С}

Иван Саввич

А

звваа

BPPPr PE aS

i)

`вавнтий Коль
`ально новый демократический эле-
‚мент, который он принес © собой в
’1оззию, резко отрицательно отозвался

@ нередко из жанра

литературная газета № 61 (624)

HukwTrm

Е СЕМИДВСЯТИПЯТИЛЕТИЮ CO ДНЯ ОМЕРТИ

Одной из важнейших задач совет-
5ою литературоведения является pa-
ЗикАЛЬНЫЙ пересмотр многих устано-
злвшихся писательских  репутацкй,
фюсших целым ворохом трафарет-
зых ярлыков и определений. Эти хо-
дзые и живучие определения засло-
ют художника от ‘читательских
уз и мешают постигнуть писателя
к всем емо подлинном значении.

В огромной степени это относится
; Никитину. Буржуазным `литерату-

ведением поэт был канонизирован
зак безропотный и смиренный «пе-
чальник народного горя».

«Галя на долю мне песни унылые»
— ии строки из стихотворения «Пор-
qo» стали той обязательной цита-
той, без которой не обходилась ни ©д-
в: статья 0 никитинской поэзии.

Не столь давно Добрынин немало
потрудился для того, чтобы при по-
уощи переверзевокой методологии 06-
заружить «автотенный образ» в твор-
стве Никитина. К, величайшему сво-
у удовлетворению Добрынин уста-
вкл ео в Лукиче из поэмы «Ку-
ан. А в 1935 году в журнале «Ли-
прыурный критик» (№ 8) `Малин-
хи в яростном полемическом запале
доказывает, что Никитин был зако-
енелым консерватором, у котором
только иаредка прорывалось либе-
альное вольнодумство. ^

Ora скудные итоги тем более до-
‹дны, что деятельность Никитина в
тории развития русской демокра-
ческой поэзии сытрала несомненно
хрупнуф роль.

к известно, еще в первой полови-
18 ХХ века литература обогащается
новыми писательскими кадрами: раз-
вочинцами` крестьянами, . предетави-
толями социальных низов.

Расширение тематических границ,
преодоление традиционных мотивов
1 жанров, вовлечение в орбиту худо-
яественного воспроизведения новото
жизненного материала, в частности,
1 крестьянского быта, реалистиче-
ский метод («правда описаний») —
вот то положительное, что несли с
«бой «новые люди» в литературу.
Добролюбов © полным основанием
х0т юворить, что «горечь нужды и
беззащитного состояния» знакома Ни-
хитину по личному опыту. Но поэт
з начале своего творческого пути был
0 власти косных литературных тра-
диций, мешавших выявлению его ху-
дожественной самобытности.

В ранних стихах Никитина вы най-
дете весь непременный набор лири-
ческих штампов: и «нечвижный” мра-
ур», оживленный творческой рукой
туложника, и «злобу - малодушной
черни». и «серебряный ключ», кото-
рый одиноко звучит в глубоком
ущельн, и символический
СКОЛЬЗЯЩиИЙ ПО «холодной волне ба-
тряного моря». Ходовые поэтические
формулы безраздельно господствова-
ли в стихах Никитина. ^ Специфиче-
кую идеологическую окраску его по-
эзни придавали релитиозные и шови-
нистические стихи («Моление о ча-
Шё», «Монастырь», «Русь», «Молитва
дитяти», «Война за веру» и др.).

Нет ничем удивительного, что Чер-
чыптевский, восторженно приветство-
за тот принципи-

0 первом сборнике никитинских сти-
гов, вышедшем в 1856 году. Отметив
заветную поэтическую выучку Ни-
китина, Чернышевский увидел глав-
ый из’ян его поэзии в отсутствии
‹ауобытноети и в игнорировании 60-
тътейшего жизненного материала, ко-
торый давала поэту окружающая
действительность. Никитин очень 60-
леэненно реагировал на рецензию Чер-
зышевского, но для себя все же он
извлек правильные выводы. «В пер-
ву собрании моих стихов действи-
тельно много дряни» — писал он Май-
х0ву в 1858 году. Эта резкая и от-
кровенная самооценка знаменовала
льшой внутренний рост поэта.

Преодолевая литературные влияния,
кзобождаясь от множества предрас-
Судков консервативных идей, Ни-
RETHE he своим путем, выбираясь
#8 широкую дорогу реалистической
поэзии.

Никитин не перестает птироко раз-
мбатывать пейзажную лирику.
эюх жанре он, как известно, достиг
высокого совершенства. По богатству
1 разнообразию красок, по живому

которые
бедности и нищете:

‘корабль,  .

