Я

{етверг, 26 ноября 1936 г.

Freie

ЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ

ЛИ

ХОВАРИЩ И, В, ОТАЛИН ДВЛАЕР ДОКЛАД © ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ СОЮЗА, CCR,

Речь тов. М. И. Калинина
на открытии Чрезвычайного
УШ Всесоюзного С’езда Советов

` Товарищи, по поручению Центрального Испол-
нительного Комитета Союза Советских. Социали-
‹тических Республик приветствую делегатов Чрез-
вычайного  Ш Всесоюзного С’езда Советов Рабо-
чих, Крестьянских а Красноармейских Депутатов,
‚ продолжительные аплодисменты).

Настоящий Чрезвычайный УШ Всесоюзный
(ад Советов созван для рассмотрения проекта
№встатуции Союза Советских Социалистических
Республит, разработанного Конституционной комис-
пой ЦИ, под тредседательством товарища Сталина
(ва делегаты встают. Бурные аплодисменты. Раз-
даются возгласы: «Да здравствует творец новой
Конституции товарищ Сталин. Ура!») и одобренного
Преидиухон ЦИК Союза СОР для внесения на
Cea, fe. ee
_ Товарищи, история народов имеет немного кон-
оттуционных документов, и деклараций, сыграв-
шах определенную роль в. развития революцион-
вого сознания народов. — Е Ал

На заре капиталистического развития француз-
ая буржуазия, идеалазируя буржуазное государ-
иво, декларировала «царство Фазума», «вечной
сравеливости», «свободы» и «равенства», а. по
‘ущетву в этих многообещающих словах декла-
Мции о Человеческах правах выражалась воля
Уржуазии, направленная на укрепление буржуаз-
юй собственности, и м
’ Буржуазные свободы, ярко выраженные во фран-
ЦУжвой «Декларации прав человека», теперь в
ирлод вагнивающего капитализма обстрелаваются
@мой буржуазией, вылвинувшей фашизи — TY
аитическую форму, которая отрицает буржуаз-
110 демократию, современный прогресс, отрицает
Нэватие: человечества, отрицает науку и тащит
роды в средневековым порядкам.
` Товарищи, историческам предшественником #а-
его социалистического государства была Париж-
чая Коммуна. В силу целого ряда причин париж-_
ие коммунары не могли осуществить построения
дизлистического государства. Эта велакая честь
перед веем трудящимся человечеством выпала 5
Юлю российского” пролетариата.   з

В отне революциояной борьбы рабочий класс

создал советы. Они явились дальнейшим

мзвитием формы пролетарской власти, заложенной
Парижской Коммуной.. Организованные ‚ в, советах
трудящиеся массы города и дерева пох руковод-

. твои нашей партии, под фуководством Ленина и

алина свергли своих угнетателей и преобразо-
вали бывшую российскую империю в ‚социалисти-
46050 гостдаретво рабочих и крестьян. (Бурные,
Юлто носмолкающио аплодисменты, Все. делегаты
встают, Крики «ура!»). то
` Товарищи, победа Великой Октябрьской. социз-
зистической революции нашла CBO законное вы-
зжение в Конституции РОФСР, принятой пятым

epocenftcrau C’esrom Советов в 1918 г., в кото-
ую составной частью вопла «Декларация прав
рудящегося и эвсплозтируемого народа».

Пебедивший пролетариат в союзе с беднейшим
Ерестьянством законом оформил свою диктатуру,
м18ча которой заключалась B уничтожении эЕс-
паозтации человека человеком и деления общества
#1 классы, в беспощадном подавлении _BRCMI0aTa-
ров 1 становлении социалистической организа-
Ким общества.

Первая Конституция Союза СОР, А
1922 году, была не только выражением дальн’
Вах успехох социзлистического строительства, но

‚ и оформленаем налиего государства. как Союза Co-

ветеких Социалистических Республак. Ho в ней,

понятно, не могли быть учтены завоевания социз-_

лизма после 19:24 года.

