Рвачество
и легкомыслие

В жаркий нюльский день 1938 г.
в издательство Наркомвода «Водный
транспорт» явилея писатель Георгий
Шелест:

— Могу написать рассказы из бы-
2 печорских водников, — заявил

— По рукам, — воскликнул обра-
дованный релактор. —

Не теряя времени, ожи подписали
договор.

Писатель Георгий Пелест уехал из
Москвы.

Однако ни на какую Печору Ше-
лест не поехал, очевидно, решив, что
полученный им аванс в 1000 руб.
можно гораздо удобнее и «приятнее»
истратить в пивных родного города
Архангельска. И истратил. Рассказы,
конечно, не написал.

Г. Шелест не одинок. Такую же
«шутку» сыграл с вышеупомянутым
издательством литератор Г. Стрель-
ников, пишущий под псевлонимом
«Сталь». Однако ‘оный прозаик не
удовлетворилея одной тысячей, изда-
тельство лало ему две. От этого, ре-
зультат не стал лучше. Рукопись
Стрельников не прелставил.

— Ну, а как же договоры? — спро-
сит уливленный читатель. — Ведь
писатели получили деньги, подписали
обязательство...

Право, не знаем, как поступили ©
договорами Стрельников и Шелест,
хранят лн они их у себя или же вы-
бросили в окно, как только от’ехали
от Москвы. Последнее более соответ-
ствует действительности, ибо в гл®-
вах сих братьев по перу договор
всегда был простой бумагой.

Написать хорошую книгу — He-
легкое дело. Оно требует много вре-
мени, большнх творческих усилий.
Но это не останавливает большинстве
советских писателей, честным и уцов
ным трудом оправдывающих почет-
ное звание советского литератора. Од-
нако среди писателей ло сих пор
есть еще любители «легкого заработ-
ва», люди, для которых договор © из-
дательством—не творческое обязатель-
ствб, а олин из способов быстро и
без особого умственного напряжения
положить в карман круглую сумму.

Один небезызвестный писатель, 3a-
полняя анкету, заявил: «Живу пере-
изданиями и непогашенными аван-
сами». Это было сказано вполне се-
рьезно. К сожалению, писатель этот
не абсолютное исключение, Такие ли-
тераторы имеются в рядах ССП. Они
холят по издательствам и © необык-
новенной легкостью подписывают бес-
численные логоворы, ззранее зная, что
они их никогда не выполнят. Твор-
ческая работа этих писателей отходит
на задний план и подменяется бегот-
ней по хлебным местам.

Возьмем, к примеру, Я. Рыкачева.
Писатель в 1934 г. заключил с релак-
цией «Две пятилетки» два договоря.
по которым получило аванс в 1750
рублей. До сих пор рукописей Рыка-
чев He прелетавил, хотя все сроки
давно уже истекли.

Пнсатель Б. Агапов ‚получил от
редакции «Две пятилетки» 8 тысяч
рублей. Возложенные же на него ре-
лакторские и ортанизационные рябо-
ты, а также и свой договор Борис
Атапов не выполнил.

«Полкормились» за счет «Двух пя-
тилеток» и писатели Амир Саргид-
жан, В. Ильина, С. Буданцев, Н. Ваг-
нер, А. Гарри, В. Юрезанский, Д. Ото-

нов, В. Дмитревский. В общей слож-

ности они «наказали» редакцию. поч-
ти на 15 тысяч рублей. ;

Не раз и He два редакция удовле-
творяла их просьбы об отерочке до-
товоров, но ничем не помогло: пися-
тельских рукописей редакция тав и
не увидела.

Не погашают полученных авансов
и писатели более крупного масштаба.
В списке долтолетних должников. ре-
дакции «Две пятилетки» значатся,
например: Л. Славин (2 тысячи руб-
лей), Бабель (6 тысяч рублей).

Легкомысленное отношение части

писателей к взятым на себя творче-

ским обязательствам   MHORUT число
сырых, недоработанных, а нередко и
халтурных произведений. Эта часть
писателей, чтобы кое-как погасить
свою задолженность, спешно стря-
пзет очередную «новинку» и увели-
чивает количество брака.

Так, ‘например, писатели Н. Тафус-
ский и М. М. Смирнов заключили с
издательством «Истории фабрик и 38-
волов» договор на написание ‘исто-
рии одного предприятия. Аване, ко-
нечно, они получили, но прелстави-
лн явно недоброкачественную руко-
пись, не ‘проявив в работе над мате-
риалом даже элементарной добросэ-
вестности. .

