«закономерность»

НА ОБСУЖДЕНИИ НОВОГО РОМАНА Н. ВИРТА В ГОСЛИТИЗДАТЕ.

Раньше всего насколько слов о’ са-
Мом характере обсуждения.

Оно было примечательно тем, что
8 нем участвовали исключительно лю-
ди, предварительно ознакомившиеся
с рукописью романа. Благодаря этому
Удалось избежать общих разговоров,
обычно ничего не дающих писателю.

указания и суждения отличалиеь
той конкретностью, которан безуслов»
во облегчит т. Вирта его дальнейшую
работу над романом, над устранением
его недостатков. Тогда «Зажономер-
ость», По преобладающему мнению,
займет в советской литературе то ме-
сто, на которое она вправе претендо-
зать.

Основная тема романа — разобла-
чение троцкизма, показ основных тен-
денций его развития, закономерным
финалом которого явился недавний
процесс троцкистско - зиновьевских
убийц. Результаты этого процесса но-
служили для автора толчком к корен-
Бой переработке первого, давно уже
написанноро, варианта романа. Вирта

пересмотрел, в свете новых фактов, .

поведение своих персонажей, за-
острия в них некоторые черты, по-
пытался утлубить конфликты, изобра-
женные в; романе.

Но, к сожалению, это не полностью
ему удалось. Ве. Иванов, Вс. Вишнев-
ский, И. Беспалов, С. Вашенцев, А.
Тарасенков справедливо отмечают, что
Вирта, вместо того чтобы показать
уже в раннем троцкизме его будущее,
иногда просто забетает вперед, меха-
вически сообщает троцкистам 1927
года методы, установки ‘н фразеоло-
гию, характерные для троцкистов 6о-
лее позднего периода. Таким образом
действительность, показываемая Вир-
та, не всегда предстает перед читате-
лем в овоей исторической конкретно-
сти.

Другой ошибкой автора — о ней

говорили В. Перцов, В. Гоффеншефер,
Вс. Иванов и др. — является ©
стремление дискредитировать врагов
революции несколько  плакатными
приемами, методом окарикатуривания,
что лишает образы их реалистичес-
кой убедительности, не позволяет
разглядеть их подлинную природу.
В данном случае Вирта отступил от
принципа, который позволил ему 0-
здать в «Одиночестве» один из луч-
ших в нашей литературе образов ку-
лака. Только правдивый показ врага
вооружает читателя подлинной нена-
вистью Е нему, пониманием его це-
лей, его тактики, его уловок.

Таким образом перед Н. Вирта сто-
ит, задача — продолжать работу над
романом. Необходимо придать ему
большую органичность, большую стро-
тость формы, по определению т. Бес-
палова, ‘необходимо добиться тото,
чтобы страстное чувствб, вложенное
в роман писателем, сочеталось с глу-
бокой политической мыслью,

Вирта в своем заключительном ело-
ве и сам признал правильность боль-
шей части замечаний. Это, если учееть
также отромную фаботоспособность
молодого писателя, служит лучшей
тарантией того, что он выполнит свои
обещания представить к концу года
Гослитиздату новый — третий — ва-
риант романа. В значительной степени
эта работа будет облегчена помощью,
которую оказывает Вирта редакция
журнала «Знамя» и, в частности, Ве.
Вишневский, дающий пример чутко-
го, внимательного отношения к моло-
дому товарищу. Доетаточно отметить,
что, помимо личных указаний, сделан-
ных им Вирта, Вс. Вишневский ‘прел-
ставил ему еще свои соображения 0
«Закономерности» в письме, занима-
ющем 24 страницы, ъ

ДЕЛЬМАН.

Скончалась дочь Герцена

Рембрандт. «Портрет 80-летнего еврея». Масло. (Эрмитаж),

Рембрандт

К ОТКРЫВАЮЩЕЙСЯ В ГОСУДАР СТВЕННОМ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИОКУОСТВ ВЫСТАВКЕ

ЗАП Я ТЬ ДНЕЙ

® Помощь писателям в их творче-
ской работе — основная задача дея-
тельности каждой писательской орга-
низации, в том числе и группкомов
писателей. К сожалению, группкомы
не уделяют достаточно внимания этой
стороне своей деятельности, отраничи-
вая ее распределением путевок в дома
отдыха и подобными организационны-
ми делами. Нужно поэтому привет-
ствовать инициативу группкома писа-
телей при Гоелитиздате, посвятивне-
о 26 октября специальное производ-
ственное совещание творческой рабо-
`тё поэтов А. Ойслендера и А. Бон-
даревското.

