литературная газета № 59 (622) £

Славное
нятилетие

Трулно себе представить --у` нас
литературный юбилей, на котором
первая мысль и первое слово не бы-
ли бы обращены к памяти величай-
шего мастера и руководителя
пролетарской. литературы Алексея
Максимовича Горького. Особенно за-
конно и понятно это на таких юби-
леях, как пятилетие редакции «Исто-
рии фабрик и заволов», отмеченное
торжественным вечером з Доме совет:
ского писателя (15 октября). !

«Иетория фабрик и заводов» —
детище Алексея Максимовича, плод
его мощной творческой инициативы,
3 основе которой лежало веегла свой»
ственное Горькому страстное желя-
Hue — дать наролным массам воз-
можность глубже познать прошлое
«для того, чтобы правильнее оце-
зить настоящее».

В. Ставский во вступительном сло:
ве и Н. Шушканов в сообщении. о
работе релакции «ИФЗ» сумели дать
зулитории наглялное представление
о кипучей деятельности  Горького-
редактора, об его уливительном вни-
мании к мельчайпгим деталям, имев-
шим хотя бы самое отдаленное отно-
шение к работе коллектива «Истории
заводов».

— Дело чести советоких  писате-
лей, — констатирует т. Отавский, —
прололжать тралиции Горького, за-
ботиться об укреплении и дальней-
шем развитии’ всех начинаний, ко-
торым Алексей Максимович прида-
вал такое огромное значение. К с0-
жалению, на примере «Истории заво-
дов» можно увилеть, что лалеко we
всегла и не все наши лучшие писа-
тели обнаруживаюх понимание стоя-
щих перед ними залач. Весьма отра-
ниченная группа художников елова
активно участвует в «Истории заво-
Дов», и это довольно ощутительно

В ПАРТОРГАНИЗАЦИИ

СОЮЗА П

Парторганизация ОСП CCCP Bo
время проверки и обмена партийных
‘документов навела большевистский
порядок в своем партийном хозяй-
стве. Она очистилась от чуждых, вра-
ждебных элементов, контрреволюци-
онных троцкистов-зиновъевцев и дву-
рушников, окрывающихся в органи-
зации, подняла на более высокий
уровень качество своей партийно-вос-
питательной работы и партийного ру-
ководства. В центре всей партийной
работы партком поставил выполнение
указаний Краснопресненского райко-
ма партищ сделанных при обмене
партдокумёнтов.

Партком уделил большое внимание
вопросам партпросвещения. Уже за-
нимаются три кружка по история
партии и три кружка текущей поли-
чики повышенного типа. В ближай-
шие дни? начнут работать кружки
диамата и ленинизма и кружок по
изучению истории партии для ино-
странных писателей. марксистско-
ленинскую учебу, кроме коммуни-
стов-писателей, вовлечен беспартий-
ный писательский актив. В кружке
текущей политики, которым руково-
дит Корабельников, занимаются бес-
партийные писатели Лидин, Леонов,
Малышкин, Новиков-Прибой, Рома-
‘шов, Огнев, Лутовской, Гуеев, Tloro-
дин, Федин, Карцев. Немало слуша-
телей из беспартийного актива В
кружке по. истории партии, которым
руководит Арский. Усилена полити-
‘ческая работа среди беспартийных
сотрудников организации союза пи-
сателей (управление по охране автор-
ских прав, книжные магазины, Га-
pam и др.). Для их учебы создали
шесть кружков политграмоты, Четы-
ре из них уже занимаются. :

Ho проделанную работу нельзя
считать достаточной. Еще есть от
дельные писатели-коммунисты, кото-
рые ссылаются на недостаток време-
‚ни, чрезвычайную загруженность
творческой работой и не посещают
кружков. Несомненно, такие «ссыл-
ки» не выдерживают никакой’ кри-
-тики. Они по обыкновению являют-
ся результатом неорганизованности и
бестолочи в работе. Коммунист Доро-
вин почему-то всегла, когла должно
троисходить занятие кружка по изу-
чению истории партии, уезжает... в
командировку. Кружок перестает
` ечитать его своим слушателем.

{ф Цев,

отражается на работе релакции, ме
шает последней взять TOT размах.
который соответствовал бы пред’яв:,
ляемым ей требованиям.

Ставокий говорит не только 0
равнодушных писателях, но и о тех,
кому не мешало бы глубже’ влумать-
ся в слова сталинской Конституция
о правилах социалистического обще-
жития. С этими правилами несовме-
стимы рвачество, наплевательское от-
ношение к принятым на себя обяза-
тельствам, неуважение Е ‘чужому
труду. Между тем можно назвать пи:
сателей, видящих свою основную
функцию лишь в получении авансов
в редакции «Истории заводов»,

С интересом был выслушан отчет
т. Шушканова о работе редакции
«Истории заводов». Отличным доном.
нением к этому отчету явилась хо-
рошо организованная в ДСП выстав-
ка продукции «Истории фабрик и
заводов». Знакомые всей стране Ени-
ги, какой великоленной школой явил-
ся самый процесс создания этих книг
для сотен вовлеченных в фаботу ав-
торов!

