\

Велиная нонституция

Мы, советские люди, которых, ка-
Валось бы, уже ничем не удивишь, —
таких чудес общественного творчест-
Ba насмотрелись мы и наслушались,
— опять оказываемся захваченными
врасплох, потрясенными, а чувства
ваши настроенными еще Ha OHH
регистр выше, от неожиданного
зрелища того, как гений масс рас-
крывает перед нами существо. новой
Конституции. Но это не значит, что
всенародное обсуждение Конституции
оказалось для советекого гражданина
полнейшей новостью. До него был
обсужден закон о запрещении абор-
тов.
Те из нас, кто молчалн во время
обсуждекия, не верили в силу своего
слова, думали по привычке, что за-
хоны «не про нас писаны» Или «евы-
пе даются», оказались на бобах; про-
моргали действительную возможность
З свое слово сказать о собственных
интересах, а главное — суметь пере-
жить ни с чем несравнимое чувство
включенности, чувство, когда ты вхо-
дишь в круг. Если раньше это был
для нас круг общественного творче-
ства, и люди к нему из тода в год
привыкали, то сейчас это уже круг
государственного законодательного
творчества;

Но обсуждение Конституции — п-
Ре и важнее обсуждения проекта од-
ного какого-нибудь закона. Если там
на первый план выходит практиче-
ский интерес, то здесь во весь рост
становятся и принципиальные вопро-
сы, И мы видим, какую высокую от-
метку заслужила наша страна в по-
нимании этих вопросов.

Обсуждение началось с первого дая
опубликования Конституции. Внача-
ле оно вылилось в приветствия. Под
шумов к ним двинули было свою
пыльную артиллерию и Те, Ето при-
вык по всякому поводу составлять
резолюции. Но мелькнувшую было
официальщину закрутило, словно су-
хой листок в потоке, простой  че-
ловеческой искренностью задетых за
живое миллионов. Во всех концах
Союза встают взволнованные люди, и
«оратор» в них незаметно уступает
«рассказчику», — тянет сравнить ©
прошлым, повспоминать на людях.
Многое такое, чего ни из каких ар-
XHBOB He узнаешь, в эти дни у нас
всенародно рассказано.

Читая бесчисленные рассказы, где
дается параллель «раньше так было,
& ВОТ сейчас», мы видим, что все без
исключения рассказчики’ сравнивают
прошлое не с текстом Нонституции,
т. е. не с написанными на бумаге бла-
тами, а с нашей действительной со-
ветской жизнью, т. е. с теми же бла-
тами, но   уже осуществленными и
действующими на малей земле.
Здесь мне тоже хочется сравнить и
вспомнить.

Свыше тридцати лет назад, котда я
была «пансионеркой» в тимназии
Ржевской, т. е. училась в так назы-
заемом закрытом пансионе, нам ве-
чером подали чай с кренделями — в
честь «дарованной конституции». Чай
с вренделями был необычен, конети-
туция была необычна. Ее «даровали»
самодержавно в стране, где до тех пор
это самодержавие царило неограни-
ченно. Мы, выпускники, были друж-
ны с0 многими своими учителями, го-
верили с ними о политике, учителя
любили либеральничать, и, как сейчас
помню, за чаем мы слушали втихо-
молку недоверчивые усмешечки и
скептические шуточки, Никому в ю-
лову не пришло сравнить прогглое ©
настоящим, никто не сказал, а вот «у
нас сейчас», даже самые доверчивые
ждали, чтоб это дарованное «сейчас»
перешло в жизнь, а оно тотчас пере-
шло в еврейские погромы, в подавле-
ние штыками и натайкой свободы де-
монстраций. в белые полосы газет, где
цензура выкраивала ножницами «св0-
боду слова». Настоящая конституция
не может быть «дарована», она может
лишь выявить и закрепить те обы-
чаи и права, для которых имеются

Из статьи «Новая Конституция»,

хоторая целиком будет напечатана в
8-й книге «Красной нови».

М. ШАГИНЯН

материальные предпосылки в данных
общественных отношениях. Вот поче-
му нашей Конституции нельзя подра-
жать ни одному буржуазному госу-
дарству, покуда оно не уничтожит
частную собственность, т. е. себя сз-
мого. И вот почему наш народ, раду-
ясь и сравнивая, чувствует и сравни-
вает не написанные слова, а свою ре-
альную жизнь *,

Высказались миллионы людей, 0б-
суждение продолжается. В этой ста-
тье я хочу коснуться вопроса о выс-
шей школе. По этому вопросу вдум-
чивых замечаний было меньше, чем
формальных и неверных,

«Проект Конституции не предусмат-
puBuer организации — Наркомпроса
СССР. Руководство средними и на-
чальными школами будут осущест-
влять наркомпросы союзных респуб-
лик. Между тем единственным источ-
ником пополнения вузов скоро станут
исключительно срелние школы. Если
руководство средними школами цели-
ком передать наркомпросам союзных
республик, то не будет обеспечен оди-
паховый уровень подготовки учащих-
ся. В то же время каждый окончив-
ший среднюю школу должен иметь
возможность поступить в любой вуз
любой республики Советского Союза.

