}

Fx

ee „очко

литературная газета №66 (629)

Доклад. тов.

в лиюлнения также должны быть отложены в
сторону, как ве имеющие прямого отношения в
Бонституция. Констатуция есть регистрация в
законодательное закрепление тах завоеваний, ко-
мрые уже добыты и обеспечены. Если мы ве
хотим исказить этот основной характер Конститу-
ЦИИ, мы ве должны заполнять ев истораческима
слозвкаии © прошлом или декларациями о буду-
дих завоеваниях трудящихся СОСР. Для этого
дель имеются у Hac другае пути а другие до-
Бумевты.

Нахонец, в третьей категораи следует отнеста
такие поправки и дополнения, воторые имеют
прямое отношение к проекту Конституции,

Значительная часть поправок этой категории
клюет редакционный характер. Поэтому их можно
бызо бы передать в Редакционную вомисеию нз-
стоящего С’езда, которую, я думаю, создаст С’езд.-
поручив 6й установить окончательную редакцию
текста новой Конституции,

Что касается остальных поправок третьей кате-
гри, то они имеют более существенное значе-
не, п © них придется, по-моему, оказать здесь
несколько слов.

1) Прежде всех © поправках к 1-Й статье
проекта. Констатуции. Имеется четыре поправки.
ла предлагают вместо слов «тосударство рабочих
в крестьян» сказать: «тосударство трудящихся».
Другие преддаталот к словам «государство рабочих
и крестьян» добавить: «и трудовой интеллиген-
ции». Третьи предлагают вместо слов «государство
рабочих и крестьян» сказать: «тосударство всех
ве и национальностей, населяющих территораю
ОССР». Четвертые предлагают слове «крестьян»
заменить словом «колхозников» или словами: «тру-
дящихея социалистического земледелия».

Следует ли принять эти поправки? Я думаю,
У не следует,

0 чем говорит 1-я статья проекта Ковституции?
Она говорит © классовом составе советского обще-
ства. Можем ла мы, марконсты, обойти в Конети-
туции 801006 © классовом составе нашего обще-
ства? Нет, не можем. Советское общество: состоит,
Rak известно, из двух классов, из рабочих и кре-
стьян. Первая статья проекта Конституции 0б этом
именно и говорит. Стало быть, 1-я статья проекта
Конституции правильно отображает классовый ©0-
став нашего общества. Могут опросить: & трудовая
интеллатенция? Интеллитенция никогда не была
и не может быть классом, — она была и остается
прослойкой, рекрутирующей  евоих членов среди
всех классов общества. В’ старое время интелли-
тенция рекрутаровала своих членов среди дворян,
буржуазии, отчасти среди крестьян и лишь в самой
незначительной степени среди рабочих. В напю,
советское время интеллигенция рекрутирует своих
членов главным образом среди рабочих и крестьян.
Но как бы она ни рекрутаровалась и какой бы
характер она чи носила, интеллигенция все же
является прослойкой, & не классом.

Не ущемляет ли это обстоятельство прав тру-
вой интеллигенции? Нисколько! Первая статья

проекта Колститущии товорит не $ правах различ-,

ных слоев советского общества, a © классовом CO-
ставе этого общества. 0 правах различных лов
советского общества, в тои числе о правах трудо-

‚ вой интеллагенции, говорится главным 0бразом в

десятой и одиннадцатой главах проекта Консти-
туции. Из этих глав явствует, что рабочие, кре-

