Общий вид Монако
	ЕЛАИТЕ ВАШУ ИГРУ
	Письмо из Франции ДЛ. Никулина
	черное. В Марселе консул дал ему билет
третьего класса. От русской границы до
родного города его доставили по этапу.
Эта, давно забытая история вепомнилась
мне как раз в ту минуту, когда, но вели-
колепной дороге, называемой „Муайен Вор-
ниш“, мы под‘езжали к Монакекой скале.
Над нами были белые © золотым отливом
горы, под нами были пышные, приручен-
ные Ривьерой пальмы Африки, и виже —
Средиземное море. Береговая линия как
бы нарисована, свежей, еще влажной аква-
релью. Бухты, полуострова, мысы и зали-
вы изгибались в отбвечивающей лазури, и
белые виллы и красные островерхие их кры-
ши разбросалиеь в темно-зеленых рощах
побережья с очаровательной небрежностью.
	Аллея пальм на Ривьере
	Вели бы это было в деиствительности
акварелью и сделано человеческой рукой,
строгий критик поморщилея бы и ска-
зал: „Дорогой товарищ, это же чистый
эстетизм, декорация, фантастика... В жизни
этого не бывает“. Но весе это существует
в действительности и называется как вам
угодно: Приморские Альпы, Ривьера, Ла-
зурный берег.

За, деревушкой Эз, приклеенной к скале
среди ‘развалин, великолепная, гладкая
как биллиард дорога приводила к туннелю.
В конце туннеля светилось море и солнце,
и за решеткой, в просвете ограды, скала,
над морем—Монако. Спутник схватил мою
руку и сказал мне: „Сейчас вы увидите
	казино. эадумайте желание, — вы увидите,
	оно исполнится! Не смейтесь... Задумайте
	желание“. Я не успел ответить, потому что
как раз в эту секунду на мысу среди зелени
открылось здание с маленькими затейли-
выми куполами на крыше. Мой спутник
пристально смотрел на него. Он был очень
серьезен. Сию же минуту здание скры-
лось из глаз, но через несколько минут
мы подезжали к Монте-Карло. Мы пе-
ревекли границу независимого княжества,
Монако нод железнодорожным мостом
совершенно незаметно для себя и для кня-
жества.

Странное беспокойство овладевало моими
спутниками. Приблизительно такое же бес-
покойство я видел у людей, под‘езжавших
к маленькому городу Лурд в Пиренеях. В
Лурде находится лурдская Мадонна и
лурдекий чудотворный источник. В несколь-
ко веков католические прелалы уетроили
Лурду мировую рекламу и славу. Стран-
ная вещь: здесь, вблизи мирового игорно-
го дома, и там, в двух километрах от гро-
та и лурдекого источника, у моих спутни-
ков —скептиков и насмешников—являлась
какая-то тень суеверия, какое-то смутное
беспокойство, и пусть это © точки зрения
	верующих католиков кощунство, но есть
	что-то общее между моральным воздей-
ствием лурдекой католической святыни
и игорного притона—казино в Монте-Карло.
И там, и здесь тысячи людей ждали не-
которым образом чуда. И я вепомнил
акцизного чиновника. из уездного городка
Волынской губернии, его нехитрую жизнь,
службу, винт, маленькие сбережения на
книжке в сберегательной кассе и этот
	- странный магнит, действующий за, несколько
	тысяч километров, это ‘здание на оерегу
моря с игрушечными купольчиками, капи-
ще, чудотворную святыню шулеров, тай-
ных и явных картежников и всякого рода
авантюристов. Он ехал мимо Кап д’Антиб
и города Антиб, о котором писал Мопас-
сан: „Я не знаю в мире ничего прекраснее
Антиб, уснувшего на берегу залива, в то
время как солнце медленно опускается в
Средиземное море“. Он ехал мимо Ниццы;
о которой писал Тютчев:
	В городе, где я провел детство, жил че-
ловек, имени которого никто не помнил.
В общежитии он называлея „господин
экцизный“. От чиновничьего звания у него
осталась фуражка, с вырыжевшим зеленым
околышем. И лицо. у него было тоже ко-
ричнево-зеленого, землистого цвета. Клочья
ваты торчали из больших мясистых ушей.
Этот человек жил на окраине, близ разва-
лин старой униатской часовни, которую
когда -то описал Короленко (рассказ „В
дурном обществе“). Человек, которого я
вспомнил, тоже был из так называемого
„дурного общества“. Действительно; он
когда-то был акцизным чиновником; но
вдруг круто изменил свою жизнь, бросил
службу и уехал за границу. Из-за грани-
цы он вернулея через. месяц, запил, как
тогда выражались, опустился. и превра-
тилея в запойного алкоголика-и бродягу.
Провинциальные романтики пытались раз-
гадаль ето тайну, но вскоре решили, что
тайны никакой нет, и какая же могла
быть тайна в жизни акцизного чиновника!
В конце концов все об‘яснилось. „Господин
акцизный“ вообразил, что открыл систему
беспроигрышной игры в рулетку. По его
расчетам все выходило очень просто.
Нужно играть на равные шансы на красное
или черное, все время удваивая ставки.
В конце концов он останется в выигрыше.
Один-то раз выйдет тот цвет, на который:
поставит господин акцизный. Дейетви-
тельно, все как будто в порядке — надо
ехать и играть. Он взял.с собой скромные
сбережения, приехал в Монте-Карло, по-
ставил десять франков на черное и про-
играл. Затем он продолжал играть на
черное, методично удваивая ставки. Он
проиграл одиннадцать раз под ряд. На
двенадцатый раз, следуя его прогрессии,
надо было поставить около двадцати че-`
тырех тысяч франков. Но денег у „госно-
дина акцизного“ уже не было. Последние
деньги он проиграл в тот момент, когда в
одиннадцатый раз вышло черное. Жизнь,
которая придумывает сюжеты лучше кино-
сценаристов, устроила, так, что именно в
двенадцатый раз, когда у чиновника уже
не осталось ни гроша, вышло, ‹ наконец,