Во избежание разнобоя в подтотов-
ке учащихся в средних школах нуж-
но предусмотреть в Конституции ор-
танизацию Народного комиссариата
просвешения СССР» — пишет тов.
Д. Кузнецов, заместитель директора
Казахского государственного универ-
ситета. с

Этот ответ, поддержанный  боль-
шинетвом голосов, несомнено пра-
зилен. Не только потому, что, полу-
yup большую ответственность, Halll
самый слабый комиссариат вынужден
будет и гораздо лучше работать, —
& еще и потому, что сотласно самой
Конституции, поручающей во второй
главе (пункт «с», статья 14) установ-
ление ‹осяовных начал в области про-
свещения и здравоохранения» Союзу
советских социалистических  респуб-
лик заложено требование сделать
Наркомпрос всесоюзным. Иначе как
же он будет вырабатывать основные
началя для всего Союза?

Ущемить интересы союзных респуб-
лик, для которых дело культуры име-
ет огромнейшее значение, это, ко-
нечно, не должно, и в состав союзно-
республиканских наркоматов необхо-
днмо вводить местные комитеты по
делам школы, комитеты по делам
здравоохранения, сохраняющие об’ем
и аппарат старых комиссариатов, но
возглавляемые «уполномоченными 06-
щесоюзных наркоматов». Мне думает-
ся, если народный комиссар просве-
щения Армении, или Украины, или
Велоруссии переменит название и
станет называться уполномоченным
общесоюзното Наркомпроса, сохранив
при этом весь свой аппарат, ему от
этого меньше чести не будет, а зна-
чения, как представителя дела обще-
союзной важности, не убавится, &
только прибавится, так же как и вов-
можности непосредственных связей с
центром. Такое положение поможет и
общесоюзному Наркомпросу гораздо
лучше и конкретнее знать и прово-
дить всю систему народного просве-
щения в Союзе.

У меня есть еще одно предложение,
против которого, я знаю, посыплются
протесты. Мне кажется, необходимую
эпоху диференциации комиссариат-
ских функций, когда высшая школя
была выделена из Наркомпроса и роз-
дана по соответствующим наркомь-
там, мы уже начинаем изживать. Сей-
час у нас на очереди друтая забота,
нам надо наконец сдвинуть! ножнины
между средней и высшей школой,
прекратить такое положение вещей,
котда у наших выеших школ семь
нянек, а дитя без глаза, и левая рука
народного просвещения по средней и
низшей школе не ведает, что делает
правая рука по высшей школе. На
мой взгляд, Наркомпрос общесоюзный
должен об’единить руководство всем
народным образованием, как выспим,
так средним и низигим, создав такую

ВЕРЕ СГА me as ee aro

триединую структуру аппарата, при
которой это триединое руководство
было бы целиком обеспечено и повсе-
дневная связь между тремя отделялен
тарантирована. А наркомать, до сих
пор имевиеие в своем ведении высшиа
школы и, надо сказать, не сумевшие
оправдать этой меры, во веяком елу-
чае не сумевигие сделать для’ своих
школ тона что надеялись сами шко-
лы и учащиеся, — эти наркоматы
должны бы оставить 3% собой роль
только материальных и бюджетных
шефов (помогайте!) и только первых
потребителей кадров (давайте заявки
на кадры и все замечания и запросы
по, поводу кадров!).

Поэтому я решительно ‘не сотласна
c проф. Плеснером, предлатающим
создать отдельный комиссариат по
высшей школе, а стою за расширение
Наркомпроса в общесоюзный и обще-
школьный, с максимальным усилеяи-
ем его бюджетных средств, в частнос-
ти и по линии шефствующих нарко-
матов.

Не совсем ясен вопрос и © наукой.
Ряд ученых, даже целые организации
— Теплотехнический институт, груп-
па астрономов и т. д. — требуют ор-
танизации Комитета по делам наук
при Совнаркоме. Огромное количест-
во научно-исследовательских учреж-
дений и лабораторий нуждается в ор-
танизационном центре. И если.б выс-
шая школа была включена в струк-
туру Наркомпроса, то Комитет по де-
лам наук в Совнаркоме был бы a6-
солютно необходим и восполнил про-
бел. Это ведь и потому еще правиль-
0, что высшая школа как  нткак
учебное предприятие, а исследова-
тельский институт — ученое, и гораз-
до больше, принцитиальной связи
межлу десятилеткой и вузом, нежели
между вузом и ученым учреждением.

В заключение — маленькая концов-
ка. В проекте‘ Конституции есть. ста-
тья 71, где говорится, что на запрос
депутата Верховного совет» CCCP
правительство обязано дать ответ не
позже, чем в трехдневный срок (на-
писано «не более, чем в трехдневный
срок», но лучше было бы тут ска-
зать «не позже»). Дворник М. Тугов
не согласен © этим,

«Я предлагаю развить статью 71
проекта новой Конституция. Наше
правительство и все органы государ-
ственной власти сильны своей связью
с избирателями, с народом.

