Я

(ед словацких писателей состо-
ря в Тренчанской Теплице (Чехо-
вивакиЯ).

(и имени советских писателей с’еад
нзствовал Илья Эренбург. (Он ос-
паввлся на народном и социальном
актере словацкой литературы,

Е Эренбург подчеркнул, что с’еад
(ess IKHX писателей — первый по-
уе сезла советских писателей — об*-

сияет литераторов всех направле-
pi

№3 сезде были заслушаны докла-
я писателей: И. Пишута — о cao-
виом языке как средстве художе-
SX pom выражения; Дацо-Новоме-
=!   qo — 0 развитии словацкой культу-
AU ps; EPUTHRA Станислава Мачьера — о
—)   anit литературе и доклад Яна
`— [рмчана о литературе и обществе.

` Я Повичан резко выступил против

‚помелей, уходящих от действитель-
ged 8 MED CHMBOIMRG,

№8 сеаде выступили также © до-

залами Андрей Мразя — о словац-

). и: вудьтурвых связях © заграни-

~ pi, ревноер Янко Боролач — 0

US Fr

=

Yaw

#

ae

—

литературная газета

За рубе
СЕЗД СЛОВАЦКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

№ 55 (618)

SEF Se

23 © 0.

проблемах словацкого театра и Геза
eae профессиональных и мяа-
eon интересах словацкого пи-

С’езд категорически отверт сепара-
тистские устремления и единогласно
принял резолюцию о, «Ртовностн за-
щищать чехословацкое государство и
словацкий народ от. варваров, стре-
мящихся уничтожить культуру и. от
их приспешников — как иноземных,
так и находящихся внутри страны».

Принятая wa с’езде резолюция го-
ворит о необходимости лля словацких
писателей итти рука об руку © чеш-
скими писателями к завоеванию .сво-
боды: и справедливости.

С’езд постановил вступить в меж-
дународную › ассоциацию ващнты
культуры и послал приветственные
телеграммы Андрэ Жилу и Союзу со-
ветских писалелей.

«Словацкие писатели, говорится в
телеграмме, приветствуют советских
писателей, которые стремятся.к пол-
ному торжеству человеческой лично-
сти и к торжеству мира между на-
родами».

ПЕН-КЛУБ ОСУЖДАЕТ ФАШИЗМ

ED, у французской газете «Вандреди»
вивно был опубликован отчет о
——1\ Ковгрессе Пен-Клубов, состояв-
дакя в Буэнос-Айресе (Аргентина).
  Узждународное буржуазное об’еди-
вме писателей Пен-Клуб было
каовано в Англии после войны.
` № ХГ\ конгрессе собрались пред
изители большинства европейских
‘ан, Северной и Южной Америки,
я, Египта, Японии — всего око-
; 100 делегатов. Германия была
праставлена только эмигрантами.
акир\ 01 Италии присутствовал прелседя-
рищлевть итальянской секции Пен-Клуба,
1, аователь футуризма и «идеолот»
шиза Маринетти вместе с поэтом
Унаретти и прозаиком Марио  Пуч-
Roy Вучни.
ка м Холь Ромэн в блестящей речи от
пени иностранных делегатов напо-
КИ ит конгрессу о центральном пунк-
Я щи,» устава Пен-Клуба — борьба, ‘за
Oram ejay, Тот же характер носили высту-.
wa Бенжамена Кренье и Дюд-

Изалй Я.
Жовь,   Маринетти весьма красноречиво за-
Tem  ШЩАл «чистое искусство». Эта речь
о наше ааа пикантно в устах фашистско-
 . fh наймита, все произведения кото-
ПЛАН м0 служат целям фашистской про-
WHHL.

№ одном из заседаний Эмиль
шланг рассказал о тонениях, ко-
ых подвергаются немецкие писа-
вн со стороны фашистов.  Фран-
Ивановтюкая делегация от имени секций
оциояии-Клуба Франции выразила горя*
Испазии) симпатию ецкому и другим.
‘одлнониятелям, томящимся в фашистских

open
le MRO

В нью-йоркском излательстве «Ван-
\РКОВ м пресс» вышел роман Уильяма
‚ завиитхема «Хороший парень», ре-