етьяне м трудовая интеллигенция совершенно раз-

ноправны во всех сферах хозяйственной, полити-
ческой, общественной и культурной жизни стра-
ны. Стало быть, об ущемления прав трудовой
интеллигенции не может быть и речи,
То же самое надо сказать о нациях и расах,
зходящих в состав ОССР. Во второй главе проекта
Конституция уже сказано, что ОООР есть свобод-
ный союз равноправных наций. Отоит ли повто-
рать эту формулу в первой статье проекта Коя-
ституции, трактующей не о национальном составе
советского общества, & 06 его классовом составе?
Ясно; что не стоит. Что касается прав наций п
рас, входящих в состав СССР, то 0б этом гово-
pitta Bo второй, десятой и одиннадцатой глазах
проекта Конституции. Из этих глав явствует, что
нацеи и оасы ССОР пользуются одинаковыми пра-
вами во всех сферах хозяйственной, политической,
общественной и культурной жизни страны. Стало
быть, не может быть и речи об ущемлении нацио-
нальных прав. :
Также неправильно было бы заменить слово
«крестьянин» словом «колхозник» или словами
чтрудящийся социалистического земледелия». Bo-
первых, среди крестьян кроме колхозников име-
ются еще свыше миллиона дворов не-колхозников.
Рав быть в нима? Не думают ли авторы этой
поправки сбросить их <0 счета? Это было бы чера-
зуино. Во-вторых, если большинство крестьян
(mato вести колхозное хозяйство, то это еще не
значит, что оно перестало быть крестьянством, что
7 ного нет больше своего личного хозяйства, лич-
ного творя м т. д. В-третьих, пришлось бы тогда
заменить также слово «рабочий» словами «тру-
яенив социалистической промышленности», чего,

Отеремели восторженные, полные
monk uw радости, приветственные
влики, Отбушевала грандиозная, pa-
достная, страстная и могучая овация,
хоторой встретил С’езд Советов по-
явление на трибуне вождя трудового
человечества, бесконечно любимого
сотнями миллионов людей на земле.
И тогля зазвучал © трибуны  голоб

социалистической ш  калгиталистиче-
ской. Прошло всего лишь 12 лет —
и вот звучат слова вождя о послед-
нем периоде нэпа, о его конце, о лик-

Чрезвычайный УПШ Всесоюзный С

\
an

СТАЛИН

однако, авторы поправки почему-то не предлагают.
Наконец, разве У нае уже исчезли класс рабочих
и класс крестьян? А вели они не печезли. то сгоит
ли вычеркивать аз лексикона устанозивтиеся лля
них наименования? Авторы поправки, ° видямо,
имеют в виду не настоящее, & будущее общество,
когда классов уже не будет и когла рабочие и
крестьяне превратятся в тружеников единого ком-
мунистического общества. Оаи, стало быть, явным
образом забегают вперед. Но при составление Кон-
ституции надо исхохить не из будущего, 8 из на-
стоящего, аз того, что уже есть. Вонституцая не
может и не холжна забегать вперед.

2) Дальше идет поправёа в 17-0й сталье про-
евта Конституции. Поправка состоат в том, 910
предлагают асключить вовсе аз проекта Конетиту-
ции 17-ую статью, говоряшую © сохранении 2%
Союзными республиками права своболного выхола
из СОСР. Я думаю, что это предложение непра-
Вильно и Потому не должно быть пранято 0’ез10м.
СССР есть добровольный союз равноправных Co-
юзных республик. Исключить из. Вонетитуцаи
сталью © праве свободного выхода из СООР, —
значит нарушить добровольный характер этого со-
юза, Можем ли мы пойти нз этот шаг? Я лумаю,
что мы не можем а не должны итти на этот шаг.
Говорят, что в СССР нет ни одной республики, ко-
торая хотела бы выйти из состава СООР, что ввилу
‘этого статья 17-ая не queer практического знз-
чения, Что у вас нет ни одной республика, ко-
торая хотела бы выйти из состава СССР, это, ко-
нечно, верно. Но из этого вовсе не следует, что
мы не должны зафиконровать в Конституции пра-
во Союзных республик на своболный выход из
CCCP, B CCCP нет также такой Союзной респуб-
лики, которая хотела бы подавить другую Союзную
республику. Но из этого вовсе не следует, что из
Конституции СССР должна быть исключена, статья,
трактующая о равенстве прав Союзных рестуб-
лик. 5