Нужно предоставить каждому изби-
рателю делать запросы своим депута-
там по отдельным вопросам наказа.

М. ТУГОВ, дворник»
(«Вечерняя Москва», 1 июля).

Когда-то Пруссия неимоверно ко-
кетничала своим мельником, судив-
шимся с прусским королем Фридри-
хом Пн выигравшим у короля про-
цесс на суде

Мы своим дворником не кокетни-
чаем, а просто думаем, что он прав,
и, если не в самой статье 71-й, то
в другом месте 9 праве запроса
каждого депутата ‘у своего избира-
теля — сказать следует,

И вот еще голое ленинтралца,
злена коллегии защитников, М. Pa-
вича:

«Советская страна ‘создала новое
мощное орудие демократии — все-
народное обсуждение законопроек-
тов. Недавно всенародно обсуждался
проект закона о запрещении абор-
тов, сейчас обсуждается проект Кон-
ституции. Эта форма, немыслимая 8
буржуазных странах, должна быть
зафиксирована в Конституции в ста-
тье 49-й, пункт, «1», который нужно
дополнить так.: «а также передает
на всенародное обсуждение, до ут-
верждения ux Верховным советом,
законопроекты, имеющие 960бое по-
литическое и общественное вначе-
ние».

(«Правда», 2 июля).

К этому голосу не присоединиться
нельзя.

КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

8. КАК ПИШУТСЯ ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Нет, не любит, видно, чорт
табаку!
Гоголь. Заколдованное место.

В статье «Вынужденный ответ» нам
поневоле пришлосв заняться литера-
турной деятельностью И, Нусинова.
Стоило лишь бегло ознакомиться ©
некоторыми из многочисленных сочи-
нений этого плодовитом литератора,
как обнаружились вещи поистине чу-
довищные, Мы привели образец пря-
мой полемики Нусинова с Лениным.
Строго говоря, нашему социологу 9е-
тавалось только одно: либо признать
свое преступление против ленинизма,
либо открыто заявить о разрыве ©
HEM. :

И. Нусинов предпочел третий, вооб-
ажаемый выход: он изворачивается.

его ответе нет ничего, кроме стрем-
ления запутать читателя и перекрие
чать всех. Статья Нусинова интерес-
на только в одном отношении, Она по-
казывает, как далеко зашло
ление вультарно-социолотической сек-
ты от подлинного, живого марксизма.

Остановимся на некоторых положе-
ниях этой статьи с единственной
целью — дать читателю дополнитель-
ный материал для суждения © литеё-
ратурной деятельности наших <оцио-
логов.

В последнее время они усиленно
стараются не отстать от века. Прочти-
те, например, следующий отрывок из
статьи Нусинова: «Народ, народное
творчество, борьба народа против сво-
их упнетателей оказали огромное вли-
яние на творчество Сервантеса и Шек-
спира, Вольтера и Гюго, Стендаля и
Бальзака Пушкина и Гоголя, Тол-
стото и Достоевского. Вне исследова-
ния значения народного творчества
для. этих писателей вне уточнения
значения борьбы народных масс про-
тив своих утнетателей для этом твор-
чества, всякого рода писания 06 HX
произведениях будут или формалисти-
ческой чушью или социологическим
шаблонизированием и пародией на
марксизм».

Совершенно зерно. Жаль только,
что Нусинов не договаривает: вель
именно он и ему подобные «маркои-

ОТ РЕДАКЦИИ:

Дальнейшее обсуждение вопросов
борьбы с вульгарной социологией, ^ по
договоренности с редакциями, пере-
носится на страницы наших литера-

д журналов,
‹

х

Мих. ЛИФШИЦ

СТЫ» в течение многих лет игнориро-
вали народную основу искусства и
презрительно третировали Белинокого
за употребление таких ненаучных по-
нятий, как «народность», Отало быть,
именно Нусинов и его друзья дурма-
нили голову читателю «или форма-
листической чушью или социологиче-
ским шаблонизированием и пародией
на марксизм», это можно было
бы просто забыть в расчете на даль-
нейшие успехи просвещения. Беда, в
том, что просвещение Нусинов пони-
мает «по-ташкентеки». Оно для него
только дело моды, прикрытие ©0бст-
венного злостного невежества.

Сделав отоворку на счет влияния
народа, Нусинов бъет в набат. Ему,
видите ли, хотят навязать теорию,
согласно которой Сервантес, Шекспир,
Вольтер, Гете, Пушкин были идеоло-
тами «пролетариата и крестьянства».
А на самом деле, утверждает Нуси-
HOB,—BCe оти писатели были «идео-
лотами аристократии, буржуазии, ре-
авциенного мещанства, мелкой бур-
жуазии», короче говоря — «идвопо-
гами эксплоататорских классов». Поп-
робуйте доказать, иронизирует Нуси-
нов, что «Пушкин и Гоголь были
илеолотами русскою крестьянства».
«Мы предлатаем М. Лифшицу сделать
выводы.. Пусть он имеет мужество
заявить, что Бальзак был выразите-
лем борьбы пролетариата и кресть-
янства и Т. д».

