Й ПОЭТ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ
	Очерк 24. Мата к 200-летию со дня рождения Leccuma
ественно- от- _ собственным-опнтом. постиг гоэькой исти- _ лась из-под пера вечно гонимого > dleccunra
	в часы’ тяжелых испытаний, в скучные
зимние месяцы уединенного малолюдного
городка, Вольфенбюттеля... Е
„Натан Мудрый“ — душа Лессинга, его
духовное завещание потомству — история
спора людей о.религии. Действие происхо-
дит в Иерусалиме в эноху крестовых но-
ходов; среди действующих лиц есть предета-
вители христиан, магометан и евреев. Bee
типы „Натана, Мудрого“ хорошо очер-

нь:
	чены и живы. В лице патриарха, 1ес-
синг вывел своих противников, гор-
‚ доеть которых „состоит в том, чтобы
только христиан, а не людей являть
_в себе“. я А
В лице прислужницы Даи Лессинг
показал, ‘насколько губительно. для
человека влияние подобных пасты-
рей:. добрая женщина, восприняла, их
проповеди и, без всякой критики под-
чиняясь их заветам, готова, была, CO-
творить много зла. Недалеко от нее
стоит служка:. его душа, протестует
против действий патриарха, но, вос-
питанный в етрогом подчинении ду-
ховной власти, он послушно-исполня-
ет его поручения, и евой тихий ропот
проявляет только в благодарности
людям, которые настолько благород-
ны, что несогласны исполнять интри-
ги патриарха. Тамплиер по своему ду-
ховному развитию стоит значительно
выше и Даи, и служки: сражаясь с
великодушным и веротерпимым вра-
том, молодой крестоносец давно по-
HAN, что „религия—есть партия“; он
презирает патриарха и с уважением
относится к султану. Но, стоя выше
своих единоверцев, Тамплиер еще не
вполне свободен от вложенного в него
с детства, высокомерия христиан: уже
поняв Натана, и подружившись с ним,
он; будучи задет. за, живое, с презре-
нием бросает ему оскорбление. _
Основные моменты „Натана Мудро-
Fo“ — это знаменитая сказка, от трех
кольцах и первый разговор храмовни-
ка сНатаном,когда последний обезору-
живает заносчивого рыцаря ответом:

Ведь, собственно, зовется что народом?
Как будто бы христианин, еврей, —
	Еврей, `хриетианин гораздо прежде.
Чем человек?!
	- Последние сцены драматического стихо-
творения—соединение главных  действую-
щих лиц в одну семью, ‘имеют глубокое.
значение. В них Лессинг высказал” свою.
веру в то, что в будущем’ рухнут стены
	религий и.наций, отделяющие народы. друг
	от друга, — ту веру, которая. вечно. жила
в нем и поддерживала ‘дух борьбы. .
Идеи, высказанные‘ в „Натане Мудром“,
	были столь. неожиданны и смелы, что это
	произведение окончательно вооружило про-
тив .Леесинга все темные силы: Леесинга,
обвиняли в предалельстве, не брезгали и
клеветой— распускали слухи о подкупе и пр..

Все огорчения, вынесенные Лессингом,
а, также и тяжелые болезни подорвали
	наконец.его великие силы. Через. два года
	после создания „Натана“ Лессинг, лишен-
ный друзей и залравленный  врагами, умер _
в Брауншвейге 15 февраля 1781 года, ни
разу не изменив своим мнениям и продол-
жая бороться до последних дней.
Значение Лессинга в истории громадно.
Труды его не пропали даром. В конце его
жизни уже выступал молодой Гете, уево-
ивший вое его`принципы искусства; в год
смерти Лессинга появились „Разбойники“
Шиллера, проникнутые основной идеей
Лессинга, идеей борьбы с тиранией.
Отмечающие 200-летний юбилей Лессинга,
будут чествовать в нем не только великого
писателя, но и одного из первых пропо-
ведников тех великих идей космополитизма,
борьба, за, которые не кончена, и по сей день.
А’ Мат
	HL, Что „служение ‘великим мира’ сего
	опасно и не вознаграждает ни за труды,
ни за стеснения, ни за, унижения, которых
оно. стоит“. Знакометво с придворной
жизнью и наблюдение быта властителей
побудили Лессинга создать свое другое
знаменитое произведение, трагедию „Эми-
лия Галотти“, яркую картину насилия ари-
стократии над населением.
	Готгольд Эфраим Лессинг
	„Эмилия Галотти“ (написана в 1772 г.)—
произведение мирового. значения; ХУШ в.
не имеет вещи, более революционной, чем
	эта, тратедия..В ней вылилась вся вековая -
	ненависть немцев к своим! притеснителям.
	‚Но единодушному признанию германских
критиков, в изменении социального строя
	Германии это произведение Лессинга, сы-
грало великую роль.
	„Эмилия Галотти“. сделавшая Лессинга
	‚духовным вождем. передовых -современ-
ников, сплотила против него представите-
лей светской и духовной власти. Против пи-
	сателя начались преследования, но Лесеинг
не испугалея ‘борьбы и стал наносить но-
	вые удары: вскоре началась его знамени-
	тая полемика, с пасторами о религии. В этой
полемике Лессинг отстаивал свободу совести
	и критики и указывал на истинную сущность
	современного ему протестантства: экопло-
атация населения под видом проповеди’ по-
учений Христа, поклонение мертвой букве,
	вражда ко всякой живой мысли. Не будучи
	в силах разбить его-доводы, духовенетво ин-
тригами и доносами добилось от правитель-
ства строгих мер против Лессинга: во многих
странах Германии его’ произведения были
запрещены, за, чтение их налагался боль-
шой штраф,. самому Лессингу запретили
продолжать полемику. В 1779 году Лессинг
ответил врагам лучшим своим сочинением,
драматическим стихотворением „Натан
Мудрый“ — итогом всех своих дум-и на-
дежд. Это произведение было написано
Леесингом в период печали и бедности—
вскоре после потери жены и единственного
ребенка. Бессмертная, ясная песнь любви
и счастья человеческого—,Натан“—выли-
	__ ПЕРВЫ
	22. января‘ весь мир. торжественно’ от-
празднует литературное событие—200-летие
_ со дня рождения Леесинга.