зиездуемый американской коммуни-
‘июкой газетой «Дэйли уоркер» ра-
‘изму-читателю. : у
Тушине страницы книги’ посвяще-
Ы описанию жизни  фермеретва
Вент, ого-запале США, Герой книги
ним Анил, по прозвищу «Чок», в нача-
 ` ОДО ин 09088 «карьеры» был фермером-
Ой ИНикдАюром из штата Оклахома. В
яду, тии шиате половина всего фермер-
6110 40% населения (213.000 семей) ‘ео-
хил! (Пит на мелких фермеров, сельско-
Витек, паяйственных рабочих, фермеров-
уиндаторов, издольщиков, живущих
3 страшной нужде. Флойд был в их
КОН were,
un Непромядная нужда,  неуверен-
ть в завтрашнем дне, постоянная
Проза остаться без куска хлеба вос-
тали в нем страшную ненависть К
TM, RIO создал нужду и бесправие.
Но Флойл ge верит в организован-
BT кур кл ъбу. «Против си-
ome стемы не попрешь»—вот емо формула.
Участвует в ограблении банка и
‚№№ раздает деныш своим бральям по
ви нулде,
В дальнейшем Флойд попадает в
aac Сити, «где, — как пишет

ee

застенках. В ответ на это все участ-
ники конгресса устроили шумную
овацию Стефану Цвейгу и Эмилю
Люлвигу.

Маринетти воспользовался  случа-
ем и выступил с речью, в которой
пытался показать разницу между
гитлеровокой Германией и фашист-
ской Италией, но и это его выступле-
ние успеха не имело.

Жюль Ромэн предложил текст воз-
звания к правительствам и народам

всех стран 6 сохранении мира. Воз-

звание было принято единогласно.

кандинавские писатели нНредложи-
ли членам Пен-Клуба всегда в своей
политической и творческой работе
руководствоваться принципами этого
воззвания. У

Итальянцы голосовали и за по-
следнее предложение. Это было уж
слишком! На следующем заседании,
когда предселательствовал ’‘Маринет-
ти, ему напомнили выдвинутое им
положение: «война — лучшая гигие-
на мира». Жюль Ромэн буквально
припер Маринетти к стене. Потрясая
перед французами сжатыми кулвка-
ми, итальянцы выкрикивали руга-
тельства.

Дюмель спокойно ответил Маринет-
ти, что никто не собирался нападать
на Италию, но все же Пен-Клуб —
добровольная организация, и не впол-
не понятие, почему некоторые писа-
тели, считая себя членами клуба,
ежедйевно нарушают его устав.

Вопрос о Маринетти был передан
на рассмотрение исполнительного ко:
митета Пен-Клуба.

«ХОРОШИЙ ПАРЕНЬ»
«Дейли’ уоркер», — свободные Капо-.

ны (Ans Kanone — знаменитый 6an-
дит Америки, посаженный в тюрь-
му за неуплату долгов). формируют
армин бандитов, которыми предпри
ниматели пользуются для зверской

BOL против рабочих организаций,

HHWHTXOM показывает из какого
сброда формируются ряды «комитетов
закона и порядка», «Черного легио-
на» ит. п. J

Главарь одной шайки рекомендует
и Флойлу заняться «выгодным» «мок-
рым делом», он предлагает ему убить
руководителя забастовки.

Флойд отказывается. «Это не по
моей части, — говорит он, — мне не
по вкусу убивать рабочих».

Иэннингхэм показывает, куда мо-
жет привести путь анархиста Флой-
да, которо вс нипочем и на все
наплевать. Отказываясь от организо-
ванной борьбы против ненавистной
ему системы, действуя за свой страх
и риск, Флойд невольно привлекает
к себе внимание фашистских и фз-
шистетвующих организаций ши ста-
новится слепым орудием в их руках.

Роман «Хороший парень» лает
большой материал,
социальную систему грабежа и каси-
лия: i

Выставка картин

„„, МОСКОВСКИХ художников

`В:

Нет ничего удивительното в TOM,
wh 0 Ha BRICTaRRe картин, написанных
ft в 1ето, преобладающим жанром ока-
   . 1 пейваж, и что многие пейзажи
 ” м существу являются либо этюлами,
gist Иютовленными наспех, с целью по-
,1“ Идующей обработки, либо’ просто
1” @тыми наброеками. Хотя такие yu-
0” Изнения украшают выставку живо-
„8 (Е так же, как, скажем, этюды
им Tatons концертную программу, —
1” (1 полезны и даже необходимы для
1!” Тдожников, И этого достаточно, что-
107 М наши зрители терпеливо и вни-
уни Чательно их рассматривали, стара-
п я 2 понять, почему больнтинство пей-
  ИЖЕЙ этой выставки по своему низ-
12 у качеству очень мало отличает-
ими. Ч м пейзажей, писанных тод и два
или, MY назад?
О В изображении пейзажа многие
fy текие живописцы крайне одно-
tt ронне и неверно используют ху:
и”, дожественное наследие, из всей’ пей-
И” Мао живописи более всего увле-
- моя новейшим французским ис-
‚вом, импресснонизмом и постим-
„г, Шехяонизмом. Замечательные пей-
и’, ВАЛ па картинах великих мастеров
И!” рождения, пейзажи таких худож-
ия   tos, как Клод Лоррен, Пуссен, как
peters, Рюйсдаль, Коро, Сильвестр
и дрин и др. совершенно забыты.
у и Мтреснонизм имеет известные до-
  Оннства в передаче освещения и
и и Уздуха, н через них — настроения
ie) \ложника. Но импрессионизм имеет
‘ ~ Е вон недостатки, обусловленные