А ведь главная работа впереди!

Без активнейшей помощи лучших
прелставителей советской литературы
трудно будет, конечно, осуществеть
полнобтью и во-время эту колоссаль-
ную вадачу. Тут слово — ва фуко-
водетвом ССП. Оно может сыграть
ренающую роль в привлечения
крупнейших советских писателей к
работе в редакции «Истории заво-
дов». я

Второе отделение вечера было по-
священо художественному чтению
отрывков из книг об Автозаводе им.
Сталина, Трехторной мануфактуре,
Бояшевской трудкоммуне им. Ягоды

и Др.
у ДЕЛЬМАН

ИСАТЕЛЕЙ

Партком и партгруппы еще не су-
мели вовлечь беспартийных писате-
лей в кружки по изучению мёрксиз-
ма-ленинизма. В кружок диамата за-
писалось только два беспартийных,
а в кружок ленинизма — пять,

Нужно комбинировать различные
виды политучебы. Для писателей, за-
нимающихся индивидуально, органя-
зовать консультации, снабжение ли-
тературой. Следует заняться органи:
зацией теоретических конференций.

В партийной организации насчи
тывается 12 кандидатов в члены
партии. Большинство их зарекомен-
довало себя отлично как в творче-
ской, так и в общественно-политиче-
ской жизни.

Кандидат партии Н. Ляшко дея-
тельно участвует в комиссии по
строительству Дома писателей,
М. Лифшиц второй год руководит
кружком диамата для писателей и
зедет пропагандистский семинар в
райкоме партии, М. Голодный систе-
матически выполняет партийные по-
ручения и задания парткома, прово-
дит большую работу с начинающими
поатами.

Нужно отметить, что до последнего
времени на заседаниях парткома и‘

на собранилх очень редко заслуши-

вались самоотчеты кандидатов.

Группы сочувствующих — бли-
жайший и важнейший партийный ре-
зерв для пополнения рялов ВКП(б).
Однако этот участок работы в парт-
организации отстает. В группе co-
чувствующих только 5 человек. В ее
составе лишь один писатель В. Голь-
остальные — сотрудники аппа-
рата. Бела в том, что парторганиза-
ция не возглавила по-настоящему ра-
боты с беспартийным активом. Толь-
ко сейчас, в связи с возобновлением
приема в партию, партком, и. парт-
орги начали проводить индивидуаль-
ные беседы с беспартийными по во-
просам партийного строительства. Их
привлекают на творческие отчеты
коммунистов, в политсеть и т. д.

Писбмо ЦК ВКП($) о возобновле-
нии приемя новых членов в ВКП(б)
— важнейший партийный документ.
Этому большому событию необходимо
было посвятить собрание членов ©0-
юза советских писателей, заострить
на этом внимание всего беспартий-
ного актива.

СИКАР.

ЕЯ

О К nc oa aap a

«Пушкий в Болдино»_  Рисунов

MOM советекого писателя на книжном базаре, эртавизованном на вечере

«Советские писатели — Испании». в

Нет уверенности

«Асадет!а» готовит юбилейное с0б-
рание сочинений Пушкина в шести
томах.

ГСервоначально предполагалось из-
дать в текущем году весь  шести-
томник, но «трезво» учтя свои силы
и возможности, издательство в CAa-
мом начале работы над изданием пе-
ренесло выпуск шестого тома на
будущий год.

Однако, вычеркнув из плана 1936
Toma целый пушкинский том, изда-
тельские работники все же не «за-
страховали» себя от невыполнения
урезанной программы. Работа по вы-
пуску пяти книг шеститомника идет
скверно, и нет увереннё®ти, что чи-
татель получит их в этом году.

Шеститомник печатается в Первой
образцовой типографии. Второй том
типография должна была выпу-
стить в начале июня. Воспользовав-
шись оплошностью технической ре-
дакции и бюро оформления издатель-
ства, не представивших  во-время
линейки для колонтитула, типогра-
фия (директор т. Штеренгоф)  от-
казалась от утвержденного ею гра-
фика и задержала выпуск тома на

СОВЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ

Завтра, 21 октября, Союз советских
писателей СССР устраивает в Колон-
ном зале Дома союзов болышой вечер
— «Советские писатели — оу Ис-
пании». На вечере выступят т. В. П
Ставский, Н. Асеев, Демьян Бедный,
А. Безыменский, А. Барто, Г. Гуп-
перт, Е. Долматовский, Ф. Кельин,
С. Кирсанов, Г. Лахути, В. Лутовской,
Л. Никулин, И. Сельвинский, Э. Сяо,
М. Светлов, 9. Станда, Френкель и др.
Поэты и прозаики прочтут свои новые
вещи, посвященные героической Ис-
пании. . ;

Артисты МХАТ СССР им. Горького,
Малого театра и Театра им. Вахтанго-
ва прочтут стихи и отрывки из про-
изведений испанских писателей
Р. Альберти, С. Арконала, М. Бена-
видоса, Пля-и-Бельтрана, Рё Сендера.