3) Далее имеется предложение лополнать вто-
рую главу проекта Конституции новой статьей,
сохержание которой сволится к тому, что автоном-
ные советские сопиалистаческае республики при
достижении соответствующего уровня хозяйствен-
ного и КУЛЬТУрНого развития могут быть преобра-
зованы в союзные советские социаластические рес-
публики, Можно ла принять это презложенае? Я
думаю, что не следует его принамать. Оно ‘непра-
ВИЛЬНО не только CO стороны его содержания, но Е
со стороны его мотивов. Нельзя мотивировать пе-
ревод автономных республик в разряд союзных pete
публик хозяйственной и культурной их зрелостью,
так же как нельзя мотивировать оставление той или
иной республики в списке автономных республик её
хозяйственной или культурной отеталостью. Это
был бы не марксистский” не ленинский подход, Та-
тарская Республика, например, остается автоном-
Holi, а Казахская Республика становится союзной,
но это еще не значит, что Казахекзя Республика с
точки зрения культурного и хозяйственного разви- *
тия стоит выше, чем Татарская Республика. Дело
обстоит как раз наоборот. То же самоё надо ‘ска-
зать, например, 06 Автономной Республике Немцев
Поволжья и о Киргизской Союзной Республике, из
коих первая в культурном и хозяйственном отно-
шении стоит вып, чем вторая, хотя и остается ав-
тономной республикой.

Каковы те признака, наличие которых дает оено-
вание хля переводе автономных республик в раз-
ряд союзных республак?

Их, этих признаков, — тра,

Во-первых, необходимо, чтобы республика была
окрзинной, не окруженной со’веех сторон терря-
торией ОССР. Почему? Потому что если за Союз-
ной республикой сохраняется право выхола из (9-
юза ССР, то необходимо, чтобы эта республика,

ставшая Союзной, имела возможность логическа
и Фактически поставать вопросе 06 ев выходе из
CCCP. А такой вопрос может поставить только та-
Rad республяка, которая, скажем, граничит е ка-
ким-либо иностранным государством и, стало быть,
не окружена со всех сторон территорией СССР. Ву-
нечно, у нас нет республик, которые бы Фажтиче-
екя ставиля в0прое © выходе из СССР. Ho раз
остается за Союзной республакой право выхода
из СССР, то нал обставить дело так, чтобы это
право не превращалось в пустую и бессмыеленную
бумажку. Возьмем, например, Башкирскую или Тз-
тарсвую Республику. Допустим, что эти автоном-
ные республики перевези в разрял союзных респу-
блик. Могли ли бы она поставить вопрос логиче-
ска и Фактически о своем выходе из СОСР? Нет,
на могли бы, Почему? Потому что они со всех

Окончание. Начало см. стр..

сторон окружены советскими республиками и обла- -

стями и им, собственно товоря, некула выхохить
из состава OCCP. (Общий смех, аплодисменты).
Поэтому перевод таких республик в разряд союз-
ных республав был бы неправален.

Во-вторых, необходимо, чтобы напеоналыность,
давшая советской республике свое имя, предетав-
ляла в республике более или менее компактное
большинство. Взять, например, Арымскую Азвтоном-
ную Республику. Она является окрашнной респуб-

езд Совето

И. В. © проекте Консти

дикой, но крымские татары вв имеют большинства
8 этой республике, наоборот, — они прелетаваянют
Tam меньшияство, Стало быть, было бы непразаль-
HO @ нелогично перевести Врымскую Респубдеву
в разрях союзных‘ республик,

В-третьих, необхолимо, чтобы республика была
не очень маленькой в сныеле количества ее на-
селения, чтобы она имела наееления, скажем, не
меньше, а больше хотя бы миллиона. Почему? По-
Tomy Что было бы неправально предположить. что
маленькая советская республика, имеющая мана-
мальное колочество населения @ незначательвную
армию, могла рассчитывать на ‘независимое госу-
дарственное существование. Едва ли можно сомне-
ваться: Что империалистические хищника живо пра-
брала бы ев к рукам.

Я думаю, что без налачия этах трех об’евтив-

ных, признаков было бы вепразильно в и3ст03-

щий истораческай момент ставать в0000’ 6 пере-
Bole той ила иной автономной респубтики в раз-
рях союзных республик.