`ТПроект новой Конституции, представленный на
обсуждение VIM C’esxa Советов, отражает победу
социализма в нашей стране по всей линии,

В проекте сталинской Констатуции записано то,
Что уе завоевано советским народом и что яолжно
быть оформлено в качестве незыблемого. закона
социатистического государства рабочих и крестьян:

Товарищи, сталинская Конституция открывает
НОВУЮ Эпоху в истории человечества. и товарищ
Оталин по праву. вазываетея творцом. Бонституция
потому, что он вместе с Лениным создавал и растил
нашу партию, что он вместе ¢ Лениным. организо-
вал победу рабочего класса над, буржуазней, что
он после Ленича организовал и обеспечил: победу
сониализма в нашей стране и. ведет нашу етрану
& комуунизиу. (Бурные аплодисменты, Вее. делэ-
риша Сталина). .

„Я позволю себе выразить уверенность, ITO Ha-
стоящий Чрезвычайный УП. С’езх Советов, право-

` гаты встают. Возгласы приветствия. в честь. това“

мочный выразитель воли народов Союза, Советских .

Сопиалистических. Республик, созванный пла 0бсу-
Жждения проекта Конституции, успешно еправится
‹о своей исторической задачей, (Бурные аплодис-

Об’являю Чрезвычайный УШ Всесоюзный  С”езх
Советов открытым. . (Продолжительные аплодисмен=
ты, переходящие в .овации. Все встают. По залу
перенатывается «ура». Все поют «Интернационал»:
По залу раздается на различных языках народов
СССР: «Ца здравствует товарищ Сталин! «Ура!»).

`(остав президиума Чрезвычайного

_ УИ Веесоюзного С’езда Советов:

{ 1. Айтаков Н.. 16. Микоян А. И,
2. Акулов И. А, 17. Молотов В. М,
3. Андреев А. А: 18. Мусабеков Г.
4. Ахун-Бабаев Ю. 19. Ортжоникиязе Г. К.
5. Баюхер В. К. 20. Петровский Г. И.
6. Буленный С. М. 21. Постышев И. П.
7. Ворошилов №. Е. 22. Рахимбзев А; Р.
8. Exo Н.И. 93. Рудзутак Я. 9.
9. Жланов А. А; _ 24. Сталин И. В.
10. Каганович Л. М. — 55. Субимов Д. Е.
11. Калиние М. И. ’ 26. Хрущев Н, С.
15. Киселев А. С. 21. Червяков А. Г.
13. Rocmop С. В: 23. Чубать В. Я.

14. Литвинов М. М. 29. Эйхе Р. И..
15. Любченко И. И. 30. Шверник Н. М.

Состав мандатной комиссии
Чрезвычайного УПИ Веесоюзного
езда Советов;

{. Яковлев Я. А. (председатель комиссип),
2. Абрамов В. А., 3. Бедия Е., 4. Головин В. Ф.,
5 Голодех Н. М., 6. Гулоян А; А., 7. Зикенко
Е Г. 8. Иванов В. Ф., 9, Исаев У. Д., 10. Иса-
сев В. 11. Кодацкий И. Ф., 12. Козлов Н. К.
13. Ларян В. Ф., 14. Левков М. А., 15. Новиков
Н. Ф.. 16. Пивоваров И. Н., 17. Пятницкий И. А.,
18. Уншлахт И. С., 19. Филатов Н. А., 20. Хац-
кевич А. И., 21. Щкагятов М. Ф., 22. Шотемор Ш,

‘

a с он ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ. ПИСАТЕЛЕЙ СССР 5
реззычайный УШТ Всесоюзный С’езд

° Доклад. тов. СТАЛИ

о проекте Конституции Союза

(Появление тов. Сталина на трибуне встречается продолжительной бурной ова-
цией всего зала. Весь зал встает. Со всех сторон несутся крики: «Ура тов. Сталину!»
«Да здравствует тов. Сталин!» «Да здрав ствует Великий Сталин!» «Великому гению
тов. Сталину ура!» «Виват!» «Рот фронт!» «Тов. Сталину слава!»).