Публика познакомится и с произ-
ведениями испанских композиторов
Альбенис, Гранадос и Мануэль де Фа-
лья, которые булут исполнены про-
фессором Московской государственной
консерватории Г. Нейгауз, и с испан-

Новое декадентство

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО СМ. НА 3-й СТР.

буржуа своей страны, на примере их
отцов, их самих, их детей, что капи-
тализм — их смертельный враг, что
он враждебен всему лучшему, ITO B
них есть, что он развращает и губит
их морально и физически, что. их
единственная надежда — пролетар-
ская революция. я

Социальный разрез темы «малень-
хого человека» у писателей револю-
ционно-демократического  направле-
ния ясен. Это борьба за. человека из
народа, за эксплоатируемого, за
искателя правды, за труженика, по-
терявшегося в джунглях буржуазно-
го общества. Тема имеет- отчетливо
классовый характер и органически
смыкается с проблематикой социали-
стического гуманизма.

Можно прелставить себе друтую
трактовку этой темы. В такой трак-
.товке в качестве заслуживающегю со

чувствия «маленького человека» бу-
дет рассматриваться всякий инливи:
дуум в буржуазном обществе, кото-
рый чувствует себя неудовлетворен-
ным. неустроенным. страдающим.
‘Такая точка зрения будет претен-
довать на гуманистическое расшире-
ние темы. Она. дескать, не обусло-
вливает право на сочувствие справ-
ками о социальном положении. Че-
ловек страдает «в буржуазном обще-
стве», ему следует соболезновать...

И вот почему-то не считается зазер-

ным исторгать слезы у читателя (или.
по крайней мере, делать попытки к
тому) по поводу моральных и прочих
переживаний какого-нибуль литера-
турно-прикрашенного прохвоета. ска-
жем, сутенера или лругого паразити:
чески-разложившегося носителя гря-
зи буржуазного общества. Причина,
ло которой трудящийся человек дол-
ен вилеть в этих проходимцах сво-
их ‹«меньших братьев», усиленно
скрывается критиками, драпирующи,
ми сутенерские эпопеи. поступающие
х нам с Запала. пышным флером
рассуждений о «враждебности KATH:
та тизмя ЧАЛОВРЧЕСКОЙ Личности»

Клайл Гриффитс в «Американской

трагедии» покушался на убийство де-
вушки, Джо Трекслер в «Жалости
недостаточно» брал взятки, герой
«Огней большого города» украл день-
ти, но мы вместе с Драйзером,
Хэрбет, Чаплином не осудили этих
людей. Мы признали в них «малень-
кого Человека», склонного вк честному
трулу. к добру. к справедливости,
обманутого буржуазным обществом.

И вот критики. любящие «расши-
рительные толкования», стали зачи-
слять в «маленькие человеки», кото-
рым надлежит симпатизировать, вся-
ческих в большей или меньшей сте-
пени разложившихся проходимцев,
разысканных у Селина, Хаксли,
Хэмингузя, гле можно и где нельзд.

По этой же линии идет оближе-
ние ‘картин Чаплина и картины Рене
Клэра «Под крышами Парижа», имею-
щей далеко не чаплинское содержа-
ние.

По нашему мнению, много сповоб-
ствуют Такому подходу пережитки
пралиционного имморализма богемы,
пустившего глубокие корни в лите-
ратуре. В борьбе в буржуазным хан-
жеством богема так часто перегибала
палку. об’являла черное белым или
вовсе несуществующим, что под ко-
нец утеряла всякий моральный кри-
терий. представление о добре и зле.
«Зло» было ‘фактически сведено к не-
которому, очень ограниченному ком-
плексу «мещанских ‘добролетелей»;
все остальное считалось относительно
лозволенным и даже антибуржуаз-
ным т \

В наше время смешно (и стыдно)
путать эту нигилистическую мораль
богемы с революционной моралью, ©
социалистической моралью рабочего
класса. трулящихся.

Нужно раз навсегда понять, что
грязная накипь буржуазного общест-
Ba, где бы она ни оселала, во дворце
или в кабаке, хищники и паразиты,
лнцемеры и циники. шпики и суте-
‚неры. Хореты Вессели и Передоно-
вы — не могут вызывать сочувствия
у социалистического читателя. Ника-

кие передержки Селинов здесь не по-
могут.

Таким образом эта «новая» точка
зрения на проблему «маленького че-
ловека» кроме некоторой наивности
ничего нового в себе не содержит.
Это—сдобренный  ботемским прене-
брежением к морали, слезливый
псевдогуманизм, который давным-
давно разоблачила маркоистская кри-
тика во главе с М. Горьким и
от которого отошли многие видные
мастера культуры на Западе, когда
приняла решение итти се революцией.