4) Далее предлагают вычеркнуть в _ статьях
22-й, 23-й, 24-й, 25-й, 26-й, 27-ой, 28-ой
и 29-сй подробное перечисление административно-
территориального деления союзных республик на
края и области. Я думаю, что это предложение
также неприемлемо. В СССР имеются люди, кото-
рые готовы © большой охотой и без устали перекра-
ивать края и области, внося этим путанацу в не-
уверенность в работе. Проект Констатуция еозлает
для этих людей узлу. И это очень хорошо, потому
что здесь, кав и во многом другом, rpebyetca” ¥
нае атмосфера уверенности, требуется  стабиль-
НОСТЬ, Яеность. т

5) Пятая поправка касается 33-ей статьи.
Считают нецелесообразных создание лвух палат и

предлагают уничтожать Совет Национальностей. Е

Я думаю, что эта поправка также неправильна.
Олнопалатная система была бы лучше двухпалат-
ной, если бы СССР прелетавлял единое националь
нов государство. Ho COCP не есть единое напзо-
нальное государство. СССР есть, как известно, ино-
гонациональное госуларство. У нас имеется вер-
ховный орган, где представлены общие интере“ы
всех трулящихея СССР независимо от ax напио-
нальности. 9  — Совет Союза. Но у националь-
ностей СССР кроме общих интересов имеются еще
свои особые, специфические интересы, связанные
е их национальными особенностями. Можно ли пре-
небрегать этими специфическими интересами? Нет,
нельзя. Нужен tq спепазльный верховный орган,
воторый бы отражал эта именно спепафические
интересы? Безусловно нужен. Не может быть сомне-
ния, что без такого органа вевозможно было бы
управлять таким мнотонациональным государством,
как СОСР. Таким органом является вторая палата,

° Совет Национальностей СССР,

Ссылаются на парламентскую историю европей-
ских и американских государств, ссылаются на то,
что двухпалатная система, в этах странах дала лишь

минусы, Что вторзя палата вырождается обычно в.

центр реакции а в тормоз против движения вперех.
Веё это верно. Но это происходит потому, что в
этих странах между палатами нет равенства, Как
известно, второй палале’ дают нередко больше прав,
чем первой, в затем, как правило, вторая палата
организуется ведемократическим путем, нерелко пу-
тем назначения ее членов сверху. Несомненно, что
этих минусов не будет, если провести равенство ме-
жду палатами а вторую палату организовать так
же демократически, как и первую,

6) Предлагают далее дополнение в проевту
Конституции, требующее уравнения количества
членов обоих палат. Я думаю, что это предложе-
ние можно было бы принять. Оно дает, по-моему;
явные политические плюсы, так как подчеркивает
равенство палат.

7) Дальше идет дополнение к проекту ЕКонсти- ^

туции, в силу которого предлагается выбирать де-
путатов в Совет Национальностей так же, как и
в Совет Союза, путем прямых выборов, Я думаю,
что это предложение также можно было бы при-
нять. Правда, оно может создать некоторые тех-

‚ нические неудобства при выборах. Но зато оно

даст большой политический выигрыш, так как оно
должно повысить авторитет Совета Национально-
стей.

8) Далее идет дополнение Е статье. 40-ой, в си-
лу которого предлагается предоставить Презилиуму
Верховного Совета право издавать временные зако-
нодательные акты. Я думаю, что это дополнение
неправильно и не должно быть принято С’езлом.
Надо, наконец, покончить с тем положением, когда
законодательствует не один какой-нибудь орган, a
целый ряд органов. Такое положение противоречит
принципу стабильности законов. А стабильность
законов нужна нам теперь больше, чем котла бы
то ни было. Законодательная власть p CCCP лолж-

‚ на осуществляться только одним органом, Верхов-

ным Советом СССР.

9) Далее предлагают дополнение к 48-0й стз-
тье проекта Конституции, в силу которого требу-
“wT, чтобы председатель Президиума Верховного (9-

{

1—2

вета Союза ССР избирался не Верховным Советом

‚ а всем населением страны. Я думаю, что это
дополнение неправильно, ибо оно не соответствует
духу нашей Конституции. По еистеме нашей Вон-
ституции в СССР ве должно быть единоличного
президента, избираемого всём населением, наравне
¢ Верховным Советом, и могущего противопоста»-
лять себя Верховному Совету, Президент в СССР
коллегиальный — это Президиум Верховного Co-
вета, включая и председателя Президиума Верхов-
ного Совета, избираемый н6ё всем населением, а
Верховным Советом, и полотчетный Верховнему (о-
вету. Опыт истории показывает, что такое построе-
ние верховных органов яваяетея наиболее лемокра-
тическим, гаравтирующим стразу от нежелатель-
ных случайностей.

