БОЛЬШОЙ. -
	щего усталым хмурого отца, либо толстый,
багроволицый Ипальич в пробваленной
цветной жилетке—хозяин ближайшей чай-

ной.
Наши годы проходят под знаком малии-
ны. цифры и простоты. Жизнь ебросила
	все побрякушки и мишуру, лампасы и ор-
	ena генералов, серебряные позументы и
попугайную пестроту гусарского наряда.
Командующий дивизией одет так же, как

и любой красноармеец. Бряцанье оружием
у нас не в почете. Титулов мы не знаем

и не любим. И вот. почему нынешний маль-
чуган, дышащий советоким воздухом,—это
основная Черта, отличающая его от доре-
волюционного, — в массе своей анти-мили-
	тариет. К тероике сражений и атак он
	обычно равнодушен. Но зато на смену
увлечения мундиром, оружием, громкими
титулами выступает иное: повышенный
интерее к машине, к двигателю, к технике,
к производству. Соответствующие анкеты,
опресы ребят выделяют это’ любопытней-
нее явление. Наши ребятишки увлекаются
радио, электричеством, аэропланами, авто-
мобилями. Хотят быть — инженерами, тех-
никами, летчиками, ноферами.

И посмотрите, © каким жаром и с каким
знанием своего дела, работает такой Марко-
ни или Эдисон в коротеньких штанишках.
Вот один из примеров. Институт методов
внешкольной работы обследовал быт 18
мальчиков, работающих в электро-техни-
ческом кружке. Все это молодежь от 11
до 16 лет. Дети рабочих, служащих, вра-
чей, инженеров. Больше всего— детей слу-
жаших. Как живут? Большинство очень
тесно, скученно. Работает юный „инженер“
Ha тычке, на подоконнике, ежеминутно
сгоняемый © кеста. Вею свою мастерскую
носит в карманах. Впрочем, мастерская эта
очень неесложна. На первом месте — нож.
.А мастерят ребята, из бросового материала,
хлама, найденного на, ближайшей заводской
евалке. Винты, гайки, патроны, горелки от
примуеов, ржавые жестянки, гвозди, об-
рывки проволоки, —все идет в ход. Впрочем,
к своим материалам ребятишки относятея
скептически:

— Это что, все — никуда! _

Зало с гордостью говорят друг другу:

— Я богат медью.

— А я— цинком.

Что же, все-таки, делают эти медные и
цинковые „короли“ из своей дряни, подо-
бранной на свалке?.. Голь на выдумки хитра.
Вот радио-любители Нума П., 12 лет, и
Шура А., 13 лет. Они систематически чи-
тают книги и журналы по вопросам радио,
копируют схемы и чертежи, обмениваются
ими. Шура смастерил сам радио-нриемник.
Родители хвалят:

— Очень хорошо работает.

А Нума—тот целых одиннадцать радио-
приемников. Принялся за, радио-передатчик.
Мастерит динамо.

— Надоело мне читать беллетристику —
говорит Витя 0О., 16-летний парнишка.—
Все рассказы да рассказы. Спросил в би-
блиотеке книгу по физике; всякие опыты
там. Заинтересовался... Теперь все книги
по физике в библиотеке прочитал...

Начал работать сам. Устроил весы. Кино.
Фото-аппарат. Наконец, часы с фейервер-
ком (!}, или, как сам он называет, „меха-
низм часов для выпускания фейерверков
в определенное время“. Неудачи не обес-
куражили его („никак весы не могу уравно-
весить“), и парень сейчае еще более уви-
ленно изучает физику.

У Толи А. настольная книга—„Электро-
технико-строитель“ Гюнтера.

‚ Влечение, род недуга, к электричеству
Толя стал проявлять, еще с восьми лет.
Началось вот с чего. Родители запрещали
		КОГДА Я БУД
	Тов. А. М. Лежава и юные изобретатели
	Вопрое о своей профессии, карьере, бу-
	дущем общественном положении для ре-
бенка, всегда имел и имеет. громадное зна-
чение. Малыш, вихрастый, с исцарапанными
грязными коленками, уже намечает схему
своей будущей жизни:

— Когда я буду большой...

Вепомним наши ребячьи годы. Сладкие
чары Жюль-Верна, Жаколио, Майн-Р ида...
Не мечтали. разве мы сталь отважными
капитанами Немо, прорезающими таин-
ственную, зеленую мглу подводных миров
в стальном своем „Наутилусе“? Или лихи-
ми путешественниками, открывающими в
джунглях неведомые города, полные золота
ц кровожадных туземцев?
	Но еше более, „нежели соответетвующая
	литература, влияла, на, ребенка, среда, окру-
жающая его, социальная протоплазма, в
которой он возникает и психологически
формируется. Дети дворянских, буржуазных,
интеллигентских семей обычно сразу нахо-
дили ответ на, извечный вопрос:

— Кем я буду, когда вырасту большой?

Эти малыши твердо отвечали:

— Носланником.

— Генералом.
	Очерк Д. Фибиха Снимки А. Шашхжета
	— iycapom.

Или же менее конкретно, но, пожалуй,
более характерно:

— Буду богатым.

Девочки заявляли решительно (обычный
ответ):

— Балериной.

И только изредка какой-нибудь юный ро-
мантик, потрясенный промчавшимися на
бешенных конях грохочущими колесницами,
зловещими воплями труб и медными каска
ми, блистающими жутко и красиво при
свете факелов. отвечал:
	— Ножарным.
Это—0 привилегированных классах. Го-
	раздо скромнее были . мечты малышей, ко-
пошившихся на, задворках рабочих казарм,
	на загаженных городских пуетырях, номо-
	гавших отцу бороновать или пасущих ско-
тину на берегу полевой реченки. Жизнь
замыкалась в извечный круг. Это сознание
проникло в детский мозг © первых же го-
дов. Для худосочного, из‘еденного золоту-
хой и подвальной нищетой оборвыша, рыв-
шегося на, свалке, вершиной человеческого
‘благополучия был мастер на заводе, о ко-
	торем он так много слышал от приходя-