ичего общего с социалистическим
туманизмом эта «точка зрения» ие
имеет.

Нетрудно понять, что отсутствие
серьезного социального и морального
критерия роднит тех, кто считает,
что нет ничего дурного, с‘теми, кто
считает, что нет ничего хорошего,
слезливых жалельщиков — © круто-
заваренными скептиками.

у

Вы открываете роман и сразу за-
мечаете, что на губах автора играет
равнолушная усмешка, циническая,
скептическая или, скажем, сарлони-
ческая усмешка. Она не изменяет
автору до конца, невзирая на то, ро-
ждаются или умирают герои его кни-
ти, любят или ненавилят, совершают
подвиги самопожертвования или под-
личают и злодействуют. Она досаж-
дает вам, пока вы. He перевернете
послелнюю страницу книги.

Сам автор, видимо, ‘уверен, что
эта усмешка ему чертовски к лицу,
что она — то главное, о чем ему сле-
дует заботиться, что рано или позл-
HO поток времени смоет память о
жалких люлах, окружающих его в

жизни и населяющих его книги, и
в веках будет сиять ли его бес-
смертная усмешка, наподобие усмеш-

ки чеширского кота, которого Алиса
‚поветречала в Стране чулес,

А что, если это — заблуждение.
самое зауряднюе заблуждение? Что,
если все эти изысканные гримаски

Даа

худ. И, Рербефга, првобретенный До-
клубе МГУ,

»

месяцы. 4 августа технический ди-
ректор Первой образцовой т. Лизаре-
вич заверил издательство, что второй
том выйлет 23 августа. Обещание
свое т. Лизаревич не выполнил: пер.
вые одиннадцать экземпляров тома
получены только... 43 онтября.

Еще хуже обстоит дело с оста®ь-
ными книгами.

Третий том по плану должен был
давно выйти  в свет, а он до сих пор
все печатается; медленно продвига-
ется работа над первым томом; толь-
ко наполовину набран четвертый
том, а пятый том не поступил даже
в набор.

Судя по вышелшему второму тому,
пушкинский шеститомник издатель-
ства «Асадеп!а» будет одним из
лучших юбилейных изданий вочине-
ний великого поэта.

Издательство сделает читателям
прекрасный подарок, выпустив ше-
ститомник к юбилейным дням. И он
должен быть выпущен! Необходимо
как можно скорее преодолеть безза-
ботность нерадивых работников Пер-
вой образцовой типографии.

В. Т—ин.

— НАРОДУ ИСПАНИИ

скими народными песнями в исполне-
нии заслуженной артистки республи-
хи Катульской и др.

Об’единение жен писателей устраи
вает на вечере большой хуложествен-
ный базар.

На книжном базаре, состоявшемся
на вечере в МГУ, было продано 249
книг на сумму 2500 р. Большой успех
книжного базара у публики побудил
к более широкому устройству базара
на вечере в Доме союзов. Помимо со-
ветских изданий и старинных книг
будут. продаваться картины советских
художников, пожертвованные автора-
ми в фонд помощи испанскому наро-
ду. Е
Рисунки художников бесплатно 0с-
теклены и художественно окантованы
мастерской Всекохудожника.

К каждой купленной на вечере кни-
те и картине будет приложена выпол-
ненная по рисунку художницы С. Ви-
шневецкой марка, на которой нали-
сано: «Ты помог героическим женщи-
нам Испании».

сгинут без следа, а книги и их авто-
ры будут жить в поколениях только
тем, что они почувствовали и сохра-
нили из великого народного движе-
ния за свободу, современниками ко-
торого они были? Это создает, конеч-
HO, для «школы равнодушных» не-
приятную перспективу.

Эта «иткола»,
рядах многих культурных и талант-
ливых писателей, терпит и будет тер-
петь чувствительный урон. Она поте-
ряет верхушку, самых умных и са-
мых чутких. тех, кто сумеет полнять-
ся над дешевым нигилизмом и эгои-
стическими вожделениями. Не нуж-
но преуменьшать трудности, которые
стоят перед этими писателями. Они.
празда. не ‘имеют особенных иллю-
зий по поводу современного буржуаз-
ного строя, но они привыкли пре-
зирать нарол и втайне его баяться.

ни уверены, что коммунизм дол-
жен стеснить их интеллектуальную
и эстетическую деятельность.

Наиболее проницательный и само-
критичный из них Хаксли, в анти-
фашистском рассказе «Утро в Базе-
ле» останавливается, чтобы запечат-
леть этот характерный ход мысли:

«Ей стало стыдно за себя, но в то
же время она не могла отделаться от
мысли, что жизнь таких людей, как
Экки, должна быть очень ограничен-
ной и тесной. невообразимо тусклой.
Жизнь в черных и белых тонах. раз-
мышляла она, резкая и четкая и
опрелеленная. как гравюра Дюрера.
Тогда как ее жизнь — туманный и
ра Тернер, Монэ, неистовый

Oren».