10) Далее идет поправкз в той же 48-0й ста-
тье. Она гласит: увеличить количество заместите-
лей председателя Президиума Верховного Совета
CCCP хо олинналцати © тем, чтобы от каждой (о-
юзной республики имелся один заместитель. Я лу-
маю, что эту поправку межно был бы принять,
ибо она улучшает дело и может лишь укрепить
авторитет Президиума Верховного Совета СССР.

11) Далее илет поправка 5 статье 77-й. Она
требует организации нового общесоюзного нарол-
ного комиссариата — Наркомата Оборонной про-
мышленности. Я думаю, что эту поправку также
следовало бы принять (аплодисменты), ибо назре-
ло время лля того, чтобы выделить нашу оборон-
ную промышленность и дать ей соответствующее
наркоматекое оформление. Мне кажется, что это
могло бы тольхо улучшить дело обороны нашей
страны.

12) Далее илет поправка к статье 124-й проек-
та Конституция, требующая ее изменения в том
направлений, чтобы запретить отправление рели-
THCSHEIX обрядов. Я думаю, что эту поправку сле-
дует отвергнуть, как не соответствующую духу яа-
шей Конституции.

13) Наконеп, еще одна поправка, имеющая бо-
лее или менее существенный характер. Я говорю о
поправке в 135-0й статье проекта Конституция.
Она предлагает лишить избирательных прав слу-
жителей культа, бывших белогвардейцев, всех быв-
ших людей и лиц, не занимающихся obmenores-
ным трудом, или же, во всяком случае, — ограни-
чить ‘избирательные праза лиц этой категории, лаз
им только пассивное избирательное право, т. ©.
право избирать, но не быть избранными. Я лумаю,
что эта поправка также должна быть отвергнута.
Советевая власть лишила избирательных прав не-
труловые и эксплоататорские элементы не на веки
вечные, & временно, до известного периода. Было
время, когла эти элементы вели открытую войяу
против народа и противодействовали советеким з8-
конам. Советский закон о лишении их избиратель-
ного права был ответом Советекой власти на это
противодействие. С тех пор. прошло немало време-
ни. 3а истекший период мы добились того, что
эксплоататорские классы уничтожены, а Советская
власть превратилась в непобедимую силу. Не при-
шло ли время пересмотреть этот закон? Я думаю,

что пришло время. Говорят, что это опасно, так как

туции Союза: ССР

могут пролезть в верховные органы страны врал“
дебные Советевой власти элементы, кое-вто из быв-
шах белогварлейцев, ‘кулаков, попов и т. х. №
чего тут собственно бояться? Волков бояться, в 2ее
не ходить. (Веселое оживление в зале, бурные
аплодисменты). Во-первых, не все бывшие кулаки,
белогварлейцы или попы вражлебны Советской вла-
сти. Во-вторых, если народ кой-гле и изберет
вражлебных людей, то это булет означать, что н4-
из атитационная работа поставлена из PYE BOE
01050, ий мы вполне заслужали такой позор, если же
наша агитапионная работа булет итти по-больше
вистеки, то нарол не пропустит вражлебных люлей
8 свои верховные ортаны. Значит, нало работать,
a не хныкать (бурные аплодисменты), нало рабо
тать, & не ложилаться того. что все будет прело-
ставлено в готовом виле в порялке алуинистратив-
ных распоряженай. Ленив еще в 1919 году гово-
рил, что недалеко то время. когла Советская власть
сочтет полезным ввести всеобщее избирательное
право без всяких ограничений, Обратите внимание:
без всяких ограничений. Ito on говорил в то в0е-
мя, когла иностранная военная интервенция не бы-
ла еще тиквитирована, & наша промышленность и
сельское хозяйство нахолились в отчаянном T00-
жении. С тех пор прошло уже 17 дет. Не пора ли,
товарищи, выполнить указание Ленина? Я думаю,
что пора.