$

Образование Конституционной Комиссии
си ее задачи

Товарищи! goth

Конституционная Комисеня, проект которой пред-
ставлен на рассмотрение настоящего С’езла, была
образована, как известно, по специальному поста-
новлению VII С’езла Советов Союза СОР. Постз-
новление это было принято 6 февраля 1935 гола.
Оно гласит:

«1. Внести в Конституцию Союза ССР измене-
ния в направлении:

a) дальнейшей длемократазации избирательной
системы в смысле замены неё вполне равных вы-
боров равными, многостепенных — прямыми, от-
Ерытых — закрытыми;

6) уточнения социально-экономической основы
Конституции в смысле приведения Конституции в
соответствие с нынешним соотношением классовых
сил в СССР (создание новой социалистической нн-
дустрии, разгром кулачества, победа колхозного
строя, утверждение социалистической собственности,
как основы советского общества и т. п.):

2. Претложить Центральному Иснолнательному
Комитету Союза ССР избрать Конституциенную Ко-
унссию, которой поручить выработать исправлех-
ный текст Вонституции на указанных в пункте

ПП.

Изменения в жизни СССР
за период от 1924 года до 1936 года.

Каковы те изменения в жизни ССОР, которые
осуществялись за период ‘от 1924 года до 1936
года и которые должна была отразить Конетиту-
пионная Комиссия в своем проекте Конституции?

В чем существо этих изменений?

Что имели мы в 1924 году?

Это был первый период НЭП?’а, когда Советская
власть допустила некоторое оживление капитализ-
ма при всемерном развитии социализма, когла она
рассчитывала на то, чтобы в ходе соревнования
IBYX систем хозяйства, капиталистической и социа-
тистаческой, организовать перевес  социалистиче-
ской системы над капиталистической. Задача co-
стояла в том, чтобы в ходе этого соревнования
укрепить позиции социализма, добиться ликвила-
ции 5апитатистических элементов и завершить по-
белу соцалистической системы, как основной систе-
мы народного хозяйства.

Наша промьитленность представляла тотла неза-
видную картину, особенно тяжелая промышлен
ность. Правда, она восстанавливалась Понемногу,
но далеко еще не довела своей продукции до довоен-
ного уровня. Она базировалась на старой. отсталой
и небогатой техвике. Конечно, она развивалась в
сторону социализма. Удельный вес. социалистиче-
ского сектора нашей промышленности составлял
тогда около 80 процентов. Но сектор капитализма
имел все же за собой не менее 20 процентов про-
MEINNIEHHOCTH.

Наше сельское хозяйство представляло еще более

неприглядную картину. Правда, класс помещиков
был уже ликвидирован, но зато класе сельскохо-
зяйственных капиталистов, класс кулаков, ‘пред-
ставлял еще довольно значительную силу. В целом
сельское хозяйство напоминало тогла  необ’ятный
океан мелких елиноличных крестьянских хозяйств
в их отсталой средневековой техникой. В этом океа-
нев виле отдельных точек и островков существо-
вали колхозы и совхозы, которые не имели еще,
собственно говоря, сколько-нибудь серьезного зна-
чения в нашем народном хозяйстве. Колхозы а гоз=
хозы были слабы, а, кулак был еще в силе. Мы го-
ворити тогда не о ликвидации кулачества, a 06 ero
отраничении.
‚ То же самое надо сказать насчет товарооборота
в стране. Социалистический сектор в товарообороте
составлял каких-нибуль 50—60 процентов, — не
больше, а все остальное поле было занято купца-
ми, спекулянтами и прочими частниками. ‘

Такова была картина нашей экономики в 1924
Tory. :

Что мы имеем теперь, в 1936 году?