Это говорит интеллигентка о своем
муже-коммунисте, козюрог любит.

Олним из самых упорных прелрао-
судков. которые разделяют «разно:
душные», это обвинение рабочего
класса своей страны в мещанстве, в

том, что он «обуржуазился». За
опровержением этой взлорной вылум-
ки не нужно ходить далеко — его

приносят тазетные телеграммы, рас-
сказывающие о боях пролетариата и
народных масе против фашизма.

В повести Анны Зегере «Путь че-
рез февраль» есть эпизолическая фи-
тура жены рабочего, домоседки и
скопиломки, в «тнезлышко» которой
шуцбунловцы втаскивают пулемет,

служенного деятеля искусств

ковский, С. Голованивский, А. Твар-

зислящая в своих:

[34.1 AT b SHE

@ Свыше тысячи комсомольцев
Москвы собралось 15 октября в Но-
литехническом музее на первую лек-
цию т. В. Я. Кирлотина «Пушкин И
наша совремённость». Этим вечером
Мосгорком комсомола и МОСПС нв-
чали сераю докладов о Пушкине для
комсомольского актива.

С исключительным интересом про-

лекцию, насыщенную  разносторон-
ним фактическим материалом о ве-
ликом русском поэте.

Записки, поданные  докладчику,
показали, что молодежь чрезвычайно
интересуется биографией поэта. Ме-
жду тем в библиотеках ее нет. Из-
дательства все еще продолжают за-
тягивать издание популярного био-
трафического очерка о Пушкине.

После лекции состоялся большой
концерт при участни народного ар-
‘тиста Союза. ОСР В. И. Качалова, за-

Берсенева, заслуженных артисток ре-
спублики С. В. Гиацинтовой, Е. Н.
Гоголевой и др.

- ©, 17 октября в Государственной
Тре овокой Галлерее открылась
выставка «Пушкин в изобразитёль-
ном искусстве». В. трех залах пред-
ставлено около 250 картин, рисунков
и скульптур, составивших два основ-
вых разлела; жизненный путь вели-
кого поэта и отдел илл ций К
произведениям Пушкина. дельно
показаны эокизы декораций к пуп:
кинским постановкам.

Выставлены Также работы палех-
‘ских мастеров (И. И. ие И. М.
Баканова, Ф. Я. Алексеева и др.) на
пушкинские темы,

В ‘день открытия выставку посе-
тил внук великого поэта Г. А. Пуш-
RHE.
® Экскурсионную поезлку в Киев
совершили московские писатели В.
Казин, Н. Замошкин, Н. Сидоренко,
М. Громов, Г. Максимов, Г. Тарпан
и др. Они ознакомились с достопри-
мечательностями столицы УССР, по-
бывали в музейном городке, слушали
оперу «Запорожец за Дунаем» в Го-
сударственном академическом театре,
были в музеях восточного и запад-
ного искусства. Экскурсия закончи-
лась прогулкой по Днепру и ‘Посе-
щением Дома творчества украинских
писателей в Ирпени. ;

Киевские писатели проявили боль-
шое радушие и гостеприимство по
отношению к гостям-экскурсантам из
Москвы.

ЯКУБ КОЛАС
В МОСКВЕ

Вчера в Москву приехали из Мин-
ска народный поэт Белоруссии Якуб
Колас, народный поэт Белоруссии Ян-
ка Купала, Андрей Александрович и
Изя Харик. :

Сетодня, 20 октября, правлевие с
юза советских писателей CCCP cos-
местно © Гослитиздатом проволят в
Доме советского писателя,большой ли-
тературный вечер, посвященный
30-летию литературной деятельности
Якуба Коласа.

Доклад о творчестве юбиляра сде-
лает поэт А. Сурков.

Якуб Колас прочитает свои лучшие
стихи и отрывки из поэм. В вечере
примут участие М. Гололный, М. Иса-

~

довский и AD.

Артисты Малого театра В. А. Ак-
сенов и В. Н. Гоголева прочтут пере-
волы стихов Якуба Коляса: «Не про-
сите светлых песен», «Мужик», «Рол-
ной край» и др.. Артисты Ралиоко-
митета П. К. Антоненко и Е. К. Ми-
кулич исполнят песни Якуба Кола-
са.

Вечера
и концерты

$ Сегодня в концертном зале Боль-
шого театра Союза ОСР состоится ве-
чер мастера художественного чтения
Н. Ф. Першина. В программе вечера—
произведения А. С. Пушкина (проза,
поэмы и лирика).