Страсти-мордасти! Ответим покуда
Нусинову аналогичным предложени-
ем. Пусть И. Нусинов имеет мужество
заявить, что «Утраченные иллюзии»
Бальзака, или «Борис Годунов» Пуш-
кина—это идеология эксплоатации,
что именно поэтому указанные про-
изведения великих писателей имеют
для нас такую ценность. Мы co своей
стороны предлахаем Нусинову сделать
выводы.  Шусть он выступит перед
всей советской общественностью и до-
кажет, что наша страна превращает
чествование памяти Пушкина в на-
родный праздник именно потому, что
вышеозначенный „Пушкин, ‘идеолог
аристократии, неустанно защищал в
своих произведениях интересы экспло-
ататоров.

А было время, котла Нусинов не
стеснялся проявлять подобное «муже.
ство», «В чем об’ективный критерий
художественности?», спрашивал он В
специальной статье, посвященной
указанному вопросу, и незамеллитель-
но отвечал: «Художественное творче-
ство служит: нлассовому самосохране»

нию, классовому  самоутверждению.
Оно художественно совершенно или
ущербно в зависимости от того, в ка-
кой мере оно способно выполнить
свою функцию, & не в зависимости
от, того, какой идзей оно проникну-
Tot,

Вот что мы называем последователь-
ностью! Почему зелик Гоголь? Пото-
му, что он лучше, чем друтие писате-
TH, помогал «самосохранению» поме-
щиков. Чем замечательны классиче-
ские писатели прошлого? Тем, что
они были самыми последовательными
и верными «идеологами эксплоата-
торских классов». Так отвечал «име-
ющий мужество» Нусинов. «Клас-
сик — писатель, творчество которого
дает синтетическое, типизирующее
выражение психо-идеологии его клас-
са».

Возьмем пример: кто из современ-
ных западных писателей ближе к ис-
тинному искусству? — те, которые
наиболее правдиво отражают действи-
тельность, приближаясь к идеям ком-
мунизма, или, наоборот, писатели pe-
акционного направления? Последние,
отвечает Нусинов в полном согласии
со своей теорией. «Замечательно, что
шедевры создают лишь писатели, да-
ющие синтетическое выражение само-
созерцания уходящих из мира, само-
углубление осознавшего, что все — в
прошлом, и создают писатели, эклези-
астически признающие суетность ми-
ра (Пруст. Джойс)».

В этом выволе нет ничего неожи-
данного. Он прямо вытекает из OCHO-
вной посылки Нусинова. Кхассик
разлатающегося класса — тот писа-
тель, который разлагается тлубже
всех. И наоборот: меньше всего шан-
сов на бессмертие имеют Te совре-
менные западные писатели, которые
хотят порвать со своим классом, вос-
стают против экоплоатации и пыта-
ются выйти на другую дорогу. Это
явная ошибка с их стороны и даже
преступление против «теории базиса
и надстроек». Они не учли того об-
стоятельства, что классическими пи-
сателями прошлого были люди, наи-
более полно выразившие «идеологию
экоплоататорских классов»,

Веселая теория! Заметим покуда,
что ее сторонники попадают в самое
затруднительное положение, Перед

1) В чем об’ективный критерий ху-
дожественности? «Литература и марк-
сизм» № 1 за 1931 г. Последующие
цитаты взяты из этой же статьи.

——— ——_—_х—хв Е =ЫИЫЫИЫЫЫЫы——————жзррзрщмырнБфзфвкыиь FN Se

Советское правительство высоко
оценило деятельность представителей
казахского искусства и лучших из
них наградило орденами. Ореди на-
гражденных — поэт Сажен Сейфул-
лин.

Сейчас. Казахстан отмечает лвадца-

тилетие литературной деятельности
поэта-орденоносца.
Сакен Сейфуллин родился в 1894 г.
в семье крестьянина-середняка. Дет-
ство свое поэт провел на Нельдин-
ском заводе, тде и получил началь-
ное образование.

С 13-14-летнего возраста Сейфул+
лин стал писать стихи. Печататься
начал-еще студентом омской семина-
рии. Первый сборник стихов Сейфул-
лина «Минувшие дни» вышел в
1915 г.

В партию С. Сейфуллин вотупил в
1918 г.

В первые годы советизации Казах-
стана писатель создает поэму «Мар-
сельеза», пьесу «Красные соколы» и
целый ряд других произведений. На-
ходясь на посту председателя Сов-
наркома Каз. АССР, т. Сейфуллин
продолжает свою литературную дея-
тельность.

Во время борьбы с колчаковщиной
т. Сейфуллин попадает в «вагон смер-
ти» белогвардейского атамана Аннен-
ковз. Его подвергают всевозможным’
пыткам и заключают в концентра-
ционный латерь.