Л. ПЛОТКИН

ощущению всей силы и величия при-
роды многие стихи Никитина могут
соперничать с выдающимися образ-
цами русской классической поэзии.

В наибольшей степени, пожалуй,

самобытность Никитина проявилась в
культивировании своеобразного  по-
этического «жанризма». Тема трагиче-
ского существования бедноты, поми-
мо’ поэмы «Кулак», наиболее полное

воплощение Halla B стихотворных

новеллах с развитой фабулой и ши-
роко разработанным бытовым фоном.
От идиллического блатонравия в сти-
хах Никитина и помину не осталось.

Поэт сказал всю жестокую истину 0
голодающем, нищем мужике, о стра-

дальческой жизни городской голыть-

бы, 060 всех унижениях и муках,
неизбежно — сопутствовали

Все эти дымные избенки,

Где в полумраке, в темноте,
Полунагие ребятенки

Растут в грязи и нищете;

Где по ночам торит лучина, ,
.И»„ раб нужды, при огоньке
Седой, как лунь, старик-кручина
Плетет лаптишки в уголке; `

Где жница-мать в широком поле,
На ветре, в нестерпимый зной,
‘Забыв усталость поневоле,
Малютку кормит под копной.

Ее уста спеклися кровью,
Работой грудь надорвана...

Недаром Арс. Введенский именовал

Никитина тенденциозным поэтом
сетовал на то, что поэт «не жалеет
мрачных красок для изображения тя-
тостей народното труда и жизни».
” Глубину социальных противоречий,
политическое бесправие бедняка Ни-
китин чувствовал очень. остро. С не-
навистью говорит он о помешиках—
насильниках и самодурах  («Мще-
ние», «Выезх ямщика»), об алчных
и хищных торташах («Кулак», «Ноч-
лег извозчиков», «Гнездо ласточки»).
Горячее сочувствие ‚народу и нескры-
ваемое презрение к либеральным
фразерам звучит в его стихах и Пись-
мах:

Как дважды два, мы доказали,

Что и мужик наш — человек.

Всё суета! Махнем рукою!

Нас чернь не слушает, молчит,

Упрямо ходит за сохою

„И недоверчиво глядит.

`Покамест ум наш созидает

Дворцы да башни в облаках,

Горячий пот она роняет

На нивах, гумнах и дворах,

В глухой стети, в лесной трущобе,

Средь улиц сел и -городов,

И, утомясь, в досчатом

Опочивает от трудов.

«Тошно слушать, — пишет он Вто-
рову, — эти заученные возгласы 0
гласности, добре, правде и прочих

. прелестях... Исключите два-три чело-

века, — у остальных в перспективе
карманные блага, хороший обед, вкус-
ное вино и Т. д.».

Были у Никитина и либеральные
предрассудки, были и мотивы CMH-
рения, многого в окружающей дейст-
вительности он до конца не понял.
Бесспорно ошибочным было его сти-
хотворение, напр нное против Не-
красова, хотя за три года до написа-
ния этого стихотворения Никитин го-
ворит в письме к Второву о’ своем
восторженном отношении к автору
«Железной дороги»: «Да уж как же я
его люблю».

Но абсолютно вздорным является
утверждение многих критиков, что
Никитин был поэтом «рабекого сми-
рения». Если вспомнить хотя бы яр-
чайший образ прикованного‘ сокола
(«Хозяин»), в котором символизиро-
pana Россия в самодержавном ярме,
если вспомнить, что в нелегальных
своих стихах Никитин, бичуя долго-
терпение, предсказывает тот момент,
когда крестьянин пойдет с топором
на помещика, станет ясна вся пред-
взятость и неосновательность такого
представления 0 поэте.

Полностью реализовать свои твор-
ческие возможности Никитин не ус-
пел, но им проделан был большой
и плодотворный путь — от подрама-

%  тельной, шовинистической и религи-

озной поэзии к реалистическому по-
казу противоречий общественной дей-
ствительности, к поэзии социального

` протеста.

Если в 1356 г. «Современник» уста-
ми Чернышевского достаточно опреде-
ленно выразил свое отрицательное
отношение к поэзии Никитина, To B
1861 т. редактор «Современника» Не-
красов энергично приглашал Ники-
тина сотрудничать в журнале, зара-
нее соглашаясь на вее условия: Не-
красов правильно утадывал;, в каком
направлении развивался никитинский
талант. Е

Историко-литературное значение
творчества Никитина заключается „в
том, что, по сути дела, он выполнил
в поэзии такую же роль, как Решет-
ников, Помяловокий и Слепцов в про-
зе. Овоим творчеством он содейство-
вал утверждению и развитию демо-
кратической литературы. Нет почти
ни одного поэта, вышедшего из ни-
зов, который не испытал бы влияния
его гоэзии. с 2

Совершенно ясно, что Никитин до-
стоин внимания не только в юбилей-
ные дни.