Писатель Г. Никифоров взял дт
излательства «Истории фабрик и за-
волов» несколько тысяч рублей. Прел-
ставленная им рукопись была забта-
кована. Издательство прелложило ему
работу переделать, но Никифоров
горло заявил, что и в таком виде ру-
копись возьмет любой журнал. И
напечатал ее в «Новом мире». .

То же самое проделал некий Н.
Мхов, обязавигийся написать историю
Коломенского завода. Не представив
рукописи издательству «Истории фа-
брик и заволов», он напечатал ее в
«Новом мире».

Приведенные факты нарушения от-
дельными членами союза советских
писателей своих договорных обяза-
тельств позволяют сулить 0 том, что
некоторым писателям свойственны
рваческие настроения, что этим лю-
лям в высокой степени безразличны
залачи и цели писательской органи-
зации и элементарные этические нор-
мы, :

С системой безвозвратных авансов
нужно покончить. Конечно, писателям
нужно помотать, содействовать их
творческому росту, но выбрасывать
на ветер леньги, плолить тунеядцев
не следует. Это преступно.

Правление ССП лолжно системати-
чески и самым решительным образом
бороться с подобными тенденциями
и с конкретными носителями этих
рваческих приемов, лискрелитирую-
щими высокое звание советекото пи-
сателя. ‘

Союз писателей располагает круп-
ными денежными средствами и м0-
жет обеспечить необходимую помошь
люлям, являющимся творческими ра-
ботниками советекой литературы

В. ТОНИН.
В. ТОМ.

А. ФАДЕЕВ У СВОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

В гостиной советского писателя
Центрального дома Красной армии 17
октября состоялась дружеская встре-
ча А. Фадеева с его читателями —
командным и начальствующим соста-
вом московского тарнизона и читате-
лями библиотеки ЦДКА,

А. Фадеев рассказал собравшимся о
своей работе над романом «Поелед-
ний из Удоге». После его выступле-
ния завязалась оживленная беседа, в
которой приняли активное участие
тт. Турушин — из Н-ской части, Не-
пиющая — из Академии связи, Мо-
стовенко, Ермаков, Копытина и т. Мат-
веев — начальник библиотеки частя
Прокофьева, собравший отзывы крас-
ноармейцев и командиров о книгах
А. Фадеева.

— А. Фадеев знает, — подчеркнул
в своем выступлении т. Мостовенко—
что физическое и психическое урод-
ство людей, которое он так ненави-
дит, есть порождение капиталистиче-
ското общества. Не случайно поэтому
писатель ищет всегда сильных людей
и на%блит их в образах большевиков-
Бомандиров, борющихся с системой кз-

=

питализма, строящих новое социали-
стическое общество. Волевой, целе-
устремленный команлир-большевик—
вот единый герой А. Фадеева.

В дружеской беседе читатели, вы-
ражая свои пожелания, подвергли и
критике роман Фадеева. В частности
т. Копытина говорила о неоправлан-
ности, по ее мнению, заглавия книги
«Последний из Удаэге».

— Я хочу видеть в Удэге не «по-
следнего из могикан», а активного
участника нашей социалистической
стройки, живущего в эпоху великого
Сталина.

Читатели отмечали разорванность
отдельных частей книги «Последний
из Удоте». Они указывали также на
то, что писатель уделил слишком боль-
шое внимание героине романа Лене
Костенецкой Это. по их мнению, от-
влекает от основной идеи романа и
поневоле заставляет читателя разбра-
сываться.

Встреча Фадеева со своими читате-
лями показала, как бережно и внима-
тельно следят они за работой писа-
телей нашей страны.

Демьян Бедный произносит речь на чествовании народного поэта Белоруссии Якуб
право: А. Безыменский, секретарь Совета национальностей при

Зачинатель белорусской поэзии

НА ВЕЧЕРЕ ЯКУБА КОЛАСА В ДОМЕ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ

Дружной семьей отмечали  совет-
ские писатели и поэты 20 октября
триднатилетний юбилей одного из за-
чинателей ‘белорусской поэзии —
Якуба Коласа. С большой теплотой
товорили ‘тт. Ставский, Д. Бедный,
Лахути, Сурков и Накоряков о жиз-
ненном пути поэта, о его творческих
исканиях, 0 крепкой, неразрывной
связи его с народными массами Be-
лоруссии.