Эти события послужили писателю
материалом для налисания большого
автобиографическото романа «Тяже-
лый путь» (19286 г.). Роман этот поль-
зуется большой популярностью среди
казахских читателей. :

Результатом многолетнего сёрьезно-
го изучения богатейшего фольклора
явилась большая стихотворная  по-
весть «Кокче-Тау» (1928—29 тг.), в
которой поэт воссоздает картину ужа-
сного прошлого колониального Казах.
стана. `

ними немедленно возникает вопрос:
как должно поступить коммунисти-
ческое человечество с «Дон-Кихотом»,

«Евгением Онегиным» и прочими ху-  ными идеологами), а наоборот—осво-

13 нюля в Казахстане начались
обилейные торжества по поводу два^
дцатилетия литературной деятельно-
сти писзтеля-большевика, орде-
1 ноноспа Сзкена Сейфуллива.
В торжественном собрании, орга
1 низованном союзом советских писа-
1 телей в Алма-Ате, приняли участие
представители всех общественных о0р-
танизащий столицы Казахстана.
большим локладом о творческом пу-
тн юбиляра выступил казахский пи-

ПОЭТ СОВЕТСКОГО КАЗАХСТАНА

‘ящее время работает в качестве до-

Одним из выдающихся произведе-
ний Сейфуллина является поэма «Co-
ветстан», в котором поэт прославля-
ет страну Советов и рассказывает о
социалистическом строительстве в Ка-
захстане.

В 1933 г. Сейфуллин пишет поэму
«Кзыл-Ат?», посвященную борьбе за
под’ем животноводства и отмеченную
большой политической страстностью,

За последние голы Сейфуллин на-
писал ряд прозаических произведе-
ний: повести «Землекоп» «Айша»,
«Плоды» и др.,

Деятельность Сейфуллина мното-
образна. Он работает над созданием
истории ‘дореволюционной казахской
литературы и истории казахского Ha-
рода. Немалую таботу провел он 1о
собиранию и изучению устного твор-
чества казахов. Под редакцией поэта
вышел большой том казахского бога-
тырекого эпоса. Большую борьбу Сей-
фуллин провел за латинизацию ка-
захского алфавита. Начиная с 1916
г. он систематически занимается пё-
датогической деятельностью, в насто-

цента по истории литературы.

К 20-летнему юбилею литературной
деятельности художник полон твор-
ческих сил. Сейчас он работает над
Новой пьесой для музыкального те-
атра и над большим романом «В те
толы» (1815—1916 rr.).

Кроме. того, Сейфуллин принимает
ближайшее участие в составлении
очерка по истории казахской литера-
туры. является главным редактором
переводов А. С. Пушкина и редакли-
рует‘еборник рассказов, посвященных
С, М. Кирову.

Тысячью нитей связан поэт-юбиляХ
с трудящимися Казахстана. Он вырос
вместе с республикой и стал лучшим
мастером ее, литературы.

П. МАГЕР

ции человека человеком все великое в
старой литературе не погибло (как
возвещал я в один голос с буржуаз-

дожественными символами экеплоа-   бодитилось от ограниченной и узкой
тации? Очень просто, — отвечал в   оболочки, получило новую серьезную

1930 г. мужественный Нусинов. Вы-
бросить их в «мусорную яму ясто-

и глубокую жизнь в сердцах милли-
оков.  Не умер Пушкин, он только

рии». «Сервантес, Шекспир, Мольер,   начинает по-настоящему жить, Отсю-

Пушкьин, Гоголь, ‘Толстой, Достоев-

да вилно, ‘что величие классической

ский, создали образы, до конца воп-   литературы — это одно, & «идеоло-
хотивигие в себе социальную сушность   гия экоплоататорских классов» — пру-

их класса... Конец классового общеет-

гое. Между этими явлениями всегда

ва будет и концом этих образов. С   существовало известное противоречие,

утерей власти человека над челове-

которое именно теперь и выступило

KOM, с уничтожением классов, собет-   с полнейшей очевидностью. Вот чего я
венности эти образы потеряют их «об-   никогда не мот понять, ибо я никогдя
щечеловеческую», по существу обще-  не учился’ ленинизму, & позаимство-
классовую значимость». С побелой со-   вал  весь свой небольшой батаж из со-
циализма, предсказывал Нусинов, об-   чинений Богданова; Фриче и тому по-

разы классической литературы утра-
тят для человечества всякий худо-

добных источников.
Так сказал бы своим читателям во-

жественный интерес. Некоторое исклю-   ображаемый, добросовестный Нуси-
чение он делает лишь для «Фауста»   нов. Но, увы, это только сон. Живой
и «Гамлета», Эти произведения «мотут   Нусинов цепко держится за свое мв-

волновать человечество в течение изве-
стного ряда поколений»,

сто под солнцем и пытается обма-

& затем,   нуть читателя при помощи довольно

вместе с окончательным уничтожени-   безларного фокуса.

ем всех пережитков капитализма в со-

знанин людей—они также «отойлут  4. СУМБУР ВМЕСТО ДИАЛЕКТИКИ

в прошлое как и века, их породив-
шие» .з).