ТЫ

_ Литературные записки

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО ОМ. НА 2-й СТР.

курс образа всем другим проявле- Правильно замкнув этим общим

ниям человеческой личности. и <
трнией говорит «о любви, ревности
# прочих «общечеловеческих»  про-
бтемах, традиционных для художе-
венной литературы». Как же, ол-
зако, быть с ревностью к Копернику,
тоторая, по Маяковскому, входит

ной составной частью в чуветве

П®вн нового человека. «навек ранен-

100 любовью»? Агалювский  загиб
%Ф’ясняется очень просто: ограниче-
812 граней образа для него вытека-
очерка. лик-
Туя портретностью, т. е. изображе-

ft
‘HEM живого человека с именем и

Фамнлией. Собирательный художе-
твенный образ не знает этих огра-
втчений. В самом деле, разве не
возникает у нас естественное желз-

` Ве повернуть в себе героя разны-

Уи сторонами, раскрыть единство
ИчНосТи в ее противоречиях, прове-
рить ее целостность на каком-то, с

6ребю взгляда, второстепенном или

9вом проявлении? Леонов, напри-
Мер, захотел показать своего Курило-
Ва В мечте, и эта попытка абсолют-
10 законна. Его ошибка относитель-

а и она напоминает опгибку чело-
  ка, который свой сон захотел бы

бяовить из снов предыдущих, упу-
(mB из виду, что всякий сон есть

юлько трансформация  действитель-
‘4, Юст,

Атапов прав, когла в очерке «Скры-

158 сокровища», обволя черту вокруг

1010, чего он не понимает в типе ор-
мхизатора, он настаивает на необ-
®дЕмости изучения организаторской
идивидуальной манеры, всей той
умы мелких приемов поведения,
рые имеют громадный вес в про-
Це всякого трула. Он идет глубже
& приводит -примеры неожиданных
{окрытий способностей ортанизатора“
3 удаленных от ео непосредствен-
fot satay проявлениях характера.
Навокец, он указывает могучее мо-
альное основание чудесной неуто.
икмости наших работников в ТОЙ
ФЩейности, которая питает
организатора.

указанием круг непознанного им, ав-
тор «Технических рассказов», к CO-
жалению, не спешит продвинуться
дальше в решении проблем, над ко-
тсрыми ему столько пришлось лу-
мать. Скальпель его артистического
знализа пребывает в праздности и
ржавеет без употребления.

Существует давняя запись В. И.
Ленина, сделанная им в 1900 году,
«Как чуть не потухла «Искра». Она
потрясла меня той силой и страстью,
с какими передано в ней моральное
основание деятельности большевика.
Мне кажется, все наши писатели
полжны перечитать, изучить этот
Великий человеческий документ, дра-
тоценный для них как для инжене-
ров человеческих душ. Ленин рас-
оказывает в нем о своем разрыве ©
Плехановым. Ленин любил Плехано-
за. Он ‘рассказывьет о том, что он
пережил. когда пришлось пожертво-
вать этой дружбой во имя интересов
большевизма.

Пусть этот документ ленинской
души поможет нам при изучении
организационной манеры, стиля ра-
боты и прочих совершенно необхо-
димых вещей не упустить из вилу
за всем этим глубочайитих человече-
ских переживаний лучших людей на-
шей эпохи.

Советские художники идут Е 9т0-
му. В третьей части «Последнего из
Улегэ» А. Фадеева образы двух боль-
шевиков — Алеши Маленького’ и
Петра Суркова — с огромной чело-
вечностью вырастают из деловых
разногласий между ними в военно-
политической работе. Особенность си-
туации в том, что читатель сочув-

ствует сразу обоим противникам, He

зная еще, кто же праз из них.

Алеша Маленький стоит за мелкие
партизанские отряды, Петр Сурёов
организует крупную военную силу
восстания. :

Сурков подчизен Алеше как прел-
отавителю областного комитета пар-
тии, директивы комитета обязатель-

вы для председателя ревкома, во

/

Сурков нарушает эти директивы. При
обсуждении вопроба на ревкоме, пред-
ложения Алеши, к его ужасу, встре-
чают сочувствие левых эсеров, не бу-
дучи поддержаны большинством PeB-
кома, состоящим из сучанских гор-
няков. Чтобы дополнить картину
противоречий, нужно добавить, что
Алеша и Петр — друзья детства,
причем Петр — ученик Алеши m0
революционной работе.