Не было и`нет у Як. Коласа друтих
интересов, кроме TeX, которыми жи-
BYT эти массы. Их гнев и печаль зву-
чали в его песнях, когда они залы-
хались от нужды и бесправия и ког-
да безысходной казалась их рабская
судьба. Их радостью и счастьем на-
полнена сейчас каждая строка его

стихов, славящих мудрость ленинско-
сталинской партии, мужество народа,
взявшего власть в свои руки. Поэт
увидел реальность мечты, которая
представлялась его поколению приз-
рачной, неосуществимой: рабочие и
крестьяне Белоруссии дышат живо-
творным воздухом свободы, созидают
свою культуру. И это’в то время, кот-
да за чертой, отделяющей Советскую
Белоруссию от Западной Белоруссии.
родные братья продолжают  пребы-
вать в тисках бесправия, нищеты,
мрака, в то время, как оттуда доно-
сятся стоны пытаемого народа...
Новое содержание сообщило небы-
валую свежесть песням Коласа, уси-
лило их художественное звучание.
Вот почему они завоевывают внима-

ние масс и за пределами Белоруссии.
Даже на полях далекого Таджикиста-
на расгеваются, по словам Лахути,
чузесные, полные наивной непосрел-
ственности и народной простоты
песни Якуба Коласа. В многочислен-
ных переводах находят они доступ к
сердцам русских, еврейских,  поль-
ских и украинских трудящихся.

И не раз еще прозвучат они для
всех угнетенных мира властным при-
зывом к борьбе, ибо это песни о
счастливой земле, где заводы и трак-
торы поют «про походы, о боях вче-
рашних», это — чудесная весть 0
стране, тде «зеленеют нивы сталин-
ским посевом», где «внемлет край
счастливый молодым напевам».

Я. РОЩИН.

Праздник ленинско-сталинской национальной политики
ИЗ ВЫСТУГСЛЕНИЯ ЯКУБА КОЛАСА НА ЕГО ЮБИЛЕЙНОМ ВЕЧЕРЕ В МИНОКЕ

— Товарищи, этот торжественный
вечер я рассматриваю не только как
свою собственную радость и празд-
ник, но и как праздник ленинско-
сталинской национальной политики.
Такие праздники могут быть только в
Советской стране, где каждому чест-
ному человеку, будь то рабочий или
колхозник, или человек умственного
труда, обеспечивяется полная возмож-
ность для развития его способностей.
его таланта, направленных на 06-
шую пользу ‘нового человеческого об-
щества. Ярким свидетельством этого
является и наша великая хартия CBO-
бод и прав человека”— замечатель-
ная сталинская Конституция, кото-
рую так широко и ралостно обсужда-
ют народы, Советского Союза и кото-
рая в ближайшие месяцы будет ут-
верждена на С’езде Советов. Великий
советский гуманизм проглялывает в
кажлом параграфе этого невиданного
в истории наролов документа.

Достижения нашей советской лите-
ратуры составляют маленькую ча-
стицу в сумме наших великих дости-
жений на других участках социали-
стического строительства. Достаточно
взглянуть вокрут, на наши колхозные
поля, на наши дороги, торола, фаб-
рики и заводы, на нашу непобеди-

мую Красную армию, на наши науч-
ные,  научно-исследовательские 4H
учебные учреждения, детские ясли,
сады, лома и дворцы и т. д. и т. д.
Достаточно вспомнить десятки тысяч
героев трула, рожденных и выращен-
ных творческой сталинской эпохой
под непосредственным сталинским ру-
ководством, достаточно вспомнить
сотни легендарных пилотов, которые
установили мировые рекорлы, чтобы
убедиться и своими глазами увидеть,
какие гигантские шаги вперед сде-
лала наша страна под ‘руковолетвом
непоколебимой партии большевиков.

Говоря о наших великих побелах,
мы, товарищи, ни на одну минуту,
ни при каких обстоятельствах не дол-
жны забывать, что за ‘линией границ
нашего госуларства на’Запале и на
Востоке — черная тьма старого ми-
ра. В этой тьме шныряют выхолцы
средневековья, враги и мотильщики
культуры и прогресса, легализованные
шайки разбойников,  превративших
разбой в свою профеесию. Как голод-
ные, трусливые, прожорливые шака-
лы, они организовывают банлитские
напаления на слабые и неорганизо-
ванные народы. Разнузланные банли-
ты наглеют все более и более. Мы
знаем из тазет. какие речи произно-

сили в Нюренберге фатнистские ма-
стера заплечных дел. Они раскрыва-
ют свои звериные пзети на террито-
рию Советского Союза. Из всего этого
мы должны сделать один основной
вывод: теснее сплотиться вокруг на-
шей великой коммунистической пар-
тни, ее боевого ЦК, ее гениального
руководителя, нашего учителя и
вождя — тов. Сталина. Все свои си-
лы, энергию и волю отдадим на укре-
пление  обороноспособности нашей
родины, ее счастья и благополучия.