Если мы имели тогда первый период НЭШз, па-
Чало НЭПа, период некоторого оживления капита-
лизма, то мы имеем теперь последний перис
НЭГ’а, конец НЭГа, период полной ликвидации
капитализма во всех сферах народного хозяйства.

Начать. хотя бы © того, что наша промышлея-
ность выросла за этот период в гигантекую силу.
Теперь уже нельзя назвать ее слабой. и технически
плохо оснащенной. Наоборот, она базируется те-
перь на новой, богатой современной технике с силь-
HO развитой тяжелой индустрией п еще более раз-
витым маптиностроением, Самое же главное в том,
что капитализм изгнан вовсе из сферы нашей mpo-
мышленности, а социалистическая форма производ-
ства. является теперь безраздельно господствующей
системой в области нашей промышленноста. Нель-
зя считать мелочью тот факт, что наша нынешняя
социалистическая индустрия с точки зрения об’ема
продукции превосходит индустрию довоенного вре-

мени более чем в семь раз.

В области сельского хозяйства вместо океана, мел-
ких единоличных крестьянских хозяйств’ с их ‹ла-
бой техникой и засилием кулака мы имеем теперь
самое крупное в мире матинизированное, восружея-
ное новой техникой производство в виле всеоб’ем-
лющей системы колхозов и совхозов. Всем известно,
что кулачество в сельском хозяйстве ликвидирова-
но, & сектор мелких еданоличных врестьяневих хо-

(2 циализма, которые были осуществлены за период от

‚ раны у капиталистов и переданы государству, ру-

10 быть, наш рабочий класе не только не лишен

спа ЦИК Союза ССР.

3. Ближайшие очередные выборы органов co-
веткой власти в Союзе ССР провести на основе но-
вой избирательной системы». й

Это было. 6 февраля 1935 тода. Через день по-
сле принятия этого постановления, т. е. 7 февраля
1935 года, собралась Первая Сессия Центрального
Исполнительного Комитета Союза ССР и, во испол-
нение постановления \П С’езла Советов СССР. об-

первом основах и внести его на утверждение Cec-

разовала, Конституционную Вомиосию в количестве .

31 человека. Она поручила Конституционной Ко-
миссии выработать проект исправленной Конетиту-
ции СССР.

„Таковы формальные основания и лирективы вер-
ховного органа СССР, на базе которых должна была
развернуть свою работу Конституционная Комиесия.

Таким образом Конституционная Комиссия дол-
жна была внести изменения в ныне действующую
Конституцию, пренятую в 1924 году, учтя при
этом те сдвиги в жизни Союза ССР в сторону co-

>.

‚ 1924. года до наших дней.

зяйств © его отсталой средневековой техникой‘ 32-
нимает теперь незначительное место, причем удель-
НЫЙ вес его в сельском хозяйстве в смысле разме-
ра посевных площадей составляет не более 2-3 про-
центов. Нельзя не отметить тот факт, что колхозы
имеют сейчас в своем распоряжении 316 тысяч
тракторов мощностью в 5 миллионов 700 тысяч ло-
шадиных сил, ® вместе с совхозами имеют свыше
400 тысяч тракторов мощностью в 7 миллионов
580 тысяч лошадиных сил.

Что касается товарооборота в стране, то купцы
и спевулянты изгнаны вовсе из этой области. Весь
товарооборот нахолится теперь в руках государства,
кооперации и колхозов. Народилась и ‘развилась
новая, советская торговля, торговля без спекулян-
Тов, торговля без капиталистов.

Таким образом полная победа социалистической
системы во всех сферах наротноги хозяйства яв-
ляется теперь фактом.

А что это значит?

Это значит, что эксплоатация человека Человё-
ком уничтожена, ликвидирована, а социаластиче-
ская собственность на орудия‘и средства производ-
ства утверждена, как незыблемая основа нашего
советского общества.  (Продолжительные аплоди-
сменты).