5 seal
ит”

ph

Mie
  WREDXHOCTHEIM _ отношением худож-
ay ка к действительности‘ отсутстви-
о’ М мубокой мысли, утерянной в по-
СИ №8 за беглыми  виечатлениями.
   Почему-то наши художники, подрё-
  ВЯ импрессионистам, берут у них

Wenn эти слабые стороны.
риблизительность и неопределен-
«И (®t в трактовке натуры, случай-
‘и’ U0tT композиции, полное пренебре-
&ние к рисунку, уничтожение ли-
и предмета, свойственяые им:
Уихнонистам. порождают. у..наших
зажистов тот распространенный
8 тип пейзажа, в котором небре-

КЕМЕНОВ

у {
жность и даже неряшливость служал,
первейшим признаком «живописно-

сти» и хорошего тона. Зритель из
тода  в д прощает художникам не-
ряшливость «эскизов», терпеливо
ожидая будущих, настоящих картин.
Художники прощают зрителю его не-
догадливость и наивность и * вовсе

не. собираются обрабатывать свои
наброски, считая их законченными
произведениями. (

Импрессионизм, являясь переходной
ступенью от натурализма к форма-
лнзму, содержит в себе элементы
обоих этих направлений, поэтому по-
дражание худшим сторонам импрес-
сионистического отношения к прирэ-
де (речь идет именно об этом, а не
9б отлельных технических приемах)
встречается у самых различных ху-
дожников. Например, натуралистиче-
ские  робко-беспомощные” «ПТахты»
Масленникова так же плохи, как И
формалистические претенциозно-бес-
помощные «Стога» и «На берегу»
Люшина; размалтистое натроможде-
ние ярких пятен Арженникова («На
даче») так же бесплодно, как осто-
рожное размазывание тусклых красок
Зевина («Отдых» и «Пейзаж»).

Лучшим украшением выставки яв-
ляются‘ превосходные пейзажи К. Бо-
таевского. Это настоящие произведе-
ния искусства, они привлекают вни-
мание зрителя глубиной замысла и
художественной законченностью, на
них невольно смотришь с разных т0-
чек зала, к иим постоянно возвра-
щаешься от друтих картин выставки
и, уходя, долго еще находишься под
их впечатлением. В «Побережьи
Крыма» художник располагает скалы
и деревья полукруглыми уступами, со
строгостью композиции греческого
амфитеатра, арена которого — свер-
кающее море, залитое ослепительно-
белым солнечным светом. Голубая
дымка воздушной перспективы смяг-
чает темную зелень деревьев и рез-

разоблачающий

Sa = =

ЛИТЕРАТУРА WAPOANOTO PORTA B Vc

Временная победа реакции в Испа-
ННИ В 1934 т. загнала испанскую ре-
волюционную литературу в подполье,
но не могла вытравить боевого духа
представлявших ее писателей. Праз-
да, значительная часть их оказалась
в эмиграции: в Советском Союзе, —
Маргарита Нелькен, Венсеслао Росес;
во Франции — Мануэль Д. Бенави-
дес, Хуан Пикерас; в ‚странах Ла-
тинской Америки — Рафаэль Альбер-
ти, Мария Тереса Леон. Другие писа-
тели были заключены в тюрьмы —
Хавьер Буэно, Исидоро Асевело. Се-
cap Фалькон, Антонио Эспина и др.
Некоторые пали жертвами правитель-
ственного террора (Луне де Сирваль,
убитый в Овиедо 26 октября 1934 т.).

Хотя «Об’единение революционных
писателей и хуложнийов Испании»
(организовавшееся в Малфиде в ию-
ле 1934 г. и делегировавшее на вее-
союзный с’езд советских писателей
Рафаэля Альберти и Марию Тересу
Леон) фактически прекратило ‘свое
существование, & редакция централь-

Horo его органа «Октубрэ» была, раз--

громлена полицией, тем не менее ре-
волюционные инсатели довольно бы-
стро организовали. связь © нодитваа-
включенными в тюрьмах, При их’ по-
мощи в мадридекой тюрьме был об-
разован «университет» — курсы вза-
имното обучения, названные именем
А. М. Горького. Революционные писа-
тели приняли самое энергичное ‘уча-
стие в сборе пожертвований в поль-
зу политзаключенных и в широко раз-
вернувшейся кампании общественно-
го протеста,

Заслуга революционных писателей
В этом деле была тем более велика,
что они встретили открытое противо-
действие со стороны реакционного
крыла испанской литературы. Ряд
виднейших писателей старшего по-
коления (т. наз. «поколение 13898 г.»)
полностью ‘солидаризировался с реак-
цией (Митель ле Унамуно, Хасинто
Бенавенте, Рамиро Маэсту, Пио Ba-
роха, Рамон Перес де-Аяла и др.).