Вышеизложенная теория имеет од:

Времена откровенности для вуль-
тарной социологии прошли.
Свою позицию Нусинов выражает

но неоспоримое достоинетво: она пос-   теперь в горазло более осторожной
ледовательна. И если бы Нусинов не   форме: Если Шекспир, Пушкин, Го-
был Нусиновым, он должен был вы-   ТОЛЬь--Только «художники собественни-
ступить сейчас совершенно открыто и   ческих классов», то в чем их значе-
заявить: Товарищи! Теперь, когда со-   ние для людей, которые внлят cBOD
злание социалистического общества,—   залачу в борьбе против всякото ©0б-
совершивизийся факт, пора, наконец,   ственнического овинства? Чтобы от-
выбросить за борт Пушкина и прочих   Ветить на этот вопрос, И. Нусинов
классиков мировой литературы. Ведь   проводит строгую грань межлу кпас-
мы искореняем всякие остатки идео-   совым характером художественного
лотии экоплоататорских классов, а   произведения и его’ значением для
великие. писатели прошлого потому и   классовой борьбы: «Я думаю, — пи-
назывались великими, что они наи:   шет Нусинов в своей послелней ста-
более полно выразили в своих про-   тье, — что творчество Бальзака, Гого-

изведениях эту идеологию.

Но если бы Нусинов хотел проя-
вить настоящее мужество, он должен
был, выступить перед читателем по-
иному, Товарищи!—сказал бы вооб-
ражаемый добросовестный Нусинов,
— теперь, когда социалистическое 06-
щество создано, вы видите яено, ка-
кой чепухой я морочил вам головы
под видом классового акализа. Все.
мои предсказания опрокинуты рево-
люционной  действительностью, все
мои рассуждения © будущем были
только продуктом мещанского нипи-
лизма. Вышло как раз обратное то-
му, что я предрекал вам с таким
апломбом. Блатодаря уничтожению
частной собственности и эксплоата-

ля для нас важно не потому, что они
были писателями таких-то собствен-
нических классов или социальных
групп, а потому, какое значение их
творчество об’ектявно имеет для тор-
жества социализма над фашизмом и
империализмом», :

Вот тебе; бабушка, и Юрьев день.
Столько слюны и чернил пролил Ну-
синов для TOTO, чтобы доказать соб-
ственнический, эксплоататорский ха-
рактер творений великих художников!
прошлого, а теперь оказывается, что
все это совсем не важно. Эх, вы, 60-
рец ва неважное для торжества conn-
ализма! Залачей истории литературы
является изучение об’ективного хола
литературного развития. Если. верить
Нусинову, то именно в этой области
вопрос о классовом характере литера-

-:) Юм. «Литературную Энциклопе-   турной деятельности не имеет вначе-
дию», т, 11, ст, «Вевовые образы».   ния, Хорош защитник класс030м ана

захстана в приветствии на имя

скому учительскому институту,

образный
терна своей простотой, доходчивостью,
подлинной народностью.

}«об’ективно»

сатель Сабит Муканов.

. Крайком ВКП(б) и Совнарком К

фуллина пишут:
«В период колониального порабо-

щения казахского народа царизмом,
в годы революции, гражданской вой-

ны и социалистического строительст-
ва вы своим художественным словом
вдохновляли казахских трудящихся
на борьбу с класвсовыми врагами ка-
захското народа, с врагами пролетар-
ской революции, крепко держали зна-
мя великой партии Ленина Отали-
на. Крайком ВКП(б) и Совнарком
Казахской АССР вам, орденоносцу,
заслуженному солдату пролетарской
революции, желают дальнейших ус-
пехов в вашей литературной работез»

ЦИК Казахской республики вынес
постановление о присвоении имени
Сакена Сейфуллина ТЯ
скольким школам, улицам в ARMOTHE-
ске и Кокчетаве, а также‘ станции

yt OKY

Стихотворная повесть выдающего,
ся казахского поэта и прозаика Са-
кена Сейфуллина создана под боль-
шим влиянием казахского народно-
то эпоса. Это наложило на вещь свое-
отпечаток: книга харак-

В основу фабулы автор положил

летенды о Кокче-Тау — толубой го-

ре, но взяв этот материал, поэт подо-
шел к нему по-новому и показал про-
шлое в правильном историческом раз-
резе.

Основа сюжета — изображение ве-

ковой вражды казахских ханов-феода-

лов и их борьба с калмыцким наро-
дом, кровавые набеги, истязания мир-
ных жителей ит. дд —

Поэт с подлинным сарказмом, в ре-
алистических тонах создает  отвра-
тительный образ кровожадното хана
Аблая и его приспешников.

Только кровь была доротой славы...
Каждый хан лишь тем был знаменит,
Что устраивал набеги ‘и облавы

И хвалился ими, как джигит.