Всю эту путаницу личных отно-
шений, которые перерастают в поли-
тические, и деловых  фазногласий,
приобретающих исключительную
остроту благодаря переплетению в
прошлом биографий его героев, Фа-
деев рисует с удивительно прозрач;
ным лаконизмом, ‘Алеша радуется,
тлядя на своего друга, и гордится им,
замечая, Что тот необычайно вырос
как руководитель, и в то же время
приходит в бешенство, убежленный
в том, что линия Петра ставит мас-
су восставигих под угрозу разгрома.
Конфликт между Алешей и Петром
чрезвычайно многогранен и глубок;
ни в какое сравнение нельзя ето пэ-
ставить с классическим трагедийным
конфликтом между любовью и дол-
TOM.

Воспитательное действие этого но-
вото типа конфликта между двумя
положительными героями очень ве-
лико, потому что в нем раскрывается
ни с чем несравнимая сила револю-
ционных чувств. Как. только начи-
пается  колчаковское  наступленяе,
вс двусмысленность отношений
мёжду друзьями, создавшаяся в ре-
зультате конфликта, мгновенно уле-

ется. Алеша, ни минуты ве
залумываясь, занимает место в ря-
дах партизан под командой Петра.

Что самое дорогое для этих лю-
лей? — спрашиваете вы себя. И вну-
тревний голос немедленно „отвечает
вам: идея, партия. Вы видите столк-
вовение двух самолюбий, двух упор-
ных воль, двух резко очерченных Ye-
ловеческих характеров. Что может их
помирить, заставить каждого из вих

ВЕЛИКАЯ
ДРУЖБА
поэтов

Группа ленингралеких поэтов еще
В 1935 оду выступила в прессе с при-
зывом ко всем русским поэтам при-
нять. участие в создании антологии
украинской поэзии на русском языка.
В настоящее ppema идея ‘эта осуще-
ствляется. Развернута большая рабо-
та над переводами поэтов УССР,

Первый том антологии будет по-
священ народному украинскому твор-
честву — от песни до думы.

Во второй том войлет вся украин-
ская дооктябрьская поэзия, в том чи-
сле и малознакомая русскому чита-
телю (Л. Украинка, С Франко, Гра-
бовський и др.). 5

В третьем томе будут даны лучшие
образцы поэзии Советской Украины.

Издание третьего тома антологии
приурочено к двадцатой годовщине
Великой пролетарской революции.
Для лучшей организации переводов
и для осуществления творческой свя-
зи. в работе нал этим томом ленин-
градские поэты М. Браун, М. Комис-
сарова, А. Прокофьев и И. Садофъев
посетили Киев. Они привезли с собой
готовые переводы произведений II.
Тычины, М. Рыльского, Л. Первомай:
ского, С. Голованивского и_др. Гости
украннских поэтов все время жили в
Ирпене — ‘в доме творчества ССПУ,
тле продолжали работать над нерв
водами совместно с украинскими по-
этами. 3 у

В украинской прессе ленинтрадские

поэты рассказали о методах своей ра-
боты и о плане антологии.

На специальном заселании прези-
диума правления СОПУ, с участием
украинских и ленинградских поэтов,
обсуждались вопросы издания анто-
лотии на русском языке.

В главную редакцию всего издания
приглашены тт. Д. Бедный, П. Ты-
чина, Г. Лахути, Н. Тихонов, А. Хвы-
ля, А. Сенченко, Б. Пастернак и А.
Прокофьев. Редакцию первого‘ тома
составляли: tr. Il. Тычина, Д. Бед-
ный, А. Прокофьев и П. Усенко; вто-
рого тома — тт. М. Рыльский, П. Ан-
токольский, Н. Асеев, М. Терещенко.
Третий том антологии редактируют
тт. М. Бажан, М. Браун, А. Сурков,
Л. Первомайский и С. Голованивский.

Украинские поэты выразили това-
рищескую блатоларность поэтам Мос-
квы и Ленинграла за их деятельное
творческое участие в создании анто-
логин украинских поэтов на русском

языке.
Ц. БР.
Киев.

В будущем году в Киеве выйдет на
украинском языке антология грузин-
ской советокой поэзии. Над перевода-
ми грузинских поэтов работают: Ку-
лик, Первомайский, Голованивский,
Терещенко, Фомин, Булатович, Свид-
зинский и др. Общая редакция пе-
реводов — М. Бажана. Вступительная
статья — А. Сенченко. В антологию
включено свыше двадцати лучших
трузинских советских поэтов. Уже пе-
реведено шесть тысяч строк.