Исключение составили только Pa-
мон дель Валье-Инклан, Антонио Ма-
чадо и небольшая ‘труппа поэтов.

Дальнейшее развитие революцион-
ных событий в стране, в которых луч-
Wad часть нопанских писателей при-
няла деятельное участие, в скором
времени позволило им вернуть утра-
ченные в бою позиции. Вместо закры-
Toro полицией «Октубрз» появилось
два революционных журнала: «Нуэва
культура» (Валенсия) и «Эль тьемпо
пресенте» (Мадрид),

Первые два номера обоих этих жур-
налов вышли почти одновременно в
январе—феврале 1935 г. «Нузва куль-
тура» являлась органом валенсийско-
то об’елинения пролетарских писате-
лей и художников (валенсийская сек-
ция мадридской ассоциации). В co-
став редакционного комитета ее вхо-
дили: в Париже — Луи Арагон, Хуан
Пикерас; в Малриле — Рамон Х. Сен-
дер, ‚ М. Арконада, Эусевио Х.
Луэнго, А. Басан; в Барселоне —
А. Оливарес, Родриго Фонсека, & так-
же представители от Севильи и Али-
канте. Журнал просуществовал вилоть
до военно-фалтистското ‘мятежа, а так
как Валенсия находится сейчас в ру-
ках правительства, то есть все ос-

‚нования надеяться, что он выходит в

свет и теперь. До мятежа появилось
тринадиать номеров *). «Нузва куль-
тура» в организации революционного
и радикального крыла писательской
общественности  сытрала большую
роль. первых же дней своего суще-
ствования ‘релакция журнала повела
энергичную борьбу против угрозы фа-
шизма и вовой мировой войны, ре-

*) Последний вышел в июле 1936 т.

Ф КЕЛБИН

шительно встала на защиту испан-
ского пролетариата и Страны советов.

Журнал малридской группы писате-
лей «Эль тьемпо пресенте», руководи-
мый в отсутствие Альберти, Сесар
М. Арконадой и Артуро Серрано Пля-
хой, оказался менее счастливым в сво-
их начинаниях. Первый вомер ero
вышел в январе-феврале 1935 г., вто-
рой — в июле, и на нем журнал фак-
тически прекратил свое существова-
ние. Построенный на той же основе,
как и «Нуэва культура», журнал мад-
ридекой группы писателей отличал-
ся, однако. ведостаточной твердостью
политической ‘линии. Если  «Нуэва
культура» рассчитывала на очень ши-
рокий круг читателей, то «Эль тьем-
по пресенте» имел в виду главным
образом испанскую, точнее, мадрид-
скую интеллитенцию. В нем прини-
мало участие все, что было наиболее
талантливого в рялах испанекой ра-
дикальной и революционной интелли-
тенции.

5 Когда Рафаэль Альбертихи Мария
Тереса Леон возвратились “в начале
1936 г.в Мадрид, они ‹ попыталиеь
об’единить между собою обе журналь-
ные труппы — валенсийскую и мад-
ридскую. После ряда совещаний бы-
ло решено издавать совместными уси-
лиями один общий журнал — «Нуэ-
ва культура», с тем, однако, что при
основном издании существовали бы
особые «приложения». До военно-фа-
HIMCTCKOTO мятежа в свет’ успел вый-
ти только первый номер «приложе-
ний», посвященный «столетию роман-
тизма». Номер составлен был живо
и интересно. Редакциониому комите-
ту (Рафаэль Альберти, Мария Тереса
Леон, Артуро Серрано Пляха, Сесар
М. Арконада) удалось привлечь к из-
данию фяд крупных радикальных пи-

сателей, в том числе Рамона Гомеса-.