A. Бондаревский написал «Поэму
о Пушкине» — гении русской литера-
туры, погибшем в мрачные годы ни-
колаевской реакции и «воскресшем»
в наши радостные дни. Тема поэмы
А. Ойслендера — жизнь легендарна-
то героя гражданской войны В. -И.
Чапаева...

Оба. произведения подверглись 06-
стоятельнейшему критическому раз-

Товарищи В. Дынник, А. Платонов,
В. Зырянов и др. указывали A. Oit-
слендеру на недоработанность ето по-
эмы и на то, что в ней чувствуется
некритическое подражание 9. Батриц-
ROMY.

Произведение А. Бондаревского еди-
нодушно было’ оценено. как победа
автора, преололевшнето с большим по-
этическим тактом трудную тему.

*

<® Кружок рабочих-рецензентов,
работающий при излательстве «Совет-
ский писатель», обсудил 27 октября
книгу Н. Чертовой «Черный орел». С
критикой выступали рабочие автоза-
вода им. Сталина и метростроевцы. -

Лучшими рассказами сборника при-
знаны «Черный орел» и «Дружина».
В отношении других рассказов. мне-
ния выступавших фазошлись. Слаб,
о мнению рабочих-рецензентов, рас-
сказ «Личное дело». Автор не спра-

Ван Рейн

МУЗЕЕ

На девяносто втором .тоду жизви в
Лозанне скончалась старшая дочь
А. И. Герцена — Наталия Александ-
ровна.

Когда в 1863 году Н. А. была опас-
но больна оспой, Герцен писал Ога-
реву: «Покойная Мафа[е*, ты и по-
том она **, при всей своей молодости
и шероховатости, ближе всех меня по-
нимали».

Наталия Александровна родилась в
Москве, 25 декабря (н. ст.) 1844 го-

да.

На лрутой денЪ Герцен писал в сво-
ем дневнике:

‚ «Вчера в 10 минут двенадцатого ро-

дилась малютка... Надобна была де-

вочка, чтоб в ней повторилась мать,
чтобы был элемент Weibchen ***
мягкости, кротости».

Когда девочке было четыре года, в
1848 году, она тяжело заболела, в
Герцен пережил глубокое потрясение.
Болезнь Таты он с замечательной си-
лой описал в главе «Былого и, Дум»
— «Тифозная горячка».

Жена Герцена перед смертью ска-
вала ему: «Береги Тату, с ней нало
быть очень осторожно, это натура
глубокая и несообщительная».

Герцен всю жизнь выполнял завет
покойной, берег свою Тату и несколь-
ко раз вырывал ее из когтей смер-
ти. Герцен боролся и за ее духовную

‚жизнь, стараясь укрепить ее. в. борь:
бе с мещенством запалной культуры.
„- Переписка Герцена дает замечатель-
ный материал, характеризующий эту
борьбу. Незадолго до смерти он писал
Отареву об утрате надежд на «сме-
ву».

«Отчего же все уйлут и затянутея
мелкой западной жизнью ‘и He 6y-
дет никакого представителя нашей
русской деятельности. Я на  Тату на-

: Н. А. ГЕРЦЕН (10-ые годы).

Приближается 1937 год. Идет уси-
ленная работа в Гослитизлате по co-
ставлению тематического плана на
будущий год. Сотрудники издатель-
ства вместё с крупнейшими литера-
туроведами и критиками просматри-
вают план, обсуждают каждое назва-
ние его, тираж и об’ем кажлой книги.
Эта работа будет закончена только
в ближайшем времени, но уже сей-
час контуры новой издательской про-
траммы Гослитизлата отчетливо вид-
ны. План предусматривает издание
В 1937 году около 4000 названий. об-
щим тиражом в 26 миллионов экзем-
пляров.

Что это за книги? Какие принци-
пы легли в основу нового плана?

— 20 августа текущего гола, — го-
ворит директор Гослитиздата т. Н. Н.
Накоряков, — Совнарком РСФСР
вынес постановление о деятельности
Гослитизлата, в котором дал изла-
тельству ряд указаний для дальней-
шей работы. Эти указания положены в
основу издательского плана 1987 roma.

Совнарком обязал  Гослитизлат
увеличить выпуск классической ли:
чтературы и особенно усилить издв-
ние произвелений классиков для мас-
совото читателя. Учитывая это, изла-
тельство значительно ‘ расширило
план массовых изданий крупнейших
писателей прошлого и в несколько
раз повысило их тиражи. В этом году
средний тираж книги «Библиотеки
начинающем читателя» составляет
715—100 тысяч экземпляров, в на-
ступающем же голу он лостигнет 200
и 300 тысяч экземпляров,

Помимо выпуска лучших произве-
‚дений классиков отдельными кНиг»-
ми Гослитизлат ласт очередные томы
собраний сочинений Пушкина, Гото-
ля, Флобера. акалемяческого Толсто-

го, закончит излание собраний произ..