Грузинские поэты в свою очерель
тотовят ‘издание антологии советской
поэзии Украины на грузинском язы-
ке.

ae

О «кизни

В повести «Жизнь Клима Самгина»
Горький нарисовал. историю «падения»
русской буржуазной интеллигенции.
Клим Самгин — художественный тип,
концентрирующий в себе черты, ха-
рактерные для любого буржуазного
русского интеллигента до революции.

`В нашем понимании художествен-
ный тип не значит просто ‘удачный
художественный образ. Первый всегда
несет в себе эпохиальное обобщение.
Художественный тип — создание ве-
ликого писателя — живет ва преде-
лами своего времени. Таков Клим
Самгин. Самтин воспринимается как
живая личность. В то же время он
— ‘носитель черт исторических.

Понятие «самгинщина» лолжно за-
вять в‘ нашем культурном обиходе не
меньшее место, чем «маниловщина»,
«хлестаковщина», «глуповщина», «гам.
летизм» и: т. д.

Клим Самгин имеет свонх предше-
ственников в русской и западной ли-
тературе ХХ века. По существу Клим
Самтин — это выродившийся и опу-
стившийся «лишний человек», полу-
чивитий богатое отображение в. ми-
ровой литературе прошлого.

_ Основная тема европейской и рус-
ской художественной литературы Bix
века, по мнению М. Горького, — лич-
ность в ее противопоставлении об-
ществу, государству, природе. Это —
тема «лишнего человека». Противопо-
ставление себя обществу «лишним
человеком» имело крайне разнообраз-
ные социальные и идейные причины:
среди «лишних людей» были и за-
щитники прогресса и поборники 06-
щественной реакции. И если начать
нскать среди мноточисленных «лиш-
них людей» в русской литературе
ХГХ века предшественника буржуаз-
ного индивидуалиста ХХ века Кли-
ма Самгина, то таковым несомненно
является герой «Записок из подполья»
Достоевского. Достоевский, по словам
Горького, в этом человеке показал, «до
какого подлого визга может дожить
индивилуалист из среды оторвавигих-
ся от жизни молодых pret XIX—
ХХ столетия».

Вот эти «социальные вырожденцых»
и являются литературными предшест-
венниками Самгина. У них он учил-
ся, у них воспитывался. «Зачем вы
меня тащите в социализм? Мне хоро-
шо и в затхлой капиталистической
России», — говорит Самгин, равно-
душно взирая на революционные со-
бытия, бушующие вокрут него. Он

хочет свободы одиночества, точно так

же, как герой Достоевокого. Клим
Самгин ‘представляет собой итог, по-
слелний” результат исторической эво-

люции «лишнего человека» — инди-.

видуалиста,

Истоки повести Горького тесно свя-
заны с историей западноевропейской
и русской литературы прошлого века.
«Этот тип индивидуалиста, человека
непременно средних интеллектуаль-
ных способностей, лишенного каких-
либо ярких качеств, проходит в ли-
тературе на протяжении всего XIX
века» (М. Горький, Две беседы,
ОГИЗ. 1931 г.).

Горький в «Жизни Клима Самгина»

] рисует смерть этото «лишнего челове-

ка». его бесславный исторический ко-
нец. Самгин — выродивигийся инди-
видуалист — имеет очень мало обще-
то с Онепиквым и Печориным. Если ин-
дивидуализм Печорина — выраже-

М. Врубель. Рисунок к «Каменному гостю» (Выставка «Пушкин в изо-
бразительном искусстве»).

уступить, переломить себя, подчинить-
ся друтому? Самое живое, коренное
для них чувство: большевистское чув-
ство партийности.

В этом же ракурсе революционных
чувств изображена Фадеевым корей-
ская революционерка Мария Цой.
Это образ огромной силы. Мария Цой
рассказывает Алеше о тех мучитель-
ных поисках пути к настоящей ре-
волюционной партии, в которых у
народа было столько ужасных 6ес-
полезных жертв. Монолог Марии Цой
изумителен: это глубочайшая лирика
революционного чувства. Какая же
это сила, и почему так бегло; урыв-
ками проскальзывает она в совет-
ской литературе?