де-ля-Серну и Антонио Эспину. 06’е-
динение оказалось полезным и оправ-
данным для обеих групп. Первым ре-
зультатом ето явилась та политиче-
ская декларация, < которой они вы-
ступили на февральских выборах в
парламент. Декларация эта предета-
вляет собою подлинный манифест
испанской   революционной и рали-
кальной интеллитенции, н о ней мы
будем говорить особо в одном из Ha-
них следующих очерков.
Совершенно 060б0е место в рево-
люционной борьбе этих дней занял
журнал Рамона Х. Сэндера «Тенсор»
(«Смычка» или, точнее, «Скрепка»).
Основан он был в Мадриде в мае

`1935 тг. коллективом революционных

и радикальных писателей, но фактн-
ческой душой его был Сендер. В с0-
став редакции входил ряд крупней-
ших писателей Испании. Срели нях
мы находим Альберти, Арлериуса,
Пачеко, Пля-и-Бельтрана, Peway, Ба-
сана, Карранке-де-Риоса и др. Жур-
нал преследовал пели «литературной
информации н ориентации». При жур-
нале существовало небольшое олно-
именное издательство, ставившее <во-
ей задачей дать дешевые излания на-
‘иболее. замечательных произведений
новой литературы.

Журналу Сендера пришлось преодо-
левать серьезнейшие трудности, так
как он выходил в свет в те короткие
промежутки, когда в Мадриде не-
сколько ослабевало военное положе-
ние. Всего с июля по декабрь 1935. г.
появилось шесть номеров в трех кни-
жках. В первой из них Сендер опу-
бликовал свою нашумевшую статью
«Испанская культура в подполье»,
явившуюся как бы декларацией ero
группы. Статья эта ‘напечатана в рус-
ском переводе в журнале «Интерна-
циональная литература» (№ 2, 1936 г.)
и поэтому мы на ней подробно оста-
навливаться ‘не будем. Процитируем

ит

из нее лишь несколько заключитель-
ных строк, которые дадут возможность
читателю судить 06 общем направле-
нии журнала Сендера и с той роли,
которую он сытрал в предвыборные
дни:

«Все, кто оставил‘ заметный след в
нашей культуре, — писал Сендер, —
прошли через тюрьму, многие попа-
ли на виселицу и на ‘костер “и все
они так или иначе были связаны с
народом, с его вечно живой, бессмерт-
ной культурой. Вот почему тоспод-
ствующий класс ‘в Испании всегда не-
навидел и презирал писателей и уче-
ных, вышедших из’ народной срелы,
заранее предполагая в них элемент
идейного «бунтарства». Литература ©
TOURH зрения правящего класса бы-
ла разрешена только’для каноников
и герцогов».

Вторая книжка «Тенсора» (№№ 3
и 4) была посвящена памяти Анри
Барбюса: Третья (№№ 5 и 6) — осу-
ществила в
Горького о «Дне мира». Сендер и его
группа выделили для участия в етой
работе 24 ‹ писателей, каждый должен
был. осветить определенный. час
«дня». В этом отношении ему сильно
помогла мадридокая ассоциация ре-
волюционных писателей, возродив-
шаяся в осенние месяцы 1935 г., хо-
тя и вынужденная работать полполь-
но. В свой «День испанского мира»
Сендер включил самый разнобраз-
ный материал. Здесь мы находим
метеорологические и биржевые бюл-
летени. телеграммы, оводки печати,
инфорхации, небольшие очерки и по.
вести, написанные на основании ма-
тернала, ззимствованного из столич-
ной и провинциальной испанской пе-
чаги за 27 и 28 сентября. Каковы бы
ни были недостатки этой книжки,
она является бесспорным доказатель-
ством того, что временные неудачи
не подорвали боевых настроений
среди революционных испанских пи:
сателей. «Испанский день» навсегда
останется красноречивым памятником
эпохи.

Тремя Церечиеленными нами жур-
налами не\ограничивалась, конечно,
революционная испанская печать В
период, предшествовавший военно-
фашистскому мятежу. Существовал и
ряд других журналов, пользовавших-
ся меньшим распространением и име-
Вших менее широкий круг читателей,
Таковы: «Летра» (Мадрил), «Клари-
дад» (Севилья), «Сур» (Малага) идр.
Из крупных органов  соцпиалистиче-
ской прессы следует упомянуть «Ле-
визфана» Луиса де Аракистайна.

С победой народного фронта в фев-
рале 1936 г. (и даже несколько ра-
нее) возродились революционные га-
зеты, среди которых вилнейшую роль
стали играть орган компартии Испа-
нии «Мундо Обреро» и орган лево-
го крыла социалистов группы Ларго-
Кабальеро «Кларилад».