велений Щедрина, Гете и Бальзака.

Уяолномоч. Глазвлита Б—31641

деялся». (Издание Лемке, том ХХТ.

Перед самой смертью Герцен из-за
Таты пережил новое сильное потрясе-
ние, остро напомнившее ему его се-
мейную драму. Подобно тому, как не-
мецкий поэт Г. Гервег преследовал сво-
ей любовью Наталию Александровну
(мать) и, угрожая самоубийством, до-
бивался ев любви, так во Флоренции
итальянский музыкант Пенизи доби-
вался утрозами самоубийства любви
Наталии Александровны (дочери).

Тата заболела тогда острым душев-
ным расстройством. Герцен писал в
дневнике:

«Я думал, что новых ударов не 6у-
дет. Жизнь, словно утомленная поро-
гами, пошла покойнее, и вдруг новый
обрыв, и какой». (Том

Он спешно выехал во Флоренцию,
tie Тата обучалась живописи, чтобы
«успокоить ее мучившуюся мнимыми
страхами душу». Это было в ноябре
1369 г. В декабре Герцен вернулся ©
вызлоровевшей дочерью в Париж, а
в январе его уже не стало.

После смерти Герцена его «старый
товарищ» Бакунин, учитывая  бли-
зость Наталии Александровны к от-
цу, хотел поставить ее во главе «Ko-
локола». План Бакунина не улался.
«Колокол» не возобновился, а из На-
талии Александровны не вышло по-
литического борца. 4

Не вернулась она, несмотря на то-
рячее желание отца, и на родину,
Будучи незамужней, Наталия ‘Алек-
сандровна связала свою жизнь с семь-
ей старшего брата — Александра,
профессора Лезаннского университе-
та.

Наталия Александровна была храни-
тельницей литературного наследия
Герцена. Всю жизнь она с величай-
шим интересом относилась ко всему,
что относилось к её отцу и матери,
окружая их память своего рода куль-
том.

Когла М. К. Лемке прелпринял свое
22-томное собрание сочинений и пи-
сем Герцена, Наталия Александровна
пошла ему всецело навстречу.

В годы Великой пролетарской ре-
волюции было закончено это издание.
давшее возможность ознакомиться во
всей полноте с жизненным путем Гер-
цена:

Наталия Александровна до конца
своих лней сохранила ясность ума и
тот юмор, который так напоминал ез
отца. Прах ее прелан сожжению, &
урна заключена в мотилу брата.

Мечта Наталии АлександроРны —
быть похороненной в Ницце рядом с
отцом и матерью — не осуществи-

лась...
Н. АНЦИФЕРОВ.

%* Жена Герцена.
** Дочь—Наталия Александровна.
*#** Женствеиности.

Девятого ноября в Государственном   ставке будет показано принадлежащее

музее изобразительных искусств от-
крывается выставка величайшего гол-
ландского художника Рембрандта Ван
Рейн. Она организуется Всесоюзным
комитетом По делам искуеств и Музе-
ем изобразительных искусств в общем
плане выставок мастеров русского и
западноевропейского реализма (Серов,
Репин, Суриков и др.).

На выставке будут представлены
28 картины из ленинградского Эр-
митажа и 6 картин из московского Го-
сударственного музея  изобразитель-
ных искусств.

Среди них лучшие картины худож-
ника: портрет жены брата Рембранл-
та, «Эсфирь, Ассур и Аман», предста-
вленные Государственным музеем изо-
бразительных искусств, «Возвращение
блудного сына», «Даная», «Святое се-
мейство», «Нримирение Давида е Аве-
ссаломом», «Портрет 80-летнего ев-
рея», «Аман в немилости», получен-
ные из ленинградского Эрмитажа.

Кроме свое высокого качества,
подготовленное для выставки собра-
ние картин замечательно еще тем, что
сно более или менее систёматически
представляет все периоды творчества
великого художника.

Кроме полотен художника, на вы-

ВЕ. Изацок

Московский педагогический инсти-
тут им. А. С. Бубнова отметий юби-
лей Ве. Иванова организацией боль-
шого вечера, посвященного обсужде-
нию его творчества.

Больше тысячи студентов собра-
лись 27 октября для встречи с пи-
сателем. К этому вечеру готовились
давно. В читальном зале и в лите-
ратурном кабинете была организована
выставка произведений юбиляра и
критических работ © нем. Студенты
института писали дипломные работы
о Ве. Иванове и свои пробные уроки
в советских школах посвящали раз-
бору его творчества.