3% 24 октября в Большом зале Кон-
серватории впервые будут исполнены
новые произведения советских компо-
зиторов: «16-я симфония» Н. Я. Мяс-
ковского и увертюра для оркестра
С. С. Прокофьева. В

Исполнит эти произведения оркестр
Московской Филармонии под управле-
нием дирижера Эугена Сенкара.

-

чтобы бить из окна по наступающим
фашистам.. Вихрь разноречивых
чувств и мыслей владеет женщиной
от мгновения, когда она с разлраже-
нием смотрит на грязные следы на
ковре, до мгновения, когда она швы-
ряет подушки в белоснежных выши-
тых наволочках, чтобы ловчее уста-
вовить пулемет в окне,

Здесь много большой празды и на-
стоящей жизненной динамики, в етом
образе. А вель Отто Бауэры десятки
лет насаждали мещанокий рефоруязм
в австрийском пролетариате.

Нет, здесь современные мизантро-
пы не найдут подкрепления своей
аргументации.

Тщетно взывать и в мудрости
прошлого, якобы установившей, что
человек дурен по своей природе.

Многие замечательные умы прош.
лого прослыли мизантропами лишь
потому, что они не находили в окру-
жающей их среде никого, кто мог бы
выразить их илеал человеческого до-
стоинства. Великий Свифт противо-
поставил мерзким «яху» благоролный
варод-коней «гуингмов». Современ-
ные человеконенавиетники-декаденты
типа Селина, перед лицом re-
роической борьбы трудящихся, об’-
являют весь мир населенным «аху»
и повествуют об этом «открытии» с
отвратительным цинизмом, который
во всяком случае показывает, что они
сами КБ этому почтенному племени
принадлежат,

Западный писатель живет м тво-
рит в тяжелой, часто невыносимой
обстановке, Он должен самостоятель-
но разобраться в хаосе современного
калтитализма, отбросить сковывающие
его ум и чувство иллюзии и предрас-
судки. чтобы увидеть и занять’ свое
место мастера культуры в рядах ар-
мии трулящихся. Это очень ответст-
венно. Ето стережет пессимизм, на
его пути препятствия; он спотыка-
ется, `палает и снова нахолит силы,
и итти вперед. Это очень труд-

0.

Поэтому скажем громко ему и его
читателям: берегитесь цинизма че
ловеконанавистников, берегитесь эго-
истического равнолушия ни во что
не верящих. Это яды издыхающего
капитализма,

слушала молодежь содержательную  -

приемах

Краевые и областные тазеты He
часто ставят литературные вопросы
и не очень-то балуют своим внима-
нием местные литературные органи-
зации. Подобное положение мотиви-
руется обычно недосталком места В
тазете.

Но никакими «об’ективными» при-
чинами нельзя об’яснить того факта,
что статьи на литературные темы,
иаредка все же появляющиеся на
страницах областной печати, пишут-
ся не всегда квалифицированными
людьми, действующими по принцину:
бей, потом разберемся,

Так, татарская областная Газета
«Кзыл Татарстан» в номере от 28 сен-
тября выступила с подвальной ста-
тьей о произведениях популярнейше-
го татарского писателя Кави Наджми.

Автор статьи, Фатых Хусни, ин-
криминирует Наджми ви больше ни
меньше как «клевету на ленинский
комсомол» и «преклонение перед -мел-
кобуржуазной стихией».

С какими же фактами подходит
наш критик к таким решительным
выводам, какой материал положен В
основу этого «смелого» об’явления
советского писателя клеветником?

Дело, оказывается, в следующем:
положительный герой повести‘ Налж-
ми «Солнечный дождь», комсомолец
Сирай, активно борясь за создание
колхоза в своём селе (лействие отно-
сится Е 1930 т.), проходит через ря
жизненных пернпетий и в какой-то
периол своей жизни вынужден 38-
няться отхожим промыслом — стать
временно «барабусом», т. е. ломовым
извозчиком. Вот это, казалось бы не
такое уж значительное обстолтель-
ство, и заставило автора критической
статьи, Хусни, поднять панические
крики о клевете на комсомол:

Что до «преклонения перед мелко-
буржуазной стихией», то с этим де-
лом критик из «Hasta Татарстан»
расправляется еще ‘быстрее. «Мелко-
буржуазная стихия» сказывается, ви-
дите ли, в том, что `Кави Наджми...
рисует картину привокзальной тоз-
товли молоком и простоквашей в та-
тарском селении. , ь

Что можно сказать ‘0. подобном
«уровне» литературной критики? Мо-
жно только удивляться областной
газете «Hana Татарстан», которая
должна бы с особой ответственностью
подходить к вопросам культурного
строительства, в частности к вопро-
сам национальной литературы.

В русской областной газете «Крас-
ная Татария» 24 сентября тоже по-

ГОТОВЯТСЯ К

Мордовские писатели готовят к два-.