Я вспоминаю свои первые шаги в
качестве белорусского поэта, припо-
минаю, что представляла собой тогла
белорусская поэзия, в каких усло-
BHAX OHA зарождалась, как и в к&-
ком направлении она развивалась.
Полицейская опека, толы тюремной
жизни, блуждания ошупью по мало-
известной дороге в темноте черной
ночи столыпинской реакции, без ра-
боты и службы, тяжелая пята цар-
ского самодержавия...

Вот почему я_сегодня самое горя-
чее слово блатоларности приношу на-
шей великой большевистской партий
в её руководителям. Она вывела ме-
ня, вместе с миллионами угнетенных,
из темноты этой ночи, из этого ту-
цика.

ЮБИЛЕЙ ЯЛМАРИ ВИРТАНЕН

Тридцатилетие творческой деятель-
ности народного поэта Карелии Ял-
мари Виртанен превратилось в радо-
стный праздник национальной куль-
туры.

Во многих районах республики про-
шли литературные вечера, посвящен-
ные поэту.

В день юбилея все тазеты вышли с
портретами Виртанен, с его стихами
и со статьями о его творчестве.

Вечером состоялось торжественное
заседание, на котором присутствовало

«ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА,

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО СМ. НА 5-й стр.`

мир виден ему в тумане, сквозь вин-
ные пары. Храпов у Хованского по-
чти не трезвеет, лаже в тё моменты,
Korda собетвеннические. страсти его
достигают кульминации. Конечно,
текст пьесы обязывает * Хованского
играть все, что в нем заключено, но

в образе  беззаботного  весельчака
горьковское содержание Храпова рае-
плывается, обесцвечивается, гаснет.

Можем ли мы поверить, что Храпов
Хованского мелочен, рассчетлив, осмо-
трителен н даже скуп? Где эти чер-
ты собственнической трезвости, так
отчетливо полчеркнутые в пьесе?

Храпов исключительный трус. У
него буквально трясутся ноги при
каждом событии в доме Железновых.
А что скажут люди? Опять пойлут
слухи. Что будет? Все свои тадости
он совершает чужими руками. Но 6е-
ременную от него горничную он хва-
тает за торло собственными ‘руками,
чтобы залушить опасного свилетеля.
Как и всякий трус, Храпов становит-
ся неограниченно жестоким и «сме-
ЛЫМ» там, где ему не грозит никакая
опасность.

Отромная обличительная сила горь-
ковского Храпова заключается именно
в том. что эта фитура раскрыта В
двух аспектах. Ты кажешься смеш-
ным. забавным. ты думаешь 0 ©6е
так-то, или. вернее, хочешь чтобы о
тебе думали т0-то и то-то. а в самом
деле вот ты каков! В пьесе Горького
нет ни олной фигуры, которая вызы-

воспринимают Хралпова не © Рашелью,
а с Людочкой, но в этом они, ко-
нечно, нисколько не виноваты.

Почти всегда в обществе «диких
умов» и «звериных сердец» Горький
находит человека, к которому скло-
няются наши симпатии. В большин-
стве случаев это представители моло-
дого, подростающего поколения.

Среди молодых людей буржуазной
семьи, с симпатией изображенных
Горьким, и дочь Булычева Шурка, и
дети Ивана Коломийцева Петр и Вера
\«Последние») и дочь Вассы Желез-
новой Наталья.

Наталье восемнадцать лет. Но в то
время как шестнадцатилетняя Людми-
ла еще пребывает в блаженном не-
ведения, Наталья за последние два
ола успела, как она сама товорит 0
себе с горькой иронией,  постареть.
Нет такой пакости в доме Железно-
вых, о которой Наталья не знала бы,
не дотадывалась бы, в которую не
поверила бы. Она сама уже в доста-
точной Mepe испорчена. «Помнишь, —

напоминает ей мать, — как ты к5о-`

ловоротом дырку в переборке просвер-
лила и забавами отца любовалась...
А потом прибежала ко мне, в слезах
и кричала — прогони их, протони!»
В таких эпизодах протекало детство
Натальи. А потом дядя Прохор втя-
тивает Наталью в свои попойки На-

талья видит вею гадость своей жизни.
  но она не вилит выхола из нее и пре-

вала бы такое отвращение. как этот   дается то отчаянию, то тневу. В ней

блудливый. грязный старик. Образ
Вассы Железновой по сравнению C
Храповым кажется благоролным. Да-
же в ломе Железновых только Лю-
лочке Храпов кажется смешным, 3a-
Sanus Рашель же, через которую
автор выпажает свое отношение к
действующих лицам чувствует к Хпа-
пову боезтливое отвращение. Ей про-
тивен, «нестерпим» Храпов даже в
своих забавах.