При встрече с писателем студенты
задали ему лесятки интересующих их
вопросов: как он работает, кого он
считает своим учителем, где будет
напечатан новый киносценарий, по-
чему не напечатан роман «У» и т. д.
и т. п. Ве. Иванов рассказал о ра-
боте над своим последним  произве-
дением, прочел отрывок из. киноеце-
нария о народном герое Казахстана,
Отрывки из сценария ярко предста-
вили слушателям этого своеобразного
Чзпаева просторных казахских сте-
пей.

Студенты наградили писателя ап-
лолисментами и полнесли ему цветы.

Музею изобразительных искусств
уникальное собрание рембрандтов-
ских офортов. Оно состоит из более
чем 200 листов и представляет собой
исключительные по качеству оттис-
ки, сделанные еще при жизни худож-
ника.

Будет показано также шесть рисун-
ков Рембрандта (один из Музея изоб-
разительных искусств и пять из Эр-
митажа). Организуетея больнюй са-
мостоятельный отдел воспроизведений
с наиболее замечательных картин ве-
ликого мастера, нахолящихся в му-
зеях и частных собраниях всего ми-

ра.

К выставке издаетея каталог со
вступительной статьей проф. В. Н,
Лазарева и специальной статьей об
офортах В. М. Невежиной. Выпуска-
ется также путеводитель по выстав-
ке с подробным описанием всех важ-
нейпгих представленных на ней па-
мятников искусства,

Издательство «Искусство» выпуска-
ет к выставке альбом, госвященный
творчеству Рембрандта, с 50 репро-
дукциями с картин, рисунков и офор-
тов художника и отдельный альбом
из 12 офортов Рембрандта.

стих.

у студентов _

Пока Ве. Иванов отдыхал после.

чтения сценария и знакомился с во-
просами, студент Кацович прочитал
отрывок из «Бронепоезда». От чтения
пришел в восторг даже сам писатель.

Ве. Иванов подробно ответил на
поданные ему записки, а в конце
вечера рассказал о своих встречах с
Горьким.

Теплые задущевные слова Вс. Ива-
нова 0 великом пролетарском писа-
теле, его шутливая повесть о шести
парах сапог, которые Горький в тя-
желые годы разрухи и голода пола-
рил ему за отличные рассказы о пар-
тизанях, на всю жизнь врежутся в
память студентов. Когла уже педаго-
тами студенты разбрелутся по всей
стране, они ‘6 ралостной улыбкой бу-
дут знакомить своих новых друзей-
учеников с творчеством и великого
Горького и талантливого интересного
писателя — Ве. Иванова.

Участники вечера горячо й сердеч-
но пожелали писателю продолжать
свой писательский путь, ведущий к
„большому. социалистическому искус-
ству.

А. АСТАФЬЕВ

`Госпитиздат в 1937 году

С будущего года издательство при-
ступит к выпуску новых собраний co-
чинений — А. М. Горького (43 то-
мов), Лермонтова (4 тома), Тургенева
(6 томов), Мопассана, Толстого (45
томов). Шекспира (3 тома), одиннад-
цатитомного академического Некрасо-

ва и акадёмического Чернышевского

в 18 томах.

— Какие намечено выпустить одно-
томники?

— Герцена, Лермонтова, Успенско-
го, Островского, Некрасова. Тургене-
ва, Шекспира, Шиллера, Додэ, Фло-
бера и однотомник литературы ХУШ
века. Тираж кажлой книги — 75—
100 тысяч экземпляров.

— Что будет издано по Пушкину?

— Основные пушкинские ЕнНиги
выйдут еще в этом голу. Но это не
значит, что сочинениям Пушкина в
новом плане уделено мало места. Два
миплиона книг Пушкина, в том чи-
сле 200 тысяч экземпляров однотом-
ника поэта, намечено выпустить B
1937 голу.

Много будет выпущено также книт
А. М. Горького. Среди них — отлель-
ные издания повести «Мать», четвер-
той части «Клима Самгина»,
ства», «Моих университетов» и др.
Тираж книг А М. Горького превысит
один миплион экземпляров.

Особо серьезное внимание уделил
Совнарком РСФСР созданию и свое-
временному выпуску произведений
современных писателей к двадцати-
летию Великой Пролетарской рево-
люции. Совнарком предложил изда-

ревнование между писателями на со-
злание рассказов, стихов, повестей и
поэм. отражающих гигантский путь
побел. пройленный страной за слав-
но» лвалцатилетие. Для премировяа-
низ авторов лучших произведений

«Дет-

тельству организовать творческое с0-

создан премиальный фонд в размере
100 тысяч рублей. у

Сейчас нельзя точно сказать, ка-
кие произведения, каких именно пи-
сателей изласт Гослитиздат к двад-
цатилетию. Во всяком случае совет-
ский читатель получит в юбилейным
дням деслтки прекрасных книг, ото-
бражающих героические эпизодыы-—
эпохи гражданской войны, великие
победы трудящихся Страны советов
на культурных и хозяйственных
фронтах. Многие известные и. моло-
дые советские писатели работают ес
большим пол’емом над произвеления-
ми, посвященными Октябрьской ре-
BOIWIEE.