дцатилетию Великой пролетарской ре-
волюции новые произведения на язы-
ках мокша и эрзя Драматурги А. Ку-
торкин, Ильфек, И. Кривошеев, М. Бе-
бан, В. Виард, Н. Иркаев и А. Моро
пишут пьесы 0 прошлом и настоя-
щем Мордовии, о борьбе с кулацким
бандитнэмом, о зажиточной колхозной
жизни.

Песню о Сталине пишет П. Клещу-
HOB.

Очеркисты _П. Шапошников и
Ф Чесноков готовят очерки о Кури-
ловском колхозе и о стахановцах по-
лей и заводов.

Театр революции открывает се
зон 22 октября пьесой А. Файко
«Александр ПШПигорин» («Концерт»).
В ноябре театр покажет новую ра-
боту — «Гибель эскадры» А. Корней-
чука, в постановке заслуженного ар-
тиста республики И. Г. Шлепянова.
Сопостановщики спектакля — 3а-
служенный артист республики М. М.
Штраух и В. Н. Власов; художник—
В. Волков. Музыкальное оформление
— заслуженного артиста республики
композитора-орденоносца А. В. Алек-
сандрова. `

Затем будет дана пьеса Лопе де
Вега «Собака на сене» в новом пе-
револе М. Лозинского и в постановке
И. Г. Шлепянова.

В репертуар театра включена пье-

крупнейших мастеров грузинского
театра.

Для пушкинокого спектакля пой-
лет трагедия А. Глобы «Пушкин».

РЕДАКЦИЯ:
и 4-34-50.

Открыта подписка
на 1937 год

ка ежемесячный массовый
научно- технический
ЖУРНАЛ

„ИЗ Б”ЕТАТЕЛЬ“

Орган Центрального Совета Воесо-
юзного общества изобретателей при
BIICIIC,

Журнал «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ» осве-
щает вопросы изобретательства во
всех областях нашего народного хо-

вяйства,

«ИЗОБРЕТАТЕЛЬ» дает описания
назболее интересных реализованных
ен ниВ и стахановоких предло-

и

«ИЗОБРЕТАТЕЛЬ»,

выполняя ре-
шения партии и правительства, ве
дет борьбу за реализацию рабочих
предложений, усовершенствований и

изобретений.
«ИЗОБРЕТАТЕЛЬ» публикует ста-

тьи крупнейптих ученых и специали-
стов по вопросём проблемного изо-
бретательства.
«ИЗОБРЕТАТЕЛЬ»
коллективного решения технические

выдвигает для

задачи, еше . веразрешенные произ-
волственной практикой.

«ИЗОБРЕТАТЕЛЬ» регулярно поме-
[set обзоры новостей иностранной
техники.

«ИЗОБРЕТАТЕЛЬ» освешает орга-
низационные вопросы работы обше-
етва изобретателей
ть дает консульта-

ию по всем техническ:
вым вопроёам. о
ПОДПИОНАЯ ЦЕНА в -9 :

на 6 мес. — 4 576. 5 eae

r на 8 mec. — 2 py6. 25 коп.

одписку направляйте по
переводом: Москва. 6, Е
бульвар, 11. Жургазоб’единение, или
сдавайте инструкторам и уполномо-
ченным Жургаза на местах. В Мо-
скве уполномоченных вызывайте по
тел. К 135-28, Подписка также при-
нимается повсеместно почтой и от-
делениями Союзпезати и уполномо-
ченными транспортных газет.

ЗКУРГАЗОБ’ ЕДИНЕНИЕ.

са грузинокого  праматурга-орлено-
носца С. Шаншиашвили «Арсен».
которую будет ставить один из

Ответственный редактор Л. М,
ИЗДАТЕЛЬ: Журнально-газетное об’единение.

О безнадежно устаревших

критики

явилась подвальная статья HA лить.
ратурные темы. Это — большая ры
цензия на альманах «Начало», содер.
жащий Beebe работы молодых руд.
ских авторов, живущих в Татаряи,
Статья Козловой: в «Красной Тата.
рии», правда, несколько выше по
уровню, чем статья Хусни в «Кзыд
«Татарстан», но все же и здесь мо.
жно говорить о необоснованности не.
которых выводов. :
Рецензируемая «Красной Татариейь
книта «Начало», как сборник моло
дых, конечно, не без весьма сущест.
венных недостатков, и в статье Koa
ловой colepmuTca немало деловых
замечаний по поволу этих недочетов
книги. Но, к сожалению, эти правиль.
ные замечания теряются в общем, не.
понятно запальчивом, тоне статья,

Особенно нелепо звучат громовые _

удары, ‹ направляемые Козловой из
автора“ новеллы «Подвиг» — Андрея
Алдана. Герой этой новеллы — ю=-
та. начинающий летчик, работающий
на скромной почтозой трассе. Юношу
волнует мысль о ‘Полвиге, он иедо-
волен своей небольшой работой, —
он мечтает о славе Молокова, Лева»
невского... Авария, происшедшая 6
машиной юното’ летчика, дает ему
возможность пролвить большое MYR.
ство. Мысль о героической нашей
эпохе. ‹0 героичности маленьких дел
на любом участке нашей работы вт
женя автором в несложный сюжет ею
новеллы.