Зрители в Театре Красной армия

Унелномоч. Главлита В— 29052.

вырабатываются метительность, желч-
ность, ядовитость. Сильная, упрямая,
она очень напоминает этими чертами
свою мать, Они одинаково горды и
«независимых». 7 ,

Революция. с которой Наталье рас-
сказывала Рашель. для нее пустое
слово. Она не верит в нее, И гле же
ей. мололой девушке, так замкнуто
живущей срели Храновых и Железно-
вых. вилеть ту реальную силу, кото-
рая «способна потрясти купеческий

мир, разломать храповские замки.
Наталья не видит для себя выхода,
но она еще не может примириться со
своей жизнью. Она всегда в оппози-
ции. Мыслит Наталья эмпирически.
Ей непонятна революция, но ей по-
нятно, что Рашель должна спасти от
Железновых, от Храновых своего пя-
тилетнего сына. «Не будет отдавать
— выкради! — убеждает она Рашель.
«Да, да — выкради, увези, спрячь.
Ты — видишь, какие мы все! Ты же
видишь... Я бы убила сына, но не
оставила‘ здесь».

Очень трудно итрать Наталью.
Слишком много приходится ей, если
можно так выразиться, активно, не-
равнодушно молчать. Артистка Зер-
калова вкладывает в этот образ много
сдержанной драматической силы. За
немногими словами чувствуется ис-
пепеляющая Наталью, сокрушающая
ее и душевно и физически неустан-
ная внутренняя борьба. Молодая ста-
руха, внешне опустившаяся, © взгля-
дом, в котором сильные вспышки
тнева сменяются пустотой и брезт-
ливостью к самой себе

Очень хороша Зеркалова в третьем
акте, в сцене, где Прохор устраивает
прелставление (‹кавардак») для Ра-
шели. Пятеркин (олин из дворовых)
дико нляшет «Барыню>, пол выкри-
кн Храпова: «Дергай! Делай! Зверски
делай! Дико! И-эх. Ты-и!». Участвуя
во всей этой дикой сцене, Наталья
не сводит глаз се Рашели. В конце
пляски она неистово бьет в бубен и,
наконец, не выдержав кричит: «До-
вольно!» Этот момент для понимания
Натальи лает очень много. Вель
именно тут, бросив бубен, она гово-
put Рашели: «Я бы убиля сына. но
не оставила здесь»,

Младшая дочь Вассы Железновой
Люлмила глупа, недоразвита, ° она
счастлива. и в грязной престугной
среде Храповых и Железновых ниче-
то не видит, кроме солнца и пветов.

а и—дА—ААы——_—о—-—-—-[—-ыщ-——-_———ы—ыы——_

свыше 1200 человек: партийный и co-
ветский ‘актив, многочисленные пред-
ставители предприятий, колхозов,
Красной армии, пионеры, учащаяся
молодежь и друзья поэта. На тор-
жество приехали делегации союза ги-
сателей Москвы и Ленинграда.
Заседание, транслировавшееся по
радно, открыл председатель ЦИК Ка-
релии т. Архипов.
речами выступали: секретарь
обкома партии т. Ирклие, председа-
тель совнаркома Карелии т. Бушуев,

Ех

Даже в доме Железновых все считают
Людмилу неудачницей  слабоумной,
выродком. Артистка Хомякова, в 60-
ответствии с замыслами режиссуры,
придает Людмиле наследственные
черты от отца. Наталья — в мать.
Людмила — в отца Она — завсно-
мерный отпрыск алкоголнка — де-
тенеративна, похотлива. Хотя пьеса
не дает достаточных оснований лля
такого толкования Людмилы, но оно
вполне приемлемо, тем более, что Хо-
мякова очень остро, интересно осу-
ществляет свой смелый замысел.

Прекрасно играет наперсницу Вас-
сы Железновой — Анну артистка Хар-
ламова. По словам олного из бальза-
ковских героев, в общество нало либо
ворваться бомбей, либо проникнуть
заразой Этот второй путь варьеризма
очень хорошо показан в образе Анны.
Анна в исполнении Хомяковой —
ядовитая змея * Движется Анна Gec-
шумно, незаметно, улыбаясь тонкими.
бесцветными губами. Это наушница,
ппионка, доносчнца. Онз всегда за
дверьми, у замочных скважин, всегла
как бы невзначай появляется т8м,
тде можно поймать кем-нибудь не-
осторожно брошенное словечко.