Кроме юбилейных книг по разделу
современной прозы Гослитиздат вы-
пустит следующие новые произведе-
ния советских писателей: «На Восто-
xe» II. Павленко, «5акономерность»
Н. Вирта. 4-ю и 5-ю части «Послелне-
го из удэго» А. Фадеева, «Наступле-
ние» (2 ч.) В. Бахметьева, «Рожден-

‚ные бурей» Н. Островского, «Журав-

ли в небе» А. Веселото, «Голубые
поля» И. Макарова, 2-ю часть «Энер-
тии» Ф. Гладкова, «Машину превря-
щений» Ю. Олеши, «Ремесло тероя»
Коллунова, повесть «Оборона Цари-
цына» А Толстого, 1-ю часть «Пуш-
кина» Ю. Тынянова «Молодость» Б.
Ясенского, «Осада Урги» Л. Славина
и др. :

— Велико ли количество переизла-
ний? -
— Очень невелико. Издательство
решило переизлать только те книги,
которые завоевали у широкого чи-

тателя подлинную любовь и недоста-.

ток в которых действительно ощу-
щается на книжном рынке. Какие
это книги? Их немного: «Железный
поток» Серафимовича, «Разгром»
А. Фадеева, «Севастополь» А. Ма-
лышкина, «Партизанские повести»

Be. Иванова, «Барсуки» Леонова,
«Одиночество» Н. Вирта и др. Эти
книги мы выпускаем тиражом в
25-30 тысяч и более экземпляров:

° В тираже от 300 до 500 тыс. экз.
ешено издать избранные рассказы
орького, «Поднятую целину» Шоло-
хова, «Чапаева» Фурманова, «Как за-
калялась сталь» Островского.

По разделу поэзии булут выпуще-
ны: двухтомная антология поэтиче-
ских произведений всех народов, на-
селяющих Советский Союз, сборники
стихов и поэм на октябрьскую тема-
тику Маяковского, Багрицкого, Асее-
Ba, однотомник Демьяна Бедного,
поэма И. Сельвинского «Челюски-
ниана». новые стихи Тихонова, Лу-
товского, Кирсанова, Прокофьева,
Антокольского и др.

С будущего гола начнет, выходить
новое акзлемическое собрание произ-
ведений Маяковского в 12 томах.

В. серии «Творчество  наролов
CCCP» выйдут антологии современ-
ной украинской, грузинской, тюрк-
ской поэзии, новые книги поэтов-
орленоносцев Г. Лахути, С. Стальеко-
то, Г. Табилае, сборники произведе-
ний П. Тычины, С. Чиковани, В. Г8-
приндашвили и др., а также’ несколь-
ко сборников национальном фольк-
лора,

Значительный интерес  прелсетя-
вляет план по литературовелению и
критике. Он включает в себя несколь-
ко больших критических работ, под-
водящих итоги развития советской
литературы за двадцатилетие («Об-
раз большевика в литературе»
И. Альтмана. сборник «Очерки 00-
ветской литературы» и др.).

Из фундаментальных работ о твор-
честве писателей. необходимо упомя-
нуть большое исслелование И. Груз-
дева о Горьком и монографический
труд И. Беспалова о Маяковском.

вился с темой о материнстве и полал
ee по шаблону. Рассказ «Карта» таж-
же вызвал возражения. Вывеленные в
нем отлельные прелставители район-
ной прессы нежизненны.

Почти все ораторы отмечали поло-
жительные черты писательницы: уме-
ние увлекательно подать сюжет, за-
интересовать читателя судьбой своих
героев,

«ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК»
НА ЭКРАНЕ
БЕСЕДА С А. СЕРАФИМОВИЧЕМ

Недавно герой «Железного потока»
т. Ковтюх получил письмо из Пари-
жа. Французский рабочий автомо-
бильного завода «Рено», делясь сво-
ими впечатлениями. о романе, выра-
зил желание увидеть на экране геро-
ический поход  Таманской армии. Ав-
тор этого письма не одинок. Мной и
т. Ковтюхом получено множество пи-
сем советских читателей, ( интересу-
ющихся экранизацией «Железного по-
тока».