Или не понимая, или He желая
понять этот ясно очерченный тип
мечтателя, еше неправильно понт,
мающего сущность полвига, но бе
условно хорошего и преланного делу
специалиста-работника» Козлова 62.
алелляционно об’являет аллановокок
героя врагом социалистической роли.
ны, выролком, а автора — влеветниь
ком на советских летчиков,

„ Спрашивается: что может дать мо.
лодому писателю подобная критика?

Bro
oO

pass
gies
ae
yerap
yacca
sect
(rade
Vth
ал
Йс
ри
бога
ms M
ДЗ Hi
sue

$
syo
боль
водит
ya.
Yep
(кие
ЗЫЙ
HOHE

Появление на страницах областной хзыЕо

печати статей по литературным во.
просам всегда рассматривается месть
ными писателями и писательскимЕ
организациями ках больное событие,
Писатели с огромным вниманием при-
слушиваются к указаниям областных
тазет. Тем более ражно. чтобы авто-
рами статей по литературным вопро-
сам являлись люди, действительно

близкие к литературе и хорошо te
понимающие.
Е. ГИНЗБУРГ.
Казань,

ВЕЛИКОЙ ДАТЕ

П. Левчаев работает нал повестью
о мокшанской девушке.

Готовятся сборники «Избранные
произведения морловских писателей»,
«Чтец-декламатор», «Детские пьесы»
и «Песни для пЕкольников».

Северное отделение союза советских
писателей выпускает к великой голов»
щине лва сборника очерков 06 свое
нии Северного края большевиками.
В составлении сборников примут уч
стие тт. В. Ауров, К. Кониче,
Г. Алексеев, В. Попов и др. Осковной
материал составят очерки — 0 Ae
заготовках, о добыче ископаемых, 0
стахановцах крупнейшего лесозавода -
им. Молотова.

Московский сезон

Театр намёрен показать также в
текущем сезоне одну новую COED
скую пьесу.

Центральный театр Красной армии
заканчивает ‘работу над постановкой
пьесы И. Прута «Год девятнадцатый»
(название условное). Пьеса построе
на на эпизодах из истории гражлаЕ
ской войны. Действие происходит 8
Астрахани. во время обороны 10
ла от пытающихся окружить #9
белых войск, в Баку, mie теронче
ская работа большевиков была 887%
на в подполье, и на «Туркменке»—
парусной лодке, на которой рее
люцибнные рабочиз и моряки, ри’
куя жнанью, нелегально перевозиля
‘горючее из антлийско-муссаватском
Баку в советскую Астрахань. Цен
ральная фигура пьесы — член рез
военсовета Андрей Лукин.

Ставит спектакль заслуженный
деятель искусств Алексей Попов,
Хуложник — И. С. Федотов. Премье
pa—34 октября.

В Е р ЕЕ ee

СУБОЦКИЙ.

———

Москва, Сретенка, Последний пер. д. 26 тел 69-4
ИЗДАТЕЛЬСТВО: Москва, Страстной бульвар, 14, тел. 4-68-18 и 5-51-63.

ВЫШЕЛ
ИЗ ПЕЧАТИ
и РАЗОСЛАН
подписчикам

No 0 (cenrafpsetl
шурнал ЦИ ВЛНСО

„Молодая Гвардия’

В номере помещены: .
Передоваяз—Враги народа.
Ем. Ярославский. Двурушничество-
основной метод маскировки троцки“
стов.

Г. Бутковский, «Родина фадут» (ро
ман). -

Анна Караваева, «В стране гуситов»
(дорожные дневники).

Академив И. П. Бардин. «Жизнь #8-
женера».

А, Исбах. «Встреча» (рассказ).

И. Павлов. Записки Ерасного
чика.

отихи:

Лахути — Лирика разных лет,
Э. Вейнерт — Сыну немецкого
чего, Светлая жизнь из
двора.

А. Гитович — Балхаш; Аральское
море: Перелет Алма-Ата — Балхаш.
В. Державин — Четыре стихотворе

ния.

Радуле М. СОтиенский — Песня ©
шести.

Э. Виленский ин М. Черненко — s0™
крытие оетрова» (рассказ).

Л. Маяковская — Детство я юнобть
В. Маяковского.

Проф. Е. В. Тарле — О буржуазных
конетитуциях,

В. Лобанов — Творческий путь В. И.
Оурикова.

Г, Бровман — О некоторых 3888787
Горького советским литераторзм.

Г, Ленобль — Роман о еопи
ческом возрождении человека»

о ТЫ о ине

‚ Тапографиза тазеты «За индустриализацию», Москва, Цветной бульвар, 30,

Уполномоч. Главлита Б—29048.

ра

\

револ
39ре8
soln