Вот что говорил Ленин в 1919 голу в своем
труде «Проект программы РЁП(б)». Разрептите за=
читать:

«Р.В.П. холжна раз‘яснять трудящимся мас-
сам, во избежание неправильного обобщения пре-
холящих исторических надобностей, что лише»
ние избирательных прав части граждан отнюль
ве касается в Советской республике, как это
бывало в большинстве буржуазно-лемократиче-
ских республик, определенного разряла гражлан,
пожизненно об’являемых бесправными, a OTHO-
сится только в экеоплоататорам, только к тем, Ето
вопреки основным законам социалистической Co-
ветской республика упорствует в отстаивании
своего эксплозтаторского положения, в сохране-
ний капиталистических отношений, Следователь-
но, в Советской республике, е олной стороны,
е каждым днем укрепления социализма и сокра-
щения числа тех. кто имеет 0б’ективно возмож-
ность оставаться экеплоататором или сохранять
капиталистические отношения, уменьшается с3-
мо собою процент лишаемых избирательного прз-
ва. Елва ли теперь в России этот процент больше
чем два, три процента. С лругой стороны, в с&-
мом недалеком булущем превращение внешнего
нашествия и довершение экспроприации э5спро-
приаторов может, при известных условиях, 603-
дать положение, вогла пролетарская госухарет-
венная власть изберет другие способы полавле-
ния сопротивления эксплозтаторов и введет все-
общее избирательное право без всяних ограни-
чений» (Левин. т. ХХГ\и, стр. 94: Издание
Партизлата. 1935 год).

Кажется, ясно.

Так обстоит лело с поправками и добавлениями
к проекту Констатуции СССР.

И.
Значение новой Конституции СССР

‚ Судя по результатам всенародного обсуждения,
длившегося почти 5 месяцев, можно предположить,
что проект Конституции будет олобрен настоящим
С’ездом. (Бурные аплодисменты, переходящие в ова-
цию. Зал встает).

Через несколько дней Советскей (Союз будет
иметь новую, сопиалистаческую Конетитуцаю,
построенную на началах развернутого социали-
стического демократизма.

Это будет исторический документ, трактую-
щий просто и сжато, почти в протокольном стале,
о фактах победы социалазма в СССР, о фактах
освобождения трудящихся ОСОР от капиталисти-
ческого рабства, о фактах победы в СССР’ развер-
нутой, до конца последовательной демократии.

Это будет документ, свилетельствующий о том,
что 10, 0 чем мечтали и поодолжают мечтать мал-
лионы честных людей в капиталастических стра-
нах, — уже осуществлено в CCCP. (Бурные
аплодисменты).

Это будет документ, свидетельствующей Oo том,
что то; что осуществлено в СОСР, вполне momer
быть осуществлено и в других странах. (Бурные
аплодисменты).

Но из этого следует, что международное зна-
чение новой Констатуцаи ССОР едва ли может
быть переоценено.

Теперь, когда мутная волна фашизма оплевы-
вает сопиалистаческое движение рабочего класса
и смешивает с грязью демократические устремле-
ния лучших людей цивелазованного мифа, новая
Конституция СССР будет обвинательным атом

стал реальностью,

им силу незыблемого закона. В че-
ванных формулах Основно закона
СОСР воплощена замечательная дей-
ствительность страны, тде социализм
тде торжествует

социализма, несущего народным мас-
сам радостную и счастливую жизнь.

Государственная, законодательная
тарантия права на труд, на отдых,
на просвещение, великие демократи-

ми, как панацею от всех роковых бед
тниющего капиталистического строя.
Самый факт существования социали-
стического государства
трудящимся массам всего мира пути

оворнит вождь

ным образцом
сопровождалась

указывает

социальной сатиры,
TPOMOBLIM
делегатов УШ Чрезвычайного С’езла
Советов. «Идеологи» германского фа-
шизма до конца дней своих не за-

против фашизма, говорящим © том, что социализи
и демократия непобедамы. (Аплодисменты). Новая
Вонститупия СССР булет моральной помощью и
реальным подспорьем для всех тех, вто ведут ныне
борьбу протав фашистекого варварства. (Бурные
аплодисменты).   3

Еще большее значение имеет новая Вонститу-
ция СССР для народов СССР. Есла для нафодов
капиталастаческих стрен Конституция СССР будет
иметь значение программы действий, то для на-
родов CCCP ona имеет значение итога их борьбы,
итога их побед на фронте освобождения челове-
чества. В результате пройденного пути борьбы и
лишенай преятно и оалостно иметь свою Вон
ституцию, трактующую о плолах наших побед.
Приятно @ радостно знать, за что бились наша
люди и вав они добились всемарно-асторической
победы, Приятно и радостно знать. что EDOBB,
обильно пролитая нашимая людьми, не прошла’
даром, что она дала свои результаты. (Продолжи-
тельные аплодисменты). Это вооружает духовно
Ham габочай класс, налие крестьянство, нашу тру-
довую интеллигенцию. Это двигает вперед и пох-
нимает чувство законной гордости. Это укрепляет
веру в свои силы и мобализует ва новую борьбу
для завоевания новых побед коммунизма. (Бурная
овация, весь зал встает; громовое «ура», общие

- возгласы: «Да здравствует товарищ Сталин!»