Нал сценарием «Железный поток»
я работал несколько лет. В ближай-
шее время он будет закончен, и по-
сле совместной обработки с постанов-
щиком Е. Дзиганом начнутся с’ем-
КИ.

Картина мыслится мне как боль-

шое художественное историческое и  .
‚документальное пропавеление. Фильм

будет сниматься в тех о местах, где
происходил железный похол TaMman-
цев, по побережью Черното моря—от
Новороссийска до Туапсе и от Туап-
се через горы до станции Белоречен-
ской.

Для тото, чтобы в фильме получи-
лось известное единство в разверты-
вании событий, вставлены новые сце-
НЫ, а некоторые главы романа из сце-
нария выпали. Так, например, в на-
чале вставлена сцена тревоги: каза-
ки берут станицу, в которой раено-
ложились отдельные отрялы отстав-
ших бойцов. С этого момента нара-
стает перелом.

Написана сцена встречи таманцев
с Красной армией, которая идет им
навстречу. Сначала таманцы приняли
ее за казаков, приготовились к пос-
лелнему бою... Велика же их ралость,

когла, приблизившись, они видят,
что это Красная армия.
Крестьянство выступает в герои-

ческий поход со всеми своими преж-
ними чертами и свойствами: нелисци-
плинированностью, анархией и т. д.
По мере развития действия ‘крестьян-
ство преобразуется, слагается в мо-
гучий коллектив.

Фильм будет звуковым. Прелполя-
гается отдельные картины сделать
цветными. Студия Мосфильм обеща-
ет приложить все усилия, чтобы
картина вышла к 20-летию Великой
пролетарской революции.

—— Е.

При составлении плана по литера-
туроведению издательство учитывало
потребность в критической литерату-
ре для самых разнообразных чита-
тельских кругов: и студента, и
школьника, и малополготовленного, и
квалифицированного читателя. 0собое
внимание обращено на излание кри-
тической литературы для широких
читательских масс. Учитывая боль-
mot интерес массового читателя к
жизни ‘и творчеству писателей-клас-

сиков. Гослитизлат наметил на 1937!

год выпуск серии популярных книг
о Пушкиве. Горьком, Некрасове, До-
стоевском, ШМелрине Белинском, Ус-
пенском, Лермонтове.

Большими тиражами выйдут сбор-
ники избранных статей критиков-
классиков — Белинского, Чернышев:
ского, Добролюбова, Писарева.

Расширена по сравнению с пла-
ном текущего гола программа изла-
ния прондведений иностранных пи-
сателей.

В будущем году книжные полки
общественных и личных библиотек
обогатятся антологиями американ-
ской, английской, французской и не-
мецкой поэзии века, новыми
книгами Теодора Драйзера, Синклера
Льюиса, Бернарла Шоу, Андрэ Шам-
сона, Оскар-Марна Графа, Лиона
Фейхтвантера, Луи Арагона. Оллоса
Хаксли. произвелениями писателей
тероического испанского нарола и др.
Тираж книг иностранных писателей
значительно увеличивается. Некото-
рые вещи западноевропейских и аме-
риканеких писателей (Драйзера. Пэрл
Бак, Фейхтвангера и пр.) намечено
излать стотысячными тиражами.

Вот в основном та издательская
программа, которую мы обязаны вы-
полнить в наступающем 1937 году.

В. АНОВ.

\

Типография газеты «35а индустриализацию», Москва, Цветной бульвар, 30,

литературная газета № 61 (624)

«ГОД ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ» _

В начале коября выхолит десятая
кни!8 альманаха «Год ХГХ». Ее 0с-
новная тема — Дальний Восток Е
Север. \

С художественными очерками о Ce-
вере впервые выступает Т. Семуш-
кин, несколько лет работавший на Чу-
котке. *

Инженер советской золотой промыш-
ленности В. Селиховский, также впер-
вые печатающийся в литературно-ху-
дожественном. журнале, рассказывает
в очерке «Золото» 0 работе на Лене
и Алдане.

Интересны «Путевые записки» из-
вестного путешественника В. Арсень-
ева. Это отрывкя из ето путевого
дневника, относящегося К экспеди-
ции 1909 гола по маригруту Советская
Гавань (бывшая Императорская Ta-

вань) — залив. ле-Кастри,
‚ Из повестей в десятой книге бу-
дут напечатаны: «Биробиджан»

0 малых

Д. Бергельсона я «Две реки» В. Са
янова — © Хевсуретии.

Специальный отдел альманата по-
освящен памяти Алексея Максимовя-
ча. Здесь читатель найдет личные в0с-
поминания о М. Горьком Г. Шторма,
А. Макаренко, Г. Грековой и др.

