Очерк ПЕТРА ЛАЗАРЕВА
	обычная картина коллективного по-
гребения или, вернее, трупоположения.
Скелеты мужчин, женщин и детей
лежат в вытянутом положении, иногда
ногами по направлению к выходу,
псрою же поперек катакомбы. Между
покойниками, видимо, существовала
какая-то родственная или нравственная
связь: их руки соединены между собою
как бы в дружеском пожатии... Рядом
с сдной катакомбой было обнаружечо
даже торжественное погребение коня.
Четвероногий слуга должен был по-
следовать за своим умершим хозяи-
ном. Коня поставили, потом удушили
и сложили у его ног богато убранную
упряжь. При раскопках попались се-
ребряные украшения, в виде чашечек
тюльпана, бляшек и застежек.

Исследование катакомб дало бога-
тый материал для определения куль-
турной высоты народа, создавшего
этот могильник... Каждый скелет был
богато украшен и снабжен целым по-
хоронным инвентарем. Среди оружия:
сабли, топоры, кинжалы и ножи. Сабли
иногда на конце и на ручке разукра-
шены серебром...

Типичны для каждой камеры глиня-
ные сосуды, на днищах которых легко
различаются разнообразные клейма.

Но что особенно поразило археоло-
гов — это изобилие разнообразнейших
украшений, преимущественно бронзо-
вых и серебряных, в виде исключе-
ния — золотых. Бляшки, бубенчики,
пуговицы, различные браслеты и пер-
стни, подвески и зеркала — буквально,
покрывали скелеты. Не редкость —
бусы из стекла, сердолика, яшмы,
смальты и янтаря. Народ, оставивший
нам этот памятник, особенно любил
металлические нашивки на одеждах:
	попадались целые наборы бляшек от.
	пояса, украшенных различного рода
изображениями, и бубенчики, издавав-
ие при ходьбе мелодичный звон...
	ЦАРСТВО НА КОЛЕСАХ
	Но не бесконечные проволочные —
золотые, серебряные и бронзовые
серьги, не перстни и браслеты и даже
не массивные бронзовые зеркала при-
влекли внимание ученых — нет, взоры
ученых обратились к маленьким, ча
сто попадавшимся монеткам, служив:
шим одновременно и украшением и
знаками меновой стоимости. Эти мо-
нетки дали ключ к определению вре:
мени создания этих таинственных ка-
такомб...

Тщательное изучение их показало,
что монеты относятся к УШ—Х ве-
кам до н. э. Дата памятника была
таким образом установлена, неизвест-
ными остались только создатели мо-
гильника. Начались поиски, исследо-
вания, приведшие к совершенно He-
	Бе просторы Украины
с давних пор были ареной жизни
разнообразнейших племен и’ народов...
На поверхности земли, до самого
горизонта разбросанные курганы с ка-
менными бабами, кое-где развалины
древних укреплений и целых городов,
остатки валов и бесконечные, выры-
ваемые плугом, случайные находки,
начиная от’наконечника стрелы и кон-
чая золотыми украшениями скифов —
все это красноречивые памятники, по-
рою единственные ‹ свидетели жизни
человечества.

Но, кроме этих памятников, челове-
чество, совершая свой путь, оставило
целый ряд сооружений, скрытых под
землей, бесчисленное количество под-
земных памятников самых различных
назначений, относящихся к самым
различным эпохам.
		Лет двадцать тому назад весь рус-
ский археологический мир повторял
имя Верхний Салтов, принадлежа-
щее селу Волчанского уезда, Харьков-
ской губернии. Интерес был вызван
находкой, сделанной народным учи-
телем В. А. Бабенко. Случилось
это так. Весенние воды, размываю-
щие возвышенности, образуют ов-
раги. В стенах такого оврага у села
Верхний Салтов, рядом с городищем,
любознательным учителем были обна-
ружены загадочные, засыпанные зем-
лей коридоры. Из опросов крестьян
выяснилось, что не раз крестьянские
лошади проваливались весной в ка-
кие-то ямы, что пастухи натыкались
на разбросанные по оврагам пещеры.
Учитель решил проверить слухи и
пришел к результатам, удививитим весь
ученый мир.

В. А. Бабенко в течение долгого
времени исследовал овраги, отыски-
вал ходы, которые вели в засыпанные
землею коридоры. Коридоры легко
освобождались от земли, пол их опу-
скался к погребальным камерам, вер-
нее, целым пещерам, более высоким,
чем катакомбы. В коридорах можно
было пробираться только ползком
или же согнувшись, а в катакомбах
можно было даже привсталь... Инте-
	ресной особенностью была полная
изолированность катакомб друг от
друга.
	Что ‘же представляло собой это за-
гадочное сооружение, потребовавшее
от древнего человека больших усилий
и затрат энергии? Разгадку дали ка-
меры, заключавшие в себе погребения.
Это было грандиозное подземное
иадбище, наподобие римских ката-
комб эпохи первых христиан... Пред-
ставьте себе: вы через коридор по-
падаете в камеру. Перед вами не-
		ожиданным результатам. Инвентарь.
Салтовского могильника оказался по-
многим предметам похожим на на-
ходки в раскопках Северного Кав-
	каза Между украинским  Салто-
вым и Чми и Кумбульта (места
раскопок) Северного Кавказа протя-
	нулись культурные нити, в далеком
прошлом связывавшие какие-то наро-
ды. Ученые на основании этой анало-
гии высказали предположение — не
являются ли эти могильники и на.
Украине, и на Северном Кавказе сле-
дами существовавшей в УШ--Х веках
могучей Хозарии, которой северяне,.
поляне и древляне уплачивали дань и
которая когда-то имела могуществен-
ную столицу Саркая. Хозария — было.
царство на колесах... У хозар были.
города, много городов, была горячая
городская жизнь, но, странное дело...
население Хозарии оставалось полу-
оседлым, полукочевым... Население:
городов в определенное время года
снималось, с места и уходило в дале-
кие кочевья, подчиняя себе порою це-:.
лые гнезда славяно-русских поселе-
ний. Возможно, что и тот город, от`
которого под землей осталось Салтов-
ское катакомбное кладбище, а на по--
верхности земли городище —и был
одним из первых городов древней Хо-
зарии...

Свет на далекое прошлое украин-
ских степей, был пролит именно под--
земными памятниками...

Подлинно: запрятанные глубоко в
подземные кладбища покойники ока--
зались красноречивее и легенд, и ле-
тописей.
	СТОРОЖЕВОЙ ПЕС
МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА
	В ежедневной суете на площадях и
улицах нынешней украинской столи.
цы-—Харькова едва ли уловишь следьь
далекого прошлого, этого, стоявшего.
в семнадцатом веке на границе с опас-
ной степью города...

На поверхности земли исчезли все
вехи, ведущие в прошлое. Вам разве.
что расскажут о мифическом разбой:
нике Хозьке — это сделает далекий от
науки человек, более сведущие люди:
упомянут имя Ивана Каркача и от него
произведут слово Харьков, или же, в
лучшем случае, вспомнят половецкие:
набеги, далекое прошлое — половецкий:
город Шаракунь, разрушенный рус-
скими князьками в 1111 году...

Внешний вид сегодняшнего Харь-
кова ни слова не скажет о той  порь,
когда молодой город только что лег
на безопасном бугре, между реками
Лопанью и Харьковом, только что опо-
ясался бревенчатыми стенами, чтобы
отгрызаться, подобно сторожевому:
псу, от налетавших со степи плоско-
носых крымчаков-татар.