Значение испанских революционных
журналов в чёрные ‘дни реакции
1934—1935 тт. было очень велико.
Они не только юриентировали масбо-
вого испанского читателя, но и орга-
низовывали его ум и волю. Если сей-
час, в дни революционной борьбы ¢
военно-фашистеким  мятежом, на
фронте-и в революционном тылу вы-
ходят газеты и многотиражки, печа-
таются сотни листовок,  воззваний,
плакатов и т. п., то этим в значитель-
ной степени революционная Испания
обязана тем организационным навы-
кам, которые она приобрела в толы
своего подпольного или полуполполь-
ного существования. И злесь об’ели-
няющая роль революционной печати,
и в том числе журналов «Нуэва куль-
тура», «Эль тьемпо пресенте» и «Тен-
сора», несомненно велика и бесспор-
на. re

На выставке летних работ москов ских художников. Картина К. Богве воском «Побережье Крыма»

кие очертания скал. Фиолетовые тени
в складках горного рельефа еще
ярче оттеняют сияние солнца и его
отражение в воде. Так же хороша и
вторая картина — «Скалистый берег»,
Мощные выстуны ‹окал врезаются в
зеркальную гладь воды. Торжествен-
но-неподвижны вековые деревья. И
в этом произведении Богаевекий
также далек от мелкого подхода к
природе. В пейзаже есть красота, но
нет красивости, есть любовь к при-
роде. но нет любования «видами».
Движение Богаевокого к реализму

‚ очень глубокое и органичное. Стро-

гость композиции и тонкость коло-
рита напоминают лучшие тралиции
старых мастеров, но при этом Ботаев-
окий сохраняет современное восприя-
THe природы, и пейзажи его вовсе не
нуждаются в шаблонном
вии» фигурами. Природа на картинзх
Вотаевского выглядит величественно,
и это несравненно человечней, неже-
ли та бесцеремонная интимность в
изображении пары трепаных кусти-
хов, которая почему-то считается
верхом современности, & HO сути
дела свидетедьствует лишь 0 край-
нём ‘измельчании самой темы —
«природа»? в нынешней живописи.
ыделяются также на выставке
работы Крымова. Художника привле-
кает природа средней полосы России,
но в ней Крымов ищет не серости и
скуки. а простора, силы и своеобраз-
ной красоты ярко-зеленых лугов, из-
резанных лазурью водных разливов

‹ожизвле-

солнечного света и пышных деревьев,
до земли окутанных кущами листьев

‚ («Пейзаж»). Большой яркости цвета

достиг Ряжский в своих пейзажах
Крыма, воспринятого художником
как анойная Италия. Хороши «Неф-
тяная пристань», «Крыши» и др.
однако, поглощенный цветовой 3a-
дачей, художник недостаточно внима-
ния уделяет композиции (в этом
отношении лучше всего «Балаклава»)
и колористической разработке своих
полотен. Se

Неудачна картина К. Юона «Нача-
ло весны» (фототрафия ее иллюстри-
ровала статью Юона в «Известиях»).
Картина. задуманная с большим на-
строением, — закат. солнца и сумерки
B лесу ранней весной — оказалась
лишенной именно настроения. Остат-
ки его сохраняются лишь в правой
части картины, где хорошо написана
темная пустая терраса дачи на фоне
заката. В остальном пейзаж страдает
стереотипной декоративностью поли-
графической трехцветки.

Против обыкновения никаких спо-
ров не вызывает картина Дейнека
«Натурщица»: это бесспорно плохая
вещь. Художник словно боится кра-
соты человеческого тела и всячески
отыскивает в нем уродливость. Оет-
рые углы выступающих костей, Koma
сизого цвета, твердая, словно жесть,
изогнутая кровельщиком, — все это
вызывает у зрителей лишь чувотво
холодного любопытотва и равнодуш-
ного недоумения. Дейнека слишком

своеобразный художник, чтобы по
одной неудаче можно было судить ‘о
его дальнейшем развитии, HO 4H
представленный им пейзаж «Вечер»
очень плох: небо, облано и солнце —
простой набор претенциозных,
примитивных пятен.

Из работ Люшина можно было вы-!
ставлять лишь «Пионерку» (над этим.
портретом есть омысл серьезно пора-’

ботать художнику). «Марина» — с0-
вершенно изуродована формалистиче-
скими трюками, и в этом отношении
может поспорить только с работами
Митурича. Ею «Вечер» и’ «Серый
день» воокрешают давно забытое ме-
сиво грязи, толщиной в’два пальца,
восходящее прямо в бурлюковским
кунсштюкам.

Свои произведения выставили Ку-
прин, Рыбченков и Ромадин. У Куп-
рина лучше всего «Старый дом,
Бахчисарай», у Рыбченкова — «На-
тюрморт с арбузом», у Ромадина —
«В комнате»,

Из произведений Мазеревля на
первом месте попрежнему — графи-
кв, особенно «Баку»; из картин мас-
лом удачнее других «Батум»,

Выставка летних работ московских
художников смогла вместить лишь
часть представленных работ. В бли-
жайшее время «Всекохудожник» opra-
низует продолжение . выставки, где
будут показаны остальные проиаве-
дения.