В ближайших двух книгах «Год
девятнадцатого» будут напечатаны:
новая вещь А. Макаренко «Книга для
родителей», повесть В. Гроссмана о
детстве и юности рабочею — «север.
стника века», большая повесть
Н. Шпанова «Двенадцать часов вой.
ны» и др. Из материалов 0 Горькои
будут напечатаны воспоминания И. А,

Заломова — прототипа Павла, тероя

повести «Мать», новая работа В. Дес-
нипкого и др.

В связи со столетием со дня тибе.
ли Пушкина в альманахе будут поме
щшены статья В. Кирнотина «Пушкия
и современность» и повесть К. Пау.
стовекого о няне поэта Арине Родя-
QHOBHE.

формах

и большой бессовестности

Много еще разной халтуры и пош-
лятины продолжает гулять по рабо-
чим и колхозным театрам и клубам.
Издает ее Цедрам, справедливо на-
званный в «Правде» инкубатором
халтуры.

Вот несколько примеров.

Распространяются произведения
П. Арокого «Баллада о декабристах»,
«Песня о Ленине», «Песня о Кремле».
Хуложественный уровень этих вещей
очень низок. Отихи бледны, риторич-
ны, местами неграмотны. В них нет
ни трана поэзии.

В «Балладе. о
такие места:

- С криками строится грозно карре...
Царь окружает мятежных солдат.
Или:

Ружья заряжены, верен прицел,

декабристах» есть

с

Желаем вам науки превозмочь,

Читайте нас, -

С классическим приветом

А. Пушкин, Гоголь, Лев Толстой

и проч.

Кто дает право таким халтурцщикам
излеваться над лучшими представя-
телями человечества?

Подвизается в малых формах и по
эт И. Молчанов.

Вот несколько примеров из ето Be
грамотных куплетов «Рядили нау
олну неделю».

Вы не привыкли в буре гнуться, .

Мы вместе с вами горячо

Хотим сеголня отлянуться

На трулный путь через плечо,

Тифозный бред, года разрухи

И голодовок череда, г

Наган в руке,

Картошка в брюхе,

Ждет нетерпеньем развязки
народ (?).

О будущем человечества П. Арский
«Песне о Кремле» пишет:

Еще минут тысячи лет :

И весны осыплют свой цвет
Иной будет радуги жар,

Иной будет звездный пожар.

Мы брали жизнь и города!

Попала, как ни странно, в число
распространяемых вещей и много.
лосая оратория Шувалова «Земля Co-
ветов меняет лицо». Оратория myt
кая. Безграмотными фразами Шува-
лов просто опошляет политическиь
лозунги:

Крепче сомкнись в боевой порыв,

Зерновая проблема самарских 7

пе

` Разрешится волжокой петлей.

Сталь пролетарий вирятает в жизль
ит л

Мы привели несколько примеров,
Они свидетельствуют о TOM, 310 с
нродукцией, распространяемой Целра-
мом, дело попрежнему неблаготолуз-
HO,

Но хороши и сами ‘авторы эт
«опусов».

Где ваша совесть, уважаемые лите-
фаторы?

Почему вы не удосужились сами
взять свои вещи обратно и высту.
пить с протестом против их распре
странения? Бессовестно Tak отЕо-
ситься к рабочему и колхозному зри
телю. А. ЖУЧНОВ,

Рыцари плаиата

Газета «Рабочая Балахна» в номере
от 12 октября напечатала стихи Ни-
колая Бизюковз «Ответ отцу». М0л0-
дой поэт с гордостью заявляет:

Хочу растить в себе
Республики поэта,
Я жить люблю,
Мой голос нов!

Намерение не плохое. Но Николай
Бизюков обманул читателей «Рабочей
Балахны». Это стихотворение «Ответ
отцу» было написано поэтом П. Айва-
зовым и напечатано в журнале «Рост»
в 1934 году.

Николай Бизюков даже не постарал-
ся переделать украленные стихи, &
только приписал от себя четыре вы-
шепривеленные строчки. :

Зря Бизюков пишет: «Мой голое
вов! Он поет с чужого голоса.

И в результате попался o полич-
НЫМ. т

Иной человечество сон

Увилит в раабеге времен,

Иные свершатся дела,

Утихнет симфония зла.

Друтой малоформист, А. Резапкин,
в беспомошных стихах попело 3у60-
скалит над великими русскими писа-
телями.

Где-то малоформист слышал, что
кое-кто из школьников недолюблива-
ет классическую литературу.

И вот он решил написать от имени
классиков письмо школьникам, В
письме -классики заявляют:

Далеких дней

Немолкнущее слово

И в вашй—дни

Для многих хладный душ (!).

