоар-
меек Дмитлага в день 8 марта 1935 т.
В Язромоком клубе строительства
собрались лучшие ударницы канала,
вчерашние воровки, бандитки — се-
тгодняшние героини труда на вели+
чайшей стройке страны, Было во вре-
мя этого слета много незабываемых
минут. Но самым лучшим, самым яр-
ким, самым радостным воспомина-
нием для всех остались минуты, ко-
тда зачитывалась телеграмма Максима

Горького ударницам-каналоармейкам.

<...Ваша работа еще раз показыва-
ет миру, как прекрасно действует на
человека труд, осмысленный великой
правдой большевизма, как чудесно
организует женщин дело Ленина—
Сталина».

Делегатки слета, BATARR   дыхание,
слушали приветственные слова, люби-
№9070 писателя.

«..Вашей работой вы хороните про-

клятое прошлое, — всей душой же-
лаю вам поскорее пережить настоя-
щее и сохранить силы  ващи для,
строительства будущего, — будущего,
когда вы, свободные, познавшие ве-
ликое значение  социалистического
труда, примете участие в деле даль-
нейшего украшения и обогащения
вашей родины. Сердечно приветствую,
почтительно кланяюсь. М, Горький».

Когда замолкли посл

последние слова
«сердечно приветствую, почтительно
кланяюсь», в притихшем зале раз-
дались затлушенные рыдания. Это
были потрясающие минуты, оставив-
шие у всех неизгладимое впечатле-

ние,
*

Горький © особой, я бы сказал неж-
HOH, заботой относился к начинаю-
их литераторам-каналоармейцам.

ередо мной рукопись рассказа «Мя-
rae каналоармейца Н. Жигульско-
о wee aes нспещрена внимательны-
и любовными поправками Алексея

аксимовича, Некоторые поправки он
а на полях об’ясняет: «бирюзу
а шлифують, «ему, врагу,
и. № 2 на заглавном ли-
THC, ея a
ke Алексей Максимович с Тадостью
pastes выпуск первых номеров на-
специальной библиотечки «Пере
ROBRU?, посвященных творчеств i
ционалов-каналоармейцев. В ня
от i декабря 1935-1, on пишет: о

«Цолучил :
CTHXOB С а а ee

и Be pe уверенностью  товорю
ри: делаете дело хорошее и на.

mee, культурно и политически

Накопление материалов и, з
бенности, разработка их полы
начались, трудно’ предугадать, с
ко еще ценностей даст эта рабу j
и среди тото, что удалось уль
брать есть документы огромной
Это прежде всего — непосредстве.
автобиографические рассказы >,
чих и крестьян, & также рабу
бок о бок © ними научных бл,
ков и инженеров. Ценность ре J
деляетоя этическим A TRO,
превосходством трудящихся. фт,
чества проникают BO BCH HX zp
Именно ‘здесь находится » xen,
из которого вырастут лучшие т
ведения социалистической дите»

BI.

р Биографический и автобиоци»
ский жанр’ занимает чреззычь
большое место и в современной +
жуазной литературе. Все это об
здесь своим особым характер.
же по своему отражающим сир
буржуазной культуры. «чу
сквозь восприятия которой >
изображается жизнь, единстве»
реальность видит только в сам,
бе. Тщательное наблюдение сот:
ных мельчайших ощущений re
рует такую  этоцентрическую y,
ность. Круг реальных об’еквтов ко
кето мира, на которые направлен:
внимание, в особенности явлениь
циальных, становится 866 уже ат
Ba их счет раздувается ло зиул
ских масштабов нечто мелкое 14»
держательное. Получается то,
немецки называют «[сп— Вотан (6,
роман», роман о 660), Лично 2
литературе уже перестала cay
средством изображения общест и
заслоняет собою общество, ве к
всех людей, кроме автора, котлы!
этого и сам перестает быть ди
ным звания человека,

В этой диаметральной проти»
ложности двух литературных до
ний ясно оказалась пропасть ух
художественной «культурой» (т
азного упадка и гитантеки pany
пролетарской социалистической т
турой.

Автобиография Горько в
замечательного человека кашей т
ны — огромный вклад в ми
культуру.

Большая часть лучших прутл
ний Горького — автобиографии!
нет ни одного писателя, в Твин
которого с такой глубиной к тит
носторонне отразилась бы жизьи
лионов людей, идущих в юм
му.

Борьба за коммунистичению @
рищество, об’единяющая вт 4
шихся, за освобождение челове
от буржуазного варварства -!
тлавное содержание всей жен
сима Горького. Это делает ем к
великим произведением, в
великой эпохой. И это сдали J
наведения Горького огромных г у
зперед в художественном разеиа! в
ловечества, д

правильное. Эти Ваши узи
поэты и прозаики вернут
действительно «перекованныме 2
ми и будут хорошо служить р
ду своему».

Письмо  зажанчиваетя (м
«Летом обязалельно приеду в М
Дмитлат>.

Какая боль, котла подумать!
Горький безвозвратно ушел.

*

‘Anercett Максимович прлети
Крыма в Москву 27 мая, № и yy
ему послал рассказ бывшем в
хашта Брилева. Рукопись Би
была: мне 2 июня возвращеза !
тальнейними пометками на №0.
ницах. Некоторые страницы (5
но исписаны критическими #7
ми великого писалеля. К И? в.
приложено письмо на дв ©
ницах с подробнейшим xylose?
ным ‘и идеологическим разбору!
сказа Брилева. Алексей Маки
В этом письме анализирует при
ные черты ведущего repos, yi
ет автору на поверхностноеть 7
хода к сложнейшим пробу‘ 4
временности, вскрывает ео 6
стические ошибки, у

И письмо и заметки Ha D0! ty
писаны дрожащей рукой № в
Максимович писал их, буди? ан
женным смертельным HEA

* 2
Смерть Алексея Макелуот ™
кого одела в траур вею кашу  №
ку. Каналоармейцы-писатели, ® ^
ливо и сердечно выращены  ,
смертным певцом пролетариат’
звались на эту невознаградимт.
рату целым потоком воспомее”
‘стихов. Латерная библиотека
ковки» выпустила специальн
тературный сборник, mocsal’®
памяти нашего любимою д “4
учителя. Скромные crport mi  S
мейских поэтов мы возложить”
венок, на родную могилу ваше  >“
забываемого Алексея Mant!) 34
Общую скорбь и наше обще #*.
енне выразил в этом сборни’®.
лоармейский поэт Николай 27°
ский:

Ш

}
D

«0, эта смерть! Она q
пришла не в свой wept
Явилась невпопад
непрошенкою птицей
Зачем в счастливый’ год
опять скорбит пад
И даже солнца лик
тотов с тоски затмить
Не верьте в эту смерть а
я в медных труб ва» %
Ни сердцу, ни тоске,
я ничему не верь!
Певец не умирал,
он будет вечно жив,
В сердцах народов ох
завоевал бессмертьв»х
т, Дмятров.
21 июня 1936 &

_

(err 27

Е
Frage