В образе Сайфулы у Леонова овла-
дение техникой решает обществен-
ную судьбу героя, это — акт рево-
люционного чувства комсомольца, &
не тёлько сдача пробы на квалифи-
кацию мапеиниста. Именно в 3TOM
обаяние образа Сайфулы, моральная
красота его технической целеустрем-
ленности, ключ к богатству его лич-
ности. Сайфуле — человек, 8 не
фуиовс А вот терой романа

Бека «События одной ночи» до-

менщик-самоучка те — функци-
онер, а не человек. Это особого рода
техник-завоеватель, вожак  техниче-
ской касты дореволюционных домен-
щиков, характер сильный, но мо-
рально выхолощенный. Выхолостила
его маниакальная страсть к технике.
Курако говорит жене:

«Доменная печь мне дороже ` отца,
малери и дочки...»

К этому следует добавить: и рево-
люции, хотя Курако принимает ак-
тивное участие в революционном дви-
жении. Но революция для Курако
лишь условие для постройки в Рос-
сии американских доменных печей,
отсталый русский калитализм —
только преграда для усовершенство-
вания любимого им доменного про-
mecca.

Бек великоленно схватил черты
маньячества в образе «отчаянного до-
менщика»... и был пленен ими. Оп
заэстетизировал манию, & не воспел,
как ему казалось, любовь к своему
делу.

Пропасть отделяет в действитель-
ности одно от другого.

Любовь к своему делу согрета чув-

В. ЩЕРБИНА

ние отталкивания его от господствую-
щей казенной идеологии, то эгоистич-
ный индивидуализм Самгина являет-
ся худшей формой приспособления к
реакционной буржуазии и направлен
против революционных элементов рус-
ского общества ХХ века. Следователь-
но, рисуя падение своего героя, Горь-
кий в «Жизни Клима Самгина» совер-
шенно по-новому ставит вековую про-
блему «молодого человека»-индивиду-
алиста.

Горький отразил историческую эво-
люцню буржуазной интеллигенции и
вместе с ней, нашего героя, его соци-
альное вырождение, его отсталость,
его мелочность. С первых же страниц
повести Горький развенчивает суб’-
ективную иллюзию Самгина 06 его
исключительности. Но главная пере-
оценка Самгина происходит, когда он
сталкивается с проблемой пролетар-
ской революции и большевиками Ку-
тузовым, Спивак, Дунаевым.

В результате этого столкновения об-
наруживается, что «исключительная
личность» — Самгин — гораздо бед:
нее и ниже революционной массы
варода. Он хуже понимает события и
менее гуманен, нежели кухарка Ан-
фимьевна. Основной движущей твор-
ческой силой в повести «Жизнь Кли-
ма Самгина» показан революционный
народ, Индивидуалистичэский герой

Самгин Горьким окончатольно сведен

со своего пьедестала.

Если вопроб о `«самтинщине», раз-
ложении буржуазного сознания, исто-

рических путях ‘русской буржуазной

интеллигенции, в основчом нашей
критикой разработан достаточно под-
робно, то этого совершенно нельзя
сказать о другой, не менее важной

стороне повести Горького, о ее зна-
исторической

чении как документа
эпохи. Ведь «Жизнь Клима Самгина»
можно смело рассматривать в каче-

ВА ме И
КЛИМА САМГИНА»

сторонний исторический интерес бы“
ли обойлены. Композиционный прием
в произвелении незаконно отождест-
влялся со всем его содержанием.

Как мы уже говорили выше, вс
события в повести Горького полают-
ся через восприятие Клима Самгина.
Здесь они подвергаются известной де-
формации. Ведь нельзя предположить,
что либерал Сампин будет по отно-
шению ко всем событиям эпохи от-
HOCHTBCA с точностью легендарного
летописца. Да этого и не было Ha
самом деле. Самгин беспощадно ис-
кажал факты, особенно из области с9-
циальной борьбы. Через призму’ сам-
гинского восприятия проходят все CO-
бытия и факты произведения. Слело-
вательно, по мнению некоторых кри-
тнков, можно сделать вывод о `все0б-
щей суб’ективной тенленциозности по-
вести в плане самгинского мировоз-
зрения. На самом деле это совершенно
не так.

Повесть Герького — произведение
коммунистическое и правливое. Как
же Горький сочетает кривое ‘самгин-
ское восприятие жизни с передовым,
об’ективным ее освещением в пове-
сти? Разоблачение классового‘ врага в
«Жизни Клима Самгина» ведется по
линии наибольшего сопротивления,
изнутри его собственного сознания.
Повесть написана гениальным пасате-
лем, прекрасно знающим материал и
всесторонне его обвоившим с точки
зрения передового’ пролетарского с0-
знания. Горьюнй не предоставляет
трибуну полностью либералу Самгину.
Нет Он сам все время невидимо стоит
у него за спиной. Показывая поступ-
ки и размышления Самгина, он пока-
зывает их неполноценность и ограни-
ченность. Его скрытая деятельность
художника не ограничивается здесь
лишь разоблачением Самгина, лишь
одной негативной деятельностью. Не-
заметной и искусной комбинацией