А конец письма просто вызывает
возмущение:

Свое письмо кончаем мы на этом,

литературный опыт, просмотрите. ради
бога»— вопит молодой драматург.
`Пьесу поосмотрели. Вещь несозенея’
HO талантливая. Но только написы
ее не А. И. Козырев, а М. Ю. Ле
монтов. Великий классик еще в юЕс-
сти создал пьзеу «Люли и страсти»,
А. И. Козырев только переменил 3:
тлавие пьесы и безграмотно переписал
текст. j

Это — платиат, и вам, т. Козырь
как кандидату в члены партия, Е
пристало им заниматься.  Остагые
свои «литературные поиски» и будь»
хоропим техническим секретарем.

«Порецкая газета» напечатала с
хи А. Кочугова «Гуси». В своем пре
изведении автор описывает природу
с птичьего полета. Гуси, продетая,
видят: «Лес, поля, колхозы...

Стихи А. Кочуговз так и прошая
бы незамеченными, есжя бы в алаты}*
ской «Трудовой газете» за 1928 №1
не было напечатано точно 18608 я
стихотворение А Чистякова, в кото.
ром нехватало линть одного слова: ROT
хозы.

Поэтическая «деятельность» А. К
чугова потерпела крах. Чулак, из Её
вне стихи польстился! Уж если брать,
те лучше у классиков. Например, 7
Пушкина. - В; TOM.

SS ИР РНИИ

Ответственный редантор Л. М. СУБОЦКИЙ.
ИЗДАТЕЛЬ: Журнально-газетное об’единение,

А. И. Козырев — технический се-
кретарь райкома города Лепеля — на»
думал занятьсй литературным трудом.
Мы не знаем, сколько времени у не-
го ушло на творческие муки и пере
живания, мы познакомились уже ©
тотовой пьесой «Люли и страланье»,
которую А. И. Козырев прислал на
консультанию в Гослитиздат. Автор
просит оценить ее. «Это мой первый

SSS eee

РЕДАКЦИЯ:
и 4-34-60 _
ИЗДАТЕЛЬСТВО: Москва, Страстной бульзар, 11, тел. 4-68-18 и 5-51-53.

Москва, Сретенка, Последний пер. п. 26, тел. 63-51

e

НА. ИЗДАНИЯ:
  6 мес. — Зр, 3 мес. — 1 р. 50 &

Подписку направляйте почтовым переводом; Москва 6, Страсткой
бульвар Ц, _ЖКургазоб’единение, или сдавайте инеструкторам и уполно
моченкым Жургаз’а на местах. Уполномоченных вызывайте по теле
фону: в Москве К. 135-25 и в Ленинфраде 5-26-09. Подписка также прини-

мается повсеместно почтой, отделевиями Союзнечати и уполномоченными
хранопортных газет.

„ЗА САНИТАРНУЮ
ОБОРОНУ“

Ежемесячный массовый журнал
орган Исполкома Краского Kpe-
ста и Красного Полумесяца,

Подпиеная цена: 12 мес. — в.

„ХИМИЯ ин ОБОРЗНА“

Ежемесячный  массово-популяр-
ный и научно-технический жур-
нал по вопросам противовоздуит-
ной и химической обороны. ор-
ган Ц. С. Осоавиахима СССР.

Подпиесная цена: 12 мес. — 6 р.,
6 мес. — Зр., 3 мес. —1 р. 50 к.

ЗКУРГАЗОБ’ЕДИНЕНИЕ.

ОТКРЫТА ПОДПИСКА на 1937 год

НА ИЗДАНИЯ:

т
„ТЕАТР
И ДРАМАТУРГИЯ “

Ежемесячкый журнал теории,
практики и истории театрального
искусства, орган Союза советеких
писателей,

Подписназ цена: 12 мес. — 72 р.,
6 мес, — 86 р.. 8 мес. — 18 руб,

„СОВЕТСКОЕ
искусство“

Шестидневная газета по вопро
сам театра, музыки, изобразитель»
ных и проегранетвенных искусств,
орган Комитета по делам uC
кусств при СНК СССР

Подписнзая цена: 12 мес. — 12 Py
6 мес. — 6 р., 3 мес. — 3 р.

Подписку направляйте почтовым переводом: Москва 6, Страстной буль
вар 11 Жургазоб’единение, или сдавайте инструкторам и уполномоченным
Жургаз’а на местах. Уполномоченных вызывайте по телефону: в Москве
К. 1-35-28 и в Ленинграде 5-28-99. Подписка также прибнимается повеемест-
но почтой, отделениями Союзпечати и уполномоченными транспортных
газет. я

ЗБУРГАЗОБ’ЕДИНЕНИЕ-

pe