В повести рисуется кровавая битва
полчиш хана Авлая < калмыками,
оканчивающаяся поражением калмы-
ков и лютой расправой:

Забирают на седла к себе молодух,
А мужьям рубят толовы &ра3у....
Словно волки рычат. Забегают В
юрты,
И в припадке звериного гнёва
У беременных женщин, вспоров жи-.
BOTH,
Извлекают младенцев из чрева...

Воины хана Аблая захватывают в
плен крабавицу-калмычку. Все доби-
ваются ее любви. Устраиваются гран-
диозные состязания, в результате ко-
торых победителю достанется краса-
вица-калмычка. Несмотря на все ста-
рания бай-воины оказываются трус-
ливыми, жалкими, беспомощными.
Поэт едко высмеивает дружинников
Аблая. И вот победитель скромный
воин Адак, сын бедняка:

Он родом был из Куандыка.
.Отец ero старик  Артин,
Юрты единственной зладыка

* Сакен Сейфуллин, Кокче—Тау.
Поэма, перевел и обработал. Н.Ф. Фе-
октистов. Гослитиздат, стр. 101,7. 3000.
Цена в переплете 3 р.

лиза! Но для чего же вы столь на-
стойчиво разыскиваете  пресловутую
«прослойку»? Из чистого любопытства,
ради статистики? Или для того, что-
бы на собственном примере доказать,

Что «витийство лишнее
злейший враг»?
Классовый анализ в покимании Ну-
синова действительно совершенно ни-
кчемная игра в бирюльки; нужна и
полезна она и тем, кто сделал
из нее для я пожизненную про-
фессню. Для борьбы за на ео
циализма она бесполезна, как приз-
нает и сам Нусинов,. Настоящий клас-
совый анализ начинается именно там,
где наши социологи складывают свое
оружие, Мы уже указывали на эту
новейшую и вместе с тем очень ста-
рую тенденцию вульгарной социоло-
тии. только речь заходит о том,
какое. значение классическое искус-
ство. имеет для нас или, выражаясь
словами самого Нусинова, какое pHa.
чение оно «об’ективно имеет для тор-
жества социализма», — эти люди но-

природе

снешно открещиваются от всякого
классового анализа. Здесь, якобы,
совершенно неважно, что те или

другие деятели литературы «были. пи-
сателями таких-то собственнических
классов или социальных групп».
Почему же, собственно, невалено?
Каким образом можно определить об”

ективное значение творчества писа-

теля, минуя вопрос о ето отношении
5 упнетенню и эксплоатации? Сущест-
вует ли какая-нибудь разница межлу
Пушкиным, Гоголем, Толстым или Че-
ховым, с одной стороны, и писателя:
ми типа Булгарина, Каткова, Оувори-
на, веховцев, с другой? С точки зрения
Нусннова все они одни миром маза-
ны. Все это. «идеологи эксплоататор*
ских классов» или «собственнических
классов». Но договаривайте же! Пока-
жите, что и Булгарин с Катковым
«об’ективно» имеют большое значение
для борьбы с фашизмом. Ведь с ва-
шей точки зрения не важно — выро+
село ли данное произведение
ты эксплоатации и‘угнетения челове.
ка человеком, или, наоборот, из про-
oe err этого утнетения.

мом деле; еще в. 1934
подтверждения своей и
лении классового и об’ективного Ну-
синов ссылалея на произведение...

белогвардейпа Шультина ‹1920 год».

Шульгик писал свою книг
интересов белой  митрация Panton ie
лось очень поучительно и для проле-
тарского читателя. Так же обстолт де-
ло с Гоголем, Пушкиным и остальны-
МИ «писателями собственнических
классов».  Социальным эквивален-
том их творчества был некий, ныне
ископаемый род белотварлейщины, —
ОБЕ Помотали и помога»

из защи-°

Сакен   Сейфуллин

К 0.ЛЕТИЮ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮБИЛЕЙ САКЕНА СЕЙФУЛЛИНА

По телеграфу из Алма-Аты
Карагандинской Балхашской дорог,

ЦИК республики наградил юбизя,
ра легковой машиной,

«Казахстанская правда» я друв
краевые газеты посвятили спецуаль
ные номера творчебтву Сейфуллни,
Юбиляру посвящен также третий ть,
мер журнала «Литературный Каз,
стан».

Крайогиз выпускает на рус
языке книгу повестей Сакена Сейфуа,
лина.

На имя юбиляра получены мно
численные приветствия от писателе
братских республик, от обкомов т
друтих партийных и общественны
организаций.

Kasaxckoe издательство художыь
венной литературы, в связи с да
патилетием литературной деятельнь
сти поэта-орденоноена Сакена (г.
фуллина, выпустило второе — идль
стрированное — издание автобнони,
фического ero романа «Tame
путь». ;

Готовится к печати сборник избран,
ных стихотворений поэта. 0б ем ть
ти — 20 печатных листов.

Государственная публичная бябль
отека, библиотека «Федерации», ши
культуры и отдыха устраивают зы
ставки, художественные вечера и д (
клалы, посвященные юбиляру.

