ДАМ НАШЕСТВИЯ
	О черк П. Лозинова
	В Котласе добываем „карбас“. Ставим
его под парус. Полнейший штиль. Север-
ное солнце печет нестернимо.
	Через 230 километров пути на лодке по
	необ‘ятной зеркальной глади Северной
Двины—дер. Пучуга. Здесь белые и интер-
венты не бывали. Но здесь были укрепле-
ния красных частей. Нучуга обстрелива-
лась английской артиллерией. Крестьяне
показывают остатки красных окопов.

От деревни Пучуга до. деревни Берез-
ник, на протяжении 100 километров, —цен-
тральный район боевых действий. Здесь
почти каждая деревня хранит следы боев
и хозяйничанья интервентов.

В деревне Сельцо беседуем с секрета-
рем сельсовета, т. Травниковым. Он в 1919 г.
был взят в плен англичанами, испытал
	прелести белогвардейской тюрьмы и мразч-
	Под парусом по Северной Лвине
	ной каторги на Иоканге. Тов. Травников
	показывает нам окопы. Отсюда красные
части вели обстрел в а. острова Се-
лецкого. Район острова, Селецкого в свое
время был минирован англичанами, при
чем было применено последнее достижение
техники — магнитные мины, причинявшие
нам немало хлопот после ухода англи-
чан. И теперь еще из осторожности неко-
торые участки реки обходятся нашими па-
роходами.

Интервенты просчитались в надежде на
восстание населения против Советов. Они
	[ ся
‘Село Кургомень. Братская могила красноврмейцев, расстрелян-
	ных интервентами. У могилы крестьявин Чулков
	ПО СЛЕ
	вынуждены были каждый захваченный ими
населенный пункт опутываль, как паути-
	Английская сторожевая башня на острове Мудьюг
	ной, колючей проволокой, окружать си-
стемой окопов, блиндажей, блокгаузов.
Только так огородившись от негостепри-
имных хозяев, они могли себя чуветво-
вать более или менее спокойно.

Английские части вели себя на, севере,
как в своих колониях.

Вот поселок. Тулгас. Он мешал англи-
чанам вести обстрел. Без долгих обеужде-
ний поселок был сожжен. Так поступили
не только с Тулгасом.

А как обращались с жителями?

Крестьянин ©. Кургомень, т. Чулков, ве-
чером во время артиллерийского боя за-
думал в своей избе вынуть рамы, чтобы
не полопались стекла. Англичанам везде
чудились заговоры, и мелькание света,
в окнах избы Чулкова они приняли за
сигнализацию красным. Чулков был ape-
стован. Не дав времени обуться, его в
лютый мороз поталщили в штаб батальона;
оттуда, — в полковой штаб. По снегу,
босиком, под ударами прикладов. Жена
хотела дать Чулкову валенки. Арестовали
и жену. Лишь на, другой день освободили.
Чулков еще хорошо отделался. А сколько
крестьян томилось в тюрьмах и на, каторге,
дазке не зная за, что!

В Кургомени много интересного. Здесь
была база интервентов. Кругом окопы,
хорошо сохранившиеся блиндажи,
блокгаузы. Проволочные загражде-
ния. Рогатки. Веюду разбросаны
проржавевшие банки из-под англий-
ских консервов.

Наглядно представляется система
обороны англичанами Кургомени. Вот
часовня, служившая наблюдательным
пунктом. В крыше часовни проделано
окно для сигнализации B THA. Ha
флангах и изгибах позиции — блок-
гаузы и пулеметные гнезда. В лесу—
артиллерийские окопы. Наблюдению
и обстрелу мешал участок леса. Были
мобилизованы жители и — нужный
сектор леса, вырублен.

Не веришь, что все это было де-
сять лет тому назад — настолько хо-
рошо все сохранилось и настолько
свежо все в памяти крестьян.

Последний пункт боевых действий
в этом районе— с. Березник. Кругом
окопы.

...Далее, на, пароходе в Архангельск.
Потом на моторке на, остров Мудьюг,
в 60. километрах от Архангельска.
селян: ЭТОТ остров — своеобразный музей

интервенции. Небольшой участок его

Центральный дом Врасной армии про-
вел интересный опыт организации ту-
ристексй экскурсии на север. Экскурсии
была поставлена задача пройти маршрут:
Вологда—Котлае по рекам Вологде и Су-
хоне, Котлас—Архангельск—по Северной
Двине.

Первая остановка, в Вологде. В феврале
1918 г. Вологду „осчастливил“ своим при-
ездом из Москвы посольский корпус „е0-
юзников“, который покинул столицу в знак
протеста против брестеких переговоров.
Вологда была выбрана послами не слу-
чайно: как центральный пункт Северной
области, этот город представлял болыние
удобства для руководетва белогвардей-
скими заговорами. Сюда шли нити яро-
славского заговора, здесь ставились. во-
просы о высадке десанта в Архангельске,
о связи с белогвардейщиной Сибири ит. п.

Руководил этими „предприятиями“ фран-
цузекий посол Нулане. Это через него в свое
время Борис Савинков получил средства,
на, организацию ярославекого мятежа.

От Вологды до Котласа—путь на, паро-
ходе. Непрерывной лентой тянутся краси-
вые своей северной угрюмостью, покры-
THE лесом, обрывистые. берега Сухоны.
Уходят назад села, разбросанные по хол-
мам. Проходим мимо Тотьмы и красивого
старинного Великого Yeriora, поражаю-
щего обильем церквей,

Останавливаемся в - Котласе, — пункте,
уже непосредственно связанном с историей
гражданской войны на, севере.

В Котлас, после белогвардейского пере-
ворота в Архангельске (2 августа, 1918 r.),
	Остатки блиндажа на берегу Северной Двины
	красными моряками под натиском белых
были переведены почти все паровые суда,
отоявшие в Архангельском порту. -
В Котласе создается Красная боевая
Северо-Двинская флотилия, которая
в дальнейшем ведет успешную борьбу
© белогвардейщиной и интервентами,
пренятствуя их продвижению на, юг:

Котлас — узел железнодорожных и
водных путей, важная военная база
красных частей  на, севере —нуждался
в специальных мероприятиях по
укреплению. Еще’ и тенерь -здесь
можно видеть неплохо сохранившиеся
окопы и блиндажи по двум напра-
влениям: на Северную Двину и на
Вычегду:

Интересен и затон Лиманда, где
речные суда часто кустарным ©посо-
бом при большой изобретательности
красных моряков и „речников“ пре-
образовывались в боевые. Тут были
когда-то осталки разорвавшихся ору-
дий с красных боевых судов, броня,
применявшаяся в красной флотилии.
Но теперь все это ликвидировано
Рудметаллторгом. Конечно, стране
нужен металл. Но кое-что из этих ре- -
волюционно - исторических реликвий  с.
можно было бы оставить для памяти.