стве художественной иллюстрации к
«Что такое «Друзья народа» В. И. Ле-
нина. Проблема интеллигенции, к ко-
торой все наши критики фактически
свели содержание повести Горького,
далеко не исчерпывает всего ее бо
гатейтемо содержания. Показ истори-

фактов, отношений, мыслей он лает
настоящее, об’ективное представление
0б изображаемых в новести событиях.
Творящая сила гениального художни-
ка раскрывается во всей своей пол-
ноте. :

ческой эпохи в ней играет не мень-  Проблема суб’ективного — сам-
шую роль, нежели раскрытие суб’.   ТИНСКОГО — и об’ективного — исто-
ективного мира Клима Самгина. К   РиЧеской правды — в повести Горь-

кого решается творческим вмешатель-
ством самого автора, показывающего
классовую ограниченность сампинщи-
ны и путем сложнейшей творческой

сожалению, эта главкая сторона со-
держания «Жизни Клима Самгина»
все время игнорировала®ь литератур-
ной критикой. Значение произведения

ственной Цели труда. Социализм до-

Горького, как об’ективного историче-
ского документа эпохи, всесторонне
правдиво отражающего жизнь России
конца ХТХ и начала века, еще
не раскрыто.

_ Большую и вредную роль в оценке
повести Горького сыграли многочис-
ленные критические вульгаризаторы,
приспособленцы и прямые враги
(Г. Горбачев, Ж. Эльоберг и др.).

Мы не будем заниматься разбором
и опровержением всех этих печатных
гнусностей. Мы остановимся на дру-
гой стороне этого вопроса.

Исходя из того, что действитель-
ность показана через сознание Сам-
ина, критики подобного рода отвер-
тали об’ективное историческое значе-
Вие повести Горького. Например, Ми-
хайлов («На лит. посту») утверждает
по поводу проблематики произведе-
ния: «Эти вопросы, в центре которых
стоит конфликт индивидуальном и
социального бытия и сознания, при-
обретает метафизический, внесоциаль-
ный характер. Развитие повести идет
не в плане развертывания: взаимоот-
ношений, различных социальных
трупп и показа борьбы их интересов
в эпоху 80-х и 90-х годов, не в пла-
не акцентирования тех вопросов, ко-
торые были для них актуальны в ту
‘эпоху, а в плоскости всестороннего
обсуждения тех вопросов, которые
наиболее волнуют Горького в послед-
нее время».

Всякое познавательное значение по-
вести «Жизнь Клима Самгина» таким
образом совершенно отвергалось. По-
добная «установка» в оценке повести
Горького сказалась и на ряде после-
дующих работ. Авторы ‚их, конечно.
уже не повторяли глупостей и гнус-
ностей о Горьком и его произведении.
Они в основном уже правильно опре-
деляли значение повести Горького, ее
основную илею. Однако познаватель-
ная сторона произведения, его все-

комбинации дающего верное представ-
ление о социальной действительности.
Искажающий действительность Сам-
тин все время разоблачаетея ‘и’ кор-
ректируется автором. результате
перед нами в «Жизни Клима Самги-
на» дана яркая и правдивая история
эпохи.

Открываем книту. На первых же
страницах мы знакомимся © истори-
ей разложения народничества, возвы-
шением капитализма. Знакомимся ©
социально-экономическими корнями
декаданса и лругих проявлений идей-
ного разложения общества. Все это на
сером фоне российского существования
конца ХХ века. С огромной силой
нарисованы яркие реалистические
картины в’езда: Николая П“В’ Москву
для коронования, Ходынка, нижего-
родекая ярмарка. Показано возникно-
вение первых  социал-демократиче-
оких организаций, споры марксистов
с народниками, легальным марксиз-
мом и экономистами, шествие рабо-
чих в Кремль, развал царской армии
после войны © Японией, 9 января, ре-
волюционные демонстрации 1905 ro-
да, московское вооруженное восстание,
выступление рабочих перел ломом ге-
нерал-губернатора, экспроприации,
похороны Баумана, баррикады, рас-
права царских войск с революционны-
ми рабочими, крестьянские аграрные
восстания, деятельность  черносотен-
ных организаций союза русского н&-
рода ит. д.