Каздрамтеатр готовит к постанози
пъесу С. Сейфуллинь «Красные с
колы».

М. АЛТАЙСКИЙ,
м bg a
e-lay ,
. £
Хотел, чтобы любимый сы
Его Адак жил побогаче, ы
И Е баю прочил пастухи =
Его устроить, HO may /
Решил Адак. «Ничьим рабом,   5

Оказал, я не был и не буду,
А счастье сам себе лобуду»..
В заключительной главе поэт ий
сказывает, что на месте кровавых 1»
боищ прошлого Октябрь создал
мечательную здравницу трудящеч
— новый советский курорт,
Поэма ярко показывает критичени
ссвоение Сейфуллиным казатези
фольклора, над изучением котор
он долго работал. Наперекор традит
ям казахского дореволюционного т»
са Сейфуллин разоблачает и выс
ирает баев и феодалов и выдаши
тероем подлинного представителя т»
рода (Алак). Это сделало произ»
ние интересным и ценным в соци
но-художественном отношении, Ду
гой замечательной чертой поз
является ее интернационализм. Om
таки наперекор традициям эпоса, 1
всетда калмыки изображались вр)
рами, Сейфуллин правдиво избу
тает этот мирный народ и векрыни
мстииные пружины — Националь
вражды, которую разжигали ханы и
своей пользы, натравливая оли
род на другой. Поэт верно векрыни
исторические корни вражды:
Казахи с калмыками жиш
Соседями, но никогда
Друг с друтом они не дружил,
Была между ними вуаждь
И вечно они воевалх/
Как-будто в степях теском,
Столетьями там процветали
Набеги, разбой, баранта.
Большая ценность поэмы 3 101 т.
поэт сумел вложить в нее ту Hip!
ность, о которой неоднократео к
рил А. М. Горький в своих вы
лениях. i
Не все места пезмы сделаны ое’
ково сильно, полнокровно: презилт
сделана, например, ‘легенда ‘51
бай», значительно‘ слабее глаз8 0
ретском Кокчетаве.
Перевод Феоктистова сделав #
лом добросовестно и ‘вниматель:о
Следует отметить в заключений
тираж внити — 8 тысячи вкз
ров — недостаточен, M
Н, ДМИТРИВ Mh

Е
у
ют борьбе «против фашизма и 7
ализма». Не шутите, читатель №
думать, скоро нам покажут
Булгарин с Гречем — класснкя и’
вой литературы. А так как дает
ние секретных фашистских доки ery
тов, опубликованных в «Кор Ч
кните», очень поучительно 1! взр
помогает борьбе с фашизмом, №’ py py
гласно теории Нусинова, Ги ложа
Розенбергом также нужно отит ридь
великим писателям. «Идеолови  typ
плоататорских классов» они 6  Шу
но являются, «об’ективное зн Ма,
для коммунистической пропатад? ве,
писания имеют. Следователь К Тото
признаки налицо. Тату,
У Нусинова это называется 1” Млин

воречиями соботвеннических 20? ут
Ето философия художественном  ’
чества складывается изо следие
двух положений; 1) вся миров
тература создана руками Шум” ry,

2) эта эксплоататорская, собстей  № из
ская. литература «об’ективи» 2” № 9.
большое художественное в 26° зи»
онное значение.   Sty

Какая чушь! Подобное ot Rung
кпассовой позиции писателя т” ал
вительного, об’ективного содер” Пен
борьбы классов и является 9 Зал
шим меньшевизмом в теории и? а
социологов. а,
_ Теперь’ понятвы 806 полем” ©,
доводы Нусинова. zi к

В статье «Ленинизм и хуле” Ч,

ная критика» мы писали, 30 # Ry
ость массового движения в 107”
и его противоречивое нарастание 17
тории «лучше всего обяскямР, My

противоречия великих писателей  Йа,
дожников, гуманистов прош”, Sl
Приведя эти слова, Hyennos 03% нм

играет: „Как?. Значит массы 807 ey yy
ты? «По Лифшицу выхолит, 2’ Жан
велины или Ажсаковы ин Феты # > № tt,
ли идеологами классовых 910% the
торов». Нет, не выходит. К” Ча,
разумеется, были идеологами =” м №
вых эксплоататоров. Но если 78° bg
хотите опровергать BHIMENpaB a
положение, то докажите 88111. oy Ry
Кавелины бьыти «великими ии  be, eg
ми, художниками, гуманистами We Pay Uy
пого». А пока вы будете DPA Эа

щи Кавелиных зачислять 3 о,
ологи классовых ‘экоплоататоро”. bag
ких писателей как ПушкиЕ
(до его «Выбранных мест?) #1

стой «Войны нчмира», — 1

TT
(ais

А
ss

Никто вас сслушать не ет.   Np,
В доказательство того, 910 9 >
писатели, художники, YY sa! ey
шлого» были идеологаия #1“ kh
эксплоатации, Нусинов ссы Ау
лее на... Струве, Щель , а n

предшественников», & 15” >
ОКОН, СМ, НА 3-8 СТРАН

ty