С’езд, стоя, поет «Интернационал». После исполне=
ния «Интернационала» бзация возобновляется.
Крики «ура!» «Да здравствует наш вождь това-
рищ Сталин!»).

*

народов, над их готовностью героя-
чески и самоотверженно защищать
свою родину. Пусть как следует ной-
мут смыол единодушного одобрения,
которое вызвало среди делегатов
выдвинутое при ‘всенародном обсуж-
дении Конституции предложение 0
создании Народного Комиссариата

хохотом

зождя, над всем миром зазвучали
лова исторического доклада о Кон-
титуции социалистического тосудар-
ства рабочих и крестьян, о великой
тартии вольностей победивитего ©о-
Циалистического народа.

Гордой радостью каж-
ый, кто слушал этот замечательный
доклад. В затихшем зале Большого
Кремлевского Дворца, где собралось
три тысячи избранников народа, и У
тысяч репродуклоров по всей совет-
ской стране слушали вождя гордые и
Тадостные советские люди. Трубный
Too победы гремел над советской
ввмлей, и к нему о восторгом и нА
деждой прислушивались далеко 3%
рубежами нашей страны миллионы
прудящихся и экоплоатируемых В
Евтителистическом мире. Говорил
вождь — и необ’ятные армии проле*
тарокой революции слушали про-
®тые и полные могучей силы слова,

мворил о тех временах,
ода утверждалась первая Конети-
чущия — и миллионы бойцов вопо-
минали эти годы жестоких классовых
битв, когда во всей остроте и силе
тоял вопрос «кто кого?», когда раз-
зартывалось историческое воревнова-
Bus Beyx хозайотвенных систем ==

видации капиталистических классов
и эксплоатации человека человеком,
о полной и окончательной победе со-
циализма в

Отромные изменения произошии за
эти годы в стране, в ее хозяйствен-
ной и политической жизни. Дикталу-
ра рабочего класса победно выполни-
ла задачу социалистического преобра-
зования страны. Новая социалистиче-
ская экономика, новые общественные
отношения, новая культура, массовая
инициатива и творчество народных
масс под руководством партии, заме-
чательный рост людей социалистиче-
ского общества — вот что принесли
эти годы, полные напряженной борь-
бы и творческого энтузиазма.

Товарищ Сталин дал блестящий и
всесторонний анализ этих изменений,

‘определивших необходимость с0зда-

ния новой Конституции СССР. Новая
Конституция — э7Т0 «завоеванное и
затисанное», это — итог завоеваний
Великой Пролетарской революции,
реаультат торжества социализма В

CCCP. Ona регистрирует то обще-
ственное и тосударственное уетрой-
ство, те демократические ды,

которые уже отали реальной повое-
дневностью

нашей жизни, придавая.

общественная социалистическая cod-
ственность и осуществляется  прин-
цип первой фазы коммунизма: «От
каждого по его способностям, каж-
дому — по его труду». Миллио-
ны трудящихся и. экоплоатируемых
в странах капитализма могут на при-
мере огромной и могучей стравьь ре-
ально оубелиться в преимуществах

ческие свободы, реально обеспечивае-
мые всей мощью государства, самая
демократическая в мире избиралель-
ная система — чт может противо-
поставить всему этому грязный и
кровавый мир капитализма? Буржуа-
зия выдвигает фашизм, кровавое тер-
рористическое насилие над голодны-
ми и упнетенными наролными маоса-

их исторической борьбы за свое осво-
бождение. Вполне понятны злоба и
ненависть, которые вызывает у за-
правил фашизма наша Конституция.