Без преувеличения, повесть Горько-
го можно назвать энциклопедией рус-
ской жизни конца ХГХ века. Она мо-
жет служить прекрасной живой ил-
люстрапией к истории классовой борь-
бы в России, вернее, сама является
живой историей этого времени, при
чем историей, данной в живых кон-
кретных образах, историей многосто-
ронней, захватывающей все стороны
жизни общества, все основные круп-
ные события эпохи,

ЕЕ a ТИБЕ В

ством общественной цели, мания —
бесцельна, вернее, она ве знает иной
цели, кроме себя самой. Можно сме-
шать любовь к своему делу и тех-
ническую манию, потому что и та и
другая бескорыстны. Бек подме-
HHI на этом скользком основании
одну другой. Но любовь к своему
делу, чуждая или не зависимая от
личной корысти, растет из страстной
заинтересованности в общей пользе.
Это чувство  высокоморальное, и
только социализм всесильно развер-
тывает его в жизненном влечении к
труду. А техническая мания, беско-
тыстная или равнодушная к личной
материальной выгоде, равнодушна и
к использованию результатов труда—
улучшению жизни и счастью людей,
Техническая мания — это лихора-
дочное состояние, души индивидуа-
листа, она не имёет ничего общего со
спокойной мощью и нравственной
красотой полвига, совершонного од-
ним в интересах всех.

Таков Курако, которого Бек без-
успешно попытался сделать героем,
созвучным нашему времени.

Манию можно использовать, но’ ее
нельзя культивировать. В продукте
своего труда социалистический че-
ловек опредмечивает свою человече-
скую личность. МЛелея и оберегая
личность, социалистический коллек-
тив воспитывает в ней влюбленность
в дело рук ‘своих. Влюбленность в
свою работу — качество, достойное
уважения, но оно неполноценно, если
не сочетается с пониманием  обще-

бивается связи, единства теории и
практики, добивается того, чтобы
практика, интересы людей, цели улуч-
шения жизни людей направляли ра-
боту ученого, изобретателя. Влюблен-
ность в свое дело сама по себе еще
не обеспечивает правильного напра-
вления этого дела в интересах нрак-
тики, для достижения счастья людей.
Вот почему это нужное качество са-
мо по себе неполноценно. Его трз-
буется дополнить еще одним каче-
ством, нужно поставить его на служ-
бу революционной идейности. Толь-
ко в этом случае не будет разрыва
между делом ученого и интересами
жизни, межлу его влюбленностью в
свое дело и задачами коллектива. И
тотда личность творца, полдерживае-
мая коллективом, развернется так,

как и не снилось никакому маньяку-
индивидуалисту.

Оптибка Бека состоит в том, что в
образе Курако он поэтизировал одно
качество, которое, будучи изолирован»
ным, оказывается неполноценным, —
влюбленность в свою работу, скоро-
говоркой обойдя и его участие в ре-
волюции и другие грани его лизно-
сти. Бек сузил, схемализировал сво-
его героя по сравнению с реальным
историческим лицом, которое послу-
жило ему прототипом. Но если бы
даже Курако и был тем узким мань-
ком. каким изображает его Бек в
«Событиях одной ночи», или же ав-
тор хотел осуществить свое право ху-
дожника создать новый образ, то он
должен был сохранить дистанцию
между собой и своим героем.

Огромное старание затратил автор
«Событий одной ночи», чтобы вос-
становить в своёобразном  историче-
‚оком романе картину нравов и чер-
ты дореволюционного делового быта
доменной инженерской касты. В этом
отношении во многом он замечатель-
но успел. Но, подобно тому, как он
не сумел критически отделить ма-
нию от любви к делу, он заэстетизи-
ровал изображаемый им быт, нё най-
дя необходимой иронической дистан-
ции для воспроизведения парадной
стороны жизни эксплоататоров. Ме-
щанское восхищение перед наряд-
ностью этой жизни, перед силой и
лихостью хищников с инженероким
дипломом отняло у автора «Событий
одной ночи» краски, нужные для то-
го, чтобы живописать красоту дру-
Toh силы, организованной силы пар-
тии и рабочего класса, о которой в
романе говорится вскользь, или ко-
торая проходит тде-то на втором пла-
He B Bute бунтов. Образ этой силы
мог бы иначе мотивировать в романе
и образ Курако, поставив его на над-
лежащее историческое место, как та-
кой тип интеллигента, который за-
долю до 1917 года принял гряду-
щую социалистическую революцию ва
То, что только она несет с собой
возможность приложения его творча
ских сил.

Таковы поучительные ошибки в
«Событиях одной ночи». И все-таки
это произведение незаурядное. У Бе-
ка есть хватка, он работоспособен, и
я не сомневаюсь, что он еще сделз-
ет что-то очень значительное.