Трудная задача выпала на долю
артистки Добржанской. Рашель —
наименее удачная фитура в пьесе.
Добржанская хороша в начале сво-
его появления Ее приезд, первый
разговор с Вассой и в особенности
момент реакции на отказ Вассы от-
дать Рашели сына сыграны очень
искренно и тепло, но впослелетвин
когла большинство реплик Рашели
сводится к отвлеченным. рассуждени-
ям. образ обезличиваетея и. конечно,
не только по вине артистки.

Принципиальное значение в спек-
такле имеет вопрос 0б его оформле-
нии. Вместо потолка хуложник Кисе-
лев соорудил как бы громадного спру-
та. Тяжелые дубовые щупальцы рас-
холятся из центра во все стороны.
Комната (место лействия в пьесе не
меняется) загроможлена,  тесновата.
Помимо большого количества мебели.
значительную часть комнаты урезы-
вает внутренняя лестница Две лве-
ри в соселнюю комнату, вылвинутые
вперел пол углом. еще дополнительно

народный комиссар просвещения т.
Филимонов, писатель Линард Лайцен,
колхозники, лесорубы, бойцы-погра-
ничники, рабочие заводов, пионеры.
Госле заседания состоялся большой
концерт, на котором читались стихи
Виртанен, исполнялись его. произве-
дения, переложенные на музыку.

`Юбиляру поднесено много подарков.

Он получил множество поздравлений
от поэтов братеких ресгублнк; в том
числе от Сулеймана Стальского,.Янки
Купалы, Тычины и мн. др.

уменьшают размеры комнаты. Тесно,
скученно, неуклюже. Это впечатление
дополняется темными, красными и
зелеными цветами портьер. Для ку-
печеского быта вполне реальная 06-
становка. Но как онз отличается от
того, что представлял себе Горький.
Описание места действия Горький на-
зинает словами: большая комната, а
затем перечислив подробности обета-
Еовки, заканчивает; «Через дверь и
окна комната очень весело освещена
солнцем конца марта Вообще комна-
та очень просторная, светлая,   весе-
лая». Второе действие. Горькому ло-
статочно было написать: та же ком-
ната; но он снова подчеркивает: та
же весепая комната.

Почему Горький так настойчиво
предлагает ралостную обстановку? За-
чем понадобились ему этот простор,
обилие солнца, сады, эта живая, ве-
селая игра природы?

Не для того ли, чтобы на этом фо-
не еще омерзительнее и мрачнее по-
казалась жизнь Железновых и Хряа-
повых? Не для того ли, чтобы она
нае еще более возмутила и порази-
ла? Идея несоответетвня, контраста —
в данном случае замечательный и
вполне реалистический художествен-
ный прием.

Редко театрам приходится =иметь
дело с драматическими произведения-
ми, в которых нлея оформления спек-
такля, и притом интересная. глубо-
кая идея, найлена самим автором. К
сожалению. Театр Красной армии
этим счастливым случаем не вос-
пользовался,

Опираясь на наш разбор образа Вас-
сы Железновой и Прохора Храпова,
на сценку исполнителей этих ролей
и отчасти на работу хуложника, мы
приходим к выводу. что ‘Театр Крас-
ной армии в своем спектакле. не-
смотря нз отдельные его улачи. да-
леко еще не векрыл веего богатства

‚содержания новой пьесы Горького.

Самые глубокие пласты пъесы ока-
зались нетронутыми. У Горькото был
свой ‘первый варнант «Вассы Желез-
новой» Пусть же и Театр Краской
армии рассматривает свою постанов-
Ry «Вассы Железновой» лишь как
первый ее вариант.

Типография газеты «За индустриализацию», Москва, Цветной бульвар, 80,

‘тяжелой промышленности

литер

а Коласа в Доме. советских писателей. Сидят — слера на-
ССР А. И. Ханкевич, В, Ставский и Якуб Колас,

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ КНИГА

Книга С. Орджоникидзе «О задачах
и стаха-
новском движении» вышла в Партиз-
дате. Это собрание речей и доклалов
железного наркома Советского Союза.

Материал книги, охватывающий
период последних трех лет, отражает
героические усилия трудящихся в
борьбе за процветание назией родины.

Доклады я речи Серго Орджоникид-
зе — замечательные документы вели-
кой сталинской эпохи. В кните отра-
жены вопросы мобилизации резервов
тяжелой промышленности, задачи ме-
таллургии и машиностроения, стаха-
новсКое ‚движение и Т. д.

Это второе дополненное издание.
Тираж книги — 15000. Цена 2 р.
<

Николай Островекий
в Москве

24 октября сочиноким поездом при-
ехал в Москву автор книги «Как за-
калялась сталь», писатель-орденоно-
сец Николай Островский.

