КАФЕ ФАЙФ ОКлЛОК*
	Очерк Матвея Роизмана
	Фото-иллюстрации 4. Шацхета
	Теплая компания рассчитывается
	довесь пятьдесят грамм, тебе расчетную
книжку в зубы, и айда в Рахмановекий!

Когда все отговорили по третьему разу,
Курц от имени собравшихся попросил
Степана Михайловича высказать свое
мнение.

_ — Я согласен, что нам необходима ар-
TRIB! ‘

— Ho какая артель? Еели мы хо-
тим регистрироваться в кустпроме
совнархоза,-то нам необходимо пой-
ти к нотариусу, пред‘явить ему на-
ши профессиональные билеты, и нас
исключат из союза. Конечно, никто
из нас этого не сделает, потому что
многие не состоят в союзе, а  дру-
гие не бросят: службу. Я предлагаю
другое: мы должны организовать из
наших жен и доверенных лиц част-
ный коллектив, а сами будем поти-
хоньку помогать! р

— Хорошо, да не очень! —восклик-
нул Дробин.— Артели с патента,
скидка, а коллективу никакой!

— Вот и договорились до самого

лавного!—ответил и снисходительно
	улыбнулея Степан Михайлович. —
Мы выберем бесплатный патент!

— Мы приглашаем в заведующие
нашим кафе Жмуркина!

— А это что за, птица?

— Мой старый приятель, инвалид
первой категории!
	— Ах, чорт подирай!—не выдержал сво-
_его восторга, Курц и вскочил со стула.
	Дробин написал протокол об организации
трудового коллектива „Освобожденный
руд“, в который вошли жены присутству-
ющих. заведующим кофейной был назна-
чен УЖмуркин, с единоличной ответетвен-
ностью перед административными и финан-
	совыми органами и с ежемесячным окла-
	HOM B CTO пятьдесят рублей. Тут. же в
юрисконсульты пригласили Степана Ми-
хайловича, в казначеи — Слютикова, & B
секретари и делопроизводители—Дробина..
Долго спорили о названий кофейни. Сте-
	‘’ Нан Михайлович пригласил в ‚комнату
	женщин, и, по настоянию Мери Григо-
рьевны, окрестили кофейню по-английски:
„Файф о‘клок“.
	В первой комнате был накрыт раздви-
нутый доотказа стол, на нем змейкой
извивались жестяные коробки с анчоуса-
	ми, скумбрией, шпиротами, прованеалем,
тарелки © нарезанной севрюгой, семгой,
колбасами, ветчиной. Около десятка, буты-
лок с вином, два графина © водкой, высо-
кие кувшины © лимонадом и мороом,
длинногорлые вазочки с тронутыми морозом
	‚ хризантемами.,— все. радовало глаз и серл-
	це. „Аенщины привели в порядок евои
	туалеты, мужчины откупорили бутылки.
	Когда Слютиков, перестав етыдиться своих
рук, выхлебнул бокал лимонада и уверял,
что это настоенная’ на лимонной корке
водка, Степану Михайловичу доложили,
что его спрашивает солдат. Смородинов
вскочил со стула, вышел в переднюю и
вскоре вернулся под руку © рыжеусым
	инвалидом, правая нога которого была, на
	деревяжке.
— Позвольте вам представить пролетз-
рия и бойца, товарища Жмуркина. Ура!
Пока гоети ‘кричали „ура“, Жмуркин
быстро ат к столу, сел на стул
Степана Михайловича, выпил его стакан
вина, и закусил его куском ветчины.
— Ты что ж не угощаешь, мадам?—
	спросил он оробевную Мери Григорьевну
	и, не дожидаясь ответа, схватил одной
рукой бутылку мадеры, а другой придви-
нул к себе салатник с провансалем.
Чтобы как-нибудь унять гостя, Степан
Михайлович протиснулся к нему с левого
	бока и стоя сказал ему, что его, 3&мур-
	кина, собрание членов „Освобожденного
Прута утвердило заведующим кофейной
„Файф о‘клок“. Услыхав сумму жалованья,
инвалид оттолкнулея от стола.