Ади ААЗААУАААААААААААА ААА ААА АА ААА

HO)

Испании. идею А, М.

Обложка испанского журнала «Новая культура»

Интеллигенция

У Ин

«Если только мне удастся догово-
риться © остальными генералами, —
товорит каждый из мятежных гене-
ралов, — я гарантирую Испании 25
лет покойной жизни. Это как раз
то, что требуется для того, чтобы
вернуть стране понятие о моральном,
утраченное ею благодаря стараниям
«интеллитентов». И уж, конечно, пер
вой заботой такого правительства бу-
дет заставить замолчать неугомонных
интеллитентов, виновников граждан-
ской войны, «Культура яд, медлен-
50 растлевающий душу народа». Фа-
шистокая армия, едва вступив в То-
лосу, поспешила сжечь вредные кни-
ти красных доктрин.

Но в Испании нет тажото интелли-
тента, художника, ‘писателя, мысли“
теля, который, сознавая свой jour
и обязательства перед народом, в то
же время шел бы на сторону гене-
ралов. Такого интеллигента нет.

Впрочем, имеется одно исключение:
Митель де Унамуно.

Офицеры-мятежники, никогда не
читавшие ни одной строки, старого
учителя из Саламанки, вдруг увидели
в нем гения.

Да, это правда: М. де Унамуно по-
жертвовал, веолед 3a финансистом
Марчем и испанскими грандами, 5000
песет в национальный фонд, который
должен помочь армии Буртоса омести
с лаца земли «марксистские орды» и
вернуть стране «утраченное чувство
морального». Эти 5000 песет дона Ми-
теля, видящего в марокканской ар-
мии генерала Франко. надежную. опо-
ру западной цивилизации, ‘пойдут,
следовательно, на осуществление меч-
ты его зрелого возраста: «Надо афри-
канизировать Европу!».

Левая интеллигенция крепко связа-
на с наролными массами. Молодому
испанцу трудно было бы сказать, ко-
МУ из писателей он больше всего
обязан и под чьим влиянием сложи-
лись его-вэгляды. Спросите молодого
дружинника — давно ли он стоит
за республику. Ок вам ответит: «Bee-
гда». Всегда ‘было так, что дух на-
pola и дух его писателей и ето ве-

ликих классиков был один и тот же.

Поэтому неважно, что неграмотный
крестьянин, малая культурность ко-
тсрого так оберегалась его тоспола*
ми, говоря с восхищением о СОСР.
«не знает даске, где он», лишь бы
он знал, что есть другая жизнь и от
Here самого зэвисит завоевать 66. Глу-
бокая солидарность интеллименции ©
народом существует давно, нужны бы-
ли. только последние события, чтобы
раскрылись все ее плодотворные си-
лы.

Это сотрудничество народа с ин-
теллигенцией не раз проявлялось, и
я напомню только о прекрасной лея-
тельности учителей, которые самоот-
верженно отдали свою жизнь лёлу об-
разования и воспитания нафода.

Когда говорнить об интеллитенции,
борющейся за республику, первое имя,
которое произносишь, — Асанья. Он
начал свою деятельность в насчиты-
вающем уже сто лет существования
«Атенео». Здесь долгое время ему
прикадлежала тлавенствующая роль.
Эта группа интеллигентов, которой
всегда побаизвались власти, не раз рэз-
гонавшие ее, не ‘переставала быть
очагом либералиема в минувшем веке
ий республиканизма — в наше  вре-
мя.‹ Будуший. ноторик. вспомнит
Риднейших атенеистов: Фернандо д8-
xoc Proc, Перес де Anna, Америко
Кастро м др

Общая опасность об’елинила сейчас
всех этих людей, которых пустое со-
пернячество и журнальная полемика
часто раз’елиняли. Вот почему сейчас
межно встретить в рядах бойцов нме-
нз очень, известных интеллитентов,
которые до. сих пор. считались рав-
нодушными к делам республики.

АВ Р.О

Правительством получено. заявлея
ние о солидарности с ним, подписан“
ное ваднейними представителями ли+
тературы н науки.

Невозможно перечислить здесь все
учреждения, все культурные ортани-
зации, возникновением которых моло-
дая республика обязана инициативе
этих интеллигентов, в момент атаки
оказавшихся  сплоченными вокруг
нее. Я назову только университет
Сантадера, одним из созидателей ко-
торото был Фернандо делос Риос и
куда каждый тод стекаются студен-
ты и профессора из всех европейских
университетов; студенческий театр
Баррака, в котором сотрудничал по-
гибший от руки фаптизма известней-
ший андалузский поэт Гарсиа Лорка;
наконец «педагогические миссии», на-
значение которых — проникать в де-
ревни, оторванные от крупных цент
ров, и нести туда свет культуры, ко=
торого. крестьяне так долго не знали.