Встретившим ето друзьям и пи-

сателям он сообщил, ‘что закон-
quad первый том нового романа «Рож-
денные бурей», рукопись которого
привез в Москву.

В ближайшее время на московской
квартире Н. Островского состоится за-
седание президиума ССП СССР. ко-
торое будет посвящено обсуждению
новото романа писателя.

ИЗБРАННЫЙ ГЕРЦЕН

В связи с исполняющимся в буду-
mem году 125-летием со дня рожде-
ния А. И. Герцена Гослитиздат вы-
пускает сборник избранных произве-
дений писателя. И -

Сборник открывается известной
статьей В. И. Ленина «Памяти Герце-
на». Помимо повестей и рассказов
Герцена — «Кто виноват», «Доктор
Крупов», «Сорока-воровка», «Долг
прежде всегс» и др. — в сборнике пе-

чатаются философские и публициети-.

ческие: статьи писателя, его фельето-
ны, памфлеты, статьи © русской ли-
тературе, письма и дневники.

Об ем сборника — 65 печатных ли-
стов. Тираж — 35 тысяч экземнляров.
Комментарии составлены Я. Эльсбер-
том.

ЮНОМУ ЧИТАТЕЛЮ

Детизлат предпринимает новое из-
дание массовой серии — из 30. книг,
в 1—2 печатных листа кажлая — для
детей старшего возраста. В эту се-
рию входят лучигие рассказы и`новел-
лы мировой литературы. Юные чита-
тели получат: Флобера, Мериме, Мо-
гассана, Ан. Франса, Дж. Лондона,
Кинлинта, Марка Твэна, Уэллса и др.
Каждая книжка булет содержать вро-
ме рассказа и краткую биографию ав-
тора.

атурная газ

АКАДЕМИК
М. Н. РОЗАНОВ

20 октября скончался на семьдесят
восьмом тоду жизни наш выдающий.
ся ученый историк западно-европей.
ских литератур, профессор и &каде.
мнк Матвей Никанорович Розанов,
Ученый < тромадной эрудицией и ши.
роким диаиааоном, М. Н. Розанов ав.
лялся разносторонним  спецналясточ
по веем важнейшим литературам 3а.
падной Европы. Важнейшие днсеер-
лации его: «Поэт нериода «бурвыт
стремлений» Я. Ленц» 1901 г., «Жаз
Жак Руссо и литературное движение
конца ХУШ и начала XIX ‘ery
1910 г. причем обе работы были пре.
мированы Академией наук # Leper
дены на евролейские языки. По ат.
тлийской литературе ХУПР-ХХ в ©
акад. Розанов читал специальные
курсы в уннверситете, и плодом этих ^
его работ явился очерк истории ав.
тлийской литературы ХГХ в. (зон
Байрона), напечатанный в 1923 1.
ду. Итальянская литература была таз.
же предметом специальных универ.
ситетских курсов и она привлекал
особенно последние ГОДЫ «Жизнь
М. Н. Розанова в связи с его занятя.
ями Пушкиным, о чем еще скажех
внже. Но значение М. Н. Розанова 1#
отраничивается только его ученым
заслутами. Вступив ча кафедру Мо.
ковского университета как преемниз
своего учителя проф. Н. И. Сор.
женко, М. Н. Розанов явился органи.
затором нового романо-терманското от.
деления в университете и на Высш
женских курсах. Вначале, при неболь,
шом составе кафедры, он сам вел 9.
щие и специальные курсы и семь м
рии по западной литературе (пер.
чень которых ‘показывает широту 2
эрулиции), а также по романской ф% _
лология и чтению старофранцузяят pes
памятников, 5

Будучи избран действительным чл. ел
ном Академии наук B 1921 1,
М. Н. Розанов свою научную работу
направляет не только на западно-ев=
ропейскую литературу, но особенно 8
занимается творчеством Пушкина ? ди
связи с западной литературой, прет:
мущественно итальянской. Е эпа.
зслы © Пушкине и Данте, затеи
Ариосто и Пиндемонте, начатые опуб.
ликованием © 1928 т. внесли совер
шенно новые страницы в  иеторию
творчества великого нашего поет,

Отромную тфаботу проделал за по:
слехние голы М. Н. Розанов по № пут
дактированию научных изданий 2%
пално-европейских классиков. Изль
ние произведений Шекспира, Байроть
и особенно Гете были предметом 20
особото интереса и самого тщательно.
го внимания, не говоря о ет уз.
CTHH в издании целом фяда прог
ведений западной литературы, выпу.
щенных издательством «Academia»,

До конца своей жизни М. Н. №: pa
занов оставался преданным делу =
уки и всему, связанному с ее пре
ложением в жизни. Самые последни»
дни свой он посвящал своим Hi
учным работам и буквально 38 =
сколько минут до кончины беседовал ey
© окружающими о сульбе своих пуп:
кивских работ и, можно сказать, ушей
из жизни с именем великого поэта
на устах. И для всех, кто ближе звы
покойного ученого, этот конец тар.
монирует го всем его духовным обли-
ком, чистым и светлым, как чиста
и безупречна была вся ето жизнь, п
священная развитию и насаждени
любимой науки на пользу нашей =
ликой социалистической родины,

Проф. М. СЕРГИЕВСКИЙ

5?