— Кому сто пятьдесят? — заорал он,
мотая головой и закатывая глаза, как
попугай. — Думаешь, на нас спросу нет,
4 ты вот выискалея и осчастливил Жмур-
кина! Отправить тебя в МУУР, Мурочка
покажет тебе, мамалку твою за, ляжку!

Тут Степан Михайлович не выдержал.
схватил Жмуркина, за руку, открыл дверь
будуара и втолкнул его туда. Через не-
сколько минут оба’ они вышли из комна-
ты. Инвалид, приглаживая рыжие усы,
смотрел исподлобья, Степан Михайлович,
наоборот, весело обводил всех глазами:

— Господа, мы допустили ошибку! —
воскликнул` Смородинов. — Заведующему
	кафе полагается натуральное довольствие,
прозодежда и прочее. Всего с жалованьем
двести ‘пять рублей. Вы не возражаете?
	Степан Михайлович Смородинов, быв-
ший советник коммерции и директор-рас-
порядитель российского страхового обще-
ства, „Саламандра“, пошагал по комнате и,
поглаживая холеную бороду, сказал своей
жене, Клавдии Ивановне:

— Я закрываю мое дело. Надо произ-
вести реорганизацию. Я думаю, Клаша,
	Инвалид найден
	в воскресенье устроить деловое сове-
щание..

Клавдия Ивановна слушала мужа, но
думала о шелковом гарнитуре белья, по-
купка которого теперь откладывалась на,
долгий срок. :

В воскресенье к Степану Михайловичу
пришли его’ друзья с женами. 3a-
усайлов, негласный пайщик хлебопекарни
„Врасный Пекарь“, привел с собой сестру,
поклонницу джаз-банда, и чарльстона, Мери
Григорьевну, и мужа ее, владельца ме-
бельного матазина, Дробина. Клавдия Ива-
новна рассадила в первой комнате, столо-
вой, женщин, а во вторую, еще по-старому
называвшуюся будуаром,’епровадила муж-
ЧИН.

В „будуаре“ Степан Михайлович по-
просил Дробина писать протокол, а быв-
шего консультанта, „Московской Стройки“,
Германа ’ Курца, — председательствовать.
Курн постучал чайной ложечкой о пустой
стакан и об‘явил совещание открытым.
Степан Михайлович рассказал о своем
положении, пожалел, что приходится бро-
<аль помещение на бойком месте и пред-
ложил открыть на артельных` началах
кофейню., Все наперебой стали кричать и
	спорить. ‘ Курц, от волнения попадая ло-^
	‚ жечкой мимо стакана, надулся, как индюк,
и завизжал:
	-— Ruhig, meine Herrn! Наш программ
	имейт шетире. вопрос, — и заглянул в за-
писку, подсунутую Степаном Михайлови-
чем, —ет56епз, форм коллектиф для экенло-
этаций кафей! , : ae
“ Заусайлов’ попросил слова.
— Враль не стану! В нашем положевии
подсобное дельце—благодать! Только в во-
нешнее время намаешься _ с. устройством!
	Мой приятель Галкин, из Охотного, так
	сварганил молочную кооперацию, полез
в кустсекцию; а. ему’ начисто /`отказали!
Тоже парень-то не дурак; имел в артели

одного коммуниста!
	— Значит, одного мало! — авторитетно .
	заявил Дробин. Мне в аукционной камере
давно советуют — „возьмите в завы пар-
тийца, в раю жить будете!“
— По-нашему, тут политика ни‘ при
чем! — возразил Слютиков, пряча, закоруз-
лые руки под отол. Он заведывал про-
довольственным магазином „Николо-Снас-
ской кооперации“, считал себя опытным
хозяйственником и давал это понять’ дру-
тим. — Будь ты сам Карл Маркеович и не