Для своего времени Лессинг был духовным
вождем передовых сил Европы и пророком
будущей борьбы; значение Лессинга, велико
и теперь. о Кизнь и труды Леесинга, — го-
ворит Меринг,—проникли в плоть и кровь
борющихся и страдающих рабочих, как бы
мало они ни были знакомы с его произве-
дениями. Сущность, цель его борьбы
отброшена буржуазией и усвоена
пролетариатом“.

Готгольд Эфраим: Лессинг родился
в Саксонии 22 января 1729 года в
семье бедного пастора. От образован-
ного и веротерпимого отца, молодой
Лессинг впервые воспринял те высо-
кие идеи, которые впоследствии в
своих сочинениях он провозгласил на
весь мир. Для того, чтобы понять зна-
чение реформы Лессинга, нужно ясно
предетавить себе состояние. герман-
ской литературы в то время. Герма-
ния, едва оправившаяея от бедствий
30-летней войны, разделенная на, мно-

‚ жество маленьких княжеств и коро-
левотв, стонала, под давленим бесчис-
ленных монархов, старающихея пыш-
нобтью своих дворов и двориков
подражать Вервалю и сравняться

С „блеском“ Франции. Литература

была далека от народа и лишена

кавих-либо общественных задач: пи-
батели ютились при дворах и на
чуждом латинском или’ французском

языке  воспевали покровителей и

ставили трагедии, во всем подражая

Корнелю и следуя нерушимым заве-

там, данным Буало. Только бедный

народный театр, презираемый и неве-
домый высшему обществу, таил в себе,

‘несмотря на, свою грубость, зерна жи-

вой жизни: на маленьких провинци-

альных подмостках артисты из народа,
представляли бытовые сценки и жи-
выми шутками осмеивали или поощ-
ряли текущую жизнь. Обновление
театра и создание национальной лите-
ратуры было первым. делом Лессинга.

Еще будучи студентом Лейпцигского
университета, юноша Лессинг написал не-
сколько драм, шедших © успехом на, сцене и
доставивших ему громкое имя. Эти вещи`

еще не свободны от французского влияния,
	но в них уже видна та, живоеть диалога, и
проскальзывают те’ идеи свободы, которые
впоследствии во’ всей силе проявились
в „Эмилии Галотти“ и „Натане Мудром“.
	’ Очень скоро Лесеинг освобождается от -
	влабти Корнеля и Расина, и-с0 всей силой
своего таланта’ и горячей молодости обру-
шивается на прежние кумиры, желая. по-
	_ вернуть течение немецкой литературы в
` родное. ей и живое русло. В критиче-
	 ских журналах, издаваемых  Лессингом, он
`с нопобедимой логической силой, беспо-
щадно и остро. нападал на, ложно-клаоси-
ков. ‘доказывая` условность. их формы и
	ков, доказывая  усдовность. BA фор ©
оторванность содержания от жизни. Кри-
тика, Леесинга, имела, колоссальное влияние
	на современников, но вызвала и оживлен-
ные нападки „старых“. Горячий спор
лвух ‘литературных течений был раз-
	решен в 1763. году, когда вышла в свет.
	„Минна фон Барнтельм, или Солдатекое
счастье“, первое из знаменитой. триады
драматических произведений Лессинга.
„Минна фон Барнтельм“—до сих`пор не-
превзойденный образец национальной не-
мецкой комедии. Это произведение оконча-
тельно прославило Лессинга, на, родине и до-
казало всем правильность его воззрений.
Литературная работа, Лессинга, не доста-
вила, ему материального успеха, Нелюбимый
высшим обществом за, свободу своих мнений
и неподкупную твердость, доставившую ему,
по словам Гете, великое уважение всей на-
ции, Лессинг переезжал из городав город и