Работа’ всех этих учреждений #
их возможности были наполовину
парализованы в результате  репрес-
сий, обатривших кровью Астурию в
октябре 1934 г. Кабинет Лерусз, в ко0-
тором ‘фигурировал Хиль Роблес, и
все последовавшие за ним  прави-
тельства — до прихода к власти
народного. фронта — старались раз-
рушить республиканские учреждения
и нанести улар тем, кто их возглав-
лял. Все помнят как Антонио Эспи-
на (один из левых писателей, прз-
вительством народного фронта на-
значенный губернатором острова
Майсрка) незадолго ло выборов был
посажен в тюрьму по настоянию гер-
манского консула в Бильбао, потому
что задел «достоинство фюрера» нз
страницах «елишком  республикан-
ской» ‹ газеты. Минувшей зимой пра-
вая пресса атаковала пьесу извест-
ного писателя Асорина, и в резуль-
тате ниэких интриг «правой интелли-
тенции» эта вещь была исключена из
репертуара. Асорин в своей. пьесе
«La guerrillas имел неосторожность
вывести француза, да еще предоста-
вить ему благородную роль. Ближе к
нашим дням, накануне выборов, по-
добный прием, был оказан выставке
Пикассо в Мадриде, вызвавшей град
сарказмов и угроз со стороны бур-
жуазии, усмотревшей в этом «неиз»
вестном» провокацию, продукт нацио-
нального разложения, «как всегда
проникший в нам из-за границы».

Приход к власти народного фронта
положил конец злой эпохе, которую
Хосе Бергамин клеймят в своей пре-
красной статье, посвященной  кон-
грессу писателей в защиту культуры,

Вокруг этого писателя, одного из
нзиболее значительных в новой Ис-
пания, труппируетсея интеллигенция
Дома культуры.

Это последнее учрежление, созла-
ние которого намечалось ещё до по-
белы наролного фронта, работает сей-
чаю в одном из дворцов Пасо де ля
Кастельзна, реквизированных прави
тельством ин. переланных в. распоря-
жение народа. Уже проводятся ко-
ренные реформы во всех областях
культуры — в школе, в театре и т. д.
В результате этою интеллектуальный
облик столицы должен резко изме-
ниться. Назовем имена некоторых ху-
ложников и писателей, принимающих
непосредственное участие ‘в этой пе-
рестройке: Рафаэль Альберти, чулом
cS из лап фашистов на

Фисе, Рикардо Баесз, Мариа Сэмб-
рана, поэты Альтолатирре и Сернула,
революционный писатель Рамон Сев-
дер, Серрано Плаха, Арконада.

Правительством было получено от
всех интеллятентов, вхолящих в со-
став антифатистских комитетов, за-
явление о полной солидарности с пра-
вительством и © вступлении в ряды
республиканской армии.

Советские поэты — героям Испании
По инициативе ОСП CCCP изла-  П. Панченко и переволы стихов ис-

‘тельство «Ооветокий писатель» выпу-

скает сборник стихов, посвященных
событиям в Испании.

В нем булут напечатаны отихи Га-
ceva ЛахутиеВ. Лутовского, М. Свет-
лова, Эми Сяо, Станле, С. Киреано-
ва, Е. Долматовского, А. Гатова,

панских поэтов Санхо Перес, Рафаэля
Альберти и Лорка, расстрелянного
уятежниками.

Оборник выйдет в ноябре. Весь то-
норар участники сборника отчисляют
в фонд помощи испанскому народу.

Советская актриса — испанским женщинам

4 ситября в помещении филиала
МХАТ Союза СОР им. Горькото co-
стоится первый большой концерт в
люмощь испанскому народу. В нем
примут участие: народные артистки
республики 0. Л. Книппер-Чехова,
А. Г. Коонен, Н. А. Обухова, Е. А.
Степанова; заслуженные — артистки

республики С.Г; Бирман, -С. В. Гиа-

цинтова, Е. Н. Гоголева, К. Н. Елан-
ская, Викторина Кригер, Ц. Л. Ман-

сурова, А. А. Орочко, В. Н. Попова,
КА. Эрдели; артистки балета Боль-
шого театра М. Т. Семенова, В. Г.
Дулова, 0. В. Лепешинская и мн. др.
Конферирует концерт актрис заслу-
ae артистка республики Н. Й.

Ц,

Вступительное слово скажет И. Л.
Альтман — редактор газеты «Совег-
окое искусство», ортанизующей коя-
церт.

$