В результате всех этих изменений в области на-
родного хозяйства COCP мы имеем теперь новую,
социалистическую экономику, не знающую кризи-’
сов и безработицы, не знающую нищеты и разоре-
ния и дающую гражданам все возможности для за
ЖиТОЧной и БУЛЬТУрноЙй ЖИЗНИ.

Таковы в основном изменения, проибшедшие в
областа нашей экономики з& период от 1924 года
до 1936 гола.

Сообразно © этими изменениями з области эконо-
миви СОСР изменилась и’ нлассовая структура
нашего общества, 5

Бласс помещиков, как известно, был уже лик-
видирован в результате победоносного окончания
гражданской войны. Что касается других эксплоа-
таторских классов, то они разделили судьбу класса
помещиков. Не стало класса капиталистов в 0бла-
сти промышленности. Не стало класса кулаков в
обзаети сельского хозяйства. Не стало купцов и
спекулянтов в области товарооборота. Все эксплоа-
таторекие классы оказались, таким образом, ликзи-
дированными. : Е

Остался рабочий класе.

Остался класс крестьян.

Осталась интеллигенция.

Но было бы ошибочно думать, что эти социзль-
ные группы не претерпели за это время никаких
изменений, что они остались такими же, какими.
они были, скажем, в период капитализма.

Взять, например, рабочей класс СССР. Его ча-
сто называют по старой памяти пролетариатом, Но
что такое пролетариат? Пролетариат есть класс,
лишенный орудий и сфедств производства при си-
стеме хозяйства, когда орудия и средства производ-
ства принаплежат капаталистам и когда класе ка-
питалистов эксплоатирует пролетариат. Пролетари-
aT —— STO класс, эксплозтируемый капиталистами.
Но у нас класс капиталистов, как известно, уже
ликвилирован, орулия и средства производства, отоб-

ководящей силой которого является рабочий класс.
Стало быть, нет больше класса капиталистов, ко-
торый мог бы эксплоатировать рабочий класс. Ота-

Цена 30 коп.

oh

№ 66 (629)

о
ССР
Ц

орудий и средств проазвохства, а наоборот, он имя
владеет совместно со всем народом. А раз ов ими
владеет, а класс капиталистов ливъилирован, =
исключена всякая возможность экоплоатации pado-
чего класса. Можно ли после этого назвать наш
рабочий классе пролетариатом? Ясно, что нельзя.
Марке говорил: для того, чтобы пролетариат 06в050-
дил себя, он должен разгромить класе капитали-
сетов, отобрать у капиталистов орудия и сфелетва
производства а уничтожить те условия  произвол-
ства, которые порождают пролетариат. Можно ля
сказать, что рабочий класе СССР уже осуществил
эти условия своего освобождения? Безусловно мож
#0 и должно. А 916 это значит? Это значит, что
пролетариат СССР превратился в совершенно новый
класс, в рабочий класе СССР, уничтожавший кз-
питалистическую систему хозяйства, утверлившяй
социалистическую собственность на орудия и сред-
ства производетва и направляющий советское обще-
ство По пути коммунизма.

Как видите, рабочий класс СОСР это — совер-
шенно новый, освобожденный or экеплоатации,
рабочий клаесе, подобного которому не знала еще
история человечества.

Перейдем к вопросу о крестьянстве. Обычно пра-
НЯТО Говорить, Что крестьянство — это такой класс
мелких производителей, члены которого атомизи-
рованы, разбросаны по лицу всей страны, к0-
паются в одиночку в своих мелких хозяйствах с их
отсталой техникой, являются рабами частной соб-
ственности и безнаказанно экоплоатируются поме-
щикама, кулаками, купцами, спекулянтами, po-
стовщаками и т. п. И действительно, крестьянство
в капиталистических странах, если иметь в виду
его основную“уассу, является таким пменно клас-
вом. Можно ли сказать, что наше современное кре-
стьянство, COBETCROG крестьянство, в своей массе
похоже на ‘подобное ‘крестьянство? Нет, нельзя
этого сказать. Такого крестьянства у нас ‘уже нет.
Наше советское крестьянство является совершенно
новым крестьянством. У нае нет больше помещи“
ков и кулаков, купцов и ростовщиков, которые
могли бы эксплозтировать крестьян. Стало быть,
наше крестьянство есть освобожденаое от эксплоа-
Tala крестьянство. Далее, наше советекое кре-
стьянство в своем подавляющем большинстве есть
холхозное крестьянство, т, в. оно базирует свою
работу и свое достояние не аз единоличном труде
И отсталой технике; а на коллективном труде и
современной технике. Наконец, в основе хозяйства
нашего крестьянетва лежит ае частная собствен-
ность, а коллективная собственность, выросшая и&
базе коллективного труда.