Советские

; глубю

скорбят о смерти известного ки
тайского писателя Лу-Сюня. Тб}
чество Лу-Сюня — художника ре2- 6

листа особенно близко нам сво

писатели

стремпением правдиво  отразъ

жизнь народных масс Китая, [:-
волюционную борьбу трудящихя
Китая за свое освобождение, (‹- 5

ветские писатели высоко Цент
пропаганду произведений coset
ской литературы, которую неустан-
  но вел Лу-Сюнь в последние годы
и сохранят память о замечатель
ном передовом писателе китайскс

го народа.
ПРАВЛЕНИЕ ССП СССР
СТАВСКИЙ.
ЛАХУТИ.
Е К ЕЯ

Ответственный редактор Л. М. СУБОЦКИЙ.
ИЗДАТЕЛЬ: Журнально-газетн ое об’единение.

РЕДАКЦИЯ: Москва, Сретенка, Последний пер. д. 26, ren Sil mm

и 4-34-60 ден

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Москва, Страстной бупьзар, 11, тел. 4-68-18 и 5-51-53 a

Pani tut amano aramid heal he shige keene § te?

КЯН

: С

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ВЫШЕЛ 32

i 034

„Художественная Литерзтура* ИЗ ПЕЧАТИ ка

5 и рассылается   в

Вышел из печати, рассы- 1

лаетея подписчикам и по- подписчика в.

ea aT нурнал ЦИ ВЛНОП  ®

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУ- th ых
ДОЖЕСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕН- С

н0-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ — „Молодая Гвардия ы

ЗН А ИЯ“ № 10 (октябрь? ta

99 № 9 Редколлегия: Анна Караваева (07°   зру

: редактор), М. Колосов (зам. отв. 2 by

В номере: Haxropa), A мес. oak Bey

ыы    E oatmsert.   Rag

В. Аристов.-—«Дело» подполковника Отв. секретарь редакции Roy

Ourerprapira, повесть. В. РЕГИНИЕ. e

Николай Bupra.—Mapaua, paccxas.

Роже Версель.—Капитан Конан, ро-
ман. Перевод с французского М.
Левиной.

ЗА РУБЕЖОМ.

A. Борисов.—Японскяе софизмы для
оправдания войны,

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДНЕВНИК.

Ве. Вишневский—Выше революйи-
онную бдительность.

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО.
Владимир Канторович.—Н&дуг лите-
раторов.

Р. Миллер-Будницкая.—Прошлое в
настоящее

Усповив подписни;

Подписка принимается в почтовых
отделениях. письмоногцами, & также
отделениями. уполномоченвыми, ки-
осками КОГИЗА.

Журнал «ЗНАМЯ» включен в реко-
мендательный список ПУРККА.

УЫ——

СОДЕРЖАНИЕ:

Фотохроника «Молодой Гвардии”.

Вл. Луговской. Ночной рейс (стих.

М. Ильин и Е. Сегал.—Разгозор 0 2”
годе (киноповесть).

В. Арбачева. Чернышевский 3 DF
тербурге (позесть).

Академик И. П. Бардин, — Жизнь #®
женера.

Г. Томашевская.—Гость (стихн).

Евг. Аброснмов.—Москва (Стихи). й
Г. Бутковский.Родива ред   №
ман). Rang
НАША РОДИНА. Е pray
`.Э. Виленский в М. Черненко.—С5: 1
ный поход. pe
ПУБЛИЦИСТИКА. Tr
М. Москалев. От onnosamma & © Re
ловному отряду фашизма. 6
КРИТИКА. : ree
Б. Полевой. Г. Куприянов. 125%. Зо
из Сорренто (перепнека TSE Deon
комебмольцев с А. М, Горьким). 5
А. Дейч.—Андре Жил, Мен
ДНЕВНИК «Молодой Гвардии», В
Г, Ленобль.—Ваметки шахметаств-7   Пу
бителя. rq
Baa;
dep
Bey
Tr,