С отромной силой сарказма разоб-
лачает товарищ Сталин куцую «фи-
лософию» зарубежных горе-критиков
проекта Конституции. Эта часть ре-
чи вождя, являющаяся  замечатель-

ОТКРЫТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО У ВСЕСОЮЗНОГО СЕЗДА СОВЕТОВ

Ровно в 5 часов вечера, без еди-
ной минуты опоздания, открывается
с’езд. Невиданный шквал  привет-
ствий и возгласов встречает появле-
ние за столом & товарищей
Сталина, Калинина, Молотова, Кага-
новича, Ворошилова, Орджоникидзе,
Андрееза, щи, Косиора, Ждано-
ва, Рудзутака, “Петровского, Ежсва,
Акулова.

«Да здравствует великий Сталин!
«Ура Сталину!» — несется ©0 всех
концов зала,

Проходят одиз, три, пять, восемь
минут.. овации ширятоя все больше

больше.

и Наконец рукоплескения стихеют, и децкий.

Михаил Иванович Калинин произно-
сит вступительную речь.

Слово предоставляется тов. Кодац-
кому. От имени партийной группы,
совещания беспартийных делегатов и
Совета старейшин с’езда он предла-
тает избраль президиум из 30 чело-
зек. Это. предложение принимается
единогласно. С’езд вотречает бурны-
ми аплодисментами имена товарищей
Андреева, Ворошилова, Ежова, Жда-
нова, Кагановича, Калинина, Косиора,
Литвинова, Микояна, Молотова, Орд-
жоникилае, а ‚ Постышева,
Рулзутака, ря, Эйхе. A

ыы Сталин! — об’являет тов. Ко-

Снова весь с’езд, стоя, восторжен-
но приветствует товарища Сталина,
демонстрируя безграничную любовь
народа к своему вождю. Затем С’еад
единогласно выбирает прелложенный
состав президиума и утверждает о-
став Мандатной комиссии. По пред-
ложению секретаря ЦИК тов. Акуло-
ва утверждается порядок дня и рег-
ламент С’езда.

Михаил Иванович Калинин предо-
ставляет слово для доклада о проек-
те Конституции Союза Советских. С0-
циалистических Республик товарищу
Сталину,

будут эти разящие реплики великого
стратега пролетарской революции на
пошлые и клеветнические потуги фа-
шистской печати, пытавшейся cHa-
чала замолчаль, & потом оклеветать
Конституцию  социалистического го-
сударства

Отвечая господам, критикующим
проект Конституции з& то, что он не
об’являет «свободу политических
партий», блестяще разоблачив вздор-
ность этой убогой критики, товарищ
Сталин дает глубокий теоретический
анализ классовой структуры нашего
общества. Бурей аплодисментов отве-
THX ©’езд на замечательные слова 0
руководящей роли нашей партии,
лучшей части рабочего класса, «оме-
m0 и до конца защищающей инте-
ресы рабочих и крестьян». В этой
восторженной овации делегаты вы-
разили огромное доверие народа ком-
мунистической партии,  безразлель-
ную преданность и любовь к её ве-
ликому вождю, железное спгочение
трудящихся масс вокруг овоего ком-
мунистического руководотва.

Пусть задумаются фашистские под-
зжитатели войны над этим единством

Оборонной Промышленности.

Анализируя итоги пятимесячного
всенародного обсуждения проекта
Конотитуции, товарищ Сталин выска-
зался ва принятие весьма важных
поправок, внесенных в ходе обсужде-
ния и обеспечивающих еще большую
демократичность образования высше»
о органа государственной власти
в СССР, еще более полное представи-
тельство в нем национальных рес-
публик.

Заключительная часть речи учите-
ля и друга трудящихся звучала, Kak
боевой призыв к новой борьбе з&
торжество коммунизма во всем мире.
В этих словах, полных огромной вну-
тренней силы и мужественного пафо*
са революции, была воплощена 60е-
вая воля трулящегося человечества
к побеле над миром эксплоатации и
тнета, кровавых и гнусных преступ-
лений фашизма. Говорил мудрый
вождь, окруженный своими соратни-
ками, боевым штабом социализма,
восторженно призетствуемый лучши-
ми людьми великого нарола, —й 8
его словах гремела побелная песнь
мировой социалистической ’ револю»

pen