Как видите, советское крестьянство — это 60-
вершенно човое крестьяяство, подобного которому
еще не знала история человечества.

Перейдем, наконец, в вопросу 06 интеллитен-
ции, Е вопросу 0б инженерно-техаических работ-
никах, о работнаках культурного фронта, © елужа-
щих вообще и т. п. Она также претерпела боль-
шие изменения за истекший период. Это уже He
та, старая заскорузлая интеллигенция, которая пы-
талаеь ставить себя над классами, 3 3 самом
деле служила в своей массе помещикам и капита-
листам. Hama советская интеллитенцая это —
совершенно новая интелтитенция, связанная всеми
корнями с рабочим классом и крестьянством. Изие*
HUTCH, во-первых, состав интеллигенции. Выходы
из дворянства’ и буржуазии составляют небольшой
процент нашей советской интеллигенции. 80—90
процентов советской ‘интеллигенции — 910 BH-
ходцы из рабочего ‘класса; крестьянства и других
слоев трулящихея. Изменился, наконец, и самый
характер деятельноети интеллигенции. Раньше она
должна была служить богатым классам, ибо у нее
не было другого выхода. Тепефь она должна слу-
жить народу, ибо не стало больше экеплоататор-
ских классов. И именно поэтому она является те-
перь равноправным членом советского общества,
где она’ вместе‘с рабочими и крестьянами, 3 олной
упряжке < ними, ‘ведет стройку нового бесклассо-
вого социалистического общества,

Ram видите, это совершенно ‘новая, трудовая
интеллигенция, подобной которой не найлете аи
в одной стране земного шаюа. \ :

Таковы изменения, происшедшие за истекшее
время в области классовой структуры советского
общества. :

0 чем говорят эти изменения?

От говорят, во-первых, 6 том, что грава межау
рабочим классом т крестьянством, равно как межлу
этами классами и ‘интеллигенцией — стираются,
& старая классовая исключительность — исчезает,
Это значит, ‘что расстояние межху этими сопаль-
ными группами все более и более сокрашается.

Они товорят, во-вторых; © том,’ что’ экономиче-
ские противоречия ‘межлу этими социальными
группами пахают, стераются;

Они говорят, наконец, о том, что падают и ста-
‘Таются также политические противоречия между
HUME. Pero ;

Так обстоит лело © изменениями в ‘области нлас-
совой структуры ‘CCCP.

Картина изменений в общественной жизни СССР
была’бы не полной, есла бы че сказать несколько
слов 06 изменениях еще в олной области. Я пчею
в” виду область национальных взаимоотношений
в СССР. В Советский Союз вхолят, как известно,
около 60 наций, национальных трупп и наролно-
стей. Советское государство есть государство мно-
гонациональное; Понятно, что вопрос о взаимоотно-
шениях межлу наролами СССР не может не иметь

Для час первостепенното значения.

Продолжение см. на стр. 2.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ УИ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЕЗД СОВЕТОВ

Сегодня, 26 ноября, утреннее заседание Чрезвычайного УШ
Всесоюзного с’езда советов открывается в 11 час. утра в Боль-

THOM Кремл евском дворце.

В порядке дня — прения по докладу о проекте Конституции
Союза Советских. Социалистиче ских Республик.